Выбор посуды
Чтобы научить ребёнка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».
следует обращать внимание на несколько важных нюансов:
самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов;
не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи
Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду;
поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать;
в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.
Для малышей от 10 месяцев до двух лет лучше приобретать пластмассовые ложечки. Они лёгкие, яркие, хорошо ложатся в руку ребёнка, отличается многообразием форм и размеров.
Тарелки и чашки лучше также покупать из термостойкого пищевого пластика. Такая посуда отличается лёгкостью, стойкостью к ударам и падению с высоты, а также экологичностью. Для формирования пищевых навыков стоит приобрести тарелку с присоской. Она не перевернётся.
Также следует не забывать про нагрудники из ткани или из особо мягкого и гибкого пластичного материала. Тканевые передники придётся стирать после каждого приёма пищи, пластиковые фартуки отстирывать не нужно, достаточно просто смыть капли и просушить.
Учимся пить из чашки.
Сначала ребенка надо научить пить из чашки ложкой. Так рекомендуется организовать примерно два питья или до тех пор, пока ребенок не поймет, что содержимое чашки следует глотать. Для многих особенных детей это действительно проблема.
Следующий шаг «Ложка – глоток из чашки», «Ложка – два глотка из чашки» и так далее.
Дети с особенностями в развитии не всегда способны удержать чашку, поэтому сразу полную наливать не надо.
Дети с расстройством аутичного спектра очень переборчивы в еде — иногда настолько, что могут отказаться кушать даже свое любимое блюдо, если оно вдруг имеет необычный для них вид. Причина этого — не каприз, а чувство страха. Потому этот важный фактор нужно обязательно учитывать в период обучения навыку приема пищи.
Почему ребенок не играет самостоятельно
Специалисты полагают, что ребенок может не проявлять желания к самостоятельной игре в силу ряда причин
На них стоит обратить внимание, прежде чем пытаться просто отмахиваться от малыша, ворчать, что он отвлекает от важных дел
Физические проявления
Возможно, что причина в здоровье и физическом комфорте ребенка. Он может испытывать усталость, недосып и чувство голода. В возрасте 2-3 года дети не понимают, как сказать матери о своем состоянии. Они просто бросают любимые игрушки и бегут к близким людям, чтобы прижаться к ним, приобнять, почувствовать защиту. Стоит проявлять больше чуткости к сыну или дочери, чтобы улавливать их желания. Это будет способствовать укреплению эмоциональной привязанности, которая окажет благотворное влияние на взаимоотношения в будущем. Пользу можно ощутить уже в подростковом возрасте, когда ребенок будет проявлять больше доверия к родителям. Он будет осознавать, что его поддержат, не осудят.
Еще одним фактором можно назвать дефицит внимания со стороны родителей. Зачастую современные матери и отцы уделяют крайне мало любви и теплоты своим детям. Многие полагают, что главное – это материальное обеспечение, в то время как ребенок нуждается в чувстве собственной значимости. Не стоит оставлять детей на полное попечение бабушек, дедушек, других родственников. Пройдет время, и придется приложить много усилий, чтобы восстановить доверие, нормальные отношения.
Лучше всего уделять ребенку хотя бы двадцать минут в день
Детям очень важно ощущать эмоциональный и телесный контакт с родителем. Можно попробовать приготовить вместе ужин, когда ребенок просто сидит рядом и рисует
Можно вместе прогуляться от садика до дома. Не забывайте обнимать, целовать ребенка. Он должен получить максимум тепла от родителя. Перед сном можно сделать пальчиковую гимнастику. Столь незначительные, но важные ритуалы избавят от вопроса «почему ребенок не играет самостоятельно». Он получил свою порцию любви и ласки и способен спокойно вернуться к игрушкам. На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы доказать ребенку свое отношение. Потребуется немного времени и внимания. Это в силах каждого родителя, который может уставать на работе.
Психологические причины
Ребенок может испытывать проблемы психологического характера. Это может быть связано с тем, что в более раннем детстве его часто оставляли одного. Теперь он будет бояться остаться без родителей. Может ощущать страх, злость и даже обиду. Придется доказать ребенку, что его ни в коем случае не оставляют в одиночестве. Он должен понимать, что родители рядом, в другой комнате. Они обязательно придут, как только возникнет необходимость, по его первому зову.
Если не получается справиться с детскими страхами, можно обратиться к детскому психологу. Он обязательно подскажет, как восстановить доверие, какими рекомендациями воспользоваться.
Учимся держать ложку так, чтобы из нее ничего не выливалось.
Если говорить об особенных детях, то некоторые не умеют кушать самостоятельно даже в 6-летнем возрасте. На первый взгляд, обычных и особенных детей обучают процессу приема пищи идентично, но есть некоторые нюансы.
Одним из таких нюансов называют время обучения. Те навыки, которые у обычных детей вырабатываются за пару недель, особенные малыши могут осваивать долгие месяцы и даже годы.
Второй нюанс — это возраст. То, что обычный малыш умеет делать в 1,5-2 года, ребенок с особенностями в развитии может освоить, например, к 6 годам.
Чтобы помочь особенному ребенку овладеть навыками самообслуживания, нужно запастись терпением.
Итак, учимся держать ложку. Этот процесс разбиваем на 3 этапа (подсказки).
1 этап – полная помощь взрослого. Взрослый помогает ребенку взять ложку в кулак и сам обхватывает кулак ребенка, помогая таким образом донести ложку до рта. Когда малыш уверенно хватает ложку в кулак — переходим ко второму этапу.
2 этап – ребенок держит ложку самостоятельно, взрослый придерживает руку за предплечье (или запястье), помогая при этом только правильно выдержать направление руки. При этом пища не должна быть слишком жидкой, на тарелке ее должно быть немного. Тогда ребенку будет легче зачерпнуть ее ложкой. К тому же, меньше пищи будет разлетаться по сторонам.
3 этап – ребенок самостоятельно набирает пищу, взрослый «подталкивает» (легкое касательное движение под локоть) руку в нужном направлении. При необходимости прибегает к действиям 2-го этапа. На этом этапе надо максимально использовать речевые подсказки, например, «Набирай кашу в ложку», «Неси ложку в рот», «Жуй» и так далее
Таким образом взрослый проговаривает действия, что очень важно для особенного малыша. Дети с особенностями в развитии очень чувствительны к похвале, поэтому за каждое самостоятельно выполненное действие ребенка надо похвалить
Создавая «ситуацию успеха», мы мотивируем малыша, подкрепляем желание самостоятельно кушать.
В некоторых случаях на начальном этапе можно применить метод 2-х ложек. Суть метода в том, что одной ложкой малыша кормит взрослый, а второй ребенок сам пытается повторять действия.
Типичные родительские ошибки
Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.
Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!
Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.
Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.
Какой должна быть правильная ложка?
Чтобы после первого же опыта малыш с ревом не отбросил ложку и не запомнил обиду надолго, столовые приборы нужно выбирать правильно. Вы можете приобрести специальную анатомическую ложечку. Она удобно ложится в крохотную ручку, малышу будет несложно зачерпывать пищу. Есть только один недостаток: ребенок не научится кушать обычными столовыми приборами и через несколько месяцев его придется переучивать.
Первая ложечка обязательно должна понравиться малышу. Иногда дети по непонятным причинам категорически отвергают какой-нибудь предмет, плачут при одном его виде. Если такое произошло, не заставляйте его пользоваться нелюбимыми приборами, приобретите другую ложку. При этом учтите основные требования.
Детская посуда должна быть:
- небольшой;
- легкой:
- безопасной:
- удобной.
Внимательно подойдите к выбору материала, из которого изготовлены детские столовые приборы. Традиционно малышей кормили из металлической чайной ложечки. Лучше, чтобы она была сделана из серебра, этот металл обладает способностью уничтожать инфекцию.
В продаже можно встретить модели из разных материалов.
Резиновая (силиконовая) ложечка мягкая, удобно входит в маленький ротик и не травмирует его в случае неосторожного движения.
Пластмасса хороша тем, что из нее можно изготовить изделия разных расцветок. Красочные легкие столовые приборы очень нравятся малышам
Кроме того, можно найти пластиковую ложку, которая меняет цвет зависимости от температуры пищи
Но в любом случаем маме всегда важно пробовать пищу, которой она собирается накормить ребенка, чтобы не обжечь его, поэтому это качество скорее способно развлечь кроху и пригодится для экспериментов и игр с водой в большей степени, чем для кормления.
Для приучения к садику лучше пользоваться стальными или железными ложками. С ребенком можно пойти в гости, там он будет спокойно кушать и не искать с ревом свою любимую красную ложечку.
Как нельзя учить ребенка самостоятельно есть ложкой: ошибки родителей
- Нельзя, потеряв терпение, начинать докармливать малыша. Даже если вы очень торопитесь. Ребенок должен закончить «начатое» самостоятельно! Но и держать за столом малыша более получаса специалисты не рекомендуют.
- Если 10-12 месячный малыш не желает даже брать ложку в руки, не стоит торопиться, пытаясь насильно прививать новый навык. Всему свое время!
- Многие родители предпочитают кормить ребенка отдельно. Это неправильное решение. Чем чаще малыш будет наблюдать, как едят другие, тем скорее он освоит этот навык.
- Довольно распространенной считается еще одна ошибка, которую совершает любвеобильные бабушки и дедушки. Они готовы кормить своих внуков из ложечки до ста лет. Несмотря на то, что ребенок дома ест ложкой, в гостях у бабушки он лишь послушно открывает рот. Маленькие хитрецы моментально приходят к выводу, что самостоятельно есть совсем необязательно.
Как научить ребенка пользоваться ложкой, вилкой, чашкой?
Для первого знакомства с ложкой нужно выбрать такое время, когда малыш спокоен, не капризничает и не хочет спать
Очень важно, чтобы кроха был умеренно голодным (потому что если ребенок успел слишком сильно проголодаться, ему будет не до новых предметов, лишь бы поскорее набить животик)
Не следует поощрять длительные игры с ложкой, лучше всего сразу же дать ребенку понять, что она предназначена для еды, а не для стучания по столу и швыряния на пол
Правильная ложка
Очень важно выбрать правильную ложку – она должна иметь небольшой размер и быть удобной для маленькой ручки. Лучше отдать предпочтение ложечкам, выполненным из высококачественного пищевого пластика, потому что металлические изделия могут быть слишком тяжелыми для крохи
Для начинающих едоков существуют столовые приборы (ложки и вилки) специальной изогнутой форму, которые очень удобно держать в кулачке.
Примерно с полуторагодовалого возраста можно познакомить карапуза со специальной детской вилочкой с неострыми зубцами и показать, как можно накалывать пищу. Поначалу крохе будет гораздо проще удерживать ложку и вилку в кулаке, но ближе к двум годам стоит постепенно учить его брать столовые приборы правильно.
Как только малыш научиться уверенно сидеть, следует познакомить его с чашкой и научить самостоятельно пить. Специально для карапузов выпускаются специальные поильники и непроливайки с удобными ручками и яркими картинками, которые очень нравятся крохам! Подобные приспособления помогут ребенку перейти от бутылочки к обычной чашке. Сначала взрослый должен поддерживать чашку и задавать угол наклона, но постепенно малыш сам во всем разберется и сможет пить без посторонней помощи.
Если говорить о детской посуде, то нужно помнить о том, что она должна быть безопасной для малыша и, что немаловажно, привлекательной и яркой! Можно использовать тарелки и чашки, изготовленные из специального пищевого пластика, но при этом необходимо следить за тем, чтобы в их составе не было вредных веществ и убедиться, что они пригодны для теплых блюд. Такую посуду следует покупать только в проверенных местах, а не на рынках и мелких магазинчиках, торгующих всякой всячиной, и обязательно спрашивать сертификаты на каждый товар
Также можно пользоваться детской керамической посудой.
Когда можно учить ребенка кушать самостоятельно?
Пожалуй, в первую очередь каждый малыш тренируется пользоваться ложкой. Причем обращение с ложкой для него будет весьма серьезным делом – в первое время ему обязательно потребуется помощь кого-то из взрослых.
Когда, и главное, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, каждый родитель решает для себя сам. Если одним свойственна чрезмерная опека, то другим предлагается достаточная свобода в освоении новых навыков. Причем, в том случае, когда родители не ограничивают стремление своего чада к самостоятельности, у детей обычно быстрее получается освоить эту непростую задачу.
Так или иначе, родителям потребуется терпение, чтобы научить ребенка 2 лет кушать самостоятельно. Нужно быть готовым к тому, что на кормление будет уходить достаточно много времени. При этом ребенок будет пачкать себя, а также те предметы, которые его окружают. Здесь главное, вдруг, для собственного спокойствия и экономии времени, не начинать вновь кормить ребенка с ложки.
Все дети разные, поэтому и освоение навыка использования ложки будет приходить постепенно, ко всем в разное время. Обычно, уже к полутора годам дети без особого труда учатся самостоятельно кушать.
Для облегчения процесса детские психологи рекомендуют предлагать крохе ложку уже с того возраста, как он начнет уверенно сидеть, то есть, начиная с 7-8-месячного возраста. В это же время малыш может самостоятельно кушать печенье. Такая тренировка просто необходима, ведь поедая хлеб или печенье, ребенок впервые тренируется брать пищу, и класть ее к себе в рот. Только когда этот навык будет освоен, можно переходить к использованию ложки.
Что делать, если ребенок отказывается есть сам?
Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.
Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:
- Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
- Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
- Организуйте детский праздник — в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.
Ошибки родителей, или как не надо учить ребенка есть ложкой
Учить малыша кушать самостоятельно сложно, и вначале многие родители допускают ошибки. Используйте опыт других мам и пап — и вы существенно ускорите и облегчите воспитательный процесс.
Не торопите ребенка, когда он ест. Фразы наподобие «жуй быстрее, мне нужно мыть посуду» должны пропасть из вашего лексикона
Еду важно тщательно разжевывать, чтобы она хорошо переварилась, а для этого требуется время. Кроме того, сам прием пищи — это прекрасная возможность маме пообщаться с малышом, подарить ему свою заботу.
Не прерывайте обучение
Если вы начали учить свое чадо пользовать ложкой, продолжайте гнуть свою линию. Не поддавайтесь лени, не ищите отговорки. Объясните всем членам семьи, что отныне малыш будет кушать без их помощи.
Не заставляйте ребенка брать ложку. Если он сыт, болен или просто капризничает, оставьте малыша в покое. Урок по самостоятельности всегда можно перенести.
Не ругайте малыша за то, что он испачкался едой, даже если он баловался. Это временные трудности, ведь скоро кроха научится есть, как взрослые. Ваша агрессия напугает ребенка, и у него пропадет вся мотивация на обучение.
Не позволяйте включать телевизор во время еды. Мультфильмы и любые передачи отвлекают малыша, а ведь ему нужна концентрация, чтобы научиться пользоваться ложкой.
Не накладывайте в тарелку огромную порцию. Лучше дайте ребенку меньше каши, а потом положите добавку, если он попросит.
Не поддавайтесь на детский шантаж. Малыши пытаются управлять своими родителями с помощью капризов. Так, ребенок, который уже прекрасно орудует ложкой и вилкой, может заявить, что будет есть сам только котлету, но не суп. Это значит, что малыш не голоден, поэтому смело убирайте тарелку.
Не заставляйте ребенка съедать всю порцию. Он ест столько, сколько нужно его организму для нормальной работы. Если ваш малыш отодвинул тарелку — значит, он сыт, пусть там и осталась треть порции.
Не используйте двойные стандарты. Если в поездке вы разрешаете ребенку сладкое на обед вместо супа, то дома должно быть точно так же. Если на своей кухне вы закрываете глаза на то, что малыш вытирает испачканное лицо о скатерть, не делайте ему замечаний и в гостях.
Как научить ребенка правильно вести себя за столом
Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?
Выработайте единую позицию. Чтобы изменить эту ситуацию, взрослым, включая бабушку, необходимо договориться о единых требованиях и общем подходе к воспитанию ребенка.
Среди договоренностей должны быть правила поведения за столом
Будут ли малыша кормить отдельно или он ест вместе со всеми? Как реагировать, если он пытается уйти из-за стола?
Важно показать ребенку семейные правила на собственном примере. Можно комбинировать разные подходы: завтрак, обед и полдник — в легком режиме, ужин — все вместе и в общении
В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше.
Совместные трапезы со взрослыми — важный ритуал, показывающий малышу его место в семейной иерархии. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, — это путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить. Но если ребенка включить в круг семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому.
Обучение навыку до 1,5 лет
К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.
Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся обои. Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша
Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».
Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.
Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.
Главные правила
Иногда мамочки замечают отчаянное рвение малыша к самостоятельности и совершенно не знают, как помочь своему крохе в обучении. Но есть и детишки, которые до полутора лет не проявляют никакого интереса к действиям без помощи мамы. В любом случае в возрасте одного года нужно начинать приучение малыша к ложке, чтобы он мог управляться ей самостоятельно. Существует несколько небольших хитростей и правил, которые помогут вам научить ребенка есть ложкой самостоятельно.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Голод – не тётка. Начинать обучение лучше в тот момент, когда малыш испытывает чувство голода. В это время крохе будет не до показа характера, а все его силы будут направлены на стремление поскорее удалить голод. Поэтому маме следует в этот момент дать малышу в руку ложку и, помогая ему своей рукой, отправить первую порцию каши в рот. Если вы заметили, что кроха вполне уверенно держит столовый прибор, постепенно снизьте «свое участие» в приеме пищи. Это поможет научить малыша есть самостоятельно в довольно короткие сроки.
- Играть с едой нельзя! Запомните, что сытый малыш начинает воспринимать еду как некую игру. Размазанная по столу каша или пролитый специально суп становятся объектом самой веселой игры. Если вы видите, что ребенок наелся, то уберите еду и постарайтесь научить малыша, что играть с едой нельзя.
- В ногу с природой. Некоторые мамы упорно вкладывают ложку в правую руку ребенка, а левой заставляют держать хлеб. Но если ваш ребенок левша, то это дано природой, и он просто не сможет качественно выполнять действия правой рукой. Поэтому главная задача мамы – просто научить малыша аккуратно есть.
- Пища вкусная и красивая. Учить ребенка самостоятельно есть ложкой, нужно начиная с его любимых блюд. Чем красивее будет оформлено блюдо, тем быстрее малыш захочет его попробовать. Украсьте кашку ягодами, а к картофельному пюре добавьте зеленый горошек и веточку укропа. И тогда малыш наверняка захочет самостоятельно отправить эту красоту в ротик ложкой.
- Не заставляйте. Если малыш наелся или помогает себе ручками, то не стоит ему перечить. Прислушивайтесь к своему ребенку, поскольку научить его чему-либо против воли просто невозможно.
- Главное спокойствие! Многие родители просто помешаны на чистоте. А окружающий их беспорядок, повергает их в настоящую депрессию. Поэтому таким родителям приходится особенно трудно, пока их чадо учится есть ложкой самостоятельно. И они готовы до школы кормить своего ребенка, лишь бы не видеть кашу и суп на полу. Это в корне не верно. Пусть малыш ест и проливает еду на себя и на стол. Не спешите ловить капли налету, пусть ребенок спокойно поест, а только потом начинайте уборку.
- Приучайте к порядку. Когда малыш все съест, а на столе и на полу останутся следы его пиршества, дайте ему салфетку и покажите, как нужно убирать пролитый суп. После нескольких совместных уборок кроха будет стараться соблюдать чистоту и станет меньше опрокидывать еду.
- Научить ребенка и приучить его есть самостоятельно ложкой можно только в том случае, когда он видит перед собой наглядный пример. Садитесь всей семьей за стол и обязательно сажайте рядом малыша. Пусть он видит, как аккуратно едят окружающие.
Пока малыш находится на стадии обучения пользования ложкой, родителям стоит запастись терпением, салфетками и хорошим настроением. Если вы очень щепетильно относитесь к чистоте, тогда вам стоит подумать над оборудованием места для кормления. Постелите на стол клеенку, а на малыша оденьте клеенчатый фартучек. Таким образом вы избавите себя от лишних переживаний и перенесете первые самостоятельные приемы пищи на позитивной нотке.
Пять правил, которые нужно знать каждой маме
Важно понять, когда можно дать ребенку ложку и начать учить кушать самостоятельно. Даже если малыш не проявляет стремления обходиться без маминой помощи, в возрасте около года-полутора стоит заняться этим вопросом.
Многолетний опыт показывает, что есть ряд правил или хитростей, как вам будет угодно, соблюдая которые, маме удастся быстро и почти безболезненно научить ребенка владеть столовыми приборами
Правило первое: голод – не тетка
Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод и ему будет не до игрушек, развлечений и исследований. На голодный желудок особо не разгуляешься, поэтому давать ребенку ложку лучше тогда, когда он хочет есть. Для начала вложите ложку в руку малышу и помогите ему своей рукой. Потом, когда он станет более самостоятельным, старайтесь, как можно реже принимать участие в его кормлении.
Правило второе: с едой играть нельзя!
Как только малыш насытится, он начнет пробовать еду пальцами наощупь, размазывать по лицу, столу, стенам, кидать на пол. В такие моменты тарелку и ложку лучше всего убирать, иначе в дальнейшем ребенок не будет понимать разницу между играми и едой.
Правило третье: не идите против природы!
Никогда не настаивайте на том, что хлеб надо держать левой рукой, а ложку – правой. До трех лет вполне нормально стремление ребенка пытаться кушать как правой, так и левой рукой, в этом нет ничего страшного. К тому же если ваш ребенок левша, то, переучивая его на правую руку, вы только спутаете работу его мозга, что в дальнейшем может сказаться и на развитии. Не идите против природы, оставьте левшу левшой.
Правило четвертое: о вкусной и красивой пище
Для начала учите ребенка есть на самых любимых его блюдах
Не важно, будь то картошка, каша или котлета – дайте малышу ложку или вилку. Однако если видите, что вилкой ему пока еще неудобно есть, поменяйте ее на ложку
Ничего страшного, если поначалу он будет помогать себе руками. Просто держите наготове салфетки.
Кстати, многие мамы утверждают, что красиво оформленные блюда вызывают у ребенка больший аппетит и интерес, чем обычная тарелка с едой. Омлет в форме забавной рожицы, салат или овощи в виде букета цветов – все, на что способна ваша фантазия будет по достоинству оценено вашим малышом.
Правило пятое: берегите нервы!
Многие люди с детства приучены к чистоте и испытывают почти физический дискомфорт от окружающего их бардака. Смиритесь с тем, что пока ребенок будет учиться кушать самостоятельно, на вашей кухне (или в столовой) будет не очень-то чисто. Бороться с этим можно и нужно, но главное не переусердствовать. Не стоит вытирать каждую пролитую мимо рта каплю, дайте ребенку спокойно доесть, а потом займитесь уборкой и лучше всего вместе с ним, тогда он будет знать, что за собой нужно убирать, а еще лучше – стараться не пачкать. В каком возрасте надо приучать малышу к уборке? Лучше всего с самого начала – тогда стремление к чистоте будет у него в крови. В любом случае воспитывать всегда проще, чем потом перевоспитывать.
В теплом помещении можно обойтись без слюнявчиков, если посадить малыша кушать голышом. Заметьте, голый живот вытереть куда проще, чем стирать ежедневно гору испачканного белья. В прохладное время года можно надеть на малыша специальную клеенчатую курточку с уже вшитым в нее слюнявчиком – они продаются почти во всех детских магазинах, легко стираются, быстро сохнут и значительно облегчают маме жизнь.
Когда ребёнок кушает самостоятельно
При выборе подходящего возраста для начала процесса самостоятельного обслуживания в процессе кормления, необходимо учитывать все особенности развития и личные характеристики вашего карапуза.
Нужно понимать, что в возрасте шести месяцев, даже если малыш проявляет интерес к ложечке и пытается её забрать у мамы, ему ещё рано начинать кушать без сторонней помощи. Ребёнок ещё не сможет координировать свои движения, максимум чего вы добьётесь – еда будет находиться где угодно, но практически не попадёт в ротик к крохе.
Однако, не нужно слишком затягивать с процессом обучения. Некоторые мамочки так привязаны к своим деткам, сильно их опекают и долго не могут свыкнуться с мыслью, что малыш уже достаточно взрослый, не прекращают его кормить до трёх лет, а то и дольше. Помните, что этим вы только вредите развитию карапуза. К тому же, в трёхлетнем возрасте начинается такой период, когда ребёнок хочет всё делать наперекор маме. Дотяните до этого возраста – столкнётесь с сильным сопротивлением и капризами ребёнка.
Если вы планируете отдавать малыша в детский сад, должны понимать, что там никто не станет кормить вашу кроху с ложечки. Но стоит учитывать, что на процесс обучения вам может потребоваться не один месяц, поэтому начните заранее адаптировать карапуза к самостоятельному обслуживанию во время еды.
Специалисты рекомендуют начинать обучение в годик, так к полуторогодовалому возрасту ребёнок будет уверенно удерживать ложку и сможет самостоятельно кушать.