Раз словечко, два словечко: когда ребенок начинает говорить?

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца

Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать»1. Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
6 месяцев

Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать»1. Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
~ 1 года

Первые слова К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым1.Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

1-1,5 года

Расширение словарного запаса Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки

Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых.

1,5-2 года

Первые предложения Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»

Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов1. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

2-3 года

Полноценная речь Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов1, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.
По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами

Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка

Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи.

У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:

Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Начинаем говорить первые слова

Обращая внимание на эти нехитрые советы, вы способствуете гармоничному развитию вашего малыша и помогаетемалышу начать говорить первые слова и составлять фразы:

Родители должны относиться к ребёнку как к взрослому человеку. Это значит, что не нужно сюсюкать. Речевые партии родителей в отношении ребёнка должны быть такими же, как если бы они говорили со взрослым человеком

Это важно для того, чтобы малыш начал усваивать информацию правильно и начал произносить слова.

Необходимо опредмечивать произносимые слова. На запоминание влияет демонстрация того предмета, имя которого называется

Помимо того, что дети запоминают слова гораздо быстрее, они ещё и усваивают понятия формы, цвета.

Нужно описывать происходящие вокруг явления. Например, идя с малышом по парку, можно рассказывать, что происходит вокруг: поют птички, сидящие на большом дереве, проехала машина зелёного цвета, а вон там, на лужайке, мальчик и девочкаиграют в мяч или рассказывают другу другу интересные истории из своей жизни. Таким образом, ребёнок начнёт воспринимать поток информации и сопоставлять его с реальностью.

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм. Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется

И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

6 месяцев

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

~ 1 года

Первые слова
К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.

Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

1-1,5 года

Расширение словарного запаса
Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки

Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.

При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых. 1,5-2 года

1,5-2 года

Первые предложения
Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»

Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».

Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

2-3 года

Полноценная речь
Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.

К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.

По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

Возможные причины нарушений речи

Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи:
дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный
специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат
рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.

Дислалия

Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит
дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга
(минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

Возможные дефекты органов артикуляции:

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье,
подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных
семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того
чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с
логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились
первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него
моторная алалия.

Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но
собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение
созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы,
патологий внутриутробного развития.

Проявления моторной алалии в 6 лет:

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не
хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика

Страдает внимание, память,
интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира

См. подробней о моторной алалии — причины, симптомы, диагностика, лечение и прогноз.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в
структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом
формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит
неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети
медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.

Диагностировать
сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к
нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой
психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной
алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за
того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Дизартрия

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это
расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время
внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных
аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая,
звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи
ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются
резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

В завершение

Теперь вы знаете, во сколько дети начинают агукать. Первые звуки очень важны для дальнейшего развития речи. Если чадо отказывается агукать, то можно подтолкнуть его к этому.

Родители должны больше проводить времени со своим малышом и внимательно следить за его развитием. Если малыш начал с удовольствием агукать и улыбаться, увидев знакомые лица, то это верные признаки нормального развития.

В такие минуты родители не должны бурно реагировать. Это может напугать младенца. Чтобы кроха нормально развивался и пробовал новые звуки, стоит окружить его лаской и нежностью.

  • Уход за новорожденным ребенком.
  • Как все успевать после родов молодой маме?
  • Когда ребенок начинает говорить?

Стадии

Если рассматривать развитие речи ребёнка по месяцам, можно выделить несколько этапов:

  • Крик. С момента рождения до 6-8 месяцев.
  • Гуление. От 2 до 5 месяцев.
  • Лепет. От 6 месяца до года.
  • Первые слова. До двух лет.

Эти стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее, именно эта классификация позволяет заметить, если развитие ребёнка отличается от нормального.

Доречевая

У новорождённых уже есть определённые голосовые реакции – крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки – что-то вроде «аэ». Период крика длится около трёх месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.

На втором месяце жизни ребёнок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления, и звуки, которые издают малыши в этот период: «ги», «ге», «эге», «агу». Естественно, звуки не учитывают коррелированность, константность, релевантность и т.п. На третьем месяце ребёнок начинает произносить интонационные звуки.

На пятом месяце появляется лепет

На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование – ребёнок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п

Изначально эти конструкции нестабильны – имеют разную длительность, заменяется последний сегмент (ма-ма-ма-бу).

Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединённых акцентуацией. Звуки обретают константность, ребёнок реагирует на своё имя и вслушивается в речь окружающих.

Предметно относимые звуки. Образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. К 9 месяцам в пассивном словаре ребёнка может быть несколько коротких фраз.

Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.

Дограмматическая

Когда ребёнку исполняется первый год, его речь, как правило, уже включает свои первые чётко произносимые слова, вроде: мама, папа, баба. Что касается понимания слов, то малыш, переживающий догматическую стадию, уже понимает около 30 слов. Его первые слова имеют полисемантическую природу – то есть звучат одинаково, но обозначают самые разные понятия/вещи. Дети испытывают трудности при произношении звукового сигнала, потому понять, что они говорят, трудно. Но благодаря постоянному повторению это постепенно исправляется.

Где-то за три месяца до полутора лет рост словаря замедляется, зато дети продолжают осваивать интонационно-ритмические составляющие речи. Благодаря этому звуки перестают уподобляться. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, и старается уподобить свою речь к услышанному. Но обычно каждое произносимое слово может обозначать целое предложение. Речь ситуативная и эмоциональна (дети могут очень громко кричать и жестикулировать).

К двум годам ребёнок продолжает развивать словарь, включая в него двух- и трёхсложные слова. Сначала говорит слог, на который падает ударение, потом предударный слог и безударный. В итоге большинство слов разобрать очень сложно. Относительно грамматики правильно произносить слоги дети начинают, когда их словарный запас составляет от 50 слов. Здесь начинается следующий этап развития речи.

Усвоение грамматики

Данный этап дети начинают проходить где-то с двух лет. До 2 лет и 2 месяцев детки проходят стадию аграмматизма, когда говорят, не оформляя свою речь грамматически. Далее малыши начинают выделять морфемы и образуют слова, правда, по аналогии с теми, которые уже знают. Предложения становятся трёх- и четырёхсловными. Ребёнок начинает рассказывать обо всём, что видит, рассказывает о своих желаниях и переживаниях. В общем, говорит о многом, но не всегда понятно.

От 2 лет и 3 месяцев до 3 лет ребятки развивают служебный словарный запас. Дети строят предложения из 3-4 слов, а знакомые слова могут употреблять в нескольких грамматических формах. Речь детей качественно видоизменяется благодаря включению в игру. Она становится связной и понятной.

С 3 до 7 лет развивается словарный запас, когда в речи ребёнок может использовать до четырёх тысяч слов. Формируется чувство языка и грамматические навыки. Совершенствуется произношение.

Эти периоды индивидуальны, но у большинства детей развитие речи происходит именно так.

Ошибки родителей, тормозящие речевое развитие

Быстрое и правильное развитие речи у детей стимулируют родители. К сожалению, многие из них совершают ошибки, тормозящие речевое развитие малышей. Выделим наиболее распространенные из них.

1. Искажение собственной речи

Когда малыш начинает произносить первые слова, родители обычно испытывают радость и умиление. В порыве нежных чувств они нарочно искажают правильную речь, обращаясь к ребенку. Когда малыш окружен сюсюканием, он лишается возможности слышать и имитировать правильную речь.

2. Игнорирование нечеткой речи ребенка

Многие родители считают, что со временем ребенок «перерастет», поэтому мало обращают внимания на неправильную или нечеткую речь малыша. Конечно, все дети проходят этап нечеткого произношения слов, но если после трех лет, малыш все еще имеет проблемы, его речь понятна только самым близким, ситуация требует немедленной коррекции у специалистов.

3. Слишком быстрая и сложная речь взрослого

При обращении к малышу взрослый должен добиваться четкой речи, с выражениями и грамматическими конструкциями, доступными ребенку. Слишком быстрый разговор также отрицательно сказывается на развитии малыша, когда, пытаясь имитировать родителей, он не может полноценно воспроизвести слова и фразы.

4. Завышенные требования к ребенку

Есть родители, которые близко к сердцу принимают нормы речевого развития и если их малыш не «укладывается», начинают ставить перед ним повышенные требования. Постоянные окрики и упреки ничего, кроме вреда, не принесут. Если вы считаете, что ребенок значительно отстает от нормы, лучше сразу обратиться к специалистам, которые определят тяжесть проблемы.

Признаки задержки речи

Несмотря на индивидуальное развитие малыша, мама должна наблюдать за тем, как он развивается. Если мама заподозрит какие-то отклонения на раннем этапе, их легче можно будет исправить.

Родители должны насторожиться, если малыш к году так и не начал произносить несколько слов или не может повторять за взрослыми звуки. Если ребенок не может запомнить названия предметов к 2 годам, не откликается на свое имя или же не может принести предмет, который вы его просите, это тоже свидетельствует о небольших нарушениях в развитии.

Нужно обратиться к специалисту, если к 2 годам ребенку трудно составить самое простое предложение, он с трудом произносит отдельные слова, он не реагирует на речь взрослых и не может повторить за ними слова. Нехорошо, когда ребенок начинает поздно различать цвета. Если малыш к 2,5 годам не может различить цвета и не знает, как называются части тела. То же самое касается и 3-х летнего возраста, когда малыш не понимает смысл простых рассказов и не говорит предложениями.

Если родители заметили за своим ребенком одни из этих отклонений, не стоит сразу впадать в панику. Возможно, это просто особенность развития, но все же нужно показать малыша специалисту. Он должен сделать анализы и необходимые обследования, результаты которых покажут, нужно ли начинать лечение или же достаточно ограничиться регулярными упражнениями.

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик

Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет

Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Фото: nastyaofly / freepik.com

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

В каком возрасте малыш начнёт понимать речь? Этим вопросом задаются все волнительные родители. Но не нужно паниковать раньше времени. Стоит отметить, что нормы развития отличаются гибкостью. Если ваш ребёнок не понимает значение слов, то помните, что допустимы колебания в пределах трёх месяцев. При этом мальчики могут отставать от девочек на 5 месяцев. Поэтому не переживайте, если ваш малыш понимает слов 7, а другие дети его возраста 12.

Большинство родителей думают, что за формирование понимания речи отвечает конкретная зона мозга. Однако ребёнок начинает понимать слова при нормальном функционировании обоих полушарий. У мальчиков хуже развивается речь из-за более тонкого пучка нервных волокон. Если у ребёнка отсутствуют неврологические, психические и мозговые заболевания, то небольшие отставания легко корректируются. Главное вовремя обратиться к специалистам, если вы заметили, что ребёнок не понимает слов. Помните, что ситуацию нельзя пускать на самотёк. Если ребёнок не понимает значение слов в 2-3 года, то есть повод для волнения. Профессионал заметит задержку в психическом развитии (ЗПР) или умственную отсталость даже на ранней стадии. Поэтому, если вы не знаете, что делать, если ребенок плохо понимает и говорит, то обращайтесь за помощью.

ЗПР и умственная отсталость: признаки существенной задержки речевого развития

Если ребёнок не понимает смысл слов после 2-2,5 лет, то можно говорить о наличии ЗПР (или задержки речевого развития – ЗРР). Серьёзная степень задержки характеризуется следующими признаками:

  • дети четырёхмесячного возраста начинают реагировать на мимику и жесты родителей. Ребёнок с ЗПР не делает этого;
  • в норме в восьмимесячном возрасте ребёнок начинает лепетать (ба-ба, та-та и пр.), а при ЗРР и умственной отсталости этого часто не происходит;
  • в год ребёнок воспринимает многие слова, издаёт разнообразные звуки и пытается говорить с родителями. Дети с ЗРР ведут себя очень тихо;
  • в полтора года ребёнок должен понимать своё имя и названия знакомых предметов, говорить «мама», «папа», «дай», а также выполнять простые просьбы «покажи», «ляг», «иди ко мне»;
  • у ребёнка присутствуют сложности с пережёвыванием пищи и сосанием, например, в полтора года малыш не может съесть даже нарезанную морковку;
  • при ЗРР двухлетний малыш пользуется только отдельными знакомыми словами и не запоминает новые фразы;
  • кроха знает значение до двадцати слов в 2,5 года, не разбирается в окружающих предметах и частях тела, не выполняет несложные просьбы, не составляет простые фразы («дай кушать», «хочу спать»);
  • речь трёхлетнего ребёнка настолько неразборчива, что его трудно понять даже маме с папой, малыш не составляет простые предложения (существительное + глагол + прилагательное), не может вникнуть в смысл рассказа в прошедшем или будущем времени;
  • малыш говорит, используя заученные фразы из книг и мультфильмов, не составляя свои предложения и не понимая значение всех слов, или зеркально повторяет за родителями. В этом случае рекомендуется сразу обратиться к психиатру;
  • приоткрытый рот с повышенным слюноотделением, отсутствие способности делать простые задания и ЗРР могут свидетельствовать об умственной отсталости.

Если ребёнок не понимает значение слов, то внимательно понаблюдайте за ним. Присутствие вышеперечисленных признаков требует срочного обращения к специалисту.

Причины возникновения ЗРР

Перед тем как решать, что делать, если ребёнок не может освоить речь, необходимо установить причину отставания. Она может быть связана:

  • перенесёнными детскими заболеваниями в тяжёлой форме;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • снижением слуха;
  • поражениями головного мозга;
  • наследственностью и пр.

Если вы не знаете, что делать, если ребёнок не понимает слова, то посетите невролога, психиатра, дефектолога, сурдопедагога и нейропсихолога.

При возникновении отклонений у малыша важно научить понимать его смысл слов. Для этого существуют различные программы коррекции

Например, вы можете проконсультироваться со специалистами . Они назначат малышу занятия. Регулярно посещая их, любой ребенок начитает воспринимать слова и освоит речь.

Что такое первое слово?

Понятно, что спустя несколько лет речь станет намного совершеннее. Ребенок научится выговаривать все звуки, согласовывать члены предложения без ошибок, пересказывать, анализировать, сочинять. Но в памяти родителей навсегда останется то самое первое слово. Каким оно может быть?

Чаще всего это звукоподражания или искажения, характеризующие начало автономной речи, понятной только малышу и его родителям. Так что это точно не слово «мама». Скорее, что-то вроде «ам-ам», «ца-ца» или «дай-дай». Но разве это слово? В современной педиатрии принято называть словом тот «набор звуков», который всегда употребляется малышом в одном и том же значении, ассоциируется у него с одними и теми же предметами или действиями.

Если малыш все, что связано с едой (и сам процесс примем пищи в том числе) называет «ам-ам» — то это слово. Если «ца-ца» — это все, что красивое или нужно для наведения красоты – это слово. Самое настоящее. Устойчивая лексическая единица, употребляемая ребенком. Если нет – еще лепет. При этом первые слова обычно состоят из двух повторяющихся или разных, но простых слогов. При этом уже можно считать, что ребенок начинает разговаривать.

Во сколько малыш скажет первое слово – вопрос индивидуальный. Кто-то вовсю «строчит» уже в год, а кто-то и в два не очень-то разговорчив.

Таблица развития речи

Четких сценариев речевого развития по месяцам не существует. В таблице приведены обобщенные сроки формирования словарного запаса у детей:

СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ: когда малыш в норме начинает агукать?

1-3 мес.Кроха активно агукает. Вначале он выдает протяжные звуки: «Аааа, уууу», затем слоги: «гуууу» «буууу»
4-5 мес.Младенец повизгивает, любит смеяться, петь – издавать протяжные звуки, меняя интонацию. Кроха начинает гулить: абу, апу
6 мес.Дитя реагирует на знакомые голоса, лепечет (проговаривает звуки: «ма», «та» и подобные)
7-8 мес.Младенец понимает фразы и просьбы («возьми уточку», «дай ручку»). Расширяется запас произносимых звуков. Кроха пытается подражать («Как лает собачка?» «Гав-гав», «А коровка?» «Муу»»). Кроха узнает некоторые предметы, ищет их взглядом, поворачивает голову
9-11 мес.Можно услышать новые звуки. Кроха проговаривает до 10 простых односложных фраз и звукоподражаний: «Ляля», «Баба», «Ко-ко», «Мяу»
1–1,5 годаЛюбимое чадо может назвать членов семьи: папа, деда, баба. Может показать на картинке животных, части тела или лица. Играет в рифмованные стихи. Может повторять окончания простых стихов
2-3 годаДетки понимают простые вопросы и выполняют просьбы, могут принести игрушки, свои вещи. Знают понятия «вверх» и «вниз», рассказывают простые стихи, сказки
3-4 годаРебенок активно общается со сверстниками и взрослыми людьми. Говорит простыми предложениями, может объяснить просьбу. Фразы хорошо понятны, звуки произносятся правильно

Это приблизительные, но общепринятые параметры. Если вы обнаружили значительные отклонения, стоит обратиться к специалистам – логопеду, неврологу, психологу, чтобы исключить задержку речевого и психического развития.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий