Ошибки воспитания детей в неполной семье
Родители для ребенка – учителя, жизненный пример. Роль мамы – эмоциональное развитие, папа расставляет жизненные приоритеты. Дети получают гармоничное развитие, во взрослую жизнь выходят подготовленными.
Но как быть, если ячейка общества распалась? Как вырастить кровиночку не ущербной личностью?
Среди неполных семей преобладают «материнские». Мама стремится сделать дитя счастливым, но, зачастую, допускает перекосы в воспитании. Психологи классифицировали типичные ошибки воспитания ребенка в неполной семье матери одиночки:
Самопожертвование.
Мать осталась одна с малышом на руках. Все силы, энергию направляет на него, заполняет время единственной любовью – ребенком. Жертвует личной жизнью, опекает каждый его шаг, самозабвенно играет роль идеальной матери.
Тотальный контроль тормозит психоэмоциональное развитие малыша. Он становится инертным, встревоженным, эгоистичным по отношению к матери – ведь системы наказания нет.
В дальнейшем все решения за него принимает мама. Человек вырастает не самостоятельным, вину за неудачи перекладывает на других. Отношение с родительницей болезненные – он и любит ее бесконечно, и стремится избавиться от гиперопеки. Успех в жизни и собственная семья у таких людей бывают редко.
Тирания
Женщина поднимает ребенка одна, без мужа. Старается заменить сильную половину – становится строгой,
требовательной, иногда жестокой, чтобы не избаловать. Не замечает, что не додает любви и заботы малышу.
В отношениях появляется отчужденность, отпрыск замыкается, душевную теплоту ищет на стороне. Скрывает чувства, врет, приспосабливается. Приобретает комплекс неполноценности, лишается счастливого будущего.
Некачественное общение
Мать-одиночка сталкивается не только с проблемой, как воспитать ребенка одной, но и как прокормить его. Она много работает, хватается за любой дополнительный заработок, чтобы у маленького было все: игрушки, еда, одежда. На общение времени нет – компенсирует деньгами, подарками.
В борьбе за мамино внимание маленький хитрец подключает детский арсенал: капризы, слезы и, что интересно, начинает болеть. Болезнь заставляет мать всецело отдавать себя заботе о чаде
Ребенку важно качество общения: пусть раз в неделю, но праздник; пусть полчаса в день, но только искренний интерес к его детским делам. Воспитательные родительские перегибы – плохо; в отношении дошколят – недопустимо
Воспитательные родительские перегибы – плохо; в отношении дошколят – недопустимо.
Не реализовавшие себя родители и их дети с запланированной жизнью
Если родители не реализовали себя профессионально, в отношениях и т. д., они могут требовать от детей, чтобы те осуществили их непрожитый идеальный сценарий.
В таких семьях нередко существуют жесткие требования к занятиям детей, их учебе, профессии, партнеру. «Неправильные» интересы и желания ребенка подавляются, «неподходящие» знакомства пресекаются.
Словом, уничтожается всё, что ставит родительский сценарий под угрозу.
Во взрослом возрасте о таких отношениях вы можете вспоминать не как о подавлении, а как о полной гармонии с родителями: «Мы всегда были похожи и думали одинаково».
Мальчик в неполной семье
Мудрая мама (родившая сына «для себя», вдова, разведенная) закладывает базовые качества: мужественность, смелость, уважение к женщине, великодушие. Растит защитника Родины и семьи. Важная задача, ведь мир активно стирает границы мужественности, половые различия. А социальная роль мужчины – быть главой семьи, добытчиком, охранником своих домочадцев.
В неполной семье мальчик растет в атмосфере психологического неблагополучия. Без мужской руки меняется личность будущего защитника. Мало знать свою половую принадлежность и уметь продолжить род. Требования к мужчине неизменные – ответственность за себя и близких.
Если вечно занятая мама не готовит парня к такой роли, у него нет мужского примера, кроме крутых интернетовских супергероев, то парень вырастает инфантильным, не способным принимать решения, не готовым к отцовству.
Мужественность – не значит агрессия, экстрим, криминал, беспорядочный секс. Поэтому, воспитание ребенка, мальчика, в неполной семье, проходит успешно, когда родительницы следуют советам психологов:
Рекомендации психологов дают результаты, но незначительные. В этом проблемы воспитания детей, особенно мальчиков, в неполной семье. Сын воспринимает любой факт через мамину призму.
В доме нужен мужчина, иначе парень не вырастет полноценным психоэмоционально. Главным человеком для него останется женщина, которая будет принимать решения.
Проблемы с доверием и неспособность установить здоровые границы
Самомнение и мировоззрение ребенка начинают формироваться еще в раннем детстве и по большей части основаны на его отношениях с родителями. Так, если родители всегда находятся рядом и обеспечивают должную заботу и поддержку, то он растет с глубоким убеждением о том, что это мир является безопасным местом и что его потребности будут удовлетворены, растет с умением доверять людям и верит в доброту окружающего мира.
Если же ребенок растет без внимания родителей или они неспособны заботиться и поддерживать его, то у него возникнет чувство, что мир – это опасное место и что люди могут бросить его в любую минуту. Из-за своего страха потерять кого-то или быть одиноким такой ребенок испытывает трудности с доверием в близких отношениях и дружбе.
Границы – это невидимые и символические «силовые поля», преследующие три цели:
- не подпускать к себе людей и не позволять им злоупотреблять нами,
- не позволять нам нарушать личное пространство других людей и злоупотреблять ими,
- давать каждому из нас способ воплотить в реальность наше понимание того, «кем мы есть».
Границы – это очень важные функциональные инструменты здорового выживания. Будучи младенцами, у нас еще нет границ, мы полностью ассоциируем себя со своими родителями.
По мере взросления у нас начинает формироваться отдельное ощущения себя, мы осознаем значение границ, наблюдая за жизнью родителей. А затем мы создаем для себя те же границы, которые видели в детстве чаще всего. И если в нашей семье не было границ вообще или они не работали, то в будущем такие же искаженные границы будут и у нас самих.
Чрезмерная навязчивость или ненадежность родителей может сделать ребенка отстраненным и таким, что в отношениях окружает себя неприступными стенами.
Непостоянство любви родителей к своему ребенку приводит к тому, что тот вырастает слишком беспокойным и пытается разрушить существующие границы, полностью сливаясь с другими людьми. Здоровые границы, созданные его друзьями, он рассматривает как попытки отгородиться от него и воспринимает это как личное оскорбление.
Принципы семейного воспитания
Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?
Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.
На чем базируется семейное воспитание
Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось
Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле
Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.
Задачи и цели семейного воспитания
В том случае, если привлечь к себе внимание хорошими поступками не удается, ребенок выбирает принципиально иную стратегию. И начинает упрямиться, хулиганить, демонстрируя беспричинный на первый взгляд негативизм
Родители чаще всего не понимают причины подобного поведения ребенка, списывая все на недостаток воспитанности и чаще всего «нагружают» его еще сильнее, отдаляя тем самым от себя и провоцируя на еще более неадекватные поведенческие реакции. Получается замкнутый круг.
Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.
Потакание капризам – воспитание будущего эгоиста и тирана
Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе
И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой
Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.
Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.
Семья – место общения представителей разных поколений
Со временем он начинает понимать, что с представителями старшего поколения нужно общаться совсем не так, как с ровесниками. И что существуют отдельные правила этикета, регулирующие взаимодействие с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т.д. Семья становится «уменьшенной копией» общества, в котором он будет жить.
Конфликты территориальных границ
Это все описанные выше проблемы, но усугубленные фактором совместного проживания. Типичная проблема для постсоветского пространства, по которой распалось множество семей. Если на расстоянии «любить» родственников достаточно легко, то находясь с ними на одной территории, делать это куда сложнее. Две хозяйки на одной кухне, стесненность, невозможность уединиться, ограниченная сексуальная жизнь и прочее, прочее, прочее. Еще раз повторюсь, это усугубляющий фактор, он усиливает прочие конфликты.
Совет:
по-возможности живите отдельно от родителей, либо учитесь решать конфликты описанные выше.
Что делать?
Пойти на парную терапию
Парная терапия входит в жизнь горожан стремительно, что обусловлено огромной потребностью семьи в поддержке. Ведь семью очень мало кто поддерживает и системно, и концептуально — так, чтобы это было убедительно. Зато отлично продается психологический фастфуд про «лечение эмоциональной зависимости» и неизбежность расставания. Поэтому мы постоянно бьём новые рекорды по разводам.
Но люди умнеют и понимают, что семья — настолько сложный и затратный проект, что стоит приложить усилия для ее сохранения. Или хотя бы для «экологичного» развода: все больше людей стремятся сохранить нормальные отношения после расставания и уберечь от страданий своих детей. И это очень достойная мотивация.
Расходящаяся пара склонна впадать в состояние войны: он плохой, она хорошая — однако при минимально развитом психологическом навыке каждый быстро понимает, что к чему. Отрадно, что психологическая грамотность людей растет год от года и пары используют терапию, чтобы пережить кризисы и периоды недопонимания.
Не считать кризис катастрофой
Трудности в семье не случайны: они обязательны и неизбежны. Но зачастую из трех участников терапии только психолог готов поддержать целостность семьи.
Терапевты предлагают членам семьи именно такой взгляд на свои отношения: осознавать свои психологические механизмы как слаженные системные процессы. Системный подход отчасти снижает груз вины за неблагополучие, лежащий на членах семьи, и предлагает вместо вынесения суждений — наблюдение и изучение процессов отношений.
Кризисы — это ступени развития как человека, так и отношений. Поэтому стремиться преодолеть кризис и трансформировать отношения — это нормально. Когда пара приходит к новому консенсусу и преодолевает кризис, ее ждет еще один долгий период совместной счастливой жизни. До следующего кризиса, конечно.
Иначе решить демографическую проблему
Решение демографической проблемы заключается в том, чтобы стимулировать желание женщин рожать детей. Но необходимость выбирать между карьерой и материнством ставит женщин в неудобное положение. Поэтому они делают свой выбор весьма однозначно: рождаемость падает и падает. Поддержка семьи так незначительна, несмотря на лицемерную риторику, а гендерное неравенство так очевидно, что, скорее всего, мы просто тихо вымрем и империя больше не получит новых солдат — а на наше место придут более живучие и адаптивные системы.
Как решить проблемы с детьми?
Обозначив проблему, подумайте, что можно сделать, чтобы наиболее эффективно ее решить. Например, ваш ребенок не слушается — что с этим делать? Прежде всего, напомните себе, что дети — особенно в младшем возрасте — никогда не будут злить родителей специально
Может быть, сын или дочь хотят привлечь ваше внимание своими шалостями? Или прощупывают границы — что можно делать, а что уже под запретом? Мой совет, как психолога — не ругайте ребенка, который не слушается. Сначала поразмыслите над причинами поведения малыша, а затем объясните ему, что такое поведение вас расстраивает.
А вот другая сложность: уже подросшее чадо заявляет, что вы ему — не указ. Как себя вести если ребенок-подросток вас не слушается? Не ставить же его в угол! Дорогие девушки, прежде чем заявлять, что на вашей стороне огромный жизненный опыт, подумайте: ребенок имеет право допускать собственные ошибки. Я советую относиться к сыну или дочери как к личности и предоставлять им возможность проживать свою жизнь. Возможно, ваши опасения сбудутся — тогда в следующий раз чадо будет считаться с вашим мнением. А если ничего страшного не случится, и ребенок поступит по-своему, то будет благодарен за такую возможность, предоставленную вами.
Таким способом можно решить любые проблемы отношений в семье — гендерные, воспитательные и т. д.
Больше советов по преодолению сложностей между родителями и детьми вы найдете в статье «Как воспитать ребенка счастливым человеком?» или в материалах рубрики «Женское предназначение» на официальном сайте Павла Ракова. А на тренинге «Секреты женского счастья» я познакомлю вас с секретными психологическими фишками, которые поспособствуют восстановлению микроклимата в семье.
А какие проблемы современного ребенка и способы их решения знаете вы? С чем сталкивалась ваша семья?
Как делать не нужно
Некоторые стили родительского воспитания могут навредить дальнейшему развитию детей. В основном, мамы с папами совершают следующие ошибки:
- Родители начинают паниковать даже в самой простой ситуации. Например, малыш купается в ванной, но мама истерично кричит: «Аккуратно, сейчас ты наглотаешься воды!». Повсюду он встречает запреты со стороны мамы с папой. Он не поймет, как справляться со стрессовыми ситуациями, потому что родители не дают возможности сделать собственные выводы. Естественно, речь не идет о безопасности: любой родитель запаникует, если чадо залезет на подоконник или захочет засунуть пальцы в розетку.
- Чрезмерная защита. Мама с папой стараются оградить сына/дочь от опасностей окружающего мира. Чадо постоянно находится под контролем взрослых, играет в те игры, которые навязывают, занимается тем, чего хотят родители. Мама и папа не разрешают малышу делать то, к чему у них лежит душа, потому что это может быть опасно или травмирует нежную детскую психику.
Существует ли норма детско-родительских отношений?
Как же все-таки проходит родительство в норме? И вообще существует ли она?
Есть коридор универсальной нормы и мода конкретного периода, которая меняется — часто на прямо противоположную — для разных поколений. В универсальной норме всё начинается с контакта и слияния: отец и мать соединяют свой уникальный генетический материал, вкладывают в это совместную фантазию о будущем ребенке и общей семье, соединяют культурные и семейные ожидания на фоне исторического контекста — и получают определенный результат.
Конечно, мать переживает этот процесс более телесно, чем отец: ребенок изначально воспринимается как часть тела матери. Мужчина же переживает эту связь не через тело, а через роль (защитника, добытчика и помощника) и через свою связь с диадой «мать — ребенок». Однако сейчас всё больше отцов, которые также испытывают большую телесную связанность с детьми: встают к ним ночью, качают, купают, гуляют, вместе спят.
На всех этапах взросления телесная и вслед за ней психическая связь ослабевает.
Ребенок открывает для себя мир разнообразной еды, получает свою комнату или хотя бы личные вещи, учится обманывать и хранить тайны, идет в школу, перестает сидеть на коленях, бунтует и отталкивает в переходном возрасте, обнаруживает свою личность (ни с кем не слитую и имеющую границы внутреннего мира), а потом вовсе отсоединяется и уезжает. Затем он или она находит себе пару — и всё заходит на новый круг.
Так происходит, когда границы всех участников вовремя растворяются, а потом восстанавливаются. Каждый этап взросления будет сопровождаться восстановлением и изменением границ каждого члена семьи: сепарация происходит не только у детей, но и у родителей.
Нарциссические родители и их обесцененные дети
В семьях с нарциссическими родителями на детей возлагается обязанность беречь хрупкое эго взрослых. Обратная сторона видимой уверенности и властности нарциссов — неуверенность, страх и отсутствие здоровых опор.
Со стороны родители-нарциссы могут выглядеть хорошими и заботливыми: они стремятся обеспечить ребенку всё самое лучшее или даже пребывают в уверенности, что он вообще — самый лучший.
Но стремление подразумевает требование соответствовать: ведь у лучшего в мире родителя не может быть обычного ребенка! Таланты, достижения, великое будущее — всё это должно быть у ребенка, чтобы поддерживать в родителе чувство собственного величия. Если ребенок разочаровывает нарцисса, родитель сталкивается с невыносимым чувством собственной неидеальности, и он будет защищаться от него — в том числе шантажом, обесцениванием или отказом в общении.
Выходит, с одной стороны, ребенок должен поддерживать навязанный взрослым успешный образ, с другой — ни в коем случае не превосходить родителя в своих успехах. Из таких детей вырастают или хронические достигаторы, или хронические неудачники. Обеим категориям свойственна хрупкая самооценка, постоянное чувство стыда и ощущение собственной «неправильности», «плохости» и «недостаточности».
Куда жить дальше. Признайте, что ваше детство прошло рядом с нарциссическим родителем и долгое время вы смотрели на себя его глазами.
Классификация кризисов
1. Нормативные кризисы
Основной действующей классификацией кризисов семейной жизни является система американского психотерапевта Вирджинии Сатир. Она назвала их нормативными, выделив при этом 10 базовых проблем, встающих перед каждой парой:
- Рождение первого ребенка.
- Малыш начинает говорить.
- Ребенок идет в школу.
- Подростковый возраст у детей, накладывающийся на родительский кризис среднего возраста.
- Синдром «пустого гнезда» — дети уходят из родительского дома.
- У детей появляется своя собственная семья.
- Климакс у супруги.
- Снижение либидо у супруга.
- Рождение внуков и новых ролей — бабушки и дедушки.
- Смерть мужа или жены.
Легко увидеть, что в основе первых нормативных кризисов лежит рост и воспитание детей. Верность этой классификации подтверждается статистическими данными: если у пары нет детей, они или расходятся в первые 3 года брака, или живут дальше много лет. После 3 лет распадается только 5 % бездетных семей. По мнению Вирджинии Сатир, это связано с тем, что супруги не сталкиваются с проблемами, имеющими отношение к детям.
2. Ненормативные кризисы
Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделили другие кризисы, связанные с плохими условиями жизни и трудностями, всплывающими на различных этапах. Сюда относятся:
- заболевания мужа или жены;
- социально-экономические процессы (экономический кризис, военные действия);
- измены;
- конфликтные ситуации с другими людьми;
- проблемы, связанные с домом и бытом;
- изменившийся социальный статус мужа или жены;
- непосильная нагрузка;
- состояние развода;
- насилие в семье;
- усыновление ребенка или оформление опекунства.
Ненормативный кризис может случиться в любой период брачной жизни. Иногда один кризис накладывается на другой, делая положение еще более серьезным.
Социальные проблемы
Проблема 4: Нереалистичные представления о родительстве
Как и раньше, желание рожать детей мотивирует людей создавать и воспроизводить семейные модели. При этом отношение к родительству изменилось: оно стало более поздним и часто вполне сознательным выбором. Сознательный выбор неизбежно подразумевает определенные жертвы: из-за детей многие готовы поступиться свободой и личными целями.
Многие партнеры чувствуют себя пойманными в семейную ловушку, не доверяют друг другу и не обсуждают свои индивидуальные цели и потребности в этом процессе.
Появление детей — период, когда пара вынуждена определять тип своего социального устройства. Все ценности предыдущего периода подвергаются угрозе переоценки. Прежде всего потому, что женщины и мужчины часто плохо представляют себе родительство.
На входе они получают множество невротических установок и социальных требований: идея всестороннего развития детей, система школьного образования, построенная на конкуренции, страх причинить ребенку психологическую травму и не справиться, желание исправить ошибки своих родителей и выиграть воображаемый конкурс на самую лучшую и прокаченную мать.
Несовместимость невротических родительских установок и культа индивидуализма — корень огромного психологического напряжения в современной российской семье. И прежде всего это касается матерей (в этом месте гендерная судьба проявляет себя во всей красе).
Три года декрета неизбежно выдергивают из профессии, шесть лет — отправляют обратно в первый класс. При этом работающую мать общество часто осуждает: бросила ребенка ради карьеры. Неработающую, впрочем, тоже осуждают: сидит на шее у мужа. Но главный конфликт происходит, прежде всего, в душе самой матери, которая должна сделать трудный выбор. Мало кому хочется повторить все эти истории из детства: «Я рос с бабушкой, родители работали, мы мало общались».
Курьез в том, что на Западе господство теории привязанности сочетается с намного более коротким, чем в России, отпуском по уходу за ребенком (три года декрета — наследство позднего социализма, когда проблема демографии тоже была актуальна и ее пытались решить таким образом).
В России отпуск по уходу за ребенком с сохранением рабочего места возможен до достижения ребенком трех лет (165 недель), в Украине — 166 недель, в Литве — 106, в Эстонии — 82, в Западной Европе — от 6 до 12 месяцев, в США — до 12 недель (и работодатель не обязан его оплачивать). При этом почти во всех европейских странах существует «штраф за материнство» — понижение заработной платы после выхода из декрета. Подразумевается, что за время ухода за ребенком человек подрастерял рабочие навыки и теперь его труд стоит дешевле. Поэтому дети в этих странах гораздо раньше идут в ясли и детский сад, а матери — на работу. Но в подсознании наших женщин и мужчин прочно засела информация про три года отпуска: раз в законе так написано, значит — только так и правильно.
Крайне важно, что через полтора года заканчиваются выплаты матери с прежней работы, а зарплата мужа от этого никак не зависит. Ребенок же к этому времени требует не меньше внимания, а больше! Садик двухлетние дети могут посещать лишь на три часа в день, а ходить на полный день — только с трех лет
Прибавьте к этим обстоятельствам советы психологов не отдавать ребенка в сад раньше четырех лет, моду на длительное грудное вскармливание — и вместо рабочих перспектив и самостоятельных заработков женщина оказывается в тупике. Она обращается к мужу — а он тоже в затруднении: он целый день работает за двоих, потом домой приходит уставший, а там жена просит о помощи. Такая семейная система не выдерживает нагрузки.