Как научить ребенка быть внимательным

Почему концентрироваться всё сложнее

Мы способны создавать сложные идеи только из тех фактов и опыта, которые хранятся в долгосрочной памяти. При переносе информации из краткосрочной памяти в долгосрочную может образоваться брешь: любое отвлечение может привести к потере информации, так как краткосрочная память неустойчива.

Карр утверждает, каждый раз, когда мы отвлекаемся, мозг «перезагружается», затрачивая на это избыточные ресурсы

Онлайн‑пространство способствует этому, так как по структуре своей прерывисто: оно наполнено гипертекстами, уведомлениями и визуальными материалами, которые постоянно борются за внимание пользователя и способствуют отвлечению

Правильно организованный режим дня

Залог успешного обучения ребенка — это правильно организованный режим дня. Ребенку будет легче «влиться» в школьный процесс, если у него будет четкий режим труда и отдыха. Один из важнейших аспектов — сон. Младшеклассник должен спать ночью около десяти часов. Ни о какой сосредоточенности и продуктивности не может идти речь, если ребенок будет приходить на уроки сонным.

Факультативные занятия — это хорошо, но если в меру. Когда родители сразу после школы отводят малыша с одного факультатива на другой — пользы не будет. Ребенок не способен справиться с таким объемом информации и просто устанет. У малыша должно быть свободное время, когда он сможет отдохнуть.

Также для здорового развития ребенка ежедневно нужно устраивать прогулки на свежем воздухе, длительностью два-три часа. Кстати, прогулки могут включать и активные игры, например, с мячом

Вообще спортивные занятия очень эффективно повышают внимание и концентрацию. Поэтому малыша можно отдать на танцы или в спортивную секцию

Очень важно организовать рабочее место малыша дома

Это может быть отдельная комната или собственный уголок в квартире

Очень важно организовать рабочее место малыша дома. Это может быть отдельная комната или собственный уголок в квартире. Здесь школьник будет выполнять свои задания, а также хранить все свои учебники и тетради

Также важно научить малыша содержать рабочее место в порядке. Желательно, чтобы ребенок каждый день делал домашнюю работу в одно и то же время. В дальнейшем этот принцип поможет ребенку быстрее включаться в процесс изучения школьных предметов

Здесь школьник будет выполнять свои задания, а также хранить все свои учебники и тетради

Также важно научить малыша содержать рабочее место в порядке. Желательно, чтобы ребенок каждый день делал домашнюю работу в одно и то же время

В дальнейшем этот принцип поможет ребенку быстрее включаться в процесс изучения школьных предметов.

Во время выполнения домашней работы ребенка ничего не должно отвлекать. Лучше выключить телевизор, члены семьи не должны громко разговаривать. Отсутствие внешних раздражителей поможет малышу лучше сконцентрироваться и быстро выполнить домашнюю работу.

Правило пятое

Осознанно контролировать переключение внимания.

Очень часто бывает невозможно создать в условиях квартиры или дома библиотечные условия, где царила бы тишина и спокойствие

Внешние факторы, не зависящие от ученика и его родителя, такие как звуки с улицы, от соседей, могут и будут непроизвольно отвлекать внимание от концентрации на предмете. Да и не всегда, тем более в начале, получается не думать ни о чем, кроме занятия

В этих случаях поможет только сознательный самоконтроль самого ребенка. Необходимо, чтобы он понимал самостоятельно, что мысль уходит в другое направление, приложил волевое усилие к возврату ее на то место, где произошло «отключение». Этот навык придет не сразу, для этого нужно потрудиться, но с каждым разом общая устойчивость внимания будет становиться все выше и сильнее.

Игра «Красно-черные таблицы Шульте»

Главная суть игры правильно прокликать черные квадратики по возрастанию, а красные квадратики надо прокликать по убыванию. В этой игре чередуются цифры и кнопки. Читайте правильно вопрос и нажимайте нужную цифру.

Сначала надо нажать самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике, теперь снова самое маленькое число в черном квадратике, затем самое большое число в красном квадратике и так далее. Запоминайте числа, которые вы нажимаете, и не нажимайте их повторно.

Игры «Анаграммы»

Анаграммы — слова с перепутанными буквами

Разгадывание слов по перепутанным буквам отлично тренирует внимание и увеличивают скорость чтения. На экране показано слово, а под ним предложены четыре варианта анаграмм к этому слову, нужно определить какой из четырех вариантов верных

Игра заканчивается по истечении двух минут после старта или после пятой ошибки.

Игра «Зоркий глаз»

Главная суть игры запомнить, где находятся птица, корабль и солнце и потом указать где они были. На несколько секунд открывается экран, на нем нарисованы птица, корабль и солнце. Надо запомнить, где они находятся. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где был корабль».

Вы должны указать, где был корабль. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где была птица». Вы должны указать, где была птица. Затем высвечивается вопрос: «Кликните, где было солнце». Вы должны ответить, где было солнце и так далее. Если вы правильно отвечаете на вопросы и правильно кликаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Играть сейчас

Игра «Прокликай в правильном порядке плюс»

Главная суть игры прочитать правильно вопрос и нажать в правильном порядке цифры. В этой игре дана таблица, заполненная цифрами. Для прохождения игры, надо найти и прокликать все числа по возрастающей или убывающей в зависимости от задания. Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их убывания», значит надо найти сначала самую большую цифру и от нее двигаться к самой маленькой.

Если задание: «Нажмите на цифры в порядке их возрастания», значит, ищете самую маленькую цифру и от нее двигайтесь к самой большой. Запоминайте, какую цифру вы нажали последнюю. Если вы пропустили или перепутали цифру, то у вас снимается жизнь.

Играть сейчас

Игра «Задача Струпа, революция»

Главная суть игры надо найти карточку, надпись на которой не совпадает с ее цветом. В этой игре даны две карточки, надо выбрать карточку, цвет которой не будет совпадать с надписью на этой карточке. В этой игре надо смотреть внимательно на цвет, надпись на карточке и читать правильно задание. При правильном ответе вы набираете очки и продолжаете играть дальше.

Играть сейчас

Игра «Сравнение объектов»

Главная суть игры сравнить правую и левую картинку. В этой игре открыты два окна, в этих окнах расположены разные изображения, надо посмотреть внимательно и сравнить совпадают эти изображения или нет. Если изображения совпадают, ответьте «да», если они не совпадают, ответьте «нет». Ответить можно с помощью кнопок «да» и «нет» расположенных внизу экрана. Если вы правильно отвечаете, то вы набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Играть сейчас

Игра «Космос»

Главная суть игры надо быстро указать, куда летит космический корабль. В этой игре в небе летит космический корабль, надо быстро указать, куда летит космический корабль. Ответить можно с помощью стрелочек расположенных внизу на экране. Если вы правильно отвечаете и нажимаете, то набираете очки и продолжаете, играть дальше.

Играть сейчас

Игра «Поиск цифр и букв»

Тренировка в поиск букв отлично развивает концентрацию внимания и увеличивает скорость чтения. Также этот тренажер используется для развития скорочтения.

Игра «Пятнашки»

Отсортируйте все костяшки в порядке возрастания. Игра тренирует концентрацию внимания и память. Если не получается собрать пятнашки, попробуйте сделать это по специальной инструкции, которую мы разместили в статье Пятнашки.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивость – это способность сосредотачиваться на определенном виде деятельности в течении нужного времени

Это очень важное качество для любого человека, и оно отнюдь не дается при рождении. Усидчивость нужно развивать

Без нее воспитать ответственную и дисциплинированную личность невозможно.

Первые проблемы начинают проявляться уже в начале учебы в школе – неусидчивый ребенок не в состоянии сконцентрировать свое внимание на протяжении всего урока, и естественно учиться ему трудно. По этой причине развитием усидчивости надо начинать заниматься в раннем дошкольном возрасте, тем более, что привить данные качества быстро не получится ни у кого – это процесс длительный и постепенный

Таким образом, собираясь развивать усидчивость у ребенка, нужно отталкиваться от его возраста, а также темперамента и скорости реакции. Дети-меланхолики могут более продолжительное время оставаться на месте и выполнять монотонные действия, а вот холерикам это делать сложнее, поэтому развивать у них усидчивость нужно по-другому.

Если родители замечают, что их ребенок не может длительное время заниматься одним и тем же, он часто бросает незаконченными начатые дела, все время отвлекается и переключается на другие занятия – его стоит показать неврологу или психологу

Данное поведение зачастую наблюдается при СДВГ, а гиперактивные дети практически всегда имеют проблемы с вниманием и усидчивостью

Причины неусидчивости:

  1. Незрелость нервной системы — кара головного мозга, стволовые клетки, нервные волокна находятся в той стадии своего развития, когда длительные занятия невозможны.
  2. Аномалии развития — синдром гиперактивности и дефицита внимания, аутизм, дислексия, задержка речевого развития, дисграфия.
  3. Депрессия — это состояние ребенка можно распознать по страхам, повышенной тревожности, капризам.
  4. Неправильное питание — для нормальной работы мозга ребенку банально не хватает витаминов и микроэлементов.
  5. Отсутствие познавательной мотивации — ребенку просто неинтересно выполнять какие-либо задания.
  6. Педагогическая запущенность – если родители не занимаются со своим ребенком с первого года жизни, его мозг не сможет развиться для учебы к школьному возрасту. Телевизор и мультики не могут развивать мозг, напротив, это негативно отражается на нервной системе ребенка.

Диагностика

Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.

  1. Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
  2. Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
  3. Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
  • нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
  • консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
  • педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
  • может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.

Уменьшить отвлекающие факторы

Чем младше ребёнок, тем легче он отвлекается. В этом нет его вины, поэтому задача взрослых убрать всё лишнее из учебного пространства. На столе нужно оставить только учебные принадлежности, в комнате выключить интересные ребёнку передачи, аудиосказки или кино. Братьев и сестёр, которые играют в гаджеты, необходимо увести, например, на кухню.

Важно, чтобы ребёнка не беспокоили не только внешние, но и внутренние сигналы. Поэтому за уроки нужно садиться сытым, бодрым, отдохнувшим

Убедитесь, что у школьника не болит голова, что он не слишком расстроен из-за обиды друга и не скован страхом сделать ошибку. Если ребёнок невнимателен и не может сфокусироваться на учёбе, возможно, он испытывает физический или психологический дискомфорт. Задача родителя — создать благоприятные условия.

Не критикуйте

Если родители постоянно критикуют ребенка, видят только плохие его стороны, не поддерживают в принятии собственного решения, он будет отвергать собственное «Я» и приобретет заниженную самооценку. Ребенок не должен бояться высказать свое мнение, особенно родителям. Взрослые не должны высмеивать, обзывать и наказывать детей. Принимайте сына или дочь такими, какие они есть, ведь это самостоятельные личности, а не ваша собственность.

Родители могут хотеть видеть своих детей успешными адвокатами, спортсменами, музыкантами. Но это не значит, что они выберут такое будущее, которое вы для них распланировали.

Ольга, 27 лет:

7 советов родителям невнимательного ребенка

  1. Всячески поощряйте самостоятельность. Давайте малышу задания под его личную ответственность. Без вмешательства и подсказок родителей он быстрее научится быть собранным, концентрироваться на поставленных задачах.
  2. Создайте удобное, спокойное рабочее место. Уголок для занятий должен быть организован таким образом, чтобы настраивать на учебу, а не отвлекать от нее. Правильная организация учебного пространства — это отсутствие в зоне видимости игрушек, гаджетов, ярких плакатов, источников шума.
  3. Помогите оптимизировать обучение. Следите, чтобы ученик имел возможность отдохнуть после школы, чередовал умственную и физическую занятость, имел свободное время, которое мог бы тратить на свои увлечения, общение с друзьями, игры.
  4. Не перегибайте палку в учебных нагрузках и развитии. Как бы вам ни хотелось вырастить гения, нельзя забывать, что школьнику и без дополнительных занятий приходится много работать. Переутомление негативно сказывается не только на внимании, но и на других когнитивных способностях ребенка, усвоении материала.
  5. Чередуйте разные виды деятельности. Переключение внимания полезно для его тренировки. Особенно полезно такое средство в обучении гиперактивных учеников.
  6. Не критикуйте. Постоянные замечания по поводу невнимательности, рассеянности расстроят ребенка. Он начнет переживать, а от этого вообще не сможет сконцентрироваться.
  7. Развивайте интерес к занятиям. Ищите курсы, занятия, где используются неординарные методы преподавания. И помните, что лучший вид развивающей деятельности для детей — это игры.

Правильно мотивировать

Психологи выделяют непроизвольное и более сложное произвольное внимание, которое развивается по мере взросления человека. Произвольное внимание помогает выполнять не самые интересные вещи: вычитывать рукописи или следить, чтобы молоко не убежало

Взрослый человек прилагает волевые усилия, чтобы концентрироваться на скучном, например, ради выгоды в будущем.

Чтобы прорешать несколько столбиков примеров или выписать слова из текста, ученику нужно серьёзно потрудиться. Не каждый готов за пятёрку полчаса сидеть над тетрадью. Некоторым нужна дополнительная награда: просмотр мультфильма, полезное лакомство, небольшой сюрприз.

Важно сразу объяснить, что это не плата за работу, а способ порадовать школьника. При этом не стоит сводить всё поощрение к сладостям — так вы сформируете вредную пищевую привычку

Постепенно нужно приучать ребёнка самого придумывать себе бонусы: поиграть в настольную игру или планшет, почитать любимую книжку, порисовать в качестве отдыха и удовольствия.

Учим ребенка внимательности

Внимание – это качество, которое следует развивать и воспитывать в ребенке начиная с 2-3 лет, когда он уже способен запоминать и понимать все, о чем ему говорят.

Внимание – это способность сосредоточиться, сконцентрироваться на определенном событии, явлении или объекте.

Многие родители ошибочно полагают, что внимание необходимо только в школе. Если не задуматься о том, как научить ребенка быть внимательным в более раннем возрасте, то сделать это в школе будет очень сложно

Ребенку необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Внимательность – это особенность, которую следует тренировать и наращивать, но делать это необходимо регулярно и систематически

Без постоянных занятий она будет уменьшаться и ослабевать.

Советы родителям:

  • проявлять твердость и последовательность
  • помнить, что чрезмерная подвижность, болтливость, недисциплинированность не является умышленным
  • избегать лишнюю мягкость и высокие требования
  • повторять просьбу много раз
  • не настаивать на том, чтобы ребенок принес извинения
  • не разрешать откладывать выполнения задания
  • уделять ребенку достаточно внимания
  • не допускать ссор в присутствии ребенка

Важно- не упустить время!

Как устроено внимание

Прежде чем начать разговор о том, как бороться с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо разобраться, что такое внимание и как оно работает. 

Внимание — это способность мозга фокусироваться на значимом. 

Каждую минуту наш мозг получает десятки тысяч сигналов: тексты, звуки, запахи, цвета, внутренние ощущения тела. Если бы мы воспринимали их все сразу, то, скорее всего, сошли с ума

У сознания существует механизм, призванный фильтровать поступающую информацию и выделять то, что важно в данный момент, — это и есть внимание

Характеристики внимания

Внимание имеет множество характеристик, которые у каждого человека развиты в большей или меньшей степени. Начиная борьбу с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо понаблюдать, как он выполняет домашние задания и ведёт себя в быту

Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:

Концентрация — это умение сосредотачиваться на деле, вникать в проблему, видеть и анализировать свойства объектов. От концентрации напрямую зависит наблюдательность и собранность человека. Развитию концентрации помогают головоломки, лабиринты, задания на поиск различий и тому подобное. 

Устойчивость внимания — это способность поддерживать концентрацию в течение длительного времени и противостоять отвлекающим факторам. Дети с развитой устойчивостью внимания более усидчивы и способны доводить начатое дело до конца. Устойчивость внимания помогают развить пазлы, задачи-картинки с перепутанными линиями и подобные «медитативные» головоломки.

Объём внимания подобен оперативной памяти компьютера, он позволяет удерживать в зоне внимания большое количество данных. Чем сильнее развит этот навык, тем проще ребёнку работать с информацией — анализировать, сравнивать и обобщать. Чтобы увеличить его, тренируйте логическое мышление ребёнка. 

Распределение внимания отвечает за многозадачность: например, возможность одновременно слушать учителя, делать конспект урока и запоминать информацию. Натренировать это качество могут помочь развивающие компьютерные игры, в которых необходимо следить за несколькими объектами сразу.

Переключаемость внимания

От того, как быстро ребёнок может переносить внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому, зависит его работоспособность в целом. Увеличить скорость переключения внимания помогают развивающие игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и так далее.

<<Форма демодоступа>>

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Зачем развиваем внимание

Внимание – один их познавательных процессов, который является обязательным для формирования учебных навыков. Вместе с мышлением, памятью и воображением внимание помогает эффективно усваивать школьную программу

Многочисленные исследования педагогов и психологов установили, что если ученик еще в младших классах не овладевает всеми приемами мыслительной работы, в средних классах он пополняет ряды неуспевающих.

Обычно психологи при тестировании перед поступлением в школу определяют развитость когнитивных процессов у будущих первоклассников

Однако родители могут распознать неразвитое внимание у ребенка, просто понаблюдав за ним. К примеру, если малыш часто допускает нелепые ошибки при выполнении домашних заданий, с трудом находит собственные промахи, постоянно отвлекается при разговоре – нужно позаботиться о том, чтобы исправить положение

Надо знать, что внимание – это умение сосредоточиться на каком-то явлении или объекте. Оно помогает усваивать информацию, выделять из нее важную

Никогда не бывает, что внимание не развито вообще, потому что оно имеет несколько свойств: устойчивость, концентрацию, переключение, объем и распределение. У ребенка могут быть одни свойства хорошо развиты, другие не очень, а некоторые и вовсе не выработаны.

Бывает произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание – это кратковременная сосредоточенность на ярких предметах и звуках

Произвольное внимание требует волевого усилия. А вот послепроизвольное появляется после того как человек заинтересуется информацией. Развивать произвольное внимание не поздно в любом возрасте. Для этого существуют упражнения и увлекательные игры.

Обязательные правила для родителей

Позвольте ребенку высказывать собственное мнение. Не навязывайте свои желания, ведь у маленького человека есть своя точка зрения, к которой вы обязаны прислушиваться.

Нельзя сравнивать собственного ребенка с другими детьми. Дайте понять, что ваше чадо не лучше, и не хуже Оли, Киры или Ярослава. Он – особенный, неповторимый, уникальный, поэтому любые сравнения неуместны.

Чем больше вы будете отдавать сыну или дочери любви, тем легче им будет справляться с любыми жизненными трудностями. Некоторые родители боятся, что из-за переизбытка ласки и заботы они могут вырастить эгоиста. Это не так, перелюбить ребенка невозможно!

Давайте детям больше поручений и обязательно хвалите, если они их выполнили

Ребенку важно чувствовать свою значимость и нужность. Только не переусердствуйте в благодарностях – дети очень тонко чувствуют лесть и заискиванье со стороны взрослых.
Часто ребенок может потерять уверенность в своих силах из-за каких-то внешних раздражителей

Например, его начали травить в школе одноклассники. Родители безоговорочно должны встать на сторону своего сына/дочери, выслушать их мнение, а затем разобраться в причинах. Если понадобится, переведите ребенка в другую школу, чтобы создать благоприятные условия для учебы и становления личности.

Нельзя говорить в третьем лице о малыше, если он присутствует рядом. Хвалите или обсуждайте его поведение, только обращаясь к нему лично.

Проговаривайте с маленьким человеком, какие он испытывает эмоции в данный момент, научите справляться с ними.

Если сын/дочь не хочет надевать одежду, которую вы ему приготовили, не настаивайте. Предложите ребенку самому сделать выбор. Будьте готовы к тому, что он пойдет в детский сад в домашней кофте или резиновых сапогах. Зато он сам принял собственное решение, и это большой плюс для поднятия его самооценки.

Поддерживайте ребенка во всем, а особенно в моменты неудач и разочарования. Вы всегда должны быть рядом, чтобы похвалить или успокоить.

Критикуют не саму личность маленького человека, а его поступки. Разберите вместе, что ребенок делает не так или почему ведет себя плохо. Не повышайте голос, а спокойно объясните, как следует вести себя в этой ситуации.

Ставьте перед сыном/дочерью только выполнимые задачи. Некоторые родители пытаются самоутвердиться за счет своих детей. Например, папа мечтал научиться играть на фортепиано, но так и не сделал этого. И вот он ведет сына в музыкальную школу, нанимает ему педагогов, хотя мальчик не хочет учиться музыке, а страстно желает стать футболистом. Не навязывайте ребенку свои желания, учитывайте его интересы и увлечения. Ведь это его жизнь, и он должен прожить ее сам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий