Какие слова лучше не говорить детям

Школьники: когда все вокруг дураки

Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина. 

— Ко мне регулярно приводят детей с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девочка во время консультации говорит: «Мне сказали, что я хамка, за то, что я нахмурилась на маму». Не обругала, а нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — можно ли детям показывать свои чувства или дети всегда должны быть милыми? — рассказывает Демина.

Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова. 

Екатерина Сиванова

— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать. Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она

Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.

Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то — «дурак», «тупой», нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: «Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается». Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.

Родителям стоит задуматься — а что делаем мы, чтобы наш второклассник себя так вел. Сплошь и рядом в речи родителей распространена такая фраза: «Ой, а училка наша что придумала». Если ребенок слышит, что мама называет его учителя «училкой», то какого отношения от него ждать к этому преподавателю? 

Если родитель обращает внимание на свою речь, но у ребенка все равно проблемы с обидными словами, то надо разговаривать: «Петя, давай поговорим о том, кто так делает? Для чего ты говоришь о своих одноклассниках плохо?» Он вам будет что-то рассказывать, если есть диалог. Ребенок таким образом всегда сообщает о какой-то своей потребности. Может быть, ему не хватает признания или внимания

Может быть, ему не хватает признания или внимания.

Если ваш школьник говорит ругательные слова, это тоже нужно обсуждать. Разговор всегда должен строиться на историях о том, «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.

Не грусти!

Если ребенок ходит грустный или рассказывает взрослым о своей проблеме, они часто отвечают: “Не грусти!” – подразумевая: “Какая ерунда! Мне бы твои проблемы”. Так мы отмахиваемся от подростка, а он закрывается и понимает, что у родителей не найти эмоциональной поддержки. Наоборот, ему придется “держать лицо”, чтобы не расстраивать взрослых. Если вы видите обеспокоенного ребенка, лучше аккуратно расспросить его о делах и настроении, это поможет снять напряжение у ребенка и укрепит вашу связь.

Замена: Ты сильно переживаешь? Да уж, это правда грустно / непросто. У меня была похожая история…

“Мама не плачет. Все хорошо”

Пытаясь защитить своего ребенка от лишних переживаний, некоторые родители надевают счастливую маску и делают вид, что все хорошо, когда их на самом деле переполняют негативные эмоции. Однако дети прекрасно чувствуют обман, и это их пугает. Если вы подавляете отрицательные эмоции и имитируете положительные, это вредит не только вашему здоровью, но и вашим отношениям с ребенком. Вам не обязательно рассказывать ребенку обо всем, что произошло, но вы должны на своем примере показать детям, что не нужно стыдиться своих собственных чувств и эмоций.

Часто говорите детям эти фразы? Как считаете, какие еще на первый взгляд безобидные слова на самом деле могут серьезно навредить ребенку?

Обесценивание усилий

Фразы: «Ты мог бы сделать все намного лучше», «Никакого проку от твоих медалей», «Не трогай телефон, а то снова сломаешь».

Почему нельзя говорить?

Никто не обладает заранее какими-либо талантами. Лишь долгая практика и опыт, полученный на ошибках, позволяют чему-либо обучиться. Высказанные фразы, суть которых в недооценивании усилий ребенка, способны отбить любое желание что-либо делать. Следует быть осторожнее, чтобы ребенок ощущал именно поддержку родителей, что вызовет стремление двигаться дальше, чтобы найти свой путь и достигнуть каких-либо успехов.

Исправление ошибки

Лучше высказывать фразы, в которых будет заложена вера в то, что ребенок обязательно раскроет свой потенциал. «Попробуй еще раз», «Ты справишься». Можно рассказать поучительные истории про ученых и писателей, для которых главнее оказался не талант, а именно упорство и здоровые амбиции.

Пустые похвалы

Как часто мы говорим своему малышу: «Моя умничка», «Мой золотой». Эти фразы настолько прочно вошли в наш обиход, что мы даже не контролируем их произнесение. А что они значат для ребёнка?

Детей обязательно нужно хвалить, но не захваливать. Похвала должна быть конкретной: в нужный момент за конкретные действия. В противном случае ребенок перестает её воспринимать и не реагирует даже тогда, когда ей, действительно, есть место.

Совет: Всегда мотивируйте похвалу:

– Какой же ты красавчик, ты сам быстро и правильно оделся на прогулку.

– Ты умничка, сама вспомнила про волшебные слова и вовремя их сказала.

Являются ли ваши методы воспитания правильными? Разберем самые частые ошибки родителей.

5. Упреки

Родителям свойственно время от времени упрекать своих детей. Мы иногда реагируем обидой на детские капризы и позволяем себе упрекать детей: «У тебя пока своего ничего нет», «Мы с отцом для тебя сутками работаем», «Я из-за тебя образования не получила».

И вот ребенок уже считает себя виноватым. Чувство вины, которое родители поселяют в душе ребенка, еще никому не помогало стать успешным и счастливым.

Совет: Замените упрек просьбой:

– Сложи аккуратно свои вещи, у нас с папой нет возможности в ближайшее время купить новые.

– У тебя, конечно, есть собственное мнение, только постарайся учесть и наш жизненный опыт.

6. Фразы о беспомощности ребенка

Наблюдать, как ребенок долго завязывает шнурки, неправильно протирает пыль или криво режет колбасу, не очень приятно. Поэтому родители позволяют себе сказать: «Дай я сам сделаю, у тебя все равно ничего не получится».

И мы оказываем своим детям медвежью услугу, делая что-то за них. Чего мы этим добьемся? Во-первых, того, что ребенок сам так ничему не научится. Во-вторых, у него появится уверенность в своей неполноценности и никчемности. В третьих, мы «обрубаем» желание что-то делать. Зачем что-то делать, если родители все сделают за него, причем гораздо лучше, чем он сам.

Совет: Фразы о беспомощности детей замените уверенностью в них:

– Я верю, что ты научишься завязывать шнурки, сейчас нужно очень быстро это сделать, давай я помогу, а вечером вместе потренируемся.

– Я знаю, что ты справишься, просто стоит попробовать ещё раз. 

– Я понимаю, что ты расстроился из-за того, что не получилось… Я могу показать, как можно сделать иначе, а ты сможешь повторить. 

7. Неуважение к детским переживаниям

Каждый ребенок попадал в ситуации переживаний: ссора с другом, потеря любимой вещи, не получился рисунок, не взяли солистом. На фоне взрослых проблем детские волнения кажутся глупыми и пустыми.

Именно поэтому, чтобы успокоить ребенка, мы подбираем пустые фразы: «Не расстраивайся из-за ерунды», «Ничего страшного не произошло», «Мне бы твои проблемы». Отмахиваясь от малыша, мы должны понимать, что теряем его доверие и веру в себя. Ведь его переживания для взрослых не важны. В следующий раз он просто не расскажет нам о своих проблемах.

Совет: Разделите с малышом переживания и предложите варианты развития событий:

– Я понимаю, что ты очень сильно расстроился из-за ссоры, но думаю, что вы помиритесь, потому что вы – друзья.

– Ты переживаешь из-за плохого рисунка, но можно нарисовать новый.

– Я вижу, что ты очень расстроен, что не получилось прибежать первым. Давай потренируемся и я уверена, у тебя получится бегать быстрее. 

Понаблюдайте за своим общением с ребенком. Сколько бесполезных фраз вы сказали ему за день? Стоит ли удивляться, что дети не слышат своих родителей, если мы сами не несем им никакой информации.

«Принцессы так себя не ведут»

Сказать, что девочка не достойна звания принцессы, может кто угодно: мама, папа, бабушка или незнакомая женщина в автобусе. Кажется, что фраза «Принцессы себя так не ведут» лучше, чем «Не ковыряйся в носу» или «Отдай Мише игрушку», потому что она не звучит как приказ, но на деле это манипуляция и навязывание стереотипов.

Девочка не обязана становиться принцессой. Это стереотип, который не имеет ничего общего с желаниями и потребностями ребенка и ограничивает девочку в том, какой путь она выберет. Может быть, она вырастет министром, спортсменкой, инженером, космонавтом, генетиком. А может, будет пробивной и острой на язык. И ей сейчас говорят: «Будь принцессой, тогда мы тебя будем любить». 

Принцессы — это, конечно, очень удобно. Они говорят вежливые слова, сидят с ровной спиной и выходят замуж за принцев. Но если внутри принцессы сидит бунтарская натура, то девочка обречена быть несчастной.

Вместо того чтобы навязывать ребенку чужие роли, лучше объяснить, почему его поведение неприемлемо:

— Нельзя отбирать игрушки у других детей! Принцессы так себя не ведут— Маша, посмотри, как Егор расстроился из-за того, что ты забрала у него машинку. Представь, что ты бы играла с самолетом и кто-то постарше или сильнее подошел и забрал его у тебя. Что бы ты почувствовала? Тебе было бы обидно, правда? Вот сейчас Егор чувствует себя так же. Если ты хочешь играть с игрушкой Егора, нужно подойти и попросить, дать что-то взамен или предложить поиграть вместе. Тогда всем будет весело, никто не будет плакать, вы отлично проведет время и подружитесь
— Фу, не ковыряйся в носу! Принцессы себя так не ведут!— Лена, ковырять в носу при других неприлично. Людям неприятно на это смотреть. Если тебе нужно вытащить что-то из носа, то лучше сходи в ванную, чтобы никто не видел. Или можно забрызгать водичку в нос, чтобы он не пересыхал и не хотелось ковыряться

Если сказать дочке «Принцессы себя так не ведут», она всё равно не получит ответ на главный вопрос — «А почему так нельзя?». А когда взрослый подробно объясняет, у ребенка появляются новые инструменты для взаимодействия с окружающими, она сможет использовать это в других ситуациях и не станет, например, размазывать кашу по столу.

Ну и, в конце концов, в современных мультфильмах даже принцессы бывают упрямыми, смелыми и стреляют из лука.

Не примыкай к другим

Конечно, родители нередко убеждены в том, что их малыш – самый лучший, самый умный, уникальный. И постоянно стремятся напомнить сыну или дочери об их исключительности. У малыша невольно складывается ощущение, что он настолько хорош, что другим детям играть с ним – настоящее счастье. Именно так появляются нарциссы, уверенные в собственном превосходстве.

В результате ребенок становится одиночкой, не умеет общаться, не может стать полноценной частью коллектива. В дальнейшем ему не по силам окажется командная работа. Но самое печальное – у такого ребенка не будет настоящих друзей, он просто не сможет общаться, идти на контакт, даже поддерживать разговор из-за постоянного стремления к уединению и комфорта наедине с собой. Установка приводит лишь к тому, что человек оказывается одиноким.

«Меня не интересует твое мнение, делай, как я говорю»

Слыша такие фразы, ребенок становится замкнутым и безынициативным, он привыкает, что за него все решают другие, а его личные пожелания никого не волнуют.

Конечно, родители лучше знают, что нужно их ребенку, но при этом советоваться с детьми просто необходимо. Принимайте решения вместе, обсуждайте нюансы, взвешивайте все за и против. Такое общение пойдет на пользу и родителям, и детям.

О таких опасных фразах можно говорить часами. Но, наверное, многие уже поняли основной посыл, почему нельзя говорить ребенку «нельзя, не делай, не лезь», «ты не послушный, Коля – лучше тебя» и т. п.

Ведь, запрещая что-то, вы ограничиваете участие ребенка в познании мира, пугая и сравнивая, вы заранее программирует ребенка на страх и неудачи.

В ваших силах попробовать избежать негативного словесного воздействия на ребенка, сделать его счастливым и воспитать полноценной личностью.

Я сама все сделаю

Почему-то взрослым иногда очень сложно дать возможность ребенку ошибаться и делать что-то не идеально. Сложно дать ему возможность научиться. Проще и быстрее сделать за него самому.

Но как же тогда ребенок научится это что-то делать самостоятельно? Скорее всего никак, если у него есть гиперзаботливый взрослый под рукой.

Во что это выливается впоследствии? Скорее всего, такому ребенку будет сложно быть опорным, взрослым и брать на себя ответственность. Дайте ему возможность ошибаться и поощряйте его за стремление делать, даже если он ошибётся.

Расскажите ему, что и достижения и ошибки являются опытом, и что, ошибившись, он не становится плохим. Он становится чуть мудрее.

Каждый раз, когда вам захочется сказать ребенку что-то увещевательное и наставить на пути истинный, задайте себе несколько вопросов:

Зачем я это делаю и каковы будут последствия? Что мой ребенок почувствует после этих слов? Сделала ли меня эта непреложная мудрость счастливым или же можно жить как-то иначе?

Будьте на одной стороне со своими детьми!

Лишение уверенности

Нельзя говорить ребенку

  • «Не трогай, сейчас опять сломаешь!»
  • «Дай я лучше сама сделаю!».

Почему так говорить нельзя? «Эти фразы ребенок понимает как “ты неспособный, у тебя ничего не получится”, – продолжает Оксана Лысикова. – Это буквально рушит уверенность в себе и своих силах. В будущем такой ребенок может не осмелиться попробовать свои силы в чем-то новом. Например, в спортивной секции или музыкальной школе».

Как сказать правильно ребенку?

Совершая ошибки, ребенок развивается и вырабатывает уверенность в себе. Мы можем помочь ему фразами:

  • «Упал? Вставай! Попробуй еще раз!»
  • «Сломал? Не страшно, сейчас починим!».
  • «Хочешь делать с нами? Так мы справимся гораздо быстрее!»

«Не трогай, сломаешь, это очень дорогое!»

Как то, что очень дорогое и можно сломать, очутилось в руках вашего маленького ребенка? А если ребенок большой, почему он должен это сломать? Ребенок изучает мир ⎼ ну дайте ему свой айфон, пускай поиграет. Жалко? Тогда отдайте старый телефон, который не жалко. Но внушать ребенку, что он недостоин дорогой вещи, ⎼ ошибка. Вещи созданы для того, чтобы делать нашу жизнь комфортнее, красивее, и я считаю, что ребенка с помощью понятных и доступных объяснений нужно приучать пользоваться аккуратно даже дорогими вещами.

И еще два совета. Никогда не обзывайте своих детей. Даже в шутку, даже в игре. Никаких там «толстячок» «дуралей», «Кощей» и т.д. Поверьте, даже если они не подают виду, что обиделись, на подсознательном уровне уже зарождаются комплексы.

Не кричите на детей. Что это дает? Держите себя в руках! Перенесите разговор на то время, когда вы сможете спокойно донести свои мысли и конструктивно поговорить. Тем более, не повышайте голос, когда просто устали или нервничаете. Уже проверено миллион раз, что дети воспринимают информацию только в спокойных и дружественных условиях. Хотите, чтобы они изменили свое плохое поведение ⎼ меняйтесь сами! Разговаривайте, а не отдавайте приказы, срываясь на крик в истерике.

Фразы, которые нельзя говорить детям

1. Не сравниваем ребенка с собой в детстве или с его друзьями

Знакомо вам?

Родитель стимулирует ребенка. Мечтает научить его готовить, или еще чему-то полезному.

Ребенок, слыша подобные сравнения, теряет уверенность в себе: я неудачник, я не умею.

Желая сделать как лучше – мы накладываем ярлыки. В результате ребенок привыкает, к тому, что он хуже и перестает бороться.

Вот еще примеры:

Мы сравниваем ребенка с братом или сестрой, с лучшим другом, с соседом.

Родитель хочет показать хороший пример. Дать направление – куда стремиться ребенку..

По факту это приводит к вражде и ссорам между детьми. Тот, кто лучше – начнет гордиться, второй – затаит обиду, а может быть даже зависть и злость..

Ежедневно сравнивая успехи и достижения детей – родители возводят стену недружелюбия между родными братьями/сестрами, между друзьями. И это останется на всю жизнь. Подумайте об этом.

Как быть?

Как стимулировать ребенка на рост, на получение новых навыков, на новые достижения?

Очень просто. Сравнивайте ребенка только с самим собой.

Вместо сравнений родных братишек и сестрёнок – учите их помогать друг другу, поддерживать друг друга. И никогда не сравнивайте.

2. Прислушивайтесь к мнению ребенка

Довольно часто, родители считаю детские выдумки – глупостью. Например, ребенок боится темноты или приведений. Что он слышит, от взрослого, которому доверяет:

Или вот еще самая популярная фраза:

Родители говорят с высоты своего опыта. То, что есть на самом деле.

Ребенок чувствует по-другому: родители не видят моих проблем.

Реагируя подобным образом на чувства, переживания или страхи своего ребенка мы показываем пренебрежение к его проблемам.

Возможно, нам это действительно кажется ерундой «Подумаешь, башня из кубиков сломалась, можно же новую построить». Но для ребенка – это его мир, его жизнь и его сложности. Первые, с которыми он столкнулся. И он ждет от нас поддержки и принятия.

Если продолжать такое общение – мы рискуем потерять доверие ребенка.

Позже, когда проблему подростка будут уже совсем не пустяковые, мы не узнаем об этом. Потому что, ребенок привыкнет, что для нас его проблемы – ерунда. И пойдет туда, где его выслушают.

 Что делать?

Уважительно относится к страхам и переживаниям ребенка любого возраста. Выслушать. Принять. Помочь.

3. Не занижайте успехов ребенка

Да, мы знаем способности своего ребенка. Но порой, вместо того, чтобы искренне порадоваться текущим достижениям ребенка, мы разочаровываемся в своих ожиданиях. Мы знаем, что он мог бы лучше. И говорим ему об этом.

Родители хотят лучших результатов от ребенка.

Ребенок чувствует, что мы недовольные его успехами. Он перестает стараться. Чтобы я не делал, от меня все равно ожидают большего. Меня не принимают таким, какой я есть.

Что делать?

Важны не наши ожидания, а наш ребенок. Такой, какой он есть. Хвалите за то, чего он достиг. Позже, в доверительной беседе покажите ребенку, как можно достичь больших результатов:

4. Не показывайте своего превосходства

Ох уж это «я же тебе говорил».

Родители: У нас больше опыта. Прислушивайся.

Ребенку и так плохо, он потерпел неудачу. И вместо принятия, он получает подтверждение от самого близкого человека, что он «растяпа», «неудачник».

Этой фразой мы разрушаем доверительные отношения. Мы разрушаем дружбу. Мы показываем свое превосходство и унижаем ребенка.

Что делать?

Учитесь замечать то хорошее, что делает ребенок. Поддержите его, выслушайте. И подскажите, как можно организоваться, чтобы такого больше не повторялось.

«Если ежедневно поддерживать порядок в комнате, ты будешь быстро собираться. Давай я помогу составить тебе ежедневный план-напоминание. Повесим его на видном месте, тебе будет удобно».

Расскажите ребенку, что совершать ошибки – не страшно. На ошибках учатся. И ошибки делают нас сильнее.

Выводы

Из этой статьи можно сделать два главных вывода:

— Воспитывайте себя! Дети будут повторять то, что делаем мы!

— Станьте другом своему ребенку!

Да, стать настоящим другом своему ребенку не просто. Не просто сохранить тонкую нить доверия. Но над этим нужно работать. И в следующий раз мы обсудим, что нужно говорить ребенку, чтобы воспитать в нем уверенность в себе.

Расскажите какие фразы вы стараетесь не говорить своему ребенку.

Обесценивание усилий

Фразы: «Ты мог бы сделать все намного лучше», «Никакого проку от твоих медалей», «Не трогай телефон, а то снова сломаешь».

Почему нельзя говорить?

Никто не обладает заранее какими-либо талантами. Лишь долгая практика и опыт, полученный на ошибках, позволяют чему-либо обучиться. Высказанные фразы, суть которых в недооценивании усилий ребенка, способны отбить любое желание что-либо делать. Следует быть осторожнее, чтобы ребенок ощущал именно поддержку родителей, что вызовет стремление двигаться дальше, чтобы найти свой путь и достигнуть каких-либо успехов.

Исправление ошибки

Лучше высказывать фразы, в которых будет заложена вера в то, что ребенок обязательно раскроет свой потенциал. «Попробуй еще раз», «Ты справишься». Можно рассказать поучительные истории про ученых и писателей, для которых главнее оказался не талант, а именно упорство и здоровые амбиции.

7 правил для мудрых родителей

Пусть слово «нельзя» будет категоричным отказом. Но используйте его только в самом необходимом случае. Со временем ребёнок привыкнет, что нельзя, значит, совершенно точно нельзя. Для не столь категоричных отказов используйте другие формулировки.

Всегда объясняйте причину запретов.

Не говорите «не ешь столько шоколада», «я сказала, нет, значит, нет», лучше скажите: «Малыш, ты уже съел много сладкого, лучше выпей йогурт». Естественно, на запреты ребёнок будет либо обижаться, либо пытаться сделать всё назло, либо кричать. Это абсолютно нормальная реакция

В этом случае ребёнку важно услышать, что вы его понимаете: «я понимаю, ты расстроен из-за того, что…». Совсем маленьких детей можно попробовать отвлечь. Запретов не должно быть много

Запретов не должно быть много.

Используйте запреты, когда может случиться что-то опасное или непоправимое. По возможности убирайте все документы, ценные вещи, хрупкие и опасные предметы так, чтобы ребёнок их не достал. Так вы будете знать, что ребёнок ничего не испортит и не поранится, и вам не придётся постоянно ходить за ним со словами «не открывай», «не трогай».

Чем больше вы что-то запрещаете ребёнку, тем менее уверенным в себе он будет, так как у него будут трудности с принятием решений.

Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым.

Недопустимо, чтобы, например, папа запрещает долго играть в компьютер, а мама разрешила. Это только покажет ребёнку, что запреты ничего не значат.

Говорите чётко и уверенно.

Не кричите и не говорите запреты «извиняющимся» тоном.

Не запрещайте ребёнку проявлять эмоции.

Например, в семье у Натальи Водяновой детям запрещено плакать:

Я считаю, что так делать нельзя. Пусть ребёнок выражает те эмоции, которые он чувствует. Иначе в будущем, он не сможет адекватно оценить своё состояние и состояние других людей.

Чаще предлагайте альтернативу или ищете компромиссы.

Их можно найти практически в любой ситуации:

  • Хочет лечь спать на час попозже, договоритесь с ним, что можно только на полчаса.
  • Вы готовите ужин, а ребёнок хочет помочь вам что-то порезать? Предложите ему пока помыть овощи или разложить приборы на стол.
  • Хочет разбрасывать свои игрушки? Не запрещайте, но договоритесь, что он потом их уберёт.

Запреты крайне важны для детей, так как они делают мир более понятным и безопасным для них. Но не бойтесь предоставлять детям как можно больше свободы и доверяйте им (свобода – это не вседозволенность). Помните, что большое количество запретов будут подавлять инициативность вашего ребёнка.

Пусть запреты будут только там, где они действительно необходимы. Ведь нет ничего страшного, если ребёнок пройдёт по лужам, измажется красками или иногда съест что-то не очень полезное. Пусть дети проявляют свою индивидуальность.

Угрозы

Каждому родителю приходилось чем-то угрожать ребенку: от безобидного «не получишь мороженое» до угроз все рассказать отцу, выбросить все игрушки, не купить обновок.

Подобные фразы бесполезны, если они пустой звук и не становятся реальным делом. Причем, после двух-трех невыполненных угроз ребенок знает, что все ограничится только словами, поэтому дальше уже никак на них не реагирует. 

А кроме того, угрозы о наказании, отложенном во времени, говорят о бессилии родителя здесь и сейчас!

Совет: Не обещайте того, что вы не сделаете (выброшу игрушки). Пригрозили сгоряча – выполняйте! Кроме того, наказание эффективно, если оно здесь и сейчас – по факту. Поэтому продумайте, как можно воздействовать немедленно:

– Нам нужно уходить, так как мне стыдно за твое поведение.

– Предлагаю пойти пешком, если ты не умеешь вести себя в транспорте.

Ты достал! Как я от тебя устала! Как мне все это надоело!

После этих слов ваш подросток поймет: он обуза для родителей, он надоел и не нужен. Это сильный удар по вашей связи и по его уверенности в своем благополучии. Слыша такие слова, подросток теряет опору, которой должны быть вы. Даже если он правда вас достал, возьмите себя в руки и найдите более точные и не такие ранящие слова. Расскажите о своей тревоге, сомнениях, посоветуйтесь с сыном или дочкой, как можно решить повторяющуюся проблему. И пусть проблема не заслоняет самого ребенка.

Замена: Что будем делать? Хорошо бы разобраться с этим и зажить спокойно.

Чтобы подростковый возраст протекал мирно, выбирайте правильные слова, благодарите и хвалите детей, подкрепляйте их внимательное отношение своей теплотой и заботой. И тогда постепенно рядом с вами окажется ответственный и договороспособный взрослый человек.

Фото: www.pexels.com

Хорошие дети так себя не ведут

Обычно это говорится в тот момент, когда ребенок делает что-то, что родителю крайне трудно перенести — например, плачет, кричит, т.е. проявляет себя.

В силу того, что большинство из нас выросли в тотальном запрете на проявление себя, взрослый, не находящийся в контакте со своими чувствами, не всегда может вынести чувства другого, особенно своего собственного ребенка.

 Не зная, как с ними поступить и как к ним относиться, взрослый испытывает страх и злость перед проявлениями ребенка и предпочитает пресечь совершенно естественное и нормальное для ребенка поведение.

Это приводит к тому, что в будущем выросший ребенок будет стыдиться самого себя, не знать своих чувств и не мочь их выразить. Запрещая ребенку выражать себя, взрослый обрекает его на жизнь в перманентном чувстве стыда за то, что он чувствует и каков он есть.

Фото беседы с ребенком

Также рекомендуем просмотреть:

  • Как научить ребенка читать
  • Зарядка для детей
  • Истерика у ребенка
  • Как научить ребенка ползать
  • Как научить ребенка рисовать
  • Сказки для детей
  • Гендерное воспитание дошкольников
  • Самооценка ребенка
  • Как воспитывать девочку
  • Самостоятельность ребенка
  • Капризы ребенка
  • Ребенок не хочет учиться
  • Развитие ребенка по месяцам
  • Детская ложь
  • Как привить любовь к чтению у детей
  • Как воспитывать мальчика
  • Во что поиграть с ребенком
  • Как научить ребенка писать
  • Как уложить ребенка спать
  • Сказкотерапия
  • Задержка речи у ребенка
  • Как развить память у ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе
  • Ребенок просыпается ночью
  • Как приучить ребенка к горшку
  • Как отучить ребенка от соски
  • Как наказать ребенка
  • Нервный ребенок
  • Развитие моторики у детей
  • Детская ревность

Страшные прогнозы

Фразы: «Не прыгай – упадешь!», «Не будешь кушать – не вырастешь», «Не будешь убирать дома – из тебя ничего хорошего не вырастет».

Почему нельзя говорить?

Специалисты в области детской психологии полагают, что данные фразы могут привести к развитию у ребенка неуверенности в себе, нежеланию проявлять инициативу и какую-либо самостоятельность. Послушав родителя, который его активно пугает, малыш способен посчитать, что этот мир слишком страшен и лучше не прилагать никаких усилий, а тем более доверять кому-либо.

Исправление ошибки

Лучше всего не делать негативного прогноза, а заинтересовать ребенка. «Если уберешься дома, мы сможем пойти в зоопарк», «Покушай суп, а потом можно фрукты».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий