Как сделать пребывание ребенка в детском саду комфортным: 7 советов мамам и папам

Права родителей в детском саду

Малыш пошел в сад, с этого момента появились права и обязанности родителей в детском саду, которые необходимо соблюдать:

  • участвовать в процессе управления детским учреждением на основании Устава;
  • следить за работой родительского комитета (собрания) сада. Права родителей в детском саду решать многие вопросы, их голос весьма важен для принятия решения. Совет воспитателей имеет право лишь совещательного голоса;
  • Мамы, папы избираются в родительский совет дошкольного заведения;
  • имеют право и обязаны, быть осведомлены об образовательной программе, режиме, распорядке ДОУ;
  • существуют дополнительные услуги, которые родитель выбирает сам, для более полноценного развития малыша. Может выдвигать предложения, по организации дополнительных занятий, для благоприятного, результативного процесса воспитания, обучения воспитанника;
  • возможно (заранее договорившись с педагогами) присутствовать на всевозможных занятиях детей, как общих, так и индивидуальных. Необходимо предварительно уведомить заведующего учреждением;
  • возможно присутствие на медицинском осмотре врачами, психологом (специалистами узкой специализацией, а так же на более тщательном осмотре);
  • следует время от времени знакомиться с отчетами педагогов ДОУ о процессе работы с детьми;
  • приветствуется оказание помощи, которая способствует развитию, созданию благоприятных условий;
  • принимать участие в ремонтных работах по отделке помещения группы, помогать благоустраивать территорию сада, приветствуется благотворительная помощь, способствующая всевозможному оснащению группы;
  • при необходимости отстаивать права своего ребенка, других воспитанников. Следить, чтобы их права не были нарушены;
  • ознакомление с образовательным процессом с его направлением и реализацией это — право и обязанность родителей. Необходимо информирование о состоянии развития ребенка, о его здоровье, поведении, об отношениях с детьми группы;
  • возможно получение методической помощи от педагогического коллектива ДОУ, связанной с проблемами воспитательного процесса, а так же по вопросам развития, обучения воспитанника;
  • принятие активного участия в жизни, мероприятиях ДОУ.

Вход в самостоятельную жизнь должен быть постепенным

Частный психолог и гештальт-терапевт Екатерина Новицкая говорит, что начинать готовить ребенка к самостоятельной жизни нужно в 6–7 лет, когда он проявляет инициативу и просит родителей сделать некоторые вещи сам. И вход в самостоятельную жизнь должен быть постепенным.

В возрасте 6–7 лет ребенок уже должен знать, что нельзя открывать двери незнакомым, что запрещено залезать на подоконники и брать спички.

– Вместе с тем нужно иметь представление, насколько ребенок способен сам себя занять и организовать. Может ли он минимально себя обслужить: знает ли, что, проснувшись, нужно сходить в туалет, умыться, почистить зубы и покушать? – поясняет Екатерина Новицкая

– Есть и другие моменты, на которые родителям стоит обратить внимание. Чувствует ли ребенок себя спокойно в одиночестве?

Может ли он какое-то время заниматься любимым делом без участия взрослого? Не боится ли оставаться один в комнате при закрытой двери?

Если ребенок начинает нервничать, задает вопросы: «Надолго ли ты? Скоро ли ты вернешься? Чего ты идешь?», это показатель, что ребенок вряд ли останется один без лишних проблем и, скорее всего, в одиночестве начнет заниматься опасными делами.

У ребенка, который остался дома без присмотра взрослых, должен быть заранее оговоренный способ связи с мамой и папой. Номера телефонов следует записать и оставить на рабочем столе или возле телефона.

Также детям можно оставить записку-подсказку, которая им напомнит, что необходимо сделать в отсутствие родителей.

– Родителям не следует постоянно звонить ребенку и спрашивать, как у него дела. Дети сами любят сообщать по телефону маме и папе, что с ними все хорошо. Поэтому доверьтесь своим детям, пусть они чувствуют, что вы в них верите, – отмечает психолог Екатерина Новицкая.

Право первой очереди в доу

В первую очередь берут в доу детей:

  • Работников прокуратуры, судов, следственных органов;
  • Работников МЧС, ФСИН, военнослужащих, организаций по борьбе с наркотиками, терроризмом, детей погибших либо нетрудоспособных при несении службы людей;
  • Детей лиц ликвидировавших катастрофу на Чернобыльской АС, после чего родитель стал инвалидом;
  • Детей неблагополучных родителей;

Затем зачисляют:

  • Деток — инвалидов;
  • Если родители инвалиды;
  • Из многодетной семьи (3 и более детей);
  • Из семей военных, служащих полиции.

Затем берут детей педагогов, матерей – одиночек. Лишь потов всех остальных малышей, не входящих в вышеперечисленный список.

Одежда

Наверняка приданое для новорожденного уже готово, всё постирано, поглажено и аккуратно сложено? Отлично! Если нет – пора срочно сделать это (конечно, посоветовавшись с мамой).

Отметим пару моментов, которые часто застают новоиспеченных родителей врасплох.

  1. Необходимо сразу иметь несколько комплектов (пеленок, кофточек, распашонок). Вы не представляете, как быстро они могут расходоваться! А если в квартире прохладно или влажно, то на стирку, сушку плюс глажку уйдет немало времени. По личному опыту, минимальный запас кофточек/распашонок должен быть 5-6, пеленок либо штанишек – более десятка.
  2. Даже если для детского приданого отведен очень удобный шкафчик или комод, небольшая стопочка самого необходимого должна быть буквально под рукой, например, на пеленальном столике. Поверьте, это будет неудобно – за каждой пеленкой лезть на полку, и так 10-20 раз в день. 

Ход игры:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру.Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки»

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект. Как слайды проецируются на экран, так и все части нашего тела имеют свою проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь, воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организма.

Игра «Пирамида»

Цель: закрепление материала мастер-класса,определение, что нового почерпнули родители из данного мероприятия, желания использовать те или иные игры с детьми дома.

Ход: родители, психолог стоят в кругу, протягивает руку и говорит, что важного она почерпнула из данного семинара-практикума сегодня. Родители по очереди кладут свою руку сверху и сообщают, что важного для себя они почерпнули из данного мастер-класса

Уважаемые родители! Давайте вспомним, о чем мы говорили на сегодняшней встрече (психолог систематизирует ответы родителей, раздает памятки) И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!

Приложение. Советы родителям на период адаптации детей к ДОУ

• В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

• Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения детского сада

• В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка.

• Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период.

• Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

• На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, сократите просмотр телевизора, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему.

•Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

• Будьте терпимее к его капризам.

• Выполняйте советы и рекомендации воспитателя.

• Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.

Когда ребенок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть вызвано просто плохим настроением.

Использованная литература:

1. Загик Л. В. Воспитателю о работе с семьей. М. Просвещение,1989г.

2. Новицкая Н. Ю. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры, 1999г.

3. Приглашает детский сад. Москва. ЛИНКА-ПРЕСС, 2002г.

4. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М. 1972г.

Ребенок плачет по дороге в садик

Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

  • Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
  • Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
  • Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.

«Выручают соседи»

Жительница города Барановичи Илона воспитывает 7-летнюю дочь Валерию. По ее словам, Валерия – девочка самостоятельная.

– В свои семь лет она многое умеет делать сама. Самостоятельно ложится спать, встает по будильнику, умывается, одевается, – рассказывает Илона. – Поэтому оставить дочь одну, пока я на работе, можно без проблем.

Вот только к газовой плите Валерию не подпускают. Поэтому чай и еду для дочери Илона оставляет на столе – девочка позже греет в микроволновке.

– Обычно стараемся сделать так, чтобы дочка не оставалась дома одна надолго, и ее летний отдых планируем заранее: пришкольный лагерь, детский оздоровительный лагерь за городом. Но ребенок же не может постоянно находиться в лагере, – рассуждает горожанка.

Когда Валерия остается дома одна, Илона старается контролировать дочь. У девочки есть мобильный телефон, и Илона часто звонит дочери.

– Бабушек и дедушек у нас нет – выручают соседи. Мы с ними хорошо дружим, и они соглашаются присмотреть за дочкой. Есть моя крестная мама, которая со своей семьей живет с нами в одном подъезде. Она тоже всегда откликается на просьбу присмотреть за Лерой.

Родителям, которые по ряду причин вынуждены оставлять младших школьников на некоторое время одних дома, Илона советует перед отходом обязательно перекрыть газ, снять ручки с окон, чтобы ребенок не мог их открыть, заручиться поддержкой соседей или недалеко живущих родственников.

– Ни в коем случае нельзя «страшить» ребенка, говорить, что его, например, ударит током, если он будет лезть в розетку. Дети любопытны, поэтому, оставшись наедине, обязательно попробуют это сделать, – отмечает Илона. – Не забудьте оставить ребенку еду, что-нибудь попить, а также много игр. И обязательно время от времени звоните ему на мобильный или домашний телефон.

Права родителей и детей в детском саду

Придерживаться правил, выполнять обязанности и знать свои права должен каждый родитель, если его дети, посещают ДОУ. Перечень прав формируется на основе Конвенции. В России существуют нормативно правовые акты, например, «Семейный кодекс», Закон «об образовании», «Основные гарантии права ребенка».

  • дети имеют право на развитие, образование;
  • право на игры в детском дошкольном учреждении;
  • право на медицинское обслуживание, на охрану жизни и здоровья;
  • имею право на государственную защиту от жестокого отношения;
  • государство обязано защищать, отстаивать интересы и потребности ребенка;
  • он имеет право полноценно питаться для нормального роста и развития;
  • родители должны следить, чтобы права воспитанников ДОУ соблюдались.

Некоторые права, обязанности регулируются правилами, распорядком дня принятыми в конкретном ДОУ. Для ознакомления с ними необходимо изучить Устав детского учреждения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Что такое «Ритуал прощания» в садике?

Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

Также смотрите видео Екатерины Кес «Адаптация к детскому саду»

P.S. Как подготовить ребенка к садику заранее и начать посещение без стресса для ребенка и родителей?Приглашаем вас пройти онлайн-курс «В детский садик — без слез!»

Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм

Как реагировать на слёзы?

Плакать по утрам при расставании на пороге группы в детском саду — вполне естественно. Примерно через месяц регулярных посещений садика утренние слезы прекращаются. Но даже позже, спустя месяцы, ребёнок может расплакаться при расставании с вами на пороге сада. В этом нет ничего страшного. Просто ваш ребёнок очень чувствителен, или настроение такое лирическое.

Чтобы момент расставания прошёл легко — не затягивайте его. Зашли в группу, помогли раздеться, повесить вещи в шкафчик, поцеловали на прощание, пожелали удачи и разошлись.

Многие мамы усугубляют волнение ребёнка своими нежностями и волнением. «Ты не будешь плакать? Обещаешь?», «Не скучай без меня!», — конечно, после подобных напутствий малыш распереживается. Так что лучше сохранять деловой тон, ведь каждый идёт по своим делам, плакать и скучать будет некогда.

Можно использовать так называемые психологические «маячки». Пока малыш раздевается, вы договариваетесь, что будете делать вечером. Причем это не обязательно должен быть поход в магазин или на детскую площадку. Это могут быть и обыденные планы — дождемся папу с работы, вместе поужинаем, ты расскажешь, чем занимался в садике. Ожидание встречи с мамой будет своеобразным маячком, который скрасит малышу его трудный день.

Рекомендации для родителей, как облегчить расставание с малышом

Обычно к трёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя мам и прочих значимых взрослых, поскольку, как мы уж отмечали, на данном этапе возникает естественное желание быть самостоятельным, независимым от родителей.

И всё же встречаются ситуации, когда малыш и мать превращаются практически в единый организм. Из-за этого адаптация ребенка в детском саду может существенно усложниться, также повышается вероятность полной дезадаптации.

В идеале необходимо приучать малыша к родительскому отсутствию последовательно и заблаговременно. И всё же можно в короткий срок понизить психоэмоциональную зависимость детей от мамы. Рассмотрим основные советы родителям от опытных специалистов.

Необходимые действия

  1. Старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
  2. После этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Поначалу они играют с малышом в присутствии с родителями, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться.
  3. Следующий этап – выход на улицу. Нужно объяснить малышу, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или знакомая тётя будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность.
  4. Последовательно приучайте малыша к той мысли, что ему нужно находиться одному в комнате. Вы можете готовить обед, пока ребёнок будет играть в детской. Затем данные правила можно применять во время занятия в песочнице или на прогулке.
  5. Не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

Ненужные действия

  1. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться.
  2. Не рекомендовано оставлять ребёнка в квартире одного, особенно если он отличается повышенной тревожностью и беспокойством. Кроме того, маленькие ребятишки даже за несколько минут способны найти «приключения» даже в самом безопасном доме.
  3. Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если подобное будет практиковаться, то малыш и в садике будет требовать материального поощрения буквально каждый день.

Вы можете придумать какие-либо облегчающие расставание ритуалы. Только не следует превращать их в полноценный обряд, больше напоминающий торжество или праздник. Это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка или пожатие рук.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий