40 базовых вещей, которые должен уметь делать ребёнок по дому в возрасте от 2-ух до 13-ти лет

От 13 и старше

У подростков как правило исчезают все приобретенные навыки и умения,потому что появились другие интересы, да и вообще, нужно же проверить как далеко можно зайти в своей независимости. Направляйте эти проявления характера в нужное русло, и привлекайте детей к таким процессам:

  • Генеральная уборка в доме или на участке вместе с вами
  • Закупка продуктов по списку
  • Заготовки на зиму вместе с вами
  • Приготовление обеда или ужина

Труд и распределение обязанностей в семье- лучший способ вырастить ребенка ответственным и самостоятельным. В Японии это естественное дело — приучать к труду малышей с раннего возраста.

6-7 лет

Это — первоклассник. А первоклассник должен уметь обслуживать себя и ориентироваться в окружающем мире минимум несколько часов в день, пока он находится в школе без мамы. Вот чему нужно его научить кроме вышеперечисленного:

  • самостоятельно складывать портфель и спортивную форму;
  • готовить себе ланч для школы;
  • убирать в своей комнате, а можно и в других — вытирать пыль, подметать и пылесосить, складывать разбросанные вещи;
  • сортировать выстиранные вещи;
  • ухаживать за домашним питомцем и комнатными растениями;
  • убирать грязную посуду в посудомоечную машину, а вещи — в стиральную машину;
  • пользоваться микроволновкой и отвечать на телефонные звонки;
  • делать нехитрые покупки — если магазин рядом с домом, первоклассник вполне может самостоятельно купить хлеб или молоко.

С этого возраста вы можете начинать думать о личном телефоне и еще одном комплекте ключей для ребенка.

Чего ждать от кризиса трех лет

«Кризис трех лет» — довольно условное название: временной промежуток у него — год. Некоторые дети с 2,5 лет, другие позже вдруг начинают демонстрировать самостоятельность, независимость, желание настоять на своем, доказать свою правоту. Мы рассказываем об этом подробно здесь.

Сейчас малыш вас удивляет: он проявляет упрямство, строптивость и своеволие, прекословит вам во всем и отказывается что-то выполнять уже по той причине, что именно вы потребовали от него это. Подобный негативизм не направлен непосредственно против вас: сейчас малыш воюет со всем миром, срываясь на всем (и всех), что оказывается у него на пути. Это тоже признак нормального развития и является показателем того, что в психоэмоциональном плане у ребенка скорее все хорошо, чем наоборот.

Физиологические изменения

  • Быстрый неравномерный рост тела, рук, ног. Большинство детей в этот период вырастают на 8-10 см. Позвоночник, руки и ноги вытягиваются, а грудина и таз внешне кажутся непропорциональными. Долговязость тела в предподрастковый период часто становится причиной психологических комплексов у ребенка, рекомендуется поддержать сына или дочку, рассказав, что через пару лет все придет в норму, тело станет пропорциональным, красивым.
  • Повышенная возбудимость, вспыльчивость, быстрая смена настроения. Происходящие гормональные изменения влияют на нервную систему ребенка. Для выполнения привычных дел (домашнее задание, уборка) сыну или дочке необходимо больше времени, чем раньше. Лучше всего это заметно при выполнении домашнего задания: мальчики и девочки не только тратят больше времени, но и негативно реагируют на неудачи, сложности.
  • С 11-ти лет у большинства девочек увеличивается аппетит, заметен набор веса.
  • С 12-ти лет у мальчиков увеличивается размер яичек, может начаться ломка голоса.
  • К 12-ти годам у некоторых детей начинают расти волосы в интимной зоне (паху).

Познавательные способности

Развитие ребенка двух лет все еще определяется тем, что он не может долго сосредотачивать внимание на одном объекте. Это возрастная особенность, которой многие родители пользуются в свою пользу, отвлекая внимание малыша по необходимости. Двухлетка понимает назначение предметов в домашнем обиходе, пытается их применять, продолжает осваивать столовые приборы и предметы личной гигиены

Ребенок умеет собирать пирамидку и играть в конструктор, соотносит объемную геометрическую фигуру с плоской (куб и квадрат, круг и шар), определяет предмет по признакам (тяжелый, мягкий, твердый, большой), ориентируется в простых величинах, например, сравнивания игрушки по цвету, размеру, весу, может назвать цвет игрушки, рисует линии разной направленности и длины

Двухлетка понимает назначение предметов в домашнем обиходе, пытается их применять, продолжает осваивать столовые приборы и предметы личной гигиены. Ребенок умеет собирать пирамидку и играть в конструктор, соотносит объемную геометрическую фигуру с плоской (куб и квадрат, круг и шар), определяет предмет по признакам (тяжелый, мягкий, твердый, большой), ориентируется в простых величинах, например, сравнивания игрушки по цвету, размеру, весу, может назвать цвет игрушки, рисует линии разной направленности и длины.

Компьютер: друг или враг

Довольно часто доводится слушать фразу: “Все зло – от компьютеров”. Основываясь на подобном мнении, многие родители запрещают своим чадам пользоваться этим девайсом.

Как бы мы ни относились к этому прибору, следует признать, что он прочно вошел в наш быт и без него не обходится ни одна сфера деятельности

Таким образом, компьютерная грамотность является важной составляющей жизни современного человека

К десятилетнему возрасту девочку стоит приучить к мысли, что подобный прибор – не зло и не добро. Он лишь инструмент в руках пользователя, и именно от него зависит, пользу или вред он принесет.

Что девочка в 10 лет должна уметь делать на компьютере?

  • Пользоваться текстовым редактором. Уметь печатать с учетом правил постановки пунктуационных знаков и абзацев, а также исправлять ошибки.
  • Иметь базовые навыки создания презентаций (подбор и вставка картинок, комментарии к ним).
  • Обладать умениями пользоваться поисковиками. Быть способной отыскать нужную книгу, фильм, мультфильм, статью.
  • Уметь пользовать гугл- или любым другим онлайн-словарем/переводчиком.
  • Иметь представление о компьютерной и сетевой безопасности (не давать пароли никому, не сообщать личных данных незнакомцам или знакомым только по онлайн переписке и т.п.). Проверять все посторонние подключенные девайсы и скачанные программы на вирусы.

Несмотря на кажущуюся самостоятельность и даже ответственность, не стоит разрешать пользоваться компьютером сколько душе угодно. Дело в том, что даже взрослые часто не могут часами оторваться от сего прибора, так что ждать сознательности от ребенка в высшей степени наивно. Пользоваться компьютером (планшетом, телефоном) стоит разрешать не более 2-х часов в сутки с перерывами через каждые 30-40 минут. Все это должно происходить только после того как уроки и домашние обязанности сделаны.

Еще один важный вопрос, который волнует родителей: “Какой компьютер для девочки 10 лет стоит выбрать?”. В данном вопросе все индивидуально. Однако ообесли есть где поставить компьютер, лучше выбрать его, а не ноутбук или планшет. Этот девайс в будущем проще чинить и усовершенствовать. Кроме того, он более долговечен и функционален.

Что касается планшета, то если у ребенка уже есть довольно мощный телефон и компьютер, то этот прибор будет явно лишним.

В любом случае помните, что десятилетка все еще ребенок и все подобные взрослые приспособления воспринимаются ею как игрушки. Так что без здравого ненавязчивого контроля не обойтись.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Для нормального развития ребенка важно, чтобы родители старались соблюдать режим, который позволил бы малышу полноценно восстанавливаться после физических и нервно-психических нагрузок, ведь все системы организма продолжают развиваться усиленными темпами и испытывают серьезное напряжение. Несмотря на то, что ребенок кажется бодрым и энергичным, к раннему вечеру, а иногда и к середине дня он может начинать испытывать перегрузки, поэтому важно разумно регулировать уровень и характер его активности в течение суток

Какой может быть режим дня у 2 – 3-летнего малыша? Подробно об этом мы рассказываем в отдельном материале, а пока самая необходимая информация.

Сон. Потребность в сне приближается к 10 – 12 часам в сутки. Хотя дети этого возраста в основном нуждаются в однократном дневном сне продолжительностью 1,5 – 2 часа, некоторые малыши могут начать отказываться от него.

  • Кормление. Пятиразовое кормление с интервалом 2 – 3 часа (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин).
  • Бодрствование. Если малыш спит днем, то периоды его бодрствования составляют 5 – 6 часов. В силу несовершенства нервной системы малыш в этом возрасте пока лишь ненадолго может сосредоточиться на однообразной деятельности (20 – 30 минут к 3 годам), легко утомляется или, наоборот, возбуждается. Разумно чередовать разные виды активности в течение дня.
  • Прогулки. Некоторую часть периодов бодрствования ребенка должны составлять прогулки на свежем воздухе. Даже в зимнее время они обязательны, но пусть их длительность не превышает 1,5 часов: малыши пока еще легко переохлаждаются. А летом ребенок может провести на свежем воздухе все время своего бодрствования, если он не находится на открытом солнце в пиковые часы солнечной активности.
  • Водные процедуры. Это не только соблюдение правил гигиены, но и закаливание и укрепление организма, а также снятие напряжения с мышц: вода действует успокаивающе, поэтому можно продолжать принимать ванну вечером — она настроит малыша на крепкий сон.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

  • Кормление: 8:00, 10:30, 13:00, 16:00, 19:00.
  • Бодрствование: 7:30 – 13:30, 15:30 – 20:30.
  • Сон: 13:30 – 15:30, 20:30 – 7:30.
  • Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.

Что должен уметь ребенок

  • пытается выполнять, но есть ошибки, неточности, сложности;
  • хорошо выполняет;
  • делает автоматически.

Физические навыки:

  • Бегать с разной скоростью, на ходу меняя направление движения без убавления темпа. Во время бега огибать или перепрыгивать небольшие препятствия, практически не падать;
  • Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны;
  • Ходить задом наперед;
  • Лазать самостоятельно по турникам вверх и вниз, висеть на перекладине на 1 и 2 руках, спрыгивать, приземляясь на полусогнутые ноги;
  • Играть с мячом: бросать 1 и 2 руками вперед, назад, в стороны, вверх, из за головы, ловить 1 и 2 руками с расстояния 3 метров. Пытаться отбивать мяч об землю 1 рукой. Ловить мяч после отскока от стены;
  • Уверенно ходить по узкой доске, бордюру, наклонной плоскости, сохраняя равновесие;
  • Ездить на трехколесном велосипеде, самокате. К 4-м годам можно начинать учить кроху кататься на коньках, лыжах;
  • Самостоятельно подниматься по лестнице вверх без опоры на поручень, спускаться вниз, чередуя ноги, иногда используя приставной шаг;
  • Стоять на одной ноге 15-30 секунд, не падая;
  • Ходить на цыпочках, носочках, внутренней и внешней стороне стопы;
  • При помощи взрослого делать кувырок вперед;
  • Лежа на спине удерживать поднятые вверх ноги в течение 5-15 секунд;
  • Запрыгивать и спрыгивать с небольшой лавочки, бордюра, ступеньки;
  • Пролазить под веревкой или палкой, установленных на высоте 40 см.

Бытовые навыки:

  • Ест и пьет сам, старается делать это аккуратно. Уверенно пользуется ложкой и вилкой;
  • Одевается и раздевается, развязывает шнурки, расстегивает и застегивает пуговицы, застежки. Может самостоятельно надевать колготки, нижнее белье, кофты с длинными рукавами. Затруднение вызывает завязывание шнурков, удобнее приобретать обувь на липучках;
  • Выполняет основные гигиенические процедуры без напоминания:
      • моет руки после прогулки и посещения туалета, перед едой;
      • чистит зубы;
      • моется сам, под контролем взрослого и т.д.
  • Следит за собственной опрятностью;
  • Собирает игрушки перед сном, достает необходимые принадлежности для рукоделия;
  • Выражает активное желание помочь по дому, может вытирать пыль, поливать цветы, помогать мыть посуду, готовить пищу, подметать;
  • Умеет пользоваться ножницами, канцелярскими принадлежностями, правильно держит ручку или карандаш;
  • Старается беречь игрушки, книжки, одежду.

Интеллектуальные навыки:

Считает до 5 и обратно на пальцах, знает цифры до 10;
Хорошо ориентируется в понятиях 1 — много, много — мало, высоко — низко и т

д.;
Знает основные цвета спектра и их оттенки;
Ориентируется в основных геометрических фигурах, находит их очертания в окружающих предметах;
Может сравнить предметы между собой по предложенным признакам;
Находит и объясняет несоответствия на 2-х картинках;
Складывает пазл на 12 -18 деталей, разрезную картинку до 10 деталей;
Находит лишнее в группе предметов, объясняет свой выбор;
Запоминает последовательность предметов, слов, движений, по просьбе может воспроизвести заданную очередность без ошибок;
Концентрирует внимание на одном задании до 5-ти минут, может заниматься интересным занятием самостоятельно до 30-ти минут;
Знает много домашних, диких животных. Может рассказать, где они живут, что едят, как называются детеныши разных видов животных;
Знает и показывает в книжке до 10 птиц, рыб, насекомых;
Ориентируется в видах растений, знает названия до 10 чаще всего встречающихся в вашем регионе деревьев, кустов, цветов, грибов и т

д.;
Знает и различает употребляемые фрукты, овощи, ягоды, может рассказать, какие они на вкус;
Отличает основные виды материалов (пластик, дерево, камень), может определить на ощупь, из чего сделан предмет;
Ориентируется во временах года, суток. Может объяснить, чем отличается осень от весны, зима от лета, утро от вечера;
Знает основные явления природы, может схематически нарисовать дождь, грозу, ветер, солнце;
Знает, кем работают родители, основные профессии. Может высказываться о желаемой профессии для себя;
Отличает разные виды транспорта, марки машин;
Может рассказать, чем отличается город от деревни, море от реки, лес от луга.

Некоторые дети к 4-м годам готовы приступить к изучению букв

Должны ли дети помогать родителям

В дореволюционные годы не стоял вопрос, нужно ли помогать родителям или нет. В семьях росло много детей и с раннего возраста они приобщались к хозяйству. В советское время трудовое воспитание было неотъемлемой частью образовательного процесса. Дети приобщались к дежурствам в школе и классе, работе на приусадебных участках, колхозных полях.

Ответственность за воспитание детей до 18 лет государство полностью возлагает на родителей или опекунов. Права и обязанности обеих сторон прописаны в следующих документах:

  • конвенции ООН по правам ребенка;
  • конституции РФ;
  • семейном, гражданском, трудовом кодекс РФ.

Методы воспитания родители могут выбирать в пределах закона

Приучение детей к труду является важной составляющей формирования здоровой личности. Выработка любого полезного навыка связана с усилиями

Во все времена лень осуждалась как серьезный порок и всегда наказывалась. Это нашло отражение в устном народном и литературном творчестве.

Практически все педагоги и психологи высказываются за раннее трудовое воспитание детей. В детских садах и школах внедряют комплексные мероприятия по постепенному приучению детей к труду. Усилия принесут положительный результат, если образовательные учреждения и семьи будут действовать сообща.

Физические параметры

Насколько здоров ребенок и насколько хорошо он физически развит, помогут узнать следующие показатели:

  • рост;
  • вес;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Вес может иметь большие расхождения значений в этом возрасте – от 12 до 15 кг. Любой из показателей, входящих в этот диапазон, будет в пределах нормы.

Рост у ребенка в возрасте 2 года 6 месяцев колеблется от 85 до 95 см (рекомендуем прочитать: как в норме выглядит развитие ребенка в 2 года и 2 месяца?). Ниже предлагаем к рассмотрению таблицу, отображающую параметры роста и веса мальчиков и девочек до 3-летнего возраста:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должен быть рост девочки в 3 года?

Параметры детей до 3 лет
МесяцыМальчикиДевочки
Вес (г)Рост (см)Вес (г)Рост (см)
301348091,81298090,7
311362092,61311091,4
321377093,21326092,1
331390093,81340092,9
341403094,41357093,6
3514180951371094,2
361430095,71385094,8

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: возрастные особенности детей от 2 до 3 лет

Показатели окружности головы и грудной клетки к этому периоду сравниваются и в среднем составляют от 45 до 51 см. Прежде голова новорожденного была больше по отношению к груди, теперь они выровнялись, но совсем скоро грудная клетка начнет свой более активный рост.

2-3 года

Как только кроха научилась понимать речь и реагировать на просьбы, вы можете рассчитывать на незамысловатую помощь, которая, тем не менее, освободит часть времени для других дел. Что можно поручить малышу:

  • сложить кубики и игрушки в корзину – сначала делайте это вместе, чтобы ребенок понял и запомнил, что и куда ставить и складывать;
  • cложить свою разбросанную одежду – это хорошая подготовка к садику, где дети должны одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • вытереть стол и пыль с нижних полок;
  • сложить в стопки и коробки любые разбросанные предметы;
  • полить домашние растения – под присмотром старших.

Гигиенические наборы для десятилеток

Так называемую детскую косметику часто относят к игрушкам. В действительности для девочки в 10 лет это уже не развлечение, а необходимость.

Существует немало фирм, специализирующихся на производстве косметики для юных принцесс. Причем это как отечественные, так и зарубежные производители. Выбирая набор, стоит внимательно изучить составляющие – ведь на кону здоровье ребенка. Его организм в стадии развития чрезмерно восприимчив к различным токсическим веществам.

Как правило, детская косметика продается уже в наборах. Если помада, лак или тени кажутся неподходящими для девочки такого возраста, стоит подобрать комплект без них

Важно не забывать, что в этом возрасте многие малышки начинают потеть, поэтому наличие дезодоранта или туалетной воды необходимо. Впрочем, как и собственный гель для душа/мыло

Крем для десятилеток не обязателен. А вот гигиеническая помада зимой – да. Особенно если дочка склонна облизывать губы.

Рекомендации родителям по воспитанию

Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху

Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:

  • Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: что при правильном развитии должен уметь ребенок в 2 с половиной года?).
  • Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
  • Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.

  • Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
  • Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
  • Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
  • Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.

Грамотное воспитание ребенка в возрасте 2-3 лет – это постоянное поощрение, стимулирование к преодолению сложностей, подготовка к тому, что не все дается просто

Очень важно формировать в ребенке веру в свои силы. Например, если он не смог что-то сделать, успокоить его, сказать, что получится в следующий раз

В этом случае крохе будет психологически легче справиться с задачей.

Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис 3 лет у детей: консультация по преодолению

https://youtube.com/watch?v=hBqgIO0If-s

Что должен уметь делать ребенок в возрасте 12 лет?

В возрасте 12-ти лет родителям необходимо сделать акцент на домашние умения ребенка – помимо кружковых и школьных занятий ребенок уже должен постепенно осваивать хозяйство.

В этом возрасте возможности подростка гораздо шире, чем были, к примеру, год назад – он стал более осознанным и способным к восприятию новых знаний. Мальчики и девочки уже могут осваивать азы кулинарного дела; необходимо приучать ребенка к уже более серьезной домашней работе: пылесосить, вытирать пыль, мыть полы; неплохо будет научить его пользоваться стиральной машинкой, также стирать вещи вручную; позаботьтесь о том, чтобы ваш юный помощник разбирался в тканях и режимах стирки, а также был знаком с правилами пользования моющими средствами. Если у вас имеются домашние животные, пускай ребенок гуляет с ними и проводит время – это сделает его ответственным и дисциплинированным.

Advertisement

Помимо бытовых навыков, ребенку необходимо начинать учиться грамотно общаться с внешним миром: учителями, друзьями, сверстниками — в совсем детском возрасте этот навык у детей отсутствует.

В 12 лет ребенок способен отвечать за свои поступки и осознавать многие серьезные жизненные темы, например, такую, как образование. Если в более раннем возрасте малыша приходилось заставлять учиться читать и выписывать буквы, то в 12 лет ребенок уже на более высоком уровне понимает, зачем ему все это нужно, и к чему приводит развитие и учение.

Если трудности в этом вопросе, все-таки, возникают, необходимо беседовать с ребенком, давая понять, что учиться нужно.

Здесь важен следующий момент: с подростком нужно общаться очень «аккуратно», на него не следует давить, поэтому крик и ругань в ситуации не помогут – можно лишь приводить примеры, аргументы и говорить о результатах тех или иных действий.

Advertisement

Спорт и физическое развитие детей в возрасте семи лет

К семи годам дети начинают быстро прибавлять в росте и в весе, нормальной массой считается величина от 20 до 27 кг. Показатель ниже или выше данных параметров считается отклонением от нормального развития. Если же ребёнок чересчур худой или, наоборот, тучный, родители должны обязательно обратиться к врачу для решения этой проблемы.

Рост семилетнего ребёнка колеблется в пределах 115-125 см, причём девочки в среднем обычно выше мальчиков. Не следует беспокоиться по этому поводу, через несколько лет ситуация изменится.

Физическое развитие ребёнка в данном возрасте необычайно важно, как, впрочем, и в любом другом возрасте. Если ваш ребёнок проявляет способности в каком-либо виде спорта, то способности надо развивать, все знаменитые спортсмены начинали свою карьеру в детстве. Если ребёнок не относится к категории физически активных детей и не горит желанием интенсивно тренироваться, то родителям следует самим облачиться в спортивную форму и отправиться на спортплощадку вместе с ребёнком

Родительский пример увлечёт малыша, да и самим родителям будет полезен спорт

Если ребёнок не относится к категории физически активных детей и не горит желанием интенсивно тренироваться, то родителям следует самим облачиться в спортивную форму и отправиться на спортплощадку вместе с ребёнком. Родительский пример увлечёт малыша, да и самим родителям будет полезен спорт.

2-3 года

Как только кроха научилась понимать речь и реагировать на просьбы, вы можете рассчитывать на незамысловатую помощь, которая, тем не менее, освободит часть времени для других дел. Что можно поручить малышу:

  • сложить кубики и игрушки в корзину – сначала делайте это вместе, чтобы ребенок понял и запомнил, что и куда ставить и складывать;
  • cложить свою разбросанную одежду – это хорошая подготовка к садику, где дети должны одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • вытереть стол и пыль с нижних полок;
  • сложить в стопки и коробки любые разбросанные предметы;
  • полить домашние растения – под присмотром старших.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий