Почему нельзя кормить против воли
Ребенок может не есть в саду или дома по разным причинам, но в любом случае заставлять его это делать не нужно. В противном случае сформируется нездоровое пищевое поведение, которое может проявиться спустя много лет. Переедание, чрезмерное потребление сладкого или фастфуда, полный отказ от еды, употребление в пищу только одного продукта, постоянное следование диетам, недовольство своим весом, анорексия, булимия – часто эти явления возникают из-за неправильно выстроенных отношений с едой в детстве.
Распространенное явление – кормление «под мультик» – также не имеет ничего общего с нормальным питанием. По сути, это то же кормление против воли, но его отличие в том, что еда вообще не воспринимается мозгом маленького человека. Организм не в состоянии воспринимать информацию с экрана и осознанно принимать еду, что приводит к печальным последствиям. Во-первых, такой режим питания вызывает привыкание – отказ от еды в садике возникает просто потому, что ему не включили мультфильм. Во-вторых, возникает переедание – сигналы о насыщении просто игнорируются. В-третьих, из-за неосознанного потребления пищи ребенок оказывается не в состоянии в дальнейшем выбирать, что он хочет съесть: вкусовые предпочтения отсутствуют.
Есть еще множество аргументов в пользу выхода из «общества чистых тарелок», поэтому врачи настоятельно рекомендуют не кормить детей, если они наотрез отказываются от еды.
Питание
«Садиковская» кухня очень отличается от домашней. Она и пахнет по-другому, и выглядит, да и вкус может быть совсем незнакомым. Это не значит, что в саду еда лучше или хуже домашней. Она просто другая. Многие блюда из казенного ассортимента малыш дома просто не пробовал. Чтобы сделать знакомство с детсадовскими блюдами не таким резким, можно ещё дома начать готовить из тех же ингредиентов и предлагать ребенку кушанья из меню детского сада. Узнать его можно в детском саду – его вывешивают обычно около кухни, в раздевалке или публикуют на сайте учреждения. Про рецепт и алгоритм приготовления можно узнать у работников кухни или помощника воспитателя.
Привыкание к питанию в детском саду в среднем занимает два месяца – в течение этого времени ребенок может есть плохо, и это ожидаемо. Если мама обеспокоена именно питанием, то ей стоит морально подготовиться к этому периоду. Почти каждый ребенок и вовсе категорически отказывается съесть хоть что-нибудь в первую пару дней в детском саду. Нужно ли докармливать дома вечером или предлагать ему завтрак утром? Каждая мама решает сама, но нужно понимать, что, съев домашний завтрак, ребенок, скорее всего, не станет есть в садике. А если он привыкнет ужинать и в саду, и дома, это может привести к перекармливанию и, в дальнейшем, к расстройствам пищевого поведения.
Что же делать? Просто подождать необходимое для адаптации время. Если же по прошествии двух месяцев ребёнок так и не начал питаться в предложенном режиме, имеет смысл обратиться за консультацией к педиатру или детскому психологу. Возможно, ребёнок не ест не потому, что ему невкусно, а потому что он не чувствует себя комфортно в садике. Невозможно принимать пищу без чувства уверенности, безопасности и комфорта. Если ребенок не ест в саду, задача родителя – разобраться в том, как малыш ощущает себя.
Пять способов от психолога накормить малоежку полезной едой
Как поступить в ситуации, когда педиатр говорит, что все в порядке, Вы проверили рацион питания, инстинкт самосохранения никуда не пропал, но ребенок все равно отказывается есть? Значит, есть какие-то внешние проблемы. Справиться с ними помогут советы наших психологов.
1. Не давите на ребенка
Дети чутко реагируют на эмоции взрослых, особенно на негативные. Относитесь к недоеденной трапезе спокойно: не съел – значит не голодный
Если для малыша это не является важной проблемой, то и Вам не следует бить тревогу. Не стремитесь накормить его любой ценой
- Никогда не пытайтесь насильственно накормить ребенка, не угрожайте (типа «Не съешь – вылью тебе на голову») – не ломайте его волю.
- Никогда не ругайте ребенка, когда он ест, за плохой аппетит, посаженное на одежду пятно или поведение – прием пищи будет ассоциироваться с отрицательными эмоциями.
- Никогда не пихайте ложку, если ребенок упорно закрывает рот и отодвигает тарелку, он наелся и перекармливать его не нужно.
- Никогда не наказывайте ребенка едой.
Учитесь отличать капризы от сытости. Сохраняйте спокойствие. Лучше поставьте на видное место блюдо с полезными перекусами — фруктами и нарезанными овощами. Когда ребенок проголодается, он сам подойдет и поест. Инстинкт самосохранения не обманешь.
2. Сделайте из приема пищи семейный ритуал
Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, помогают детям чувствовать себя в безопасности. Как сделать традицию из обычного обеда? Очень просто. Постелите на стол красочную скатерть или клеенку, поставьте красивую посуду, разложите салфетки. Садитесь ужинать или обедать всей семьей. Выключите телевизор, чтобы он не отвлекал ребенка. Разговаривайте за столом: как прошел день, что интересного произошло, о планах на завтра. Пусть ребенок видит, что прием пищи – это что-то интересное, спокойное и приятное, конечно, ему самому захочется принять участие в семейной трапезе.
3. Подайте положительный пример
Хотите, чтобы ребенок питался правильно и в одно и то же время? Тогда сами поступайте также:
- ешьте сами, только когда голодны – после сна, в обед, после прогулки
- старайтесь, чтобы завтрак, обед и ужин были в определенное время,
- ограничивайте прием пищи по времени – 20-30 минут, порции должны быть небольшими;
- старайтесь не перекусывать между трапезами, а если делаете это, то выбирайте фрукты и овощи;
- отдавайте предпочтение здоровой разнообразной пище, ударяться в модные пищевые «религии» необязательно;
- следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно овощей, мяса, фруктов, рыбы, злаков;
- предлагайте продукты по возрасту, регулярно готовьте новые блюда.
Согласитесь, нечестно требовать от малыша того, чтобы он съедал полностью тарелку супа, когда Вы сами обедаете аппетитным бутербродом или перебиваете аппетит шоколадкой. Наши пищевые привычки формируются в детстве, и какими они будут у ребенка, зависит только от Вас.
4. Подавайте блюдо красиво
Скучную кашу мало кто любит, а вот если выложить на ней ягодами веселую рожицу, то кушать ее намного веселее и интереснее, правда? Для того чтобы необычно оформить привычное блюдо, не нужно много времени. Сосиски с «волосами» из спагетти, мышка из творога с глазками-изюминками и сырным хвостиком, машинки из болгарского перца приведут в восторг любого «малоежку». Заведите малышу собственную посуду, пусть на дне тарелки или чашки будет веселая картинка: чтобы ее увидеть, придется все съесть.
5. Находите компромисс
Если ребенок не хочет есть овощи, предлагайте фрукты, отказывается от курочки – приготовьте свинину или говядину, не любит вареные овощи – запеките их, может, даже с той же курочкой или котлеткой. Предлагайте пищу несколько раз, но только без раздражения и злости в голосе. Всегда найдется блюдо, которое ему особенно нравится, которое он съест с удовольствием. Попробуйте привлечь ребенка к готовке. Поручите ему то, что он в состоянии сделать: посыпать пиццу сыром, слепить колобок из теста и т. д. Обязательно поблагодарите за помощь при всех.
Самое главное, говорят психологи, запаситесь терпением. Как правило, к 10-12 годам дети-малоежки начинают есть хорошо. Ваша задача – помочь ему сформировать правильное пищевое поведение, чтобы в будущем у него не возникло проблем со здоровьем.
Ошибки родителей
Важно не совершать следующих ошибок с детьми, которые не хотят спать, играть и вообще находиться в детском саду:
- ругать своих чад за постоянные истерики, агрессии, что еще больше напугает, создаст чувство незащищенности и только усугубит ситуацию;
- заставлять малыша давать обещание, что он больше не будет плакать, а потом попрекать его невыполнением;
- смеяться над детскими страхами, жаловаться другим взрослым на малыша в его присутствии;
- заставлять посещать детсад угрозами.
Не стоит прерывать посещение детского сада на долгий срок, поскольку при повторном зачислении, как в первый раз − снова адаптация, которую необходимо пройти.
Беспробудный соня
Ольга, мама 5-летнего Максима
«Утро – самая тяжелая часть дня. И все из-за того, что моего сына невозможно разбудить вовремя. Начинается с того, что я каждые пять минут в течение получаса захожу в детскую, пытаясь поднять Максима. Сначала ласково щекочу за пятки, целую – он что-то мурлычет в ответ. Я ухожу готовить завтрак и, вернувшись, снова застаю его спящим. Опять бужу, он сонно отвечает, что через минуту встает. Иду накрывать на стол, но он продолжает спать. И так может длиться до бесконечности, пока у меня не лопается терпение и я силой не вытаскиваю его из постели!».
Рекомендации психолога
Причины, по которым ребенок не может встать в сад, могут быть разными. Не выспался, устал, переутомился и просто не в силах встать без принуждения. На самом деле за этим может крыться… – страх, боязнь чего-то плохого, что ожидает малыша в детском саду. Возможно, что кроха не любит воспитателя или нянечку, которые на него ругаются, или поссорился с другом и не желает его видеть. Бывает, что ребенку дали роль в спектакле на детском утреннике, а он не может побороть свое стеснение.
Если ребенок рассказал вам о своих опасениях, ни в коем случае не ругайте и не высмеивайте его. Так вы проблемы не решите, а лишь усугубите ее. Малыш еще больше замкнется в себе, а бояться меньше не станет. Даже наоборот. Ведь теперь и «родители не на его стороне». Выслушайте малыша, проявите сочувствие, чтобы он ощутил вашу поддержку, а затем предложите выход из ситуации.
Помните, что ребенок только делает первые шаги в мир социума, и все, что происходит вокруг, для него ново. Казалось бы пустяковая проблема, но ребенку она видится ему чуть ли не всемирной катастрофой. Малыш еще не умеет сам справляться с трудностями, ему требуется ваша поддержка и помощь. Некоторые родители совершают ошибку, перелагая решение сложностей на хрупкие детские плечи, говоря, что сын или дочь «должны учиться стоять за себя и преодолевать трудности».
Если бы ребенок мог, он бы сам справился без вашей помощи! Когда малыш действительно чего-то страшится и просит вас о поддержке, не оставайтесь равнодушными к детским переживаниям, дабы не оттолкнуть от себя малыша и не породить в нем комплексы.
Если у ребенка сложные отношения с воспитателем – обязательно переговорите с ней и попытайтесь наладить контакт. Если же малыш не может наладить контакт с детским коллективом или поссорился с кем-то из детей, постарайтесь урегулировать ситуацию вместе с их родителями, или тоже обратитесь к воспитателю. Воспитатель следит за «климатом» в группе и может помочь ребенку влиться в компанию, подружиться с ребятами.
Сделайте так, чтобы детский сад стал малышу вторым домом, и он с радостью просыпался по утрам, зная, что впереди его ожидает чудесный день, полный увлекательных игр и занятий в окружении детей и воспитателей.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
- Как будить ребенка в детский сад
- Как правильно будить ребёнка
- Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям
- Что должен уметь ребенок перед детским садом — 4 полезных навыка
- Ошибки родителей, из-за которых ребенок не хочет ходить в детский сад
- Ребенок не хочет идти в садик — что делать
- Водить или не водить ребенка в детский сад?
- Памятка родителям: 20 причин, почему ребёнок не ест в детском саду, и что с этим делать (часть 1)
- 7 навыков, которые должен освоить ребёнок перед детским садом
- 4 примера неудачной адаптации к детскому саду
- Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки
Работа над ошибками
Избегайте распространенных ошибок, которые при любой причине отказа ребенка от садика только усугубляют проблему.
Нельзя:
- показывать малышу свою тревогу;
- пугать детсадом;
- обманывать кроху – назвав время своего прихода, соблюдайте свое обещание;
- позволять манипуляции, поддаваться на уговоры;
- критиковать детсад или его работников при ребенке.
Как видите, причины, по которым дитя не хочет ходить в садик, довольно разнообразны. Правильное их определение – уже половина решения. Не отстраняйтесь от малыша, постарайтесь создать и поддерживать с ним доверительные отношения – это поможет и в выявлении причин, и в решении проблемы. Самое главное – не прибегайте к радикальным мерам и не отказывайтесь полностью от детского сада, лишая ребенка возможностей социализации и развития.
Приучаем к ложке (этап перехода от бутылочки с соской к столовым приборам).
Прежде чем обучать ребенка самостоятельному приему пищи, нужно приучить его к ложке. Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод, и если его научить понимать, что ложка может удовлетворить потребность организма в еде, процесс обучения пойдет быстрее.
Приучать ребенка к ложке нужно несколькими способами одновременно:
- личный пример (ребенка сажают за стол вместе со взрослыми и другими детьми, владеющими этим навыком);
- ребенку предлагают небольшое количество пищи в ложке. Здесь есть два важных момента. Во-первых, не задерживать ложку во рту, чтоб не сработал сосательный рефлекс, во-вторых, в ложке обязательно должно быть что-то вкусненькое;
- игровые занятия (кормление игрушек – вне времени приема пищи, игра в песочнице совочком и лопаткой).
Причины
Самая распространенная причина, по которой ребенок плохо ест, заключается в перекармливании. Начитавшись форумов, насмотревшись обучающих видео в исполнении интернет-мам, некоторые матери начинают кормить чадо по требованию: как только малыш пискнул, ему в любое время сразу дают грудь, не задумываясь, что пищать кроха может не только от голода, но и по иным причинам.
В результате младенец ест почти постоянно, практически каждый час, и нет ничего удивительного, что при каждом отдельном кормлении он делает это не слишком охотно, кряхтит, вяло сосет, порой давится, нередко тут же срыгивает. Проблема перекармливания, не раз поднимаемая известным педиатром доктором Комаровским, свойственна не только мамам первенцев, которые еще плохо представляют себе, с какой стороны к ребенку подходить, но и мамам с опытом. Накормить – сильнейший материнский инстинкт, данный самой природой. При отсутствии здравого смысла он становится доминирующим.
Какие еще причины могут быть у грудничка, чтобы плохо и мало есть.
Недомогание, заболевание, режущиеся зубы, кишечные колики, насморк
Снижением аппетита малыши первого года жизни реагируют на любые ухудшения своего самочувствия. Поэтому в случае, если ребенок уже не первое кормление отказывается от груди или бутылочки или съедает мало, а потом плачет или засыпает ненадолго, следует измерить ему температуру, осмотреть десны, полость рта, убедиться, что животик младенца мягкий, безболезненный, нет признаков вздутия. Если самостоятельно трудно оценить эти признаки, посетите педиатра, доктор с легкостью справится с этой задачей и ответит на все вопросы.
При болезненном состоянии малыши могут вообще отказываться от пищи, но когда наступает улучшение, аппетит возвращается. При коликах ребенок начинает есть нормально, но по мере насыщения появляются неприятные ощущения в кишечнике, в результате грудничок беспокойно ест грудное молоко, кричит, потеет и дергается, пытается поджимать ножки к животу.
Физические неудобства при кормлении
Не все новоиспеченные мамы знакомы с техникой грудного вскармливания, а потому могут неудобно держать кроху, не учитывать особенностей неправильной формы соска или соски для бутылочки. Если во время кормления ребенок мокрый или обкакался, если при сосании он заглатывает много воздуха, то о полноценном кормлении говорить сложно.
Настроение
Да, вы не ослышались, ваш новорожденный ребенок имеет собственное настроение и порой оно настолько плохое, что есть совсем не хочется. Крохи, которые подолгу надрываются в кроватке в ожидании, когда мама соизволит подойти, нуждаются в некотором времени на руках перед кормлением, чтобы успокоиться и перестать всхлипывать. Не стоит сразу предлагать им грудь или бутылочку с питанием.
Вкус еды
Ребенку может не нравиться вкус грудного молока или молочной смеси. Это его полное человеческое право, несмотря на то, что он мал. Кормящим мамам следует убедиться в том, что в их рационе отсутствуют острые, пряные специи, маринады, чеснок, алкогольные напитки. Для родителей искусственника больше подойдет совет сменить смесь. Но сделать это лучше не самостоятельно, а после консультации с педиатром.
Ребенок не хочет есть, он хочет пить
Очень часто родители новорожденного даже не подозревают, что плачет их чадо не только от голода, но и от жажды. Понятно, что пока ребенок ничего, кроме грудного молока, не ест, но оно не способно полностью покрыть потребность маленького организма в жидкости. Предложите воду. И только убедившись, что чадо не хочет пить воду в данный момент, переходите к кормлению.
В большей степени в воде нуждаются дети, которые едят молочные смеси.
Прикорм вводится неправильно
При введении прикорма родители должны четко соблюдать возрастные сроки, сверяя время введения овощных, фруктовых пюре, мясных и рыбных блюд с таблицей прикорма и индивидуальными рекомендациями детского врача, который наблюдает ребенка. Также нужно учитывать личные вкусы малыша – одни не любят яблочное пюре, так стоит ли упорствовать, когда можно заменить его на пюре из груши?
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма
Дневной сон
Проблема с засыпанием в тихий час возникает часто. Малыш не может расслабиться и почувствовать себя комфортно в общей спальне с большим количеством других детей. Чтобы сгладить этот дискомфорт, можно давать ребенку с собой в садик игрушку, с которой он будет засыпать
Важно, чтобы малыш сам выбрал эту игрушку. Это может быть даже и не игрушка, а какая-то личная вещь из дома
Она будет давать ему ощущение покоя, безопасности, поможет расслабиться. Нужно обговорить этот момент с воспитателем. Педагоги обычно идут навстречу, просто нужно поставить их в известность об особенностях засыпания вашего ребенка.
Отечественные педагоги придерживаются мнения, что в дошкольном возрасте детям необходим дневной сон. Многие дети не разделяют это мнение и к трем-четырем годам от дневного сна отказываются полностью. Но в садике нужно придерживаться установленного режима. Во время тихого часа требуется, чтобы ребенок был в постели и если не спал, то хотя бы тихо лежал. Добиться этого от неспящего ребенка очень сложно.
В большинстве случаев после периода адаптации даже отказавшиеся от дневного сна дети в тихий час засыпают. Если же ребенок отказывается наотрез, то родителям стоит поговорить с воспитателями и найти совместными усилиями вариант времяпрепровождения для малыша в то время, когда остальные дети спят. Например, ребенок может бесшумно играть в игровой комнате или рисовать, или рассматривать книжки. Также родители могут дать ему плеер с аудиокнигами. Но такой вариант подходит только для детей, которые могут вести себя тихо и в течение какого-то времени не отвлекать других детей и воспитателей. Да, необходимо понимать, что детский сад – заведение, в котором много детей, а значит, индивидуального подхода там быть не может. Воспитатель не будет заниматься с одним «нережимным» ребенком тогда, когда остальные придерживаются установленного режима.
Возможные причины
Малыш может бунтовать против садика просто из-за того, что он вредничает. Но чаще всего проблема кроется более глубоко. Поэтому родители должны узнать некоторые причины, по которым ребенок может отказываться от посещения детского сада. Ведь бежать к руководству дошкольного учреждения со скандалами или ругать малыша – это не выход.
Напряженное общение с детьми. Каждый ребенок индивидуален, поэтому не исключено, что ваш кроха просто замкнут в себе и не охотно идет на контакт с другими малышами. Насмешки. Многие дети в раннем возрасте плохо выговаривают некоторые буквы, неуклюже ведут себя. А другие дети это быстро замечают и начинают высмеивать ребенка с проблемами. Они делают это не со зла, просто таковы особенности данного возраста. Кстати, объектом насмешек могут стать и детки с патологией внешности (шрамы, родимые пятна на лице и пр.). Повлиять на ситуацию в данном случае вам будет сложно, и дальнейшее развитие отношений между детьми полностью зависит от компетентности воспитателя и психологической подготовленности вашего ребенка. Неготовность малыша посещать садик. Если вы не научили ребенка слушать и уважать взрослых, не приучили его к новому распорядку дня, то ваше чадо будет бунтовать против детсадовского режима и новых правил. Если он раньше проводил время так, как хотел, и ему никто не перечил, то вам стоит быть готовыми к истерикам. Смена детского сада. Если вы только перевели ребенка в другой детский садик, то он, скорее всего, будет скучать по старым приятелям, а отношения с новой группой будут складываться сложно, ведь в ней уже тоже будет сложившийся коллектив. Проблема в воспитателе. Многие мамы считают, что воспитатели в саду ведут себя крайне не корректно по отношению к детям
И хотя на самом деле это в большинстве случаев не так, все-таки стоит взять во внимание и данный вариант. Если вы точно знаете, что педагог ведет себя с вашим ребенком грубо, позволяет себе проявлять жестокость и даже рукоприкладство, то самое время решить проблему кардинально. Ведь даже если вы поговорите с руководством, и воспитателя накажут, кроха все равно будет бояться каждой новой встречи с ним
Непривычная обстановка. Малыши остро реагируют на такие вещи, о которых взрослые даже и не задумываются. Незнакомое помещение, множество чужих лиц и новых вещей – все это может стать причиной для расстройства малыша, и он будет требовать вернуть его в привычное русло, домой. Семейные проблемы. Многие родители даже не подозревают о том, что обстановка в доме в первую очередь влияет на их ребенка. Ссоры и конфликты, рукоприкладство и алкоголизм – все это оставляет свой отпечаток на психике малыша, а отказ от посещения детского сада, лишь прикрытие самой настоящей депрессии
Ведь даже если вы поговорите с руководством, и воспитателя накажут, кроха все равно будет бояться каждой новой встречи с ним. Непривычная обстановка. Малыши остро реагируют на такие вещи, о которых взрослые даже и не задумываются. Незнакомое помещение, множество чужих лиц и новых вещей – все это может стать причиной для расстройства малыша, и он будет требовать вернуть его в привычное русло, домой. Семейные проблемы. Многие родители даже не подозревают о том, что обстановка в доме в первую очередь влияет на их ребенка. Ссоры и конфликты, рукоприкладство и алкоголизм – все это оставляет свой отпечаток на психике малыша, а отказ от посещения детского сада, лишь прикрытие самой настоящей депрессии.
Чтобы понять, в чем именно кроется причина утренних истерик вашего малыша, присмотритесь к нему, поговорите с воспитателем и другими мамами. Если вам не удастся выяснить причину самостоятельно, то стоит задуматься над посещением психолога. Ведь проблему в любом случае нужно решать, и чем раньше вы это сделаете, тем будет лучше, прежде всего для вашего чада. Задавать малышу вопрос о том, почему он не хочет ходить в сад, не стоит. По крайне мере это нужно сделать как-нибудь мягко, играя. Потому что получить точного ответа на вопрос заданный в лоб, вряд ли получится.
Как понять, хорошо ребенку или плохо
Чтобы понять, насколько ребенку комфортно в детском саду, Юлия Кочетова рекомендует понаблюдать за его поведением, настроением, состоянием здоровья
«Если ребенок уже достаточно хорошо говорит, спросите у него, как он провел время, приучайте помнить и рассказывать про свой день и хорошее, и плохое, обращайте внимание на его чувства, а главное желание идти в детский сад, — поясняет она. — Если вы увидите, что ваш ребенок отказывается посещать ясли, проявляет негативные чувства, не настаивайте на том, чтобы приучить его к посещению детского сада, поскольку это может крайне неблагоприятно отразиться на эмоциональном состоянии — повысится уровень тревожности, могут возникнуть страхи и так далее». Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец, в свою очередь, добавила, что если ребенок стал плохо спать или чаще болеть, это тоже может свидетельствовать о том, что в яслях ему некомфортно, а рассказать он об этом пока не может
Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец, в свою очередь, добавила, что если ребенок стал плохо спать или чаще болеть, это тоже может свидетельствовать о том, что в яслях ему некомфортно, а рассказать он об этом пока не может.
В то же время эксперты отмечают, что родители должны доверять педагогам детских дошкольных учреждений. «Опытные педагоги зачастую лучше знают, как сделать процесс адаптации ребенка к саду более гладким, родители не должны пренебрегать их адекватным советам, по крайней мере, хотя бы однажды их стоит попробовать применить», — считает директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.
Родителям ребенка очень важно рассказать воспитателям о его привычках, о том, что он любит, а что ему не нравится. Также, по словам Кочетовой, необходимо получать от работников яслей и обратную связь — узнавать об эмоциональном фоне малыша в течение дня, его проблемах и достижениях. При этом Волынец настойчиво советует родителям приложить все усилия, чтобы поменять группу или даже учреждение, если ребенку там объективно некомфортно
«Бывает так, что ребенок психологически не совместим с конкретным воспитателем, не нужно бояться изменить ситуацию, мы же переходим с работы на работу, когда нам, например, не нравится начальник, возможно, с другим педагогом малыш будет чувствовать себя прекрасно», — говорит она
При этом Волынец настойчиво советует родителям приложить все усилия, чтобы поменять группу или даже учреждение, если ребенку там объективно некомфортно. «Бывает так, что ребенок психологически не совместим с конкретным воспитателем, не нужно бояться изменить ситуацию, мы же переходим с работы на работу, когда нам, например, не нравится начальник, возможно, с другим педагогом малыш будет чувствовать себя прекрасно», — говорит она.
Почему происходит отказ от еды в садике?
Причин, по которым ребенок наотрез отказывается кушать в саду, множество. Стресс, нежелание пробовать непривычную еду, резкое падение аппетита, снижение иммунитета на фоне тревожности – вот лишь несколько из них.
Период адаптации
Ему необходима адаптация – то есть ребенок должен привыкнуть к новому распорядку, воспитателям, детям вокруг, прогулкам по часам. Резкая смена обстановки для трехлетки (а тем более малыша младше) – серьезный стресс. Основные причины переживаний – это:
Подъем рано утром в одно и то же время.
Пока малыш был с мамой – он, как правило, просыпался тогда, когда высыпался. В ясли же или садик его будят – причем раньше, чем ребенок привык просыпаться. Психологически и физически маленькому человеку встраиваться в жесткий режим тяжело и он может первое время отказываться кушать. В саду много новых впечатлений – игрушек, игр, которые отвлекают от еды.
Новая среда общения.
Дети, воспитатели, психолог, медсестра – люди, с которыми он вынужден взаимодействовать ежедневно, тогда как раньше основными людьми в его жизни были родители. Выстраивание отношений требует много сил – на еду их может не оставаться. Самый серьезный стресс для ребенка – мама ушла и неизвестно, вернется ли вечером. На фоне неврозов и переживаний аппетит пропадает.
Дома прием пищи был превращен в ритуал – с чтением книг, просмотром мультиков или песенок. В саду же все просто садятся и едят. Не дождавшись начала ритуала, ребенок отказывается есть вовсе.
Лучше кушают в саду дети, которые часто общались со сверстниками, регулярно питались вне дома – у бабушки, в гостях, кафе. Малыш, в семье которого вокруг его питания были выстроены ритуалы и чьи родители/бабушки слишком много внимания уделяли тому, как покушал ребенок, могут отказом от еды пытаться манипулировать взрослыми.
Способ манипулирования
Бабушки, мамы очень радуются тому, что чадо хорошо ест. Отказ от приема пищи зачастую превращается в трагедию. Ребенок понимает это очень быстро и может добиваться своих целей, просто отказываясь есть.
То же самое может происходить и в саду. Не желая вместе со всеми садиться за стол, малыш надеется, что его:
- заберут из группы обратно домой;
- дадут другую пищу, чем всем остальным;
- накормят после обеда печеньем.
Если через какое-то время своих целей ребенок не добивается – он начинает есть так же хорошо, как и остальные малыши.
Плохой аппетит и непривычные блюда
Пытаться запихнуть во всех детей суп или тушеные овощи не нужно. Часто ребенок только в саду сталкивается с какой-то определенной едой – запеканками, супами, непривычной кашей или тефтелями. Чтобы не создавать малышу дополнительного стресса в период адаптации – стоит заранее начинать кормить его едой, которую готовят в садах – кашами, супами, запеканками, тушеными овощами и паровыми котлетами.
Болезнь и плохое самочувствие
Больной, вялый малыш не может обладать богатырским аппетитом. Возможно, в период адаптации у него снизился иммунитет, на фоне переживаний активировались воспалительные процессы.
В этом случае лучше показать малыша врачу и сдать анализы – возможно, нужно пропить курс витаминов, добавить в рацион больше соков и фруктов или просто на несколько дней оставить ребенка дома.
Отсутствие режима дня дома
До трехлетнего возраста у многих малышей вообще отсутствует режим дня и кормления. То есть ребенок ложится спать, когда устал, и ест, когда голоден. В результате в саду он находится в сильнейшем стрессе, так как в группе все происходит по расписанию и он вынужден есть тогда, когда не хочет.
Другие возможные причины
Если ребенка кормят перед садом и сразу после него – отказ от не такой вкусной пищи будет очевидным. Пусть малыш завтракает и ужинает вместе со всей группой, не стоит давать ему с собой печенье, перекусы, фрукты.
Если другой еды у ребенка в течение дня нет – он обязательно проголодается и поест.
Смена образа жизни
Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.
Выход
Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней
Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели. Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней
Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.
Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.
Ошибка №1 — Исчезновение родителей
В детском садике есть все условия, чтобы малышу было уютно, весело и интересно. Здесь его окружают яркие цвета, разные игрушки, заботливые воспитатели и другие дети такого же возраста. Большинство малышей сразу же увлекаются игрой и забывают о родителях, с которыми они пришли. Взрослые этому только рады. Они видят, что у малыша все хорошо, поэтому потихоньку уходят, оставляя свое чадо воспитателям.
Ребенок беззаботно играет и резвится, зная, что рядом мама, которая всегда его защитит. Если же она незаметно уйдет, малыш, обнаружив ее отсутствие, забеспокоится. Представьте реакцию ребёнка, когда он, вспомнив о маме, вдруг начинает искать её и не находит: один, в незнакомом месте, вокруг чужие люди – для ребёнка это шок. Ведь потерять маму — это один из главных детских страхов.
Внезапное «исчезновение» мамы или папы часто приводит к тому, что малыш еще крепче к ним привязывается, причем и на физическом, и на психологическом уровнях. После пережитого стресса ребенку становится страшно отпустить родителей от себя хотя бы на одну минуту. В результате необходимость ходить в детский садик превращается в испытание для всей семьи. Малыш просто боится там оставаться. Ребенок не сможет там находиться один – будет плакать, бояться, постоянно проситься домой.
Избежать проблем с походами в детский сад не сложно — нужно только правильно прощаться с малышом каждое утро. Дети тонко чувствуют настроение своих родителей. Если его близкие люди будут спокойными, малышу тоже будет легче. По словам психологов, вначале отводить кроху в детский садик лучше бабушке, старшей сестре или брату. Иными словами, это должен быть тот человек, к которому малыш меньше привязан. В таком случае ребенок будет знать, что мама остается дома, ждет его, поэтому он сможет к ней вернуться.
Родители должны убедить малыша в том, что он остается в детском саду не навсегда, что его обязательно заберут оттуда и отведут домой. Прощаясь, скажите ребенку, что вы придете за ним, когда стрелки часов будут показывать определенное время. Будьте пунктуальны и не заставляйте малыша ждать. Если он будет оставаться в детском саду дольше остальных детей, наблюдая, как всех забирают домой, такая ситуация снова обернется для ребенка сильным стрессом. Поэтому приходите вовремя и не вынуждайте малыша думать, что вы его бросили.