Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Ребёнок берёт всё в рот: почему и как отучить?

Как помочь ребёнку безопасно познавать мир с помощью рта

Запрещая ребёнку тянуть в рот предметы, мы сообщаем ему, что изучать мир — это плохо и опасно. Если такая позиция сохраняется и транслируется ежедневно, это может значительно повлиять на угасание интереса к получению новых знаний в будущем. Также, запрет с негативным эмоциональным окрасом может вызвать ещё больший интерес у ребёнка, что приведёт к игре на вызов вашей реакции.

Ответственность взрослого — организовать безопасную среду для этого периода. Не нужно всё стерилизовать, но необходимо убрать из доступа ребёнка все химикаты и опасные мелкие предметы. Самый действенный способ — это физически опуститься на уровень ребёнка (на пол) и из этой позиции проверить весь дом. Возможно, вы увидите части проводов, которые свисают со стола и так и манят ребёнка потянуть их и попробовать, или мелкие пуговицы, которые давно закатились под диван. Проделав эту работу, вы сможете спокойно отпустить ребёнка на пол и дать ему драгоценную возможность собрать максимальное количество информации о мире, который его окружает.

Есть ситуации, когда ребёнок тянет в рот материалы для творчества. Например, вы предложили аппликацию, а ребёнок вместо занятия тянет в рот клей. Или хотели полепить, а его интересует только то, какой на вкус пластилин. Значит, сейчас ещё не подходящий возраст для этих занятий. Отложите их на время и через пару месяцев попробуйте ещё раз предложить. А пока можно предоставить более безопасный вариант лепки из домашнего солёного теста или же просто рисование восковыми мелками.

Поведение на улице — это тоже зона ответственности взрослого. Если вы видите, что место, где играет ребёнок, заполнено действительно опасными предметами, то у вас есть несколько вариантов поведения:

С ребёнком до 1,3 лет самый работающий вариант — это просто увести его гулять в более безопасное место или предложить другой предмет для изучения. К примеру, малыш рвётся облизать асфальт, а вы ему говорите: «Лизать асфальт опасно, могу тебе предложить эту ветку для изучения. Или, может быть, ты хочешь попробовать яблоко?»
Ребёнку постарше можно предложить другие варианты манипуляции с предметами. Можно сказать: «Я вижу, как ты заинтересовался этим мусором на земле. Давай поможет дворникам, и соберём его в пакет

У тебя будет свой пакет, а у меня свой»
Позже важно обратить внимание на результат: «Смотри, сколько мы собрали и какая теперь чистая площадка».

Если же вы наблюдаете навязчивость действий облизывания после двух лет, то, возможно, стоит обратиться к психологу или самим понаблюдать и подумать, что могло вызвать стресс у ребёнка и закрепить оральную фиксацию (привычку успокоения посредством засовывания предметов в рот).

Предоставьте малышу возможность полностью удовлетворить потребность, облизывая и пробуя на вкус безопасные предметы вокруг. И тогда к 1,5 годам ребёнок спокойно переключится на другие способы изучения мира.

Последствия привычки

Врачи предупреждают, что слова «могу или не могу отучить» никак не должны стоять перед родителями.

Подобная привычка – не просто досадная неприятность, а вполне серьёзное психологическое расстройство, которое чревато определёнными последствиями:

  • повреждённые ногтевые пластины и кутикулы, которые становятся эстетической проблемой;
  • замедление нормального роста ногтей;
  • заражение кожи, находящейся возле ногтей;
  • проблемы с зубами, дёснами из-за постоянного нахождения пальцев во рту;
  • поражение гельминтами (под ногтями часто скапливаются личинки глистов);
  • постоянные инфекционные заболевания из-за пониженного иммунитета;
  • насмешки ровесников;
  • сниженная самооценка.

Непросто поверить, что вроде бы незначительное нарушение чревато самыми серьёзными негативными эффектами в далёком будущем. Подросшие дети могут столкнуться с проблемами социального и психологического плана, которые могут сказаться и во взрослой жизни.

Если вышеописанные рекомендации вам уже не помогают, то решить проблему можно только кардинальным способом:

  1. Сменить школу.
  2. Сменить место жительства.
  3. Сменить город, в котором вы проживаете.

Последний вариант – самый сложный, но самый действенный.

Если переехать в другой город, чтобы полностью исключить общение ребенка с плохой компанией, не удается, найдите способ увезти ребенка из города хотя бы на определенный период. За этот период ребенок должен полностью поменять свои привычки, забыть свою компанию, найти новых друзей и новые интересы.

Да, придется пожертвовать своим благополучием, но если вариантов больше не остается, то нужно хвататься за любые соломинки.

Помните, что плохая компания – лишь следствие. Лечите причины, а не их следствие.

А еще лучше – не допускать этих причин

Внимание к ребенку – ваш ключик к его счастливой жизни

Чем заменить сосание пальца?

Важно не запрещать ребенку сосать палец, если он упал, ударился, сильно расстроен — для него это естественный и привычный способ успокоиться, так что любые воспитательные меры в этот момент только усугубят стресс. Лучше вместе с малышом поищите заменяющие “успокоители” — разумеется, делать это надо не в тот момент, когда ребенок в стрессе, а заранее, в спокойной обстановке, когда у всех членов семьи хорошее настроение. Что это могут быть за заменители? Для малыша-кинестетика (а большинство “пальцесосателей” — как раз они) подойдут, например, кусочки материи разной фактуры: мех, плюш, бархат, мелкая сетка — все то, что приятно гладить ладонью или перебирать пальчиками

Отличная идея — подушечки, набитые гречкой, горохом или полистироловыми шариками: их можно не только перебирать, но и прикладывать к телу, перекатывать

Что это могут быть за заменители? Для малыша-кинестетика (а большинство “пальцесосателей” — как раз они) подойдут, например, кусочки материи разной фактуры: мех, плюш, бархат, мелкая сетка — все то, что приятно гладить ладонью или перебирать пальчиками. Отличная идея — подушечки, набитые гречкой, горохом или полистироловыми шариками: их можно не только перебирать, но и прикладывать к телу, перекатывать.

Кольца-эспандеры из твердой упругой резины очень здорово мять в руках или даже покусывать зубками, а мягкие силиконовые игрушки для самых маленьких — крутить и растягивать.

Малышам-аудиалам можно шептать на ушко что-то нежное и ободряющее или заранее закачать в родительский смартфон мелодии, которые им нравятся. Малышам-визуалам по душе смотреть любимые фотографии или видеоролики, порисовать или просто бессистемно (и эмоционально!) почеркать каракули на листе плотной бумаги.

Возможно, имеет смысл снова вспомнить об игрушках-комфортерах: они обычно очень нравятся детям до года, но и как вспомогательный инструмент в избавлении от сосания пальца тоже подойдут.

Причины: почему ребенок тянет все в рот?

Большинство мам очень четко видят, что в районе 5–6 месяцев ребенок постоянно тянет все в рот. Для этого возраста — это нормально и естественно.

Читайте актуальную статью Что должен уметь ребенок в 6 месяцев>>>

У человека, в том числе и малыша, во рту находится огромное скопление нервных окончаний. Именно с помощью этой чувствительной зоны малыш пытается познавать окружающий его мир на вкус.

Даже, если ребенку год, и он все тянет в рот, расстраиваться не стоит. До 2–3 лет такой способ знакомиться с окружением может остаться самым главным.

На заметку! Поводом для паники и беспокойства, наоборот, должно стать то, что кроха не пытается исследовать окружающие его предметы, не делает попыток облизать игрушки.

Еще одной не менее распространенной причиной, почему дети все тянут в рот, является физиологическая особенность детского организма в этом возрасте.

С 4–5 месяцев начинаются процессы прорезывания зубов. Десна чешутся и болят, а с помощью посторонних предметов ребенок попросту их чешет, облегчая свое состояние. Подробнее о прорезывании зубов у детей>>>

Почему ребёнок тянет всё в рот

Главная причина в том, что в возрасте до 1,5 лет рот ребёнка является основным инструментом познания мира. Мария Монтессори называла детей этого возраста «сенсорными исследователями», так как именно с помощью органов чувств они активно изучают мир, формируя всё новые нейронные связи в мозгу.

У ребёнка во рту самое большое количество нервных окончаний, что даёт возможность получать разнообразные сенсорные ощущения. Когда предмет попадает в рот ребёнку, то он даёт не только информацию о его вкусе, но и о структуре поверхности, форме и температуре. Например, есть тёплые материалы — такие как дерево, есть более холодные — металлы, а есть пластик, который не имеет никаких особо ярких характеристик, кроме неестественного цвета

Поэтому важно, чтобы у ребёнка были в доступе предметы из разных материалов и с различными текстурами. Это даст разнообразие сенсорного опыта, что служит важнейшим фактором для развития мозга и формирования обширного представления о мире

Кроме того, благодаря активным движениям челюсти во время изучения того или иного предмета, ребёнок развивает мышцы артикуляционного аппарата, что в свою очередь способствует развитию речи.

И ещё одна немаловажная польза — укрепление иммунитета. Помощь в этом процессе оказывает антибактериальный фермент слюны (лизоцим), который играет роль барьера, расщепляя инородные бактерии.

Теперь, зная всю пользу, которую ребёнок получает благодаря изучению окружающей среды с помощью рта, важно выстроить правильное и комфортное для себя и своего ребёнка поведение. Приглашаем на мини-курсы для родителей

В них мы каждую неделю делимся рекомендациями по развитию и воспитанию детей, а также разбираем частые ситуации

Приглашаем на мини-курсы для родителей. В них мы каждую неделю делимся рекомендациями по развитию и воспитанию детей, а также разбираем частые ситуации.

А если ребёнок не переключается на другие способы изучения мира?

Родителям приходится мириться с этим, так как никакие убеждения, ни наказания в данном случае на детей не могут подействовать. Мы можем только терпеливо ждать, пока малыш начнёт получать достаточное для него количество сенсорной информации через другие источники, особенно тактильно, трогая и манипулируя с предметом руками.

У некоторых детей это происходит раньше (около года), у других – остаётся до 2 и даже до 3 лет (не напрасно на игрушках с мелкими деталями пишут предостережение для детей до 3 лет). В первую очередь можно вам посоветовать набраться терпения, так как единственный способ оградить ребёнка от проглатывания мелких деталей остаётся таким же, как и в 6 месяцев — следить за ребёнком и не позволять брать предметы в рот.

В полтора года вы также можете обращать внимание ребёнка на другие способы манипулирования с предметами. Например, если ребёнок берёт в рот мусор, предложите самостоятельно отнести его в мусорное ведро, если ребёнок кусает бумажку, предложите ему порвать бумажку ручками

С другой стороны, если ваш ребёнок ведёт себя подобным образом только дома, то, возможно, он подходит к возрасту проверки норм и правил. Ответьте на следующие вопросы: бывают ли длительные промежутки времени или определённые ситуации, когда ребёнок ничего не тянет в рот? Был ли момент после года, когда вам показалось, что ребёнку уже не нужно проверять всё на зубок? Смотрит ли он на вас, как будто ожидая вашей реакции, когда берёт что-либо в рот? Есть ли другие сферы, в которых ребёнок ведёт себя похожим образом? Если всё это так, то, скорее всего, ребёнок проверяет, что будет, если он нарушит созданное правило.

Такое поведение становится типичным у детей около 2 лет. Дети пытаются разобраться в окружающем мире, узнать, по каким правилам он работает. Какие правила нарушать можно, а какие нет. В данном случае вам нужно быть особенно последовательной и проявить строгость. Каждый раз, когда ребёнок возьмёт что-то в рот, заберите у него эту вещь или мусор и строго скажите: нет, этого делать нельзя. Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребёнка, просто повторяйте свои действия из раза в раз. Как только ребёнок поймёт, что это непоколебимое правило, он начнёт его соблюдать.

Варвара Жданова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт Фонда Монтессори

Наталия Гончарова — детский психолог и Монтессори-педагог

Особенности психологии младенцев

В первые месяцы ребенок может случайно положить пальцы в рот, облизать их, исследовать свои ручки, но такое бывает редко.

А вот с 1.5–2 месяцев вы все чаще можете видеть, что младенец сосет пальцы, или пытается засунуть в ротик кулачок. Подробнее о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца>>>

Внимание! Если в этот момент вы понимаете, что давно не давали грудь ребенку, и он явно показывает сосанием пальцев, что голоден, его сосательный рефлекс нуждается в удовлетворении, сразу дайте грудь малышу. Часто бывает, что неграмотные люди пишут в статьях — в случае, если ребенок сосет пальцы — дайте ему пустышку, ведь это альтернатива для удовлетворения сосательного рефлекса

Часто бывает, что неграмотные люди пишут в статьях — в случае, если ребенок сосет пальцы — дайте ему пустышку, ведь это альтернатива для удовлетворения сосательного рефлекса.

Но дело обстоит иначе — первый год является определяющим в общем отношении ребенка к жизни и миру.

Если каждый раз при неприятных ощущениях, вместо живого внимания, маминых объятий, знакомых запахов и маминых рук ребенок оказывается в коляске или кроватке с пустышкой во рту, то он делает вывод, что мир жесток, и не отвечает взаимностью.

Получить расслабление и спокойствие мы можем лишь с живым человеком.

Представьте себя в такой ситуации: у вас произошла неприятность, вам обидно и вы плачете. В этот момент ваш любимый муж, вместо объятий и простого человеческого участия, сует вам в руки салфетку и уходит из комнаты, оставляя одну.

Что бы вы почувствовали?  Вы бы получили поддержку? Понимание? Вас бы устроило такое отношение?

Поэтому не нужно давать ребенку пустышку, если вы видите, что сосание пальцев — это просьба о контакте, близости или потребность в сосании груди.

Читайте важную статью о кормлении грудью>>>

Причины сосания пальцев

От некрасивой и вредной привычки брать пальцы в рот ребёнка нужно избавлять, разобравшись вначале, почему так происходит.

Прорезываются зубки

Если ребёнку 4-7 месяцев, то в это время у него режутся зубки, ему хочется чесать дёсна с помощью пальчиков. Когда у малыша воспаляются дёсны и течёт слюна, он капризничает по ночам, то настало время купить ему прорезыватель для зубов и обезболивающий гель. Можно давать ему сухарики и овсяное печенье, а его игрушки нужно ежедневно тщательно промывать.

Неудовлетворённый сосательный рефлекс

Ребёнок берёт всё в рот: почему и как отучить?
Если пальчик сосёт годовалый малыш, то это может намекать на то, что он кормился из соски с большим отверстием, без труда высасывая смесь за несколько минут. При этом он успевал утолить чувство голода, а важный в первые месяцы сосательный рефлекс оставался неудовлетворённым. Ведь чтобы получить из груди матери столько же молока, ребёнку пришлось бы трудиться не меньше 15 минут.

Успокоение

Когда ребёнок пытается уснуть, он очень часто также засовывает пальцы в рот – это его расслабляет и помогает быстрее заснуть. Постепенно это превращается в ритуал. Чтобы избавиться от него, нужно воспользоваться методом вытеснения такого поведения другими действиями. Можно поиграть перед сном в спокойные игры, после искупать его и сделать расслабляющий массаж. Мама или папа должны посидеть возле кроватки малыша, положить туда любимую игрушку, почитать ему сказку. Лучше всего оставаться с малышом до тех пор, пока он не заснёт, так он будет максимально спокоен.

Причины у малыша в 1,5-2 года

Если же малыш приноровился сосать палец по достижении им 1,5-2 лет, а до этого этим не увлекался, то это возможно по следующим причинам:

  • малыш чем-либо напуган (бабой Ягой, собакой, темнотой в комнате) и успокаивается сосанием пальца;
  • родители излишне строги с ребёнком;
  • малыша без подготовки отдали в детский сад, где у него пропало желание взрослеть, и проявляются признаки инфантильности, возвращающей его в младенчество.

Вот тут и возникает задача, как отучить ребенка брать пальцы в рот.

Видео о том, как отучить ребенка брать пальцы в рот

Советы специалистов

Чтобы отучить малыша от вредной привычки, специалисты рекомендуют:

играть вместе. Рассказывать малышу о происхождении и назначении мелких деталей: «Это колпачок от ручки. Его можно снять и надеть обратно», «Это кубик. Давай поставим его так, чтобы получилась картинка»;

учить взрослому поведению. Дети любят новые игры, поэтому родители могут взять это на вооружение. Следует рассказать малышу о том, что такое мусор и куда его нужно выбрасывать. Однако у этого метода есть недостаток. Когда ребенок научится пользоваться ведром, в нем может оказываться все, что лежит на полу (в т. ч. нужные вещи). Чтобы избежать этого, стоит завести для малыша отдельный игрушечный контейнер;

отвлекать

Нужно хвалить малыша за хорошее поведение и направлять его внимание на другие вещи, когда он пытается поступить неправильно. Если ребенок тянет что-то в рот, стоит отвлечь его книгой, игрой или даже едой.

Многие родители допускают ошибки во время воспитания:

  1. вырывают предметы из рук. Когда взрослые пытаются забрать какую-то вещь у ребенка, она приобретает для него максимальную ценность. Малыш выпустит предмет только тогда, когда его отвлечет что-то более интересное;
  2. приказывают, кричат. Не стоит использовать авторитарный подход, сопровождать действия словами «нельзя, потому что я так сказала» и уж тем более демонстрировать физическую силу. Дружелюбное общение подкупает и вынуждает идти на компромисс, а крики – вызывают стресс и усугубляют вредную привычку.

Режутся зубки

Когда дети перестают тянуть все в рот? Очень часто малыши, у которых только начинают прорезаться зубки, пытаются просто почесать десна. Поэтому они могут тащить в рот пальчики, свою одежду и прочие предметы, которые попадаются под руку. Задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить кроху всем необходимым на этот период.

Сегодня в детских отделах магазинов можно найти массу разнообразных прорезывателей, резиновых колечек и прочих предметов, которые помогают малышу справиться с дискомфортом в области рта. Если вы не очень хорошо относитесь к такому решению проблемы, то приобретите детский обезболивающий гель.

Сон с пальцем – нужно ли переучивать?

Большинство родителей может заметить, что ребенок засыпает с пальцем во рту. Часто так делают дети в возрасте от 1.5 до 4–5 месяцев.

Что делать, отучать или оставить как есть?

По идее, пока ребенку не введен прикорм, лучше, чтобы ребенок засыпал, посасывая грудь, а не палец. Это связано с тем, что в 3–5 месяцев ребенок очень сильно отвлекается на окружающую обстановку и плохо сосет грудь.

Читайте о развитии ребёнка 5 месяцев в статье Что должен уметь ребенок в 5 месяцев>>>

Основные кормления происходят вокруг снов и во сне. Если малыш начинает засыпать с пальцем во рту, то это может грозить низкими прибавками веса, а это уже проблема.

Если же ребенок хорошо набирает вес и, при этом, засыпает с пальцем во рту, то здесь вы можете действовать на свое усмотрение: иногда позволять заснуть с пальцем, а иногда забирать пальчик, заменяя его на грудь или другие расслабляющие малыша способы.

Подробнее о том, как помочь ребенку сладко и крепко спать, смотрите в интернет-курсе Спокойный сон малыша от 0 до 6 месяц>>>

Физиология или психология?

Прежде, чем решать, хорошо это или плохо, давайте выясним, какие причины вызывают у крохи желание сосать пальчик или кулачок. Почему ребенок все время держит руки во рту?

Причин тут несколько, и поверьте, ни одна из них не указывает на некую патологию или неполноценность малыша:

  1. Успокоение.

Сосание рук — способ для карапуза первых месяцев жизни нормализовать работу нервной системы, находящейся теперь в постоянном окружении большого числа внешних раздражителей.

К тому же, в недолгие минуты бодрствования кроха еще физиологически не может занять себя чем-то другим:

  • рассматривать;
  • дотягиваться;
  • брать предметы в руки;
  • еще как-то манипулировать ими.
  1. Удовлетворение природного сосательного рефлекса — основного для маленького человечка.

Особенно остро эта проблема стоит у искусственников, не имеющих возможности сосать столько, сколько требует природа. Подробнее о рефлексах новорожденного>>>

  1. Голод.

Очень часто у ребенка руки постоянно находятся во рту по причине того, что ему не достаточно молока. Смотрите интернет-курс Секреты грудного вскармливания>>>

  1. Познание мира.

С точки зрения психологии — это основная причина сосания рук младенцами. Поскольку первый год их жизни — особая, оральная стадия изучения мира, когда они естественным образом познают действительность через рот:

  • различают температуру;
  • фактуру;
  • вкус предмета.

Ведь губы и язык ребеночка в несколько раз более чувствительны, чем кожа рук.

  1. К 4–5 месяцам у многих деток к этому списку добавится еще и прорезывание зубов. Но в этом случае они начинают неистово давить и тереть десны кулачками, а не просто сосать пальцы.

Читайте полезную статью о прорезывании зубов>>>

Как видите, исследовательская и сосательная деятельность малыша становится все шире с возрастом:

  • ребенок в 2 месяца сосет пальчик, затем — кулак;
  • к 3 месяцам он находит свои ножки;
  • 4–5 месяцев — период познания своих половых органов путем трогания;
  • в 9–10 месяцев ползунок изучает тактильные возможности своей спины: трется ею о стену или о мамино колено.

Чтобы помогать ребенку правильно проходить этапы познания своего тела, смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Здесь я хочу успокоить очень трепетных мамочек: не волнуйтесь по поводу того, что малыш подхватит кишечную инфекцию, обсасывая руки:

  1. Так микрофлора его кишечника постепенно знакомится с разными видами бактерий.
  2. Перестает быть стерильной.
  3. Учится бороться с патогенной флорой.

Ведь маленькие руки — гораздо меньшее скопище микробов, чем, например, облизанная мамой соска, игрушка, забытая пару недель назад под кроватью, или горшок.

Вполне возможно, со временем он потянет в рот и их.

Причины поедания козявок

Можно выделить несколько причин, почему дети тащат в рот все, что смогут достать из носа:

  1. Простое познание мира. Это свойственно детям трехлетнего возраста. Детки познают окружающий мир всеми возможными способами, в том числе и пробуя предметы на вкус. Ребенок не понимает, что в слизи может быть множество микробов и пыли.
  2. Потребление козявок от скуки. Такое часто встречается тогда, когда ребенок тоскует сидя перед телевизором, в очереди в магазине или больнице и так далее.
  3. Свербит в носу. Ребенок может испытывать неприязнь от того, что в носу мешается козявка. Малыш, вытащив ее из носа и не найдя под рукой носового платка, пытается спрятать ее, а остается только одно место — в рот.
  4. Один из признаков перенапряжения нервной системы. Это способ совладать со своими переживаниями, точно такой же, как некоторые люди грызут ногти. Если ребенок поедает сопельки из-за стресса, то к этому присоединятся и иные признаки этого явления.
  5. Повышение иммунитета. Некоторые ученые выдвигают теорию о том, что дети поедают козявки на подсознательном уровне, укрепляя тем самым свой иммунитет. Дело в том, что в соплях содержатся всевозможные микроорганизмы и, употребляя их, детки делают себе мини «вакцину», тем самым организм подготавливается к столкновению с новыми инфекциями. Более того, это хорошая профилактика к аллергии.

В чем причина?

Почему новорожденный тащит палец в рот, определить несложно. Достаточно внимательно понаблюдать за маленьким человечком и глубоко почувствовать его. Ребенок посасывает пальцы – это может быть вызвано:

  1. Чувством голода. Несовпадение биологического ритма жизни крохи с установленным для него режимом может привести к тому, что он потянет в рот все пальцы или будет сосать только большой. Малыш просто голоден и старается таким способом заменить не данную вовремя грудь или смесь.
  2. Эмоциональным беспокойством. Конфликты дома, плач матери, чужой человек, приблизившийся к крохе, резкие звуки провоцируют сбой нервной системы младенца. В поисках защиты он ищет грудь, но не получает ее, поэтому выбирает альтернативу.
  3. Нехваткой внимания. Дарите своему маленькому чуду столько внимания, сколько он хочет. Общайтесь, играйте, целуйте, поглаживайте, проводите массаж, улыбайтесь ему, чтобы кроха чувствовал ваше тепло и любовь. Статистика свидетельствует о том, что детдомовские детишки страдают такой привычкой чаще.
  4. Прорезыванием зубов. Период, когда большинство детей тянется пожевать игрушки, кулак — все, чем можно почесать воспаленные десны.

Запрещенные действия

Самое неправильное и неприятное, что могут сделать родители (и, главное, совершенно бесполезное!), так это начать бить ребенка по губам или по рукам. Помните, что делает это малыш часто рефлекторно, а потому физическое наказание вызовет недоумение, стресс и обиду. Он начнет прятаться от вас, чтобы спокойно поковыряться в носу, чтобы его никто не одергивал.

Кричать и ругаться – словесно-эмоциональная вариация побоев по рукам. Также не стоит запрещать поедание «козявок» в категорической форме. Чем запретнее плод для малыша, тем он слаще.

Психологи уверены, что не решает проблемы и постоянное увещевание ребенка с отрицательной частицей «не»: «не ешь», «не ковыряй». Дети просто не воспринимают эту частицу.

Ребёнок берёт всё в рот: почему и как отучить?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий