Особенности развития ребенка в 1 месяц

Особенности развития от 5 до 6 месяцев

К полугоду у малыша начинает появляться интерес к еде. Является новым и важным этапом в жизни ребенка. С этого возраста разрешается вводить первый прикорм, отдавая предпочтение гипоаллергенным продуктам (нужно заранее проконсультироваться с детским врачом). Малыш все больше интересуется происходящим и окружающим миром:

  • может фокусировать взгляд, поворачивать головку на звук, наблюдать за происходящим;
  • понимает, где близкие и чужие люди;
  • в лепете прослеживаются четкие слоги;
  • начинают резаться первые зубки;
  • рассматривает предметы в руках, притягивает и отодвигает их от себя;
  • подражает движениям людей и пытается повторять звуки за другими.

Темп роста уже не настолько активный. В весе прибавляется 600-650 г, вырастает на 2 см.

Прививки и врачи

Первую прививку ребенку делают еще в роддоме, спустя 12 часов после рождения — против вирусного гепатита. Это заболевание попадает в организм через кровь или половой контакт, не передаваясь воздушно-капельным путем. В следующий раз прививку от гепатита B ставят через 1 месяц жизни.

В течение 3-7 дней новорожденного прививают против туберкулеза (БЦЖ). Это заболевание передается воздушно-капельным путем. Вакцину вводят в плечо левой руки — именно из-за нее у нас остается небольшой шрам.

На первом медосмотре, сразу после рождения неонатолог следит за общим состоянием малыша, оценивает развитие по шкале Апгар (от 0 до 10 баллов). Следующие 4–5 дней врач ежедневно приходит в палату и проводит осмотр.

Как только мама с ребенком оказываются дома, весь 1 месяц к ним приходит участковый педиатр и патронажная сестра. Они проверяют рефлексы и родничок, дают рекомендации родителям. Также в первый месяц мама должна прийти в поликлинику на осмотр сразу нескольких врачей:

  • Педиатр измерит вес и рост новорожденного, посмотрит на психическое и физическое развитие.
  • Хирург оценит наличие грыж и осмотрит половые органы мальчиков.
  • Офтальмолог проверит, есть ли у малыша заболевания глаз и слезных путей.
  • Невролог проверит рефлексы, измерит окружность груди и головы.
  • Стоматолог осмотрит полость рта и уздечку языка: она отвечает за речь малыша.

Также врачи выдадут направление на УЗИ почек, тазобедренных суставов, органов брюшной полости, ЭХО, нейросонографию и аудиологический скрининг, если его не проводили ранее.

Купание и гигиенические процедуры

Новорождённый не может заниматься своей гигиеной самостоятельно. Это должны делать родители, но, к сожалению, далеко не все знают, как и что делать. Прежде всего, родители должны следить за своей гигиеной. Например, обрезать ногти, мыть руки с мылом, а средства для ухода выбирать только безопасные.

Рассмотрим особенности ухода подробнее:

  1. За глазами. Понадобятся ватные тампоны, тёплая кипячёная вода. Тампон смачивается в воде, отжимается и проводится от внешнего уголка глаза к внутреннему. Действует правило «один глаз – один тампон». Вату использовать нельзя, ворсинки могут навредить ребёнку. Если выделения обильные, вместо обычной воды можно использовать отвары из ромашки или календулы.
  2. За носом. Как и у взрослых, в носике ребёнка скапливается слизь, мешающая ему нормально дышать. Чтобы её убрать, используются ватные палочки и стерильное растительное масло.
  3. За ушами. Можно очищать только наружную ушную раковину, не трогая слуховой проход. Используются ватные диски, смоченные в тёплой воде.
  4. Личико. В тёплой кипячёной воде нужно смочить салфетки и протереть лоб, щёки и подбородок.
  5. Ногти. Обрезать ноготки лучше, пока ребёнок спит, используя специальные щипчики с тонкими лезвиями.
  6. Пупочная рана. В первые недели такую процедуру делать обязательно. Ранку обрабатывают перекисью водорода (3%), зелёнкой и ватными палочками. Зелёнкой нужно обрабатывать только зону самой ранки. Тогда будет заметно, если изменится цвет вокруг неё. Это сигнализирует о возможности воспаления.

К обязательным гигиеническим процедурам относится купание. Каждый день ребёнку нужно подмывать половые органы и ягодицы. Сначала нужно снять подгузник и вымыть ребёнка тёплой водой. Потом нужно его вытереть и убедиться, что влаги не осталось. Все «стратегически важные» места нужно обработать присыпкой или специальными кремами для использования с подгузниками. Тальк впитает оставшуюся влагу и не допустит формирования раздражений и опрелостей.

Купать младенца тоже желательно каждый день.

Это не только избавит его от лишней грязи, но и успокоит, обеспечив хороший сон:

  • температура воды около 37 градусов;
  • чтобы не испугать малыша, его можно завернуть в тонкую пелёнку;
  • погружать начинать с ног, постепенно погружая всё тело;
  • нельзя, чтобы в уши попала вода;
  • использовать детский шампунь.

Продолжать купание дольше 5 минут не рекомендуется. После купания с шампунем ребёнка нужно омыть чистой водой и только после этого обернуть в полотенце и тщательно просушить.

Физические параметры

Сколько должен весить, рост

В возрасте одного месяца наблюдаются множество изменений в физическом развитии младенца. Согласно нормам Всемирной Организации Здравоохранения малыш должен набрать 100-900 гр, рост на 3 см, а окружность головы на 1,2-1,5 см.

Рассчитать конкретный вес и рост можно с помощью калькулятора.

Калькулятор роста и веса малыша Выберите пол и возраст малыша, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) Мальчик Девочка Выберите возраст месяцев Рассчитать Вес Низкий кг Средний кг Высокий кг Рост Низкий см Средний см Высокий см

Рефлексы новорожденных

  1. Подошвенный – при проведении пальцем по стопе малыш отдергивает ножку.
  2. Сосательный – прикосновение к губам крохи заставляет его складывать губы трубочкой.
  3. Хватательный – малыш сжимает в плотный кулачек, вложенный в ладошку палец.
  4. Рефлекс поиска – поворот головы при касании или поглаживании щечки свидетельствует об инстинктивном поиске источника питания.
  5. Мора – разведение и сведение рук и ног при громком внезапном звуке.
  6. Бабинского – проведение пальцем по краю стопы с внешней стороны пальчики ноги расходятся, а стопа разворачивается.
  7. Бабкина – надавливание на ладошки вызывает открытие рта и поворот головы.
  8. Рефлекс ходьбы – движения, имитирующие шаги при вертикальном положении тела малыша с опорой на твердую поверхность.

Зрение

Зрение младенца улучшается – он способен удерживать в поле зрения зафиксированный предмет на расстоянии 25-30 см. Цвета еще по-прежнему не распознаются, но очертания ребенок уже различает и может проследить взглядом движение яркого, крупного предмета. Взгляд при этом слегка запаздывает, а движение глазных яблок толчкообразное.

У крохи в 1 месяц появляется реакция на громкий внезапный звук в виде вздрагивания. В положении лежа на животике малыш пытается поднимать голову, удерживать ее и поворачивать в стороны и к источнику света.

Также для развития зрения можно использовать черно-белые картинки. Их крепят к кроватке. В первый месяц лучше показывать простые геометрические фигуры.

Для гармоничного физического развития необходимо:

  1. Периодически менять положение его тела – переворачивать на спинку, живот, бочок. Манипуляции проводить плавно и внимательно следить за реакцией младенца. Если какое-либо положение вызывает ухудшение настроения его лучше отложить на следующий раз.
  2. Проводить гимнастику для глаз с помощью большого красного предмета – рисовать в воздухе линии и круги. Движения совершать медленно, на расстоянии 30 см от глаз ребенка и периодически фиксировать положение. Это предотвратит появление проблем со зрением и укрепить глазные мышцы.

У ребенка в возрасте одного месяца наблюдается чистая кожа светло-розового цвета, снижается гипертонус рук и ног, увеличиваются периоды бодрствования от 10-15 минут до 1 часа в интервалах между сном и кормлением, появляется возможность наблюдать за перемещением взрослого, возникает способность различать свет и темноту.

Занятия и игры с ребенком 1 год и 1 месяц

Всевозможные увлекательные занятия с малышом несут познавательный и укрепляющий характер. Основной целью является совершенствование правильной ходьбы, развитие процессов речи. Игровые занятия учат ребенка управлять игрушками: вынимать и складывать в коробку, различать по цвету и размеру. Дети с радостью воспринимают игрушки, которые могут собираться-разбираться, трансформироваться. К таким можно отнести матрешки, цветные кубики, коробочки с крышками, занимательные детские книжки с крупно нарисованными персонажами.

Важно, чтобы листы книг для детей возраста 1 год и 1 месяц были плотными, можно картонными, чтобы ребенок мог самостоятельно перелистывать странички, и при этом не порвать книжку. Ниже приведем несколько игр для детей возраста 1 год и 1 месяц

На основании этих занятий родители могут придумывать и другие развлечения, чтобы занять кроху и в тоже время активно участвовать в его психо-физическом развитии

Ниже приведем несколько игр для детей возраста 1 год и 1 месяц. На основании этих занятий родители могут придумывать и другие развлечения, чтобы занять кроху и в тоже время активно участвовать в его психо-физическом развитии.

Занятия и игры с кубами. Цель заключается в ознакомлении ребенка с основными особенностями куба. Геометрические фигуры в количестве восьми штук одинакового размера помещают в коробку и закрывают крышкой. Кроха открывает ее и поочередно достает кубики, таким образом, ребенок осваивает действие последовательного выкладывания предметов. Когда коробочка опустеет ее необходимо показать малышу и подтвердить факт отсутствия в ней предметов, также можно предложить крохе заглянуть во внутрь. Последующей частью занятия с кубиками – постройка башенки или паровозика (кубики выкладываются в вертикальной или горизонтальной плоскости).

Занятия с матрешками. Познавательная игра с раскладывающейся конструкцией. Для начала достаточно двух игрушек – маленькой и больше. Ход такой игры несет увлекательный характер. Матрешки можно катать на машинах, танцевать, играть в прятки. Спрятанная матрешка под платочек заставит малыша поразмышлять над поиском. Мама также может предложить своему крохе накормить и напоить матрешек. Матрешкам ставят импровизированные столики и посуду, мама помогает ребенку обыграть ситуацию кормления и чаепития, в конце игры матрешки благодарят малыша. Также многие детишки любят произвольную игру с матрешками.

Что должен уметь ваш ребенок?

  1. Сам сидит за столиком и пытается есть без вмешательства взрослого. Не следует пресекать эти попытки, даже если ребенок перемажет все вокруг.
  2. Малыш в год и месяц выполняет простые просьбы: «дай мячик», «принеси мишку», знает, как называются предметы и игрушки.
  3. Кроме гуления и агуканья, уже формирует фразы с повторяющимися словами (мама, баба, папа, биби), имитирует голоса животных (гав, му, мяу, ко-ко-ко). Понимает важные слова: «на» и «дай», «да» и «нет». Различает звуки, разговаривает сам с собой на младенческом языке. Слушает свой голос, изменяя громкость и интонации.
  4. Ребенок понимает, что может влиять на предметы – толкать, тянуть, хватать, бросать, прятать. Он делает это с наслаждением – таков его способ владеть окружающим.
  5. Общения с семьей уже мало – ребенок тянется к сверстникам и детям постарше, на прогулке рассматривает других малышей. Ищите компанию – ранняя социализация большое благо. Дети друзей, родственников, соседей, компания из песочницы или кружка развития дают бесценный опыт ранней дружбы и умение вести себя в конфликте.
  6. Если ваш малыш в год и месяц не ходит, а энергично ползает и встает, примените мягкую педагогическую силу. Дайте ему уцепиться за ваши пальцы обеими ручками и водите. Поощряйте хождение интересными вещами: «давай подойдем к той игрушке, к тому красивому цветочку». Предметы лучше показывать на уровне его глаз, чтобы малыш понимал – чтобы много увидеть, надо много ходить. Сядьте на диване за 3-4 м от малыша и протяните к нему руки, позовите его. Если он приползет, не ругайте, опуститесь сами на четвереньки, а потом встаньте, показывая пример. Проявите бурную радость, когда малыш решит подойти, обнимайте и качайте его.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать ребенок в год и 4 месяца?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда ребенок при нормальном развитии начинает говорить первые слова?

Режим сна

Суточная норма составляет 13,5 – 14 часов. Из них 2 часа обязательно составляет дневной сон. Ребенок в этом возрасте активно двигается, много играет и отдых необходим для полноценного восстановления сил.

Перед сном, вечером, нужно приготовить малыша, искупать, почитать книгу, пообщаться. Пусть он расскажет, что интересного он узнал за целый день, куда бы ему хотелось пойти на прогулку завтра. Чтобы сон был спокойным, создайте соответствующую атмосферу: можно повесить в комнате ночник со звездочками. Так малыш не будет бояться темной комнаты и с удовольствием привыкнет засыпать самостоятельно.

Очень важно придерживаться режима сна, чтобы ребенок четко знал, когда он должен читать сказку на ночь и ложиться в кроватку. Так малыш будет полноценно отдыхать

Организация безопасного отдыха

Частота внезапной смерти среди младенцев в первые недели жизни толкает к тому, что нужно правильно укладывать ребенка спать. В сутки месячный малыш проводит больше времени во сне, чем бодрствует. Некоторые моменты организации сонного периода спасут ребенка от непредвиденных ситуаций, угрожающих его жизни.

Соблюдать режим сна и бодрствования важно в любом возрасте

Риск удушья снижается, когда до года грудничок спит на спине. Голова при этом должна быть повернута набок. Излишне мягкие матрасы ведут к тому, что, перевернувшись, ребенок задыхается. В кроватке должен лежать твердый матрас. Лучше, крепче спят дети, которые находятся на грудном вскармливании.

Ставить кроватку для новорожденного надо в той же комнате, где спят родители. Рядом со спящим крохой не кладут мягкие игрушки, подушечки. Валики, ограничивающие движение малыша во время сна, должны быть твердыми.

Опасно для здоровья новорожденного, если:

  • окружающие курят;
  • мама употребляет алкоголь или наркотики;
  • не поставлены необходимые прививки;
  • мать не обследуется регулярно у врачей.

Во время бодрствования нужно класть младенца на живот, чтобы исключить риск удушья при переворачивании спящего ребенка. Советуют перед сном давать грудничку пустышку. С ней он легче засыпает.

Развитие ребенка до 1 месяца влияет на дальнейшее состояние его нервной системы и психики. Те, кто плохо спит в месяц, имеют трудности засыпания вплоть до школьного и подросткового возраста. Такие дети агрессивны, у них проблемы с поведением. Надо придерживаться нормы, не снижая и не превышая количество часов, отведенное для сна ребенку в 1 месяц.

Режим дня

Первый месяц после рождения малыш адаптируется к новой среде, в которую его так неожиданно вытолкнули. Естественно, такой стресс влияет на режим малыша. Он больше спит, чем бодрствует, и часто просит кушать.

Но для удобства как родителей, так и самого ребёнка важно, чтобы у него понемногу вырабатывался нормальный режим, где все стороны жизни относительно упорядочены:

  • сон;
  • кормление;
  • бодрствование.

Именно в период бодрствования и нужно втиснуть все упражнения и общение с малышом. Он может выйти с родителями на свои первые прогулки или испытать на себе, что такое гигиенические процедуры.

Обследования ребёнка в 1 месяц

Первый запланированный поход к педиатру обычно проходит, когда младенцу исполняется месяц.

Что должен уметь ребёнок в 1 месяц, его навыки также проверяет врач:

  1. Обязательно посещение невролога, который оценит мышечный тонус, осмотрит роднички новорождённого.
  2. Хирург-ортопед проверяет наличие пупочной грыжи, исключает врождённые патологии, даёт рекомендации по утренней разминке.
  3. Офтальмолог осмотрит глазное дно и проходимость носослёзных каналов ребёнка.

При необходимости крохе проводят ультразвуковые исследования: головного мозга, тазобедренных суставов, брюшной полости. Ребёнку 1 месяца необходимо сделать фото, УЗИ мочевыделительной системы, эхокардиографию.

В дополнение врач просит сдать на анализ кровь, мочу, кал новорождённого. Несмотря на то что обследование объёмное, необязательно его проходить за один день. Можно заранее записаться к специалистам и спокойно обследовать кроху.

Дневной сон 2-месячного малыша

Несмотря на то что в 1-2 месяца ребенок спит пока большую часть времени, как таковой глубокий сон у него отсутствует. Он спит очень чутко и очень хорошо чувствует мамино присутствие. Если она лежит рядом или хотя бы находится в одной комнате с малышом, ему будет спокойнее. Если же мамы рядом нет, младенец может просыпаться через 30-40 минут и звать ее.

Что нужно знать о дневном сне 2-месячного малыша:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: режим дня 2-х месячного ребенка на грудном вскармливании

  1. В этом возрасте у детей бывает два вида сна – длинный и короткий. Первый длится 1,5-2 часа по 2 раза в день. Второй – 30-40 минут по 3-4 раза в день.
  2. Бывает и так, что ребенок может спать очень долго – 4-5 часов. Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Одни утверждают, что малыш непременно должен кушать через каждые 2 часа, поэтому нужно его будить и кормить. Другие уверены, что это плохо и советуют прислушиваться прежде всего к потребностям ребенка. То есть если он в течение длительного времени не просыпается, значит – спать для него в данный момент важнее, чем есть. В любом случае, каждая мама решает сама, следовать ей чьим-то указаниям или прислушиваться к организму своего малыша.
  3. Любое засыпание, даже ненадолго, сопровождается кормлением грудью. Грудь является для малыша не только источником пищи, но и сильным психологическим фактором – это близость с мамой и даже успокоительное средство. Груднички почти не способны засыпать самостоятельно, без маминой груди. С одной стороны, это может насторожить, а с другой – такое “сотрудничество” очень удобно для мамы и полезно для малыша.
  4. Желательно, чтобы время бодрствования не превышало 2 часа. Если в таком возрасте ребенок долго не спит, он может перевозбудиться. Тогда уложить его будет трудно и сон окажется тяжелым.

Старайтесь соблюдать временные промежутки если не точно, то хотя бы приблизительно. При этом не переусердствуйте и обязательно учитывайте индивидуальные особенности маленького организма. Тогда семье будет неведомо, что такое проблемы с детским сном днем.

Нервно-психическое развитие ребенка

За первый месяц жизни новорожденный быстро развивается, но его поведение не слишком меняется, к концу 1 месяца промежутки бодрствования становятся несколько больше, ребенок, поев, не засыпает сразу, а может поиграть или полежать какое-то время.

В этом возрасте дети начинают прислушиваться к знакомым звукам, чаще всего они реагируют только на голос мамы, знакомый им с внутриутробной жизни, но начинают обращать внимание и на другие, часто звучащие голоса – папы, бабушки и других близких родственников. Зрения младенца еще не до конца сфокусировалось, но он должен обращать внимание на источник света, яркую игрушку, которую держат над его головой на расстоянии 30-40 см, а также на лицо мамы или других людей, склонившихся над его кроваткой или взявших его на руки. Зрения младенца еще не до конца сфокусировалось, но он должен обращать внимание на источник света, яркую игрушку, которую держат над его головой на расстоянии 30-40 см, а также на лицо мамы или других людей, склонившихся над его кроваткой или взявших его на руки

Один из самых ярких показателей нервно-психического и эмоционального развития ребенка в 1 месяц – это его попытки отвечать гулением, агуканьем и другими звуками на обращение и разговоры взрослых с ним, а также активная лицевая мимика – малыш оживляется, когда видит лицо матери, пытается отвечать ей, а когда она удаляется – кривит губки, хмурится и плачет

Зрения младенца еще не до конца сфокусировалось, но он должен обращать внимание на источник света, яркую игрушку, которую держат над его головой на расстоянии 30-40 см, а также на лицо мамы или других людей, склонившихся над его кроваткой или взявших его на руки. Один из самых ярких показателей нервно-психического и эмоционального развития ребенка в 1 месяц – это его попытки отвечать гулением, агуканьем и другими звуками на обращение и разговоры взрослых с ним, а также активная лицевая мимика – малыш оживляется, когда видит лицо матери, пытается отвечать ей, а когда она удаляется – кривит губки, хмурится и плачет. Один из самых ярких показателей нервно-психического и эмоционального развития ребенка в 1 месяц – это его попытки отвечать гулением, агуканьем и другими звуками на обращение и разговоры взрослых с ним, а также активная лицевая мимика – малыш оживляется, когда видит лицо матери, пытается отвечать ей, а когда она удаляется – кривит губки, хмурится и плачет

Один из самых ярких показателей нервно-психического и эмоционального развития ребенка в 1 месяц – это его попытки отвечать гулением, агуканьем и другими звуками на обращение и разговоры взрослых с ним, а также активная лицевая мимика – малыш оживляется, когда видит лицо матери, пытается отвечать ей, а когда она удаляется – кривит губки, хмурится и плачет.

В 1 месяц у ребенка сохраняется большинство физиологических рефлексов, так что проверить его нервно-психическое развитие можно и с их помощью:

  • сосательный рефлекс — несколько раз проведите пальцем по щеке ребенка, около уголка рта, в ответ на прикосновение он должен повернуть голову, открыть рот и совершать сосательные движения;
  • хватательный рефлекс – положите палец в раскрытую ладонь ребенка, он должен крепко схватить его и некоторое время не отпускать;
  • зрительный — если помахать погремушкой над головой ребенка, он затихнет на доли секунды, пытаясь определить, откуда доносится звук и начать искать его источник глазами;
  • поисковый рефлекс — если во время еды отнять у ребенка грудь или бутылочку, он пытается найти источник пищи, двигает головой и старается захватить сосок губами;
  • если положить ребенка на живот, он пытается поднять голову и может удержать ее в таком положении несколько секунд;
  • в позе на животе, если подставить ребенку ладонь под пяточки и немного подтолкнуть, он пытается ползти вперед;
  • в возрасте 1 месяц младенец реагирует улыбкой или гулением, когда мама берет его на руки или разговаривает с ним.

Развитие детей от 4 до 5 месяцев

На 5 месяц малыш начинает очень активно двигаться, пытается переворачиваться, садиться, ползать. В такие моменты родители должны следить за безопасностью ребенка. Если ребенку недостаточно места в манеже, то можно положить его на пол.

У многих деток начинает перестаиваться режим сна, активности и кормления. Иногда ребенок может проспать всю ночь и даже не проснуться покушать.

В этом возрасте отмечаются следующие достижения:

  • уверенно переворачивается со спинки на животик;
  • может сидеть с поддержкой взрослых;
  • часто играет со своими ножками и ручками;
  • уверенно берет вещи и может долго держать их в руках.

К 5 месяцам малыш узнает голос мамы и лица членов семьи. Понимает интонацию при разговоре с ним – на веселый и нежный голос начинает смеяться, а на строгий тон может хмуриться. При нехватке общения с родителями может сильно капризничать.

В таком возрасте малыши нередко путают день и ночь (иногда такое встречается в более раннем возрасте). Это может быть связано с отсутствием достаточной активности в дневное время.

Вес также увеличивается на 700-750 г, вырастает на 2-2,5 см.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий