Лечение и профилактика невротических расстройств у детей
Коррекция такого психического состояния, как невротические расстройства у детей, осуществляется комплексно. При этом необходима консультация у разных специалистов. Только при совместной работе педиатра, невролога, психолога и психиатра возможно успешное лечение расстройства.
Большое значение в нормализации психического состояния ребенка имеет участие родителей. Они должны заметить изменения в поведении ребенка и сразу же обратиться к специалистам
Важно понимать, что игнорирование такого опасного заболевания, как неврастеническое расстройство, может привести к еще более тяжелым состояниям. Поэтому важно начать лечение как можно раньше
В Психоэндокринологическом Центре работают опытнейшие специалисты, применяющие в своей практике последние достижения в области психиатрии и психологии.
В процессе лечения большое внимание уделяется психотерапевтическим мероприятиям. Семейные психологи Центра вдут работу не только с маленьким пациентами, но и его родителями и другими членами семьи
Лекарственные препараты также могут применяться при коррекции невротических расстройств у детей. Их назначают в крайних случаях, когда прием медикаментов оправдан состоянием пациента.
Невроз опасное и коварное заболевание, для полного излечения от него необходимо приложить немало усилий. Намного легче предотвратить появление неврозов. В группу риска попадают впечатлительные дети, имеющие склонность к беспокойствам различного рода и страхам
Родители должны с вниманием относится к ребенку, к его потребностям, а в случае проявления первых признаков невротических расстройств обращаться к специалистам Психоэндокринологического Центра. Всем пациентам гарантируется полная конфиденциальность!
Факторами, способными увеличить риск возникновения невротических расстройств, являются:
- чрезмерные нагрузки. Физические занятия также могут стать причиной невроза, но в первую очередь необходимо остерегаться интеллектуальных перегрузок. Занятия в специализированных школах с различным уклоном, посещение различных кружков и секций после школы – все это может спровоцировать появление астенического невроза у ребенка;
- неблагоприятная обстановка в семье, ссоры и развод родителей;
- ошибки родителей в воспитательном подходе. Чрезмерная требовательность, наличие излишних и жестких ограничений.
Подростки наиболее подвержены возникновению неврозов. Это связано с особенностями протекания данного возрастного периода. Сложные отношения с ровесниками в школе и острые конфликтные ситуации могут оказать негативное влияние на неокрепшую психику ребенка.
Подростковые психические расстройства
Для подростков характерны все известные психиатрические заболевания, кроме тех, что развиваются в старческом возрасте. Но особенности подросткового возраста оказывают влияние на проявление симптомов и течение заболеваний.
1. Дисморфофобия, дисморфомания наиболее часто встречается у подростков. При данных видах психических расстройств больной ребенок опасается появления или твердо убежден в наличии у себя некоего дефекта, которое по его мнению заметно для окружающих. Чаще всего такие недостатки обнаруживаются на лице, но причиной переживания могут быть и особенности фигуры, излишнее потоотделение и т.д.
2. Метафизическая (философическая) интоксикация начинает проявляться в младшем подростковом возрасте. На ранних стадиях диагностировать расстройство сложно, так как очень часто склонность к рассуждениям и размышлениям можно отнести к особенностям характера. При наличии патологических расстройств наблюдается постепенное отрешение от окружающего и отрешенность. Метафизическая интоксикация имеет много схожего с параноидальным бредом. Главным отличием этого расстройства является отсутствие борьбы за свои «идеи» при метафизической интоксикации. На сегодняшний день природа возникновения подобных расстройств точно не установлена.
3. Психопатоподобный синдром чаще всего проявляется у мальчиков в подростковом периоде. Симптомы подобного расстройства могут иметь много общего с шизофренией или другими отклонениями психики, но при этом у пациентов не наблюдается нарушение умственной активности. Психопатоподобный синдром проявляется в виде (злобности, конфликтности, агрессивном поведении)
4. Аноректический синдром очень часто встречается у подростков, его наблюдают при шизофрении или нервной анорексии. Причиной отказа от еды может стать истерическая реакция или демонстрация своего оппозиционного поведения. В этом случае приступы длятся недолго и не наносят вреда здоровью. При более серьезных психопатиях отказ от еды может быть вызван галлюцинациями, бредом или навязчивыми идеями. Подросток может считать, что он просто не достоин еды и тех средств, которые на нее затрачены.
5. Суицидальное поведение. В подростковом периоде ребенок переживает очередной кризис. Склонность к суицидам возрастает в несколько раз
Часто подобным поведением подросток просто пытается привлечь внимание к себе или к некой проблеме, это своеобразный крик о помощи. Данный вид расстройств психики часто сопровождается наличием депрессий и неврозов
Поводом к суициду может стать непонимание в семье, сложные взаимоотношения с ровесниками и учителями, неразделенная любовь и т.д.
Подростки требуют особого внимания со стороны родителей и близких. Диагностировать расстройства психики в этом возрасте довольно сложно. Многие симптомы заболеваний можно спутать с педагогической запущенностью.
Прием детского невролога:
Лечение и диагностика заболеваний центральной нервной системы у детей требует высокой квалификации, которой может обладать далеко не каждый детский невролог. В клинике «АБИА» детский невролог начинает прием со сбора жалоб, получения подробного анамнеза – расспрашивает об образе жизни ребенка и его родителей, о перенесенных заболеваниях, о поведении ребенка и его навыках.
Затем следует неврологический осмотр – невролог оценивает физическое состояние, тонус мышц, тургор и цвет кожи, проверяет наличие рефлексов, координации и чувствительности. Все это помогает оценить уровень развития ребенка и выявить наличие или отсутствие очаговой неврологической симптоматики.
Помимо сбора анамнеза и осмотра невролог детям может назначить следующие дополнительные обследования:
- Электроэнцефалография (ЭЭГ)
- Нейросонография — УЗИ головного мозга
- УЗИ сосудов головы и шеи
- УЗИ различных отделов позвоночника с пробами
- Офтальмоскопия – осмотр глазного дна
- Рентгенография черепа, шейного отдела позвоночника
- Лабораторные исследования и др.
После полноценного обследования и установления точного диагноза невролог детям назначает необходимое лечение, включающее как использование медикаментозных препаратов, так и физиотерапевтическое лечение (массаж, ЛФК, электролечение, водолечение). В более старшем возрасте применяется рефлексо- и гирудотерапия, озонотерапия. По показаниям — ребенку оформляется направление на мануальную терапию и остеопатию.
В некоторых случаях ребенок дополнительно наблюдается у ортопеда, логопеда, детского психолога. Комплексный подход позволяет быстро повысить качество жизни малыша без лишнего медикаментозного воздействия на его организм.
Невролог в детской клинике «АБИА» – это полноценная диагностика, эффективное лечение и профилактическое наблюдение за ребенком на всех этапах его жизни.
Осложнения и последствия
Большинство врожденных заболеваний нервной системы у детей влияют на качество мочеиспускания, однако зачастую на первое место выходят неврологические симптомы. Осложнения нарушенного мочеиспускания возникают быстрее, чем у взрослых.
- Психические расстройства (беспокойство, депрессии, нарушение сна), снижающие уровень качества жизни.
- При неполноценном лечении заболевание способно привести к серьезным последствиям для здоровья пациента – развитию хронического цистита (воспаление мочевого пузыря), пузырно-мочеточникового рефлюкса (заброс мочи из мочевого пузыря обратно в мочеточники и почки с последующей их атрофией и развитием хронической почечной недостаточности), пиелонефрита (микробно-воспалительное поражение почек) и др.
Диагностика и лечение
Диагностика обычно не вызывает трудностей, значительно сложнее выявить легкую патологию нервной системы. При осмотре малыша врач собирает анамнез перенесенных болезней с момента появления на свет, выясняет, как протекали беременность и роды, какие болезни были у мамы в период вынашивания.
При обнаружении даже малейших признаков отклонения от нормы специалист проводит дополнительный комплекс обследований, куда входят:
- исследование глазного дна;
- УЗИ структур голоного мозга (НГС);
- ЭЭГ с доплерографией мозговых сосудов;
- метод акустических стволовых вызванных потенциалов и др.
На основании полученных данных ставится точный диагноз и подбирается наиболее эффективное комплексное лечение. Современная медицина располагает большим арсеналом методов реабилитации:
- физиотерапевтические методы (массаж, лечебная физкультура, физиотерапевтические процедуры);
- медикаментозное лечение препаратами последнего поколения (редко);
- прогрессивные методики неврологической реабилитации.
Диагностика эпилепсии
- Прежде чем поставить диагноз «эпилепсия», специалист в детской эпилептологии выясняет все нюансы протекания приступов: их частоту, что им предшествовало. Беседа с родителями, которые могут детально описать судорожный припадок своего ребенка, – это один из ключевых моментов в диагностике эпилепсии.
- Чтобы исключить любые другие причины возникновения судорог, назначаются лабораторные и инструментальные обследования, а также консультации узкопрофильных специалистов – кардиолога, эндокринолога, гастроэнтеролога и других.
- Для уточнения диагноза проводится электроэнцефалография (ЭЭГ). С ее помощью оценивается биоэлектрическая активность мозга, определяется участок повышенной возбудимости.
- Также применяется такое исследование, как Видео-ЭЭГ мониторинг, при котором одновременно с показаниями приборов на видеокамеру записывается поведение, пароксизмы, которые описывали родители пациента.
- Могут быть назначены, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ).
Симптомы неврологических нарушений у детей и новорожденных
Развитие грудного ребенка является показателем состояния его здоровья. Малыш в раннем возрасте, словно лакмусовая бумага, мгновенно показывает, где проявились нарушения развития. Если изменяется динамика моторного, речевого и психического развития малыша — это сигнал. Проявлением проблем могут стать такие функциональные изменения:
- повышенная возбудимость с тремором конечностей и подбородка;
- частые и обильные срыгивания;
- двигательные расстройства;
- нарушения сна;
- повышение мышечного тонуса;
- дисфункция регуляции внутричерепного давления.
Кроме того, могут наблюдаться симптомы перинатальной вегетативной дисфункции:
- эпизодические судороги;
- мраморность кожи;
- постоянно влажные, холодные конечности;
- метеолабильность (то есть повышенная чувствительность к смене климата);
Каждому родителю необходимо знать, что при появлении даже одного такого «тревожного звоночка» следует немедленно нести малыша на прием к детскому невропатологу.
Невнимательное отношение к патологическим процессам, затрагивающим ЦНС (центральную нервную систему), чревато появлением различных серьезных нарушений:
- гиперактивности;
- психоэмоциональной неустойчивости;
- развитию «дефицита внимания»;
- задержке психического, психомоторного и речевого развития;
- нарушению речи, внимания, памяти.
Ребенка с патологией ЦНС следует целенаправленно организовывать и развивать, пока нарушения полностью не исчезнут.
Что малыш умеет к концу первого месяца
Во время первого месяца жизни новорожденного важно следить за весом: в среднем, он увеличивается на 20 граммов в день. 90–150 граммов в неделю — норма прибавки для малыша.. Чтобы развитие проходило в соответствии с нормой, ребенку нужно выпивать около 700 мл молока
Если малыш набирает меньше положенного, педиатр помогает корректировать питание, назначает обследования.
Чтобы развитие проходило в соответствии с нормой, ребенку нужно выпивать около 700 мл молока. Если малыш набирает меньше положенного, педиатр помогает корректировать питание, назначает обследования.
Также у ребенка проявляются новые рефлексы. Врожденные вроде чихания, моргания, зевоты формируются в утробе и остаются на всю жизнь. На 1 месяце жизни малыш приобретает еще несколько рефлексов. Врачи выделяют восемь основных:
- Сосательный — сосательные движения появляются, если провести пальцем или соской вокруг губ малыша. Он особенно важен в течение первого года жизни.
- Поисковый — кроха поворачивает голову, если погладить по щеке. Он, как и сосательный, тесно связан с инстинктом поиска пищи.
- Хватательный — если прикоснуться к ладошке ребенка, он крепко хватает пальцы взрослого.
- Плавательный — малыш двигается, словно во время плавания, если положить его на живот.
- Рефлекс ходьбы — если придерживать ребенка под руки так, чтобы он касался поверхности ногами, малыш будет имитировать ходьбу.
- Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) — если надавить грудничку на ладонь, он повернет голову и откроет рот.
- Рефлекс Бабинского — если провести пальцем по внешней стороне стопы, пальцы расходятся веером, а ребенок шевелит стопой.
- Рефлекс Моро — малыш сводит и разводит руки и ноги, когда слышит внезапные громкие звуки.
Также в первый месяц жизни у новорожденного получается удерживать голову, лежа на животе. Он поворачивается к источнику света, расположившись на спине. Движение глаз более плавные и координированные. В зависимости от психологического климата грудничок определенным образом реагирует на родителей:
Различает голос мамы и папы среди других, эмоционально реагирует на привычный звук.
Наблюдает за предметами и лицами, хватает пальцы родителей или игрушки. Первым улыбается маме, когда та склонилась над кроваткой.
«Отвечает» на голос мамы отдельными звуками, особенно когда к нему обращаются с ласковой интонацией
Поэтому важно заботиться о ребенке, показывать ему свою любовь.
Однако если некоторые признаки не описывают вашего малыша, это не повод для беспокойства. Педиатр доволен его состоянием? Значит, всё в порядке. Дети отличаются в своем развитии и не всегда похожи друг на друга. Просто дайте ребенку время проявить себя.
Причины появления неврологических отклонений
Бывают случаи, когда неврологические отклонения у ребенка связаны с эмбриональным периодом его развития. Беременность и роды у матери могут протекать без осложнений, но существует масса этиологических факторов, воздействующих на плод. Это и внутриутробные инфекции ЦМВ, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, хламидийная инфекция, микоплазмоз, уреаплазмоз, которые, чаще всего не дают клинических проявлений у матери во время беременности, но при этом происходит поражение плода через маточно-плацентарное кровообращение.
Все зависит от иммунологического здоровья матери. Титры антител в крови у матери данных инфекций могут быть достаточно высокими, но при высоком иммунологическом статусе, заражения плода не происходит или ребенок получает небольшой титр антител, а частые вирусные заболевания, провоцируют в дальнейшем аутоиммунный запуск различных медленных инфекций нервной системы.
Также на течение беременности у матери влияют экологические факторы, режим питания, предрасположенность к различным заболеваниям, в легкой форме, без симптомов перенесенные вирусные инфекции, которые ведут к формированию различных пороков развития сосудистой системы, гипоксическим нарушениям коры головного мозга.
Имея клинический опыт работы в стационаре свыше 30 лет, хочу отметить, что в настоящее время, число аутоиммунных заболеваний у детей возросло в несколько раз. Болезни, свойственные только взрослым, появились у детей, даже раннего возраста. Наибольшую опасность они представляют для детей в определенные возрастные группы риска — это от 5-7 лет и от 11-14 лет.
Резко увеличилось число демиелинизирующие заболевания у детей в возрасте от 15-17 лет. И наиболее провоцирующим фактором, является сдача экзаменов, как сильная стрессовая ситуация. А при детальном сборе анамнеза у таких детей, всегда выявляются этиологические факторы внутриутробных инфекций.
Ребенку, с учетом физиологических особенностей различных этапов формирования центральной нервной системы, ее созревания, свойственны периоды мнимого благополучия, когда заболевание уже обнаруживается, но ярких клинических проявлений или жалоб нет. В свою очередь, симптоматика поражения вегетативной нервной системы может выражаться в виде диспепсий (нарушение работы желудочно-кишечного тракта), частого срыгивания, кишечных колик. Такие дети лечатся, чаще всего, только у педиатра. Хотя лечение должно проводиться комплексно. Необходим осмотр детского невролога.
И в заключении хочу отметить, что не только медики несут ответственность за здоровье ВАШИХ детей, но и ВЫ — родители! Будьте внимательны к своим детям! Для них важнее не красивая одежда, компьютеры и телефоны, а Ваша любовь и забота. Здоровый ребенок-это счастье!
Врач-невролог высшей категории Латышева М.И.
Нарушение памяти и внимания
U-mama: Ребенку 5 лет, мальчик. Диагнозы РЦОН, НДМП, дизартрия. На учёте у невролога, проходит лечение ноотропными, амплипульс, электростимуляции и прочие процедуры, массаж, начали заниматься с логопедом. Проблема, которая меня насторожила плюсом к имеющимся с речью, это плохая память. Он с трудом рассказывает стихи (в основном придумывает), не запомнил счёт, буквы не знает и нет особого желания это все запоминать. Это следствие наших диагнозов? Или самостоятельная проблема, которую надо решать ещё какими-то методами? И какими? Или куда можно обратиться ещё?
А.М.: Как правило, диагнозы, которые вы указали, могут сопровождаться расстройством памяти, внимания у ребенка. В этой ситуации можно порекомендовать занятия с нейропсихологом – педагогом, который поможет ребенку успешно усвоить материал, запоминать информацию, стимулировать речевое развитие. Возможно также проведение нейропсихологического тестирования, во время которого нейропсихолог определяет расположение «очага поражения» и подбирает упражнения, направленные на тренировку той или иной функции
Наряду с этим очень важно соблюдение режима дня у ребенка. В частности, будет полезным ограничение просмотра мультфильмов
U-mama: Сын 12 лет не хочет учиться. Проблем с запоминанием нет, быстро учит стихи. Но там, где надо прикладывать усилия — математика, история (даты, определения) и т.п. — проблемы. По математике может решать задание, разобрав со мной принцип решения, выучив правило. На следующий день в подобном же задании делает ошибки. Год назад невролог поставила церебростенический синдром, дефицит внимания, пропили глиатилин и нейромультивит (отеч.аналог). Пришли к ней через полгода — ничего больше не назначила. Подскажите, что можно принимать для поддержания внимания, усидчивости?
А.М.: Традиционно вопросы, связанные с обучением, относятся к наиболее сложным. В первую очередь, если имеются проблемы с обучением у ребенка, необходимо исключить причины соматического характера: исключить латентное железодефицитное состояние в ходе приема у врача-педиатра, патологию со стороны сердечно-сосудистой системы, нарушение ритма. Важным является режим дня: сбалансированное питание, достаточная продолжительность сна, дозированная физическая нагрузка, ограничение просмотра ТВ, гаджетов и др.
Наряду с этим необходимо оценить нейропсихологический статус – на приеме у нейропсихолога, педагог проводит тестирование, оценивает особенности развития ребенка, создает индивидуальный план развития памяти, внимания. Значимая роль отводится также занятиям с психологом.
Быстрых очевидных результатов в вопросах решения трудностей в обучении не бывает. На это требуется время. Ноотропная терапия в данной ситуации относится к дополнительным методам лечения, назначается очно.
Определение угла косоглазия
При формировании амблиопии на фоне косоглазия врач определяет угол косоглазия по Гиршбергу. Для этого ребенка просят посмотреть на офтальмоскоп, после чего врач фиксирует световые отблески. В норме блик проектируется на середине зрачка, но при косоглазии – на краю зрачка, в его пределах или за его пределами, что и определяет угол отклонения.
Определение характера зрительной фиксации — важнейшая диагностическая процедура при любой форме амблиопии, так как от зрительной фиксации зависит схема лечения.
Пройдите полное обследование зрения
в глазной клинике «Леге Артис»
Пора исправить зрение!
Запись на прием по телефону:
8(804) 333-02-14
Звонок бесплатный