Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

10 самых популярных родительских страхов перед детским садом

Детско-родительские страхи

Родители часто удивляются, когда наблюдают у ребенка страх. У них самих таких страхов нет:

  • они не боятся людей и общительны
  • не боятся врачей и уколов
  • не боятся собак
  • отлично держатся на воде

Но проблемы ребенка тонко отражают те области, которые мы (педагоги, родители) можем в себе не замечать. Требуются дополнительные усилия, чтобы оценить свое поведение и изменить его ради спокойствия и адекватного развития ребенка. Такие ситуации я объединяю в четыре группы:

  1. Слияние: «Твой страх — мой страх»
  2. Трансляция родительского переживания ребенку: «Смотри, как я волнуюсь!»
  3. Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»
  4. Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

Страх несуществующих персонажей

Некоторые родители, укладывая деток спать, пугают их разными мифическими, сказочными персонажами: Бабой-Ягой, Бабаем, Бармалеем и другими. Взрослые считают, что пугаясь страшных, неизвестных чудовищ, их ребенок быстрее уснет, и не будет шуметь, вертеться, ерзать в кровати. Однако такие ночные страхи бывают очень опасны и могут привести к бессоннице у малышей, нежеланию спать, страха перед темнотой и ночью. Поэтому, прежде, чем устрашать свое чадо такими жуткими монстрами, куда лучше прочесть добрую сказку или веселую историю, интересный стишок, который настроит ребенка на позитивный лад и скорее поможет заснуть.

Боязнь порождает стресс

Постоянное напряжение, стресс негативно воздействуют как на взрослых, так и на детей. Медики уверяют, что стресс подталкивает организм включать функцию «отвечай или беги». В случае опасности нервная система начинает активно производить адреналин и кортизол. Учащается сердцебиение, давление крови увеличивается, наблюдается напряжение мышц – организм желает всё решить бегством. Безусловно, такая реакция важна, если за вами гонится дикий зверь или бандит. А вот в процессе учёбы, подготовки к экзаменам такая реакция будет только мешать.

10 самых популярных родительских страхов перед детским садом

Стресс оказывает влияние, как на тело, так и на мозг. Конечно, в некоторых случаях стрессовые ситуации, наоборот, помогают. Однако если он возникает ежедневно, организм может поддаться ему и перестанет правильно функционировать.

Стресс провоцирует возникновение головных болей, негативно влияет на иммунную систему, вызывает аутоиммунные заболевания и проблемы с ЖКТ. Кроме этого страдает и нервная система, в результате чего возможно и психологическое заболевание. Родители даже и не подозревают, что заставляя своего ребёнка учиться на пятёрки, они усугубляют его самочувствие и состояние здоровья в целом.

Что делать, чтобы ребенок был счастлив в школе?

10 самых популярных родительских страхов перед детским садомСтоп!  Давайте остановимся и не будем паниковать.  Интуитивно родитель понимает, что школа для ребенка становится своеобразным домом и начинает выполнять функции «родителя», другими словами, забирает власть над ребенком. Конечно, такое понимание нуждается в анализе и коррекции поведения самого родителя. Тем не менее, родитель должен стать не врагом своим детям, а товарищем, союзником. В обратном случае, способность и интерес к познанию у ребенка затухает, возникает внутренний протест, результатом которого может быть агрессивное поведение или лживость, ребенок начинает обманывать и хитрить. 

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы)

При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи

2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.

3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.

4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.

5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.

6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Чего боятся наши дети

Это зависит от возраста ребенка.

В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.

От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.

От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).

От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его

Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня»

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

Детский сад – страх детей и родителей или новый этап в развитии и социализации ребенка

Самое ценное, дорогое и нежное существо – это рожденный малыш. Ему нужны опека, тепло и ласка, как отца, так и матери. Он подрастает, становится более самостоятельным с каждой неделей жизни, познаёт и открывает мир день за днём

И тут, уже с первого периода развития, очень важно не переусердствовать в опеке. Очень часто родители стараются сделать практически всё, вместо ребёнка – «не бери сам/сама, я дам», «давай покормлю, а то разольешь» и подобные. Вследствие такого поведения дети перестают активировать свою энергию на совершенствование умений, предпочитают быть пассивными, так как понимают, что так проще и легче, чем добиваться чего-то неоднократными попытками

Так, незаметно, закладывается неумение идти настойчиво к цели, что проявляется позже и не очень позитивно влияет на жизненную позицию в процессе развития личности. Детский сад так же является одной из ступеней взросления. В этой статье постараемся рассмотреть некоторые аспекты поведения родителей при подготовке ребёнка к детскому саду

Вследствие такого поведения дети перестают активировать свою энергию на совершенствование умений, предпочитают быть пассивными, так как понимают, что так проще и легче, чем добиваться чего-то неоднократными попытками. Так, незаметно, закладывается неумение идти настойчиво к цели, что проявляется позже и не очень позитивно влияет на жизненную позицию в процессе развития личности. Детский сад так же является одной из ступеней взросления. В этой статье постараемся рассмотреть некоторые аспекты поведения родителей при подготовке ребёнка к детскому саду.

— Первое – подготовка к переходу в другую среду может занять от нескольких месяцев до года. Нужно разговаривать о преимуществах общения в детском саду, новых игрушках, друзьях и подобных позитивных вещах. Но убрать внутренние неосознанные страхи нельзя так быстро как бы нам этого хотелось. И чаще всего сами родители, возможно и не подозревая этого, вселяют их в детей. Никогда не говорите ребёнку, что отдадите его кому-то, или оставите где-то, если он не станет послушным. Вот и первая ошибка – потому что, в глазах малыша, его и правда отдают чужой тёте и уходят «навсегда». Для детей время идёт намного дольше, чем для взрослых.

— Не пугайте детским садом, если не хочет кушать или делать то, что попросили. В таком случае устанавливается понятие садика, как меры наказания.

— Не надо обсуждать выбор группы, воспитателей, своих страхов, сомнений по поводу первых дней адаптации в детском саду при ребенке.

— Постарайтесь удаляться с игровой площадки во дворе ненадолго, но так, чтобы держать малыша в поле зрения. Причиной может быть жажда, разговор с подругой иные подобные варианты. Таким образом, отсутствие мамы, со временем не ощущается так остро.

— Объясняйте малышу его поход в детский сад таким образом, чтобы он думал и понимал, что это надо ему, а не родителям. Не называйте в разговоре аспекты необходимости выхода на работу, нехватки времени или облегчения ухода за младшими братиком или сестрой. «Всё это нужно только маме, значит «я» мешаю» — вот какой будет реакция ребенка на попытки отправить его в детский сад. Лучше сказать, как повзрослел сыночек или доченька, и какие они стали самостоятельные, что могут совершенно уверенно идти в детский сад.

— В группе детского сада, желательно, не затягивать процесс прощания. Переодевайте не спеша, разговаривайте об интересных вещах или событиях (кроме наставлений по поведению в саду). Потом с улыбкой, спокойно заведите, и даже если плачет или начинает истерику, не возвращайтесь. Поверьте психологам и воспитателям, работающим не один год в детском саду – так дети успокаиваются намного быстрее.

— Самое важное и основное в этом процессе, убрать нервозность, панику и неуверенность мамы. Ребёнок очень сильно связан с родителями, и предельно тонко чувствует их состояние. Нужно взять себя в руки, убрать чувство неуверенности, страха и вины – всё правильно и не является преступлением или проблемой

Состояние ребенка зависит от состояния родителя

Нужно взять себя в руки, убрать чувство неуверенности, страха и вины – всё правильно и не является преступлением или проблемой. Состояние ребенка зависит от состояния родителя.

Не стоит забывать, что каждый случай индивидуален, всегда надо исходить из конкретной ситуации. Характер маленького человечка, окружающая среда, уклад семьи и еще большое количество нюансов, так же играют огромную роль в процессе адаптации. Ребёнок – это счастье, наслаждайтесь наилучшими моментами и не усложняйте жизнь лишними переживаниями ни себе, ни ему. Мыслите позитивно, и то же самое сделает малыш.

Spread the love

Почему дети начинают бояться стоматолога?

Малыши по-разному испытывают страх перед стоматологом: одни боятся самой процедуры, другие же – человека, что проводит ее. К примеру, маленькие детки могут считать, что доктор – плохой человек, который может им навредить, поэтому его нужно всячески избегать. Дети старшего возраста могут бояться предстоящего обезболивания – они думают, что иголка причинит им страшную боль.

Также причиной страха часто бывают бессознательные ассоциации, связывающие стоматологические процедуры с чем-то неприятным и жутким, а в некоторых случаях и угрожающим жизни. Поэтому в этом случае нужно рассматривать каждую ситуацию по отдельности.

Иногда страх перед посещением стоматологической клиники может быть после негативного опыта из-за предыдущего визита. Это часто бывает, когда взрослые проявляют насилие – помочь подержать ребенка во время проводимого лечения. Малыш хорошо запомнит все это, а в следующий раз вовсе не захочет заходить в кабинет.

Родители в присутствии своего чада высказывают сомнения  и переживания перед визитом к врачу. Детки впитывают абсолютно все – поэтому страхи родителей стают их страхами.

Страх наказания

Довольно часто родители наказывают своих детей за малейшие проступки. И это не обязательно физическое наказание ремнем или даже шлепком по попе, это может быть получасовой простой в углу, запрещение смотреть мультики, играть с друзьями на улице, кушать сладости и другие. Со временем детские страхи становятся все больше, переключаются на все</a>, что окружает ребенка. Он начинает бояться разлить воду или сок, испачкаться, громко играть, показать дневник с плохой оценкой и т.д. Взрослые должны понимать, что их чадо учится быть самостоятельным, сам хочет держать ложку и вилку, наливать себе сок или молоко, развивается и познает мир через ощущения, путем проб и ошибок.

Как бороться с детскими страхами

Главное — отнестись к страху ребенка серьезно. Не стоит смеяться над ним, укорять («как тебе не стыдно, ты уже большой»), это может только усилить страх и подорвет доверие к вам. Не говорите: «Ты только не бойся». Это звучит, скорее, как приглашение к страхам, чем как их отрицание, и не дает способа справиться со своим состоянием. Помните, что для вас домовой в шкафу – это детская фантазия, для ребенка же он вполне реален и потому опасен. Убеждать, что его нет, бесполезно, лучше помочь бороться со страхом.

Если ребенок уже достаточно взрослый, обсудите с ним саму реакцию страха. Расскажите, что страх есть у всех, и храбрость состоит не в том, чтобы его не испытывать, а в том, чтобы уметь его преодолевать. Особенно это актуально для мальчиков, так как они часто начинают испытывать стыд за свой страх, что может привести к отрицанию страха и различным невротическим проявлениям.

Постарайтесь исключить ситуации, провоцирующие страх: душное помещение, страшные фильмы перед сном, тесная одежда.

Проанализируйте свое поведение. Практика показывает, что очень часто страхи появляются у излишне опекаемых детей. Когда ребенка чересчур опекают, он начинает чувствовать себя маленьким и слабым. Мир представляется ему грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? Мира такой ребенок практически не знает, так как родители всеми силами ограждают его от этого знания: это лучше не видеть, это опасно, ужасно, ты можешь напугаться, это лучше не слышать, не услышишь ничего хорошего, говорить нужно как можно меньше, а то скажешь что-то не то, тебя обидят. Чтобы с тобой ничего ни случилось, мы будем постоянно рядом, все сделаем за тебя, посмотрим, чтоб ты не ходил, куда не надо, не делал того, что не надо и т.д. Незнание мира пугает ребенка, место знаний занимают фантазии, неизвестное страшнее вдвойне. Как правило, такие опекающие родители сами тревожны, так страхи «передаются по наследству».

Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»

Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.

Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение

Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания. Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают

Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.

Сын 6 лет не слушается и дерётся в детском саду| Консультация детского психолога

Ребенку 6 год не слушается воспитателя в садике. Творит что хочет,сам по себе,дерется с детьми. Помогите воспитатель жалуется каждый день. И родителей не слышит.

Спрашивает: Шодиева Татьяна Александровна

Ответ

Здравствуйте, Елена Викторовна!

К сожалению, такого рода проблемы решаются довольно сложно, поскольку самоконтроль и сила воли у детей дошкольного возраста еще не так развиты, чтобы им можно было сделать внушение «вести себя хорошо» дома, и они бы в детском саду придерживались этой установки.

Так что то, как ребенок ведет себя в саду, конечно обусловлено его воспитанием родителями, и особенностями его характера, но в достаточной степени зависит и от непосредственной обстановки в детском саду, отношений ребенка с воспитателями и сверстниками, от тех стереотипов, которыми принято реагировать на разные ситуации в группе.

Поэтому вы конечно можете дома разговаривать с сыном о том, что взрослых нужно слушаться, что бить других нельзя, и проблемы нужно решать словами, но в первую очередь озаботиться тем, что они не могут справиться с мальчиком, должны сами воспитатели.

Обычно дело осложняется тем, что детей в группе много и уделять внимание кому-то одному более пристально, чем всем другим, воспитателям крайне сложно. Однако если они хотя бы некоторое время будут успевать перехватывать руку вашего сына до того, как он ударит, только замахнувшись, и будут сообщать ему «Драться мы не будем, если ты что-то хочешь, скажи словами», то со временем мальчик перестанет драться, поскольку увидит, что такое поведение недопустимо. Недопустимо — то есть не допускают, а не (как, видимо, происходит сейчас) допускают, но потом по факту осуждают, недовольны, ругают

Недопустимо — то есть не допускают, а не (как, видимо, происходит сейчас) допускают, но потом по факту осуждают, недовольны, ругают

Однако если они хотя бы некоторое время будут успевать перехватывать руку вашего сына до того, как он ударит, только замахнувшись, и будут сообщать ему «Драться мы не будем, если ты что-то хочешь, скажи словами», то со временем мальчик перестанет драться, поскольку увидит, что такое поведение недопустимо. Недопустимо — то есть не допускают, а не (как, видимо, происходит сейчас) допускают, но потом по факту осуждают, недовольны, ругают.

Особенно если речь идет о чем-то действительно важном и принципиальном для взрослых. Если, например, вы хотите, чтобы ребенок положил что-то и не трогал, не обязательно сто раз просить его положить и раздражаться от того, что он не слушается, можно просто взять вещь самой и сообщить, что трогать ее вы не разрешаете. Если, например, вы хотите, чтобы ребенок положил что-то и не трогал, не обязательно сто раз просить его положить и раздражаться от того, что он не слушается, можно просто взять вещь самой и сообщить, что трогать ее вы не разрешаете

Если, например, вы хотите, чтобы ребенок положил что-то и не трогал, не обязательно сто раз просить его положить и раздражаться от того, что он не слушается, можно просто взять вещь самой и сообщить, что трогать ее вы не разрешаете.

Если ребенок не одевается, например, вы можете одеть его сами, если не идет, его всегда можно взять на руки, разумеется, не стоит постоянно пользоваться преимуществами размера и силы, но иногда бывает полезным и детям увидеть, что что-то от их решений не зависит, и вам будет полезно не испытывать лишний раз собственное терпение.

Если под словами «и родителей не слышит» вы имели в виду, что мальчик не слушается и дома вас, то действовать нужно таким же образом, как я описала выше.

Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог

Причины детских страхов в разном возрасте

Первые осознанные страхи наблюдаются уже после двух – трех лет, и они связаны с развитием различных качеств и способностей.

Так, в период с 2-х до 4-х лет идет развитие волевых качеств. Многое в этот период зависит от стратегии родителя. Ребенку в этом возрасте необходимо дать уверенность в том, что он способен сам совершать выбор, его мнение учитывается, к его желаниям прислушиваются. Если родитель избирает авторитарный стиль поведения, не дает малышу проявлять себя, подавляет его волю, у ребенка появляется неуверенность в себе, своих силах (страх ошибки). Таким детям в дальнейшем сложно самостоятельно принимать решения, они довольно легко поддаются чужому влиянию.

После трех лет у детей появляются страхи животных. Они довольно символичны и могут отражать различные реальные детские страхи. Например, страх волка может говорить о боязнь боли (острые зубы), лиса обычно символизирует хитрость и поэтому за страхом перед этим зверем может скрываться страх быть обманутым, и т.д. С 4-х лет появляются страхи перед сказочными существами, например, страх перед Бабой Ягой – угроза жизни, непереносимость эмоционального искажения образа близкого лица (как правило, мамы в гневе), потребность в безопасности. Страхи перед сказочными героями могут отражать страх наказания родителями.

10 самых популярных родительских страхов перед детским садомОт 3-х до 5-ти лет идет развитие эмоционального Я ребенка. Начинает развиваться чувство самостоятельности и фантазия – отсюда воображаемые страхи. Основные страхи – одиночество, темнота, замкнутое пространство. Как правило, ребенка пугает не само явление, а то, что скрывается за этим. Например, сама темнота не опасна, пугают прячущиеся в ней монстры, вампиры и прочая нечисть, которую рисует детское воображение.

В 5–7 лет появляются страхи потусторонних сил. Растет страх перед отцом, если он неоправданно строг или жесток, или игнорирует потребности ребенка. В результате растет тревожность, и нет уверенности в себе. Это возраст, максимально насыщенный страхами. Ведущий страх – страх смерти, особенно у чувствительных и впечатлительных детей. Типичные страхи этого периода: снов, животных, огня, войны, болезни или смерти родителей, нападения, темноты, сказочных героев.

В 7–11 лет общее количество страхов падает. В 7 лет преобладает страх потерять родителей. Если мать часто оставляет ребенка одного, у него может развиться «невроз ожидания» или боязнь одиночества во взрослой жизни. В 8 лет – боязнь чужих. У подростков страх смерти трансформируется в страх войны. Ведущим страхом является страх быть не тем, не соответствовать социальным требованиям. В школьном возрасте появляются свои страхи, это может быть страх посещения школы, страх диктантов, боязнь учителей, оценок, замечаний. Не случайно психологами разработаны специальные тесты, позволяющие выявить уровень школьной тревожности.

От 11 до 16 лет основным страхом является страх не быть собой. В его основе лежит противоречие этого возраста. С одной стороны, подросток стремится сохранить свою индивидуальность, и потому боится раствориться в толпе сверстников, с другой – боится не быть в группе, отделиться от всех. В этом возрасте страхи делятся на две группы: природные (страх смерти, изменений, происходящих с телом, боли) и социальные (страх одиночества, людей, наказания, несправедливости, осуждения).

Страх темноты

Данная фобия может проявляться в любом возрасте у детей. В основном, причиной ее возникновения является бурные фантазии у ребенка. После прочтения на ночь мамой нескольких книжек ребенок может представить, что к нему в комнату заглядывают гномы, колдуны, волшебники, монстры и прочие. Их сон становится беспокойным, они часто просыпаются по ночам, им сняться ночные кошмары. И так может продолжаться не только в дошкольном возрасте, но и у детей постарше, у школьников и подростков. Чтобы не травмировать детскую психику и успокоить малыша, на ночь в его комнату можно не закрывать дверь или оставлять включенным ночник.

Рекомендации педагогов

10 самых популярных родительских страхов перед детским садомВот некоторые замечания, которые мне очень понравились от педагога Мингелевич Т. В.

  1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  2. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
  3. Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
  4. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много работать.
  5. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п.
  6. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.
  7. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?».
  8. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  9. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
  11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) — необходимы.
  12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  13. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  14. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что — то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
  15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  16. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7 — 8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
  17. Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий