Первое и главное слово только за родителями
Во французских семьях родители могут поставить ребенка на место строгой фразой «Решение здесь принимаю я!». Власть в семье принадлежит только родителям, а дети это должны принимать и понимать.
От мамы и папы требуется очень много сил, настойчивости и терпения, чтобы установить определенные рамки поведения для своих детей. Когда малыш в семье находится постоянно в центре внимания, когда для него нет никаких ограничений – это приведет к невыносимой атмосфере в семье. Контролировать желания детей просто необходимо. Они должны научиться ограничивать собственные потребности, а родительский авторитет – главный помощник в этом.
Каждый малыш должен знать слово «нет» и «нельзя». Ему нужно объяснить в спокойной обстановке, без крика и повышенного тона, почему «нельзя». Эти слова являются определенным разграничением для детей, и они обязаны реагировать на эти слова адекватно.
Обязательно используйте в беседах с детьми понятия «ты не имеешь или имеешь право на…». Ваш кроха должен понимать, что запреты распространяются не на все, что одно нельзя, а другое можно. Что нормы поведения касаются не только детей, но и взрослых.
Часто мамы – француженки вместо категоричного «Нет!» или «Нельзя!» говорят: «Я этого не одобряю». Эту фразу в дальнейшем смогут употреблять и дети, которые будут доносить свою точку зрения, свое собственное мнение по какому-то вопросу. Это дает возможность выбирать не один вариант из определенной сложной жизненной ситуации.
На первый взгляд может показаться, что дети во Франции воспитываются слишком строго. Но родители в этой стране только в самых редких случаях наказывают своих шалунов. Дети ведут себя абсолютно свободно, но соблюдают определенные рамки. В семье все знают разницу между плохим поведением и маленькой шалостью.
Как справляться с гневом по-французски?
- Допустить, что гнев ребенка — естественное явление.
- Стремиться понять, в чем причина гнева. Она может оказаться вполне веской.
- Поговорить с воспитателем садика или учителем: возможно, там ребенок слишком напряжен, и напряжение «выходит» дома.
- Позволять ребенку выплеснуть свой гнев.
- Приучать ребенка спокойно относиться к фрустрации, учить его ждать. Отвечать на капризы твердо и непоколебимо.
- Не забывать о том, что роль родителей — не только давать все, в чем ребенок нуждается, но и ограничивать его, устанавливать рамки.
- Если приступ гнева наступил, не кричать, не осуждать, не хвалить. Сказать как можно более спокойно: «Иди в свою комнату».
- В случае приступа гнева уйти — в спальню, на кухню, в ванную и «выпустить пар».
- Учиться самому «мирно» справляться с гневом.
Босс – это вы
Это самое сложное (во всяком случае, лично для меня) правило французского воспитания. Осознать, что решения принимаю я. Я — босс. Не диктатор — это существенно (!) — а босс. Я даю детям много свободы там, где это возможно, учитываю их мнения и прислушиваюсь к их желаниям, но решения принимаю я.
Помните об этом. На вершине вашей собственный семейной пирамиды именно вы. Не дети, не ваши родители, не учителя и не няни. Командуете парадом вы и только вы.
Конечно, это сложно. Это ежедневная борьба. Я вот до сих пор каждый день снова и снова завоёвываю свою маленькую армию. Но я теперь точно знаю, дети лучше развиваются в пределах чётко установленных границ. Они чувствуют себя гораздо более уверенно и спокойно, когда знают, что за штурвалом стоит взрослый.
Научитесь в ключевые моменты строго и уверенно говорить «нет». Научитесь спокойно, но твёрдо говорить детям, что вы сейчас будете делать. Вы сразу поймете, когда у вас получится, — сами ощутите себя боссом.
По материалам статьи Натальи Ломыкиной
Забудьте про чувство вины
Нет никакого смысла испытывать чувство вины перед ребёнком за то, что вы работаете. Это совершенно деструктивное чувство, которое всё равно ничего не изменит. У вас всё равно не появится больше времени на общение с малышом. Главное, что вы можете сделать, – это по-настоящему быть с ребёнком, когда вы свободны. Не просто присутствовать на прогулке, болтая по телефону с подругой, а действительно проводить время с ребёнком. Вы не должны всё время беспокоиться о малыше, когда вы на работе, не должны корить себя за то, что вы не только мама, но и коллега, подруга, жена. Единственное, что вы, пожалуй, должны своему ребёнку, когда вы рядом с ним, – это быть спокойной и быть «здесь».
А ещё воспитывайте в своих детях терпение. Раньше я думала, что это врождённое умение, которое либо есть, либо нет. Французы же воспринимают терпение как некую мышцу, которую можно и нужно тренировать, причём с самого раннего возраста. Не вскакивайте из-за стола, если вы работаете, а ребёнок просит посмотреть, какую башню из кубиков он построил. Мягко объясните малышу, что вы делаете, и попросите немного подождать. Сначала он подождёт несколько секунд, но затем и минут. Он научится развлекать себя сам во время ожидания и справляться со своим разочарованием. Для ребёнка этот навык жизненно необходим, считают французы, — только так он узнает, что не является центром вселенной, и научится взрослеть.
Дети должны иметь терпение
С самого раннего возраста взрослые воспитывают в детях понятие, что их желания и просьбы не могут выполняться по первому требованию. Мама-француженка не бежит даже к заплакавшему младенцу, бросая срочно все свои дела. Она это делает не торопясь, выждав пару минут и давая возможность ребенку успокоиться самостоятельно.
Малыши в первые месяцы своей жизни часто просыпаются просто из-за смены фазы сна и через некоторое время опять засыпают. Если сразу же взять ребенка на ручки в этот момент, то он, скорее всего, перейдет в фазу бодрствования. Самостоятельно засыпать при такой реакции родителей на плач ребенок научиться не скоро.
По нескольким минутам плача мама сможет определить его причину – может пора менять подгузник или пора кормить, а может у малыша болит животик
Обратите внимание, что пауза для таких раздумий должна быть короткая, чтобы плач не перерос в истерику
Такая тактика французских мам способствует тому, что малыши быстро учатся спать, не просыпаясь всю ночь. Это позволяет уже с трехмесячного возраста оставлять ребенка одного в детской комнате на ночь.
Пауза дается и в младшем и среднем возрасте детей. Французы считают, что ни в коем случае нельзя выполнять сиюминутно детские просьбы и требования. Мама во Франции обязательно скажет своему ребенку: «Подожди!». Это может быть во время совместной прогулки или обеда, во время разговора или при гостях. Эти паузы воспитывают в детях терпение и дают возможность обойтись без помощи взрослого. Воспитанные дети должны уметь подождать и потерпеть.
Такая тактика поведения взрослых воспитывает у малышей умение справляться с разочарованием. Дети должны усвоить, что кроме них есть еще много людей со своими проблемами и желаниями. Так детей учат быть счастливыми.
Волшебные слова
Кого из нас в детстве не учили «волшебным словам»? Поблагодарить после еды и сказать «пожалуйста», если просишь кого-то о чем-то – мы знаем эти слова и учим своих детей употреблять их, как когда-то учили этому нас.
А вот для французских родителей такими же обязательными словами помимо «спасибо» и «пожалуйста» являются «здравствуйте» и «до свидания». Еще до чтения этой книги я заметила, что вынудить маленького ребенка поздороваться со взрослым довольно трудно. Особенно если ты приходишь с ребенком в чужой дом и взрослые незнакомые. Ребенок теряется, стесняется, упрямится и молчит. Ты делаешь попытку, но она, скорее всего, обречена на провал, но ты и не ждешь другого.
Благодарить и употреблять слово «пожалуйста» детям легко – им понятно, что «спасибо» они говорят за то, что кто-то что-то для них сделал приятное. Просить в вежливой форме, так, как делают все, тоже не проблема. Но «здравствуйте» и «до свиданья» – совсем другое дело. За ними не последует выполнения желаний, они лишние, как бы ни к чему.
Но именно эти слова для французов – лакмусовая бумажка воспитанности ребенка. Если он освоил их, преодолев свою застенчивость, значит, он готов жить по правилам взрослого мира.
Автор пишет: «Позволив карапузу войти в мой дом без приветствия, я тем самым запускаю цепную реакцию: вскоре он будет прыгать на моем диване, отказываться есть что-либо, кроме макарон без соуса, и кусать мне ноги под столом за ужином. Достаточно дать добро на несоблюдение одного единственного правила цивилизованного общества, как ребенок и все вокруг быстро сообразят, что и остальные правила соблюдать не обязательно; мало того, они решат, что дети неспособны соблюдать эти правила. Простое «здравствуйте» для ребенка и окружающих означает, что он может вести себя цивилизованно. Так это «волшебное слово» задает тон общению между детьми и взрослыми». С этими словами трудно не согласиться.
Кто в доме главный?
Во французских семьях вопрос о том, кто в доме главный, не стоит. Ребенок всегда знает о своем месте, а если он иногда забывает о нем, французские мамы и папы говорят ему: «Здесь решаю я!»
Противопоставляя американскому методу воспитания детей французский Памела Друкерман подчеркивает, что в Новом свете родители боятся ущемить свободу детей. Дело доходит до абсурда. Ребенок в детском саду на замечание воспитательницы может ответить: «Ты мне не босс!» и продолжить заниматься своим делом. В свободолюбивой Франции это просто исключено: «в стране, где почитают революцию и баррикады, за семейным столом анархистов нет».
Автор подчеркивает, что во Франции очень строго очерчены границы того, что можно делать детям, а чего нельзя. Отметим, кстати, что в рамках этих границ дети абсолютно свободны. Они могут шалить и баловаться, и их никто не будет ругать за небольшие проступки, поэтому в принципе во Франции детей наказывают очень редко:
«Устанавливая границы для детей, родители часто используют выражение «имеешь/не имеешь право». «Не бей Жюля, – говорят они. – Ты не имеешь права его бить». И разница здесь не только в семантике. Подобный запрет звучит совсем иначе. Это выражение подразумевает, что существует некая фиксированная, организованная система правил для взрослых и детей. И если ребенок не имеет права делать одно, у него есть право делать что-то другое. Есть даже песенка, которую знают все малыши: «Oh la la, on a pas le droit de faire ca!» («О-ля-ля, мы не имеем права так делать!»)
Другая фраза, которую часто используют французские родители в общении с детьми, – «не одобряю». «Я не одобряю, когда ты швыряешься горошком», – мамы произносят это серьезным тоном, глядя ребенку в глаза. «Не одобряю» несет в себе гораздо больше, чем обычное «нет». Таким образом, родители показывают, что у них есть свое мнение, с которым ребенок должен считаться. При этом допускается, что у малыша может быть свое мнение по поводу разбрасывания горошка – пусть родители от него и не в восторге. То есть, такое поведение воспринимается как сознательный выбор – и, соответственно, ребенок так же сознательно способен от него отказаться.
Жан Батист Симеон Шарден. Хорошее воспитание. Фото с сайта www.artprojekt.ru
Возможно, именно поэтому за столом во Франции всегда царит такое спокойствие. Вместо того, чтобы ждать большого скандала и прибегать к суровым наказаниям, родители предпринимают множество маленьких вежливых превентивных шажков, основываясь на установленной системе правил».
Дети во французских семьях не плюются едой
Писательницу Памелу Друкерман очень удивило поведение французских детей за столом. Они не капризничают, кушают все, что есть на столе и при этом соблюдают все манеры и правила поведения. Захотелось узнать, как родителям удалось этого добиться.
Рекомендуется первые прикормы ребенка начинать только с овощей
Очень важно, чтобы малыш заинтересовался этим овощем и захотел его попробовать. С этой целью проводится небольшая подготовительная работа, в которой рассказывают об этом овоще, показывают его на красочной картинке. Малыш должен почувствовать и запомнить вкус каждого овоща
Малыш должен почувствовать и запомнить вкус каждого овоща.
Может так случится, что первая дегустация окажется неудачной и вкус крохе не понравится. В этом случае французские родители не привыкли отступать. Нужно немного переждать и повторить попытку, но в другом виде. Попробуйте приготовить тот же овощ на гриле или на пару, запеките его в духовке или потушите.
Малыши во французских семьях приблизительно в возрасте четырех месяцев уже питаются по взрослому режиму. Ребенок кушает четыре раза в день почти в одно и то же время – в восемь часов утра, в полдень, в четыре часа дня и в восемь часов вечера. Причем так выстраивается жизненный ритм малыша, а мама только приспосабливается к нему.
В дальнейшем такой порядок принятия пищи сохраняется. В семьях не принято перекусывать бутербродами, булочками или чем-то другим между завтраком, обедом и ужином. Может поэтому дети за столом кушают без капризов и с хорошим аппетитом. Их не нужно уговаривать съесть еще кусочек или что-то доесть.
При всем положительном опыте в воспитании детей французские женщины – мамы не идеальны. Большинство из них выбирают карьеру и очень скоро после рождения ребенка уже выходят на работу. Малышей, которым еще не исполнился один годик, они с легкостью отдают в ясли. Хладнокровно, без паники и волнения, они приучают малыша самостоятельно засыпать (без укачивания и колыбельных песенок). Затем также терпеливо и настойчиво формируют привычку правильно питаться – в определенное время и определенными продуктами. Они могут отправляться по своим делам, оставляя малыша няне, воспитателю или родственникам. И, самое интересное, им не свойственно чувство вины, как большинству женщин – матерей. Может быть поэтому они всегда полны энергии, оптимизма и жизненных сил. На всякого рода претензии у них есть свой четкий аргумент – идеальных мам не существует.
Главный мотиватор послушания – любовь и привязанность?
Ища ответы на вопросы о подходах к воспитанию, на просторах Интернета я наткнулась на изложение теории известного канадского психолога Гордона Ньюфелда – теорию взросления на основе привязанности.
Суть теории в том, что ребенку жизненно необходима привязанность мамы, и если он эту привязанность будет ощущать постоянно и повсеместно, многие вопросы послушания отпадут сами собой. Ребенок не обязан слушаться всех, в его программе не заложено послушания, но он не может не слушаться родителей, если он ощущает их любовь и чувствует все ту же неразрывную привязанность с ними. А если ребенок чувствует себя в безопасности, уверен в постоянной любви родителей, он расслабляется и начинает спокойно взрослеть и развиваться, говорится в учении.
Мы часто думаем, что ребенок начинает вести себя плохо назло нам. Капризничает, кривляется, отвечает на все наши просьбы отпором, и на одно наше слово выдает десять своих.
Естественно мы злимся и раздражаемся на такое поведение чада, нам кажется, что ребенок специально, притом совершенно необоснованно нас доводит. А оказывается, опять же согласно теории привязанности, ребенок действует не специально, а инстинктивно.
И такое поведение возникает не спонтанно, оно сформировано несколькими наложившимися друг на друга событиями. К примеру, ребенок долго ждал маму в детском саду, от этого ожидания он стал раздражен и в какой-то момент ему вдруг почудилось, что мама за ним не придет. Но признаться самому себе, что он переживает из-за того, что мама его не любит, ребёнок не может. Мозг будет от этого защищать всеми возможными способами, будет находить любые причины, куда бы выплеснуть это недовольство. Отсюда мы и получаем через некоторое время истерику по поводу не купленной игрушки или не того пирожного. И предотвратить все эти эмоциональные всплески можно, только дав ребенку ощущение надежности и безопасности, уверенности, что мама никогда и никуда не денется и всегда, при любых обстоятельствах будет любить своего сына или дочь.
Давая ребенку привязанность, вовсе не обязательно находиться с малышом все 24 часа. Точно также как быть с ребенком постоянно – совсем не значит давать ему уверенность в защите и любви. Бывает, что мама с ребенком и днем, и ночью, однако, ребенок все равно за нее цепляется, боится потерять, это значит, что мама не смогла донести до ребенка эмоцию устойчивости, уверенности.
При этом насыщать ребенка любовью и привязанностью никогда не поздно, если вы, по каким-то причинам, не сделали этого в должной мере в раннем детстве, всегда можно сделать это в более позднем возрасте. И ребенок сам поймет, когда он будет наполнен этой любовью до краев. Он сам, без ваших манипуляций, придёт к естественному состоянию покоя и послушания.
Таковы главные постулаты теории, которые показались мне очень занимательными. По крайне мере, мне стали понятны многие вещи в поведении сына.
Фото – фотобанк Лори
В отношениях родителей есть часть, в которой ребёнок не участвует
Никогда не забывайте: в основе семьи — супружеская пара. Всегда находите время, чтобы побыть с мужем вдвоём. Во Франции всё родительское пространство принадлежит ребёнку только первые три месяца. По аналогии с президентским сроком, французы называют этот период «первые сто дней». В это время ребёнок может спать в одной комнате с родителями и даже в их постели. Но после малыша приучают спать в своей кроватке и в своей комнате. Ваша супружеская спальня должна стать тем местом, которое принадлежит только вам двоим. Дети не могут входить к родителям, когда им вздумается. Ребёнок должен точно знать — у родителей есть часть жизни, в которой он не участвует.
Одна француженка как-то сказала мне: «спальня моих родителей была священным местом в доме. Нужен был очень весомый повод, чтобы зайти туда. Между родителями всегда существовала некая связь, которая нам, детям, казалась великой тайной»
Мне кажется, это очень важно для малыша. Ведь если он будет считать, что всё уже знает и во взрослом мире нет ничего загадочного – зачем ему взрослеть?
Воспитание независимости от родителей
Во французских семьях ставят знак равенства между ранней самостоятельностью и безопасностью, между свободой и уверенностью в своих силах. Уже в возрасте четырех лет малышей отправляют в лагеря, где дети живут без родителей, дышат свежим воздухом и познают окружающий мир. Дети старшего возраста постоянно в свободное время находятся в спортивных, театральных или астрономических лагерях.
Такая отдаленность от мамы и папы учит детей рассчитывать только на свои силы и самостоятельно решать свои проблемы. Независимость от родителей – это один из важных пунктов воспитания в семьях французов.
Невозможно всему научить детей, нельзя предусмотреть все неожиданные ситуации. Именно поэтому с раннего возраста дети учатся самостоятельности и умению обеспечить себе безопасные условия жизни.
Для того чтобы человек научился сам принимать решения и отвечать за свои собственные поступки, необходимо предоставлять ему как можно больше свободы с раннего детского возраста. Свой собственный опыт, отрицательный или положительный, поможет в жизни и научит общаться с людьми.
Словарь французских воспитательных терминов
Attend – подожди, постой. Эта команда, которую дают родители детям во Франции, означает, что ребенок вполне способен подождать желаемого и в промежутке может занять себя сам.
Au revoir – до свидания. Дети во Франции должны говорить au revoir, когда прощаются со знакомыми взрослыми. Одно из четырех «волшебных слов», которые должен знать каждый французский ребенок…
Autonomie – автономность. Независимость и умение полагаться только на себя воспитывают в детях с ранних лет.
Bêtise – маленькая шалость. Разделение проступков на более и менее серьезные помогает родителям реагировать на них соответственно.
Bonjour – здравствуйте, добрый день. Так дети здороваются со знакомыми взрослыми.
Саса boudin – букв. кака-сосиска, какашка. Ругательное слово французских детсадовцев.
Cadre – рамки, границы. Идеал французского воспитания: детям устанавливают четкие рамки, однако внутри этих рамок им предоставлена полная свобода.
Caprice – каприз. Импульсивное желание, прихоть или требование ребенка, часто сопровождаемые нытьем или слезами. Французские родители считают, что потакать капризам вредно.
Classe verte – «зеленый класс». Начиная с первого класса школы ученики ежегодно примерно на неделю выезжают на природу под присмотром учителя и нескольких взрослых.
Colonie de vacances – детский лагерь отдыха. Во Франции несколько сотен таких лагерей для детей от четырех лет. Они отдыхают там без родителей, обычно в сельской местности.
Complicité – взаимное доверие. Обоюдное понимание, которого с самого рождения пытаются добиться от детей французские родители и воспитатели. Они считают, что даже маленькие дети способны мыслить рационально и с ними можно построить отношения, основанные на взаимопонимании и уважении.
Crèche – французские государственные ясли на полный день. Французы из среднего класса обычно отдают детей в ясли, а не оставлют с нянями. Государственные ясли они предпочитают частным, «домашним».
Doucement – тихо, осторожно. Одно из тех слов, которые воспитатели часто говорят маленьким детям, считая, что даже малыши способны поступать осознанно и контролировать свои действия. Doudou – любимая игрушка, обычно мягкая – та, с которой ребенок засыпает
Doudou – любимая игрушка, обычно мягкая – та, с которой ребенок засыпает.
École maternelle – бесплатный государственный детский сад. В детский сад ребенок идет в сентябре того года, когда ему исполняется три.
Éducation – обучение, воспитание. Французские родители относятся к воспитанию детей как к обучению.
Enfant roi – ребенок-король. Чересчур требовательное дитя, которое постоянно находится в центре внимания родителей и совершенно не терпит, если что-то «не по нему».
Équilibre – равновесие. Все в жизни должно быть уравновешено, и ни одна роль не должна перекрывать другие – в том числе и роль родителя.
Éveillé/e – пробужденный, живой, активный. Идеальное качество французского ребенка. Еще одно идеальное качество – рассудительность, см. sage.
Gourmand/e – тот, кто ест слишком быстро, слишком много или слишком любит какое-то одно блюдо.
Goûter – полдник. Полдничают обычно в 16.00, и это единственный «перекус» в течение дня.
Les gros yeux – «большие глаза». Укоризненный взгляд – так взрослые смотрят на расшалившихся детей.
Maman-taxi – мама-такси. Так называют мам, которые все свободное время возят детей с одной «развивалки» на другую. Это считается не équilibré.
N’importe quoi – бог знает что, как вздумается. Ребенок, который так ведет себя, не знает границ дозволенного и не думает об окружающих.
Non – нет, ни в коем случае.
Profter – наслаждаться, пользоваться моментом.
Punir – наказывать. Наказывают во Франции только по очень серьезным, нешуточным поводам.
Rapporter – наябедничать, донести. Во Франции и дети, и взрослые считают это ужасным.
Sage – рассудительный, спокойный. Так говорят о ребенке, который умеет себя контролировать или поглощен игрой. Вместо «веди себя хорошо» французские родители говорят: «будь sage».
Учимся употреблять волшебные слова
Все дети быстро запоминают и начинают употреблять в речи слова «спасибо» и «пожалуйста», но не всегда говорят слова приветствия и прощания. А французы считают, что как раз «здравствуйте» и «до свидания» намного важнее первых двух. Этому есть простое объяснение. Слова благодарности ребенок говорит за что-то, слово «пожалуйста», когда нужно что-то попросить, а вот остальные слова вроде бы и не имеют никакого смысла.
По мнению французских мам, воспитанный ребенок всегда поздоровается и попрощается. Эти трудные для произнесения слова помогают малышу преодолеть определенное упрямство и некоторое стеснение перед другими взрослыми
Это показатель цивилизованности и принятия законов взрослой жизни, что для ребенка очень важно. Ведь он как бы становится наравне со взрослым. Эти слова должны быть для детей правилом жизни
А правила нарушать нельзя. Позволяя ребенку не выполнять это правило, он поймет, что и другими тоже можно пренебречь. Заметьте, как часто бывает, что пришедший в гости ребенок не здоровается с хозяевами, а потом начинает вести себя очень непозволительно и невоспитанно. Такие дети носятся по дому, трогают вещи без разрешения, кричат и что-то требуют. Как будто срабатывает цепная реакция
Эти слова должны быть для детей правилом жизни. А правила нарушать нельзя. Позволяя ребенку не выполнять это правило, он поймет, что и другими тоже можно пренебречь. Заметьте, как часто бывает, что пришедший в гости ребенок не здоровается с хозяевами, а потом начинает вести себя очень непозволительно и невоспитанно. Такие дети носятся по дому, трогают вещи без разрешения, кричат и что-то требуют. Как будто срабатывает цепная реакция.
У вас всегда должен быть собственный источник дохода
В Америке, например, принято верить в волшебную сказку о чудесном замужестве как синониме спокойной беззаботной жизни. Главное — удачно выйти замуж и получить хорошего мужа со стабильной зарплатой, а там можно и не работать. Во Франции всё не так. Французские мамы убеждены, что женщине совершенно необходим собственный источник дохода. Даже в самом удачном браке с обеспеченным и любящим мужчиной женщина должна задумываться: «А что если однажды всё рухнет?» У неё должна быть профессия, работа или любой другой стабильный источник дохода просто на всякий случай
Французские мамы уверены: это чрезвычайно важно, и прежде всего, для ребёнка. Француженка быстро выходит на работу после родов, потому что хочет точно знать, что сможет обеспечить ребёнка всем необходимым, если вдруг придётся воспитывать его самой
Эта позиция чрезвычайно прагматична и в ней нет ни капли французской романтики, зато она очень помогает жить.
Взрослое время
Французские семьи строятся на твердом убеждении, что отношения мамы и папы – это главное в браке. Мамы-француженки говорят, что детей мы не выбираем, но мы выбираем мужа. Поэтому нужно строить отношения с супругом, постоянно подпитывать страсть, которая теплится в каждом.
Существует такое понятие – «взрослое время». Оно наступает в восемь-восемь тридцать вечера, когда детей отправляют в их комнаты. Они могут не ложиться спать сразу, им разрешается тихонько играть там. Взрослые же могут спокойно отдохнуть, заняться своими делами, побыть наедине друг с другом. В некоторых семьях детям даже утром не разрешается заходить в родительскую спальню без разрешения.
Кроме того, многие французские пары раз или два в месяц проводят выходные только вдвоем, без детей. Они устраивают себе «медовый уик-энд»: отправляют отпрысков к родственникам, или сами уезжают куда-нибудь. Это помогает укрепить отношения между супругами, отдохнуть и соскучиться по детям. Детям, в свою очередь, тоже полезно отдыхать от родителей. Встречаясь через пару дней, вся семья чувствует обновление и прилив сил.
Честная история мамы, которая взяла на роды сына-трехлетку и не пожалела об этом
Большое внимание уделяется интимным отношениям супругов. В больницах проводятся занятия по укреплению интимных мышц, на которые врач-гинеколог может направить женщину вскоре после родов
Также доктор может направить на занятия по тренировке пресса, если женщина не может прийти в форму самостоятельно. Это отражает заботу о супружеских отношениях на уровне государства.
Кроме того, француженки легче относятся к тому, что на женские плечи ложится больше забот за детьми и домом. Они принимают это как данность, и не пилят мужей, что они им мало помогают. Мужчины воспринимаются как отдельный вид, просто не способный так же качественно выполнять эту работу. Конечно, у мужей также есть свои домашние обязанности, которые они выполняют по мере сил. Благодаря такому мировоззрению во французских семьях меньше ссорятся по бытовым вопросам, а это положительно влияет на крепость семейных уз.
Установите четкие границы дозволенного
Французы не мыслят воспитания без системы ограничений — cadre. Они чрезвычайно строги в том, что касается некоторых основных правил, которые и являются границами дозволенного. Зато в этих пределах детям предоставлена полная свобода.
Родители сами решают, в каких ситуациях следует проявить строгость. Почти все мои знакомые парижане отмечают, что никогда не станут терпеть неуважения к окружающим. Под жестким контролем просмотр телевизионных программ и все, что связано с едой. Французским детям, даже маленьким, категорически запрещено бить родителей.
Вы можете применять «cadre-коктейль» из ограничений и свободы в самых разных ситуациях. Вот типичные наставления, которые дают своим детям французские родители:
- Когда приближается время спать, ты должен находиться в своей комнате. Там можешь заниматься чем угодно.
- В этот уик-энд ты можешь провести два часа у телевизора. Сам решай, как распорядиться этим временем — посмотреть фильм на DVD или любимую телепередачу.
- За столом не обязательно съесть все блюда, но ты обязательно должен их попробовать.
- Когда мы выходим из дома, я могу попросить тебя переодеться, если сочту твой наряд неуместным. Зато дома ты можешь ходить в чем угодно.
- Постоянно есть сладости нельзя, но на полдник можно.
- Я не стану покупать всякую ерунду по первому твоему требованию. Если хочешь, можешь купить сам на свои карманные деньги. (Французские дети, обычно с семи лет, начинают ежемесячно получать от родителей деньги на карманные расходы. Как правило, их сумма соответствует возрасту ребенка — семилетка, например, получает семь евро в месяц.)