Этап ранний. Как учить ребенка говорить до 6 месячного возраста?
Самый ранний период и самый благодатный возраст, когда учить ребенка говорить. Развитие малыша сейчас происходит наиболее быстро: стремительно растет объём мозга, обостряется зрение и усиливается слух, происходит физическое развитие. Слух играет сейчас ведущую роль в процессе обучения речи: ребенок слышит человеческие голоса, вслушивается в звуки окружающего мира, учится пользоваться звуками для общения с людьми. Сосредоточение на звуках проявляется с самого рождения малыша. Первые два месяца он просто замирает, глядя говорящему в глаза. Создаётся впечатление, что ребенок готов слушать часами напролет
Даже первая улыбка малыша возникает, как реакция на звук голоса человека! Слыша голоса родителей, малыш концентрирует внимание и пытается повторять, произносимые ими слова
Буквально на третьем месяце своей жизни ребенок может сосредотачиваться на родителях, разговаривающих с ним, активно воспроизводя большинство слышимых им звуков. На третьем-пятом месяцах жизни после непродолжительного сосредоточения малыша на говорящем взрослом человеке, он сам начинает активно вокализировать, радостно агукать и восторженно распевать. И уже с полугода он начинает осознавать смысл слышимых им слов.
Как научить ребенка говорить предложениями?
Связная речь формируется у детей к 3-м годам. Начиная с рождения, ребенку нужно читать художественную литературу. В быту используются простейшие слова, а писатели всегда стараются разнообразить произведения красочными эпитетами. С детьми постарше обязательно обсуждайте иллюстрации. Хотя сначала лучше всего говорить с ребенком простыми предложениями: солнце светит, машина мчится и др. Старайтесь не реагировать на тычущий палец или протянутую руку, наоборот, поощряйте ребенка сказать «дай». Постепенно стоит усложнять вариант: «Скажи, мама, дай мяч».
Поощрять малыша к изменению окончаний в словах и составлению их в предложению нужно на 3-м году жизни. Как научить ребенка говорить в 2 года? К примеру, когда малыш что- либо делает, просите его охарактеризовать свои действия. При этом стоит использовать пальчиковые игры, которые напрямую влияют на речь.
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет
0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев
Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»)
Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.
- 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
- 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.
Как учить говорить ребёнка до года
Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.
От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:
- Способность слышать.
- Функционирующий речевой аппарат.
- Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
- Желание общаться.
Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.
Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.
Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами
Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»
Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».
В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.
С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.
Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка
Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами
Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.
Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:
- речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
- говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
- следить за грамотностью и красотой речи.
У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:
Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Игры и упражнения
Чтобы научить ребенка говорить, можно использовать всевозможные игры и упражнения.
Артикуляционные игры
С полутора лет можно выполнять очень занимательную и полезную зарядку для язычка. Все упражнения должна выполнять мама, малышу лишь остается смотреть, и со временем он научится повторять все мамины действия:
- Погулять язычок собрался: (открываем рот)
- Он умылся, (кончиком языка проведите по верхним зубам)
- Причесался, (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и обратно спрячьте)
- На прохожих оглянулся, (проведите языкам по губам – «облизнитесь»)
- Вправо, влево повернулся, (повернуть поочередно язык в указанные стороны)
- Вниз упал, наверх полез, (опустите язык вниз и поднимите вверх)
- Раз — и в ротике исчез (спрячьте язык во рту).
Скороговорки для развития речи
Бывает дети, научившись говорить, не произносят некоторые звуки, чаще всего это звуки на буквы р, л (в твердых слогах), ш, ж, с. Следите за тем, чтобы ребенок сразу учился говорить звук правильно, а не заменял его на другой, переучить будет труднее. Вот несколько несложных упражнений:
Данная скороговорка нацелена на выработку звука
В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..
Скороговорки на звук :
Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща.
Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Скороговорки на звук :
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Скороговорки на звук :
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Детей очень увлекают звуки животных и в особенности подражание им. Как весело вместе по: мяукать, мычать, квакать, или рычать как тигр. Эта игра не только способствует развитию речи, но и в добавок обогатит словарный запас малыша, ведь он уже будет иметь представление, кто есть кто в царстве зверей.
Рекомендую вам посетить страничку моего блога sovetmamam.blogspot.ru раздел «Воспитание ребенка», статья посвящена тому, как совместный труд с малышом помогает развить многие его способности.
Обучающий массаж ручек
Игры с пальчиками вносят свой вклад в развитие речевых зон в коре головного мозга.
- Погладьте тыльную сторону ладошек, приговаривая, гладим «киску».
- Затем погладьте (с растиранием) ладошки с фразой «Ой, как холодно!».
- Переверните ладошку малыша и указательным пальчиком другой руки поводите по ней: «Воробушек прилетел, крошек поклевал, поклевал и улетел».
- Пощипайте ладошки малыша: «Гуси, гуси — травку щиплят».
- Встряхните кисти рук.
Давайте волю вашей фантазии, придумывайте упражнения сами, удивляйте малыша.
Игра для развития пальчиков
— Кто приехал в гости? (складываем обе руки кончиками пальцев вместе)
— Мама, мама, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев)
— Папа, папа, это ты? (хлопаем кончиками указательных пальцев)
— Братик, братик, тоже с нами? (хлопаем кончиками средних пальцев)
— С нами Дедушка (хлопаем кончиками безымянных пальцев)
— С нами Киска (хлопаем мизинчиками).
Развивающая речь игра «телефон»
Ваш малыш уже не раз видел, как вы совершаете звонки. А значит, представление об игре у него какое-то уже сложилось, только не было возможности ее осуществить. Все меняет дело, если в доме появится детский, точно такой же, как у мамы или папы – телефон. Имея такой предмет дома, вы сами не заметите, как скоро малыш начнет прикладывать его к уху, и произнесет те долгожданные слова «алло, привет, мама!».
Игра «праздничный пирог»
Данная игра очень полезна для тренировки губ. Соберите всех друзей, скажите, что поводом служат именины – Пяточка. А вот и долгожданный пирог, который пришли отведать гости. «Так, кто же поможет задуть имениннику свечки?! На раз, два, три – дуем!».
Правило №2. Создавайте пассивный словарь;
Распространенной ошибкой является то, что многие думают, если дети не начали говорить, они ничего не понимают. Поверьте, это совсем не так. Дети очень хорошо запоминают все, что вокруг них происходит, и слова в том числе. Именно поэтому вы должны четко проговаривать каждое свое действие, нормальным родительским тоном, без сюсюкания.
Если все члены семьи озвучивают каждое движение карапуза, произнося «Катя кушает», «Катя гуляет», «Катя сидит» и т.д., это поможет в формировании пассивного детского словаря. Слова, которые повторялись изо дня в день, в свое время, эффективно перейдут в активный словарь, что и будет означать, что ваш ребенок начал говорить.
Логопедические упражнения для развития умения говорить
Для проведения логопедических упражнений нужно выбирать время, когда ребенок в хорошем настроении, здоров и с радостью идет на контакт. Рекомендуется каждое упражнение повторять по 6 – 8 раз. При выполнении упражнений, используют картинки.
- «Слоненок». Вытянуть губы трубочкой, подражая хоботу слоненка и набирать водичку, слегка причмокивая.
- «Пароход». Приоткрыть рот и тянуть звук «Ы».
- «Часики». Показать ребенку часы с маятником, изобразить, как он качается с помощью язычка. Приоткрыть рот и подвигать языком вправо – влево.
- «Паровоз». Сделать губы трубочкой и погудеть «У-у-у», имитируя гудение паровоза.
- «Лошадка». Поцокать язычком, имитируя стук копыт.
- «Воздушный шар». Надуть щеки и резко выпустить воздух со звуком «П».
Эти простые упражнения принесут пользу: укрепят мышцы языка, губ, что облегчит ребенку произнесение звуков. Во время занятий старайтесь использовать зеркало, чтобы наблюдать за движением губ и языка.
Когда нужно волноваться?
Для каждого ребенка «удобен» свой темп развития. Один раньше залепетал, другой первым начал садиться или вставать на ножки, а третий пошел и заговорил раньше своих товарищей по песочнице. Если возрастные вариации укладываются на пару месяцев, волноваться не стоит.
Однако знать нормы речевого развития детей нужно всем родителям. Если отставание делается значительным (а логопеды считают вариантом нормы запаздывание того или иного навыка не более чем на 2-3 месяца), лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Пресловутое слово «мама» дети обычно начинают говорить к году или полутора годам. А если первый день рождения уже давно отпраздновали, а долгожданного слова все еще нет? Пора бежать по врачам?
Консультация специалиста никогда не помешает. В вопросе развития речи не стоит ждать, пока все образуется «как-нибудь само». Однако, чтобы не впадать в панику раньше времени, присмотритесь к своему малышу. Вполне возможно, что он просто немного задерживается с произнесением столь ожидаемых родителями слов и ничего страшного не происходит.
Важные факторы:
- Годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь. То есть откликается на собственное имя, дает адекватную реакцию на слова родителей.
- Отсутствуют нарушения слуха и зрения.
- Младенческое «агуканье» сменила лепетная речь. Каким-то подражательными слогами ребенок уже пытается обозначать конкретные слова.
- В играх заметно стремление повторять за взрослым, выполнять заданные действия.
В раннем возрасте процесс формирования речи тесно связан с развитием психики и мышления. Родителям стоит проследить и за этими аспектами. Если какие-то подозрения все же возникли, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.
Кого посетить:
- невролога;
- детского психолога;
- логопеда-дефектолога.
Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова
Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.
Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов! Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова
Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — «Что как звучит?» (Ozon, My-shop, KoroBoom) и «Кто что делает?» (Ozon, My-shop, KoroBoom). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.
Как научить ребенка разговаривать?
Малыш уже ходит, но еще не научился разговаривать
Этот вопрос очень волнует родителей.Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуальность и если отставания в развитии нет, тогда нужно просто набраться терпения
Маленького ребенка можно сравнить с диктофоном и копирайтом. Он все записывает и копирует за родителями. Кроха как чистый лист. Он слушает маму и папу, запоминает звуки и слоги от них, и сам пытается повторить, размещая язычок в разное положение.
И получается, что получается. Сначала он прорабатывает звук, потом уже старается соединить его в слово. На это нужно время и тренировки.
И как в этой ситуации могут помочь мама и папа? Что бы малыш побыстрее заговорил, с ним нужно вести беседу. Она должна быть непринуждённой. Делая обычные дела, прогуливаясь на свежем воздухе, играя с крохой, родители должны с малышом вести диалог.
Логопеды выделяют два вида развития речи: пассивный и активный. Пассивный – это понимание языка, а активный – разговаривать. Пассивный формируется у малыша намного быстрее.
Начиная с 10-12 месячного возраста, малыш понимает, о чем идет речь. Знает название предметов, но сказать еще не получается. Повторяет отдельные слоги, скажем ав-ав, ко-ко, да, ма, па.
Дети все разные, но большинство из них до двух лет не разговаривают. Это нормально, главное без паники. Они все понимают и обязательно заговорят.
Потом малыш расскажет все, что накопил за все эти два года. Наступит этот момент неожиданно. И уже в три года ребенок в развитии будет на уровне своих сверстников или еще и перегонит их.
Например, играя с малышом в игрушки, рассказывать ему, что это за игрушка, показать как ею играть, можно придумать историю и сделать своего рода кукольный театр. Главное разговаривать с ребенком, воспринимать его как взрослого человека.
Как научить ребенка говорить слова?
К двухлетнему возрасту уже нужно постепенно отходить от звукоподражаний и переходить к произнесению слов, обозначающих предметы, растения, животных, действия.
Чтобы ребенок научился выговаривать слова, он должен слышать правильную речь взрослых и видеть артикуляцию, с которой они говорят, поэтому слова нужно стараться выговаривать четко, обратившись лицом к маленькому собеседнику. Нужно вовлекать малыша в диалог:
— Как зовут куклу?
— Какого цвета машина?
— Какие у тебя есть игрушки?
Педагоги советуют придумывать различные игры со словами. Например, взрослый говорит прилагательное «красный» и спрашивает: «Что? О чем речь?», ребенок подбирает существительное «помидор», взрослый говорит глагол «варить», ребенок – существительное «кашу».
Практические советы: учим ребенка говорить играя
Упражнения и уроки могут проводиться с любым дошкольником, изменяется только подход:
- игра;
- тональность;
- время и т.п.
Родитель знает своего малыша и без проблем сможет применить домашние занятия по обучению на практике.
Чтение книги
Шнуровка
Мелкая моторика рук (ММР) тоже должна постоянно развиваться, ведь руки, как говорят ученые, являются вторым речевым органом.
Мама должна делать массаж пальчиков, играть с ними в потешки, ладушки, сороку-ворону.
Когда ребенок станет постарше, необходимо подключить к играм различные предметы. Пользу принесет шнуровка. Вместе с малышом надо шнуровать специальные заготовки или ботиночки.
Зарядка для язычка
Не следует игнорировать зарядку языка и губ. Пользу принесут гимнастические упражнения для развития мускулатуры детского лица:
- Вытянуть губки трубочкой.
- Растянуть губы в улыбке.
- Широко улыбнуться, показав зубки.
Также отличной разминкой будет, если кроха просто покорчит потешные рожицы перед зеркалом
Важно приучить заниматься регулярно
Имитация звуков животных и предметов
Хорошо включить уроки загадки с имитацией звуков животных. Хорошо, если ответ будет в рифму. Например: «Иго-го! — кричит малыш, значит это (лошадка)». Или: «Чирик-чирик! Не робей! Я бывалый (воробей)».
На заметку. Главное условие успеха — не заставить ребенка, а вызвать интерес, желание общаться, разговаривать.
Картины из кусочков бумаги
На мелкую моторику рук (ММР) оказывают влияние такие виды творчества. Например:
- рисование;
- лепка из пластилина;
- вырезание из бумаги и картона.
Мама должна ставить ребенку простую задачу рисовать:
- шар;
- солнышко;
- облако;
- дом.
Хорошей идеей будет рассказ сказки и составление из кусочков бумаги главного героя. Контакт с мелкими элементами позитивно сказывается на словарном запасе, развить речь.
Разминка пальчиков
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это неотъемлемая часть развития детской речи. Упражнения-игры:
- «Вылови из воды» (в таз с водой набросать ветви). Предложить ребенку выловить все эти предметы с помощью ковша или ситечка, держа в правой ручке. Если малыш левша – в левой.
- «Размести по порядку» (насыпать в миску пуговицы разных размеров и оттенков). Предложить собрать в одну тарелку пуговки одного цвета и размера, в другое – другого. Собирать надо тремя пальцами.
- «Змейки, колобки, блины» (лепка из пластилина).
- Еще одна полезная игра «Открой и закрой». Надо перед обучаемым поставить несколько банок с закрытыми крышками. Предложить открыть емкости, а потом вновь закрыть, правильно подобрав крышки. Банки должны быть различного размера и формы.
Советы, как улучшить и облегчить обучение речи
Как научить ребёнка говорить в разные возрастные категории разобрались, но существует ряд определённых советов, чтобы облегчить родителям эту нелёгкую задачу. Давайте разберём самые популярные рекомендации:
Убрать соску в период до года. У детей, которые до позднего возраста сосали соску, может неправильно развиться артикуляционный аппарат, что в целом задержит его развитие.
Расширяйте словарный запас малыша. Показывайте и называйте разные фрукты, старайтесь разнообразно проводить время. Разговаривайте с малышом во время прогулок, когда смотрите в окно.
Обучение должно происходить в игровой форме
Особенно нравятся детям активные подвижные игры.
Важно проводить специальную артикуляционную гимнастику. Упражнения можно найти в интернете, посоветоваться со специалистом или купить специальное пособие.
Повторяйте за малышом его фразы, а затем называйте новые, и он будет повторять за вами.
Мелкая моторика важна для развития головного мозга, так как центры, которые отвечают за развитие речи и движения пальцев рук находятся рядом
Развивая одно, вы стимулируете и другое.
Для чтения выбирайте разные книги – прозу, стихи, песенки, чтобы ребёнок слышал разные интонации и ритмы речи.
Для разнообразия можно петь с малышом. Выберите песни, которые ему нравятся, включайте музыку и пойте вместе. Это не только развивает речь, но и улучшает настроение.
В окружении ребёнка должна быть чёткая, правильная речь. Поэтому нельзя смотреть телевизор часто в присутствии малыша или включать радио «на фоне», пока вы вместе чем-то занимаетесь. Детям нужно фокусироваться на чём-то одном.
Обучайте хитростью – намеренно путайте слова, когда читаете знакомые сказки на ночь. Он будет очень рад исправить вас!
Будьте внимательным слушателем. Демонстрируйте ребёнку, что вам интересен его рассказ. Удивляйтесь, смейтесь и задавайте связанные вопросы, чтобы стимулировать малыша делиться с вами информацией снова и снова.
Что надо знать родителям: этапы развития речи
В первые годы после рождения малыш больше всего времени находится в домашней, семейной обстановке. Это означает, обучение ребенка речи считается обязанностью родителей, и игнорировать развитие никак нельзя.
Ребенок плохо разговаривает
К сведению. Такое обучение, как учеба не воспринимается, а является частью жизни, общения мамы, папы с малышом. Однако, зная правила и способы, как помочь ребенку научиться говорить, это даст возможность быстро справиться с поставленной задачей.
Малыш учится в домашней обстановке
Развитие речи ребенка от рождения до школы
Опытный логопед подскажет, как учить ребенка разговаривать. Развивается речь поэтапно:
- Первые сочетания звуков ребенок начинает издавать, когда ему 2-3 месяца от роду. Малыш даже может различать голоса, но вот общие звуки новорожденные воспринимают, как успокаивающую мелодию. Это начальная стадия речевого развития.
- Примерно в 6 месяцев «гуление» ребенка становится наиболее понятным, эмоционально раскрашивается, и это следующая стадия правильного развития маленького чада.
- Наконец, в период с 7-9 месяцев ребенок начинает произносить небольшие слова, состоящие из слогов: «ма-ма», «па-па».
Понимание речи формируется у детей в возрасте около 12 месяцев, когда запас слов включает в себя уже несколько конструкций из 3-10 несложных слов. Если с ребенком на данном этапе проводить занятия, то в 2 года дочь или сын смогут не только расширить запас слов, но и называть демонстрируемые вещи, действия и передавать свои ощущения.
На заметку! Если малыш плохо говорит или совершенно не хочет идти на словесный контакт с другими детьми и взрослыми после того, как ему исполнилось 3 года, родителям надо бить тревогу — записаться к логопеду и детскому психологу. Нельзя исключать, что проблема в умственном развитии.
Разговор о событиях
Что нужно делать родителям, чтобы у ребенка развивалась речь?
Внимательных и ответственных родителей волнует вопрос, как научить ребенка разговаривать. Специалисты дают рекомендации:
Важно получать удовольствие, общаясь с дочкой или сыном и от самих уроков. Это позволит уделять малышу больше времени
Кроме того, разговоров будет больше, они наполнятся добром и нежностью.
Надо все время разговаривать с малышом о вещах, явлениях и событиях, окружающих его и происходящих с ним.
Необходимо покупать соответствующие возрасту игры, книги с картинками, «развивашки».
Важно играть совместно, так как играя, родитель может называть предметы и акцентировать внимание крохи на их свойствах, описании, включая размеры и цвета. Кроме того, нельзя «сюсюкать» и искривлять слова из активного детского лексикона. Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса
Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса.
С ребенком нужно разговаривать в любом возрасте
Считается нормой, если малыш не очень хорошо общается в 2-2,5 или даже в 3 года. Научить сына, дочь говорить — это значит видеть явный прогресс в развитии речи:
- Новые звуки.
- Попытку повтора слов.
- Знание названий определенных предметов.
Девочки в этом смысле значительно быстрее восхищают мам и пап своими звуками, а мальчики отстают от них, начинают говорить чуть позднее. Все потому, что девочки созревает намного раньше, чем мальчики — так создала природа.
На заметку. В тех семьях, где мама и папа общаются на двух и более языках, ребенок скорее всего начнет говорить еще в более поздний период, так как годовалому и новорожденному «понять» сразу два информационных потока сложно.
Читаем книги, стихи и песенки
Задумываясь о том, как учить ребенка говорить, необходимо ежедневно и не по раз играть со слогами и звуками, читать книжки, петь, ведь всё это реально совмещать с повседневными заботами: поездка в маршрутке (можно поиграть в слоги), на прогулке (спеть песню).
Когда ребенок подрастет, важно повысить нагрузку и добавить к полезным развлечениям вопросы: что бывает сладким (сахар), что может быть желтым (солнце). На заметку
Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки
На заметку. Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки.
Развитие речи дошкольников на основе методики Ушаковой О.С.
Развитие человеческой речи формируется поэтапно. Важнейшим является дошкольный возраст. Именно в это время дети любопытны и им интересно, узнавать, все новое
Поэтому очень важно создать максимум комфорта, а также верно подавать сведения, для доступного восприятия ее дочкой, либо сыном
К сведению. Помимо этого, на формирование речи оказывает влияние активная деятельность в разных секциях и детсаду.
Основные цели и задачи методики Ушаковой О.С.
Метод Ушаковой по становлению речи несет особую задачу. Поэтому, чтобы решение проблемы было эффективным, первостепенно надо определить причины задержки развития речи. Главной задачей в развитии правильной постановке речи закладывается грамотный выбор обучающей техники, направленной на такие моменты:
- Расширение запаса слов и умение полноценно ими пользоваться.
- Совершенствование и коррекция звуков.
- Умения понятно изъясняться и формулировать свои мысли.
- Обучение дошкольника грамотной речи.
- Стимуляция четко произносить звуки.
- Совершенствование знаний.
Методика осуществляется поэтапно. В основу метода входят усвоение простого материала и техник, которые в последствие усложняются. Но задачи усложнять крохам надо незаметно. Уже через несколько занятий можно будет оценить позитивный результат.
На заметку. Именно не резко усложненные задачи отлично усваиваются детьми и очень эффективно влияют на становление речи в будущем.
Дошкольник развивает речь
Коротко о технике речевого развития дошкольников
Каждая техника по методике Ушаковой рассчитана на индивидуальные особенности дошкольника, предусматривающие исполнение определенных заданий и упражнений
Так, принимая во внимание психологическое состояние крохи, его достижений возможен позитивный результат. Принимаются в учет причины, по которым малыш имеет те или иные отклонения, не дающие ему нормально развиваться
К факторам можно отнести:
- Дефицит внимания родителей. То есть, с дошкольником мало разговаривают, не читают ему книжки.
- Рассеянность ребёнка.
- Малыш имеет особенности психологии (генетика, врожденная задержка речи).
К сведению. Только индивидуально подобранная техника, дает возможность наладить результативный процесс развития речи. Верная диагностика в разы увеличивает шансы полноценного развития любимого чада.
Заниматься надо в игровой форме, иначе малыш не захочет обучаться. Если дочь или сын устал, то можно отложить выполнение задания
Всем деткам очень нравиться общаться и активно играть, поэтому важно разговаривать, играть — это принесет свои плоды. Силой положительного результата не получить никогда — будет протест, ситуация только усугубиться