Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 12 октября 2021

5 самых распространенных ошибок в уходе за новорожденным ребенком

Ошибка 4. Сразу принимать антибиотики

Несмотря на то, что простудные заболевания – вирусного происхождения, а антибиотики на вирусы не действуют, многие родители предпочитают лечить простуды именно этими препаратами. При этом мамы и бабушки настолько уверены в своих знаниях, что сами прописывают малышу антибактериальный препарат. Между тем инфекционисты бьют тревогу: из-за доступности антибиотиков и чрезмерной любви к ним населения устойчивость бактерий к лекарствам достигла такого размаха, что скоро серьезные и угрожающие жизни заболевания просто нечем будет лечить.

Как надо: единственно верный метод – обратиться к врачу, который, видя, что к вирусной инфекции присоединилась бактериальная, пропишет антибиотик, необходимый в вашем случае.

Отсутствие элементарных знаний

«Каждый раз, когда я нахожусь на дежурстве в детской больнице или когда ко мне приносят на прием новорожденного, я ловлю себя на мысли, что родители задают одни и те же вопросы снова и снова. Поразительно, что многие родители знают все обо всех моделях колясок той или иной торговой марки, но очень мало кто задумывается о тонкостях ухода за ребенком. А ведь существует очень много источников, из которых современные родители могут подчерпнуть полезную информацию о том, как надо ухаживать за новорожденным. Не думайте, что все придет исключительно с опытом. В процессе приобретения такого опыта вы набьете много «шишек», а ведь речь идет о вашем ребенке! Поэтому я призываю родителей как можно активнее самостоятельно добывать информацию, чтобы к моменту рождения ребенка они  были вооружены знаниями, а не надеялись на то, что все придет само собой. А о том что непонятно, не стесняйтесь спрашивать и переспрашивать вашего педиатра».

Как облегчить быт молодой маме?

Стиральная машина — ваша лучшая подруга в это время. Берегите ее и любите как члена семьи. Она экономит ваши силы и время, хорошо делая свою работу. Больше того: в принципе она выполняет всю необходимую работу по уходу за младенческими вещами. Я намекаю на то, что гладить пеленки и распашонки после стирки необязательно. Понятно, что вы «не представляете себе, как можно спать на неглаженых простынях», и «как это можно надеть на младенца ползунки, не отутюжив их?». Но на всякий случай сообщу: в роддоме вашего новорожденного подмывали водой прямо из крана! И он выжил. Так что польза от «стерилизации» пеленок утюгом сомнительна. Подумайте о том, что микробы снова осядут на детских вещах буквально через пару минут после глажки. Если в течение дня у вас нет времени на поддержание ваших былых высочайших стандартов в области глажения белья, то ни один утюг не стоит того, чтобы предпочесть его часу-другому сна.

Что касается порядка в доме, то его по возможности лучше поддерживать постоянно — ничто не влияет хуже на мысли в голове, чем хаос вокруг. Я уж не говорю о вреде пыли для младенцев и их мам.

Идеально, если ребенок соглашается поспать днем на балконе (если, конечно, ваш балкон не выходит на какое-нибудь оживленное шоссе). На улице дети обычно спят крепче и лучше. А вы получаете бесценное время для домашних дел. Если же вместо того, чтобы часами сопеть в две дырочки, дитя рисует вам индейскую народную избу «фигвам», придется хитрить.

15 минут можно выгадать, если заинтересовать младенца мобилем. Примерно столько же — если деточка проникнется развивающим ковриком. Какое-то время вы получите, пока ребенок будет наблюдать за вами из шезлонга или автокресла. И говорите, говорите! Пока вы болтаете, он спокойнее. А вы тем временем нарежете картошечку для супа.

В случае особо циничного младенческого бунта примотайте к себе ребенка слингом или наденьте кенгуру. Вы можете пылесосить, мыть полы и посуду, при некоторой сноровке, готовить еду и даже ее есть (осторожнее с горячим). Скорее всего, мелкий бунтарь уснет быстрее, чем вы закончите с делами.

Слинг или кенгуру спасут вас во многих ситуациях, когда помочь некому, а нужны свободные руки. Это хорошая альтернатива коляске на улице, если вы самостоятельно не можете вынести детское транспортное средство из дома или затащить его на крыльцо магазина. Вопреки ожиданиям, ношение детей первых месяцев жизни на себе — задача вполне подъемная для среднестатистической матери.

3. Не приучать к рукам

          Новорожденные дети еще не умеют манипулировать. Их жизненная необходимость, чтобы рядом был взрослый, который о них позаботится. Ведь малыш еще пока не умеет передвигаться, самостоятельно кушать, обеспечивать свою безопасность и даже заснуть. Без тебя ему просто не выжить и он это понимает. Поэтому будет кричать, пока не почувствует безопасность в твоих руках. 

       Подумай о своем маленьком ребенке, который только что вошел в этот страшный, холодный и большой мир, впервые увидел яркий свет и услышал громкие звуки. Дай максимум любви и обнимашек, которые нужны ему в первые пару месяцев.

         Со временем ты научишься чувствовать младенца и отличать крик с требованием внимания от крика необходимости.

Создавать атмосферу стерильности

          Забудь о том, что говорят бабушки. Мыть полы 3 раза в день, гладить пеленки с двух сторон, кипятить игрушки после каждого использования – все это абсолютно не нужно твоему ребенку.

      Первое время, конечно необходимо стерилизовать бутылочки и соски для новорожденного вручную или при помощи стерилизатора, что конечно удобнее. Но после 3 месяцев достаточно просто промыть водой с моющим средством для детской посуды. 

      Твой малыш должен сталкиваться с бактериями и микробами, чтобы его иммунитет креп и развивался. Рано или поздно он все равно пойдет в садик или на детскую площадку, где ему придется столкнуться с вирусами и бактериями и он должен быть к этому готов.

Долой корочки!

В первые месяцы после рождения на голове у малыша могут образовываться желтоватые корочки – это следствие нескоординированной работы сальных желез. Явление это очень распространенное, для здоровья не опасное, однако требующее правильного ухода. Ошибка молодых родителей чаще всего заключается в том, что они начинают «сковыривать» эти корочки, чего нельзя делать ни в коем случае, ведь у малышей такая нежная и ранимая кожа, которую очень легко травмировать. А где травма, там и воспаление (особенно учитывая тот факт, что под ногтями родителей скапливается огромное количество бактерий).

Что делать: аккуратно помыть голову ребенка теплой водой и мягким детским шампунем, после чего промокнуть ее полотенцем. Вытирать насухо не нужно, следует нанести детское масло, прокипяченное на водяной бане, а затем надеть чистую хлопчатобумажную шапочку. Это помогает размягчить корочки, после чего их проще удалить. Делать это следует детской расческой, аккуратно отделяя чешуйки и не причиняя ребенку дискомфорта. Часто корочки не удается удалить за одну процедуру, но торопиться не стоит.

Другие статьи раздела:

  • Кризис 7 лет
  • Аптечка для новорожденного. Что в ней должно обязательно быть?
  • Как дать ребенку лекарство: 5 правил

Пребывание ребенка в одном и том же положении

«Есть одна вещь, которую я часто замечаю у младенцев в возрасте 6 месяцев – череп ребенка приобретает заметное уплощение. Все дело в том, что мамы, начитавшись о пользе для правильного формирования позвоночника ребенка сна на спине, или же просто боясь лишний раз прикоснуться к нему, имеют тенденцию класть ребенка в кроватку всегда в одном и том же положении. Из-за этого вес тела младенца всегда падает на одну и ту же часть его черепа. А между тем известно, что кости черепа у новорожденных еще достаточно мягкие и способны к деформациям. Родители! Не бойтесь иногда класть своего ребенка в кроватке на тот или другой бок и даже на животик (когда он не спит)».

Регулярно читать нотации

Еще одна типичная ошибка родителей — верить в особую силу воспитательных бесед. «Вот я ему говорю-говорю: прибирай игрушки/делай уроки вовремя/предупреждай, когда задерживаешься, а он все равно не делает», — часто сетуют мамы, и неудивительно. Нотации быстро превращаются в фон, на который можно не обращать внимания. Куда лучше ребенок учится не на словах, а на реальном опыте или на примере близких.

Чем в сотый раз повторять одно и то же, лучше проверить, все ли члены семьи сами соблюдают предъявляемые к ребенку требования. Понимает ли ребенок, как сделать то, чего от него хотят, или его надо сначала научить сортировать игрушки по ящикам/планировать время и т. д.? И, наконец, подумать, есть ли у чада мотивация делать то, что вы от него хотите. Что будет, если школьник вовремя сделает уроки: свободное время, чтобы поиграть, или дополнительные занятия? А что будет, если не вымыть за собой чашку: мама поворчит и вымоет сама, или добавит в раковину свою посуду и попросит помыть то и другое?

Позволять всем прикасаться к вашему новорожденному ребенку

        Все родственники, друзья и другие близкие люди захотят прийти к вам и вашему ребенку в первые несколько недель, когда ты вернешься домой из роддома. Однако и взрослые, и дети могут принести микробы, которые не столь серьезны для них, но могут иметь серьезные последствия для новорожденных.

        Ты никогда не  будешь слишком осторожной с безопасностью твоего ребенка. Поэтому постарайся ограничить воздействие окружающих в течение первых недель жизни или убедись, что посетители использовали качественное антибактериальное мыло, прежде чем прикасаться к ребенку

Кроме того, убедись, что у гостей нет даже малейшей простуды или кашля.

Что малыш умеет к концу первого месяца

Во время первого месяца жизни новорожденного важно следить за весом: в среднем, он увеличивается на 20 граммов в день. 90–150 граммов в неделю — норма прибавки для малыша.. Чтобы развитие проходило в соответствии с нормой, ребенку нужно выпивать около 700 мл молока

Если малыш набирает меньше положенного, педиатр помогает корректировать питание, назначает обследования.

Чтобы развитие проходило в соответствии с нормой, ребенку нужно выпивать около 700 мл молока. Если малыш набирает меньше положенного, педиатр помогает корректировать питание, назначает обследования.

Также у ребенка проявляются новые рефлексы. Врожденные вроде чихания, моргания, зевоты формируются в утробе и остаются на всю жизнь. На 1 месяце жизни малыш приобретает еще несколько рефлексов. Врачи выделяют восемь основных:

  • Сосательный — сосательные движения появляются, если провести пальцем или соской вокруг губ малыша. Он особенно важен в течение первого года жизни.
  • Поисковый — кроха поворачивает голову, если погладить по щеке. Он, как и сосательный, тесно связан с инстинктом поиска пищи.
  • Хватательный — если прикоснуться к ладошке ребенка, он крепко хватает пальцы взрослого.
  • Плавательный — малыш двигается, словно во время плавания, если положить его на живот.
  • Рефлекс ходьбы — если придерживать ребенка под руки так, чтобы он касался поверхности ногами, малыш будет имитировать ходьбу.
  • Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) — если надавить грудничку на ладонь, он повернет голову и откроет рот.
  • Рефлекс Бабинского — если провести пальцем по внешней стороне стопы, пальцы расходятся веером, а ребенок шевелит стопой.
  • Рефлекс Моро — малыш сводит и разводит руки и ноги, когда слышит внезапные громкие звуки.

Также в первый месяц жизни у новорожденного получается удерживать голову, лежа на животе. Он поворачивается к источнику света, расположившись на спине. Движение глаз более плавные и координированные. В зависимости от психологического климата грудничок определенным образом реагирует на родителей:

Различает голос мамы и папы среди других, эмоционально реагирует на привычный звук.
Наблюдает за предметами и лицами, хватает пальцы родителей или игрушки. Первым улыбается маме, когда та склонилась над кроваткой.
«Отвечает» на голос мамы отдельными звуками, особенно когда к нему обращаются с ласковой интонацией

Поэтому важно заботиться о ребенке, показывать ему свою любовь.

Однако если некоторые признаки не описывают вашего малыша, это не повод для беспокойства. Педиатр доволен его состоянием? Значит, всё в порядке. Дети отличаются в своем развитии и не всегда похожи друг на друга. Просто дайте ребенку время проявить себя.

Купание в розовой воде

Довольно часто на прием приходят «правильные и ответственные мамочки», которые гордо рассказывают мне о том, что ежедневно купают кроху в растворе марганцовки. «Для здоровья, для профилактики инфекций» – вот их слова и объяснения. На самом деле это не только не полезно, но и может навредить малышу. Купать в марганцовке нужно лишь до того момента, пока не заживет пупочная ранка. «Розовая вода» сильно подсушивает кожу и при длительном использовании может приводить к шелушению. Это, кстати, касается и настоя череды. С травами вообще нужно быть осторожными и не использовать их без назначения доктора – они могут стать причиной сухости кожи и аллергических реакций. Что делать: купать ребенка после заживления пупочной ранки в обычной теплой воде. Моющие средства, пенку или мягкий гипоаллергенный гель следует использовать раз в неделю. Чаще этого делать не стоит, чтобы не лишать кожу малыша ее естественной защиты.

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка

Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе , и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на “ожидаемое” (т.е. предусмотренное генетически) и “парадоксальное” (несоответствующее генетической программе).
Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка.
Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям проведенным и описанным Науменко Е.В. и другими авторами “даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям” в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.
Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, “способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни”. По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, “миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития”

Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депревация и гипоксия или асфиксия.
Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики

Ошибка 1: Сразу сбивать повышенную температуру жаропонижающими препаратами

Некоторые взрослые привыкли пичкать себя лекарствами при первых симптомах болезни, но ребёнку такой подход скорее навредит. Детский организм учится самостоятельно бороться с вирусами и инфекциями, а повышение температуры – его естественная реакция. Жар может быть вызван острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), которые сопровождаются кашлем, насморком и головной болью. Для борьбы с ними в крови вырабатывается противовирусное вещество интерферон, оно блокирует возбудитель инфекции и помогает макрофагам (клеткам иммунной системы) убивать вредные микроорганизмы. При этом ребёнок капризничает, а взрослым хочется облегчить страдания любимого чада.

Но прежде чем что-то предпринимать, врачи советуют разобраться, как именно лихорадит малыша: лихорадка бывает розовой и белой.

При розовой лихорадке ребёнок горячий и ему жарко. Сосуды расширяются, организм борется с инфекцией и активно избавляется от лишнего тепла. При розовой лихорадке помогают физические методы охлаждения. Но если ребёнку ещё нет трёх месяцев, лучше незамедлительно обратиться к врачу.

Если лихорадка белая, то высокая температура сопровождается бледной кожей. При белой лихорадке физические методы охлаждения могут навредить, поэтому лучше сразу обращаться за медицинской помощью. То же самое необходимо сделать и когда жар сопровождают сыпь, интенсивная головная боль, бледность, тошнота или рвота.

Если физические методы не помогают: температура продолжает повышаться или долго держится на отметке 38°C у новорожденных и 39°C у малышей старше трёх месяцев, педиатры рекомендуют жаропонижающие препараты.

Обычно их два – парацетамол и ибупрофен. Оба средства действуют по принципу анальгетиков и сбивают температуру. У каждого из них есть свои противопоказания и положительные свойства, поэтому лекарство и дозировку ребёнку должен назначить опытный врач-педиатр. Парацетамол вредит печени при чрезмерном употреблении, а ибупрофен противопоказан детям младше трёх месяцев. Перед применением лекарственного средства следует проконсультироваться с врачом и ознакомиться с инструкцией (Крамарев С.А. «Лечение лихорадки у детей», Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца г. Киев, УДК 616.91/.93-053.2-085.4).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий