Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

7 навыков родителей самостоятельных детей

Следует осознать, что неудачи неизбежны

У каждого человека случаются неудачи, и дети – не исключение. Вот только воспринимают свои неудачи дети, в отличие от взрослых, намного болезненнее. Как правило, если у ребенка что-то не получается с первого раза, он начинает злиться и бросает начатое. Задача родителей – научить своего малыша доводить каждое начатое дело до конца, как бы тяжело это ему не давалось.

Для детишек очень важно, чтобы родители ими гордились, и родителям необходимо верить в своего ребенка, подбадривать его. Если у малыша долго что-то не получается, можно привести ему пример из своей жизни, когда у матери или отца что-то долго не получалось, но они упорно шли к достижению своей цели

Если же налицо какая-то ошибка, которую малыш постоянно допускает, что мешает ему довести дело до конца, то необходимо вместе с ребенком эту ошибку обнаружить, и устранить ее. При таком подходе родителей, из их крохи вырастет очень целеустремленный человек.

12 качеств — фундамент сильной личности с детства

7 навыков родителей самостоятельных детей

Психическое развитие и формирование личности ребёнка начинается с рождения и переходит во взрослую жизнь. Конечно, люди в любом возрасте могут меняться, но приятнее и проще жить человеку, который уже в детском возрасте научился качествам, которые помогут стать сильной личностью, ведь ему не нужно тратить время и силы на переобучение. Мы будем говорить в основном о детях школьного возраста, так как именно в школе начинается осознанная самостоятельная деятельность — учёба. Какие же качества стоит развить у ребенка, чтобы он вырос сильной личностью?

  1. Ответственность. Умение просчитать последствия своих действий, разграничить свою ответственность и ответственность других людей, не брать на себя лишнее.

  2. Решительность. Привычку принимать самостоятельные решения, добиваться их выполнения, преодолевать препятствия.

  3. Уверенность в себе и своих силах. Умение трезво оценивать свои способности, верить в свои силы, не опускать руки и не сдаваться при малейшей сложности.

  4. Целеустремлённость. Способность формулировать цели, планировать их достижение и не упускать их из виду, мотивировать себя на их достижение.

  5. Дисциплинированность. Способность организовать себя и своё пространство, следовать расписанию или графику, придерживаться правил.

  6. Аккуратность. Привить навык поддерживать порядок дома и в своих делах, соблюдать личную гигиену.

  7. Стрессоустойчивость. Знание, как преодолевать жизненные сложности и без серьёзных потерь переживать стрессовые ситуации.

  8. Трудолюбие. Умение получать удовольствие от выполняемой трудовой и учебной деятельности.

  9. Общительность. Находить друзей, договариваться, общаться, обладает харизмой, может быть открытым и приветливым.

  10. Доброта. С уважением и бережливостью относится к другим людям, к животным и природе.

  11. Щедрость. Умение делиться и помогать другим, способен разделить не только материальные ценности, но и оказать моральную поддержку, способен сострадать и сопереживать.

  12. Креативность. Способность проявлять и развивать свой творческий потенциал, способен нестандартно мыслить и предлагать оригинальные решения.

Конечно, не обязательно развивать все эти качества одновременно. Что-то может быть более важными для вас, что-то — менее. Вы можете сформировать портрет сильной личности и развивать нужные качества в ребёнке сами или с помощью технологии модификации поведения 7Spsy.

Также обратите внимание, что некоторые качества недоступны детям из-за возраста, например, в 8-9 лет сложнее просчитывать последствия своих поступков, чем в 18-19. Но мы можем заложить основу для развития этих качеств: рассказывать о том, какие последствия у каких действий могут быть, показывать на примере, позволять ребёнку сталкиваться с последствиями (конечно, если нет опасности для здоровья и жизни)

Так как же помочь ребёнку воспитать сильный характер и развить силу духа, стать сильной личностью?

Эффективность

Обучая детей «7 навыкам», мы убиваем сразу несколько зайцев:

  1. Обеспечиваем достижение основных личностных и метапредметных результатов ФГОС.
  2. Обучаем детей технологии медиации (примирения), бесконфликтному общению.
  3. Прививаем основные мягкие навыки.
  4. Учим детей быть лидерами, реализовывать все этапы деятельности.

Чего мы все хотим?

Курс развития творческого мышления 7-10 летПрограмма развивающих занятий для детей (7 — 10 лет)
3000 руб

ПОДРОБНЕЕ

«7 навыков» удовлетворяют потребности всех заинтересованных сторон. Родители хотят, чтобы дети научились общению, ответственности, толерантности, решению проблем и использованию своих творческих способностей. Когда школа А. Б. Комбс стала позиционировать себя как школу с углублённым изучением лидерства и обучать детей «7 навыкам», количество обучающихся выросло с 350 до 800 – более чем в 2 раза! Это наиболее красноречивое свидетельство того, что ожидают от школы родители. Бизнесу нужны сотрудники, владеющие мягкими навыками. Предисловие к книге «Лидер во мне» написал председатель Сбербанка Герман Греф, который считает Стивена Кови «одним из величайших исследователей человеческого поведения и учителей, которые помогают людям развиваться».

Книга Шона Кови «7 навыков высокоэффективных тинейджеров» имеет подзаголовок «Как стать крутым и продвинутым». Это то, чего хотят дети. Учителям нужна высокая успеваемость и дисциплина. В школах, которые внедрили «7 навыков» значительно выросли академические достижения и снизилось число поведенческих проблем. Дети стали более самостоятельными, уверенными и ответственными. Как заметил один учитель: «7 навыков» – «это не ещё один предмет, который мы должны взять на вооружение. Это — лучший способ выполнения той же работы, которую мы уже делаем».

«7 навыков» и ФГОСы

Обучение

Элина Геннадьевна Ванхемпинг
Вебинар
ВЕБИНАР: Детский сад для поколения Z: опыт дошкольного образования в Финляндии

Участвовать

«7 навыков» на языке Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования называются личностными и метапредметными результатами. Например, личностный результат ФГОС СОО «готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности» не что иное как первый навык «будьте проактивны». А метапредметный результат «умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях» аналогичен второму и третьему навыкам «Начинайте представляя конечную цель» и «Сначала делайте то, что необходимо делать сначала».

Понятие личностных и метапредметных результатов шире понятия «7 навыков». Поэтому можно сказать, что «7 навыков» это задача-минимум для российских школ.

7 навыков родителей самостоятельных детей

Личностных и метапредметных результатов более 20 в каждом ФГОС общего образования, а навыков Стивена Кови всего 7. Это ещё одна причина, почему мне нравятся «7 навыков». Работать в двадцати направлениях одновременно невозможно. Удерживать в голове столько целей тоже нельзя. А семь навыков может запомнить даже пятилетний ребёнок: именно с этого возраста в некоторых странах обучают детей «7 навыкам».
Книга о внедрении «7 навыков» в школах называется «Лидер во мне». Согласно классическому определению, лидер – это человек, который ведёт за собой команду к общей цели. В этом смысле в школе нет и не может быть лидеров среди детей, потому что у каждого ученика своя цель – свой аттестат со своими оценками. Дети просто учатся рядом, а не идут к общей цели.

Есть ещё понятие персонального лидерства. Персональный лидер – это человек, который ведёт всего одного человека – самого себя – к своим целям. В этом смысле любой ребёнок в школе может быть лидером. Есть немало пассивных людей, которые не имеют чётких целей, ни к чему не стремятся. Такие люди не являются персональными лидерами.  Они ведомы, легко подвергаются влиянию окружающих, в том числе – негативному.

Школа А. Б. Комбс в Северной Каролине США одна из первых стала использовать «7 навыков» как основу воспитательной системы. Это была школа с углублённым изучением отдельных предметов. Когда в неё пришёл новый директор Мюриэл Саммерс, школа находилась в кризисном состоянии. Ей поставили задачу определить стратегию развития школы: либо отказаться от статуса школы с углублённым изучением отдельных предметов, либо определить, какие предметы наиболее привлекательны для участников образовательных отношений.

В результате опросов родителей, учеников, учителей, бизнесменов было принято необычное решение: начальная школа А. Б. Комбс – это школа с углублённым изучением лидерства. В Америке это звучит так же необычно, как и в России.

Человек, практикующий «7 навыков» – это персональный лидер. Школа, которая учит всех детей «7 навыкам», учит всех детей быть персональными лидерами.

Деятельность

Одно из базовых понятий отечественной педагогики и психологии – деятельность.

Деятельность состоит из пяти этапов:

  1. осознание своих ценностей и потребностей;
  2. постановка целей;
  3. разработка плана достижения целей;
  4. реализация плана, действия;
  5. оценка результатов своих действий.

Первые три навыка описывают всю эту цепочку деятельности. Эти три навыка Стивен Кови называет «личной победой», овладение ими приводит к независимости. Ребёнка, который овладел первыми тремя навыками и научился управлять всеми этапами своей деятельности, безусловно можно назвать лидером. До такого уровня далеко не все взрослые поднимаются. Но научить этому можно и ребёнка.

7 навыков родителей самостоятельных детей

Многие родители и учителя заботятся только о четвёртом этапе деятельности – действиях. Взрослые говорят детям, что нужно сделать, и добиваются исполнения, послушания. Ребёнку сказали сделать – он сделал. Не сказали сделать – он не сделал. Это ужасный результат воспитания. Так лидера не вырастить.

Хороший результат воспитания – это самостоятельный ребёнок. Ребёнок, который делает всё правильно сам, даже если от него никто не требовал никаких действий, и никто не узнал о его действиях.

Обучая детей «7 навыкам» мы обучаем их деятельности.

Не нужно изолировать ребенка абсолютно от всех проблем

Конечно, есть проблемы, которые касаются только взрослых людей, и действительно, втягивать в них детей не рекомендуется. Но зачастую родители стремятся оградить свое чадо практически от всех проблем. Такой подход является в корне неправильным: полагаясь на то, что родители всегда решат все проблемы за него, ребенок никогда не научится решать их самостоятельно. Случается так, что в какой-то момент, перед ребенком возникает какая-то проблема, а родителей в это время нет рядом. И вот тут психика малыша может сильно пострадать, так как он не готов к суровой действительности, и не способен самостоятельно принять какое-либо решение.

В данном случае главная задача родителей – помочь крохе решить возникшую проблему самостоятельно, но при этом помогать ему советами, направлять ребенка, хвалить за успешное решение возникшего вопроса. Впрочем, похвала уместна и в том случае, если проблема, не смотря на все усилия ребенка, пока осталась не разрешенной: ведь малыш очень старался и у него обязательно все получится!

Нельзя критиковать ребенка

Жесткая критика со стороны родителей только усугубит сложившуюся ситуацию: ребенок обидится и замкнется в себе, так как решит, что его просто не понимают (точнее не хотят понимать) и достучаться до него станет еще сложнее. Для того чтобы не обидеть своего малыша, но в то же время указать на его ошибки или неправильное поведение, можно придумать какую-нибудь поучительную историю или сказку

Важно, чтобы в главном герое малыш нашел сходство с собой, и тогда он сможет сам сделать соответствующие выводы

К примеру, если кроха не любит и не хочет умываться, убирать свои игрушки, наводить порядок в своей комнате, можно придумать и рассказать ему сказку о том, как жил однажды медвежонок (любой другой персонаж – слоненок, собачонок, котенок), который был очень нечистоплотным (не умывался, не убирался в комнате и т.д.). И из-за его поведения с ним перестали общаться его друзья и больше не приходят к нему в гости. Обычно такие поучительные истории действуют на детишек намного эффективнее, чем прямая критика и скандалы.

Мягкие навыки

Всё чаще и чаще говорят о мягких навыках («soft skills) и их возрастающей значимости. Профессиональных знаний (твёрдых навыков) уже абсолютно недостаточно для успешной профессиональной деятельности. Современный специалист должен уметь себя мотивировать, ставить цели, разрабатывать план деятельности, дисциплинировать себя, оценивать эффективность своего труда, ладить с коллегами, управлять своими эмоциями, договариваться, искать и анализировать информацию.

Нетрудно заметить, что всё это очень похоже на «7 навыков», которые охватывают большую часть «soft skills».

7 навыков родителей самостоятельных детей

Технология внедрения

Никто не мешает любому педагогу учить детей «7 навыкам». Но очевидно, что эффективность возрастёт многократно, если этим занимается вся школа. Стивен Кови называет это «всепроникающим подходом», что созвучно понятию «метапредметных результатов» ФГОС. Для вовлечения всего коллектива нужна активность администрации школы.

Стивен Кови опытный бизнес-консультант. Он помогал мелким, средним и крупным компаниям осуществлять позитивные изменения внутри организаций. Также он изучил успешный опыт внедрения «7 навыков» в школах Северной Америки и Азии. В книге «Лидер во мне» он описывает этапы внедрения «7 навыков» в школе и даёт ценные рекомендации.

Эффективное внедрение «7 навыков», как и любые изменения в любой организации, должно пройти 4 этапа:

Обучение

Ирина Михайловна Узянова
Семинар-практикум
Педагог-психолог общеобразовательного учреждения. Содержание работы от А до Я: системный подход

Участвовать

Этап 1: Вселяйте доверие. Чтобы учить детей «7 навыкам», учителя должны сначала сами овладеть ими, демонстрировать их применение личным примером. Это вызовет доверие учеников.

Этап 2: Проясняйте цель. Чтобы в организации произошли перемены, сотрудники должны чётко понимать, зачем эти перемены нужны? Мне нравится такая цель школы: помочь ученикам подготовиться к жизни в XXI столетии.
Нужно определиться с индикаторами эффективности, сроками, средствами, способами, ролями.

Этап 3: Настраивайте системы. Критически важный этап. Нужно привлечь педагогов и родителей к внедрению «7 навыков». Если коллектив сопротивляется, воспринимает «7 навыков» как лишнюю, дополнительную работу, то ничего не получится. Нужно правильно распределить обязанности и ответственность, в том числе среди учеников. Нужно решить, как и когда обучать «7 навыкам» учителей, учеников и родителей. Все должны понимать систему поощрений и наказаний.

Этап 4: Высвобождайте талант. «Леса были бы немы, если бы дозволялось петь только самым лучшим птицам» (Генри Дэвид Торо). Администрация должна поощрять инициативу учителей, учеников и родителей. Человеческие ресурсы – залог эффективности любой организации. Директора должны уметь использовать не только руки подчинённых, но и их умы и сердца для достижения целей школы.

Навыки родителей самостоятельных детей

Мой подход в воспитании детей изменился благодаря одному откровению. Однажды мой муж вспомнил свое детство: «Каждый раз, когда мы спрашивали у отца значение какого-либо слова, он брал словарь и предлагал узнать его вместе».

Помните Библейскую притчу? «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда».

Очень важно воспитывать детей так, чтобы они могли справляться с посильными жизненными задачами без посторонней помощи

7 навыков родителей самостоятельных детей

НАВЫК №1. Родители самостоятельных детей стоят позади них, чтобы решать задачу вместе, а не вместо ребенка.

НАВЫК №2. Родители самостоятельных детей задают вопросы не реже, чем предлагают готовые ответы.

Задавая вопросы по существу проблемы, вы приучаете ребенка искать решения, вместо того, чтобы расстраиваться и ждать помощи извне. Например, такие вопросы мы используем в нашей семье: — Как ты думаешь, что сейчас не так, как хотелось бы? — Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию? — Можем ли мы что-то улучшить в твоей идее, работе? — По твоему мнению, почему этот человек поступил так? — А ты согласен с оценкой этого человека? Почему? — Это было обдуманным решением?  — Как ты думаешь, почему ты смог (не смог) это сделать?  — Что ты можешь изменить в похожей ситуации в будущем? Ответы, которые человек находит самостоятельно, опираясь на свои чувства и опыт, всегда мудрее, чем шаблонные суждения, навязанные другими людьми.

НАВЫК №3. Родители самостоятельных детей превращают критические замечания в развивающую игру.

Вместо того, чтобы читать нотации и запрещать что-либо, гораздо эффективнее поразмышлять о возникшей проблеме вместе с ребенком, читая вместе книгу или разыгрывая ситуацию с помощью любимых игрушек. Часто это выглядит так, будто вы предлагаете ребенку оценить всё со стороны и найти выход, отделив проблему от личности ребенка при помощи выдуманного сюжета.

НАВЫК №4. Родители самостоятельных детей позволяют им учиться на своих ошибках, несмотря на то, что это неприятно.

Когда-то в детстве мне пришлось многое вытерпеть от учительницы английского языка. Родители с сочувствием выслушивали мои обиды, каждый раз уговаривая продолжать учебу. К концу года я не только знала английский так, как не смогла бы выучить в другом месте, но приобрела еще более важные знания в области межличностных отношений. Нужно понимать, что ребенок встретит множество трудных людей на своем пути, и ему нужно уметь общаться с ними

Важно уже в детстве развивать у ребенка интуицию, терпимость и рассудительность, пока у нас, родителей, есть возможность пройти эти испытания вместе с ним

НАВЫК №5. Родители самостоятельных детей не ограждают их от наказания, которое естественным образом последовало за неразумными действиями. Каждый должен учиться исправлять результаты своих ошибок.

НАВЫК №6. Родители самостоятельных детей терпеливо воспринимают их неудачи.

Для того, чтобы ребенок научился находить свои собственные, нестандартные решения, важно оградить его от ненужных оценочных суждений. Разве можно создать что-то новое, ни разу не ошибившись? Ребёнок должен понимать, что ошибаться – это нормально

Родителям для этого нужно переориентировать свое внимание с ошибок и недостатков на возможности поиска новых, более эффективных решений

НАВЫК №7. Родители самостоятельных детей постепенно отстраняются от участия в решении проблем, позволяя ребенку брать на себя все большую ответственность.

Дети способны не только найти подходящий маршрут, выбрать себе меню или гардероб, они могут оказаться хорошими советчиками в решении наших взрослых проблем.

Когда мы что-нибудь доверяем им, они учатся доверять самим себе. Чувство ответственности, умение сотрудничать, активность и лидерские качества формируются в детстве.

Несмотря на то, что нам самим их порой не хватает, мы можем помочь в этом развитии своему ребенку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий