Что нужно знать о реанимации новорожденных

III.ГОТОВНОСТЬ ПЕРСОНАЛА И ОБОРУДОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕАНИМАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

А. Иногда, несмотря на
внимательное изучение анамнеза и наблюдение за родами, ребенок все-таки
рождается в асфиксии. В связи с этим процесс подготовки к каждым родам должен
включать в себя:

  1. Создание оптимальной температурной среды для новорожденного ребенка
    (поддержание температуры воздуха в родильном зале не ниже 24 градусов Цельсия
    + установка источника лучистого тепла, заранее нагретого).
  2. Подготовку всего реанимационного оборудования (приложение I), размещенного
    в родильном зале и операционной, доступного по первому требованию к
    использованию,
  3. Обеспечение присутствия на родах хотя бы одного человека, владеющего
    приемами реанимации новорожденного в полном объеме; один или два других
    подготовленных члена дежурной бригады должны быть наготове на случай
    экстренной ситуации.

Б. Когда прогнозируется
рождение ребенка в асфиксии, в родильном зале должна присутствовать
реанимационная бригада, состоящая из двух человек, обученных всем приемам
реанимации новорожденных (желательно, чтобы это были неонатолог и подготовленная
детская сестра). Оказание помощи новорожденному должно быть единственной
обязанностью членов этой бригады.

При многоплодной беременности надо иметь ввиду необходимость присутствия на
родах бригады в расширенном составе.

Положение об отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных

I. Общее положение.1.1 Отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных (ОРИТН) организовано в составе Областного клинического перинатального центра (ВОКПЦ № 1) и является его структурным подразделением.1.2 В ОРИТН осуществляется оказание экстренной и плановой лечебной помощи новорожденным, рожденным в ВОКПЦ № 1 и переведенным из других лечебных учреждений области.1.3 Деятельность отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных регламентируются соответствующими нормативными документами, локальными нормативными актами, приказами по учреждению.

II. Цель и задачи отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных.2.1 Основной задачей ОРИТН является снижение перинатальной заболеваемости и смертности за счет:- оказания высококвалифицированной помощи новорожденным, требующим поддержания жизненно важных функций и проведения интенсивной терапии, включая пациентов с хирургической патологией в предоперационном периоде;- обеспечения санитарно-противоэпидемических. мероприятий на современном уровне и профилактика госпитальной инфекции;- проведения санитарно-просветительской работы с матерями и родственниками новорождённых и оказание эмоциональной поддержки родителям больных детей.2.2 Оказание практической, учебно-методической помощи врачам неонатологам и анестезиологам-реаниматологам районов области.2.3. Анализ дефектов при оказании помощи новорожденным в ВОКПЦ № 1 и районах Волгоградской области.2.4. Постоянная взаимосвязь с организационно-методическим отделом, дистанционно- консультативным центром с выездной анестезиологореанимационной неонатальной бригадой скорой медицинской помощи и РКЦ Областной детской больницы.

III. Структура отделения реанимаиии и интенсивной терапии новорожденных.3.1. Руководство отделением осуществляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности руководителем учреждения в установленном порядке.3.2. Заведующий отделением непосредственно подчиняется заместителям главного врача по анестезиолого-реанимационной и педиатрической помощи.3.3. Штаты отделения устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами с учетом местных условий или рассчитываются в соответствии с профилем и уровнем учреждения.3.4. Медицинский персонал в своей работе руководствуется должностными инструкциями, утвержденными главным врачом учреждения.

IV. Функции отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных.1. Оказание лечебно-диагностической помощи новорожденным:- мониторинг новорожденного на протяжении критических периодов ранней адаптации;- лабораторное и инструментальное исследование;- лечебно-охранительный режим и не агрессивные методы терапии;- оптимизация функций жизнеобеспечения;- индивидуализация и оптимизация интенсивной терапии;- этапность оказания интенсивной помощи новорожденным на ее различных уровнях;2. Организационно-методическая:- оказание практической, учебно-методической помощи врачам неонатологам и анестезиологам-реаниматологам районов области на рабочем месте, в отделении;- анализ историй болезни новорожденных с экспертной оценкой, родившихся в ОКПЦ и районах области;- анализ основных показателей работы отделения ежемесячно, ежеквартально;- оказание лечебно-консультативной помощи врачам неонатологам ВОКПЦ № 1;- участие в контрольно-экспертных комиссиях по перинатальной заболеваемости и смертности;3. Аналитическая функция:- оперативный и плановый анализ показателей перинатальной заболеваемости и смертности в ВОКПЦ № 1, совместно с информационно-аналитическим центром ОКПЦ и сотрудниками кафедры ФУВ ВолГМУ;- анализ дефектов лечения и обследования новорожденных в ОРИТН;

V. Критерии качества работы ОРИТН.- ранняя неонатальная смертность в ВОКПЦ № 1;- неонатальная смертность в ВОКПЦ № 1;- летальность по отделению, отдельно в группе доношенных и недоношенных;- заболеваемость госпитальной инфекцией в отделений;- летальность среди новорожденных находившихся на ИВЛ;- удельный вес пролеченных на продленной ИВЛ в различных весовых категориях (доношенные, недоношенные);- процент внутрижелудочных кровоизлияний, ретинопатия новорожденных и бронхолегочной дисплазии среди недоношенных детей;- выживаемость детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела;- койко-день;- удельный вес расхождений диагнозов по данным патологоанатомических вскрытий.- учет перегоспитализированных новорожденных.

Неотложные мероприятия при остановке сердца и дыхания:

  • восстановление проходимости дыхательных путей;
  • начать искусственную вентиляцию легких мешком «Амбу», при отсутствии – экспираторными методами «изо рта в рот» – у детей старше 1 года, «изо рта в рот и нос» – у детей до 1 года. Частота дыхательных циклов зависит от возраста пациента: у новорожденных – 40 в 1 мин, у детей первых лет жизни – 20 в 1 мин, у подростков – 15 в 1 мин.
  • Проведение закрытого массажа сердца (ЗМС). Точка приложения силы при компрессии: у детей до 1 года располагается на ширину одного пальца ниже сосковой линии; у детей 1-7 лет – нижняя часть грудины; у детей старше 10 лет – нижняя часть грудины. Глубина вдавления грудной клетки: до 1 года – 1,5 – 2,5 см; 1 -7 лет – 2,5 – 3,5 см; старше 10 лет – 4 -5 см. У новорожденных и детей первого года жизни ЗМС производят 2 пальцами, от 1 года до 8 лет – ладонью одной руки, старше 8 лет – кистями обеих рук. Частота компрессий в 1 минуту: до 1 года – 100 – 120; 1-8 лет – 80 – 100; старше 8 лет – 80. Соотношение между ИВЛ и ЗМС 1 : 5.

Состояние ребенка повторно оценивается через 1 минуту после начала реанимации и затем каждые 2-3 мин. Критерии эффективности ИВЛ и ЗМС – наличие пульсовой волны на сонных артериях в такт компрессии грудины, уменьшение степени цианоза кожи и слизистых, реакция зрачков на свет.

Если сердцебиение не восстанавливается, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/венно:

  • 0,18% раствор эпинефрина (адреналина) из расчета 0,01 мл/кг, разводят 1 мл 0,18% эпинефрина на 9 мл 0,9% раствора натрия хлорида и вводят 0,1 мл/кг разведенного эпинефрина, по показаниям эту дозу можно повторять через 3-5 мин;
  • 0,1% раствор атропина сульфата из расчета 0,02 мг/кг (0,02 мл/кг), эту дозу можно повторить через 5 мин, но не более 4 раз на всю сердечно-легочную реанимацию (СЛР) (доза 0,1% атропина не должна превышать 1 мг на всю СЛР);
  • по показаниям (продолжительность СЛР более 8-10 мин) раствор бикарбоната натрия из расчета 1 ммоль/кг (1 мл/кг 8,4% раствора бикарбоната натрия или 2 мл/кг 4% раствора) в/венно медленно в течение 2 мин и обязательно при адекватной ИВЛ;
  • для введения эпинефрина и натрия бикарбоната необходимо использовать разные венозные доступы;
  • 2% раствор лидокаина из расчета 1 мг/кг (у новорожденных 0,5 мг/кг) при фибрилляции сердца;

Инфузионная терапия:

  • ввести 0,9% раствор натрия хлорида из расчета 10-15 мл/кг (введение растворов глюкозы при СЛР противопоказано);
  • пути введения лекарственных средств при СЛР: в/венный, эндотрахеальный.
  • 4. электроимпульсная терапия (далее-ЭИТ), показания к применению:
  • фибрилляция желудочков и желудочковая тахикардия;
  • ЭИТ у детей проводят сериями из 3 разрядов: 2 Дж/кг – 4 Дж/кг – 4 Дж/кг.

Показания к прекращению СЛР: отсутствие положительного эффекта от проводимых в полном объеме реанимационных мероприятий в течение 30 мин в условиях нормотермии.

предыдущая статья

Витамин D и здоровье детей

следующая статья

Основные дифференциальные показатели у детей

Что нужно для проведения реанимации в родильном зале?

Если потребность в оказании подобных мероприятий невелика, то для их проведения потребуется один человек. В случае тяжелой беременности и ожидания проведения полного комплекса реанимационных действий в родильном находятся два специалиста.

Реанимация новорожденного в родильном зале требует тщательной подготовки. Перед процессом родов следует проверить наличие всего необходимого и удостовериться в рабочем состоянии аппаратуры.

  1. Нужно подключить источник тепла, чтоб реанимационный столик и пеленки были прогреты, одну пеленку свернуть в виде валика.
  2. Проверить, правильно ли установлена система подачи кислорода. Должно быть достаточное количество кислорода, правильно отрегулированное давление и скорость подачи.
  3. Следует проверить готовность оборудования, которое требуется для отсасывания содержимого дыхательных путей.
  4. Приготовить инструменты для устранения желудочного содержимого в случае аспирации (зонд, шприц, ножницы, закрепляющий материал), аспиратор мекония.
  5. Подготовить и проверить целостность реанимационного мешка и маски, а также набора для интубации.

Набор для интубации состоит из эндотрахеальных трубок с проводниками, ларингоскопа с разными клинками и запасными батарейками, ножниц и перчаток.

Если требуется реанимация…

Итак, первый возможный этап выхаживания детская реанимация. В случае значительной незрелости жизненно важных систем новорожденного (например, если недоношенный ребенок не в состоянии самостоятельно дышать), он сразу после рождения попадает в отделение детской реанимации. Здесь малыши лежат в специальных кувезах, закрытых прозрачными колпаками с четырьмя отверстиями — по два с каждой стороны (для лечебных манипуляций). Все кувезы снабжены аппаратами искусственной вентиляции легких.

Дети, у которых отсутствует или слабо выражен сосательный рефлекс, первые несколько недель получают пищу — подогретое материнское молоко, иногда со специально подобранными добавками — через зонд — тонкую трубочку, введенную в желудок.

В кувезе поддерживается постоянная температура (ведь опасность представляет не только переохлаждение, но и перегрев) и влажность воздуха (около 60%), чтобы у ребенка не высыхали слизистые оболочки. Иногда кувезы снабжены водяными матрасами, которые приближают условия к пребыванию в амниотической жидкости. С помощью многочисленных трубок и проводов малыш подсоединен к мониторам, капельницам и другим аппаратам, контролирующим его пульс, температуру и дыхание, регулярно проводящим анализы крови, а также вводящим необходимые лекарства и выполняющим множество других важных функций. Если показатели, регистрируемые этими приборами, опасно отклоняются от нормы, раздается сигнал тревоги.

Реанимационные процедуры не ограничиваются искусственной вентиляцией легких и подачей пищи через зонд. Дети, родившиеся преждевременно, подвергаются опасности развития различных осложнений, большинство из которых при современном развитии неонатальной реанимации можно предотвратить или вылечить. Например, в легких, как известно, происходит важнейший для человеческой жизни процесс — газообмен: кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ — из крови в воздух. Отвечают за это крохотные пузырьки, оплетенные сетью капилляров, — альвеолы. Вещество, противодействующее спадению альвеол в легких во время выдоха, так называемый сурфактант, образуется лишь на 22-24-й неделе беременности, поэтому глубоко недоношенные дети нуждаются во введении искусственно синтезированного сурфактанта. Таких примеров можно привести множество.

Когда ребенок в состоянии самостоятельно дышать и отпадает необходимость в искусственной вентиляции легких, начинается второй этап выхаживания, который обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных. Здесь недоношенные дети также помещаются в кувезы. В отличие от отделений реанимации, отделения интенсивной терапии не оборудованы аппаратами искусственной вентиляции легких. Тем не менее здесь обеспечивается дополнительная подача увлажненного и подогретого кислорода в кувезы, а также оптимальный влажностный и температурный режим. Ребенок находится в кувезе до тех пор, пока не сможет самостоятельно поддерживать температуру тела и обходиться без дополнительной подачи кислорода.

Как быть с эмоциями, пока ребенок в реанимации?

— Никто не имеет права осуждать вас за ваши чувства и действия. Никаких людей в белых пальто! Сейчас – только белые халаты!

— Чувствовать или не чувствовать вину – нормально. Но нужно понимать, что вы переживаете страшный период, который ребенок потом не вспомнит. Вы имеете право на очень многое и совсем не должны за это многое чувствовать себя виноватыми.

— Вы можете плакать. И при ребенке тоже. Врачи, говорящие, что ребенку нужна спокойная мама, ошибаются. Если мама не проживет боль сейчас, потом у ребенка точно какое-то время не будет спокойной мамы. Хорошая новость: реаниматологи все еще реалисты; скорее всего, они такую глупость не скажут. Это вы услышите уже в лечебном отделении.

— Вы можете обратиться к психологу. Сейчас или когда все закончится. Нет ничего постыдного в том, чтобы не победить в одиночку такие травмирующие обстоятельства. Сегодня, лавируя между бутылочками и пеленками, вы забыли о своих переживаниях и отлично справляетесь, а завтра обнаружили, что у вас затяжная депрессия и панические атаки. Тут действует простой принцип: лучше раньше, чем позже.

— Вы можете задавать врачам вопросы. Но помните: они на них ответят. И это будут факты, а не прогнозы. Мне показалось, что реаниматологи – люди, умеющие жить одним днем, как никто другой. Утешение и предположения – не к ним. От них – только факты о текущем положении дел.

— Если какой-то вопрос не дает покоя, всегда лучше спросить врача, чем интернет.

— Вы можете не сидеть с малышом все отведенное время. Ваша любовь к ребенку не измеряется количеством часов, проведенных в реанимации. Даже 5 минут там могут быть безумно тяжелы. И вы молодцы, что выдерживаете столько, сколько можете

«Разрушиться нельзя сохраниться», – тут важно поставить запятую в свою пользу

— Если такая возможность есть, звоните в реанимацию по очереди со вторым родителем. Звонки даются нелегко, и взять их на себя целиком – разрушительная идея.

— Если вы кормите грудью, то можете сохранить молоко, сцеживаясь. А можете не сохранить. И это нормально.

— Если вы кормите грудью, можно наконец нарушить диету кормящих, выкурить сигарету-другую, выпить вина. Если можете расслабляться – расслабляйтесь.

— Как бы цинично это ни звучало, скорее всего, вы впервые остались без младенца надолго, и можно найти время на себя: встречайтесь с друзьями, занимайтесь хобби, работайте, сидите в ванной, сколько захотите, ходите в туалет в непривычном одиночестве.

— Займитесь сексом. Наверняка ребенок не всегда этому способствовал. Сейчас вы вдвоем, и это не только страшно. Секс в такой непростой период укрепляет отношения. Кроме того, это удивительный опыт, помогающий поддержать партнера и в то же время разделить горе.

— Посмотрите сериал, лучше комедийный и без детей в сценарии. Мы смотрели «Массовку». Отлично подходит для такого случая.

— Вы проживаете тяжелейший опыт, после которого очень повзрослеете, даже если вам уже немало лет. Вы правда все можете.

Первая помощь

Ольга Аполлонова, «АиФ-Дальинформ»: Зинаида Анатольевна, какие задачи стоят перед специалистами – неонатологами? Что это за профессия?

Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

Зинаида Комарова: Многие будущие мамы и папы, даже бабушки и дедушки, зачастую не знают, кто такой неонатолог. В лучшем случае нас называют терапевтами, педиатрами и микро-педиатрами. На самом деле, неонатолог – это специалист, который первым встречает новорождённых в родильном зале. То есть малыши сразу после рождения попадают не в руки акушера. Акушеры-гинекологи  только принимают детей, а после остаются с мамой следить за её состоянием. Новорождённых передают в наши руки. Именно неонатологи оказывают новорождённому помощь, если возникает такая потребность.

–  При какой ситуации возникает потребность в помощи малышу?

– Для нас самое главное, чтобы ребёнок сделал первый вдох. Ведь при первом вдохе происходит переключение всего организма. У мамы в животе было всё по-другому – по-другому происходило сердцебиение, дыхание и питание.

И вот, при рождении, за считанные минуты новорождённый должен из этого образа жизни перестроиться на внеутробный. У него расправляются лёгкие, иначе начинает биться сердечко. Перестраиваются другие функции организма.

Досье

Зинаида Комарова – доцент кафедры педиатрии с курсом неонатологии факультета повышения квалификации врачей Дальневосточного государственного медицинского университета, консультант неонатологической службы Хабаровского перинатального центра, главный внештатный неонатолог министерства здравоохранения Хабаровского края, кандидат медицинских наук.

– Но была же раньше практика: если сразу после рождения малыш молчит – его переворачивают головой вниз, и шлёпают по попе. Этот метод сейчас не применяют?

– Этого ни в коем случае нельзя делать! Для нас очень важно, чтобы ребёнок сам настроился. В современной неонатологии в приоритете гуманные методы оказания помощи

Мы, зная физиологические законы, помогаем ребёнку появиться на свет здоровым, поддерживаем его контакт с мамой. Для этого детей сразу после родов прикладывают к груди, обеспечивая контакт «кожа к коже».

Введено также новое понятие: отсроченное пережатие пуповины. При любых родах – будь то кесарево сечение или обычные, пуповина сразу не пересекается, мы ждём окончания пульсации пуповины. Теперь в стандарты заведено время ожидания: от 60 до 120 секунд. Если пуповину перерезать раньше, есть вероятность анемии у младенца, то есть низкого гемоглобина.

Вовремя проведённая процедура помогает малышу улучшить дыхание, настроить работу желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы, независимо от того, доношенный ребёнок, или нет. Для недоношенных первая помощь особенно важна.

АВС или САВ?

Обеспечение проходимости дыхательных путей

До 2010 года существовал единый стандарт оказания реанимационной помощи, который имел следующую аббревиатуру: АВС. Свое название она получила от первых букв английского алфавита. А именно:

  • А — air (воздух) — обеспечение проходимости дыхательных путей;
  • В — breathe for victim — вентиляция легких и доступ кислорода;
  • С — circulation of blood — сжатия грудной клетки и нормализация циркуляции крови.

После 2010 года Европейским советом по реанимации были изменены рекомендации, согласно которым на первое место при проведении реанимационных мероприятий выходит проведение непрямого массажа сердца (пункт С), а не А. Аббревиатура поменялась с «АВС» на «СВА». Но эти изменения возымели эффект среди взрослого населения, у которых причиной критических ситуаций является в большинстве своем сердечная патология. Среди детского населения, как было указано выше, нарушения респираторные превалируют над сердечной патологией, поэтому среди детей по-прежнему руководствуются алгоритмом «АВС», по которому прежде всего обеспечивается проходимость дыхательных путей и дыхательная поддержка.

Помощь больному в условиях стационара

После доставки пострадавшего в больницу реанимация продолжается с использованием таких техник, как прямой массаж сердечной мышцы, дефибрилляция и применение медикаментов.

Этот вид реанимационной помощи осуществляют исключительно в условиях стационара. Проводится техника так:

  • доктор рассекает грудину человека, что обеспечивает прямой доступ к органу;
  • выполняется ритмичный массаж сердца, позволяющий восстановить поступление крови в сосуды всего организма.

Дефибрилляция

Этот метод подразумевает использование специальной аппаратуры – дефибриллятора. С его помощью врачи проводят воздействие на сердце электрическим током. Такая процедура оказывается эффективной при тяжелых состояниях у пациентов с такими нарушениями, как фибрилляция желудочков, супревентрикулярная и желудочковая тахикардия. Если же произошла полная остановка сердца, метод считается нецелесообразным.

Дефибрилляция проводится в стационаре с помощью специального оборудования

При осуществлении реанимации врач вводит необходимые медикаментозные средства в вену или трахею пациента. Внутримышечные уколы при этом обладают низкой эффективностью, используются крайне редко.

Наиболее часто для сохранения жизни человека используют такие средства:

  • Адреналин – наиболее эффективен при остановке сердца;
  • Натрия гидрокарбонат – применяется для помощи пациентам с гиперкалиемией (высоким содержанием уровня калия) и метаболическим ацидозом.

В зависимости от вида заболевания и развившейся симптоматики у человека применяют многие другие медикаменты. Среди них нужно выделить антикоагулянты, гипотензивные и гипертензивные средства, транквилизаторы и другие.

Сердечно-легочная реанимация, по новым стандартам, – это ряд мероприятий, направленных на выход пострадавшего из клинической смерти. К основным мероприятиям во время оказания помощи относят искусственное дыхание и компрессию грудной клетки. После госпитализации решение о виде реанимационных действий принимается врачами в экстренном порядке в зависимости от состояния пациента.

Жизнь после рождения…

Лучше всего, если преждевременные роды происходят в специализированном перинатальном центре, в котором имеется соответствующая аппаратура и работает подготовленный медицинский персонал.

Благодаря чему с момента рождения (наиболее важны первые 20 минут жизни) ребенку оказывается квалифицированная медицинская помощь, а также создаются оптимальные условия для выживания и выхаживания.

Однако, к сожалению, преждевременные роды нередко происходят в медицинском учреждении, в котором не всегда имеется все необходимое. Поэтому для выхаживания малыша переводят в специализированный перинатальный центр, как только позволяет его состояние. К сожалению, в этом случае шансы на благополучный исход значительно ниже, особенно если речь идет о глубоконедоношенном ребенке.

Разумеется, не всегда недоношенный малыш попадает в отделение реанимации и надолго задерживается в медицинском учреждении. Принимая решение, врачи опираются не только на вес и массу ребенка, но и на наличие у него заболеваний, врожденных пороков развития и многие другие факторы.

При отсутствии угрозы для жизни малютку и маму выписывают домой, сопроводив необходимыми рекомендациями.

Если малыш нуждается в медицинской помощи, то в больнице он проходит два этапа выхаживания. Например, при наличии проблем с дыханием или врожденных пороков развития, рождении с низким весом и других состояниях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий