Что делать, если ребенок не хочет одеваться: советы психолога
Чтобы у детей появилось желание самостоятельно одеваться, детские психологи рекомендуют использовать методику «Изменение цели». Она помогает снять напряжение вокруг самого процесса одевания
Важно придумать верную мотивацию, то есть не предлагать «Давай одеваться»
Лучше придумать цель предстоящего выхода из дома и предложить ребенку возможность выбора:
- «Мы пойдем в парк или погуляем на детской площадке?»
- «Ты возьмешь мяч или самокат?»
- «Наденешь сапоги или теплые ботинки? Красный свитер или синий?»
- «Во что ты будешь играть сегодня на прогулке?»
- «Мы купим сок или мороженое сразу же или когда будем возвращаться домой?»
Важно: Перед ребенком не ставится цель «одеваться», ему предлагается альтернатива – «что одеть» или «зачем нужно одеться». Когда перед детьми ставится такая интересная цель, и можно выразить свое желание, сделать выбор, становится интересен сам процесс ее достижения, то есть одевание, хочется закончить его поскорее.
Для обучения самостоятельному одеванию существуют особые хитрости и секреты
Мальчиков и девочек нужно познакомить с техникой простого и результативного надевания каждой вещи
Для обучения самостоятельному одеванию существуют особые хитрости и секреты. Мальчиков и девочек нужно познакомить с техникой простого и результативного надевания каждой вещи.
Последовательность этого процесса должна быть каждый раз одна и та же, причем ее повторяют в четкой последовательности.
Нужно, начиная с 2-3 летнего возраста, знакомить детей с деталями одежды: швы у колготок, пятка, носок, резинка, рукава, воротник, подол, карманы
Одежду рассматривают заранее, еще до прогулки, обращая внимание детей на значимые детали. Во время того, как взрослый раздевает или одевает малыша, он употребляет эти термины.
Важно определить для себя, что будет пока делать взрослые, а чему родители начнут обучать малыша
Невозможно сразу же научиться всем способам одевания
Важно определить для себя, что будет пока делать взрослые, а чему родители начнут обучать малыша. Невозможно сразу же научиться всем способам одевания. Например, сначала трусики, пижамные штанишки, а затем маечку, колготки, сандалии и далее по нарастающей сложности
Переходить от вещи к вещи нужно лишь после овладения умениями надевать предыдущий предмет гардероба
Например, сначала трусики, пижамные штанишки, а затем маечку, колготки, сандалии и далее по нарастающей сложности. Переходить от вещи к вещи нужно лишь после овладения умениями надевать предыдущий предмет гардероба.
Важно: ребенка нужно как можно чаще хвалить даже за минимальные достижения. Чтобы сделать процесс обучения легким, его разбивают на простые и понятные малышу шаги.
Применив немного изобретательности, используя верную мотивацию и приемы, легко выполнимые детьми любого возраста, можно заметно облегчить обучение самостоятельному одеванию
Применив немного изобретательности, используя верную мотивацию и приемы, легко выполнимые детьми любого возраста, можно заметно облегчить обучение самостоятельному одеванию.
Советы по обучению ребенка одеванию
Учиться никогда не рано! Даже годовалый малыш может натянуть на себя панамку и носочки. Обязательно хвалите его за это.
Если вы замечаете, что ребенок проявляет инициативу во время одевания – обязательно хвалите его, даже если он сделал все неправильно.
Не делайте исключений в ритуале одевания. Не нужно говорить «сегодня я одену тебя сама, потому что мы спешим», или «потому что я сделаю это аккуратнее». Так вы только убедите ребенка, что сам он неуклюж, делает все медленно и неаккуратно.
Лучше выполнить часть задачи, чем не браться за нее вообще. Если ребенок по каким-то причинам не хочет одеваться, наденьте на него часть вещей и предложите закончить начатое. Если же у него, напротив, слишком быстро иссякает энтузиазм, спокойно помогите закончить одевание.
Выбирайте для ребенка одежду, которая ему нравится. Ее он точно попытается надеть с удовольствием!
Надевайте верхнюю одежду вместе. Ребенок надел ботинки – и вы надели ботинки. Ребенок надел шапку – и вы надели шапку. Подражая вашим действиям, малыш быстрее освоит науку одевания.
Изучайте одевание в процессе игры. Одевая и раздевая кукол, ребенок запомнит порядок надевания одежды, а игрушки с пуговицами, молниями, липучками, шнуровками разовьют не только мелкую моторику, но и технику использования застежек.
Ваш малыш растет – пора, пора осваивать новые навыки! Ну в у нас есть для вас веселые стишки-одевалочки – может, они помогут делу!
27.09.2017
о детях от 1 до 3 лет, о детях от 4 до 7 лет Другие статьи автора
Причины непослушания детей
Родители излишне активных детей задаются вопросом, является ли такое поведение нормой или это какое-то отклонение в развитии крохи. Если ребенок в 5 лет неуправляем, психологи советуют постараться разобраться в мотивах поведения малыша. Причина может быть скрыта как в психических отклонениях, так и в банальном дефиците родительского внимания.
Гиперактивность
Здоровый ребенок всегда подвижный и активный — это является нормой. Однако, если он не в состоянии сосредоточится на словах взрослых, не слушается и даже во время игры отвлекается на посторонние вещи — это гиперактивность, что является отклонением от нормы. Разница между активным и гиперактивным малышом заключается в том, что активные дети доводят до конца задуманное и четко отвечают на вопрос, зачем они так поступили. Гиперактивный не в состоянии объяснить мотивы своего поведения.
Возможные причины гиперактивности детей:
- генетическая предрасположенность;
- биологические отклонения;
- психосоциальные факторы.
Гиперактивность объясняется родовыми травмами головного мозга, патологиями внутриутробного развитием плода либо наследственной предрасположенностью. Все очень индивидуально и диагноз должен ставить компетентный специалист.
Дефицит внимания взрослых
Темп жизни взрослых и их постоянная занятость своими проблемами часто приводит к появлению у малыша осознания своей ненужности. Чтобы как-то напомнить о себе карапуз начинает вести себя не так, как остальные дети. Он капризничает, шумит, разбрасывает игрушки и совершенно не слушается. Все его поступки направлены на привлечение внимания взрослых и как только он этого добивается, он успокаивается.
Дети нуждаются в любви и ласке, потому родителям нужно уделять внимание капризам детей, ведь на ровном месте они не возникают. Если малыш, будучи здоровым психически, часто скандалит и закатывает истерики — он испытывает дефицит внимания со стороны взрослых. Нужно проводить с ним больше времени, играть, гулять — и его психологическое состояние придет в норму
Нужно проводить с ним больше времени, играть, гулять — и его психологическое состояние придет в норму.
Как быть, если ребенок приходит в родительскую постель среди ночи?
В первую очередь нельзя за это ругать, и уж тем более наказывать. Спокойно объясните малышу, где он должен спать, отведите за ручку и полежите с ним немного, затем уходите. Так он привыкнет спать без взрослых.
Процесс отучения не быстрый. Самое главное не давать слабину — ни при каких условиях, ни в качестве исключения нельзя разрешать спать с мамой и папой.
Причина нежелания спать в одиночку может быть вызвана и чрезмерной тревожностью, тогда родителям нужно создать благоприятную обстановку, где нет страхов и опасностей для ребенка.
Часто дети приходят в постель к родителям после рождения второго ребенка — так они компенсируют дефицит внимания в течение дня.
Родителям стоит незамедлительно реагировать на изменение поведения детей, будь то ночные истерики, вялость или потеря аппетита. Зачастую дети не могут объяснить, что именно их беспокоит, но с помощью своего настроения они показывают мамам и папам, хорошо им в этот момент или плохо.
Большую роль в процессе засыпания и спокойного сна играет также правильное питание.
Если ребенка накормить на ночь тяжелой пищей, то могут присниться кошмары, и он проснется от страха. Спасаться он побежит к маме и папе. Если такое будет происходить несколько раз, то у ребенка сформируется устойчивый страх ночи и сна. А надо просто не перекармливать на ночь.
Также вечером не стоит давать ребенку сладости, ведь это стимулирует нервную систему и возбуждает. Чтобы израсходовать энергию, полученную из конфет или кусочка торта, ребенку нужно будет вести себя активно, уснуть ему будет крайне трудно. Если вы его пытаетесь уложить, а он капризничает, то очередная сладость, предложенная в награду, не успокоит, а еще больше заведет нервную систему и физиологию.
Незадолго до сна можно дать ребенку чай из трав или какао. Последний напиток успокаивает благодаря наличию в составе магния, снижает возбуждение и расслабляет мышцы. Дождитесь, когда малыш сходит в туалет, специально оставив на это время, и он сам быстро заснет.
Еще один важный момент, который нужно учитывать: старайтесь чаще контактировать с ребенком. Бывает так, что ребенку не хватает именно этого днем, тогда ночью он пытается дополучить недостаток телесного контакта. Гладьте малыша по голове, по спине — это поможет ему быть в гармонии и с вами, и со своим телом.
Зачем нам детский сад: 7 причин
Когда есть выбор, оставить ребенка с бабушками или отдать в сад, родители начинают задумываться, что будет лучше для малыша. С одной стороны, в саду дети больше болеют, подвергаются влиянию со стороны невоспитанных сверстников. С другой стороны, именно в саду ребенок учится правильно вести себя в социуме, потому сад детям все-таки нужен.
Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:
- Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у него больше чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
- Умение себя вести в коллективе. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
- Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
- Развитие личностных качеств. Сидя дома малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
- Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
- Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
- Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни — как в школе и институте, так и на роботе.
Кроме того, отдавая ребенка в сад, у родителей появляется возможность отдохнуть от круговерти бытовых хлопот и заняться самореализацией.
Возраст и умения
Некоторые родители поражаются тому, что их малыш не хочет одеваться на улицу или раздеваться после прогулки. При этом, они могут не учитывать возраст ребенка. Так мама может ругать малыша за то, что тот не в состоянии надеть штанишки, карапуз при этом устраивает истерику, на его глазах слезы. А проблема в том, что родительница раньше положенного ждет от своего сына или дочери того, что ему еще не под силу. Давайте рассмотрим, в каком возрасте и что нужно ждать от своего ребенка, при условии, что родители способствовали развитию определенных навыков.
- В полтора — два года малыш может самостоятельно:
- натянуть носочки;
- снять шапку, юбку, шорты;
- стянуть обувь, которая была расшнурована.
- В два – два с половиной:
- Справляется с молнией на одежде;
- снять штанишки, которые были расстегнуты;
- просунуть ножку в носочек или колготки;
- снять курточку, которая расстегнута;
- всунуть ручку в рукав;
- надеть трусики;
- самостоятельно подтянуть колготки, которые спали.
- В 2 с половиной — 3 года:
- сам надевает шапку;
- умеет застегивать большие пуговицы;
- снимает футболку, а также платье;
- надевает штанишки, колготки.
- В 3 с половиной — 4 года:
- может заправлять рубашку в штаны;
- развязывать поясок на одежде, который завязан сзади;
- самостоятельно расстегивать верхнюю одежду;
- аккуратно складывать снятую одежду;
- правильно оценивать свой внешний вид, исправлять недостатки.
- В 5 лет добавляется умение завязывать шнурки.
- В 6 лет карапуз самостоятелен, одевается без чьей либо помощи.
Как приучить ребенка к садику, если он плачет
Детские слезы — главный тревожный сигнал для родителей. Ведь кажется невозможным оставить рыдающее чадо с воспитателем и спокойно уйти на работу
Причин слез в этом случае может быть несколько, и родителям важно устранить каждую из них
Смена обстановки и режима дня. Оказаться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и тревожно. Кроме того, его окружают пусть доброжелательные, но все же чужие люди. На этом фоне крохе нужно привыкать к дисциплине, которая не так важна дома. Меняется режим дня: нужно кушать в установленное время, а не когда хочется. Нужно ложиться спать по часам. Эти мягкие, но настоятельные требования воспитателей могут вызывать бурный протест, а вместе с ним нежелание посещать садик и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к садиковскому. Идеально приучать к нему кроху за несколько месяцев до посещения сада. А если малыш уже ходит в ясли, тогда и в выходные дни нельзя отступать от распорядка. Утренние пробуждения, завтрак, перекусы, дневной сон должны выполняться в четко установленное время.
Избыток впечатлений. Большинство родителей рассказывают, насколько интересно в детском саду. И это так. Но эмоции, которые переживает кроха, не всегда бывают позитивными. Он может злиться на окружающих, расстраиваться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиваться перенапряжение нервной системы. Это делает малыша капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугублять нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо максимально снизить эмоциональное напряжение дома. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и в гости, просмотр мультиков) нужно свести к минимуму или вовсе временно исключить.
Отсутствие навыков самообслуживания. Ходить в туалет, мыть руки, раздеваться и одеваться, зашнуровывать обувь и завязывать шарф — все это кроха должен будет делать самостоятельно
И если у него что-то не получается, он может переживать и плакать. Дома важно приучать малыша к самостоятельности. Поощряйте любые ее проявления. Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи
Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи.
Психологическая неготовность. Сложнее и хуже приспосабливаются к новым условиям дети, испытывающие дефицит эмоционального общения с мамой. Уделяйте крохе как можно больше внимания, расспрашивайте, как прошел его день. Задавайте конкретные вопросы, чтобы малыш видел ваш интерес к его жизни в детском саду
Причины, по которым ребенок не хочет одеваться
Тут следует сделать возрастное разграничение неодевающихся детей, поскольку у малышей различного возраста собственное понимание ситуации, и родительские меры также должны различаться.
Ребенок 2 года — не хочет одеваться
Понятное и естественное объяснение поведения захлебывающегося при одевании криком и дрыгающего во все стороны руками и ногами маленького человечка: одежда ему просто мешает. Дискомфорт и неудобство, ощущение скованности и потеря чувства собственного тела вызывают у малыша панический страх.
Нередко процесс одевания осложняют неопытные действия молодых родителей и неудачно подобранная одежда: узкая или стесняющая, она не позволяет быстро одеть малыша
А если еще принять во внимание, что взрослые и сами начинают нервничать и кричать на ребенка, то ситуация становится крайне тяжелой
Что в таких случаях делать?
Прежде всего успокоиться и не выходить из себя ни при каких обстоятельствах
Одежду для улицы следует подготовить заранее вплоть до мелочей и одеться самим – тогда у процесса одевания не будет шансов
на мучительное для всех растягивание во времени.
Не стоит акцентировать внимание на одевании: если малыш смотрит в это время мультик или играет, можно аккуратно начинать его одевать. Если он ничем особенным не занят, а собираться все же надо, — интересная сказка, веселая песенка, потешка или короткая ситуационная игра придут на помощь
Задача – отвлечь ребенка от факта одевания.
Одежда: никаких кофточек и водолазок, которые одеваются через голову — пропавший из обзора даже на мгновение окружающий мир ввергает малыша в ужас. Узкие рукава или штанины брюк – еще один камень преткновения: в них очень неудобно запихивать ручки и ножки, в некоторых случаях такой пошив может привести даже к болезненным ощущениям.
Все, что связано с головой, приводит к бурному малышовскому протесту — по этой причине шапочка одевается в последнюю очередь. Можно попытаться отвлечь ребенка игрой в ладошковые прятки – «Ку-ку, кто здесь?»
Учитывая рекомендации, можно сделать процесс одевания более терпимым, а со временем и вовсе избавиться от истерик. Главное, помнить о поставленной цели, действовать уверенно и спокойно: рано или поздно ребенок поймет, что одевание – такой же естественный процесс, как прием пищи или умывание.
Родительские ошибки
Продолжая одевать и раздевать ребенка старше трех лет, вы не даете ему становится самостоятельным
Некоторые родители, то ли по незнанию, то ли по неопытности, умудряются вести себя ненадлежащим образом, чем только оттягивают время, когда карапуз сможет сам надеть на себя штанишки или шапочку.
Давайте рассмотрим наиболее часто встречаемые ошибки.
- Нельзя запрещать малышу примерять вашу одежду или просто переворачивать вещи в ящике. Так вы отобьете у ребенка интерес. А ведь это первые попытки что-то на себя надеть, в большинстве случаев продиктованные желанием быть похожим на маму или на папу.
- Нельзя продолжать одевать ребенка старше трех лет. В этом возрасте малыш должен пытаться сам себя обслуживать.
- Не стоит останавливать процесс обучения, если вы видите, что ребенок умеет сам раздеваться. Это не показатель того, что теперь он с легкостью и оденется.
- Нельзя подгонять малыша, он только учится. Конечно, он еще не расторопен, медлителен. Когда наловчится — все будет значительно быстрее, а пока главное не отбить его желание.
- Никогда не пытайтесь застегнуть карапуза, если видите, что он сам пытается это сделать. Если нужно будет, ребенок сам попросит о помощи.
- Если вы видите, что малыш не справляется, не кричите на него, лучше объясните, что именно он делает не так.
Главное о чем, должны помнить родители — не торопите малыша, всему свое время. Помните о том, что процесс приобретения нового навыка может оказаться длительным. Никогда не кричите на карапуза, относитесь ко всему спокойно. Желаю, чтобы ваш малыш быстро научился одеваться и этот процесс предоставлял ему только удовольствие.
Дети в подростковом возрасте
Детство заканчивается годам к десяти, а с ним детские кризисы развития. Наступает другой этап взросления — подростковый возраст.
Самый пик его приходится на 12-16 лет. В это время родителям настоять на определенном выборе одежды крайне тяжело, вкусы сильно расходятся, а мнение старших становится менее авторитетно. Почему так происходит?
Подростковый возраст является переходным для становления личности: с одной стороны уже не ребенок, а с другой — еще и не взрослый.
Снова происходит переоценка самосознания, системы взаимоотношений между окружающими их людьми: родителями, друзьями, учителями. Этот кризис ребенку легче пережить, если сформированы доверительные отношения с родителями на предыдущих стадиях.
В противном случае подросток будет воспринимать родительские наставления как скучные и обвиняющие, ограничивающие его свободу и начнет протестовать.
Что можно рекомендовать родителям?
Поинтересуйтесь у знакомых или в интернете, что модно у подростков в этом сезоне. Сходите вместе с ребенком в магазин одежды и обуви, пусть он выберет те вещи, которые сейчас предпочтительны в кругу его друзей, при этом дайте понять, что Вы не купите вещь ультрамодную, но непрактичную.
Следите, чтобы одежда для девочек не была вызывающей! Объясните дочери, что в обществе существуют психически нездоровые люди, которые имеют сексуальный интерес к детям.
Необходимо установить дружеские отношения с ребенком, не унижать и критиковать, а помогать и постепенно формировать авторитет в его глазах. Если он уже есть, то найти общий язык с подростком будет несложно.
Заставлять дочь надеть теплые колготы зимой бесполезно. Наверняка у Вас найдется история Вашей молодости о беспечной девушке, которая не следила за своим женским здоровьем и потом имела проблемы с деторождением. Расскажите её дочери. Поговорите о том, какие чувства вызывает эта история у дочери, какие у неё планы на будущее, семью, детей
Так в доверительной беседе, без укоров со стороны матери, она сможет понять важность теплых вещей в зимнее время.
«Я не замерзну» — говорит подросток и снимает шапку. Как объяснить сыну или дочке, чем это чревато? Ищите компромиссы, можно обговорить, при какой погоде надевание шапки не обсуждается, приводите доводы почему.
Если дискуссии заходят в тупик и вы поняли, что цель чада — лишь переспорить Вас, предложите ему самостоятельно решать, когда нужно надевать шапку.
Но только в этом случае он сам будет нести ответственность за свое здоровье: простудился — на время лечения остается без гаджетов.
Только в этой ситуации важно, чтобы и родители были последовательными и обеспечили отсутствие смарттехники
Почему ребенок не хочет самостоятельно одеваться?
Почему обычно спокойный и послушный малыш не только не хочет одеваться сам, но и криком с плачем противится попыткам взрослых надеть на него хоть какую-нибудь одежду? Опоздания на работу и в детский сад, испорченное настроение у всех членов семьи – вот последствия такого одевания.
Возможные причины, почему малыш не хочет одеваться:
Одежда тесная, стесняет движения.
Отвлекли от интересного занятия, не подготовив его заранее к смене деятельности.
Упрямство, возникшее в период «кризиса самостоятельности», или «кризиса 3 лет», когда ребенку навязывают жесткую волю и не предоставляют право выбора.
Не нравится одежда, которую ему придется надевать.
Малыш не желает переходить от привычной одежды на одежду другого сезона, он привык к одной курточке или брюкам.
Он устал и хочет спать.
Он перевозбужден и полон эмоций.
Дети не хотят идти туда, куда им приходится собираться (в садик, у гости и т.д.).
Малыш манипулирует взрослым, который руководит процедурой одевания (с бабушкой капризничает, а с папой нет).
Он хочет получить дополнительную порцию заботы или желает обратить на себя внимание.
Как видно из вышеперечисленного списка, причин для нежелания малыша одевать или снимать одежду самостоятельно более, чем достаточно. Желательно проанализировать причины капризов, если они повторяются с завидной регулярностью.
С какого возраста дети должны одеваться самостоятельно?
Некоторые малыши превращают процесс одевания в бесконечную игру, кто-то категорически отказывается хоть что-то на себя надеть без длительных уговоров и препирательств. Решая, как приучить ребенка к тому, чтобы он пытался одеваться сам, родители должны знать его возможности. Было бы странно требовать от 2-3 летнего крохи, чтобы он самостоятельно надел и зашнуровал ботинки. А видеть беспомощного 6-7 летнего мальчишку, не умеющего заправить рубашку в брюки, не менее странно. На что способны дети в каждой возрастной группе, обучаясь одеванию?
Возраст | Что он может сделать сам? |
1,5-2 года |
|
2 -2,5 года |
|
2,5 – 3 года |
|
3,5 – 4 года |
|
5-6 лет | |
6-7 лет |
Все эти умения можно привить малышу, если терпеливо обучать его, следуя верной тактике и учитывая особенности психики.