У малыша проблемы в детском саду: как родители могут помочь ребенку

Поощряйте сотрудничество

Многие родители недоумевают, как воспитатель может усадить 20 детей за столом, и при этом все они спокойно занимаются каким-то делом. Для этого нужно научиться организовывать деток и развивать в них чувство сотрудничества. Как это сделать?

  1. Чаще хвалите. Детей нужно хвалить всегда, но особенно в подбадривающих словах нуждаются те, кто не склонен к сотрудничеству. 
  2. Придерживайтесь распорядка дня. В детском саду весь день четко расписан, и воспитанникам проще приспособиться к распорядку и выполнять его. Дома, конечно, не стоит строго придерживаться режима, но должны быть определенные правила, которые все члены семьи неукоснительно выполняют. Например, перед завтраком все заправляют постели и умываются, после прогулки моют руки с мылом, перед сном чистят зубы, а затем родители читают сказку. Если придерживаться установленных правил, через какое-то время ребенок будет их выполнять без капризов и истерик.
  3. Используйте игру. Любые поручения кроха будет выполнять с удовольствием, если использовать игровую форму. Например, малыш категорически отказывается одеваться в садик. Предложите ему поиграть в стилиста и придумать себе модный образ. 
  4. Предупреждайте о своих действиях. Часто родители замечают, что ребенок устраивает истерику, когда ему говорят, что пора выключать мультики и идти спать. Это случается не потому, что у малыша плохой характер. Просто вы не предупредили заранее о том, что собираетесь сделать, и кроха оказался не готов. В детском саду педагоги предупреждают за несколько минут, что нужно прекращать игру и отправляться на дневной сон. Дома тоже нужно за 5-10 минут сказать: «У тебя есть еще время, чтобы закончить игру, а потом мы будем укладываться спать». Можно завести будильник на 5 минут, и когда он зазвенит, установленное время вышло.
  5. Поощряйте только за какие-то достижения. Если каждый раз покупать игрушку или сладости за то, что ребенок чистит зубы или собирает свои вещи, он так и не поймет, для чего это делает на самом деле. Используйте награду лишь в том случае, когда малыш чего-то добился, например, научился завязывать шнурки.
  6. Предоставляйте выбор. Когда кроха отказывается ужинать, предложите ему на выбор несколько блюд. Если ребенок сам сделает выбор, он сядет за стол и съест выбранное блюдо. Например, малыш не хочет одеваться. Предложите ему на выбор несколько вариантов одежды, и процесс одевания намного ускорится.
  7. Научите играть самостоятельно. Не нужно сутки напролет находиться рядом с дошкольником и развлекать его. Ребенок должен уметь играть самостоятельно. Предложите крохе несколько вариантов: разложите пластилин, карандаши, альбом, краски, машинки, куклы. Безусловно, родители тоже должны участвовать в процессе игры, но делать это постоянно не нужно. Если малыш начнет скучать, потому что мама готовит обед и не может уделить ему время, он сам придумает себе развлечение.
  8. Не решайте все проблемы за ребенка. Если на детской площадке между вашим малышом и другим ребенком возник конфликт, не нужно сразу же бросаться на помощь. Дайте время деткам самостоятельно разобраться в проблеме и найти выход из конфликта. 

Как приучить к дисциплине

Не нужно ставить малыша в угол или поднимать на него голос, если кроха не слушается. Педагоги в детских садах умеют приучить к дисциплине без жестких наказаний. Как же они это делают?

Отвлекайте. Ребенок разбрасывает игрушки, поливает из лейки кота или скачет по кровати? Предложите ему поиграть в прятки, потанцевать или пойти на улицу

Если переключить внимание непоседы на более интересное занятие, он с радостью оставит свои проказы и займется чем-то другим. Дайте возможность исправить ошибки

Кроха изрисовал свой столик маркером? Вместо того, чтобы кричать, дайте ему в руки губку, и пускай малыш стирает свои рисунки. Если на детской площадке сын или дочь разрушили башню из песка, которую строили другие дети, предложите своему ребенку построить ее снова самому.

Наказывайте в момент проступка. Если решили наказать ребенка, делайте это сразу же, как только он что-то натворил. Не нужно откладывать строгую беседу на неопределенное время, ведь малыши быстро забывают об инцидентах и могут не понять, за что их ругают. Например, кроха плохо себя вел в среду, а вы отменяете поход в кафе в выходные. Малыш не сделает выводов и только затаит на вас обиду.

Попытка научить малыша сразу всему, еще до начала обучения

Сейчас такая тенденция, что ребенок уже идет в первый класс, умея читать, писать (хоть как-то), считать и по-английски “шпрехает”. Некоторые сильно продвинутые родственники даже заставляют своих чад выучить наизусть таблицу умножения.

Но у учителя есть обязательная программа и в каждом классе есть дети, которые изначально не знают букв. Это так и в даже самых элитных школах – просто родители этих детей приверженцы естественного развития

Таким ученикам и уделяется основное внимание, они учатся по-настоящему. А те, что уже все знают, практически остаются без внимания, им становится скучно и они теряют интерес к обучению

И вот результат – в первой классе всему обученные дети сначала “на коне”, а потом просто перестают работать на уроках и когда приходит материал, которого они не знают, то начинают отставать от тех, которые привыкли учиться.

Верьте в своих детей

«У него все равно не получится расстегнуть пуговицы на кофточке, лучше я сама это сделаю», – думает мама и не дает малышу даже попробовать сделать что-то самостоятельно. Родители не верят в своих детей, хотя в садике те спокойно переодеваются, моют ручки с мылом, наливают воду в чашку. Если мама или папа не верят, что у крохи получится, он не захочет стараться. И наоборот, если родители поднимут планку своих ожиданий, малыш будет тянуться, чтобы ей соответствовать. Только это нужно делать с помощью похвалы, объяснений, терпения. Ни в коем случае нельзя ругать малыша, критиковать и требовать, иначе ничего не получится.

Как минимизировать последствия?

– Детская психика очень лабильная, гибкая. Поэтому детям в большинстве случаев можно легко помочь, в отличие от взрослых. 

Эффективный вариант – если ребенок сам покричит для того, чтобы выплеснуть свои эмоции. Кроме того, прекрасный способ избавиться от накопившегося внутри негатива – подвижные игры с мячом, в сухом бассейне. Можно, набрав в ванну воды, дать малышу возможность хорошенько поплескаться, постучать ладошками по воде, ни в чем его не ограничивая.

Позвольте ребенку «разыграться», ведь это поможет ему отпустить весь негатив, а затем расслабиться и восстановить свой эмоциональный фон. Чаще обнимайте своё чадо, ведь тактильный контакт способствует «заземлению» чувств», что помогает человеку после эмоционального всплеска прийти в себя.

Не пугайте себя и своего первоклассника

Родительские страхи – самое деструктивное, что только может быть. Речь не идет о здоровом беспокойстве о безопасности ребенка, конечно, ему надо объяснить, как себя вести и чего опасаться. Но чрезмерная опека и постоянное напоминание, что может быть страшное в школе – это перебор, который приводит к боязни туда ходить и в результате, к разным болезням и большим психологическим проблемам в будущем.

Для примера – несколько историй из Сети.

  1. Мама так переживала, что “домашний” сын заразится чем-то в школе, что сразу после прихода домой заставляла его сидеть под “синей лампой”. Этот стерильный ребенок болел больше, чем все одноклассники вместе, а мама обвиняла учителя и школу.
  2. Девочку пугали, что ее могут в школьном туалете изнасиловать – папа посмотрел фильм и решил вдруг воспитывать дочь. Результат – она не ходила в туалет вообще с утра и до окончания группы. Теперь лечится от проблем с почками и мочевым пузырем.
  3. Мама первоклассника из богатой семьи постоянно твердила, что его одноклассники – нищеброды и голодранцы. Мальчик ограничил общение со всеми, кроме учительницы. К концу первого класса пришлось обращаться к психологу с серьезными проблемами.

Какие действия следует предпринять родителям?

В первую очередь, введите своеобразный ежедневный ритуал, во время которого вы будете внимательно слушать рассказы вашего ребенка о том, как он провел время в детском саду. Выслушивать будни малыша можно как дома, так и по дороге домой, второй вариант даже лучше. Интересуйтесь, с кем он играл, с кем он успел поругаться и какова причина, помирился ли он в итоге, нравится ли ребенку какой-нибудь мальчик или девочка, чем занимались с воспитателями, в какие игры играли, какие были занятия и так далее.

Отличным методом для обнаружения проблем у ребенка будет проведения с ним специальных игр, благодаря которым можно диагностировать сложившиеся нелегкие ситуации. К примеру – рисование. Достаточно попросить ребенка нарисовать на листе бумаге свой детский сад, его товарищей по группе, воспитателей и нянечек.

Далее следует проанализировать готовый рисунок: обратите внимание на то, какими цветами ребенок изобразил персонажей, их размеры и выражения лиц, их расположение на рисунке. Тактично задавайте вопросы, почему он нарисовал того персонажа именно таким, кто он такой и что ребенок может рассказать о нем

И так со всеми. Конечно, не каждый родитель профессиональный детский психолог, следовательно совсем не будет зазорно обратиться к представителю этой профессии за помощью.

Если ребенок не горит желанием рисовать, то с ним всегда можно поиграть в своеобразный театр. Пусть он выберет игрушку или куклу, которая будет символизировать его воспитателя, подберет по такой же схеме образы для обозначения прочих детей в группе. Далее начинайте ставить саму пьесу: предложите ему различные ситуационные сценарии – “за час до тихого сна”, “дети на утренней прогулке” и тому подобное. Подыгрывайте ребенку, параллельно наблюдая за ним, за его действиями и диалогами его “актеров”. Не стесняйтесь задавать наводящие вопросы в духе: “Что скажет воспитательница, если один из детей начнет баловаться?”, “А чем занимаешься ты?”, “Кто из детей обижает остальных?”. Таким образом, вам следует продолжать проигрывать возможные сценарии одного из обычных дней в детском саду, а ваш ребенок невольно может рассказать вам о проблемах, о которых вы даже не догадывались.

С первых дней садика объясните ребенку, что мама и папа смогут решить любую возникшую у него проблему, при условии, что он сразу расскажет о ней, а не станет умалчивать

Важно построить с малышом доверительные отношения. Не ругать его, а наставлять

Если у вас имеются основания полагать, что у вашего ребенка проблемы в детском садике, то не стесняйтесь беседовать с воспитателем.

Даже если вам кажется, что после разговора с воспитателем, он начнет хуже относится к вашему ребенку, не стоит игнорировать проблемы ребенка, не протягивая ему руку помощи. Если все же с воспитателем возникнет конфликт, из-за которого начнет страдать ребенок, то лучшим выходом из ситуации будет смена детского сада. Главное – всегда находить причины, а потом уже предпринимать действия по их устранению. Следите за настроением и поведением вашего ребенка, чтобы к школе он подрос здоровым и смышленым.

Тревожные сигналы, на которые стоит обратить внимание

Говоря о тревожных сигналах, мы не будем рассматривать очевидные вещи: порванная одежда, синяки, ссадины и прочее – при обнаружении перечисленного, каждый родитель обязан забеспокоиться и поинтересоваться у персонала детского сада, в чем же дело. Совсем другое, если проблемы ребенка не такие очевидные. Обозначим некоторые сигналы, говорящие о наличии проблем у малыша.

К примеру, поведение ребенка резко переменилось. Довольно тревожный и нехороший признак неявной проблемы у малыша. Еще вчера он радостно спешил побыстрее добраться до сада, чтобы порезвиться с другими детьми, а уже сегодня про сад не желает и слова слышать.

Другой повод для беспокойства: до этого разговорчивый ребенок, без умолку тарахтевший, рассказывающий обо всем, что с ним происходило за день, внезапно перестал делиться с вами своими мыслями, историями, перестал задавать вопросы и отвечать на них.

Серьезным сигналом о том, что с ребенком что-то явно не в порядке, является отказ малыша от приема еды и нарушения у него режима сна. Чаще всего, причиной для этого являются стресс и внутренние переживания ребенка. Если дома все в порядке, а  любящие родители относятся к малышу с лаской и заботой, то корень проблемы явно заложен в детском саду.

Один из распространенных поводов для волнения – симулирование ребенком болезни, то есть ситуации, когда ребенок специально покашливает, жалуется на боли в горле или в животе, всячески старается остаться дома под любым предлогом.

Другие симптомы, при которых не рекомендуется посещение садика

Рвота и жидкий стул

Могут быть признаками кишечной инфекции, которая не только весьма заразна в группе дошкольников, но и зачастую является мучительной для самого ребенка.

Высыпания на коже

Сыпь, особенно в сочетании с температурой, свойственна ряду детских болезней, таких, как корь, краснуха, розеола, скарлатина, ветряная оспа. Все они крайне легко передаются другим детям. В этом случае потребуется обязательная консультация врача.

Зуд, покраснение глаз и слезотечение

Возможен конъюнктивит, которым могут заразиться другие дети в группе. А что говорят врачи? Как и по многим другим вопросам, мнения здесь разделились. Доктора «старой школы» часто рекомендуют воздержаться от посещения ребенком дошкольного учреждения с момента появления первых симптомов вирусной инфекции и до момента исчезновения последних. Для работающих мам и пап без бабушек и нянь «на подхвате» это звучит довольно неутешительно.

Однако приверженцы доказательной медицины, в числе которых и знаменитый Евгений Олегович Комаровский, к соплям и остаточному кашлю относятся гораздо проще. По их мнению, сопли обычное дело для детей, и родителям не стоит излишне драматизировать ситуацию. Если дитя ест с аппетитом и с усердием разносит дом, то нет причин отказываться от общения со сверстниками.

Родителям деток, посещающих садик, будет полезно ознакомиться со списком распространенных проблем и вариантами их решения.

Может ли крик быть нормой?

– Понятие нормы в данном случае – это усредненное понятие. Как описать норму взаимоотношений в семье? Если для конкретных людей, живущих в социуме, эти взаимоотношения  не являются болезненными, травмирующими, то мы не вправе называть это антинормой.

Если у ребенка атмосфера в семье достаточно спокойная и ровная, то крики чужого человека он воспримет болезненно.

Даже крики посторонних людей на улице. Если дома приняты эмоциональные и достаточно резкие взаимоотношения друг с другом, то есть муж, жена, бабушки, дедушки бранятся, ругаются, и это является частью семейных отношений, то есть в этой ячейке общества это норма, тогда ребенок не будет травмирован тем, что на него кричит воспитатель.

Голос является для человека инструментом, и нужно понимать, какие последствия использования этого инструмента в данной конкретной ситуации могут быть для данного человека (ребенка).

Какие последствия для ребенка, в семье которого, в основном, спокойные и ровные взаимоотношения, могут повлечь за собой крики воспитателя?

– Для детей это может иметь серьёзные последствия. В худшем случае у малыша формируется мнение, что мир жесток, что его не любит близкое окружение, в частности воспитатель, который на него кричал. И из такого ребенка, скорее всего, вырастет человек с заниженной самооценкой, который будет постоянно чувствовать себя жертвой.

Кроме того, у малыша, на которого кричат, могут быть трудности в поведении, например, проявление агрессии: он может позволить себе кричать на других (детей, воспитателей, родителей), жестоко обращаться с игрушками (бить, кричать). Представьте, если ребенок приходит в школу, секцию, кружок и начинает орать на других детей. Будут ли у него друзья? Нет.

Отсюда – в недалеком будущем проблемы с коммуникацией. Родителей в первую очередь должны насторожить изменения в поведении своего чада, если он подавлен и стал закрываться в себе, тогда нужно помочь ему справиться с последствиями того, что на него накричали. 

Сопли

Вести ли малыша с соплями в дошкольное учреждение? Уж сколько копий было сломано родителями в битве с детским насморком в саду. Одни считают, что с любым ринитом ребенку в группе категорически не место, другие ссылаются на Американскую Академию Педиатрии и адептов доказательной медицины, вручая воспитателю чадо со шмыгающим носом, третьи же ищут золотую середину. Так кто прав?

Вирусный ринит

Подавляющее большинство соплей вызвано именно вирусной инфекцией (так хорошо знакомой всем нам ОРВИ). В этом случае мы наблюдаем один из эффективнейших (хотя и не самых эстетичных) способов борьбы иммунной системы с «захватчиками». Носовая слизь чрезвычайно насыщена антителами и является первым барьером на пути вирусов в организм.

Важно:

Не принимать прозрачные сопли слишком близко к сердцу и не стараться победить их любой ценой (особенно если она включает в себя бесконтрольное применение сосудосуживающих средств).
Следить за температурой и влажностью в помещении

При сухом и чрезмерно теплом воздухе (выше 22 градусов) слизь высыхает очень быстро, что может привести к неприятным последствиям, о которых поговорим ниже.
Уделить повышенное внимание питьевому режиму ребенка.

Бактериальный ринит

Допустим, слизь в пересушенном носу стала густой, тем самым создав благоприятную среду для размножения патогенных микроорганизмов. На выходе имеем так называемые «зеленые» или «желтые» сопли — бактериальное осложнение вирусной инфекции, вызванное чаще всего неверной тактикой лечения.

Аллергический насморк

У ребенка не первую неделю течет из носа прозрачная слизь в отсутствие каких-либо других признаков заболевания?

Такой насморк может быть вызван контактом с аллергеном. Он абсолютно не заразен, но требует консультации специалиста. Врач назначит антигистаминные препараты, а также выдаст справку о допуске в детский сад.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий