Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Как справиться с гиперактивным ребенком

Проявления синдрома

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. Гиперактивность и импульсивность приводит к тому, что ребенок испытывает постоянную потребность в движении.

Кроме этого, у ребенка появляется:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство, не способность ждать
  • невнимательность, не способность выполнить домашнюю работу
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость
  • игнорирование правил и норм поведения; эти дети постоянно вмешивается в деятельность других людей
  • наличие проблем со сном
  • задержка речевого развития и т.д

Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость

Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой

На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.

Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания.  

Как создать комфортную среду для ученика с СДВГ, его одноклассников и учителя:

1. Установите дисциплину в классе

Правила поведения и пребывания в классе должны быть общими для всех учеников и максимально четкими. Это защитит ребёнка с СДВГ от претензий со стороны одноклассников, что он находится в особых условиях, и поможет ему привыкнуть к распорядку. Желательно разместить устав класса на видном месте, потому что гиперактивным детям тяжело удержать в голове много информации. Все ученики должны осознавать, какие последствия наступят за несоблюдение правил. 

2. Поймите, какой уровень нагрузки ребёнок может вынести

Это нужно сделать в первые недели вашей совместной работы

Например, отследить, сколько минут подряд такой ученик может читать текст или решать задачи до того, как переключит внимание, и сколько информации он усваивает. Не нужно давать больше, пытаясь таким образом повысить его работоспособность – это не сработает, а ребенок может просто испугаться объёма задания, и не сделать ничего

3. Выясните, как привлечь его внимание

В первое время когда ученик отвлекается, попробуйте вернуть его внимание (например, договоритесь  с ним о секретном сигнале: подойдите и покажите  ему какой-то знак, постучите по столу, щелкните пальцами вместо громкого замечания вслух – это может значить «ты отвлекся, вернись к работе»). Иногда стоит сажать такого ученика за первую парту, где его ничего не отвлекает, давать ему листок с индивидуальным заданием

Когда у вас появятся наработанные варианты, вам будет легче выстраивать работу дальше. 

4. Выясните, какие ситуации провоцируют ребенка на проявление сильных эмоций

Это могут быть школьные праздники, родительское собрание, контрольная работа или разбор конфликта. Если что-то из этого планируется, подготовьте к этому ученика – напомните, какие правила нужно соблюдать и что будет за их нарушение. Если взрыв эмоций у ребенка вызывают плохие оценки, объясняйте, что вы оцениваете только то, как он усвоил материал, а не его личность. Если школьника всё же захлестнули эмоции, первое, что нужно сделать –  успокоить его: отвести в тихое место, дать воды, если это уместно  – обнять, и ни в коем случае не ругать.

5. Помогайте разрешать возникающие конфликты

Ребёнок с СДВГ не всегда может понять, почему поступает именно так, и часто не осознаёт, почему это плохо. Ученик кого-то обидел? Объясните ему, почему человек расстроился, в чём была проблема, как можно было избежать такой ситуации. Если это случилось во время урока и отвлекло весь класс, лучше сразу разобраться в произошедшем. В любом случае нужно дать школьнику понять, что в его поведении вызывает проблемы и как с ними можно справиться. 

Причины гиперактивности у детей

Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:

Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.

Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.

Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина

Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.

Неблагоприятная экологическая и социальная среда.

Неправильное питание.

На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Исследователи не имеют единого мнения по поводу этиологии (первопричины) заболевания, но называют ряд факторов, которые могут приводить к заболеванию:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Нарушения внутриутробного развития, происходящие вследствие
    • неблагоприятных факторов течения беременности (среди которых курение, употребление алкоголя, наркотиков, прием ряда медикаментозных средств матерью).
    • осложнений при родах, приводящих к родовым травмам.
  • Семейные проблемы:
    • наличие в семье тяжелых конфликтов, алкоголизма, наркомании, криминального окружения.
    • гиперопека ребенка, воспитание наказанием, лишениями.
  • В социальной области:
    • повышение значимости визуальной культуры в обществе, приводящее к снижению речевой саморегуляции (то есть, одного из факторов сознательного управления собственной деятельностью).
    • неадекватные требования, предъявляемые обществом к ребенку.

Особенности характера или отклонение?

Увидев непоседливого ребенка, который то и делает, что находится в движении, могут возникнуть сомнения относительно нормальности его поведения. Недоумение вызывает сверх подвижность ребенка и его невнимательность. Неужели этот малыш не устал? Откуда у него столько энергии? Как ему удается за несколько минут устроить погром в комнате?

Понятие гиперактивность появилось не так давно, в принципе, как и дефицит внимания. Ещё буквально несколько десятков лет назад мы не сталкивались с такими диагнозами и понятиями. Безусловно, в то время были дети, которые на фоне остальных казались менее усидчивыми или менее внимательными.

Но всё списывалось на то, что ребенок ещё маленький, и такое поведение с возрастом пройдет. Позже, замечая у подростков агрессивность, вспыльчивость, сверхмерную активность, такое поведение оправдывалось половым созреванием и переходным возрастом.

А встречаясь со взрослым человеком, который сверх импульсивен, не усидчив, эмоционален и много говорит, мы думаем что это такой тип характера или такое воспитание.

Еще недавно гиперактивность считалась лишь поведенческой особенностью. Но в последнее время было выяснено, что это психическое отклонение, которое не поддается простым методам воспитания, а требует комплексного подхода и наблюдения специалиста.

Поэтому следуйте советам психологов, а лучше обратиться на консультацию непосредственно.

Как сделать учёбу ребёнка с СДВГ эффективной:

Хвалите его даже за небольшие достижения

Гиперактивные дети часто привыкают к тому, что им всё даётся труднее, чем другим. Они ругают себя, когда что-то не получается, и разочаровываются в своих способностях ещё сильнее. Вам под силу сделать так, чтобы ученик в себя поверил, главное – замечать, когда он действительно с чем-то справился и подчеркивать его достижения. Большие задания, вызывающие у ребёнка страх, делите на части, и хвалите за каждое выполненное упражнение. Давайте ему задания, с которыми он может справиться, заменяйте сложные для него задачи на более простые, сокращайте объём текста для пересказа. 

Обращайте внимание на моменты, когда он высказывает ценные мысли, чтобы и ему, и всему классу было понятно, что он может внести важный вклад в общее обсуждение. Игнорируйте мелкие нарушения и пустяковые реплики с его стороны, если они не слишком мешают общей работе, не делайте ему замечаний каждый раз

Поддерживайте его работоспособность

У детей с СДВГ работоспособность колеблется: гиперактивное поведение сменяется усталостью, они могут на уроке лечь в изнеможении на стол, даже заснуть

Чтобы поддерживать внимание учеников, чередуйте виды деятельности. Показывайте видео, читайте тексты, решайте задачи, проводите физкультминутки, добавляйте работу в группах. 

Помогайте организовывать рабочий процесс

Если ребёнку тяжело отвечать устно или письменно, можно договориться с ним о приемлемой форме сдачи работ. Например, вместо письменного задания, он может ответить устно, а вместо пересказа может сдать сочинение (или наоборот). Некоторым легче печатать на компьютере, чем писать от руки. 

Причины развития СДВГ у детей

Точная причина развития СДВГ не определена медицинской наукой. Ученые считают, что данное состояние появляется при воздействии комплекса факторов. К ним относятся:

1. Негативные влияния во время внутриутробного развития (загрязнения окружающей среды, продуктов питания, интоксикация организма, инфекции, резус-конфликт, угроза выкидыша, патологические роды и т. д.).
2. Факторы, негативно воздействующие на головной мозг малыша в самом раннем возрасте (гипоксия, наркозы, прием антибиотиков).
3. Отягощенная наследственность.

Вышеперечисленные причины способны вызвать органическое поражение головного мозга ребенка, что и выражается характерным поведением.

Лечение гиперактивности у детей

Независимо от того, являются ли невнимательность, гиперактивность и импульсивность следствием СДВГ, эти симптомы могут вызвать много проблем, если их игнорировать. Дети, которые не могут сосредоточиться и контролировать себя, всюду сталкиваются с жизненными трудностями, которые приводят к разочарованиям и стрессам всю семью.

Лечение синдрома гиперактивности у детей может различаться в зависимости от ситуации. Обычно применяются следующие подходы или их комбинация:

  1. Психотерапия: различные психотерапевтические методики позволят ребенку справиться с поведенческими проблемами при помощи коррекции мышления и изменения отношения к ситуации. Решится вопрос того, в какое русло лучше направить гиперактивность и импульсивность. При детской гиперактивности лечение сеансами психотерапии проводится как для самого ребенка, так и для родителей. Близких родственников учат, как правильно структурировать свои действия и помогать ребенку скорректировать поведение. Помимо решения основной проблемы, психотерапия дает детям и родителям поддержку и мотивацию.
  2. Педагогическая и нейропсихологическая коррекция при помощи специальных упражнений.
  3. Медикаменты: лечение гиперактивности у ребенка в некоторых случаях может требовать включения фармакотерапии. Применяются мягкие, хорошо изученные препараты в малых дозах.
  4. Разрабатываются рекомендации по коррекции образа жизни и проводится обучение родителей.

Для гиперактивного ребенка лечение значительно облегчает многие симптомы СДВГ, но не устранят патологию сразу. Может потребоваться время, чтобы определить, что лучше всего подходит для каждого случая.

Когда ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, родителям требуется огромное количество энергии, чтобы заставить его выслушать, выполнить задание или просто посидеть спокойно. В итоге даже простые повседневные вещи становятся изматывающими, что негативно влияет на настроение и семейную атмосферу. К счастью, психологии и психотерапии известны шаги, которые позволяют восстанавливать контроль над ситуацией, одновременно помогая ребенку максимально использовать его способности.

При наличии гиперактивности у детей школьного возраста лечение особенно необходимо, потому что в противном случае это состояние может привести к таким последствиям как постоянное осуждение со стороны других людей, трудности в получении образования, проблемы с общением и признанием у сверстников, повышенная вероятность травм и несчастных случаев, высокий риск возникновения алкогольной и наркотической зависимостей.

Внимание, активность и самоконтроль развиваются постепенно, по мере взросления. Дети получают эти навыки с помощью родителей и учителей

Когда их дефицит приводит к проблемам в школе, дома и при общении с друзьями, то это становится проблемой. Если вы задаетесь вопросом о том, как снизить гиперактивность у ребенка, то лучше не откладывать обращение к специалисту. При своевременной коррекции проблема успешно устраняется, позволяя детям полноценно раскрывать свой умственный и творческий потенциал.

Что делать родителям зацеперов

Так почему же подобные опасные увлечения привлекают некоторых подростков? Как отметила в разговоре с «Известиями» детский психолог Наталья Наумова, подросткам очень важно эпатировать публику, им важно быть на виду у своих друзей, показывать своим сверстникам, какие они молодцы, однако главная причина такого поведения — проблема во взаимоотношениях с родителями. — Подросткам очень важно произвести впечатление на своих сверстников, для того чтобы по большому счету почувствовать себя уверенно

И, как правило, у этих детей есть предыстория — какие-то непростые отношения с родителями. И по сути ребенок думает, что он пытается понравиться своим сверстникам, своему окружению, ребятам в соцсетях, а на самом деле он хочет, чтобы мама посмотрела и подумала, какой же мой ребенок ловкий, смелый. Это подсознательные процессы, часто ребенок даже сам не отдает себе отчет в этом. Каждый раз, когда он лихачит, рискует жизнью, нам нужно понимать, что это значит, что отношения в семье недостаточно доверительны, значит, ребенок ждет одобрения от родителей, но получить его не может

— Подросткам очень важно произвести впечатление на своих сверстников, для того чтобы по большому счету почувствовать себя уверенно. И, как правило, у этих детей есть предыстория — какие-то непростые отношения с родителями

И по сути ребенок думает, что он пытается понравиться своим сверстникам, своему окружению, ребятам в соцсетях, а на самом деле он хочет, чтобы мама посмотрела и подумала, какой же мой ребенок ловкий, смелый. Это подсознательные процессы, часто ребенок даже сам не отдает себе отчет в этом. Каждый раз, когда он лихачит, рискует жизнью, нам нужно понимать, что это значит, что отношения в семье недостаточно доверительны, значит, ребенок ждет одобрения от родителей, но получить его не может.

С этим согласна и психолог Наталья Федына.

— Такого рода экстримом увлекаются, как правило, подростки, у которых нет возможности адекватно выражать свои чувства дома. Опять же, если подросткам трудно себя реализовать, у них нет поддержки и понимания дома, они будут искать именно такие способы привлечения к себе внимания», — отметила она в разговоре с «Известиями».

Лихие годы

Фото: РИА Новости/Сергей Ермохин

Что могут сделать в таких ситуациях родители? По словам Натали Наумовой, если отношения внутри семьи настолько холодные, что побеседовать с ребенком на эту тему уже проблематично, тогда необходимо обращаться за помощью к психологу

Если же отношения в семье нормальные, но просто случились какие-то небольшие разногласия, то самое время поговорить с ребенком по душам, рассказать о его важности в жизни родителя. Особенно если незадолго до этого в семье появился еще один ребенок

— Тут вопрос собственной ценности и значимости в семье. Как только семья поднимает эту тему и ребенок чувствует, что он действительно значим для родителей, то потребность в лихачестве исчезает. А дальше его уже можно направлять во что-то более интересное — в учебу, какие-то хобби

И еще родителям важно понимать — детей мы не критикуем, а если что-то не нравится, то задаем вопрос и помогаем, чтобы он сам осознал и нашел пути выхода из сложившейся ситуации. Но при этом мы его сопровождаем, а не говорим «делай, как хочешь», — заключила психолог

Ранние признаки СДВГ

Как же можно выявить заболевание и своевременно приступить к лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка? У детей первых лет жизни отмечаются определенные симптомы патологии, появление которых должно насторожить родителей:

  • Быстрое физическое развитие (раньше срока начинают держать голову, не ползают, а сразу стремятся вставать и ходить и т. д.).
  • Тяжело и подолгу засыпают, спят меньше положенной нормы в сутки.
  • При утомлении не успокаиваются, а впадают в истерику и капризы.
  • «Полевое» поведение – невозможность сконцентрироваться на одном деле более 1-2 минут; бросают игрушки до того, как их рассмотреть.

До 3-х лет еще трудно определить, являются ли вышеперечисленные проявления признаками патологии. К 5-12 годам симптомы становятся видны отчетливо. Поэтому лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка необходимо проводить в обязательном порядке.

Тревожные звоночки для психолога

Итак, когда нужно бить тревогу и обращаться к психологам? СДВГ, как правило, проявляется в 3-4 года, когда заметны нарушения со стороны:

  1. внимания;
  2. движения;
  3. коммуникабельности

Характерны недостатки в координации мелкой моторики, движения, а именно ребенок неуклюж, неловок. Часто не может самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, осваивать навыки рисования и т.д.

На занятиях такие дети характеризуются неусидчивостью, быстро теряют интерес и внимание к информации, полученной на уроках. Они не могут выполнить задание до конца, часто отвлекаются, а успеваемость в это время снижается

Если в семье есть братья, сестры, родители часто сравнивают их с ними. Тем самым усугубляя ситуацию, развивая тем самым комплексы. Гиперактивные дети неответственно относятся к поручениям взрослых, редко помогают родителям. На замечания отвечают упрямством, агрессией или вспыльчивостью. Слова запрета или какие-либо наказания не воспринимаются и имеют только отрицательный эффект.

К подростковому периоду некоторые проявления синдрома исчезают, а вот другие наоборот обостряются, например, импульсивность, враждебность, недоброжелательность и т.д., которые сохраняются и во взрослом возрасте. Такие качества негативно сказываются на личной жизни, а также коммуникации в социуме.

Отчего заводится моторчик гиперактивности

СДВГ не следует путать с чрезмерно подвижным ребенком. Очень активный малыш порой – следствие плохого воспитания или стрессового состояния (развод родителей, смерть кого-либо из близких людей и т.д.). Что нельзя сказать о синдроме гиперактивности. Это состояние возникает на фоне различных психофизиологических изменений центральной нервной системы, а также других заболеваний как, например, аллергия и т.д.

Гиперактивность часто замечается педагогами и психологом в дошкольном учреждении или в начальных классах. Спросите, почему не родителями? Часто они списывают не совсем стандартное поведение своего чада на обычное баловство или плохое настроение.

Как учителю поддерживать своё эмоциональное состояние:

Работа с детьми с СДВГ для учителя – это профессиональный вызов. Она требует усилий, специальных знаний и терпения. Не пытайтесь справиться с этим в одиночку – так вы сэкономите силы и здоровье. Педагогу могут помогать сотрудники администрации школы, более опытные учителя, школьный психолог, родители ребёнка. 

С администрацией можно заранее обсудить возможные решения конфликтов с участием ученика с СДВГ: например, что делать, если школьник оскорбляет педагога, провоцирует словесный конфликт или драку в классе. Если ребенок вышел из себя и не может успокоиться, можно позвать психолога или дежурного администратора, чтобы он отвел ученика в тихое место и дал ему прийти в себя. Таким местом может быть и кабинет врача, и библиотека. Если школьник плохо себя чувствует, если у него истерика – возможно, стоит отправить его к медсестре или пригласить ее в класс. Вы и сами можете обратиться за психологической помощью, если чувствуете, что не справляетесь. Иногда даже простой разговор со школьным психологом, завучем и классным руководителем приносит облегчение: вы не один на один с этим классом и учеником, у вас есть поддержка.  

В особо сложных ситуациях попытайтесь найти приемлемый способ выразить эмоции: позвольте себе ненадолго выйти из класса, оставив открытой дверь, чтобы присматривать за происходящим, и немного подышать. Или же спокойно проговорите свои эмоции и дайте понять ученику, что он что-то сделал не так. Главное – не переходите на личности и не оскорбляйте ребенка, избегайте оценочных суждений: «ты плохой», «ты поступил неприемлемо». Здесь очень помогают «я-сообщения»: «мне неприятно, когда со мной так говорят», «мне больно от происходящего», «я возмущена», «мне тяжело, когда в классе происходит то-то». 

Родители ученика – тоже ценные советчики,  которые знают своё чадо лучше всех

Важно построить с ними хорошие отношения, не ругать и не оценивать их воспитательные способности. Этим вы только заставите их занять защитную позицию

Лучше всего договориться действовать с ними вместе и разделить зоны ответственности: чем вы можете помочь ученику в классе, а они – дома.  

Если педагог научится работать с гиперактивными детьми, это будет огромный шаг в его профессиональном развитии. После такого опыта с менее сложными учениками работать гораздо легче. Главное – не стараться нести весь груз ответственности самостоятельно, это не добавит вам здоровья, а только отнимет силы.В рамках программы развития педагогов «Я Учитель» Яндекс запустил бесплатный онлайн-курс «СДВГ у детей: рекомендации учителю». Эксперт курса — Ирина Лукьянова. Она подробно рассказывает об особенностях детей с СДВГ, о том, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребёнка и как поддерживать дисциплину. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации. 

Партнерский материал

Как обуздать «бурю»?

СДВГ поддается коррекции, требует помощи со стороны родителей, педагогов, психологов и врачей. Включает ряд методов, которые в совокупности дают прекрасные результаты:

Питание является неотъемлемым компонентом в коррекции поведения. Многие продукты могут спровоцировать активность головного мозга, тем самым усугубляя и без того непростую ситуацию. Так, например, фастфуды, газировка, сладкое и т.д. не только наносят урон весу, но и увеличивают возбудимость головного мозга. Наличие в продуктах различных консервантов, красителей также негативно сказывается на состоянии здоровья. Правильный рацион поможет улучшить не только физическое, но и психологическое состояние ребенка.
Говорим нет запретам. Чем больше запретов, тем больше нарастание импульсивности и негатива. Старайтесь отвлечь малыша, предлагая ему совершить другие действия. Например, если он прыгает на диване, не следует говорить – не прыгай. А предложите ему другие действие, к примеру – а сколько ты сможешь сложить кубиков вверх? или, а давай-ка поиграем в города и т.д. Тем самым вы отвлечете его от неправильного действия без применения запретных слов или наказаний.
Физические упражнения и спорт. Занятие спортом позволяет ребенку дисциплинировать себя, помогая стать более организованным. Повышает самооценку, исключает развитие комплексов.
Ограничение нахождения у компьютера, телефона, планшета, телевизора. Учеными давно доказано пагубное влияние на здоровье при длительном использовании гаджетов. Родители должны ограничивать это времяпровождение и увлекать малыша другими занятиями, например, чтение, рисование, лепка и т.д.
Прививаем дисциплину. Многие родители пытаются навязать дисциплину в армейском режиме, тем самым больше отдаляя ребенка от себя, особенно если он гиперактивен. В таком деле нужна мудрость и гибкость требований. Необходимо спокойно объяснить своему чаду, если он не выполнит вашу просьбу, тогда он лишится некоторых своих увлечений (катание на велосипеде, игр на компьютере, похода в кино и т.д.).
Создаем условия

Чтобы выполнить домашнее задание, ребенку необходима обстановка, не отвлекающая его внимание. Найдите в квартире уютное место без раздражающих факторов

Во время выполнения заданий, старайтесь делать перерывы, разрешайте ему подвигаться через каждые 20-25 минут.
Приучаем к порядку. Ребенок обязан понимать, что после игры все игрушки должны быть собраны. Те же требования и к одежде. Очень помогают в развитии навыков самоорганизация – цветовые маркировки, например, цветные стикеры позволят сориентироваться малышу, что должно находиться на каком месте. Можно обозначить цветовыми маркировками шкафы для тетрадей и книжек, для вещей, для игрушек и т.д. Детям старшего возраста не давайте более двух инструкций в день для выполнения. Лучше если они будут записаны на бумаге или доске. Например: полей цветы, вынеси мусор и т.д.
Атмосфера в семье. Конфликты и ссоры усугубляют состояние ребенка, поэтому взрослые должны понимать и учитывать этот факт. Поймите все семейные неприятности, он связывает с собой и порой делает ошибочные выводы. Задача взрослых оградить свое чадо от негативного воздействия выяснения отношений. Чаще проводите вместе время, устраивайте походы на природу, театр, кино и т.д. Совместное проведение свободного времени является лучшей терапией синдрома гиперактивности.
Сотрудничество со специалистами. Порой взрослые не могут самостоятельно справиться с ребенком, поэтому помощь со стороны, способствует лучшей психологической коррекции. Совместный тандем со специалистами дает прекрасные результаты. Педагоги и психологи играют важную роль в жизни чрезмерно активных детей.

Если гиперактивность связана, с какими-либо заболеваниями, врач подберет необходимое лечение, тем самым улучшит состояние здоровья ребенка. Лечебный массаж и гимнастика укрепят не только физический дух, но психологическое состояние.

В заключение хочется еще раз отметить, коррекция синдрома гиперактивности возможна, но только при правильном подходе и с помощью специалистов. Чем раньше отмечено отклонение, тем лучше результаты. Помните, самостоятельная терапия может привести к усугублению ситуации.

Наказание не должно унижать!

Это настоящее «маленькое торнадо» в Вашем доме! Кажется, что он умудряется находиться сразу в нескольких местах. Такой ребенок подвижен, суетлив, беспокоен, ему все время хочется куда-то бежать и что-то делать. Он с энтузиазмом хватается сразу за несколько дел и ни одно не доводит до конца. Быстро и легко отвлекается на любой раздражитель – слово, посторонний шум, какое-то событие.

Особенно «непослушны» руки ребенка: он постоянно что-то трогает, вертит, бросает, ломает.

Довольно часто у гиперактивного ребенка проблемы с координацией движений, поэтому шишки, ссадины и синяки для него обычное явление. У такого малыша настроение меняется, как погода, он может быть вспыльчив, агрессивен, упрям.

Гиперактивный ребенок любопытен, но его любопытство поверхностное, сиюминутное. Он успевает задать Вам тысячу вопросов, но у него не хватает усидчивости и терпения выслушать ответ и вникнуть в суть вещей.

Диагностика СДВГ

Постановка диагноза синдрома дефицита внимания нередко вызывает определенные трудности, потому что не существует характерного симптома, который бы однозначно указывал на данное заболевание. Основные методы распознавания СДВГ это:

  • сбор анамнеза (в том числе и семейного);
  • психологическое тестирование .

Также значимым компонентом диагностики на современном этапе является

остеопатическое тестирование.

В качестве вспомогательных методов диагностики могут быть назначены:

  • ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи (для оценки кровоснабжения мозга);
  • электроэнцефалограмма (ЭЭГ) (для выявления очагов судорожной готовности коры головного мозга);
  • неврологическое обследование.

Центр остеопатической медицины «Метафизика движения» — пять причин обратиться к нам за лечением СДВГ:

  1. Мы предлагаем Вам самые эффективные и безопасные методы современной медицины, а именно:
  • комплексную терапию, включающую:
    • остеопатическое воздействие;
    • психологическую коррекцию.
  1. У нас работают ведущие специалисты Санкт-Петербурга
  • опытные остеопаты – врачи, ученые и эксперты в своей области, которые внесли значительный вклад в развитие этого направления в России и владеющие уникальными методиками.
  • высокопрофессиональные психологи, применяющие весь спектр современных методов психологического воздействия.
  1. Индивидуальный подход, с учетом всех особенностей пациента.
  2. Комплексность – основа остеопатического лечения и отношения к организму, как к единому целому.
  3. Высокоэффективная и безопасная помощь – мы уверены в своем профессионализме и гарантируем стойкий результат лечения.

Рекомендации наших специалистов родителям для предупреждения и лечения СДВГ у детей

Обращаться к остеопату с целью выявления родовых травм можно с первых месяцев жизни ребенка. Ранняя диагностика поможет решить проблему минимальными усилиями, ограничиваясь в некоторых случаях профилактикой.

Если Вашему ребенку ставят диагноз СДВГ, помимо медицинского лечения необходимо на длительное время обеспечить психологически щадящий энергосберегающий режим – в школе и дома, что включает в себя:

  • нормализацию психологического климата в семье;
  • размеренность жизни, основанную на здоровом режиме дня;
  • снижение нагрузок (особенно внеурочных) с целью не допустить переутомления ребенка;
  • обеспечение низкой интенсивности общения.

Только при взаимопонимании и согласованных усилиях родителей и специалистов – остеопатов и психологов – можно победить синдром дефицита внимания, обеспечив тем самым возможность полноценного роста и развития ребенка.

Причины формирования

Наука до сих пор не может дать точного ответа на вопрос, как возникают те или иные психические расстройства. С синдромом дефицита внимания дело обстоит так же. Однако данных, собранных в ходе различных исследований, хватило для того, чтобы сделать некоторые предположения относительно причин развития СДВГ:

  • патология может развиваться под воздействием ряда биологических факторов. Прежде всего к ним относятся негативные процессы, развивающиеся на фоне органических поражений мозга и ЦНС. Достоверно известно, что синдром передается по наследству. Генные мутации приводят к сбою обменных процессов в головном мозге человека. Изменить работу нейромедиаторных систем также могут некоторые лекарства и химические вещества;
  • сказаться на работе головного мозга могут его органические поражения. Чаще всего к развитию синдрома приводят патологические процессы, происходящие во внутриутробном периоде. Если плод испытывал недостаток в кислороде (гипоксия) или беременность была отягощена другими факторами, то вероятность развития СДВГ у ребенка возрастает в несколько раз. В группу риска входят дети, рожденные слишком молодыми женщинами (до 20 лет) или роженицами старше 40 лет. Негативно сказывается употребление будущей мамой алкоголя, табакокурение и прием некоторых лекарственных препаратов;
  • семейные факторы также сказываются на психическом и психологическом здоровье ребенка. Спровоцировать развитие синдрома или усугубить состояние ребенка могут постоянные скандалы в семье, наличие родственников, страдающих алкоголизмом, криминальное окружение. Низкое социальное положение, сочетающееся с другим факторами, может стать причиной не только СДВГ, но и более серьезных проблем с психикой.

Есть ряд факторов, не оказывающих прямого влияния на развитие синдрома, но они могут усугубить ситуацию при наличии других предпосылок. Например, неблагоприятная окружающая среда может стать причиной того, что в детский организм попадут тяжелые металлы и их соединения. К второстепенным факторам можно отнести несбалансированное питание (недостаток витаминов и других полезных веществ).

Несмотря на то, что чаще в группу риска попадают дети из семей с низким социальным положением, синдром встречается в самых разных слоях общества. Согласно статистике, СДВГ встречается одинаково часто на всех континентах, среди представителей всех национальностей и рас. Но одна закономерность все же была выявлена: данному расстройству больше подвержены мальчики, чем девочки (3:1).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий