Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Вопросы к детскому неврологу: что важно знать родителям ребенка до года

ЧТО ЛЕЧИТ НЕВРОЛОГ?

Невролог занимается диагностикой и лечением заболеваний центральной и периферической нервной системы. Основные разделы:

  1. Детская – изучает закономерности развития и заболевания нервной системы до 18 лет;
  2. Сосудистая – сосредоточена на сосудистых патологиях, составляющих причину таких недугов, как синдром позвоночной артерии, мигрень, обмороки, деменция, аневризмы и многих других.
  3. Когнитивная – изучает высшие функции головного мозга: восприятие и обработку информации, память и речь.
  4. Афазиология специализируется на расстройствах речи различной степени тяжести, как приобретенных, так и врожденных.
  5. Эпилептология посвящена изучению эпилепсии.
  6. Нейроофтальмология изучает взаимосвязи поражений ЦНС и расстройств зрения.
  7. Нейроиммунология выявляет взаимосвязи в работе нервной, эндокринной и иммунной функций мозга.
  8. Нейропсихология исследует мозговую регулировку психических процессов.

В области лечения заболеваний выделяются нейрофармакология (медикаментозная терапия) и нейрохирургия (оперативное лечение). Особо отметим нейрореабилитацию как дисциплину о профилактике рецидивов и ведении пациентов после снятия диагноза.

Воспитание новорождённого. С чего начать?

Есть несколько правил, которых нужно придерживаться, чтобы заложить основы правильного воспитания ребёнка.

Позитивно относиться к новой жизненной роли. Теперь вы родители

И только тогда, когда вы с удовольствием будете выполняться свои родительские обязанности, в вашей семье будет царить радостная атмосфера тепла и спокойствия, что очень важно для формирования здоровой психики малыша.

Учиться понимать, что нужно ребёнку. В самом начале это будет сложно

Разговаривать малыш не может, а его плач пока не имеет тех оттенков, которые мама будет различать уже спустя какое-то время. Важно реагировать на плач ребёнка, ведь это его способ показать, что ему что-то нужно. Со временем вы научитесь быстро определять, чего именно он хочет.

Создавать прочную связь с малышом. Это, пожалуй, самое главное правило. Связь малыша с мамой начинает формироваться с первых минут его жизни, когда он получает первые капли ценного молозива из материнской груди. И для того, чтобы ребёнок развивался, рос здоровым и чувствовал себя комфортно, необходимо поддерживать эту связь.

Вопросы для более старшего возраста

Конечно же, вопросы у мамы могут возникнуть и в дальнейшем — при последующих визитах к неврологу (в 6, 9 месяцев, год и т. д.) В каждом конкретном случае они будут индивидуальны. Но один из распространённых — «Какие игрушки подойдут моему малышу в данном возрасте?». Действительно, не все взрослые это знают. Многие, к примеру, стараются заполнить кроватку шестимесячного крохи плюшевыми зайцами и мишками, не задумываясь, что они ему на данном этапе совершенно не нужны. Невролог даст полезные советы по этому поводу.

Вопросы к детскому неврологу: что важно знать родителям ребенка до года

Всегда важно спрашивать, какие игрушки пойдут на пользу ребёнку в каждом конкретном возрасте

Посещение невролога — замечательная возможность для мамы получить ответы на многие интересующие её вопросы. Ведь этот врач специализируется на развитии нервной системы ребёнка, состоянии его психической, моторной, речевой сферы. Не нужно стесняться уточнять у доктора различные моменты: получив больше информации, родители обретут ясность и покой, очень важный для ухода за малышом.

В чем суть расстройства

Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности. 

Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями. 

Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения. 

У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве. 

Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.

Как сформировать связь с малышом?

Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо

И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?

Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.

Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.

Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.

Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.

Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.

Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны

На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.

Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.

Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.

Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.

И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.

Гиперактивность

U-mama: Аналогичная серия вопросов про гиперактивность. Где грань между темпераментом ребенка и неврологической проблемой?

А.С.: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ – прим. автора) во всей Европе лечится только у психиатров. Но менталитет нашего человека не позволяет всем идти к психиатру, поэтому мы придумали аналог: гипердинамические расстройства детства (ГРД – прим. автора). Диагноз наш, региональный, под него попадают наиболее легкие формы СДВГ, и он позволяет применять современные виды лечения тех или иных состояний современными препаратами. Есть очень четкий критерий, по которому можно определить, здоров ли ребенок. Если дома он деспот, а в школе нравится всем, то это здоровый ребенок. Если он дома лапочка, а в школе он всех на уши ставит – это здоровый ребенок. И только если и дома, и в школе этот ребенок – «исчадие ада», то это ребенок с СДВГ (по классификации психиатров), или ГРД (по неврологической классификации). Доказано, что это хроническое заболевание, требующее лечения.

U-mama: А если не лечить?

А.С.: Аффективное поведение при нулевой продуктивности – то, что мы можем получить. И это состояние может перетекать, например, в инфантилизм тридцатилетних людей – моменты псевдозадач и псевдомероприятий, вытекающих в пустое топтание на месте. В каждом возрасте есть свои признаки СДВГ или ГРД, и в каждом случае это по-своему ведется – где психотерапевтами, где психиатрами, где неврологическими вмешательствами.

U-mama: Как часто встречаются дети с таким диагнозом?

А.С.: Эта проблема есть, но она не столь значима. Самые «продвинутые» в этой области американцы, потом идут французы, австрийцы и испанцы. У нас под этот диагноз попадают 15-20% детей.

Неврологический молоточек

Неотъемлемым атрибутом невролога является неврологический молоточек, он же молоток Тейлора, перкуссионный молоточек (перкуссия – это на языке медицины выстукивание), томагавк, молоток Бак, молоток Тромнера. Разновидностей инструмента очень много, каждый выбирает то, что ему удобнее.

Несмотря на простоту механизма и предвзятое отношение к нему многих пациентов («что можно понять, стукнув молотком по колену?»), неврологический молоточек – серьезный инструмент диагностики. Он позволяет эффективно выявлять всевозможные отклонения в работе нервной системы на ранних стадиях: состоянии глазодвигательных нервов, вестибулярного аппарата и мозжечка малыша, и соответственно предупредить развитие серьезных неврологических диагнозов. Бояться инструмента не нужно, даже несмотря на наличие игл на некоторых моделях – они предназначены для проверки рефлексов и чувствительности кожных покровов и не причинят ребенку боли.

Мой ребенок говорит не все «буквы»

С такой жалобой часто приходится сталкиваться специалистам, консультирующим родителей по поводу нарушения произношения звуков у ребенка. Специалисты разделяют понятия «звук» и «буква». Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и говорим. И тогда правильнее сказать, что родителей настораживает неправильное произношение или отсутствие в речи ребенка тех или иных звуков. В три года дети могут правильно произносить большое количество изолированных (вне слова) гласных и согласных звуков — а, у, и, о, м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х.

При этом многие дети ещё недостаточно правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой речи ребенка этого возраста является ее смягченность — ребенок произносит «лёзетька» — вместо «ложечка», «нёська» — вместо «ножка». Кроме того, ребёнок заменяет в словах «трудные» для произнесения звуки более «лёгкими». Такие ошибки и замены произнесения звуков специалисты называют физиологическими, то есть проходящими, свойственными всем детям раннего возраста, а нарушение произношения у ребенка раннего возраста — физиологическим косноязычием.

Наиболее характерными показателями такого косноязычия являются:

— отсутствие в речи шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ или замены их другими звуками — «лосядка» — вместо «лошадка», «косетька» — вместо «кошечка»;

— отсутствие звука «Р» («каова» — вместо «корова», «от» — вместо «рот»), или замены звука «Р» на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Й» (« лак» — вместо «рак», « лямаска» — вместо «ромашка», «вак» — вместо «рак», «йыба» — вместо « рыба»).

— Нарушение произнесения звука «Л» — его смягчение («кальбаса » — вместо «колбаса»), замена звука «Л» на звук «Й» («туй» — вместо « стул»).

— Замены звуков «К» и «Г» на звуки «Т» и «Д» («тапля» — вместо «капля», «дусь» — вместо «гусь»).

— Замены звонких звуков глухими («сайка» — вместо «зайка»).

Особенности произношения детей младшего возраста зависят от структуры слов — один и тот же звук в словах разной «сложности» ребенок произносит неодинаково. Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребенок исказит произносимый звук (например, «протокваша» — вместо простокваша). В «легких» словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесет его верно («лиса», «Соня»). Объясняется это тем, что детям трудно дается произнесение 2-3 рядом стоящих согласных звуков. Если один из звуков, стоящих в таком сочетании «освоен» ребенком недостаточно, он либо выпускается, либо произносится искаженно.

Кроме пропуска «трудных» звуков ребенок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов, — «ампитура» — вместо «температура», «кавотка» — вместо «сковородка», менять местами звуки или слоги, — «пыселос» — вместо «пылесос», «чедоман» — вместо «чемодан». Однако при нормальном развитии речи ребенка к 4-5 годам большинство из перечисленных нарушений либо исчезает полностью, либо их число значительно уменьшается.

Наряду с физиологическими искажениями или заменами звуков, у ребенка раннего возраста может выявляться неправильное, ненормативное произнесение ряда звуков. Например, межзубное произнесение свистящих звуков (с,з), — когда родители могут заметить, что кончик языка ребенка при произнесении звука находится между зубами. Такое произнесение является неправильным в любом возрасте и без помощи логопеда не проходит самостоятельно. Для исправления этого нарушения не нужно ждать, пока ребенку исполнится пять лет. Необходимо начинать занятия по исправлению произношения, как только установлено нарушение.

Признаки возможного нарушения слуха

Конец 1-го месяца
В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений; не вздрагивает, не моргает.
Конец 2-го месяца
Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).
Конец 3-го месяца
Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания; не реагирует на музыкальные игрушки.
Конец 5-го месяца
Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.
Конец 6-го месяца
Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.
Конец 7-го месяца
Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека. Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.
Конец 8-го месяца
Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает, услышав новый звук. Не проявляет интереса к музыке. Не лепечет.
Конец 9-го месяца
Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет», запрета. Не играет с вами в «разговор».
Конец 10-го месяца и 11-й месяц
Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен

Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
Конец 12-го месяца и старше
По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы. Не имитирует простые звуки и односложные слова

Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения. Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого). Не понимает простые обращения. Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке. Не пытается говорить.

Необходимо обратиться к врачу-сурдологу, если:

  • Вы заметили у вашего малыша признаки снижения слуха, описанные выше;
  • Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
  • Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
  • Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости. Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей.

В настоящее время этот аппарат есть во многих детских поликлиниках. Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, учиться в обычной школе и получить профессиональное образование.

График обязательного посещения невролога

Чтобы всесторонне оценить темпы развития малыша, родители должны посетить детского невролога в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 месяцев и в 1 год. Кроме того, консультации невролога в этот период нужны для решения вопроса о начале и графике прививок. С года до трех лет ребенка надо приводить на осмотр раз в полгода. До 6 лет следует показываться неврологу хотя бы раз в год. Это при условии, что в целом у ребенка все хорошо.
Осмотр врачом обычно проводится по плану: общее состояние (самочувствие, сон, аппетит), оценка нервной возбудимости, двигательной активности и эмоций младенца. Далее проверка зрения, слуха, осязания, изучение рефлексов и мышечного тонуса

Врач обращает внимание и на психоэмоциональное состояние мамы ребенка — зачастую проблемы со здоровьем малыша возникают из-за слишком неспокойных родителей

Основания для внепланового визита

Можно и нужно обратиться к врачу, если ребенок легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается, плохо спит, плохо ест, плохо набирает вес, обильно срыгивает, испытывает судороги, вообще часто и сильно плачет без видимых причин. Дрожание конечностей и подбородка у малыша в период новорожденности и раннего возраста также может быть признаком проблем с нервной системой. Иногда, правда, подобные явления характерны и для совершенно здоровых деток. Поэтому этот вопрос должен решать только специалист.

Родителям следует помнить, что первые три года жизни ребёнка являются самыми важными в успешном формировании нервной системы ребёнка. В это время активно развиваются структуры головного мозга, закладываются основы крупной и мелкой моторики, совершенствуются психоневрологические функции. Не стоит занимать пассивную выжидательную позицию, если неврологические отклонения у ребёнка обнаружены — в этом случае можно упустить драгоценное время сенситивного (особо чувствительного) возраста, когда многое поправимо.

Кризис трех лет

Следующий «критический» период, в который ребенку нужна консультация невролога, — это возраст 3 года. К этому моменту у многих детей возникают различные невротические состояния — появляются страхи, навязчивые непроизвольные движения (вздохи, моргание глазами, покашливания, без простудного заболевания), нарушения сна, головные боли. Многие из этих проблем являются следствием неправильного общения с ребенком родителей, и невролог может помочь это выявить.

Готовимся к школе

В 4–5 лет частыми причинами обращения к неврологу становятся энурез, нарушения речевого развития и координации

Крайне важно устранить их до того момента, как ребенок пойдет в школу. Ведь в школьном периоде его «поджидают» другие невротические расстройства, связанные в первую очередь с возросшими нагрузками

Если пренебречь советами детского невролога, то у ребенка могут возникнуть трудности с усвоением необходимого объема информации

И дело не в том, что ребенок глуп, а просто у детей с неврологическими проблемами быстро истощается внимание, они не успевают за общим темпом работы в классе, из-за чего иногда становятся агрессивными, вспыльчивыми, плохо спят. Такие дети требуют уже педагогической коррекции, а иногда коррекции детского психолога

Поэтому вовремя начатое лечение может позволить ребенку избежать травмирующих ситуаций в школьном коллективе, зачастую приводящих к смене школы или надомному обучению.

Внимательное отношение к развитию ребенка, его жалобам, поведению, сну, особенностям речи и своевременное посещение детского невролога дадут возможность максимально эффективно выявить и решить проблемы, возникающие на жизненном пути маленького человека.

Нервная система ребенка очень пластична, поэтому вовремя проведенное лечение всегда дает хорошие результаты.

Спокойный сон – залог гармоничного развития

Вопросы к детскому неврологу: что важно знать родителям ребенка до года

Сон для ребенка до года – это не просто отдых, он включает огромное количество функций:

  • Расслабление организма и восстановление потраченной энергии;
  • Поддержание отличного уровня иммунной системы;
  • Выработка гормона роста;
  • Обработка и систематизация мозгом собранных в период бодрствования данных;
  • Стимуляция мозговой зоны, отвечающей за развитие мышления и памяти.

Вопросы к детскому неврологу: что важно знать родителям ребенка до года Усредненные значения норм сна для младенца

Для того, чтобы наладить режим сна без медикаментов, избежать плача и криков во сне, капризов и перевозбужденного состояния младенца перед сном, следует соблюдать несколько простых правил:

  • Строго и скрупулезно следуйте режиму сна и бодрствования, не позволяя текущим делам и событиям дня его нарушить. Больше времени проводите с ребенком на воздухе;
  • Установите определенный ритуал отхода ко сну, как днем, так и ночью. Всегда его придерживайтесь. Сюда могут входить ванна с успокаивающими травками (предварительно посоветуйтесь с неврологом), чтение книги, спокойные игры, рассказывание сказки, колыбельные песни;
  • Не опаздывайте с кормлением и сном;
  • Положите в изголовье ребенка подушечку с мятой или лавандой. Полезно также поить малышка детским чаем из этих трав — но только после того, как ему исполнится полгодика;
  • Изучайте признаки утомления малыша. Если они налицо, лучше уложить малыша немного раньше, иначе он может перевозбудиться и заснуть позже, чем положено. К признакам переутомления можно отнести трение лба или глаз, появление небольших кругов под ними, помутнение глаз, сонный взгляд, дерганье себя за уши. У каждого ребенка они индивидуальны;
  • Объясняйте и показывайте чаду различия между днем и ночью. Объясняйте, когда укладываете кроху в постель, что другие люди и звери тоже ложатся отдыхать, им нужно набраться сил перед новым днем, почему ночью не светит солнце и т.д. В позднее время не играйте с ребенком, снизьте уровень шума и света в комнатах, чтобы ребенок осознавал, что подходит время сна.

Не забывайте о том, что ребенок в любом возрасте, а особенно до года, необычайно чувствителен к атмосфере в семье, поэтому очень важно исключить любые стрессы для малыша, проявления неуравновешенности эмоций и тем более агрессии в его присутствии

Нужно ли при неврологических проблемах ждать 3 лет

Что делать мамам, которые выявили у своих детей нежелательные симптомы самостоятельно, но при обращении к врачу им сказали подождать до 3-ех лет? Такие истории на форумах встречаются достаточно часто. В 3 года ребенку ставят диагноз задержки развития или другой, а ведь можно было начать лечение гораздо раньше

Если обращаться к разным специалистам, к одному, второму, третьему, то рано или поздно вы столкнетесь с тем, что мнения специалистов разойдутся: кто-то скажет вам, что у вас нет никаких проблем, кто-то – что у вас огромная проблема, и вам нужно срочно усиленно и много лечиться. Самый подходящий вариант:  нужно обратиться к высококвалифицированному специалисту. Если такой возможности нет, то попробуйте что-то сделать самим, в домашних условиях. Например, если проблемы с речью, посмотрите несколько видеоуроков в интернете, попробуйте позаниматься с ребенком. Если нет динамики,  то вы можете обратиться к специалисту с конкретной проблемой: у ребенка не формируются те или иные навыки. То есть я с ним занимаюсь, а результата нет. Для квалифицированного специалиста это очень важный симптом.

Ждать трех лет, действительно, нет необходимости. Специалист высокой квалифиакции, скорее всего, такого совета вам не даст.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий