Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Почему ребенок должен помогать с домашними делами

Работа – это не наказание

К хлопотам по дому привлекать надо поэтапно. Что-то не вышло, — не беда, не стоит бранить ребенка. Иначе потом его будет трудно уговорить что-нибудь сделать. Может замкнуться, разочароваться.

Постепенно можно увеличить нагрузку — предложить ему постоянно делать работу, которую, кроме него, никто не сможет сделать: поливать домашние растения, протирать пыль.

Ни в коем случае нельзя домашнюю работу преподносить как наказание за провинность. Малыш должен твердо знать: помыть посуду, сложить игрушки, застелить кровать – это обычные, повседневные обязанности, а не кара. Иначе у него сформируется дурная привычка, от которой потом уже будет трудно избавиться.

Как приучить ребёнка к домашних хлопотам

Родителям следует знать и помнить, что они являются для своих детей самым ярким примером для подражания. Чаще всего мамы являются примером для девочек, а папы — для мальчиков. Хотя бывают исключения, но факт остаётся фактом.

Сначала ребёнок наблюдает за родителями, за тем, что они делают, а затем и сам хочет принимать участие в процессе. Поэтому собственным примером показывайте чаду, что уборка, мытьё посуды, приготовление пищи и прочие домашние дела — это неотъемлемая часть семейной жизни, где у каждого есть свои обязанности.

Не бойтесь показывать малышу, что вы нуждаетесь в помощи. Ведь дел по дому так много, и у вас может не хватать времени что-то выполнить. Попросите о помощи своего ребёнка. Дайте ему такое поручением, которое малыш без труда сможет выполнить сам.

Прививать интерес ребёнка к домашним хлопотам необходимо с самых ранних лет. Некоторые психологи советуют тренироваться на игрушках. К примеру, когда мама готовит для всех ужин, дочка может в это время играть с каким-нибудь кукольным набором, в который входят игрушечные продукты.

Или пока папа мастерит или чинит что-нибудь, сын в это время может тоже «помочь» ему своими детскими инструментами. Может, совет не так плох, но другие психологи рекомендуют всё же абстрагировать помощь ребёнка в реальных делах. Ведь малышу не составит большого труда помогать маме доставать продукты во время готовки, подавать ей кухонную утварь, или помочь что-либо помыть для приготовления.

Как и в помощи папе — ребёнок может подавать инструменты, или же забить маленький гвоздик, закрутить болтик. Подходите творчески к этой помощи. Таким образом это поможет вам сблизиться с ребёнком и поднимет вам обоим настроение.

Не ставьте помощь по дому в качестве наказания, по типу:

  • «Получил плохую отметку — моешь сегодня посуду»;
  • «Не слушаешься родителей — убираешься в квартире»;
  • «Не захотел(-а) выгуливать собаку — всю неделю вычёсываешь ей шерсть» и т.д.

Все эти дела и так необходимо делать, вне зависимости от поведения или оценок ребёнка. Такой подход к принудительной уборке отобьёт у ребёнка всякую охоту помогать вам.

Чтобы ребёнок не бросал начатое дело, не доделывайте за него какую-либо обязанность без необходимости. Вы можете помочь ему — показать, как делать правильнее или быстрее, но переделывать это при нём.

Не распределяйте обязанности ребёнка в зависимости от его пола. И мальчики и девочки должны уметь мыть посуду и пол, пылесосить и вытирать пыль, различать инструменты и уметь ими пользоваться.

Какие трудности возникают с домашним заданием?

Почему ребенок должен помогать с домашними делами

  • Ребенок делает все, но с ошибками? – Научите его проверять самостоятельно. Может, ваш сын или дочь любит конфеты? – Поощряйте выполнение без ошибок. Например, сделал без ошибок – получил 10 конфет, одна ошибка – 5 конфет, 2 ошибки – нет конфет.
  • Ребенок делает в час по чайной ложке. Вот он посидел, посмотрел телевизор, поиграл с котом… что угодно, и так целый день. Поощряйте быструю и правильную работу. Приучайте засекать время, планировать выполнение. Например, сделаешь до 6 вечера – посмотрим кино, которое ты любишь.
  • Ребенок не делает ДЗ без родителей и репетиторов. Это печально и срочно надо менять. Репетитор и родители – это своего рода костыли. Если они постоянно помогают, то ребенку не надо слушать на уроке и думать головой. Зачем напрягаться? – Мы всегда выбираем путь с минимальным расходом энергии. Можно просто сказать: “Я вообще ничего не понимаю. Мама, давай объясняй мне, ты школу уже закончила, должна помнить”. Основная функция школы тогда (привить самостоятельность, приучить учиться) не выполняется.

Какие еще существуют важные условия для выработки самостоятельности?

Правильно организованный отдых — залог правильно организованной совместной работы по хозяйству. Вежливую просьбу о помощи можно совместить с чем-то приятным: «помоги мне приготовить обед, пожалуйста, а вечером можем сходить на каток». Как должны выглядеть здоровые отношения в семье?

  • Любовь мамы и папы, понимание, забота, нежность, доверие — это то, что обязательно должно присутствовать в каждой семье.
  • Помните, важна забота и любовь не только между родителем и ребенком, но и между мамой и папой.
  • Когда взрослые будут воспринимать чадо серьезно, учитывать его мысли и желания, разговаривать с ним без манипуляций, тогда и детско-родительские конфликты будут происходить гораздо реже.

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину

В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

С чего начать

Уже в двухлетнем возрасте карапуз может в чем-то помогать маме – например, исполнять маленькие задания. Как раз в это время он начинает проявлять свою самостоятельность. Итак, что ему уже можно доверить? Когда малышу 2-4 года, ему можно давать самые легкие задания: принести маме какую-либо легкую вещь. В такое время он должен учиться самостоятельно одеваться и знать, где лежат его вещ с тем, чтобы потом всегда самостоятельно их складывать. Если карапуз видит, родители занимаются домашним хозяйством, то он будет стараться подражать им.
В 4 года мировосприятие маленького человека усложняется. Он уже в состоянии выполнять задания посложнее: навести порядок в уголке с игрушками, сложить свои вещи. Теперь можно привлекать его к уборке и – например, вытереть пыль или расставить тарелки перед обедом

Важно продемонстрировать ему: для вас ценна его помощь, вы благодарны ему за нее.
В пять лет надо приучать малыша к порядку систематически. Теперь он может самостоятельно:

  1. ежедневно застилать свою кровать,
  2. складывать игрушки;
  3. развешивать в шкафу одежду;
  4. ухаживать за домашними растениями;
  5. собирать вещи перед походом в детсад.

Не бойтесь начинать поздно. Даже если ребенку уже 9 лет, а он пока никогда не помогал вам.

Выбор есть у каждого

Дайте подростку возможность выбрать ту или иную работу по дому. Если ему больше по душе пылесосить или вытирать пыль, то пусть это станет его зоной ответственности.

Возможно, у вас есть посудомоечная машина и мытье посуды не отнимает уйму времени. Тогда пусть обязанностью ребёнка будет выгрузка посуды из машины. И это должно быть тогда под его контролем всегда. Позвольте ему самому решить за что он будет нести ответственность. Если это простая работа, то объясните, что нужно взять под свой контроль что-то ещё.

Так подросток не будет чувствовать что его заставляют, но в то же время будет понимать, что он ответственен за выполнение какой-либо задачи.

Делу время

Выберете определённое время, например, в выходные дни, когда вся семья будет занята работой по дому. Это может быть как обычная уборка, так и особые задачи (мойка окон, выбивание ковров, наведение порядка в шкафах). И это время всегда одно и то же в один и тот же день. Все члены семьи стабильно в этот час заняты домашними делами. И только после этого ребёнок может заняться своими личными делами.

Вознаграждение как мотивация

Почему ребенок должен помогать с домашними делами

Возможно, кто-то скажет, что ребёнок должен осознанно помогать, понимать что он это делает на благо семьи, но в этом возрасте внутренней мотивации недостаточно. Должно быть ещё что-то из вне. Решите все вместе чего бы вам хотелось после всех дел получить в качестве вознаграждения. Возможно, это будет поход в кино или кафе, возможно, поездка на природу или активные игры на свежем воздухе.

Не стоит вознаграждать ребёнка за проделанную работу деньгами. Иначе это уже будет коммерческая сделка. И у подростка сложится материальная мотивация за любую работу. Пусть ваше вознаграждение после уборки или домашних дел станет семейной традицией и будет для всех членов семьи.

Все имеет свои последствия

И даже не вынесенное вовремя мусорное ведро. Ребенок должен чётко понимать, что если он не сделает какие-то определённые обязанности вовремя, его ждёт наказание. Это может быть лишение гаджетов, лишение похода в гости или в кино. С вас требуется чётко проговорить что будет, если например, ребенок до вечера не пропылесосит и не уберёт у себя в комнате. Достаточно напомнить один раз и если работа не будет выполнена, то обязательно сдержите свое обещание. Вы должны быть последовательны в своих действиях и словах.

Юмор

Важен всегда и везде. Особенно в общении с ершистыми подростками. Не угрозы, крики и обиды, а юмор поможет вам найти подход к ребёнку и замотивировать его на помощь вам.

В этом видео вы найдёте несколько советов о том, как приучить подростка помогать по дому.

Как можно приучить ребенка помогать по дому

А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет! Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.

Безусловно, есть такие дела, которые мы должны выполнять без ребенка, например, чистка сантехники средствами, содержащими хлорку и другие не очень полезные для детей химические вещества. Есть домашние заботы, которые можно выполнять в присутствии ребенка, но без его непосредственного участия.

Еще по теме «Домашние обязанности ребенка»:

Домашние обязанности мальчика 13 лет.

А какие домашние обязанности у ваших детей (возраст 12- 13 лет )? Есть у меня мальчик 12 лет он пылесосит,вытирает пыль,выносит мусор,разбирает Разовые просьбы/поручения бывают.

Домашние обязанности

Домашние обязанности. Отношения с родителями. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье…

Домашние обязанности.

Домашние обязанности .. Воспитание. Ребенок от 10 до 13. Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и…

Помощь по дому / Обязанности

Дети и помощь по дому : напоминать, заставлять, платить ? У мужа есть обязанности по дому ? Даже по работе хорошо привлекать и без лишних… Ребенок — это не обязанность по дому, а совершенно другая история. Что бы делали по дому и с ребенком, а что нет? Вот это и делайте.

Помощница по хозяйству — расценки?

Дети и помощь по дому : напоминать, заставлять, платить ? К содержанию. Помощь ребенка по дому : зачем? Прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель.

Домашние обязанности девочки 8 лет

Домашние обязанности девочки 8 лет. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье…

Про уборку и нервную маму

Дети и помощь по дому : напоминать, заставлять, платить ? Но ребенок, как правило, иного мнения. Даже малыши, стремящиеся участвовать вместе с мамой во всех домашних делах, к уборке А когда оно оформлено в виде многоуровневого паркинга, кукольного дома или…

Домашние обязанности 11 лет

Домашние обязанности 11 лет. Воспитание. Ребенок от 10 до 13. Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и…

Оплата работы по дому

Дети и помощь по дому : напоминать, заставлять, платить ? Помощь ребенка по дому : зачем? Прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель.

И когда успели вырасти?!

Дети и помощь по дому : напоминать, заставлять, платить ? 5. Никогда не доедайте за ребенком, даже если осталось много. Сложите пищу в контейнер и предложите ребенку … вышла на работу и ничего не успеваю дома !!!хэлп! А сама бы с 16 до 19-30 все дела по дому …

Домашние обязанности детей

Домашние обязанности детей. Отношения с родителями. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями…

Обязанности ребёнка

Обязанности ребёнка. — посиделки. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные…

Куда девать ребенка?

Куда девать ребенка ?. Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Посмотрите другие обсуждения: Дети и помощь по дому : напоминать, заставлять, платить ? Как приучить ребенка к домашнему труду.

Ребенок и работающий дома муж

Дети и помощь по дому : напоминать, заставлять, платить ? А сама бы с 16 до 19-30 все дела по дому переделала. А не то вы загоните себя, а мама детям и мужу здоровая нужна.

Приучение к коллективу….)

Дети и помощь по дому : напоминать, заставлять, платить ? Как приучить ребенка к домашнему труду. Помощь ребенка по дому : зачем? Прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель.

Куда девать дитя на лето?

Дети и помощь по дому : напоминать, заставлять, платить ? Куда деть ребенка ?. Детско -родительские отношения. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое…

Как обязанность становится травмой

Вообще появление младшего ребенка в семье – достаточно травматичный момент для старшего ребенка. Даже если он сам «просил» братика или сестричку, младенец (плачущий, срыгивающий и с дурно пахнущими подгузниками) никак не вписывается в его представления об идеальном живом пупсе, с которым можно весело играть, как с большой куклой.

Но и это еще не все! Мама и папа теперь принадлежат ему в гораздо меньшей степени, быт обустроен хуже (маме уже некогда печь пирожки с пятью видами начинок, по крайней мере, в первое время после родов), центр внимания родственников и друзей родителей теперь тоже смещен на новорожденного. И это все довольно обидно!

Детская ревность быстро проходит, если мама и папа сумеют быстро и разумно перераспределить родительские обязанности, если же вместо этого они «скидывают» уход за новорожденным на старшего ребенка, полагая, что будет заботиться и полюбит, то… То можно сказать только одно – они очень сильно ошибаются и скорее добьются противоположного эффекта.

Адаптироваться

Распределение обязанностей придется иногда пересматривать. Один из партнеров может заболеть, уехать в командировку или просто задержаться на работе до ночи. А если женщина забеременеет, ей будет сложно наклоняться, чтобы вымыть пол. Поэтому семья должна быть как команда, члены которой всегда поддерживают и готовы подстраховать друг друга. Например, если муж взял на себя готовку, но пришел с работы уставшим, не нужно ждать, пока он отдохнет — придется пойти и приготовить ужин самой.

Надо учитывать и распорядок дня каждого члена семьи. Если рабочий день мужа начинается позже, значит, он может собрать детей в школу: разбудить, приготовить завтрак. Графики тоже могут иногда меняться, и к этому тоже надо быть готовым. 

Если одному из партнеров не нравится, как другой выполняет свои обязанности, не нужно его критиковать: от этого человек не начнет больше стараться, а, скорее, наоборот, захочет все бросить

Если для человека что-то принципиально важно, а партнер делает это плохо, легче взять такие обязанности на себя. Например, если мужу нравится, чтобы на полу не было ни крошки, а жена, по его мнению, моет пол недостаточно часто и тщательно — пусть он этим и занимается

Ксюша и Антон, 3 года в браке

Антон: Мы с Ксюшей не просто составили список домашних дел, но и добавили графы «важность» и «периодичность». Когда мы сравнили эти списки, открылось много интересного

Например, согласно списку жены, полы нужно мыть каждый день, а раз в неделю надо протирать все плафоны. Я спросил у Ксюши, зачем это делать так часто. Оказалось, она считала, что для меня это важно. Поэтому мы договорились, что полы и плафоны будем мыть по мере загрязнения. Казалось бы, это только два дела из нашего огромного списка, но даже они существенно облегчили жизнь. 

Ксюша: Еще мы договорились говорить конкретно. Меня бесило, что я, например, прошу Антона достать вещи из стиральной машинки, а он отвечает: «Ща!» и продолжает заниматься своими делами. Антон никогда не отказывает мне, но при это редко что-то делает. Поэтому я злилась и делала все сама. Теперь, если Антон занят, когда я его о чем-то прошу, он так и говорит: «Мне надо 15 минут, чтобы закончить проект». Так я понимаю, что он не забил на мою просьбу, а просто сейчас занят. 

Также мы установили правило пяти минут: если какое-то дело занимает меньше пяти минут, мы не откладываем его, а делаем сразу. Например, Антон поел и сразу моет тарелку за собой. Или, когда белье на сушилке высохло, я сразу его снимаю и складываю на глажку. Правило пяти минут использует тот, кто сейчас свободен. Мелкие дела не занимают много времени и помогают рабочим обязанностям не накапливаться. 

Антон: Ксюша не любит рано вставать по утрам. Я тоже не фанат ранних подъемов, но мне они даются легче. Поэтому по утрам я гуляю с собакой и заодно выношу мусор. В то же время я не могу держать все в голове, как это делает Ксюша, не замечаю, когда заканчивается жидкое мыло, сахар или хлеб. Из-за этого мы ссорились. Например, я высыпал в чашку остатки кофе и шел на работу. Ксюша ждала, что вечером я принесу домой новую банку кофе, но я даже не помнил о том, что он закончился. Теперь мы ведем общие заметки на телефоне: Ксюша отмечает, что нужно купить, а я всегда проверяю этот список перед тем, как еду домой. 

Я не придавал значения домашним делам, пока не начал брать на себя ответственность. Воспринимал труд Ксюши как должное. Как-то раз, когда она заговорила со мной о разделении домашних обязанностей, я пошутил: «А зачем я тогда женился?». Это была плохая шутка. 

Ксюша: А я слишком долго ждала, что Антон сам догадается, что надо вытирать за собой со стол после еды или доносить грязные носки до корзины с бельем, а не бросать у кровати. Часто злилась и обижалась вместо того, чтобы поговорить по делу. Со списком нам обоим стало легче понять друг друга, а еще он помог выработать систему — теперь понятно, что делает каждый из нас в тот или иной день. 

Выполнение домашних обязанностей не может быть абсолютно комфортным для жены и мужа, но нужно к этому стремиться и идти на компромиссы — по-другому сохранить отношения просто не получится. 

Счастье есть
Счастье бывает разным, иногда это — вкусный ужин в теплой компании, а иногда — собственная квартира, в которую приятно звать гостей. Если хотите такую, приходите в Самолет.
Посмотреть на это счастье

Домашние поручения для ребенка 5-ти лет:

  • участвовать при составлении меню и планировании покупок; без проблем готовит канапе или простые бутерброды;
  • после приема пищи очистить обеденное место;
  • обеспечить себя холодными напитками и водой;
  • накрывать на стол;
  • обрывать без корней зелень с грядок;
  • вносит необходимые составляющие в тесто;
  • содержать свое спальное место и комнату в порядке;
  • без посторонней помощи складывать одежду и снимать с себя вещи;
  • содержать в чистоте предметы в ванной и туалете;
  • чистить зеркала;
  • загружать белье в стирку, разделяя по цвету;
  • прибирать и укладывать стираные вещи;
  • отвечать на телефон;
  • делать уборку в помещении;
  • вносить деньги в кассу при покупке небольшого объема;
  • натирать стекла в автомашине;
  • выносить мусорное ведро;
  • принимать решения, как можно применить накопления семьи для отдыха;
  • прибирать в живом уголке;
  • завязывать шнурки на бантики.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться

Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы. Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску

Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами

Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

Как организовать помощь детей по дому

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.

Мама двоих детей

Как сделать домашние обязанности интересными?

 
Следующие приемы помогут сделать выполнение домашней работы для ребенка увлекательным делом: 
 
• Можно предложить ребенку время от времени меняться домашними ролями с другими членами семьи. Полезно, во-первых, познакомиться с другими, возможно, более сложными видами работ. Во-вторых, поучительно на себе испытать, например, мамину каждодневную нагрузку. Этот прием также будет способствовать сплочению семейного коллектива и значительно расширит компетенцию ребенка в том, что касается решения бытовых вопросов. 
 
• Позволяйте ребенку самому выбирать средства, которые помогают облегчить домашний труд. Если в его обязанности входит мытье посуды или стирка своих вещей, можно давать ему деньги на приобретение новых моющих жидкостей или порошков. Во-первых, ребенок почувствует доверие со стороны родителей, во-вторых, ощутит ответственность за свой выбор – ведь от того, насколько ответственно он подойдет к выбору моющего средства, в ближайшее время зависит эффективность выполняемой им домашней работы. Не стоит беспокоиться, что он пойдет на поводу у телевизионной рекламы и будет стремиться покупать только дорогие средства. Пускай пробует сам — это позволит ему убедиться, что не всегда высокая стоимость совпадает с высоким качеством. Заодно поучится более критично относиться к рекламе. Тем более, что его действия, во всяком случае, на первых порах, будут ограничиваться бюджетом. 
 

• Подумайте, как можно ввести творческий подход в домашнюю работу. Например, поручите сыну или дочери ежедневное приготовление салатов. Снабдите их готовыми рецептами, но поощряйте и самостоятельные кулинарные поиски. Или предложите ребенку, ежедневно бегающему в магазин за хлебом, по дороге домой замечать каждый раз что-то новое, необычное. 
 
• Мальчикам стоит поручать домашние дела, в которых используется разнообразная техника, в том числе и кухонная. Возможно, они сами захотят предложить технические решения для облегчения повседневного труда. Или придумают новый кухонный аппарат. 
 

Питание крохи

На первом году жизни основное питание для малыша – это грудное молоко. Лишь изредка, при его недостаточном количестве, после консультации с педиатром, вводится молочная смесь.

Многие молодые мамы не знают, сколько раз в день должен есть кроха. На самом деле все просто — ребенок сам потребует пищи. Главными признаками голода становятся плач, сжимания и разжимания кулачков, имитация сосания губами.

Современный подход – это кормление ребенка грудью по его требованию. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, объем и кратность кормления рассчитывает ваш педиатр.

И не забывайте: если на улице или в комнате, где находится малыш, жарко, ему нужно обязательно предлагать воду. Ребенок на первом году своей жизни должен потреблять в среднем 50-70 мл воды.

Как привлечь к помощи по дому подростков?

Переходный возраст ребенка – это всегда стресс для родителей, чадо хочет казаться взрослым и самостоятельным (вы не можете мной командовать!), просьбы помочь по дому воспринимаются как нечто крайне обременяющее.

Занимайтесь домашними делами вместе, параллельно общаясь. С маленькими детьми родители проводят много времени, играют, гуляют.

В подростковом возрасте у детей уже другие интересы, они больше времени проводят с друзьями. Пусть домашние дела станут тем, что будет регулярно объединять семью.

Не бойтесь попросить у подростка совета (как ты думаешь – чем можно отстирать это пятно?). Так вы покажете детям, что признаете их «взрослость», а не пытаетесь ее ограничить и подчеркнуть собственный авторитет.

Не забывайте, что у подростка могут быть планы, о которых вы не знаете. Вы рассчитывали, что сын или дочь помогут вам с уборкой к приезду гостей, а оказалось, что ребенок договорился идти в парк с друзьями. Старайтесь заранее сообщать детям, когда вам будет нужна их помощь.

Можно установить график уборки, чтобы ребенок отталкивался от него при планировании своих личных дел.

6) И другое…

Забиваем гвозди

Почти у каждого малыша есть игрушечный молоточек. Вот только что с ним делать, кроме того как стучать по мебели и получать замечания от родителей, едва ли кто знает. Предложите крохе забивать «гвозди». Возьмите картонную коробку потолще и проделайте в ней отверстие чуть меньше диаметра палочек от мороженого или для суши. Подойдут даже незаточенные карандаши. Ребенок должен попадать по «гвоздю» молотком, добиваясь его исчезновения в коробке.

Волшебный горшочек

Выделите ребенку горшочек для цветов и расскажите, что он сам может вырастить в нем фасоль. Для этого возьмите несколько фасолинок и положите их между двумя мокрыми тряпочками на блюдце. Предложите малышу на следующий день проверить фасоль и снова смочить тряпочки. Когда вы обнаружите, что фасоль проросла, посадите ее в горшочек с землей и снова полейте. Каждый вечер проверяйте с ребенком сухость почвы, следите за поливом и наблюдайте за быстрым ростом растения!

Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на .

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Когда приобщать ребенка к семейным обязанностям

На самом деле, чем раньше вы приучите своего кроху помогать по дому, тем лучше. К тому же все малыши любят копировать родителей и все повторять, легко включаются в любой процесс как в игру. Всегда можно найти какое-нибудь легкое поручение даже для самого маленького карапуза. Так он будет с раннего возраста привыкать к мысли, что его помощь приносит пользу, и в будущем постепенно будет становиться еще более самостоятельным, ответственным и уверенным в своей значимости.

Начиная со школьного возраста детей нужно приучать к элементарным навыкам самообслуживания: заправить за собой постель, самостоятельно разогреть обед, отнести свои вещи в стирку и т.д.

Дети старшего школьного возраста вполне могут самостоятельно справиться с уборкой у себя в комнате и выполнять несложные поручения от родителей. Например, сходить в ближайший магазин за хлебом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий

2 комментария
  • Согласен, что дети должны помогать с домашними делами. Это помогает им учиться ответственности и делать вклад в семью. Кроме того, такие задания развивают навыки организации и планирования. Когда ребенок видит, что его усилия ценят, он становится более уверенным в себе. Спасибо за то, что поднимаете такую важную тему!

  • Отличная идея, чтобы дети помогали с домашними делами! Это не только учит их ответственности, но и развивает навыки сотрудничества и организацию. Когда ребенок участвует в домашних делах, он чувствует себя частью семьи и понимает, как важен вклад каждого. Кроме того, это помогает ему стать более самостоятельным в будущем. Спасибо за обсуждение такой важной темы!