Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Инструменты. Карточки Домана

Карточки Домана для получения энциклопедических знаний

С помощью методики Домана ребенок может получить начальные энциклопедические знания. Сам Доман говорил, что обширные объяснения малышу ни к чему, достаточно лишь кратко изложить доступную информацию.

Правила работы с карточками для получения энциклопедических знаний:

  1. Занятие включает в себя демонстрацию 10 карточек 3 раза в день. Картинка четкая, без посторонних изображений. Со временем количество изучаемых за день карточек увеличивается до 120.
  2. Показывая карточку, взрослый четко и внятно проговаривает название предмета.
  3. Со временем изученные карточки откладываются, заменяясь новыми. Показывать ребенку уже известные предметы не следует.

Критика методики Домана

Стоит ли говорить, что начиная с 60-ых годов, все исследования проведенные Доманом были опровергнуты. Никакого эффекта для здоровых детей никогда не было доказано. И все продажи данных карточек, построены только на рекламных заявлениях. Некоторые российские компании (в том числе связанные с государством и Министерством образования), все еще выпускают и продвигают данные карточки, заведомо зная всю их бессмысленность и вредность для детского развития.

В США данную методику специалисты и ученые опровергали сотни раз. Организация созданная Доманом и продолженная его детьми, была обвинена в том, что дает пустые надежды родителям больных детей, выкачивая из них последние деньги, при этом не принося пользы. Прошло уже 50 лет с первого доклада-опровержения от Американской Академии Педиатров ( данный доклад опубликовали повторно уже 4 раза), в котором было доказано, что методы Домана основываются на устаревшей и упрощенной теории развития мозга. Что современная наука не поддерживает его взгляды и методы, что они являются необоснованными и неподтвержденными.

Как вы думаете дорогой читатель, если за 70 лет жизни данной методики, не было ни одного положительного исследования (не считая исследований самого Домана), и которая была признана вредной, достойна ли данная методика существования? Ответ Progressio — нет. Если вы хотите применять уже купленные карточки или вам интересна подобная форма занятий, лучше обратиться к методу Сесиль Лупан, которая также разочаровалась в методах Домана, и придумала своим карточках более полезное применение.

Методика Домана для здоровых детей абсолютно бесполезна и вредна. Она способна не только замедлять развитие, но и оказывать негативный эффект на физиологию и мозг ребенка. Когда происходит помешательство родителей на методиках вредных для ребенка, мы как психологи детского развития не можем молчать. Мы призываем родителей отказаться от данной методики, как это уже давно сделали родители в западных странах.

Данная методика не просто не помогает в развитии ребенка, она его затормаживает, и особенно сильно навыки 21 века:

Карточки Домана для обучения чтению

Некоторые считают, что Доман советовал обучать детей чтению с рождения, хотя на самом деле в его работах содержатся рекомендации по обучению чтению с одного года. Однако многие родители начинают показывать карточки малышам с ранних лет, и ничего вредного в этом нет.

Правила работы с карточками для обучения чтению:

  1. В первый день ребенку проводят 4 показа по 5 существительных. Между занятиями выдерживают получасовой интервал.
  2. На следующий день показывают 5 вчерашних карточек (3 раза) и 5 новых карточек (3 раза). Общее количество слов – 10.
  3. На третий день показывают ранее изученные карточки (6 раз) и 3 раза – новые. Итог – 15 слов.

Со временем количество показов увеличивается. Одно занятие предполагает 5 карточек, а в день можно провести 15 занятий.

Основные принципы и правила обучения

Воспитывать особенного ребенка, эффективно обучать его непросто. Родителям пригодятся следующие советы по организации занятий:

  1. Не ждите, что время расставит все на свои места. При обнаружении первых признаков нарушений умственного, интеллектуального развития у новорожденных начинайте решать проблему. Чем раньше ввести в ежедневное расписание малыша развивающие занятия, тем выше будет результат.
  2. Занимайтесь систематически, регулярно. Не бросайте использование метода Домана при первых разочарованиях.
  3. Продолжайте урок, пока кроха хочет заниматься. Проявление негативизма — сигнал к перерыву.
  4. Доверяйте своему ребенку. Уважайте его интересы, желания. Не стоит действовать методом тирании, заставлять заниматься силой. Действуйте хитростью, мягко.
  5. Верьте в успех.
  6. Радуйтесь проявлению инициативы. Хвалите кроху, даже за мелкие достижения.
  7. Создавайте подходящую обстановку для обучения особенного ребенка.
  8. Готовьтесь к урокам заранее. Не начинайте скачивание, распечатку карточек и таблиц в спешке. Продумайте расписание занятий на несколько недель вперед.
  9. Не зацикливайтесь на уже пройденном материале. Чаще предлагайте новую информацию. О пройденном говорите кратко.

Физические упражения Домана

Но методика Глена Домана не заканчивается на карточках для памяти, чтения и математики. В ней также существует и система физического развития. Ее основу составляет идея о том, что нужно закреплять врожденные рефлексы ребенка, чтобы в будущем ему не пришлось заново им учиться. Для этого нужно развивать в ребенке врожденные рефлексы с самого рождения. Например, рефлекс отталкивания. Ребенок должен ползать с первых месяцев по специальной дорожке (которую конечно же продает организация созданная Доманом). Регулярность такого упражнения: минимум 10 раз в день, а продолжительность не менее 4 часов в сутки!

Физические упражнения Глена Домана

Развитие памяти с помощью карточек Домана

Методика Домана предполагает различные варианты развития памяти. Суть работы – показ малышу карточки на несколько секунд, рассказать, что на ней изображено, привести короткий факт. Родителям кажется, что осмыслить полученную информацию за такой промежуток времени у малыша не получится, однако этот путь развития предназначен для развития скорости реакции мозга. Действительно, сначала ребенок не сможет быстро сконцентрироваться, но со временем его мозг будет реагировать быстрее.

Правила работы с карточками для развития памяти:

  1. В первые дни ребенку показывают 10 карточек за одно занятие. Со временем количество занятий увеличивается, а объем карточек доходит до 120. Разумеется, спешить с этим не стоит. На одно занятие отводится примерно 4 минуты.
  2. Если карточка была показана около 30 раз, она считается отработанной. Ее заменяют новой. Поэтому показанные карточки записываются в тетрадь.
  3. По факту набор из 120 карточек заменяется каждые 10 дней. Общая программа обучения требует 1440 карточек за год, но современные возможности позволяют найти варианты картинок не только в магазине, но и в интернете.

https://youtube.com/watch?v=MHkeO3Lm2h4

Как правильно организовать занятие?

Настроение малыша перед занятием – положительное, он готов к обучению

Родитель привлекает его внимание и показывает карточки. Слова следует произносить ровным тоном, внятно и четко

Учебный материал предварительно делят по темам.

Совсем маленьким детям достаточно просто показать карточку и сказать, что на ней изображено. Дополнительная информация не требуется – она лишь нагрузит мозг ребенка. С возрастом добавляют характеристики предмета, просят классифицировать картинку и найти ее среди других. Уже к пятому дню занятий детям показывают около 25 карточек.

Занятия по системе Домана подходят как для детей с нормальным развитием, так и для детей с патологиями развития головного мозга или нервной системы. Главное – определить оптимальную «дозировку» карточек, время демонстрации, а также уметь заинтересовать ребенка и понять, когда урок лучше окончить.

Нюансы работы с карточками Домана

Недостаточно просто приобрести набор или сделать его самостоятельно. Родители должны уметь работать с учебным материалом. Обучение происходит в моменты, когда малыш заинтересован и в хорошем настроении. Перед показом карточки говорят слова: «Сейчас я покажу тебе…» и предоставляют нужную карточку. На демонстрацию отводится несколько секунд, причем этот процесс сопровождается четким проговариванием слова, написанного на карточке.

Методика имеет следующие нюансы:

  • нельзя самому смотреть в карточку во время показа – это мешает малышу рассматривать картинку;
  • начинают с одного занятия в день, потом количество увеличивается;
  • одну карточку можно показать максимум трижды за день;
  • нельзя заставлять ребенка повторить название – это должно происходить по его желанию;
  • время на занятия должно быть строго регламентировано: их заканчивают до того, как ребенок потеряет интерес к обучению;
  • со временем необходимо расширять набор тематических карточек Домана, исключая хорошо изученные предметы;
  • работа должна быть систематичной, иначе достичь результата не выйдет.

Роль родителя

Родителям в методике Домана уготована лишь одна роль взаимодействия с ребенком — показывать карточки Домана. Покупать карточки или делать тысячами самим, затем показывая их десятки тысяч раз и проговаривая их в течении первых лет жизни ребенка.

Вроде кажется это все бредом, но некоторые родители муштруют часами совсем неготового к таким нагрузкам ребенка. Что выливается в различные физиологические проблемы: тики, энурез, головные боли, потеря аппетита и др., с которыми потом родители идут к врачам. Стоит ли говорить, что, занимаясь днями напролет «развитием интеллекта», у ребенка не остается возможностей развиваться во всех остальных сферах? Эмоциональная, моторная, социальная и др. сферы просто не развиваются.

Правильный подход к работе

Занятия по системе Домана важны для каждого малыша. Однако специалисты советуют соблюдать два простых принципа, чтобы результаты обучения были наилучшими.

  1. Не рекомендуется пытаться показать ребенку сразу много карточек. Малыши просто не смогу усвоить огромные количества информации. Поэтому следует использовать лишь те карточки, которые актуальны на данный момент. Например, не нужно показывать карточки со сложными оттенками цветов полугодовалому ребенку, достаточно сначала захватить десяток цветов.
  2. Нельзя заниматься только по карточкам Домана. Ребенок должен играть с любимыми игрушками и заниматься по другим методикам. Ведь развитие малыша обязано быть разносторонним, а зацикливание на одном аспекте оставит пробелы. Общение со сверстниками, прогулки, познание окружающего мира собственными органами чувств – этого никто не отменял.

Сделайте бизиборд, сенсорный коврик, читайте сказки — чем разнообразней будут занятия, тем лучше. Но сильно не дергайте ребенка, всему должна быть мера.

Суть методики Домана

Человек познает окружающий мир с самого рождения. Благодаря такой особенности, можно начинать обучение малыша уже с трех месяцев. Карточки Домана являются основой дальнейшего интеллектуального развития ребенка, облегчая обучение в школе и других заведениях.

Методика предполагает использование особых карточек, которые содержат картинку предмета и его название. Эти карточки объединены в тематические наборы – «цветы», «фрукты», «животные и их детеныши» и так далее. Ребенку показывают их несколько раз в день на небольшой промежуток времени. Отработанные карточки со временем заменяются новыми. Считается, что методика Домана позволяет активизировать внутренний потенциал малыша и расширить его врожденные способности.

Кто такой Глен Доман?

Будущий автор популярной развивающий методики родился в 1919 году в Филадельфии. В начале 40-х Доман приступил к физиотерапевтической практике в клинике. Основная цель его работы – изучение законов и особенностей развития детского мозга.

После окончания военных действий Доман возвращается к работе и начинается специализироваться на малышах с тяжёлыми повреждениями коры больших полушарий мозга и серьёзными поражениями центральной нервной системы.

В середине 50-х он организовал частный Институт Достижения Потенциала Человека. Фундаментальной базой этого исследовательского учреждения стала методика Глена Домана.

В течение двух десятков лет учёный вместе с коллегами проводил разнообразные исследования, экспериментировал, обобщал информацию, чтобы создать систему реабилитации малышей с ДЦП, задержкой психического и интеллектуального развития.

Глен Доман был убеждён, что в первую очередь необходимо вылечить причину психических трудностей – несовершенство головного мозга, а уже затем бороться со следствиями – слабой речью, несовершенными движениями и т.д.

В 1960 г. Доман опубликовал в специализированном научном издании материал об особенностях своей работы с детьми, у которых диагностировано повреждение мозга, и итогами их реабилитации. Эта статья принесла ему широкую известность в научных кругах.

Именно с этой поры методика раннего развития Домана стала активно использоваться не только специалистами, но и родителями, причём её применение было расширено – теперь обучение проходили и здоровые малыши.

Полную информацию о развивающей системе можно узнать из книг самого автора:

  • «Как научить ребёнка читать»;
  • «Гармоничное развитие ребёнка».

В этих книгах читатель найдёт «чистую» систему, без добавлений и исправлений. В России же популярна методика Домана, которая адаптирована под отечественную языковую и культурную специфику Андреем Маниченко.

Карточки Домана

Давайте вместе представим, что взрослый оказался на месте ребенка и ему на протяжении нескольких месяцев показывают карточки. На них изображены образы из несуществующего мира (ведь ребенок не знает, что все эти образы существуют в реальности и у них есть функции) и называют названия на вымышленном языке (у ребенка нет никакой связи в голове между реальными объектами и их названиями, что такое речь и ее предназначение). Какого результата мы добьемся? Сможет ли взрослый понять, что изображено на карточках и что этот объект делает, живой ли он, опасен он или съедобен? Даже взрослый человек, который в тысячи раз умнее и способнее младенца, вряд ли что-то поймет. Он лишь запомнит изображение картинки и вызубрит относящийся к ней звук. Но встретив данный объект в жизни, он не будет знать, что это за объект. А если мы в жизни не знаем ничего о предмете с картинки, его назначения и свойства, то какой смысл знания как он выглядит? В этом нет никакого смысла. Такое знание фейк – подделка, выдаваемая за правду.

Автор методики придерживается другой позиции. Карточки с цветовыми кружками (здоровых детей ими предлагается обучать математике), были созданы для лечения умственно отсталых детей и детей с серьезными повреждениями мозга

Карточками стимулировали реакцию ребенка, таким образом привлекали его внимание. Карточки выступали в роли раздражителей, которые стимулировали оставшиеся здоровые клетки мозга у больных детей, и в ряде случаев наблюдалась некая коррекция мозговых функций

Если учесть, что часто больные дети с рождения просто лежат без какого-либо внимания взрослых и их развитие останавливается (эффект госпитализма), то подобный положительный эффект не мог не дать результата. Ведь даже простое показывание карточек и речевое общение с больным ребенком, т.е. хоть какое человеческое взаимодействие, это куда лучше для развития мозга, чем сутками лежать в тишине и смотреть в потолок, отсюда и эффект карточек для больных детей.

После опытов в больницах, Доман решил применить данный метод на здоровых детях. Но это было не просто. Доман столкнулся с типичной реакцией здорового ребенка — он отворачивается и прекращает то, что ему неинтересно. Дети готовы были пару раз поиграть в эту игру, но после она переставала им нравиться.

Суть методики

Секрет дидактики Домана заключается в объединении закономерностей педагогических и физиологических законов усвоения знаний. Особенный ребенок ограничен в возможностях работы мозга. Ему необходима помощь.

Доман считал, что тренировку мышц и насыщение мозга новой информацией нужно проводить одновременно. Поэтому предлагал совместить активные физические упражнения с интеллектуальными занятиями. Начинать реабилитацию детей с отклонениями в развитии нужно с пеленок: чем раньше, тем лучше.

В программу американского нейрофизиолога входят следующие блоки:

1. Стимуляция физического развития с рождения

Это ползание по скользкой горке. Ребенок должен находиться в треке с 1–2 месяцев по 3–4 часа в день. Младенец трется о бортики животом, бедрами, предплечьями. Преодолевает значительные расстояния. Это идеальная среда для раннего физического развития. Такие дети обязательно будут хорошо ползать до полугода, рано начнут ходить и говорить.

2. Развитие чувства баланса, равновесия

Мамам предлагается крутить, вертеть ребеночка, переворачивать вверх тормашками, давать возможность ползать по полу, перебираться через валики. До 3 лет нужно научить ребенка плавать.

3. Интеллектуальные занятия с рождения

Глен Доман считал, что мозг человека — это компьютер. Его нельзя оставлять в бездействии. Если мозг постоянно не получает новую информацию, он перестает функционировать правильно. Поэтому задача родителей — снабжать ребенка интеллектуальной пищей ежедневно. Сделать это можно за 30 секунд в день. Например, не назвать одну породу кошки, а показать 10 карточек с изображениями разных кошек. А ребенок сам сделает вывод о том, что у этих животных есть лапы, хвост, они лохматые, пушистые.

4. Уроки по чтению и счету

Это базовые умения. Доман говорил, что чтение по слогам дети усваивают гораздо сложнее, чем восприятие целых слов. Поэтому он предлагал родителям обучать малышей грамоте с рождения с помощью карточек. В результате дети запоминают образ слова, могут найти и прочесть его в тексте. Постепенно слова сменяются словосочетаниями, предложениями и книгами. Счету грудничков обучают с помощью изображений точек от 1 до 100.

Если соединить между собой все блоки, уделять занятиям по развитию интеллекта около 2 минут в день, а физическим упражнениям все остальное время, ребенок к 3,5 года достигнет уровня развития шестилетнего дошкольника.

Описание метода

Механизм упражнений с карточками по Доману:

  1. Родитель располагает перед собой ребенка (он должен быть в хорошем настроении и смирным).
  2. Сообщает: «Сейчас я покажу тебе …название предмета на карточке (например, ложка)».
  3. Родитель достает и показывает ребенку карточку с цветным изображением (изображение ложки) на 1-2 секунды. В это же время взрослый проговаривает четкой речью название изображенного объекта «Ложка».
  4. Показанная карточка убирается до следующего занятия. И достается следующая карточка.
  5. Цикл повторяется с другими карточками до 120 раз за одно упражнение (официально рекомендованное число).
  6. После 30 показываний, карточка считается выученной и выпадает. На ее место приходит другая карточка.

Существует множество разновидностей какое количество карточек и сколько раз в день показывать, но главный принцип — не более двух секунд и никаких обсуждений с ребенком.

Главное правило данной методики — Вы никогда не должны проверять, запомнил ли ребенок карточку! И вообще не должны обсуждать их с ним. То есть вы никогда не узнаете о результатах этой методики. Почему такое правило создано? Наверное, автор не хотел, чтобы его метод подвергали сомнению, а просто верили в него.

Показал, назвал, убрал. Гений готов. Хотя бы на какое-то мгновение в голове родителя.

Данной методикой рекомендуется заниматься с 3 месяцев. Способен ли ребенок что-то понять и осмыслить, кроме того, что вы показываете цветной клочок бумаги и произносите какие-то звуки? Наверное, вы скажете – «Нет», и с вами согласится все научное и врачебное сообщество США (именно там в середине XX века, т.е. 70 лет назад, была придумана данная методика). Если же вы сказали — «Да», то ваше мнение совпадает с Гленом Доманом и частными компаниями, которые продают данные карточки за неприличные деньги (наборы распечатанных карточек с кружочками для обучения счету с 6 месяцев! продают за 4000-5000 рублей).

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий