Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Строение и части рефлекторной дуги

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Нервная дуга состоит из пяти основных звеньев:

  1. Сенсорный рецептор

    выполняет функции звена, где начинается рефлекторная дуга. По сути это нервное окончание нейрона или клетки, которая первой принимает на себя воздействие раздражителя;

  2. Вторым звеном является афферентный нейрон

    . Его задача отправить центральной нервной системе информацию о раздражителе, которая была воспринята рецептором;

  3. Третье звено – это нервный центр

    . Нервные клетки, расположенные в спинном или головном мозгу, осуществляют выдачу нужного рефлекса. Вставочные нейроны, из которых состоит нервный центр, производят анализ, обработку и передачу импульсов от начального рецептора до следующего звена – эфферентного нейрона;

  4. Четвертое звено – тот самый эфферентный нейрон

    . Он бывает двух видов в зависимости от вызываемой реакции – двигательные, которые обращаются к мышцам, и секреторные – направляющиеся к секреторным образованиям;

  5. Последним звеном дуги, где она по сути заканчивается, является рабочий орган

    . Это могут быть как мышцы, так и секреторные структуры. Взаимодействие всех звеньев можно рассмотреть на схематическом рисунке.

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Интересно!

Нормальное проявление рефлекса возможно только при условии, что все звенья рефлекторной дуги будут в рабочем состоянии.

Рефлекс — основной механизм деятельности центральной нервной системы

Определение 1 Основным механизмом деятельности ЦНС является рефлекс (от лат. — отражённый), то есть реакция — ответ организма на раздражение из внутренней или внешней среды, которая происходит с участием ЦНС по элементах рефлекторной дуги (кольца) путём их последовательного возбуждения.

Это любое изменение в деятельности организма, возникшее в нём с участием нервной системы, в ответ на влияние внешней среды или на изменение во внутренней среде организма.

Пример 1

С помощью рефлексов регулируется выделение слюны, кишечного и поджелудочного сока и секрета поджелудочной железы во время пищеварения, изменяется интенсивность кровообращения и дыхания во время физических нагрузок, регулируется тонус мышц. Рефлекторными процессами также поддерживается постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Рефлекторный механизм деятельности нервной системы. Рефлекторные дуги и кольца 440 ₽ Реферат Рефлекторный механизм деятельности нервной системы. Рефлекторные дуги и кольца 250 ₽ Контрольная работа Рефлекторный механизм деятельности нервной системы. Рефлекторные дуги и кольца 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Важным условием осуществления рефлекторной реакции является нативное состояние всех элементов рефлекторной дуги и целостность взаимосвязи между ними.

По характеру рефлекторной реакции рефлексы делятся на:

  • двигательные,
  • секреторные,
  • сердечно — сосудистые,
  • дихательные,
  • обменные и т. п;

по биологическому значению на:

  • ориентировочные,
  • защитные,
  • пищеварительные,
  • половые и т.п.

И.П. Павлов поделил все рефлексы человека на безусловные (врождённые) и условные (приобретённые).

Замечание 1

Понятие «рефлекс» было введено в широкое научное использование французским учёным и естествоиспытателем Рене Декартом в 1649 году.

Подробное описание

Ученые обнаружили огромное количество безусловных рефлексов, которые появляются у малыша после рождения и помогают ему приспособиться к новому миру. Из них только около 15 являются действительно важными для жизнедеятельности. Их разделяют на несколько групп.

Оральные рефлекторные реакции

  1. Сосательный. Это один из основных рефлексов, необходимых крохе для поддержания жизнедеятельности. Он появляется в первые часы после рождения и сохраняется до 1-2 лет. Его суть — при прикладывании к груди ребенок плотно обхватывает губками сосок и начинает ритмично двигать губами и языком, высасывая ее содержимое. Если предложить крохе бутылочку, он также сможет поесть.
  2. Глотательный. Он очень важен, поскольку позволяет еде попасть в пищевод. Сохраняется на протяжении всей жизни человека.
  3. Хоботковый. Он проявляется выпячиванием губ в виде хоботка при надавливании на верхнюю губу малыша. Такая реакция исчезает к 3 месяцам.

  4. Ладонно-ротовой. Считается смешанным (орально-двигательным). Он проявляется открыванием рта при одновременном надавливании на центр ладоней младенца. Уже после 2 месяца он исчезает.
  5. Поисковый (реакция Киссмауля). Необходим для поиска еды. При малейшем прикосновении к щекам или уголку рта, младенец поворачивает голову и открывает рот. Исчезает, когда малыш начинает видеть еду.

Хватательные рефлекторные движения

  1. Рефлекс Робинсона-Янишевского. Проявляется крепким сжиманием пальцев взрослого. При этом ребенка можно даже приподнять. Сохраняется несколько месяцев, а потом исчезает. Если он присутствует у детей старше 5 — 6 месяцев, то у него скорей всего имеются неврологические нарушения.

  2. Рефлекс Бабинского (или подошвенный). Если погладить или легонько нажать на подошву стопы, то ребенок рефлекторно ее сожмет, а его пальцы на руках при этом разгибаются в виде веера. При оценивании учитывают симметричность и энергичность движений. Может сохраняться достаточно долгое время — до 1 или даже 2 лет.

Двигательные реакции

  • Рефлекс Кернига. Проверяют его так — у лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в бедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в колене. При положительном рефлексе это сделать не получится.
  • Рефлекс Моро. Эта реакция наблюдается при резком звуке (например, удар по поверхности, где лежит малыш). Проходит в 2 фазах:

    • кроха выпрямляет ножки и раскидывает руки в стороны;
    • возвращение в обратное положение (при этом ребенок как бы обнимает себя).

Он сохраняется до 5-месячного возраста, а после исчезает.

Защитные реакции

Если младенца положить на живот, он инстинктивно приподнимает голову и поворачивает ее набок. Так он обеспечивает доступ воздуха, чтобы не задохнуться. Еще один пример — задержка дыхания на несколько секунд в случае, когда на лицо попадает вода или струя воздуха.

Развитие рефлексов по Комаровскому

Известный доктор Евгений Комаровский советует родителям развивать рефлексы новорожденного. Для этого ежедневно следует выполнять простые рекомендации:

В первые недели жизни малышу необходим сон и еда. Частое прикладывание к груди развивает у крохи сосательный и глотательный рефлексы

Чтобы проверить поисковую реакцию, мама может не сразу дать грудь, а легонько притронуться нею к ротику крохи, чтобы он попытался дотянуться к желаемому объекту.
Следует периодически давать в руку разные предметы.

Очень важно говорить с малышом, издавать разные звуки. Так он будет поворачивать голову в сторону звука, прислушиваться к нему.
Ежедневное купание

Некоторые мамы также практикуют ныряние. При этом ребенок пытается задерживать дыхание.
Рекомендуется каждый день по несколько минут выкладывать кроху на животик. Таким образом еще и укрепляются спинные мышцы, и улучшается пищеварение.

Виды рефлексов

Всего выделяют 16 наиболее значимых рефлекторных реакций новорожденных.

Оральные рефлексы

Сначала рассмотрим оральные рефлексы

Их наличие очень важно для ребенка, поскольку они обеспечивают процесс сосания

Сосательный рефлекс – это умение новорожденного совершать сосательные движения. Он проявляется при любом раздражении ротовой полости. Стоит младенцу ощутить, что у него во рту находится какой-либо предмет, он плотно обхватывает его с помощью губ и языка и начинает активно сосать. Читайте подробнее о кормлении грудью>>>

Сосательный рефлекс затухает очень поздно. Сторонники самоотлучения замечают, что ребенок забывает как именно нужно сосать грудь в районе 3-5 лет.

  • Глотательный рефлекс – обеспечивает возможность проглатывать пищу, которая находится во рту у младенца. Данный автоматизм сохраняется в течение всей жизни;
  • Хоботковый рефлекс – заключается в умении малыша складывать губки «трубочкой». Такая реакция возникает, после быстрого прикосновения или легкого постукивания пальцем по верхней губе ребенка. При этом у него непроизвольно сокращается круглая мышца рта и губы вытягиваются вперед;

Данный рефлекс необходим для совершения сосательных движений. Он исчезает через 2 – 3 месяца после рождения малыша.

Искательный или поисковый рефлекс – имеет такое название, поскольку связан с поиском младенцем материнской груди. При легком касании уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону источника раздражения, а его нижняя губа опускается.

Этот автоматизм исчезает, когда малышу исполняется 3 – 4 месяца, ведь к этому времени у него формируется осознанная зрительная реакция на вид  материнской груди. Подробнее о том, когда новорожденный начинает видеть>>>

При проверке искательного рефлекса нужно производить очень точные касания. Помимо уголков рта можно надавливать на средину верхней или нижней губы. В этом случае ребенок должен соответственно запрокидывать или наклонять голову вниз. Если неправильно делать такие манипуляции в результате можно получить демонстрацию хоботкового рефлекса.

Рефлекс Бабкина – представляет собой следующий процесс: при надавливании на ладошки новорожденного (в области бугорка от большого пальца) он открывает рот и сгибает голову в поисках груди. К 2-3 месяцам эта рефлекторная реакция должна исчезнуть.

Спинальные рефлексы

Не менее важны для новорожденного спинальные автоматизмы. К ним относятся все другие виды непроизвольных движений ребенка, которые он совершает телом и конечностями.

  1. Хватательный или обезьяний рефлекс – это бессознательное сжимание и удерживание в ладошках какого-либо предмета. Обычно для проверки такого автоматизма взрослые вкладывают малышу в ладошки указательные пальцы. При этом он крепко захватывает их и не отпускает.

Ребенок должен держать настолько сильно, что его можно будет таким образом приподнять над поверхностью, на которой он лежит. К 3 – 4 месяцам у младенца этот рефлекс сменяется на осознанные действия, когда он тянется и берет предмет в руки самостоятельно.

Эту рефлекторную реакцию можно проверять и другим способом (издать громкий звук, похлопать по ягодицам, постучать пальцами по грудине). Данный автоматизм угасает, когда ребенку исполниться 4 – 5 месяцев. Читайте о том, когда новорожденный начинает слышать>>>

  1. Рефлекс Галанта – позволяет проверить реакцию позвоночника на раздражитель. Следует уложить младенца на бок и сверху вниз провести пальцами с двух сторон по околопозвоночным линиям. При этом он будет дугообразно выгибать спину.

Позотонические рефлексы

Позотонические рефлекторные реакции связаны с формированием у ребенка умений поднимать голову, сидеть или стоять, которые предполагают наличие способности правильно перераспределять нагрузку на мышцы в зависимости от положения тела.

Рефлекс Магнуса – Клейна – еще его называют ассиметричным шейным тоническим автоматизмом. Предварительно новорожденного нужно положить на спину и повернуть его голову на бок. Рука и нога с той стороны, куда будет повернут ребенок – распрямятся, а с противоположной стороны – согнутся. Это положение называют «позой фехтовальщика».

Такая рефлекторная реакция угасает по достижении младенцем двухмесячного возраста.

Симметрический тонический шейный рефлекс – заключается в срабатывании сгибателей и разгибателей конечностей при запрокидывании и наклоне головы. При запрокидывании – ребенок выпрямляет руки и сгибает ножки, и наоборот.

Данные рефлексы наблюдаются у младенцев постоянно.

Отличие безусловных и условных рефлексов

Врожденные (безусловные) рефлексы проявляются с первых часов рождения и одинаковы для всех малышей без исключения. Они не зависят от пола, национальности и места жительства ребенка. Помогают младенцу приспособиться к окружающему миру и вскоре исчезают за ненадобностью.

Условные рефлексы новорожденных возникают по мере накопления малышом жизненного опыта и отражают быт и привычки семьи, некоторые моменты воспитания, национальные устои. Приобретенные рефлексы индивидуальны и помогают младенцу приспособиться к изменяющимся факторам среды.

Например, формирование распорядка дня является не чем иным, как условным автоматизмом. Новорожденный первого месяца жизни привыкает питаться и спать в определенное время, что заметно облегчает уход за ним.

Новорожденные могут чувствовать тепловые сигналы своей матери

фото: reddit.com

Природа дала новорожденным специальные «датчики тепла». Если ребенка сразу после рождения поместить на грудь матери, он определит, где находится сосок, доползет до него и начнет первый в своей жизни прием пищи.

Наличие интересного фактора обнаружили медики уже давно, но доказали, как работает система тепловой навигации, лишь пять лет назад. Сделали это врачи из Италии. Они выяснили, что «термодатчиком» у новорожденного выступают его губы. За счет пониженной температуры губ ребенок может ориентироваться в пространстве даже с закрытыми глазами.

Также ученые считают, что женщины могут посылать тепловой сигнал своим детям, а те могут это почувствовать. Именно из-за этой разницы температур дети и могут ориентироваться в пространстве, находя источник пищи.

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Спинальные рефлексы

Спинальные автоматизмы связаны с развитием спинного мозга и представляют собой набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. К ним относят:

Защитный – если малыша положить на живот, то он рефлекторно поднимает голову и поворачивает ее набок, чем обеспечивает себе доступ кислорода. Это защитная реакция с рождения от возможного нарушения дыхания. Исчезает спустя около 1,5 месяцев после рождения.

Опоры и автоматической ходьбы – если новорожденного поставить на ноги с поддержкой, то он автоматически выпрямляет ноги и становится на поверхность всей стопой, а если в том же положении его слегка наклонить вперед, то младенец начнет перебирать ножками, как при ходьбе. При этом он может скрестить ноги, что является показателями нормы

Особое внимание следует уделить, если ребенок становится на поверхность не всей стопой, а только носочками, что может означать тонус мышц. Наиболее проявлен в первые 1,5 месяца жизни, после угасает, и лишь к 10-12 месяцам организм уже абсолютно готов к ходьбе.

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить

Этим можно нанести только вред неокрепшему организму

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить. Этим можно нанести только вред неокрепшему организму. Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

  • Ползания (Бауэра) – если перевернуть малыша на живот, он будет пытаться делать ползательные движения, а если дать опору ножкам в таком положении (подставить руку, например), то он будет сильнее отталкиваться ногами, имитируя ползание. Возникает с первых дней жизни и сохраняется на протяжении первых 4-х месяцев, после чего исчезает, и лишь после полугода младенец готов осваивать ползание самостоятельно.
  • Хватательный (Янишевского и Робинсона) – любой предмет, попадающий в ладонь младенца, он крепко сжимает. Захват бывает достаточно сильным. Если вложить в ладони новорожденного по пальцу взрослого, то таким образом, его вполне можно поднять. Возникает с рождения и сохраняется до 4-х месяцев. После этого периода захватывание предметов приобретает более сознательный характер. Также выделяют еще нижний хватательный рефлекс у новорожденных – если надавить на стопу ребенка, на основание 2-го пальца, то малыш подожмет все пальцы ноги. Как и верхний, проявляется до 4-х месяцев, после угасает.
  • Галанта – если при положении на боку провести вдоль позвоночника младенца сверху вниз, то он выгибается, и при этом, разгибает ногу со стороны раздражителя. Проявляется симметрично на обе стороны. Возникает с 5-6 дня после рождения и сохраняется до 3-4-х месяцев.
  • Переса – при положении на животе проводят пальцем от низа до шеи по позвонкам, малыш выдает бурную реакцию в виде крика, подгибания рук-ног, поднятия таза. Проявляется в период первых 3-4-х месяцев жизни.
  • Моро – проявляется при резких раздражителях: хлопки по поверхности в районе головки на расстоянии 15 см с двух сторон, внезапными манипуляциями с нижней частью туловища – поднятием или разгибанием ног. Малыш сначала раскидывает руки в стороны, разжимая ладони, затем резко сводит их, обхватывая себя. Рефлекс Моро у новорожденных еще называют рефлексом объятий. Проявляется в норме до 4-5-х месяцев.

Возможные причины возникновения ПР

К этиологическим факторам возникновения патологических рефлексов принято относить экзогенные и эндогенные причины, провоцирующие развитие определенного заболевания.

Экзогенные причины:

Эндогенные причины подразделяются на первичные и вторичные. К первичным принято относить ишемию, получение различных травм головы и спины, отек ткани мозга, генетическая предрасположенность.

К вторичным относят такие, которые существуют в самой нервной системе под влиянием первичных и в следствие становятся главной причиной развития патологических процессов в организме:

  • нарушение нейронов;
  • определенные изменения в нейромедиаторах;
  • смена нейрона генома;
  • нарушения в межнейронной передаче;
  • изменения в нервной трофике;
  • чрезмерная активность нейронов;
  • патологическая детерминантность;
  • ГПУВ;
  • присутствие антител к ткани мозга.

Первичная характеристика

Первым данную реакцию ребенка на внешние раздражители описал доктор Моро в своих трудах после 1-й Мировой войны. Немецкий специалист, врач – педиатр вызывал данный рефлекс последовательными громкими, неожиданными для малыша ударами по поверхности, вблизи головы ребенка. Он описывал его как первичные проявления природных инстинктов, когда при испуге ребенок как бы захватывает мать, защищаясь от внешних раздражителей.

https://www.youtube.com/watch?v=pw5gJoZXI60

Достаточно часто рефлекс Моро сами врачи называют реакцией испуга – его суть состоит в том, что ребенок проявляет реакцию на удар, симметрично разводя ручки в стороны.

При нормальном росте и развитии грудничка рефлекс Моро угасает и полностью проходит к 2-4 месяцам, реже к полугоду, если же он диагностируется у ребенка после 6-месячного возраста, это указывает на наличие проблем со здоровьем ребенка, в частности с периферической и центральной нервной системой.

Вся важность данного рефлекса состоит в том, что он указывает на степень развития, наличие или отсутствие отклонений в работе нервной системы малыша, его адаптацию к внешнему миру. По своей интенсивности он ярко проявляет себя сразу же после родов, постепенно угасая к полугоду, но если этого не произошло – это указывает на проблемы с центральной нервной системой

Соответственно ребенка стоит показать невропатологу.

Как развивать ребенка в 1 месяц

Каждый ребенок индивидуален, у него свой собственный ритм развития. Родители могут помочь ему, если будут использовать разные методики воспитания, полезные для социального развития.

Социальное развитие

Маме нужно чаще смотреть ребенку в глаза, тогда он будет учиться узнавать ее лицо. Если малышу улыбаться и изображать забавные гримасы, кроха будет внимательно изучать выражение лица. Если младенца укачивать на руках и нежно обнимать, он будет расслабляться и чувствовать себя в безопасности.

Если в 1 месяц малышку нежно обнимать и танцевать с ней под спокойную музыку, она будет чувствовать успокоительный ритм движения. Когда родители отвечают на сигналы, которые использует малыш, чтобы выразить и описать свои эмоции, ребенок будет чувствовать, что о нем заботятся, его обращение было услышано, и перестанет беспокоиться.

Эмоциональное и психическое развитие

Детки развиваются намного быстрее, если с ними заниматься. Время бодрствования месячного малыша составляет около 3-4 часов в сутки. В этот период маме нужно находиться рядом с ребенком и чем-то его занимать. Кроха нуждается в маминой защите, ласке и заботе

Мама должна как можно чаще брать малыша на ручки, наклоняться над его кроваткой, улыбаться и всячески привлекать его внимание. Разговаривать с ребенком необходимо также во время кормлений, пеленания, купания на ночь

Очень полезно включать тихую музыку, так как она активизирует работу головного мозга. После купания обязательно делать легкий массаж тела. Он будет успокаивать малыша и оказывать положительное влияние на нервную систему.

Обратите внимание! Плач – это единственный сигнал, который может подать ребенок, если его что-то беспокоит. Также карапуз может протестовать плачем, когда мама хочет одеть на него одежду

Когда в семье тихая и спокойная атмосфера, малыш будет чувствовать себя в безопасности, следовательно, нормально развиваться.

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Малыш в кроватке с игрушками

Сколько продолжается это явление

До какого возраста у новорожденного реализуется сосательный рефлекс?

Как уже было отмечено, родившийся ребенок начинает сосать спустя 2-3 часа, а формирование и возникновение этого рефлекса осуществляется задолго до рождения. Через несколько часов после рождения кроха начинает активные поиски материнской груди с целью реализации своего природного инстинкта.

Продолжительность, при которой сосательный рефлекс у грудничков наиболее выражен — это первые 12 месяцев жизни. Потом, ближе к году, он начинает слабеть. И приблизительно к 3-4 годам исчезает окончательно.

По этой причине многие специалисты сходятся во мнении — грудное вскармливание необходимо вплоть до полного исчезновения рефлекса сосания в соответствии с заложенными в природе нормами.

Слабый сосательный рефлекс

Определить слабость инстинкта касания можно в процессе кормления. Здоровые малыши сразу и с жадностью берут грудь матери и достаточно активно ее сосут. А новорожденные, у которых этот рефлекс снижен, засыпают во время кормления, они редко сглатывают, вялые, зачастую полностью отказываясь от материнской груди. К основным причинам снижения сосательного рефлекса у новорожденного следует отнести:

  • гипоксию во время беременности или родов;
  • тяжелые соматические состояния;
  • умственную отсталость;
  • парезы лицевых нервов;
  • иногда ОРВИ, стоматит.

Причиной может быть и неправильное прикладывание малыша к материнской груди:

1. Для начала удостоверьтесь, что малыш окончательно проснулся и хочет есть. Для этого проведите пальцем по уголку рта. Если грудничок голоден, он попытается ухватить ваш палец, перепутав его с соском груди.

  • подбородок грудничка прижат к груди;
  • его ротик широко раскрыт;
  • нижняя губка отодвинута вниз;
  • расстояние между верхней губкой ребенка и соском должно быть больше, нежели под нижней.

3. Если у малыша затруднено дыхание (при простуде или насморке) — это тоже является препятствием к полноценной реализации рефлекса. Грудничок при этом станет сосать вяло, делать перерывы.

4. Также причиной ослабления инстинкта может являться неправильная форма сосков (втянутые) – используйте специальные накладки.

Если вам не удается справиться с проблемой, целесообразнее будет обратиться к специалисту по вопросам грудного вскармливания, поскольку за этой неприятностью могут скрываться серьезные нарушения в работе ЦНС.

Отсутствие рефлекса

Если сосательный рефлекс отсутствует, это является первым признаком того, что нарушена работа центральной нервной системы, а конкретно ствола головного мозга и это является опасным неврологическим симптомом. При полном отсутствии данного рефлекса у грудничка шансов на выживание практически нет.

Причиной отсутствия сосательного рефлекса, как правило, является неврологическая патология:

  • слабость жевательной мускулатуры;
  • языка;
  • круговой мышцы рта.

Любое самолечение со стороны родителей в этом случае недопустимо. Первое время нужно будет кормить малыша из ложечки. Но консультация специалиста необходима.

Наличие рефлексов свидетельствует о полноценном состоянии его ЦНС. В процессе их формирования происходит поэтапное, полноценное развитие ребенка.

Рефлекс Бабинского

Основным разгибательным рефлексом явля­ется стопный разгибательный рефлекс Бабинского. Он вызывается штриховым раздражением, осуществляемым путем нажима тупым концом инъекционной иглы на наружный край подошвенной по­верхности стопы по направле­нию от пятки к пальцам (рис. 1.4.7).

В норме в этом случае вызы­вается подошвенный рефлекс (сгибание всех пальцев стопы). При поражении центрального двигательного нейрона (корти­коспинальная часть пирамид­ного пути, проекционная моторная кора) возникает раз­гибание большого пальца. Этот рефлекс имеет очень большое клиническое значение. Имеется ряд модифика­ций способов его вызывания: сжимание ахиллова сухо­жилия (рефлекс Шеффера), сдавление икроножной мыш­цы в ее дистальном отделе (рефлекс Гордона), надав­ливание большим пальцем на передневнутреннюю по­верхность голени со скольжением вниз по всей голени (рефлекс Оппенгейма) и др..

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий