Какие проблемы и трудности могут подстерегать приемных родителей

Шесть шагов, которые позволят решить проблему детских домов в России:

  1. выявить причины, по которым дети попадают в детские учреждения;

  2. помогать кровным семьям, в которых нет угрозы безопасности ребенку, сделать всё возможное, чтобы ребенок остался в родной семье;

  3. закрывать дома ребенка, в которых находятся дети до трех лет, наладить систему, чтобы они сразу попадали в семьи;

  4. на базе местных сообществ развивать качественные и доступные услуги как для кровных, так и для приемных семей;

  5. развивать различные формы семейного устройства: усыновление, родственную опеку, приемные семьи, профессиональные семьи под различные виды услуг, включая временное размещение;

  6. создать социальные центры и оказывать дополнительные услуги семьям, в том числе финансовую поддержку.

Сам процесс деинституализации может быть поначалу более затратным, чем содержание учреждений, но в долгосрочной перспективе это решит огромную социальную проблему и выйдет дешевле, чем ежегодное содержание.

Адаптация ребенка

Многие брошенные дети имеют серьезные проблемы с адаптацией в приемной семье. Если родители взяли из детского дома младенца, то особых проблем может и не возникнуть, так как у него еще не было отрицательного воспитательного опыта. Ребенок старше двух лет, который насмотрелся на скандалы между биологической мамой и папой, может остро реагировать на громкий голос и бояться любого шороха. Еще сложнее привыкают подростки, уже прожившие сложную жизнь и научившиеся приспосабливаться к ней не всегда «законным» способом.

Приемные родители часто опасаются, что у детей проявится плохая наследственность. Поэтому взрослые живут в постоянном напряжении и ищут недостатки в развитии и поведении ребенка. Заметив дурные наклонности, родители начинают думать, что ничего не смогут сделать с дурными задатками, и разочаровываются в своем выборе.

Практика показывает, что многие трудности возникают по вине взрослых. Они боятся наказывать приемного малыша, если тот не слушается, так как думают, что он будет считать себя нелюбимым и чужим. Помните, что правильное воспитание в большинстве случаев позволяет выправить эмоциональное состояние, избавиться от негативных привычек.

Рубрика «Мнение»

Архив Ассоциации замещающих семей Свердловской области

Юлия: «Главное требование окружающих к приёмным родителям — “Вы за него деньги получаете — вот и воспитывайте как положено”. Суть точки зрения такая, что люди растят кровных детей без государственных денег и как-то справляются. Но проблема в том, что деньги там не великие и те уходят в основном на лечение детей: из кровных семей и детдомов они обычно попадают к приёмным родителям с болезнями. 

Приёмная семья будет огребать от воспитателей из детского сада, от учителей школ. У нас есть кейсы, когда приёмный ребёнок приходил в детский сад и жесточайшим образом избивал детей, привязывал их к стулу — такого там не видел никто. 

В школе у ребёнка с опытом сиротства начнутся проблемы с поведением, учёбой — у таких детей часто вырабатывается больше кортизола, — гормона стресса — который обладает высокой нейротоксичностью и влияет на височные доли мозга, которые отвечают за обучаемость. Такие дети могут стравливать детей, воровать. И должно пройти много времени, чтобы он научился положительным паттернам из приёмной семьи. А пока это не случится, всё это будет прилетать приёмным родителям». 

Александра: «У нас есть кейс, когда интеллигентной маме нескольких кровных и приёмных детей директор школы заявил, что её некровные дети — мерило того, какая она мать, а её кровные — просто “подарочные”. И это была травма для неё

Более того, ей важно, чтобы у детей было хорошее образование, а у приёмных детей с этим были трудности». 

Юлия: «В нашей стране многие думают, что имеют право дать совет или задать «особо помогающий» вопрос или “помочь” упрёком. Часто это фраза: “Вы знали, на что идёте”. Но родители не знали: одно дело быть информированным, а другое — пережить опыт». 

Александра: «В России нетолерантны к инаковости. Если за границей ваш ребёнок будет кричать в транспорте, первое, что сделают окружающие — спросят, какая вам помощь нужна. У нас что будут делать? Орать и шикать, давать советы. “Другим” всегда было сложно у нас: ещё в СССР были специальные учреждения для людей с разными инвалидностями — они всегда жили в изоляции. Приёмные дети — тоже “другие”».  

Устройство детей в семьи

Формат семейного воспитания необходим всем детям. У детей, воспитанных в учреждениях, преобладает зависимое, реактивное поведение — вместо инициативного и свободного поведения ребенка, выросшего в семье. Вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо навыков самостоятельного решения проблем — иждивенчество и обида.

Родители, которые решили взять в семью ребенка, должны понимать, что они не одни и в любой сложной ситуации им помогут

Особенно важно поддерживать семьи, которые готовы взять ребенка с особенностями здоровья. И речь не только о материальной поддержке: должны быть доступны медицинские и образовательные учреждения, обеспечена помощь педагогов и психологов

Например, на труднодоступных территориях, можно организовать мобильные бригады помощи приемным родителям.

С 2012 года опекуны должны пройти обучение в школах приемных родителей (ШПР). Там помогают подготовиться к серьезному шагу и убедиться в своем решении. Благодаря ШПР больше детей попадают в семьи. Так с 2014 по 2019 год количество детей, нуждающихся в устройстве в семьи, уменьшилось почти в два раза: с 87 до 47 тыс. человек.

Социальная экономика

Средний размер пожертвований и другие факты о социальной экономике

Чем лучше организована подготовка в школах для родителей, тем ниже вероятность, что через несколько лет ребенок вернется из семьи в детский дом — это называется «повторное сиротство». В 2019 году из приемных семей в детские дома вернулись 5304 человека.

Но не каждого ребенка могут усыновить или взять в приемную семью. Например, подростки часто сами не хотят иметь приемных родителей. Есть дети, которым из-за личных особенностей, психологической травмы очень трудно подобрать семью. В такой ситуации профессиональная замещающая семья становится наиболее подходящим вариантом устройства.

Профессиональная замещающая семья — тип устройства, когда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в семейной обстановке профессиональными родителями. При этом профессиональные родители не обязательно становятся опекунами или усыновителями. Профессиональные семьи соответствуют нескольким критериям:

  • воспитание детей — основная занятость профессиональных родителей;
  • семьи постоянно работают со специалистами (психологами, педагогами, логопедами) для создания индивидуального плана развития детей;
  • у таких родителей очень высокий уровень подготовки: они могут воспитывать детей со сложными случаями (подростков, братьев и сестер — особенно, когда их больше, чем двое, детей с повторными возвратами, детей с ментальными особенностями развития);
  • профессиональная семья может быть и временным решением, пока ребенку не найдут приемных родителей.

Отличие профессиональных родителей от воспитателей в детских домах — они не меняются, а значит, у ребенка есть постоянный взрослый наставник. У детей, которые воспитываются в таких семьях, не нарушается эмоциональная привязанность, нет ощущения, что все люди в их жизни временные.

Профессиональная замещающая семья может быть не только финальной точкой устройства ребенка, но и временным решением. Например, в Эстонии, если родителей лишают родительских прав, специальная комиссия сразу начинает продумывать, как устроить ребенка. Учитывая особенности сироты, ему стараются подобрать наиболее подходящую семью. В ожидании приемных родителей или усыновителей дети живут в профессиональной замещающей семье в домашней атмосфере.

В законах многих российских регионов прописана похожая форма устройства — патронатные семьи. Такие родители заключают трудовой договор с детским домом и фактически становятся его сотрудниками. Но по словам Николая Слабжанина, на практике этот формат практически не используется по двум причинам:

  • на федеральном и региональных уровнях активно продвигают только формат приемной семьи, хотя в большей части регионов приняты законы о патронатном воспитании;

  • бюджетные потоки в регионах направлены на поддержку только приемной семьи.

«Многие вопросы сейчас могут решаться на региональном уровне. Если количество семей, вышедших из кризисной ситуации, войдет в KPI губернаторов, регионы будут ответственны за каждого ребенка, который находится в детском доме по заявлению родителей, а часть полномочий передадут некоммерческим организациям, борьба с социальным сиротством будет более эффективна» — уверен директор благотворительной организации «Детские деревни — SOS».

Что сделать, если малыш испытует страх?

У большинства деток, которые были лишены родительской заботы и внимания, есть многообразные страхи. Кто-то боится темноты, кто-то – чужих людей, зверей. У ребенка может быть страх внешнего мира, страх того, что его снова бросят. Некоторые детки никогда не скажут, что они чего-то боятся, но от переживаний у них сможет подняться температура, разболеться живот ил и голова. Необходимо не давать повода для страхов и нельзя принуждать одолевать эти страхи стразу, необходимо действовать потихоньку. Не рассказывайте деткам о собственных страхах и болезнях. Детки очень внушаемы и предрасположены перенимать родительские страхи в преувеличенном виде. Более того, необходимо избегать просмотра ребенком вечерних фильмов и агрессивных сегодняшних мультиков. Для преодоления страхов не всегда достаточно объяснить ребенку некоторые явления: если малыш боится грозы, необходимо рассказать ему, как появляются гром и молнии. Если малыш боится пожара, разбойников, необходимо обучить его тому, что нужно делать при появлении опасности. Укладывая ребенка спать, спокойно объясните, что у вас еще есть дела. Если малыш зовет вас без надобности, пожелайте ему спокойной ночи еще раз и не бегайте на каждый его зов. Необходимо как можно меньше значения давать страхам ребенка у него на глазах, уделяя как можно много внимания случаям, когда он преодолел собственный страх.

Проблемы с успеваемостью

Родители сами программируют ребенка на неуспешность. Звучит странно, но это так. Родители говорят: «У тебя не получится», и у ребенка не получается

Важно мотивировать школьника. Это не обязательно должны быть деньги и подарки

Достаточно радоваться любым успехам, а неудачи принимать в позитивном ключе. У тебя двойка? Ну, ничего, я уверена ты выучишь параграф и закроешь плохую оценку – хорошей. Ребенку не хватает внимания приемных родителей. Подумайте, насколько ваш новый член семьи был лишен родительского внимания. И вот появились вы, готовые с ним заниматься, играть, решать его проблемы. Ему хочется как можно больше внимания. А когда у взрослых, замотанных своими проблемами и работой, находится время на ребенка? Правильно, когда в школу пару раз вызвали и сказали, что ребенок ничего не успевает по программе, и с ним надо заниматься и сидеть рядом

И вот приемные родители начинают «сидеть» — следить за выполнением уроков, звонить и проверять – дошел ли до дома, сел ли за домашнее задание Детям, которые с самого рождения купаются в родительской любви, такое внимание быстро бы надоело. А приемным хочется еще и еще Поэтому они сознательно получают плохие оценки, не пытаются вникнуть в материал – ведь мама или папа, пусть и рассерженные его неудачей, будут рядом

Ребенок действительно не может усвоить программу, по медицинским показаниям. В этом случае не стоит паниковать. Современная школьная система очень гибкая – вы можете оформить документы для домашнего обучения. А пресловутая социализация, которую так ждут от школы, легко организуется в дополнительных секциях и кружках.

Психолог Людмила Петрановская в одном из интервью рассказывала, что она часто просит родителей провести эксперимент. Представить, что вышел закон, по которому свободный выбор профессии отменяется. Теперь работу выбирает комиссия, и отказаться от неё нельзя. На службе раздражает начальник, а дома говорят: «А нам твой начальник уже звонил и все рассказал. Опять ты документацию не подготовил. Теперь неделю без сериала будешь. А отчет переписывай три раза подряд!»

Неуютно становится, правда? А тем временем, ребенок именно так себя и чувствует. Его отправили в школу, ему не нравится процесс обучения, школьных правил и рамок, но и дома теперь не до отдыха – нужно наверстывать то, что не сделал в ненавистной школе.

Многих приемных детей школа действительно травмирует. Если отношения совсем не складываются – учебное заведение лучше поменять, или учить ребенка дома. И все-таки домашнее обучение – это последний выход. Для начала нужно постараться наладить сотрудничество со школой. Не ждите, что это будет легко. Ведь это вы прошли «Школу приемного родителя», а учителя в образовательном заведении, возможно, никогда не сталкивались на практике с приемными детьми

Важно объяснить педагогу, что приемный ребенок не такой как все

Правило светофора

Психологи советуют замещающим родителям в первые же дни озвучить ребёнку правила, принятые в семье. Полагаем, совет полезен для всех, у кого дети выходят из возраста несмышлёнышей.

Правил не должно быть много и они должны быть поняты ребёнку. Их предлагается строить по принципу светофора, только в перевёрнутом порядке цветов. Первый цвет – зелёный: это то, что в семье можно делать всем. Жёлтый – то, что можно делать только при каких-то условиях или ограничениях. Красный – то, что в семье нельзя делать никому (драться, ругаться, пить, курить).

Правила должны быть обязательны для всех членов семьи, а не только для младших!

Каких детей берут в семьи

В замещающие семьи чаще всего попадают сироты

Чаще всего в замещающих семьях оказываются сироты. Также оказаться в новой семье может ребенок, если его родители:

  • несут для него угрозу;
  • были лишены родительских прав;
  • являются недееспособными или имеют ограничения в действиях;
  • находятся на психиатрическом лечении;
  • не имеют возможности воспитывать ребенка;
  • наличие серьезных проблем со здоровьем;
  • отбывание наказания в местах лишения свободы;
  • находятся под следствием;
  • не желают воспитывать ребенка, не живут вместе с ним;
  • отказались от своего чада;
  • уехали в длительную командировку.

Как победить сиротство: профилактика

Чтобы все дети росли в семьях, нужно параллельно решать две задачи: проводить профилактику социального сиротства и устраивать детей из детских домов и домов ребенка в семьи, уверен Слабжанин.

Этой проблемой в России занимаются разные службы: за профилактику сиротства и работу с неблагополучными семьями отвечает соцзащита, с мами, которые решили отказаться от ребенка в роддоме, работает Минздрав, органы опеки и попечительства работают с приемными семьями, а комиссии по делам несовершеннолетних работают с детьми, которые оказались в сложных ситуациях. Ведомств много, и действуют они разрозненно.

Чтобы эффективно решать проблему, нужен единый орган, в котором государственные специалисты и представители некоммерческих организаций вместе бы помогли ребенку найти подходящую для него семью.

«В профилактике сиротства сейчас работает заявительный принцип — если семья сталкивается с кризисом, она говорит о своей проблеме и просит поддержку. Профильное ведомство разово поддерживает, галочку ставит и забывает об этой истории. Мало кто разбирается в причине проблемы. Может быть, родители потеряли работу, после развода у одного из родителей началась депрессия или в семье начали пить», — рассказывает Слабжанин.

Нужно работать с каждым случаем, искать сильные стороны и ресурсы внутри семьи и в социальном окружении, составить комплексный план помощи и работать по нему вместе с семьей. В республике Татарстан, Томской, Тамбовской областях и других регионах эта технология уже работает, скоро стартует в Новгородской области.

По мнению Николая, важно, чтобы была государственная программа борьбы с социальным сиротством, тогда появятся четкие показатели эффективности, будет ясный план, обеспеченный государственным бюджетом. Сейчас финансирование на решение проблем сиротства заложено в разных ведомствах: в соцзащите на региональном уровне, в комиссии по делам несовершеннолетних, в органах опеки и т.д

Поэтому сложно оценить, как расходуются средства именно на профилактику социального сиротства.

Николай Слабжанин

(Фото: из личного архива)

Комплексно на эту задачу смотрят только благотворительные фонды, которые помогают за счет пожертвований простых людей или социально-ответственного бизнеса. Государственная поддержка таких фондов часто ограничивается разовыми грантами. Даже самый крупный грант ограничен по времени. Обычно его дают на год, но работа с семьей должна продолжаться, пока она не станет «самодостаточной», не научится обходиться без внешней помощи. На это может потребоваться от полутора до трех лет.

Принимаем в семью подростка

Больше всего родители боятся именно этого возраста. Травмированные подростки действительно сложные, ершистые и колючие. Но и с ними можно договориться. Ведь на самом деле это лишь защитная реакция на жизненные обстоятельства, в которых он вовсе не виноват. Но все не так страшно, поскольку всегда практикуется сопровождение детей в приемных семьях специалистами — психологами, с которыми можно обсудить и решить все возникающие проблемы.

В чем основная загвоздка? Подросток — это еще не взрослый, но уже и не ребенок. Гормоны бушуют, мир переворачивается с ног на голову, а тут еще и новоиспеченные мама с папой, которые пристают с правилами и нормами. Конечно, он способен ответить грубо или неделикатно, что не всегда адекватно оценивается родителями. Это нужно учится принимать и по мере возможности корректировать.

Подросток, попадая в новую обстановку, проходит все стадии, не пройденные ранее. Периоды адаптации ребенка в приемной семье обычно протекают параллельно этим процессам. Если в прошлом он не наигрался в куклы и машинки, то с увлечением займется этим сейчас. Не нужно мешать или стыдить, как только ребенок завершит для себя процесс игры, он сможет идти дальше. Порой подрастающее чадо может попросить маму покормить его с ложечки. И это тоже нормально. Формируется механизм привязанности.

О проблемах приемных детей в семье можно говорить до бесконечности. Нередко бывает, что родители устают от адаптационного процесса и начинают испытывать разочарование. Довольно часто к коррекционному педагогу приходят с жалобами на свое чадо: «Мы ее взяли, а она такая бестолковая/глупая/ неопрятная». То есть подросток не оправдал возложенных на него ожиданий, в чем, конечно же, виноват исключительно он сам. Даже если девочка действительно глупая, на свете полно таких людей, и многие прекрасно живут. Вы же хотели помочь ей, вот и помогайте. Из этого можно вывести ряд рекомендаций.

Почему ребенок попадает в детский дом

Детей, которые живут и воспитываются в российских детских домах можно разделить на три категории: дети-сироты, чьи родители умерли; социальные сироты — их родителей или опекунов лишили родительских прав (см. справку) и так называемые дети «по заявлению». Из 47 тыс. детей, которые в России сейчас нуждаются в устройстве в семьи, только у 1% погибли оба родителя.

Социальные сироты — это дети, которые имеют родителей, но воспитываются в государственных учреждениях, а не в родных семьях. Причины бывают разные: родителей лишили родительских прав или ограничили в правах, родители отказались от ребенка, их признали недееспособными.

Каждый четвертый ребенок в российском детском доме относится к третьей категории. Из-за тяжелого материального положения семьи или болезни ребенка родители просят временно забрать их сына или дочь. «По заявлению» дети могут находиться в детдомах годами. Количество сирот в последние годы снижается, но детей, которые попали в детский дом по заявлению родителей, не становится меньше.

В 2019 году благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко проводил исследование и выделил основные причины, почему дети попадают в дома ребенка и детские дома. Часто на один случай приходится сразу несколько причин.

Сбор документов

Многие потенциальные приемные родители после обращения в отдел опеки и попечительства пугаются бумажной волокиты, связанной с усыновлением. И перестают рассматривать этот вариант, считая, что проще слетать в космос, чем усыновить ребенка.

Основное требование, подкашивающее желающих, – уровень доходов и жесткий норматив по жилплощади: 14 квадратных метров на каждого члена семьи, включая и приемного ребенка. Ему также необходимо будет выделить отдельное спальное место и стол для учебных занятий. Для ВИЧ-инфицированного малыша и ребенка-инвалида полагается отдельная комната.

Если вы твердо решили принять в семью малыша, следует приступить к сбору необходимых документов. Вам необходимо подтвердить свою дееспособность как родителя: заполнить анкету, предоставить свидетельство о браке (одинокие родители тоже имеют шанс стать усыновителем), подтвердить наличие жилья, официальной работы и стабильного заработка. Есть и ограничения: наличие судимости и тяжелых заболеваний (туберкулез, психические расстройства, алкоголизм и т. д.). Их полный список приведен в статье 127 Семейного кодекса РФ.

Почему вы этого хотите?

Светлана Лырчикова, АиФ-Алтай: Что подразумевает этот «курс замещающего родителя»?

Людмила Белогруд: Он включает теоретические темы, тренинги, практические задания для самостоятельного изучения, серьёзный упор делается на психологию. Обучение непродолжительное, но интенсивное. Есть очная форма, которая особенно рекомендуется для усыновителей; для семей из отдалённых районов возможна очно-заочная форма обучения. По окончании подготовки граждане пишут итоговый тест, успешно прошедшим подготовку выдаётся свидетельство установленного государственного образца.

Но не думайте, что Академия замещающей семьи – это некое «протокольное мероприятие». Это серьёзная работа для ума . «Учеников» озадачивает первый же тренинг – мотивационный, который помогает глубже понять мотивы, по которым люди хотят взять ребёнка в семью, и выявить, насколько они продуктивны. Вот часто они говорят: «Хочу дать ему тепло и любовь» – совершенно конструктивный мотив… А вы это готовы дать только здоровому ребёнку или любому? «Да нет, наверное, не любому…».

У нас не так уж редки ситуации, когда люди в ходе обучения понимают, что они не готовы взять ответственность за воспитание ребёнка, перестроить жизнь.

– Людмила Андреевна, а в числе ваших слушателей больше тех, кто рассчитывает на усыновление или опекунов?

– Кандидатов на усыновление, как правило, больше. Это супруги от 30 лет и немногим старше, которые зачастую по определенным обстоятельствам не могут иметь кровных детей. В основном желание граждан принять на воспитание в свою семью ребенка не старше трёх лет. Но бывает, что на стадии подготовки некоторые пары отказываются от намерения брать малыша, и склоняются к более «осознанному» возрасту ребёнка, и речь уже идёт не об усыновлении, а об опеке или попечительстве.


Подрастают мужчины: Как не остаться маменькиным сынком?
Подробнее

– И в чём причина?

– Замещающие родители должны быть проинформированы о состоянии здоровья ребёнка. Но есть некоторые диагнозы, которые выявляются у детей только после трёх лет, мы об этом говорим, и некоторые потенциальные усыновители не готовы к, скажем так, непредсказуемости. И это их право. Вообще, чем полнее приёмные родители будут представлять возможные трудности в дальнейшем при воспитании и развитии ребенка, с чем придётся столкнуться, тем больше проблем они смогут избежать .

Приемные дети. Проблемы

  Ваше решение взять в свой дом сироту, несомненно, заслуживает высокой оценки, ведь вы возвращаете семью, любовь и заботу брошенному ребенку. С другой стороны, ребенок – всегда проблема, а ребенок из детдома – проблема во много раз большая, особенно если он помнит о своем прошлом.

При усыновлении можно обследовать ребенка у врачей, чтобы убедиться, что в состоянии здоровья нет серьезных отклонений, а как предусмотреть отклонения в поведении? Как угадать, как отнесутся к выбранному вами ребенку ваши родители или родители супруга? А если у вас есть собственные дети, как они отнесутся к малышу и примут ли нового члена семьи? И сможете ли вы полюбить приемного малыша, как родного?

  Психологи, работающие с приемными семьями, рассказывают о множестве проблем, возникающих при усыновлении детей. Ведь в детдоме редко можно найти абсолютного здорового и с хорошими генами ребенка. Кроме того, ребенок, прошедший через детский дом или приют, брошенный родителями или потерявший их, прошедший через испытания голодом, насилием, получает сильную психологическую травму, которая впоследствии может вызвать нежелательные изменения в поведении.

К примеру, семья М., после того, как выросла и вышла замуж родная дочь, взяли из детдома десятилетнего мальчика Алешу, имевшего хорошие характеристики, успешно учившегося в школе. Месяц, который он провел с ними как гость, показал ребенка с хорошей стороны, и семья оформила усыновление. Но этот месяц был последним спокойным в их жизни. Мальчик начал лгать родителями по любому поводу, красть деньги из карманов и кошельков, грубить учителям в школе, драться с одноклассниками, приставать к девочкам. На него жаловались учителя, соседи по дому.
 
Беседы и наказания не приводили к положительному результату. Супруги М. отдавали ребенку все свободное время, окружая его заботой, лаской, стараясь смягчить характер ребенка. Поняв, что сами не справляются, обратились к психологам, а потом и психиатру. В течение года мальчика пытались привести в чувство специалисты и родители, но ничего не менялось. С душевной болью и чувством вины супруги вернули ребенка в детский дом. А мальчик на это никак не прореагировал.

Или вот еще случай, которых достаточно много.

Семья В. взяла из детского дома сестренок 7 и 10 лет. Девочки радовались, попав в семью, сразу начали называть родителей мамой и папой, хорошо учились и первое время не доставляли особых проблем. Освоившись в семье, почувствовав, что их любят, старшая, Лена, вдруг начала учиться хуже, откровенно хамить. Однажды отца вызвали в отделение полиции.

Девочку поймали на воровстве в магазине. Затем вызовы следовали один за другим. Родители повели ребенка на обследование к психологу, который выяснил, что у девочки наследственное заболевание – клептомания, которое раньше себя никак не проявляло. Родители вынуждены были вернуть детей в детдом.

Проблемы воспитания приемных детей бывают и не такими сложными, но в любом случае, решив взять из детдома ребенка, нужно быть готовым к трудностям, набираться терпения и любви.

 Стоит заметить, что приемные дети могут привнести не только проблемы воспитания. Есть еще ряд проблем, которые не предполагаются при принятии решения, но затем могут выйти на первый план.

Связь с прошлым необходима

По мере взросления приемные подростки больше думают о том, какой была бы их жизни, если бы они не были усыновлены или если бы они оказались в другой семье. Они часто интересуются, кем бы они стали в иных обстоятельствах. Потребность примерять на себя различные варианты судьбы у них очень сильна. В дополнение ко всем возможностям, которые предоставляет им жизнь, приемные подростки думают о тех шансах, которые они уже потеряли.

Практически все подростки, испытывающие чувство потери, хотели бы обладать большей информацией о своей биологической семье. Иногда они стараются найти дополнительные сведения о своей медицинской истории. Были ли среди его родственников аллергики? Страдал ли кто-нибудь заболеваниями сердца? Был ли у кого-нибудь рак? Семнадцатилетняя Шейла, у которой внезапно и без видимой причины появилась сыпь на коже, интересуется, не было ли такого же заболевания у ее биологических родственников. Восемнадцатилетний Кристофер читает все статьи о генетической природе психических заболеваний, потому что его беспокоит вопрос, а вдруг перепады настроения у него — показатель маниакально-депрессивного синдрома, унаследованного от кого-то из биологических родственников

Салли, 15 лет, говорит: «Людям, выросшим в биологических семьях, очень важно понимать, какой вакуум образуется вокруг человека, который ничего не знает о своих корнях. Не важно, что я много разговариваю об этом с родителями, я все равно не могу в полной мере выразить ту пустоту, которая меня окружает». Одни тинэйджеры хотят найти своих родителей

Другие говорят, что они были бы признательны, если бы просто могли получить доступ к медицинской информации

Одни тинэйджеры хотят найти своих родителей. Другие говорят, что они были бы признательны, если бы просто могли получить доступ к медицинской информации.

Кто не может претендовать на роль родителя

Имеются определенные ограничения для кандидатов, желающих стать воспитателем или родителем. Так откажут в усыновлении или взятии опеки, если имеют место следующие моменты:

  • лишение родительских прав,
  • отсутствие стабильного заработка,
  • недееспособность или ограничение действий,
  • ранее был в роли усыновителя, нарушил данный статус,
  • предоставляет для малыша опасность,
  • имеют место однополые супружеские отношения,
  • страдает алкоголизмом,
  • был осужден за правонарушение, повлекшее за собой вред здоровью или жизни человека,
  • совершил особо тяжкое или тяжкое преступление,
  • отсутствует ПМЖ,
  • ограничение в правах,
  • наличие заболеваний, которые препятствуют нормальному воспитанию,
  • учет в специализированных учреждениях, наркологическом диспансере или психиатрии.

Кроме этого, определенные формы устройства могут предполагать еще и дополнительные ограничения. Например, если предполагается усыновление, то возраст между ребенком и усыновителем должен составлять не меньше 16 лет.

Определение и преимущества

Каждый малыш жаждет воспитываться в любящей семье, с людьми, которые будут его оберегать и защищать. Но нередки такие случаи, когда ребенок вынужден остаться без ласки и заботы родителей. Замещающие семьи — это те, которые взяли на себя роль родной семьи, но таковой не являются. Данное понятие объединяет в себе различные формы устройства ребенка к воспитателям и некровным родителям.

Необходимо понимать, что малыш, воспитываемый в узком кругу близких людей, пусть и неродных, имеет ряд положительных моментов перед тем, который воспитывается в детском доме. К преимуществам взросления в такой семье относят:

  • забота;
  • эмоциональные связь, теплые взаимоотношения;
  • регулярное общение;
  • особый подход к воспитаннику;
  • возможность общаться с представителями различных поколений;
  • демонстрация взрослыми правильного поведения;
  • общее времяпровождение детей и родителей;
  • передача опыта семьи.

Воспитание в такой семье способствует взрослению в нормальной обстановке, следовательно, человек, который вырос в подобной семье, имеет все шансы на то, чтобы стать полноценной личностью, не быть отогнутым обществом.

Проблемы точно будут

– А совсем без них не бывает?

– Увы! У нас немало бывает уже состоявшихся родителей. Казалось бы, что им объяснять? Но, во-первых, опыт воспитания собственных детей не всегда играет положительную роль в случае с приёмными. Во-вторых, «век живи – век учись». Мы нередко слышим сожаления: ах, что ж мы раньше этого не знали; мы, оказывается, столько детям не додали, стольких конфликтных ситуаций могли бы избежать!

Кризисную стадию адаптации раньше или позже проходят все замещающие семьи. Другое дело, что у кого-то она проходит не слишком ярко выраженно, а у кого-то – крайне нервно. Мы настоятельно рекомендуем не ждать, когда ситуация станет взрывной, а после первых же «звоночков», тем более, заметного конфликта, обращаться за помощью специалистов. Не буду скрывать, далеко не все родители считают нужным и возможным для себя следовать этому совету. Бывает, что иногда из органов опеки и попечительства, в чью компетенцию входит контроль за опекунскими и приёмными семьями, к нам обращаются как в крайнюю инстанцию: у нас есть серьёзные проблемы с подопечными, давайте организуем кризисное сопровождение. В таких случаях семью, как правило, спасать очень трудно.

– Эти проблемы можно как-то ранжировать или «в каждой избушке свои погремушки»?

– Конечно, каждая семья индивидуальна. Но я бы выделила проблему поведения ребёнка. У детей постарше, как правило, есть опыт проживания с кровными родственниками, и, понятно, не слишком позитивный. Они его вольно-невольно переносят в новую семью. Единственный выход здесь – минус поменять на плюс, нехорошее поведение игнорировать, на хорошем делать акцент, чтобы у ребёнка это эмоционально закреплялось. Но на это уходит очень много времени, скорой динамики не будет, нужно запастись терпением. К слову сказать, совсем уж «нетерпеливые» до конца обучения в Академии замещающей семьи не доходят. Если у людей есть какие-то, скажем так, изменения личностного плана, они проявляются во время тренингов, и в итоге они не могут сдать итоговый тест.


Вырастить мужчину. О трудностях воспитания сыновей без отцов
Подробнее

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий