Кризис 1 года: что делать с ребенком?

Как проявляется кризис

Кризис 1 года у ребенка может проявляться по-разному, все зависит от его характера, психической и умственной активности.

Существуют исследования психологов со всего мира, в которых отмечены следующие симптомы годовалого кризиса:

  • Появление трудновоспитуемости, то есть малыш начинает ослушаться взрослых, проявлять упрямство, настырность.
  • Повышение внимания к себе.
  • Резкий скачок в обучении навыкам (как положительного, так и отрицательного характера), то есть малыш начинает заниматься самообслуживанием и пытается действовать самостоятельно в тех вопросах, в которых ранее полностью зависел от родителей (купание, кормление). В качестве негатива возникает нежелание выполнять рутинные бытовые процедуры, которые ранее осуществлялись спокойно.
  • Появление эмоций с повышенным уровнем восприятия (легко обижается, проявляет агрессию, чрезмерную радость, неудовлетворение).
  • Ребенок становится более капризным. Взрослые могут заметить, что малыш начинает часто и более интенсивно капризничать, впадать в истерику, может отказываться от еды.
  • Часто дети перестают отпускать родителей от себя.
  • Ребенок отказывается выполнять просьбы, а действия его становятся противоречивыми.

Развиваем речь

Еще одна серьезная проблема этого возраста – сказать хочется много, но пока не получается. В ваших же интересах целенаправленно заниматься развитием речи ребенка

Очень важно постоянно комментировать вслух свои действия и действия ребенка, называть вещи своими именами (не «запихнем эту штуковину во-о-н туда», а «положим карандаш в коробку»)

Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своим опытом и впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: “Я увидел машину, посмотри и ты на нее!”. Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке.

Отнеситесь с пониманием к потребностям своего годовалого карапуза, помогите ему удовлетворить свои самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу и экспериментаторские способности, это очень важно для развития личности. Кризисы приходят и уходят, значит, нужно учиться спокойно с ними справляться!. Инесса Смык

Инесса Смык

По материалам журнала «Мой Кроха и Я»

Ребенок никуда не отпускает маму – что делать?

Кризис 1 года у ребенка часто сопровождается ситуациями, когда малыш ни в какую не хочет отпускать маму от себя. Это явление относится к признаку развития перелома, который должен со временем пройти. Возможно, что в такие периоды придется отложить какие-либо походы или встречи, или же брать ребенка с собой.

Психологи не советуют оставлять малыша в дома с кем-либо из близких в слезах или истерике. Начиная от рождения, ощущение материнского тепла рядом относится к основополагающим потребностям ребенка, которое олицетворяет собой пищу, защиту, уют.

В процессе эволюционного развития человека выживали только те дети, которые не давали своим мамам далеко уйти, кричали, чтобы подозвать, не выявляли желания остаться в одиночестве. Те же самые понятия на уровне инстинктов выявляются у современных детей.

Ребенка после года можно оставлять без матери в привычных условиях, если его увлечь интересными занятиями

Следует акцентировать внимание, что остаться без матери сможет лишь тот малыш, который ощущает себя под защитой

Поэтому очень важно, чтобы в качестве няни выступал хорошо знакомый человек, к которому существует узнавание и симпатия. Если малыш не будет ощущать себя в безопасности с человеком, который за ним присматривает, то в очередной раз он станет упорно цепляться за маму и не захочет разлучаться с ней

Бывает, родители стараются объяснить цели, место и время своих отлучек, но маленький ребенок еще не может все это осознать. Поэтому, начиная с 1 года, малышу потребуются напоминания, помогающие поддержать незримый контакт с мамой в ее отсутствие. В качестве привязок могут служить фотографии или личные вещи родителей.

Shy cute baby with mother, holding her knees

Психологи утверждают, что единственным навыком, на который сможет опереться малыш является его личный опыт разлуки с мамой. Если эта практика окажется негативной, то без истерик при каждой следующей отлучке мамы не обойтись.

Если же родители мало отлучались из дома без ребенка и не оставляли его под надзором других людей, то ощутимые долговременные отлучки могут нанести ему психологическую травму.

Психологи рекомендуют ряд правил, которые помогут легче переносить расставания с детьми:

Сначала необходимо пройти подготовительный этап. В ходе него можно играть в прятки: когда мама, начиная от нескольких секунд до нескольких минут, исчезает в другой комнате, а затем появляется.
Отлучки из дома родителей должны быть регулярными, то есть ребенок, таким образом, будет постепенно привыкать к тому, что он остается с другими людьми.
Непременно следует вырабатывать ритуал прощания перед выходом с малышом. Дети должны наглядно понимать, что мама отлучается, а потом возвращается

При этом очень важна уверенность мамы в своих поступках, чтобы он не сомневался, что она обязательно вернется.
Периоды расставаний психологи рекомендуют увеличивать понемногу, начиная с нескольких минут.
Накануне отлучки нужно уделить малышу внимание.
Если расставание предусматривается надолго, то лучше продумать связь. В качестве напоминания может использоваться фотография мамы, ее вещь.
Оставлять ребенка можно только с человеком, к которому у него есть доверие (ни в коем случае не с новой няней).
При объяснении продолжительности пребывания без мамы необходимо привязываться к режиму дня (я вернусь, когда ты покушаешь или поспишь).
Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за проявление эмоций.

Мои рекомендации родителям

Как вести себя родителям в кризис 7 лет? Психология утверждает, что главное – сохранять спокойствие и уравновешенность, мягко устанавливать границы и поддерживать ребенка. Несколько советов на период кризиса:

  • В первую очередь родителям необходимо настроиться на спокойный лад и осознать, что кризис семи лет – это лишь небольшой период нормального развития ребенка.
  • Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не снимать запреты, если они уже даны.
  • Честно говорить ребенку о своих чувствах. Но эти сообщения должны быть именно о своих ощущениях, а не о личности ребенка. Нельзя говорить: «ты отвратительно себя ведешь», можно: «Я огорчаюсь и сержусь, когда меня передразнивают».
  • По возможности позволить ребенку принимать некоторые решения в семье, высказывать свое мнение, давать возможность на небольшие самостоятельные дела без контроля взрослых.
  • Не забывать, что ребенок – это отдельная личность, а не собственность родителей. Не стоит решать за ребенка, чего он хочет, а чего – нет.
  • Давать ребенку возможность отдыхать. После учебных и развивающих занятий ребенок должен размяться, поиграть, активно провести некоторое время.
  • Не устраивать эмоциональную перегрузку. Не стоит в период кризиса стараться заполнить все свободное время яркими впечатлениями: устраивать в одни выходные и посещение парка каруселей, и кино, и кафе, и игровой комнаты. Это приведет истерике или агрессии в связи с психическим переутомлением.
  • Сохранять детство. Не стоит забывать, что с наступлением школьной жизни ребенок все равно остается ребенком.

Первый класс – это переходный период между дошкольным и школьным детством, поэтому малыш будет рад, если родители помогут ему запоминать и понимать учебный материал в игровой форме. Кроме того, это действительно поможет ему более качественно разбираться в темах.

Советы для родителей

Помните, что дети всё повторяют за взрослыми
Будьте для своего малыша предметом для подражания.
Меньше кричите и ругайтесь, старайтесь найти компромисс с крохой.
Во время истерик отвлекайте малыша и переводите его внимание на что-то яркое и интересное.
Если малыш отказывается делать что-то важное, например, одеваться или купаться, старайтесь сделать это в игровой форме. Дайте ребенку выбрать из нескольких одежек ту, которая нравится именно ему.
Главными в воспитании крохи в этот период должны стать такие понятия, как любовь и терпение, а точнее, большая любовь и безграничное терпение.

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
Постоянно общайтесь с крохой

Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел

Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Как проявляется

Самое сложное — распознать кризис 1-го года, т. к. психологическое взросление, как и физиологическое, сугубо индивидуально. Название носит условный характер: у одних детей его проявление наблюдается уже в 8 месяцев, другие могут прийти к этому только в 15 месяцев. Обычно это происходит в течение 3-4 недель после того, как ребёнок начинает ходить

И вот тут важно заметить признаки, которые свидетельствуют о начале становления личности

Главным проявлением первого возрастного кризиса являются гипобулические реакции. В психологии под этим понятием подразумеваются ярко выраженные эмоции, в основе которых лежит недовольство. Запрет на желаемое или просто его физическая недосягаемость порождает в ребёнке агрессию, он входит в кратковременное состояние аффекта и стресса и требует любыми доступными способами то, что ему нужно. Эти вспышки характеризуются:

  • громким плачем, но чаще всего без слёз (они могут пойти потом, когда состояние аффекта закончится, а желаемое ребёнок так и не получит, и это будет уже другая реакция — разочарование и обида);
  • резкими движениями: взмахи руками, топанье ногами, мотание головой, может даже упасть навзничь;
  • живой мимикой: нахмуренные брови, плотно сжатые губы, сузившиеся глаза;
  • требовательными интонациями: взрослые могут не понимать детского лепета, но по недовольному тону и быстрому темпу речи будет понятно, что малыш что-то требует и рассержен.

Гипобулические реакции могут проявляться в разные моменты. Чаще всего их причина лежит на поверхности и вполне понятна взрослым. Например, ребёнку не дали игрушку или заставляют есть пресную кашу вместо вкусной конфеты. Но иногда провоцирующий фактор завуалирован и далеко не так просто распознать, что именно ему не нравится. Это может быть детская ревность (когда кто-то целует маму или она при малыше активно общается с кем-то другим) или нехватка внимания (взрослые заняты своими делами, а он должен развлекать себя сам).

Гипобулические реакции чаще всего протекают бурно, с истерическими нотками. Однако внимательные родители на их фоне могут заметить и более смягчённые проявления кризиса:

  • любопытство: малыша тянет ко всему запретному — розеткам, электроприборам, открытым окнам, дверям;
  • чрезмерная активность, непоседливость;
  • сопротивление маминым действиям (более мягкое, чем при гипобулических реакциях) — например, настойчивое срывание шапки с головы;
  • назойливость: ползает (ходит) за мамой или папой по пятам, не отстаёт ни на минуту, не отпускает даже в туалет, дёргает за одежду, пытается что-то говорить и требует ответа;
  • отказ от привычных ритуалов (не обязательно посредством гипобулических реакций): не хочет спать, есть, гулять, умываться, одеваться и т. д.

Чаще всего первый психологический кризис ребёнок переживает достаточно бурно, т. к. у него ещё нет способности саморефлексии. Все свои эмоции он демонстрирует, чтобы донести до взрослых свои ощущения и противоречия. К сожалению, большинство родителей списывают эти капризы на недомогание или, что ещё хуже, на плохой характер (молодые мамочки нередко говорят фразы вроде «вредный — весь в папашу»).

Это приводит к тому, что в плане психологического развития малыш остаётся без помощи, что впоследствии негативно сказывается на его формировании как личности. Неразрешённые противоречия могут тянуться за ним ещё длительное время, препятствуя в дальнейшем нормальной социализации.

Три правила умных родителей.

Задача взрослых – предусмотреть все возможные ситуации и обезопасить пространство.

  1. Можно все, кроме того, что угрожает жизни и здоровью.

Все опасные предметы нужно вообще убрать из поля зрения крохи. На то вы и взрослые, чтобы продумать и предугадать все заранее: спрятать провода, поставить заглушки на розетки, не оставлять открытыми настежь окна.

Все, что вы планируете запретить, следует переместить на верхние полки шкафов, где малыш, даже влезая на стул,  не сможет их видеть и доставать.

На этом возрастном этапе можно забыть про порядок в доме. Объясните своему мужу и близким, что порядок на это время противопоказан. Если мамочка зацикливается на том, что надо постоянно убирать, она начинает беспокоиться по этому поводу, всячески пытаясь поддерживать вещи на своих местах, которые регулярно будут перемещаться при помощи юного следопыта. Это будет приводить ее к состоянию беспокойства, раздражению и, в последующем, к неврозу. Поэтому, милые мамочки –  без фанатизма.

  1. Опасности. Запрет на то, что явно угрожает жизни и здоровью.

Очень много опасностей на кухне. Все острые предметы лучше вытащить из ящика и переложить в другое место. Также не следует оставлять горячие кастрюли на краю стола. Если ребенок начнет на кухне крутить вентили от газа, может случиться беда. Я знаю случаи, когда родители просто снимали эти самые вентили, чтоб даже соблазна не было.

Если малютка приближается к чему-то запретному, достаточно отвлечь его чем-то более интересным. Исходите из того, что нельзя убивать в нем  познавательный интерес (не бить по рукам, когда он тянется к запретному), а всего лишь нужно перенаправить его на другие безопасные предметы для изучения.

  1. Создать безопасную развивающую среду.

В раннем возрасте идет активное развитие мозга. Поэтому, начинать обучать ребенка следует именно в этом периоде, так как в 6-7 лет будет уже поздно. Достаточно окружить малыша предметами, которые вы разрешите потрогать, покрутить, покатать, подергать, постучать и позвенеть. Необязательно это будут игрушки. Главное, не мешать работать запущенному познавательному интересу в любой среде – как дома, так и на улице. Можно позволить просто бродить с ведерком и складывать в него каштаны, желуди, шишки, камушки и травинки. А если принести все это добро домой и предложить крохе переложить его в пластиковую бутылку с широким горлышком, восторг будет неописуемым.

Родители чаще всего думают, что если накупили много разных игрушек, ребенок будет самостоятельно в них играть и развиваться. Это большое заблуждение. С юным познайкой обязательно  нужно взаимодействовать взрослому. Показывать, что и как необходимо делать, на что нажимать и как стучать. А все свои действия сопровождать речью.

Очень хорошо развивают малышей всевозможные пальчиковые игры из серии: «Сорока-белобока, кашку варила»

Малютка будет следить за движением ваших губ, накапливать пассивный словарь слов, получать важное и необходимое для него эмоциональное питание от мамы или папы

Так же очень важно прививать своего рода культуру чтения книг с 1 года. Водите своим пальчиком по картинкам, озвучивайте нарисованные предметы, показывайте, как правильно переворачивать страницы

Если ваше чадо с раннего детства будет видеть,  что нужно делать с книгой, как ее листать, он будет понимать, что она его учит чему-то интересному и правильно с ней обращаться.

Ребенок не сможет самостоятельно взять книгу и начать ее читать, как взрослый. Ему нужен живой пример. Когда малютка будет регулярно наблюдать за тем, как поступает с книгой мама или бабушка, тогда вряд ли возникнет проблема, что он начнет ее рвать.

Почему годовалые дети так себя ведут

Проблема, в первую очередь, заключается в том, что родители не успевают за развитием своего малыша. Казалось бы, еще недавно он спокойно лежал в кроватке и наблюдал за погремушками, а сегодня ему нужно перевернуть весь шкаф, залезть в мамину косметику и высыпать все крупы на пол.

Если раньше прогулки в коляске приносили радость маме, то сейчас годовалое чадо лезет в лужи, ест песок и разбрасывает грязь на прохожих. Малыш сам желает есть суп или кашу, естественно, еда летит в разные стороны, и мама в истерике отмывает стены и пол от разбросанных продуктов.

Естественно, первое желание родителей – пресечь такое поведение своего карапуза.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий