Что говорить. Как детям сообщить о разводе
Первое, что должны запомнить взрослые в этой ситуации: да, они больше не супруги, но РОДИТЕЛЯМИ они останутся навсегда. У них будут общие внуки. Их связывают теперь не супружеские, но родительские отношения, которые продлятся до конца жизни!
Пережив развод, бывшие супруги должны остаться коллегами, союзниками, которых связывает одна цель — счастье их общего ребенка. Родители должны донести эту мысль:
«Да, мы больше не муж и жена, мы больше не живем в одной квартире и не спим в одной постели, но мы навсегда останемся твоими мамой и папой».
И повторить эту мысль в разных вариациях миллион раз.
Главная идея: ребенок не лишается одного из родителей, ребенок не лишается семьи. Да, структура, «внешний вид» и функционирование изменится, но семья у ребенка остается! Это также предполагает общение со всеми родственниками со стороны «уходящего» родителя. То есть, если сын ездил к бабушке со стороны папы в деревню на лето, то развод не должен этого изменить.
Забегая вперед, рекомендации, как сказать детям о разводе родителей, не зависят от возраста ребенка или причины развода. Но обо всем по порядку.
Страх темноты в 8-10 лет
Обычно к этому возрасту дети перерастают свои фобии. Однако нередки случаи, когда ребенок плохо засыпает или плачет ночью, или же прибегает в слезах и истерике в спальню к родителям, прося у них «убежища» в их кровати. Причины такого поведения могут быть самые разные – непростые отношения в школе со сверстниками, полученная на уроке плохая отметка, несправедливое отношение со стороны учителей. Игнорировать проблемы ребенка, оставляя его наедине с фобией, категорически противопоказано. Тем более, что страхи его в данный период уже являются вполне осознанными, и школьник сам внятно может объяснить, что именно его тревожит.
Три «нельзя»
Навешивать ярлыки. Не нужно лишний раз подчеркивать застенчивость малыша для окружающих («Не обращайте внимания, он у нас ни с кем не здоровается: такой стеснительный!»), словно извиняясь за нее. Равно как не следует и принижать — намеренно или нет — его достоинства («Уже пять лет, а все чужих боится»)
Вместо этого указывайте на сильные стороны его личности, аккуратно пользуйтесь словами, подчеркивающими положительные стороны его поведения (не «стесняется», а действует «осторожно» или «осмотрительно»)
Обращайте внимание на моменты, когда он общителен и открыт, а те, когда он ведет себя застенчиво, поскорее забывайте.
Устраивать публичную порку. Все спорные и конфликтные инциденты, которые возникают у вас с ребенком, нельзя разбирать прилюдно
Стыдить, журить, если малыш что-то натворил, читать наставления, поучать — все это тоже нужно делать тет-а-тет
Даже если вы хотите заняться воспитанием в «тот самый момент», лучше отойти в сторонку или даже пошептаться. Главное — избавить застенчивого малыша от дополнительного стресса.
Сравнивать. Избегайте сравнений своего ребенка с кем-либо (братьями-сестрами, детьми знакомых, одногруппниками в детском саду) не в лучшую сторону. Не подчеркивайте его неудачи, ошибки и слабости в коммуникации. Изречения вроде «Максиму уже третий раз на утренниках главную роль дают, а у тебя до сих пор — три строчки! Пока не попросишь, рот не откроешь» — будут очень обидными для малыша. От такой жесткой «мотивации» самооценка и уверенность в себе у него легко упадут до нуля.
Причины страха смерти
Вряд ли найдется человек, который ни разу не задумывался о конечности своего существования или возможности жизни без самых близких людей, которые однажды его оставят. Но не у всех эти мысли вызывают развитие фобии. По словам Николая Чадаева, несмотря на то, что сегодня танатофобия встречается часто, многие люди успешно преодолевают ее. Они стараются не думать о смерти, гонят грустные мысли прочь и отвлекаются на простые жизненные радости, которые и считают смыслом своей жизни.
Но некоторым людям справиться с этой психологической нагрузкой не удается. Тревожные мысли настолько прочно поселяются в сознании, что это меняет восприятие жизни. Человек начинает рассматривать ее с совершенно нового ракурса, отмечая, настолько бессмысленным является все вокруг. Не понимает, зачем смеяться, зачем общаться, зачем есть и пить, если в конечном счете все окончится по одному «сценарию».
К развитию танатофобии подталкивают как внутренние переживания, так и окружение. В нынешнем году на фоне пандемии, ежедневного информирования в СМИ о количестве умерших тревожность в обществе достигла пика. И люди, которые потеряли своих близких или сами оказались на грани жизни и смерти, попали в ситуацию, из которой очень сложно выбраться своими силами.
Что родителям делать нельзя?
Прежде всего, взрослые должны уяснить то, что малыша нельзя оставлять с его проблемой наедине. Тем более, нельзя также посвящать посторонних, обговаривая на людях поведение сына или дочки. Это однозначно приведет к потере доверия малыша, в результате чего он еще больше замкнется в себе. Кроме того, в процессе борьбы со страхами вашего чада следует избегать таких моментов:
- Постоянного подтрунивания и высмеивания поведения ребенка – ни в коем случае нельзя обзывать малыша трусишкой, ведь его страхи – это не просто детские прихоти, а довольно серьезная проблема.
- Намерений поправить ситуацию «подобным» — это только дет предпосылки для панического настроения, и вызывает настоящий страх. Не запирайте ребенка одного в темноте, не оставляйте одного дома в вечернее время, и не направляйте одного в свою комнату при выключенном свете, чтобы он сам проверил там все углы.
Присоединения к его фобиям. Например, если ребенок говорит, что в его шкафу живет страшный крокодил, не нужно подыгрывать ему, утверждая, что ночью он его съест, если малыш будет себя плохо вести. Такое поведение взрослых чревато непредсказуемыми последствиями.
Брать ли ребенка на похороны?
Некоторые психологи считают, что до 8–10 лет брать детей на похороны не стоит. Другие утверждают, что если речь об очень близком человеке (родителе), то нужно попрощаться, как бы мал ребенок ни был. Наверное, есть смысл ориентироваться по ситуации
Но в любом случае, если все-таки принято решение взять ребенка с собой, то важно, во-первых, предварительно рассказать о том, что происходит на похоронах, описать пошагово весь ритуал и его значение, чтобы ребенок был немного подготовлен. Рассказать, что все люди по-разному реагируют на горе: кто-то плачет, рыдает, злится или переживает молча с каменным лицом — и это нормально
Во-вторых, стоит сделать так, чтобы ребенок провел на церемонии минимум времени, а после этого его забрал взрослый, которому малыш доверяет. Многочасовое мероприятие с прощанием, шествием и поминками — явно не то, что нужно маленькому ребенку.
Если ребенок не побывал на похоронах, обязательно сводите его на кладбище в другое время. Пусть он сам принесет цветы, какой-то подарок или рисунок для усопшего. Это будет его способом проживания горя.
Подростков не только можно, но и нужно брать на похороны. Тот факт, что до достижения совершеннолетия современный человек видит десятки тысяч смертей по телевизору, но ни одной — в реальности — сильно искажает восприятие действительности. Столкновение со смертью помогает осознать, что наш мир не похож на компьютерную игрушку, где новые жизни выдаются комплектом взамен утраченных.
«Ты хочешь называть меня папой?»
Ни в коем случает нельзя обманывать ребенка или заставлять его называть нового спутника мамой или папой. К новому партнеру следует при малыше обращаться по имени. Ребенок начнет брать с вас пример, а, взрослея, будет понимать, что это не его родитель. В таком случае, в будущем вам не придется раскрывать болезненную правду о том, кто на самом деле его родной отец или мать.
Следует помнить, что новых мам и пап не бывает. Бывают новые мужья и жены. Родители остаются одни и те же на всю жизнь
Об этом важно не забывать. Маленький человек должен знать, чей он ребенок. Если у малыша сложатся теплые отношения с маминым новым спутником, он может сам начать называть его папой
Если у малыша сложатся теплые отношения с маминым новым спутником, он может сам начать называть его папой
Важно, чтобы мужчина спросил: «Ты хочешь называть меня папой? Хорошо, я согласен. Мне очень приятно. Спасибо тебе за это»
Спасибо тебе за это».
Если ребенок начал называть нового спутника папой и продолжает при этом поддерживать контакты с родным отцом, то не страшно, когда он будет их обоих называть папами. Главное, все должно быть с инициативы ребенка.
Важно, чтобы «новые папа/мама» не претендовали на главную роль и не конкурировали с родными. Иначе ребенок окажется между двух огней: начнет врать, что-то скрывать и переживать, что может обидеть близких ему людей
«Папа» или «дядя»?
В этом вопросе, как ни парадоксально, мнение большинства семейных психотерапевтов расходится с общественным. Терапевты рекомендуют обращаться к отчиму по имени. В нашей же культуре традиционно принято называть отчима «папой», выказывая, таким образом, уважение и признавая его особую роль в семье. Многие матери старательно приучают своих детей именно к такому обращению, поощряя и всячески поддерживая их в этом. Для чего они это делают? На это вопрос женщины обычно отвечают, что «так приятнее мужчине», «так семья будет крепче», «меньше вопросов у ребенка», «так проще». Но в конечном итоге обычно признают, что сами не знают, почему поступают именно таким образом. Просто, так принято. Нередко, женщины с умилением говорят, что ребенок сам начал называть отчима «папой», якобы самостоятельно сделав выбор в пользу нового мужчины. На самом деле, дети, как губка, впитывают ту информацию, которую получают от взрослых
И если женщине важно, чтобы ребенок таким образом обращался к ее новому мужу, то она будет поддерживать его в этом, и не обязательно словами — мимикой, жестикуляцией, своим настроением. А иногда и сама, в разговоре, заменит имя мужа словом «папа». Как ни странно, это очень важный, принципиальный вопрос
Ведь таким образом происходит подмена понятий и, если угодно, нарушение внутрисемейных ролей. Для ребенка, у которого большую часть окружающего мира, в силу возраста, составляет семья, в голове происходит страшная путаница. И если этот, новый мужчина, теперь папа, то кто же тогда тот мужчина, которого он раньше называл этим словом. К тому же папу следует любить так же, как маму. Получается, что «старого папу» можно больше не любить? Или пап может быть сразу два? Психика человека, даже очень маленького, не терпит неопределенности. И для восстановления цельной картины мира ребенок нуждается в ответах на все эти вопросы. В том случае, если ребенок сам вынужден отвечать на них, или вместо правдивых ответов получает наскоро слепленную алогичную сказочку, эта история получит продолжение в дальнейшем. У одних это выразится в снижении доверия к авторитетным родительским фигурам и окружающему миру. Другие перестанут понимать роль отца, и это приведет к проблемам в будущей семейной жизни. Третьи будут страдать от постоянного ощущения, что они в чем-то виноваты. И это не теоретические положения, а реальность, с которой приходится сталкиваться психотерапевтам, работая со взрослыми клиентами, пережившими в детстве подобную ситуацию
Как ни странно, это очень важный, принципиальный вопрос. Ведь таким образом происходит подмена понятий и, если угодно, нарушение внутрисемейных ролей. Для ребенка, у которого большую часть окружающего мира, в силу возраста, составляет семья, в голове происходит страшная путаница. И если этот, новый мужчина, теперь папа, то кто же тогда тот мужчина, которого он раньше называл этим словом. К тому же папу следует любить так же, как маму. Получается, что «старого папу» можно больше не любить? Или пап может быть сразу два? Психика человека, даже очень маленького, не терпит неопределенности. И для восстановления цельной картины мира ребенок нуждается в ответах на все эти вопросы. В том случае, если ребенок сам вынужден отвечать на них, или вместо правдивых ответов получает наскоро слепленную алогичную сказочку, эта история получит продолжение в дальнейшем. У одних это выразится в снижении доверия к авторитетным родительским фигурам и окружающему миру. Другие перестанут понимать роль отца, и это приведет к проблемам в будущей семейной жизни. Третьи будут страдать от постоянного ощущения, что они в чем-то виноваты. И это не теоретические положения, а реальность, с которой приходится сталкиваться психотерапевтам, работая со взрослыми клиентами, пережившими в детстве подобную ситуацию.
Не стоит забывать и о мужчине. Ведь, приходя в новую семью, он может стать другом, защитником, учителем для ребенка, но не любящим родителем. Звание «папы» возлагает на него фактически невозможные обязанности, ведь в дальнейшем к нему будут предъявлены требования, которые он не в силах, и не вправе исполнить. Порой, когда такие вещи не осознаются, очень трудно понять причины конфликтов и отчуждения, возникающих между супругами «на ровном месте».
«Почему он умер?»
Проще всего объяснить смерть пожилого человека: «Дедушка прожил на свете очень много лет, у него была длинная интересная жизнь, но потом он стал очень старенький и умер».
Если близкий человек долго болел, можно сказать, что это стало причиной его смерти. Но лучше объяснить, что это была какая-то редкая болезнь, что ей сопутствовали какие-то другие серьезные проблемы со здоровьем. Подчеркнуть, что ни вы, ни ребенок не заболеете этим недугом. Ни в коем случае не придумывайте, что тетя умерла от гриппа (чтобы не пугать «страшным» раком). Представляете, каково после этого ребенку будет услышать, что у него грипп?
Если смерть наступила при неясных или шокирующих обстоятельствах, не стоит вдаваться в подробности. Скажите правду: «Знаешь, мы пока сами не знаем, как именно это случилось. Когда мы поймем, мы тебе объясним». Если вопросы не утихнут, то со временем можно выдать какую-то относительно соответствующую действительности версию, но приемлемую для детской психики.
Никогда не связывайте смерть с тем, с чем она не может быть связана, и не пытайтесь вызвать чувство вины: «Вот ты плохо себя вел, поэтому хомячок и умер» или «Бабушке было тяжело с таким непослушным внуком, вот у нее сердце и не выдержало»
Напротив, важно подчеркнуть, что ребенок никак не повинен в случившемся несчастье
За что обижают ребенка его одноклассники?
Как бы страшно это ни звучало, но сейчас, наверное, в каждом классе есть ученик, над которым постоянно смеются и издеваются его же одноклассники.
Происходит это от того, что дети таким образом пытаются самоутвердиться за чужой счет. Ведь если они покажут свою силу, заставят кого-то трястись от страха, то в глазах остальных учеников они станут крутыми, и их репутация резко возрастет.
При этом одноклассники начнут принимать участие в унижениях «изгоя» лишь для того, чтобы стать другом «крутого» хулигана. А если они вдруг встанут на сторону «жертвы», то рискуют сами же оказаться объектом насмешек и издевательств.
Печально, конечно, но это именно так.
В основном дети осознанно выбирают ученика, над которым продолжают издевательства на протяжении всей школьной жизни. И, как правило, в категорию «изгоев» можно попасть, обладая следующими критериями:
- Нетипичная внешность, сильно отличающаяся от других. Это слишком высокие или, наоборот, слишком низкие по росту дети, которым в итоге дают прозвища «дылда» и «карлик». Это толстые, прыщавые или имеющие заметный дефект во внешности (сильно оттопыренные уши, косоватые глаза, слишком длинный или горбатый нос) подростки.
- «Забитый» характер. Это слишком скромные, стеснительные, неуверенные в себе дети, которые не способны дать отпор обидчику, чем тот в свою очередь и пользуется.
- Агрессивное поведение и конфликтность. Если ребенок начинает проявлять агрессию к каждому, кто его случайно толкнул или как-то резко высказался, то он становится не хулиганом, а наоборот, изгоем. Ведь те, кого он обидел просто объединяются между собой и начинают свою месть в виде оскорблений и унижений. И даже если ребенок обладает сильным характером, имеет неплохие физические навыки, то с толпой ему уже справиться невозможно. Поэтому если он затевает драку, то в борьбе оказывается один против всех.
- Медлительность и невнимательность. Таких детей одноклассники часто любят разыгрывать, причем иногда шутки бывают далеко небезобидными. Дело в том, что учеников просто забавляет нелепая реакция ребенка на тот или иной «прикол».
- Неаккуратность и неряшливость. Многие стараются одеваться стильно и модно, но увы, не у каждого ребенка родители могут похвастаться хорошими доходами. В итоге дети просто вынуждены носить дешевую одежду, которая, например, может нелепо сочетаться с обувью (хотя вопрос «сочетания-не сочетания» настолько субъективен). И, конечно же, для одноклассников это является еще одной причиной поунижать ученика, который для них является «нищим».
- Лидерский характер. Да, нередко бывает и такое. Получается, что даже волевые и сильные по характеру люди могут стать «изгоями». Как правило, такое происходит только в тех случаях, когда ребенок, попадая в новый коллектив, пытается взять власть в свои руки (активно предлагает интересные идеи, пытается убедить всех в правильности своей точки зрения). Он просто переходит дорогу действующему лидеру, который, не желая уступать свое место другому, начинает настраивать «свою» свиту против него.
Разумеется, стать объектом насмешек может абсолютно любой ученик. И часто даже нелепая публичная ошибка, по секрету рассказанная история или кем-то придуманная сплетня, могут на долгие годы «отравить» жизнь ребенку в школе.
Почему важно любить себя?
Нелюбовь к себе приводит к накоплению различных негативных чувств, самые разрушительные из которых зависть и ревность. Мы завидуем тем, кто лучше нас (как нам кажется), кто добился чего-то большего, чем мы, и это сильно угнетает. Мы ревнуем кого-то из близких к тем, кто им симпатичен (больше, чем мы, как опять же кажется). Мы страдаем оттого, что не так хороши, как нам хотелось бы. И к сожалению, эти негативные переживания чаще всего так и остаются на уровне эмоций и мыслей и не переходят в действия по изменению ситуации.
Человек, который не любит себя (а, значит, не понимает и не принимает), обращён к своему внутреннему миру, он всё время хочет что-то в себе понять, изучить, открыть. Он в постоянном поиске себя. Следовательно, ему не до других. Такие люди закрываются от внешнего мира и от общения с окружающими. А когда мы любим и понимаем себя, то более открыты для контактов с миром, другие люди нам интересны, мы их изучаем.
Любовь к себе и другим делает нас добрее. Когда мы себе нравимся, то в целом более удовлетворены жизнью и испытываем положительные эмоции. Мы чувствуем в себе силы и желание помогать другим.
Чтобы нравиться окружающим, нужно обязательно принять и полюбить себя
Если мы не научимся это делать, то не сможем привлекать внимание других людей, успешно общаться и заводить новые знакомства.
От любви к себе напрямую зависит наша уверенность в себе и самооценка. Самоуважение способствует адекватной оценке себя и собственных возможностей.
Когда мы себя любим, то и заботимся о себе лучше: следим за внешностью, выделяем достаточно времени для отдыха и хобби, стараемся беречь себя от стрессов, эмоциональных и физических перегрузок. Безусловно, такое отношение к себе помогает сохранить здоровье.
Любовь к себе делает нас смелее. Так нам легче постоять за себя и других, заявить о своих интересах, не позволить кому-либо «сесть себе на шею», пойти на риск ради стоящего дела (ведь мы уверены в себе!)
Любовь к себе делает нас сильнее. Мы лучше справляемся с трудными ситуациями и преодолеваем стрессы, получаем опыт и становимся мудрее.
В семье мы тоже более успешны, если сами себе нравимся
Например, если женщина удовлетворена собой и ценит себя, то она выглядит хорошо, сияет, создаёт уют и настроение для своих близких, заботится о них
Тем самым она привлекает к себе внимание мужа и находится в хорошем контакте с детьми. Даже только это должно заставить полюбить себя.
Любовь к себе оберегает нас от разных «глупостей» и дурных поступков
И чем её больше, тем менее мы склонны к неоправданному риску для жизни, пагубным пристрастиям, нанесению себе телесных повреждений и пр.
Любя и понимая себя, мы знаем, чего хотим в жизни, осознаём свои потребности и строим планы на будущее.
Самоуважение и адекватная самооценка всегда способствуют тому, что мы можем похвалить себя за достижения и проявленные сильные качества и не боимся признаться себе в собственных слабостях
А это очень важно для развития личности.
Приведённые ниже советы психолога помогут мыслить и действовать в нужном направлении и решить вопрос о том, как полюбить себя и повысить самооценку.
Слушать и отвечать
Как бы ни было плохо самим виновникам сложившейся ситуации, они все равно должны быть максимально внимательными к детям, со стороны которых однозначно будет много претензий и вопросов.
Восьмой совет: «Важно активно слушать своего ребенка, честно и в полной мере отвечать на его вопросы». Только получая поддержку и ответы, ребенок сможет успокоиться, ему будет уже не так страшно и одиноко переживать столь сложное время. К тому же, активное слушание поможет родителям определить скрытые детские страхи, такие как:
К тому же, активное слушание поможет родителям определить скрытые детские страхи, такие как:
Только получая поддержку и ответы, ребенок сможет успокоиться, ему будет уже не так страшно и одиноко переживать столь сложное время. К тому же, активное слушание поможет родителям определить скрытые детские страхи, такие как:
- «я больше никому не нужен»;
- «родители меня не любят»;
- «они разводятся из-за меня»;
- «я плохой»;
- «потом они также бросят и меня»;
- и еще море различных вариантов.
Плюс чадо могут очень волновать следующие моменты:
- увидит ли он еще папу/маму/бабушку;
- что станет с его любимыми игрушками при переезде;
- с кем будет жить домашний питомец;
- поведет ли его папа/мама туда, куда обещал(а);
- научит ли его папа/мама кататься на велосипеде/плавать/рисовать…, ведь только он/она может это сделать;
- кто теперь будет отвозить его в садик/школу по утрам;
- и еще море всевозможных детских невероятно важных проблем.
Только выяснив все его волнующее, ребенок сможет поверить в то, что развод родителей не принесет беды.
Как бороться с детским эгоизмом: 7 рекомендаций родителям
Многие молодые родители считают, что после семи лет перевоспитывать детей уже поздно. Детский психолог портала «Я-родитель» дает полезные рекомендации мамам и папам, как побороть детский эгоизм и сохранить гармонию в отношениях с ребенком в этом возрасте.
1. Обратите внимание на свое поведение и поступки
Если ребенок наблюдает проявления эгоизма у собственных родителей, то не удивительно, если через некоторое время у него обнаружатся точно такие же качества. Помните, лучший способ правильно воспитать свое чадо – демонстрировать ему образцы соответствующего поведения.
2. Поощряйте в ребенке желание делать добрые и полезные дела
Начинайте приучать его помогать по дому, проявлять заботу о близких людях, совершать благородные поступки, например, делится чем-либо
Важно, чтобы ребенок осознал, что испытывать радость можно не только удовлетворяя собственные «хочу», но и доставляя ее другим людям. Постепенно вводите новые домашние обязанности для ребенка. О том, что делать родителям, если ребенок отказывается от своих обязанностей, вы можете узнать, посмотрев видеоконсультацию семейного психолога Риммы Теперик
О том, что делать родителям, если ребенок отказывается от своих обязанностей, вы можете узнать, посмотрев видеоконсультацию семейного психолога Риммы Теперик.
3. Сделайте подборку «правильных» фильмов и книг
Подберите для ребенка книги и мультфильмы, персонажи которых внимательно относятся друг к другу, уважают чужое мнение и проявляют заботу об окружающих. Давно замечено, дети лучше усваивают информацию на примерах из книг и кино: дела и поступки любимых героев заставят их глубже задуматься над собственным поведением, нежели советы и упреки родителей.
4. Заведите домашнего питомца
Если жилищные условия позволяют, заведите для ребенка домашнего питомца. Забота о домашних животных научит его ответственности и поможет стать заботливым.
5. Воспитывайте в ребенке самостоятельность
Не «душите» свое чадо чрезмерной опекой. Прекратите помогать ему в тех делах и задачах, которые он может выполнить сам. Не обязательно сидеть рядом, пока он делает домашнее задание, обслуживать его за столом, убирать за ним разбросанные по комнате вещи. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, это поможет избежать проблемы детского эгоизма.
6. Поощряйте ребенка, когда он радуется успехам друзей
После учебного дня или садика обязательно интересуйтесь тем, как ваш ребенок провел день. Спрашивайте его не только о том, что нового он узнал, но и о делах его друзей. Стимулируйте его положительно оценивать достижения сверстников.
7. Не выясняйте отношения при ребенке
Старайтесь не выяснять отношения в присутствии ребенка, поскольку это может разрушить картину его мира
Ощущение стабильности, предсказуемости и безопасности очень важно для детей, а его потеря усиливает склонность к эгоизму
Виктория Грицук
Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.
Причины
Дети часто страдают от боязни пережитых травмирующих ситуаций и риска их повторения. Страх перед животными зарождается из-за пережитой встречи с агрессивным животным, боязнь высоты от случайных болезненных падений. Распространенными причинами являются:
- постоянные запреты родителей;
- семейные конфликты;
- просмотр фильмов и телепередач, где показаны стихийные бедствия, сцены насилия и т.д.;
- разногласия со сверстниками;
- проблемы в школе;
- фантазии.
Нередко родители сами внушают страхи, которые не только влияют на формирование характера, но и могут отразиться на его психическом здоровье.
Детские фантазии могут быть причиной боязни
Формы проявления болезни
Танатофобия способна проявиться несколькими вариантами.
- боязнь непосредственно процесса захоронения;
- боязнь кремации;
- болезненное ожидание самой смерти;
- тантофобия – боязнь насильственной смерти. В этом случае большая роль принадлежит СМИ, систематически информирующих население о случаях насильственной погибели.
В современном мире панический ужас перед своей кончиной возникает у пожилых людей. И дело здесь вовсе не в высоких материях, страхом перед неизведанной загробной жизнью или религиозных мотивах. Паническое неприятие своей кончины исходит от банальных вещей: пожилые люди пугаются, что их накопленных средств будет недостаточно для погребения.
Расстройству сопутствует боязнь покойников, надгробий, даже призраков.
Существуют определенные возрастные периоды, являющиеся критическими для формирования фобии. В данных возрастных рамках особо велика вероятность проявления танатофобии. Для детского возраста это периоды 4–6 лет, 10–12. Для взрослых – 17–24 и 35–50 лет.
Ребенок ругается матом в школе: что делать?
Мы уже говорили, что после пяти лет ребенок ругается осознанно и, более того, делает это намеренно. То есть, он уже знает, когда и какое слово лучше употребить. В этом возрасте главное – это рубить еще на корню. Дальше начинается школа, друзья и самостоятельная жизнь. Ну, как самостоятельная – вы уже не ходите с ним на прогулке за ручку, он чаще и больше начинает общаться со сверстниками, ходит к ним в гости (или наоборот)
Важно не запустить такое положение, но и не перегнуть палку
Если ребенок ругается матом в школе:
- Ни в коем случае, не ругайте и не бейте! В этом возрасте ребенок начинает уже формироваться как личность. У него появляются свои друзья, закладываются основы общения и даже положение среди сверстников. Если вы будете ругать, критиковать или, еще хуже, бить своего ребенка, то он просто замкнется в себе. А это не только плохо отразиться на общении с друзьями, но и на учебе. Ведь неуверенный в себе человек сомневается во всем.
- Возможно, у него появились не очень хорошие, скажем так, товарищи. Тоже весьма распространенная ошибка большинства родителей – запрещать ему с кем-либо дружить или навязывать понравившихся вам друзей. Это отразиться только бунтом и еще большим ругательством. Если он действительно ввязался в плохую компанию, постарайтесь его мягко и ненавязчиво убедить в том, что это не самые лучшие друзья.
- В таком возрасте уже становятся важными такие аспекты, как значение и положение в обществе. Не стоит рассказывать сказки о Лешем, который забирает плохих мальчиков. А говорить матерные слова – это плохо. Если ребенок 7 лет ругается матом, то он и сам это прекрасно понимает. Здесь важны душевные разговоры. Причем нужно вещи называть своими именами. Давите (только мягко, без напора) на то, кем он станет. Стоит привести наглядные примеры, какие люди на улице чаще ругаются (их искать долго не нужно).
- Мат часто используют для выражения своего гнева. Можете в своей семье создать такое правило – заменять нецензурные слова приемлемыми и безобидными выражениями. Пусть окружающие и не будут понимать вас в этом случае. Но зато, со своим ребенком только сблизитесь.
- А еще лучше, научите и дайте понять ребенку, что избавляться от напряжения можно и другим способом. Например, заняться спортом, бегом или просто прогуляться на свежем воздухе.
- Хоть и мы и говорили, что не нужно уже в таком возрасте рассказывать сказки детям о вреде мата, но одну версию в таком возрасте можно огласить. Говоря матерные слова, мы словно обращаемся к темной стороне жизни и отворачиваемся от своего ангела-хранителя. Поэтому, в жизни будут случаться беды и неурядицы.
- Если на школьника жалуются учителя, не давите буром на ребенка вместе с ними. В таком возрасте очень важна поддержка и вера родителей. Конечно, на учителей тоже набрасывать не нужно в защиту своего чада. Просто дома попытайтесь выяснить, что случилось. Если ребенок сорвался, постарайтесь выяснить причину. Узнайте, может ли вы чем-то помочь или придумайте совместное решение данной проблемы.
- И еще один совет – отпускайте потихоньку ребенка от себя. Он должен готовиться к взрослой жизни и становиться самостоятельным. Давайте ему право выбора и голоса в вашей семье, пусть делает ошибки. Поддерживайте всегда свое дитя, но излишне не контролируйте и не указывайте. Особенно, уже в таком возрасте.
Первичная тревога
«О смерти люди говорят и знают, что она неизбежна, но никто в нее не верит, поскольку она лежит за пределами понятий о жизни и обусловлена самой жизнью. Смерть нельзя постичь».
Эрих Мария Ремарк
В современной психотерапии страх – это чувство, у которого обязательно есть конкретный предмет. К примеру, можно бояться высоты, закрытого пространства, полетов на самолёте. Эти переживания нам знакомы, в отличие от смерти — довольно абстрактного понятия, ведь в жизненном опыте живого человека отсутствует опыт переживания своей смерти. Мысли о ней порождают не страх, а именно тревогу, ведь там где есть смерть – нас уже нет.
Знаменитый американский психотерапевт Ролло Мэй считал, что бороться с тревогой смерти – заведомо бессмысленное занятие, ведь крайне сложно противостоять чему-то беспредметному и непонятному. Тревога смерти буквально обступает со всех сторон, а человек не способен прямо ей противостоять. С целью справиться с тем ужасом, который несет для сознательной части психики тревога смерти, она уходит в бессознательную сферу. То есть, она никуда не исчезает, и с помощью защитного механизма отрицания у человека формируется уверенность в том, что его смерть не может коснуться, что он исключительный, или же появляется вера в конечного спасителя.
- Исключительность. Это глубокая убежденность в том, что увядание и смерть придут ко всем, но только не к нему.
- Вера в конечного спасителя. Это вера в то, что некая могущественная высшая сила убережет от любой беды, и конечно, от смерти. Для ребенка эта роль отводится родителям, а взрослый человек ищет спасителя в Боге или другой высшей силе.
Такие базовые защиты совсем не помогают человеку справиться с тревогой смерти и даже не делают ее слабее. Тревога просто трансформируется в страхи, например, воды, темноты, высоты. Человек начинает бояться жизни, таким своеобразным путем ограждая себя от необходимости умирать. В итоге такая боязнь начнёт проявляться постоянной фоновой тревожностью, которую часто описывают так: «Я всё время боюсь, что со мной что-то случится».