Новые веяния
Современный мир живет по своим законам, внося коррективы во все сферы жизни человека. И если затрагивать тему детского сада, то здесь особенно ярко заметны изменения. Мы больше не воспринимаем сад только как безопасный способ передержать ребенка, пока мы на работе. Мы больше не стесняемся задавать вопросы воспитателям, и открыто выражаем свое недовольство, если что-то нам не нравится. Мы хотим больше знать о том, чем занимается в саду ребенок, у нас есть возможность доносить свои пожелания до руководства сада и влиять на разные аспекты его обустройства.
С другой стороны, современные родители тоже сильно изменились. Общество больше не выдвигает строгих норм и стандартов для жизни, а скорее, подчеркивает наше право на разнообразие различных моделей поведения. И если в одной семье царит строгий режим и контроль, другая семья считает своими ценностями свободу и расслабленность по поводу большинства жизненных вопросов. Можно только представить, насколько разные требования будут предъявлять эти семьи к детскому саду в отношении своих детей…
Конечно, большинство детских садов, идя в ногу со временем и учитывая высокие ожидания родителей, сильно изменились. Изменения в лучшую сторону произошли и в обучающих программах, и оснащении групп, и подборе воспитательского персонала. Однако недопонимание и даже конфликты между родителями и педагогами все равно возникают. Главная трудность в том, чтобы научиться искать компромисс и выражать свои мысли в дружелюбной форме. Эти навыки необходимо развивать, ведь если нам не понравился салон красоты, мы можем пойти в другой, а поменять детский сад сложнее: ребенок привыкает к месту, к воспитателям, среди одногруппников у него появляются друзья. Давайте рассмотрим ситуации, которые раздражают родителей чаще всего, и поразмышляем вместе, как можно сгладить острые углы.
1. «Просят принести одинаковую форму для физкультуры. Не вижу в этом смысла!»
В детском саду родителей часто просят приносить для занятий спортом шорты и футболку определенного цвета. Многие родители считают такое требование пережитком советской эпохи и недоумевают: откуда берутся такие жесткие стандарты? Нравится вам это, или нет — в детском саду существуют свои порядки и правила относительно детской одежды. Она должна быть по размеру ребенку, легко одеваться и сниматься, иметь простые застежки. Все это облегчает воспитателю задачу быстро переодеть или собрать ребенка на прогулку. Однако удобная одежда не снимает с родителей задачу учить детей запоминать, что именно и в какой последовательности нужно одевать перед выходом на улицу, а так же день за днем тренировать ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно. Чем раньше ваш малыш научится это делать сам, тем легче будет воспитателю.
Рассказать о своих чувствах
Часто родители начинают чувствовать себя неловко, когда узнают, что их ребенку неприятно, когда они ссорятся. Иногда это заметно снижает частоту возникновения будущих скандалов
Но говорить о чувствах нужно осторожно! Нельзя кидаться громкими словами, обвинять кого-либо, говорить, что ненавидишь родителей, и тому подобное. С родителями нужно говорить спокойно, желательно за совместным ужином. Мама и папа уже должны успокоиться после конфликта
Ребенок должен постараться до них донести, что ему неприятно, когда они ссорятся, и ему не хотелось бы, чтобы в его семье такое происходило. Обычно после такого разговора родители начинают чувствовать себя виноватыми и уже воспринимают свое дитя взрослым человеком
Мама и папа уже должны успокоиться после конфликта. Ребенок должен постараться до них донести, что ему неприятно, когда они ссорятся, и ему не хотелось бы, чтобы в его семье такое происходило. Обычно после такого разговора родители начинают чувствовать себя виноватыми и уже воспринимают свое дитя взрослым человеком.
Анализ взаимодействия с семьями
Проведя анализ тематической литературы, мы определили, что сегодня взаимодействие с семьями детей изучается достаточно широко. Причем этому вопросу уделяет достаточно времени как педагоги, так и психологи.
Например, Т. Данилина подробно пишет о том, какие трудности могут помешать развивать полноценное взаимодействие с родителями детей.
Т.Антонова описывает систему методически подходов, благодаря которым можно правильно организовать сотрудничество педагогов семьями.
Н.В. Глушко посвятила некоторые работы тому, чтобы опубликовать конкретные методики решения этой проблемы.
Выстраивание отношений с родителями – не всегда легкий процесс. Обычно трудности могут возникнуть из за того, что обе стороны имеют неоправданные ожидания друг ко другу. Родители, к примеру, могут не доверять воспитателям. Либо педагоги некорректно проводят работу с семьями детей.
Если возникают взаимные недопонимания, то это создает дополнительные трудности для самих детей. Исследование тематической литературы подтвердило, что есть потребность в том, чтобы найти новые методы взаимодействия с родителями дошкольников
Очень важно создавать и использовать такие подходы и методы, которые позволят ненавязчиво включить в работу образовательного процесса семьи детей
Благодаря этому можно решить модернизационные задачи, стоящие сегодня перед всей образовательной системой. Поэтому мы считаем, что поиск и внедрение эффективных приемов работы представителей детского сада с родителями дошкольников очень актуальны.
Демонстрирование своего превосходства
Взрослые часто демонстрируют своим детям собственное превосходство, чем вызывают у них чувство неполноценности и унижения, досаду и обиду. Это можно пояснить на примере такой ситуации, когда один из родителей, отняв игрушку у ребёнка, кладёт её на шкаф или туда, откуда малыш её сам не сможет достать. Что в это время происходит с ребёнком? Он в отчаянии, он чувствует собственное бессилие и глубокую обиду, у него начинается настоящая истерика. Нужно помочь крохе справиться со своими чувствами, а родители ещё больше усугубляют положение, оставляя его одного, чтобы он обдумал своё поведение.
Что делать, если родители постоянно ругаются?
Конечно, в глобальном смысле дети не смогут изменить ситуацию. Взрослые не полюбят друг друга снова, если решат расстаться. Но пока ситуация не дошла до такого, можно попытаться помирить родителей и сделать так, чтобы они поменьше ссорились.
Часто разногласия происходят из-за бытовых мелочей. Чтобы мама и папа не конфликтовали по этому поводу, можно хотя бы часть обязанностей взять на себя. Например, мыть посуду, пылесосить, делать влажную уборку, забирать из садика брата и так далее.
Можно разнообразить семейную жизнь, предложив маме и папе почаще проводить время вместе. Развлечения могут быть любыми, но обязательно совместными, чтобы участие принимали родители и дети. Это может быть пикник, поход в кино, прогулка, поход, спортивные игры и многое другое.
Иногда маме и папе нужно провести время только вдвоем. Поэтому время от времени можно делать для них сюрпризы. Например, подарить билеты в театр, на концерт, приготовить для них вкусный ужин. Так они вспомнят молодость и больше сблизятся друг с другом. Для подготовки сюрпризов можно подключать других близких родственников (например, бабушку или тетю).
Также психологи советуют расспросить родителей о том периоде, когда они были молодыми и у них только-только появились дети. Это поможет вспомнить им о лучших моментах жизни, как они были влюблены друг в друга, ожидали первых слов и шагов ребенка и многое другое. Возможно, папа и мама решат изменить свое поведение, чтобы в семье был мир, как и раньше.
Эти общие советы можно использовать в том случае, когда родители часто ругаются. Что делать конкретно в том или ином случае, зависит от ситуации. Подробные рекомендации для решения проблемы может дать школьный психолог.
Последствия частых ссор
Психологам нередко приходиться рассказывать родителям, к чему приводят постоянные домашние скандалы. Ребенок начинает заикаться, становится тревожным, замкнутым и раздражительным. У него появляются ночные кошмары, нервный тик и энурез. Может возникнуть как одно нервное расстройство, так и целый комплекс. Иногда внешне последствия никак не проявляются. Но со временем можно заметить, что ребенок проявляет неуважение к одному или обоим родителям. Часто дети копируют модели поведения и уже в своей семье, будучи взрослыми, постоянно скандалят. Поэтому родителям нужно принять все меры и заняться своими взаимоотношениями, чтобы они не повлияли на детей негативным образом.
Итак, теперь известно, что делать, если родители ругаются. Ребенку нужно понять, что ссоры – это нормально, и не вмешиваться в них. Лучше заниматься своими делами и постараться отвлечься от конфликта. Ребенок может помочь маме и папе только косвенно: выполнять домашние обязанности, предлагать вместе проводить время, делать приятные сюрпризы. Никогда нельзя себя винить в родительских ссорах и упоминать семейные проблемы при посторонних. Если же существует реальная угроза жизни, то об этом просто необходимо сообщить родственникам, учительнице или в полицию.
Ошибки родителей
Или «что не надо делать родителям». Чтобы не усугубить ситуацию и разрешить конфликт без жертв, вы не должны:
Сразу вмешиваться, как только услышите первые возмущенные фразы;
Если это способ привлечь ваше внимание – следуйте советам выше. Но бывает и так, что ребята сами разрешают ситуацию, вам надо только потерпеть, подождать, как она будет разворачиваться дальше. Кричать;
Кричать;
Это — худший вариант. Дети приобретают неуверенность в себе и страх перед взрослыми. И еще кучу комплексов. Да и взаимопониманию это точно не поможет.
Вставать на сторону одного ребенка;
Отчитываете – отчитайте обоих. Одного за то, что донимает, второго – что кричит громко. Например. Потом, когда будет время и они успокоятся, можно провести с каждым разговор. Но не сразу.
Применять телесные наказания;
Помню из детства мамины горящие злостью глаза, когда она не кричала, но шлепала. И совершенно не хочется, чтобы собственные дети испытали это. Уж лучше напрячься и найти к ним подход.
Игнорировать;
Дети же не дураки, понимают, что вы их слышите и видите
И начинают иногда назло еще больше ругаться, чтобы хоть как-то обратить на себя ваше внимание
И, если в конце концов вы сорветесь – их цель будет достигнута, и в другой раз они начнут добиваться внимания только этим способом. Ну а не сорветесь…будут считать, что они вам не нужны, не любимы.
Лучший способ прекратить ссору – развести детей по разным комнатам и оставить на несколько минут в одиночестве. Потом поговорить с каждым отдельно, когда они уже успокоятся и будут в состоянии правильно воспринимать ваши слова.
Удачи вам в разрешении конфликтов с детьми.
- Как заставить ребенка слушаться?
- Ребенок кусается в детском саду
- Ребенок боится других детей
МААМ-темочки: Консультации для родителей
Консультация для родителей «Лечение спортом» |
Консультация для родителей «Лечение спортом» В наше время одной из главных проблем является здоровья подрастающего поколения. Представления о здоровом образе жизни формируются в дошкольном возрасте, который является о главным в становлении личности человека…. |
Консультация для родителей средней группы «Этика поведения ребенка в ДОУ» |
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ: «Этика поведения ребенка в ДОУ» 5. 04. 18 Подготовила: воспитатель Овчаренко Марина Леонтьевна С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми ( дома, в дет/саду и т. д) и… |
Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии» |
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму ( барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового… |
Консультации для родителей.
Консультация для родителей «Организация семейного досуга» |
Становление и развитие человека начинается в семье. Семья-это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом… |
Консультация для родителей «Патологические привычки у детей дошкольного возраста» |
Консультация для родителей. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Нестабильность современного общества, экономические кризисы, социальная незащищенность нарушают семейные отношения, вследствие чего у детей возникает чувство страха, тревоги,… |
Консультация для родителей: 4 причины, из-за которых родители чаще всего ругают порядки в детских садах |
Консультация для родителей: 4 причины, из-за которых родители чаще всего ругают порядки в детских садах. Детский сад давно уже перестал быть заведением, главная обязанность которого была присмотр за детьми «с утра до вечера». В настоящее время детсад во многом… |
Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев». Рекомендации по проведению пальчиковых игр |
Консультация для родителей «Ум на кончиках паль цев» В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют… |
Консультация для родителей «Первый раз в цирк» |
В Нашем Челябинском государственном цирке с 9 марта проходят представления с участием артистов цирка Никулина, которые предлагают Нашему вниманию Международную… |
Консультация «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» |
Здоровье сберегающие технологии в ДОУ Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоят более чем остро. Несмотря на то, что словосочетание «Здоровье сберегающие технологии»и формирование здорового образа жизни стали привычными в беседах с родителями и… |
Консультация «Оздоровительные игры в детском саду» |
Оздоровительные игры для детей дошкольного возраста В рамках работы по оздоровлению дошкольников я применяю оздоровительные игры, которые не только способствуют физическому развитию детей, формируют необходимые навыки, координацию движений, ловкость и меткость, но и… |
МААМ-темочки: Лепка. Консультации для родителей
Мастер-класс для родителей «Мы рисуем пластилином!» |
Описание материала: мастер-класс рассчитан для родителей, воспитателей. Назначение: развитие творческих способностей детей, мелкой моторики, речевого общения, преодоление робости, неуверенности в себе. Цель: создание условий для общения с родителями, объединить их… |
Консультация для родителей «Лепка — занятие не только увлекательное, но и очень полезное для развития ребёнка» |
В настоящее время актуально возвращение к национальной памяти русского народа: старинным праздникам, традициям, ремеслам. Образование будущего должно соответствовать духовным и культурным потребностям человека. Одним из способов реализации данного направления… |
Консультация «Наши руки не знают скуки. Пластилиновая живопись» |
На сегодняшний день можно найти массу развивающих занятий для детей, но по мнению специалистов именно лепка лучше всего развивает тактильные ощущения, так как главным инструментом при лепке являются руки. Благодаря тому что ребенок мнет пластилин у него задействованы… |
Лепка. Консультации для родителей
Мастер-класс для родителей «Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей» |
Цель мастер-класса: знакомство с пластилинографией, получение новых знаний родителями и освоение их в практической деятельности. Задачи мастер класса: •… |
Фотоотчёт о конкурсе совместного творчества родителей с детьми «Природа — наше богатство» в технике пластилинографии |
Здравствуйте уважаемые коллеги! Пластилинографией я увлекаюсь очень давно. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Изготовление… |
Консультация для родителей «Лепка как один из основных способов развития мелкой моторики рук» |
С самого раннего детства необходимо развивать мелкую моторику рук. А она, в свою очередь, помогает развивать умственные способности малыша. Для развития мелкой моторики хорошо подойдут занятия лепкой. Ведь лепка – один из основных способов развития детской моторики…. |
Мастер-класс для родителей по пластилинографии «Весеннее настроение» |
Тема « Весеннее настроение» Цель : формирование у родителей представлений о пластилинографии, как нетрадиционном способе рисования. Задачи . • Развивать… |
Интегрированное занятие для родителей по развитию связной речи с элементами лепки «Весенние цветы» |
Цель: Побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы Научить изготавливать аппликацию из пластилиновых жгутиков Задачи: Речевые Способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию,… |
Фотоотчет о работе с родителями «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук младших дошкольников» |
В нашей группе прошло мероприятие ««Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук младших дошкольников». Актуальность мероприятия: По данным мониторинга в… |
Консультация для родителей «Рисуем пластилином — развиваем моторику» |
Рисование пластилином — замечательный посвоим возможностям вид изобразительнойдеятельности. Оно позволяет ребенку освоитьобъем, сделать картинку рельефной и за счетэтого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детскимпальчикам хорошую… |
Вынести опыт
Ты ведь уже слышал поговорку о том, что умный учится на своих ошибках, а мудрый на чужих. Хотя семейные ссоры – это неприятно, но они тоже дают бесценный жизненный опыт. Считай, что это еще один вклад любящих родителей в твое счастливое будущее. Они предоставляют тебе возможность на своем примере наблюдать со стороны за семейными конфликтами между супругами. Помнишь, мы говорили о дневнике, в который можно записывать причины ссор? Сохрани этот бесценный документ. Какие книги бы ты не читал в будущем, они не заменят тебе собственного опыта. Возможно, ты сейчас чего-то не понимаешь. Но пройдет время, и ты сможешь сделать правильные выводы из увиденного и услышанного. Тогда отношения в созданной тобой семье будут развиваться по лучшему сценарию, потому что ты будешь знать: ругань и ссоры — верный способ все разрушить.
Воспитательница ежедневно жалуется на вашего ребенка
Понятно, что без общения между родителями и детсадовскими воспитателями не обойтись. Каждый детский сад выработал свою форму такого общения. В каких-то детсадах это – периодические родительские собрания, кто-то – общается по старинке, беседуя непосредственно с воспитательницей, у кого-то налажена система общения в мессенджерах. Часто так случается, что беседы «с глазу на глаз» между воспитателями и родителями вызывают у родителей раздражение.
Иногда родитель раздражается из-за того, что воспитательница слишком подробно рассказывает обо всем, чем занимался ребенок в течение дня, будучи в садике. При этом она в основном делает акцент на том, что малыш баловался, не слушал воспитательницу, плохо кушал, не хотел спать и так далее, но ничего не говорит о ребенке положительного. Бывает и наоборот. В беседе с воспитательницей родитель не может услышать ни единой подробной фразы, ее комментарии сухие и поверхностные, из них совершенно невозможно узнать, как вел себя ребенок в течение дня, как он себя чувствовал и в чем нуждался.
Люди бывают разные. Одни – обладают способностью рассказывать обо всем логично, подробно и вместе с тем не зацикливаясь на несущественных мелочах, другие – таких способностей не имеют
Родителям очень важно выстроить отношения с сотрудниками детского сада. Если воспитательница чрезмерно словоохотлива и склонна зацикливаться на самых незначительных проступках вашего ребенка, можно попытаться поменять тему разговора и поинтересоваться, а что же хорошего за это время сделал ваш ребенок. Если же из воспитательницы, что называется, «слова не вытянешь», то в этом случае полезно задавать ей уточняющие вопросы
А вот если ни то, ни другое не помогает, то имеет смысл обратиться с претензиями к администрации детского сада
Если же из воспитательницы, что называется, «слова не вытянешь», то в этом случае полезно задавать ей уточняющие вопросы. А вот если ни то, ни другое не помогает, то имеет смысл обратиться с претензиями к администрации детского сада.
Перекладывание своей вины на детей
Порой во время сильного раздражения родители начинают ругать детей за то, в чём, по сути, они не виноваты. К примеру, мама забыла убрать со стола тарелку или чашку, а малыш, пробегая мимо, задел её, она упала и разбилась. Или другой случай – папа разрешил погладить соседского пса, а тот укусил малыша. И вот папа ругает ребенка – ты что, не знаешь, что собака может укусить? Кто виноват в этом случае? Разве ребёнок? За что его ругать или наказывать? Перекладывая вину с себя на детей, родители смогут добиться только одного – со временем их чадо станет поступать так же, он не будет признавать свои промахи. Думаю, каждый вспомнит такую ситуацию, когда ругать надо себя, а мы ругаем ребенка.
Что делать: пошагово
Далеко не все переживают из-за детских ссор. Есть те, кто пускает дело на самотек. Это – точно неверное решение. Что делать родителям при ссорах детей:
- Выявить причину. Присмотреться, в каких случаях возникают ссоры, из-за чего, когда чаще;
- Действовать аккуратно. Не стоит говорить «в лоб» — дети, вы ругаетесь, потому что вам скучно. Это не поможет. Доверительный разговор с каждым ребенком в отдельности, наводящие вопросы, примеры из своей жизни – вот то, что нужно;
- Не отклоняться от той линии поведения, которую вы выберете для решения ситуации. Один разговор не поможет. Надо постоянно поддерживать достигнутый результат;
- Когда дети ведут себя хорошо, вместе мирно играют – похвалите их. Для них это будет стимул на будущее.
Устранение причин
Как действовать в разных случаях, когда дети ссорятся между собой:
- В своем желании подражать, ребенок руководствуется только тем, что других примеров у него нет. Станьте для него примером, расскажите, какими вы были в детстве, чем занимались, что вам было интересно;
- А старшему отдельно объясните, что не надо каждый раз злиться, потому что малыш донимает не из вредности, а от любви;
Просто иногда давайте им совместные занятия, в которых они оба могут принимать участие с заинтересованностью. Например, сделайте тесто и пусть лепят печенье. Надо найти для них общие интересы.
- Находите время для занятий всей семьей. Существует множество настольных (и не только) игр, в которые будет интересно играть всем;
С 4-5 лет можно играть, например, в «Уно», «Твистер», «Коммуналку», «Кошмариум», всевозможные «бродилки» с фишками и кубиком, «парочки», лото, домино и другие.
Находите для этого час перед сном или в выходные – спокойная игра угомонит детей и сблизит семью.
- Из-за игрушек дети ссорятся, что делать в этом случае?
Пусть у каждого будет своя полка, ящик, коробка, где будут только какие-то его личные вещи. И, если ребенок не хочет чем-то делиться, он должен убирать это на свое место. Так и к порядку приучите и будет меньше ссор.
- Если дети часто ябедничают, стараются показаться лучше друг друга – им не хватает вашего внимания. Они ревнуют вас к братьям и сестрам;
Поэтому надо стараться уделять ребенку свое личное время. Да, гулять или заниматься чем-то всей семьей хорошо, но находите время побыть с каждым ребенком наедине. И меняйтесь – будет плохо, если мама все время будет с малышом, а папа со старшим.
- С разными темпераментами сложнее. Надо находить занятия, но каждому свое;
Посадите медлительного рисовать, активный пусть в это время танцует (кстати, статья по теме: Ребенок-холерик>>>).
Или устройте им «спортивную тренировку». Пусть в ней будут разные упражнения: и прыжки, и приседания, и растяжка. Другой вариант: предложите им сначала активную игру, потом спокойную – оговорите это сразу.
Если нет времени или желания заниматься самостоятельно, разведите их по разным кружкам.
- Собственно, скуку можно развеять способом более простым, чем все предложенное выше.
Подскажите интересную игру, в которую вам нравилось играть в детстве. Дайте задание. Раз нечего делать – пусть занимаются полезным трудом – уборка, мытье посуды. Дети сразу, очень быстро находят себе занятия, чтобы не прибираться.
Главное – самой не раздражаться и не злиться. Вспомните себя в детстве
И дайте детям любовь и внимание
Ситуация 2. Ребенка насильно ведут на кружки
Каждый человек, даже если он еще ребенок, имеет право на свои увлечения и свой образ мыслей. Это тоже некое личное пространство, которое ограждается от других интеллектуальными границами.
Если родители после детского сада или школы тащат упирающегося обеими ногами ребенка на фортепиано, рисование или кружок по шахматам — они нарушают его личные границы.
Да, возможно, это развивает и открывает какие-то дороги в будущем, но вред может получиться больше, а силы окажутся потрачены зря. Есть масса примеров, когда полученный для родителей красный диплом пылится в шкафу, а закончивший музыкалку ребенок содрогается от одного упоминания о музыке.
Интеллектуальные границы нарушаются, если:
Ребенку запрещают высказывать свое мнение: «Еще молоко на губах не обсохло, сиди да помалкивай».
Его высказывания высмеиваются и неоправданно критикуются: «Да что ты понимаешь».
Его заставляют читать книги, которые ему не интересны: «Я лучше знаю, что тебе нужно».
Что происходит с психикой ребёнка, на которого кричат
Испытание криком — это постоянный стресс, на который организм человека реагирует. Если на ребёнка постоянно кричат, как правило, возможны два варианта изменения его психики и поведения в дальнейшем.
Первый вариант: ребёнок учится кричать в ответ. И уже на остановках, в магазинах, дома и в гостях в шоке пребывают родители, которые не ожидали от ребёнка крика в ответ на замечание или просьбу. Ребёнок усваивает модель поведения и кричит не только на родителей, но и на сверстников, друзей, взрослых. Он так защищается.
Второй вариант: ребёнок становится тихим, молчаливым, замкнутым. Он боится любого повышенного тона, а крика — тем более. Будет делать всё, чтобы угодить, лишь бы не вызвать гнев. У него будет сохраняться постоянное чувство вины и накапливаться скрытая агрессия.
И в том, и в другом случае формируются такие черты личности, как агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, несамостоятельность, замкнутость. В некоторых случаях могут наблюдаться нервные, психические расстройства: энурез, бессонница, нервные тики. Если ребёнок — лидер по натуре, то крик может стимулировать его к открытым агрессивным действиям.
Ошибочно думать, что ребёнок вырастет и всё будет понимать, забудет, как на него кричали родители. Это не так. Детские впечатления — самые сильные.pixabay.com
Как дети нарушают границы родителей
Не стоит забывать и о собственных границах родителей — ребенок может начать нарушать их в ответ. Здесь все зависит от возраста ребенка и от ваших личных установок. Чтобы понять, нарушаются ли ваши границы, прислушайтесь к своим ощущениям. Если чувствуете раздражение, злость или досаду — это сигнал, что границы нарушены. Если же все внутри спокойно и радостно — все в порядке.
Еще раз повторюсь, взвешивать свои ощущения надо с оглядкой на возраст ребенка. Например, вы прилегли отдохнуть, а ребенок просит есть. Вам досадно, вы только-только вытянули ноги и взяли в руки пульт от телевизора, и вам совсем не хочется идти на кухню и разогревать суп. Если это трехлетний ребенок, вряд ли вы сможете доверить ему зажечь газ. Но если требует накрыть на стол шестнадцатилетний подросток, то вы вправе сказать «нет».
Ребенок нарушает ваши границы, когда:
1 Врывается в вашу спальню, прыгает по кровати, разбрасывает вещи, заглядывает в ящики вашего стола. У родителя тоже должно быть свое собственное пространство, все не должно быть общим. Чтобы научить ребенка уважать ваше пространство, показывайте, что уважаете его личное пространство: комнату или стол, где он занимается. Не берите без разрешения его вещи, не раскладывайте, как это удобно вам, признайте его полноправным хозяином своего личного пространства.
2 Заставляет постоянно играть с ним в игры, которые вам не интересны. Вы зеваете от одного вида машинок или с тоской смотрите на очередные пазлы? Попробуйте найти игру, которая понравится вам обоим: ходилки, шашки, футбол, поделки из коробков… Вспомните, что вам нравилось в детстве. Возможно, интерес к этому занятию еще можно воскресить.
3 Каждый вечер приводит в гости товарищей, и они мешают жить и отдыхать всем остальным домашним. Здесь можно четко договориться с ребенком, в какие дни недели, в какое время он может приводить гостей. Например, по вторникам и четвергам с трех до пяти. Это надо решать сообща с ребенком, так он научится уважать ваши личные границы и учитывать свои.