Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Отучаем ребенка от рук

Как отучить

Отучаем ребенка от рук

Постарайтесь поменять прикосновения к ребенку на слуховой или зрительный контакт. Окружите карапуза игрушками, погремушками, чем-то, что будет отвлекать малыша от мыслей о руках. Приобретите развивающий коврик, он обязательно понравится ребенку. Над кроваткой можно разместить музыкальный мобиль, ребенок будет заинтересован, станет меньше требовать маминого внимания.
Малыш засыпает только на ручках – отправьтесь с ним на прогулку, будоражьте, чтоб он не спал. Вернувшись домой, он будет вымотанным, быстро заснет и без ручек.
Можно освободить руки мамы, начав использовать слинг. Женщине будет легче, а малыш все еще будет ощущать мамино присутствие, но уже не так сильно. Переход к слингу может послужить промежуточным вариантом в процессе отучивания от рук.
Можно продолжить брать карапуза на ручки, но делать это таким образом, что ребенок ощущал дискомфорт, ему было неудобно.
Перестаньте реагировать на слезы крохи, бежать по первому крику. Ребенок заплакал, подождите пару минут, возможно, он сам успокоится. Конечно, исключением является болезненный, надрывной плач, указывающий на то, что случилось что-то серьезное. Тогда подход к ребенку является обязательным.
Необходимо, чтобы малыш понял, что даже если он не у мамы на руках, он все равно может ощутить ее заботу и защиту

Так можно начать играть в прятки.
Когда носите карапуза на руках, обращайте его внимание на окружающие предметы, наклоняйте ребенка к ним, разрешайте дотронуться рукой. Пусть он ощутит, что есть мир вокруг, а не только мама.
С повзрослевшим ребенком можно чаще ходить в гости, оставлять его наедине с бабушкой и другими родственниками.
Укачивая ребенка на руках, не ждите полного засыпания

Увидев, что малыш дремлет, кладите его в кроватку.

Отучаем спать на руках

Отучаем ребенка от рук

Важно, чтоб у карапуза было свое спальное место. Можете расположить детскую кроватку рядом со своей кроватью, чтоб ребенок продолжил ощущать Вашу близость

Лучше, чтоб ребенок с самого рождения привыкал спать самостоятельно.
Днем можно положить малыша и на родительскую кровать. При этом необходимо обкладывать его подушками или свернутыми одеялами, создавая иллюзию того, что он находится у мамы в животе.
Отправляя ребенка в кроватку, можно рядом положить что-то из маминых вещей, с ее запахом. Это позволит малышу успокоиться и спокойно заснуть.
Можно прибегнуть к помощи родственников, которые смогли бы заменить маму, но укачивали только до дремоты, отправляя в кроватку полусонного кроху.

Возрастные особенности

Отучаем ребенка от рук

От рождения до трех месяцев

В данный период еще очень важно сохранять тесный контакт с ребенком. Но в то же время не стоит слишком часто носить его на руках

Чтоб уменьшить количество маминых объятий, можно прибегнуть к таким способам:

  • дать ребенку погремушку;
  • включить спокойную мелодию;
  • растереть спинку;
  • погладить животик.

От четырех до шести месяцев. Малыш уже начинает познавать окружающий мир, его гораздо проще чем-то заинтересовать. Предложите ему мобиль или погремушки, также можно играть в игры на расстоянии, например, «ку-ку».
От семи месяцев до года. Этот возраст является оптимальным для того, чтоб отучить ребенка от рук. Малыш уже умеет самостоятельно сидеть, начинает ползать. Можно использовать развивающий коврик, манеж.
От года. Карапуз начинает самостоятельно передвигаться, понимает, как можно манипулировать мамой

В этот период крайне важно не реагировать на капризы ребенка, не брать его на руки при каждом требовании. Необходимо вместе играть, читать книги, отвлекать малыша на игрушки.

Как отучить ребёнка от рук?

Несмотря на то, что все мамочки без памяти любят своих «кровиночек», им тяжело постоянно находиться в тактильном контакте с малышом. Излишняя зависимость причиняет много неудобств не только маме, но и всем членам семьи. Особенно если в семье ещё есть дети. К тому же находясь постоянно на руках, малыш не научится полноценно управлять ручками и ножками

Поэтому важно, чтобы ребёнок мог сам себя развлечь, когда мама ненадолго отлучилась. Существует несколько манипуляций, которые позволят отучить маленького человека от рук:

В восьми случаях из десяти ребёнок привязан не столько к рукам, сколько к своей маме. В таких ситуациях самым простым действием будет сменить объект внимания. Можно привлечь папу или бабушку для развлечения «царя».
Вместо того чтобы брать малыша на руки, попробуйте просто положить ваше чадо рядом с вами на кровать. Телесный контакт является прекрасным манёвром для первого раза. Кроха чувствует прикосновения ваших рук – и уже не будет волноваться. Для первого раза малыша можно оставить в таком положении на несколько минут. В это время можно сделать ребенку массаж ручек и ножек. Также необходимо постепенно увеличивать расстояние между малышом и вами.
Когда зависимость появляется в возрасте три-четыре месяца, то прекрасной манипуляцией является игра. Например, мама закрывает лицо руками, потом через несколько секунд открывает и говорит: «Ку-ку!»

При этом очень важно улыбаться, чтобы малыш видел позитивный настрой.
Отвлечь кроху можно ярким предметом или игрушкой. Минус этого метода заключается в коротком промежутке времени, когда ребёнок забывает о том, что находится отдельно.
Детей старше 6 месяцев, которые уже уверенно сидят, заинтересуют музыкальные игрушки (юла, пианино, говорящие игрушки)

Малыши любят катать машинки, мячик или цветной воздушный шарик.

Важно: применять вышеуказанные советы следует постепенно, начиная с 1–2 минут, и обязательно под присмотром мамы. В противном случае можно случайно травмировать психику малыша

Что делать, если предпринятые меры не помогли?

Иногда мама изо всех сил старается отучить ребёнка от рук, используя все советы и методики, но без видимого результата. В таких ситуациях лучше оставить все попытки. Не расстраивать малыша и не мотать нервы себе.

Объясняется всё просто: некоторые дети до года очень сильно нуждаются в телесном контакте с мамой. Причиной может послужить родовая травма, темперамент малыша или отставание в развитии. По мере взросления чада нужда постоянно находиться на руках исчезнет без следа. У ребёнка появится множество других интересных занятий: катание на качелях, игра в мячик, лепка куличиков в песочнице, рисование. Поэтому, если кроха нуждается в объятиях, не лишайте его этой радости. Наступит пора, когда мама начнёт скучать по крохотному тельцу малыша в своих руках.

Но это вовсе не означает, что у мамы будут постоянно заняты руки. Для этого можно использовать слинг или рюкзак-кенгуру. Два этих замечательных приспособления помогут освободить руки, а малышу подарят ощущения близости с родным телом.

Более современным изобретением является рюкзак-кенгуру. Это приспособление фиксируется на поясе и плечах с помощью специальных креплений. Принцип использования такой же, как и в слинге. Малыш находится в сумке-переноске, но разница заключается в возможности менять положение ребёнка в рюкзаке.

Потребность в укачивании перед сном

Бывает, что дети до года спокойно переносят одиночество и умеют себя развлечь, но при этом совершенно не могут уснуть без укачивания на руках. Ребёнку в любом возрасте необходимо чувствовать себя нужным и любимым для полноценного развития и психического здоровья. Поэтому, чтобы избежать криков и плача сонного малыша, можно полежать рядом с ним, погладить по головке и щёчкам, спеть колыбельную песенку и говорить ласковые слова.

Почему для мамы это стало так важно

Причины может быть много, самые частые:

  • Усталость. Когда кроха не слезает с рук, это очень выматывает. И морально, и физически.
  • Некогда делать дела. Не у всех есть родственники, которые могут «перехватить» карапуза и посидеть с ним, пока мать делает работу по дому или приводит себя в порядок.
  • Скорый выход на работу. И мама хочет постепенно приучать к тому, что ее подолгу не будет рядом.
  • Боязнь, что ребенок вырастет чересчур зависимым от родителей, избалованным и не будет уметь занимать себя сам, так как попросту не будет знать, что делать одному.

Любая из этих причин заслуживает внимания и является сигналом о том, что пора менять ситуацию.

Причины энуреза

В каждом конкретном случае ночной энурез у ребенка объясняется, как правило, не одной какой-то причиной, а сразу комплексом факторов. Это, прежде всего:

  • задержка развития структур головного мозга, контролирующих мочеиспускание;
  • недостаток антидиуретического гормона (АДГ). Под воздействием данного гормона почки снижают содержание воды в моче в ночное время, в результате ночью мочи вырабатывается меньше. Если гормона вырабатывается недостаточно, у ребенка ночью происходит переполнение мочевого пузыря;
  • нарушения сна. Если ребенок спит слишком крепко, он просто не может проснуться, когда ему нужно в туалет. Такого ребенка сложно разбудить, в момент внезапного пробуждения он может испытывать необоснованный страх, нарушение ориентации в пространстве, двигательное перевозбуждение. Энурез нередко сопровождается сноговорением или хождением во сне;
  • заболевания мочевой системы и половых органов (пиелонефриты, циститы и т.д.). Симптомом подобных заболеваний являются более частые позывы в туалет. Вообще, для детей, страдающих энурезом, характерно снижение критического объема мочи: они способны удерживать без мочеиспускания меньшее количество мочи, чем их сверстники;
  • глистные инвазии. Острицы могут заползать в уретру (у девочек), раздражая слизистую и вызывая мочеиспускание;
  • неврологические расстройства и стрессы. Нервное напряжение, испытываемое ребенком, может стать причиной неконтролируемого ночного мочеиспускания. Дети так часто реагируют на конфликты в семье, развод родителей, потерю близких, проблемы в школе. В некоторых случаях энурез является одним из проявлений повышенной возбудимости нервной системы, которая, в свою очередь, может быть следствием родовой травмы;
  • эндокринные нарушения. В этом случае у ребенка, кроме энуреза, могут наблюдаться избыточный вес, потливость, отеки, склонность к аллергии;
  • аденоиды (разрастания носоглоточной миндалины). При аденоидах мозговой центр, отвечающий за мочеиспускание не получает необходимого количества кислорода, что вызывает его расстройство.

Когда не стоит отучать

Исключения составляют дети, имеющие неврологические нарушения развития. Эти проблемы могут касаться детей в основном старше 8-9 месяцев, чаще после года, когда ребенок уже может реагировать на определенные события остановкой развития. Получив психологическую травму, такой малыш может прекратить свою физическую активность, после года не проявлять интереса к прямохождению. Ярким показателем психологической травмы становится остановка развития речи, когда грудничок вдруг перестает произносить звуки, не пополняется его словарный запас, он перестает понимать взрослую речь.

Одними из пунктов, обязательных для реабилитации таких деток, являются близость с мамой и длительный телесный контакт. Сразу после того, как психическое здоровье ребенка будет восстановлено, его обязательно нужно будет учить самостоятельному времяпрепровождению.

Привычка разбрасывать везде свои игрушки

Маленькие дети часто грешат неаккуратностью. Если вовремя не отучить ребенка разбрасывать свои вещи, то эта привычка может сохраниться надолго и даже на всю жизнь. Чтобы ее одолеть, поступайте следующим образом:

1. Убедитесь в том, что никто из членов семьи не показывает малышу дурной пример своей небрежностью.

Если ваш муж разбрасывает везде свою одежду, бросает, где не следует, личные вещи, оставляет в раковине грязную посуду и т.п., то и ребенок вполне может копировать его модель поведения.

Научите всех членов семьи соблюдать аккуратность и опрятность, сразу же складывая все вещи на свои места.

2. Приучите ребенка сортировать свои игрушки по категориям и выделите место для каждой категории.

Например, этот ящик комода – для машинок, этот – для конструктора, этот – для мелких игрушек и т.п.
Всегда хвалите ребенка за то, что он сортирует игрушки правильно и собирает их после игры. Если ребенок пока не привык собирать игрушки, делайте с ним это наперегонки. Дух соперничества всегда мотивирует.

3. Объясните ребенку, что он может достать новые игрушки только тогда, когда соберет те, которыми уже не играет. Пусть запомнит, что в игре работает правило замены одних игрушек на другие. А доставать все и сразу ему не разрешено.

4. Введите правило, что если ребенок не будет собирать игрушки, а потом в процессе ходьбы на них наступит и раздавит, то вы не станете чинить поломанные игрушки, а выбросите их. Малыш должен понять, что порядок – это не ваша прихоть, а необходимое условие для сохранения целостности его вещей.

5. Расскажите ребенку историю, что забытые в конце дня на полу игрушки могут обидеться на него и уйти жить к другому ребенку. Если ребенок будет забывать собирать игрушки, однажды спрячьте какую-нибудь игрушку и напомните малышу о своем рассказе.

Позже верните игрушку, сказав, что она действительно обиделась и хотела уйти навсегда, но потом вернулась с условием, что ее больше не будут бросать на полу (эта уловка работает для совсем маленьких детей).

6. Скажите ребенку, что не разрешите ему приглашать в дом друзей, если он не будет убирать игрушки в своей комнате.

7. Объясните ребенку, что вы не станете покупать ему новые игрушки, если старые все время будут лежать на полу.

Что такое чрезмерная привязанность

Самая частая реакция, которую можно увидеть у молодых родителей в ответ на вопрос о втором ребенке, – ужас в глазах или глубокое замешательство. Основная причина кроется в отсутствии нормального сна у взрослых первые 10-12 месяцев жизни ребенка. Немало мам считает появление грудничка в своей семье неким испытанием, через которое пришлось проверить крепость брака и своих сил. В действительности, в подобные ситуации женщины загоняют себя и свою семью сами, только лишь тем, что не умеют правильно распознавать причины плача и, соответственно, на него реагировать.

Как формируется

Научные исследования доказали, что младенцу достаточно 2-3 положительных исходов, полученных в ответ на его крик, для того чтобы сформировалась привычка. Модель поведения грудничка в большей степени зависит не от его характера и личных качеств, а от того, как мама реагирует на детский плач.

Плачущий малыш

Чем вредит ребенку и маме

Очевидный вред для мамы заключается в невозможности нормально жить. Бесконечное качание грудничка на руках превращает ее в озлобленное существо, которое неспособно получать радость от материнства, адекватно общаться с мужем, выполнять какие-либо дела по дому. Именно неумение правильно реагировать на детский плач становится основной причиной разводов.

Мало отцов способно смириться со сменой своей роли – ранее любимый, он теперь становится дополнительным раздражителем. У жены не хватает сил на общение, она стала нервной и неприветливой. К тому же значительно меняется внешний вид девушки. Теперь вместо макияжа с лица не сходят синяки под глазами, а на макушке прочно закрепился пучок волос. Все это возникло только потому, что в доме появился младенец, который постоянно желает пребывать у мамы на руках, не давая ей ни единого шанса заняться собой.

Привычка все тянуть в рот

Привычка все тянуть в рот в норме сохраняется не дольше 2,5 лет. Если ребенок старше этого возраста, его нужно срочно отучать от данной привычки. Вот советы, которые могут вам в этом помочь:

1. Если запрещаете брать в рот посторонние вещи, то делайте это всегда и солидарно со всеми членами семьи. Ребенок должен четко уяснить, что этого нельзя делать никогда, и никто не станет на его сторону, разрешая эту привычку.

2. Всегда рассказывайте ребенку, для чего предназначен тот или иной предмет. Если ребенок нашел на полу или под мебелью какой-то незнакомый маленький предмет (пуговицу, скрепку, колпачок от ручки, монетку и т.п.), то объясните ему, для чего он нужен и какую роль играет в обиходе.

Теперь предложите малышу вернуть предмет на свое законное место (пришейте пуговицу, скрепите скрепкой бумаги, наденьте колпачок на ручку, положите монетку в кошелек или копилку).

3. Не пытайтесь отобрать у ребенка найденную или взятую им вещь, а просто на своем примере покажите, как пользовать аналогичной вещью.

4. Все опасные для здоровья предметы всегда храните в недоступных для ребенка местах. Это относится к лекарствам, бытовой химии, иголкам, булавкам, батарейкам и т.п.

5. Учите ребенка приносить и отдавать вам найденные им вещи, всегда хвалите его за находку.

6. Не покупайте ребенку мелкие игрушки до трех лет, как этого требуют общие правила безопасности.

7. Если ребенок уже взял мелкий предмет в рот, без паники и криков попросите его открыть рот и показать вам, что у него за щечкой, под язычком и т.д.

Теперь попросите малыша достать изо рта помещенный туда предмет. Чаще всего дети глотают мелкие предметы как раз по причине паники их родителей, когда те заметили во рту ребенка инородное тело и начали суетиться.

Отучаем ребенка от рук – в каком возрасте?

Существует множество теорий насчет того, когда необходимо отучать детей от мамочкиных ручек.

Некоторые родители начинают сокращать количество тактильных контактов, когда деткам исполняется полгода. К этому моменту малыш уже пытается сесть, больше интересуется окружающей действительностью. Мамы вводят прикорм, а значит, уменьшается и число кормления грудью.

Однако не всегда родительское решение совпадает с готовностью малыша. Некоторые дети так сильно психологически привязаны к матери, что испытывают спокойствие лишь в ее присутствии.

Другие крохи просто избалованы неправильным поведением добрых домочадцев и не хотят менять устоявшуюся привычку.

Привычка рисовать на обоях

У некоторых детей есть особая тяга к изобразительному искусству на обоях. Конечно, это не хорошо, ведь новый ремонт стоит больших денег. Но малыш еще не знает цену таким вещам, поэтому проявляет свои творческие способности там, где ему удобней и интересней. И вот, как можно от этого отучить:

1. Если вы заметили за своим ребенком подобную склонность, сразу же озвучьте места, где можно рисовать, а где нет. Купите ребенку красивый альбом и много карандашей. Фломастеры лучше до 5-ти лет вообще не покупать или покупать те, которые легко смываются обычной водой (у них специальный состав).

2. Пусть ребенок рисует красками под вашим присмотром. Можно купить большой ватман и пальчиковые краски – это даст больше возможности для проявления фантазии.

3. Наклейте на стенку большой ватман и предложите ребенку рисовать только здесь.

4. Купите специальные обои-раскраски и поклейте их в детском уголке, где ребенок сможет их разукрашивать.

5. Повесьте на стену большую доску для рисования цветными мелками – это станет альтернативой привычному рисованию.

6. Предложите ребенку сделать картинную галерею на его любимой стене в комнате. Пусть он рисует на обычных альбомных листах, а вы потом организуете выставку его рисунков и позовете на нее всех членов семьи. Это мотивирует ребенка рисовать по вашим правилам.

Как отучить ребенка от рук?

Успех задуманного мероприятия во многом зависит от возраста малыша. Считается, что годовалые дети не могут в силу своего уровня развития хитрить и обманывать. Если ребенок этого возраста нуждается в объятиях мамы, это крайняя необходимость. Лукавить он научится позже.

Если же вопрос об отучивании карапуза от рук является решенным, стоит хотя бы соблюдать некоторые нехитрые правила:

  • Нужно запастись терпением;
  • малыша нельзя наказывать или ругать;
  • атмосфера в доме должна быть спокойной;
  • тактильный контакт нужно уменьшать постепенно;
  • помощь родственников приветствуется;
  • игрушки помогут отвлечь кроху;
  • нельзя сдаваться.

Возрастные особенности детей требуют разных подходов к решению вопроса.

Возраст, Характеристика, периода Рекомендации

От 0 до 3 месяцев

Этот период развития крохи называют «четвертым триместром» беременности, поскольку эмоциональный и физический контакт матери и ребенка еще очень тесен. Категорически отказывать ребенку в объятиях не стоит. Главное – у младенца не сформировать привычку постоянного пребывания на руках.

Для того, чтобы отвлечь малыша от объятий, можно:

  • поставить диск с тихой мелодией;
  • дать погремушку;
  • погладить животик;
  • помассировать спинку.

Ребенка рекомендуется брать на руки в случае крайней необходимости.

От 4 до 6 месяцев

В этом возрасте малыш начинает активно интересоваться окружающим миром. Заинтересовать ребенка становится проще. Ему можно предложить погремушки или мобили; поиграть с ним (например, «Агу», «Куку»).

7 — 8 месяцев

Оптимальный период для начала отучивания. До этого тактильный контакт с мамой был для крохи жизненной необходимостью.

После полугода малыш сам слезает с рук и отправляется ползать, играть, исследовать пространство. Песенка, развивающий коврик, кубики, зеркальца помогут увлечь малыша Хорошо будет чувствовать себя карапуз и в манеже, пока мама выполняет домашнюю работу.

С 1 года

Кроха начинает ходить (что ведет ко все большей самостоятельности).
Ребенок этого возраста уже хорошо понимает, как манипулировать родителями. Чтобы избежать чрезмерной привязанности к телесным контактам, стоит:

Подымать на руки лишь успокоившегося малыша. После падения карапуз бежит за утешением к маме

(Если постоянно брать его зареванного на руки, эта особенность отложиться в памяти.)
Переключать внимание крохи на интересные предметы.
Почитать книжки или вместе поиграть.

Причины, по которым следует отучать малыша от рук

Теория привязанности, несомненно, кардинально изменила наше отношения к детям. Но, естественно, следует понимать, что прикосновения и телесный контакт с каждым днем должны сокращаться, ведь у ребенка растет потребность в других ощущениях и самостоятельному познанию окружающего мира. Чем старше становится малыш, тем его развитие идет не только через прикосновения к маме, но и через все, что его окружает.

В первый момент этот контакт должен происходить с маминых рук, ведь в случае неудачного опыта, мамины заботливые объятия моментально должны дать понять, что мир все так же добр и безопасен.

Важным доводом, почему малыша следует постепенно отучать от рук, является и мамино здоровье, как физическое, так и психическое. Ведь ребенок с каждым месяцем набирает вес и спит все меньше, а значит, маме все тяжелее подолгу носить его на руках. Ей обязательно необходим полноценный отдых и забота о своем теле.

Поэтому, применяя Теорию привязанности на своем малыше, не следует забывать и о себе. Понимать, что все хорошо, но в меру. И что малышу, как и любому взрослому человеку, важен один момент – постоянное развитие! Поэтому контакт не должен теряться, он должен трансформироваться, и никогда не сводиться к нулю.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий