Как научить ребенка делать уроки
Учеба и домашние задания — дела непростые. Чтобы ребенок справлялся с ними с минимальной родительской поддержкой, нужно создать вокруг них полезные привычки. Именно полезные привычки так облегчают нашу жизнь и помогают выполнять сложные задачи.
Например, в раннем возрасте мы помогаем детям выработать самые простые полезные привычки: проснулся — умылся и почистил зубы, пришел с прогулки — помыл руки. Когда это выполняется постоянно, мы делаем это автоматически, не задумываясь. Точно так же можно привить ребенку привычку «учить уроки самостоятельно» — в правильное время, в правильном месте.
И вот чтобы сформировать эту привычку, точно понадобится родительский контроль и поддержка. Идеальный вариант для заведения такого порядка — первый класс. Но и в позднем возрасте можно создать все условия для новой полезной привычки. Задача родителей здесь — помочь ребенку правильно организовать свое время и понять ежедневную обязанность учить уроки.
Подготовьте удобную рабочую площадку: у ребенка должно быть достаточно места и освещения. Стол, стул, полки и ящики для книг, удобная карандашница, место для портфеля. Ребенок не должен отвлекаться: приглушите звук телевизора в соседней комнате, уведите от ученика младших детей и домашних питомцев.
Найдите удобное время для уроков. Дети возвращаются из школы утомленные, им нужно время, чтобы немного отдохнуть и восстановиться, для этого нужно 1–2 часа. В это время не спрашивайте о школе, дайте ребенку поесть, погулять. Педагоги считают, что лучшее время для уроков — 15–18 часов дня.
Научите ребенка правильно сидеть за столом и держать ручку, раскладывать тетради и учебные принадлежности по столу. В классе у учителя вряд ли есть время, чтобы все это отследить.
Не стоит начинать уроки с самых сложных заданий. На них уходит больше всего времени, ребенок устает, теряет веру в себя. Начните с того, что школьник знает хорошо, а потом переходите к трудному.
Не нависайте над ребенком, но будьте неподалеку, занимайтесь своими делами. Если ребенку понадобится помощь, он позовет вас. Если оставить его один на один с уроками, он может застопориться на сложном задании, устать и демотивироваться.
Фото: https://ru.depositphotos.com
Не подсказывайте ребенку решения, запаситесь терпением. Вы можете задавать наводящие вопросы или отсылать к пройденному материалу — ведь домашнее задание нужно именно для закрепления пройденного. Если ребенок не может разобраться с задачей, пусть на следующий день обратится с вопросом к учителю: в конце концов, тот должен знать, хорошо ли дети усваивают материал. А еще учитель сможет объяснить тему и оформление решения лучше мамы, которая достанет из закоулков своей памяти школьные знания и совсем запутает перегруженную голову детки.
Не ругайте ребенка за ошибки и грязь в тетрадях. Спокойно скажите, что при красивом оформлении ему самому все будет гораздо понятнее. Не заставляйте переписывать длинные задания — лучше научите красиво исправлять ошибки. Не нужно делать уроки на черновиках, а потом до ночи переписывать их в тетради, — так ребенок только возненавидит учебу.
Хвалите за хорошо выполненную домашнюю работу. Всегда можно найти, за что похвалить: красивые крючочки, быстро сделанная работа, прибранный после уроков стол, собранный портфель. И ваши сэкономленные нервы!
Важен психологический настрой: если чувствуете, что устаете от уроков вместе с ребенком, сделайте перерыв, выпейте чаю с конфеткой, а потом вернитесь к задаче. Цените вашу связь выше уроков. В учебе может помочь учитель или репетитор, а испорченные отношения иногда не может «починить» и психолог.
И, конечно, со временем снижайте контроль. Но дайте понять ребенку, что он всегда может обратиться к вам за помощью.
Постепенно ваш сын или дочка начнут получать настоящее удовольствие от собственного контроля над учебой. Они могут никогда не полюбить физику или МХК, зато будут точно знать, как обходиться с этими предметами и как им лучше всего учить уроки.
Отношение к порядку может меняться
Бывают ситуации, когда взрослому очень важно, чтобы малыш не был равнодушен к порядку, а он, в свою очередь, начинает сопротивляться и не желает выполнять родительские просьбы или требования. В таком случае важно не ругать, не кричать, не заставлять, а предлагать делать что-то вместе, с песнями и прибаутками, игнорируя неудачи, помогая там, где что-то не получается
Вова Кожемякин помогает маме с уборкой. Фото: личный архив семьи Кожемякиных
Родителям стоит учитывать, что в процессе взросления отношение ребенка к порядку порой меняется самым радикальным образом. Еще вчера малыш расставлял все по полочкам и вдруг сегодня категорически не хочет ничего убирать. Это нормальный и естественный процесс. Интересы ребенка меняются, взгляды расширяются, и зацикливать его на уборке – не самое полезное занятие.
Личность важнее порядка
Важно помнить, что в детстве формируется представление ребенка о целом мире, и может быть печально, если у прагматичного малыша получится успокоить себя только уборкой. Или творческий фантазер не сможет никак проявить себя в жизни, потому что будет чувствовать себя плохим и неправильным из-за создаваемого им хаоса
Родителям стоит обращать внимание на характер и темперамент своего ребенка, позволять ему оставаться собой, помогать развивать врожденные таланты, так как это в жизни принесет гораздо больше пользы и радости, чем приучение к порядку. Признайте, что порядок важен именно вам и это ваша ответственность, а ребенок вполне может быть в этом совершенно не заинтересован
Признайте, что порядок важен именно вам и это ваша ответственность, а ребенок вполне может быть в этом совершенно не заинтересован.
Передавайте ответственность ребенку постепенно, не вручайте обязанности «вдруг», потому что он «уже большой».
Чем больше вы делаете вместе, с хорошими эмоциями и без упреков и поучений, тем больше дел ребенок будет готов выполнять сам с удовольствием.
Что должен уметь делать ребенок по дому в 7-9 лет
С тем, что домашние заботы это не эксплуатация детского труда, а формирование важных черт человеческого характера мы определились, а значит, приступаем от теории к практике.
Определяем круг домашних обязанностей, которые ребенок 7-9 лет мог бы взять на себя:
- убирать в квартире: пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
- раскладывать и развешивать по местам свои вещи (чистую одежду вешать в шкаф, а грязную относить в стиральную машину или корзину для грязного белья);
- следить за состоянием своей обуви, мыть ее в случае необходимости, всегда ставить на место;
- самостоятельно собирать портфель и отвечать за его содержимое;
- поливать цветы;
- носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами, когда семья пришла из супермаркета;
- заботиться о домашнем питомце: мыть, кормить, вытирать лапы, менять содержимое лотков;
- мыть посуду и раскладывать ее по местам;
- застилать свою постель;
- накрывать на стол и протирать стол после приема пищи;
- готовить элементарные блюда: бутерброды, салат, утреннюю кашу;
- помогать родителям с приготовлением основных блюд: натереть на терке морковку, порезать лук, почистить картошку, налить в кастрюлю и поставить на огонь воду для супа или макарон, сварить яйца;
- рассортировать и постирать в стиральной машине одежду, развесить стирку (если дома есть невысокая напольная сушилка);
- знать, какие именно вещи ему необходимо надеть в школу или на прогулку, где и в каких шкафах они лежат;
- помогать взрослым с младшими братьями и сестрами: побыть рядом с малышом, покормить, развеселить, поиграть, погулять за ручку.
Если у вас есть дача или загородный дом, ребенок 7-9 лет легко может помочь вам:
- граблями убрать прошлогодние листья,
- станет вашим напарником в ручной распилке досок,
- вместе со взрослым сможет выкопать или закопать яму,
- самостоятельно полить грядки,
- собрать созревшие фрукты и овощи с кустов.
Ужас и хаос учебной жизни
Ребенок ушел в школу, забыв дома пенал и плавки для бассейна, дома поздно пообедал и болтал ногами до вечера, затем внезапно схватился за уроки (обнаружив, что не записал задания по паре предметов), впопыхах собрал рюкзак и забрался в постель на час-полтора позже, чем стоило бы. Знакомая картина? Если нет, вас можно поздравить! – вы редкий вид среди родителей школьников. А большинство мам и пап годами размахивают кнутом и пряником, чтобы приучить ребенка к самостоятельности.
Но давайте разберемся со всем по порядку. Во-первых, нормальна ли детская беспечность и забывчивость? – психологи отвечают: да! В большинстве случаев, детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями. Формирование этого навыка продолжается вплоть до 13-15 лет, и это нормальный человеческий процесс. Ведь мы – организмы, а не механизмы, наша жизнь плавная и гибкая, она очень зависит от внешних условий и не всегда ровненько вписывается в рамки и клеточки
А дети – особенно спонтанны и несобранны, и недаром возле школ всегда ставится дорожный знак «Осторожно, дети!» — это еще одно напоминание взрослым, что мы должны долго и терпеливо учить наших отпрысков быть внимательными и контролировать себя. Кроме того, многое зависит от наследственности и особенностей нервной системы маленького человека, говорят специалисты
Если мама или папа в детстве «ловили ворон» и теряли тетрадки, то и ребенок не сможет продемонстрировать чудеса самоорганизации.
Тогда возникает второй вопрос: как, все-таки, приучать ребенка к организованности и самостоятельности? И здесь, прежде всего, нужно помнить, что вне зависимости от типа нервной системы и склонности к творческому хаосу, организованность – это навык, который можно поставить. Иными словами, мы можем установить программное обеспечение под названием «Самоконтроль и дисциплина» в организм нашего ребенка. Но распаковка и установка этого ПО займет какое-то время и, может быть, пакет установится не с первого раза. Хотя при упорстве с нашей стороны – все получится.
Родители порой впадают в две крайности.
Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама — и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости. В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми. При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»
Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему просыпаться, завтракать, вести в школу, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика. Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.
И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.
Распространенные ошибки
Приучая ребенка помогать по дому, важно не допускать того, что может свести на нет все ваши старания. Позаботьтесь о том, чтобы подобных ошибок избегали все члены семьи, которые имеют отношение к воспитанию ребенка (бабушки, старшие дети и т.п.)
Не пресекайте инициативу. Конечно, намного быстрее сделать насущную работу самому, чем объяснять, показывать, помогать, а потом еще и переделывать.
Но все же постарайтесь не отказывать категорически, проявите гибкость, помните – взрослый здесь вы.
Не ругайте за неудачи. Малыш очень хотел помочь маме вымыть посуду, но разбил тарелку.
Поверьте – ребенок и так расстроен, сейчас нужно не ругать, а поддержать его, успокоить, похвалить за старательность и стремление к самостоятельности.
Не критикуйте результат. Если ребенок плохо справился с порученной ему работой, обязательно начните с похвалы, и только потом деликатно укажите на недочеты.
Когда кроха берется за непосильную для него работу (просто помахал веником в разные стороны, подражая маме), обязательно похвалите и скажите, что теперь в комнате стало намного чище. Так у ребенка формируются причинно-следственные связи.
Следите за собой. Если вы иногда забываете убрать одежду в шкаф, это не делает вас неряхой или плохой хозяйкой. Но дети все замечают (если маме можно, почему мне нельзя?).
В подростковом возрасте дети в ответ на «Снова не убрал свои вещи!» открыто укажут вам на ваши собственные ошибки и будут абсолютно правы – не требуйте от детей того, чего сами не делаете.
Не используйте уборку в качестве наказания (получил двойку – моешь полы). Пусть ребенок понимает, что домашние дела – это не наказание, а естественная составляющая повседневной жизни.
Не обещайте деньги или какое-либо поощрение за уборку. Если действовать по такой схеме, ребенок будет ждать, а в дальнейшем и требовать деньги (новые игрушки, сладости) каждый раз, когда выполнит даже незначительное задание.
Не игнорируйте потребности ребенка. Если малыш голоден, пусть перекусит, а после доделает свою работу по дому.
Не поручайте детям бессмысленные занятия. Например, малыш хочет помочь и просит дать ему задание, а вы сажаете его разбирать ягоды для компота, которые потом все равно пойдут в одну кастрюлю. Поручайте настоящие дела, чтобы малыш видел результат своих действий.
Помните, что воспитание ребенка в целом строится на любви и заботе родителей. Если в семье царит доброжелательная и позитивная атмосфера, дети будут с удовольствием выполнять просьбы и поручения взрослых.
Сын-помощник и дочка-помощница
Девочки стремятся быть похожими на маму, а мальчики – на папу, поэтому если в вашей семье четкое разделение обязанностей по половому признаку, не ждите, что сын будет охотно помогать вам с «женскими» делами.
Мальчик видит, что приготовление еды, стирка, уборка – это мамины задачи, а папа отвечает за исключительно мужскую работу, требующую применения физической силы или специальных навыков (прибить полку, починить кран, переставить мебель).
Оптимальным вариантом в таком случае будет разделение домашних обязанностей на троих без акцента на половой принадлежности.
Например, папа занимается ремонтом, мама – уборкой и готовкой, а сын поливает цветы (выносит мусор, ухаживает за питомцем и так далее в зависимости от возраста).
Поддержите инициативу дочери – пусть у малышки будет собственный передник, маленький веник и совочек, а отварной картофель легко можно нарезать пластиковым ножом из игрушечного набора посуды.
Если папа тоже принимает участие в регулярной уборке и приготовлении еды, это большой плюс.
Пусть папа предложит дочери вместе помочь маме, например, приготовить суп, пока мама моет полы, или взять на себя уборку, если мама плохо себя чувствует. Повторяя за мамой, девочка учится быть хозяйкой, а, повторяя за папой, учится помогать и уважать право других членов семьи на отдых.
Если речь идет о малышах, бытовые дела нужно преподносить в игровой форме. Здесь игры для мальчика и девочки могут отличаться.
Подумайте, как воспитывать сына-помощника родителям, например, предложите мальчику стать отважным полицейским, который следит за порядком и расставляет игрушки по местам.
Игрушечный самосвал вывозит мусор со стройплощадки (из детской), а отважный супер-герой борется с микробами (вытирает пыль).
Разрешите крошке самой составить меню и узнать, что хотели бы на обед другие члены семьи.
Если нужно рассортировать белье после стирки, пусть девочка поиграет в магазин: одна кукла пришла за футболками, другая – за полотенцами, надо обслужить покупательниц.
Подарите ребенку красивый и удобный ОБРАЗЕЦ
В когнитивной психологии существует наглядный расклад: чтобы ребенок научился самоконтролю, ему просто необходим эталон. Такой образец желательного и поощряемого поведения, на который он будет равняться. Ребенок будет сверяться с этим образцом и постепенно разовьет свой самоконтроль: научится планировать свою работу для достижения образца, а потом проверять самого себя, хорошо ли он воспроизвел образец и как в следующий раз сделать лучше. И мы, родители, вместе с учителями должны этот эталон ребенку предоставить, потому что иначе он возьмет образец на улице, в телевизоре или Вконтакте. Как же это сделать?
* Родители сами должны быть достаточно организованными людьми
Важно, чтобы ребенок видел и знал, что в родительской жизни есть место порядку и дисциплине: мама-папа умеют делать над собой усилие и выполнять свою работу и другие обязанности (готовить ужины семье, содержать дом в чистоте – все это тоже плюсы в пользу самоконтроля)
* У ребенка должно быть упорядоченное пространство для учебных маневров: стол или парта для уроков, полки и ящики для книжек и тетрадок, место в шкафу для школьной одежды, будильник, телефон, продукты к завтраку и обед в холодильнике.
* Родителям вслед за учителями нужно регулярно подсказывать ребенку: что, когда и как удобно делать, чтобы с учебой у него все было хорошо .
* И нужно не просто рассказывать и подсказывать, «что такое хорошо и что такое плохо», но и помогать ребенку придерживаться «хорошей» линии, напоминать о необходимых действиях, стимулировать и подбадривать. И, конечно, хвалить.
* И даже не только помогать, напоминать и хвалить, а еще и обращать внимание на последствия хороших действий: «Смотри, ты выучил уроки пораньше – весь вечер был свободен, здорово? Ты хорошо подготовился по английскому – и на уроке тебе было все понятно, приятно же? Ты перестал забывать пенал – и больше не приходится просить ручки и карандаши у ребят, удобно, да?»
Как приучить ребенка к порядку в 4–8 лет
В дошкольном возрасте, от 4 и до 7 лет, приучить ребенка убирать за собой — насущная необходимость. Ведь у первоклассника в 7–8 лет уже может и должно быть немало обязанностей: вынести мусор, подмести и протереть пол, вымыть посуду, следить за порядком в своем шкафу и на рабочем столе, следить за чистотой своего тела и одежды, быть опрятным.
Чтобы эта нагрузка не обрушилась на ребенка внезапно и сразу, лучше добавлять эти обязанности постепенно, начиная с 3-4 лет. При этом без учета психики малыша тоже не обойтись:
Амбициозные и соревновательные дети (обладающие кожным вектором ) нуждаются в дисциплине, организации, разумных запретах и ограничениях. Помогите ребенку структурировать пространство: едим мы только здесь, место для игр — тут, а рабочий стол — для настольных игр и развивающих занятий. Помогите ему упорядочить свои действия во времени: как можно раньше вводите четкий режим дня. В нем можно предусмотреть и время для ежедневной уборки.
Важно понять: такой ребенок не испытывает любви к чистоте как таковой. От природы он очень шустрый и часто устраивает беспорядок
Но его можно приучить получать удовольствие от дисциплины и незыблемых правил: «Поел — помой за собой посуду», «Собираешься спать — приготовь на завтра одежду и сложи портфель». А генеральная уборка у нас по расписанию каждую субботу.
Неторопливые и обстоятельные дети при правильном воспитании стремятся все очищать и упорядочивать сами. Они с удовольствием будут складывать вещи ровными стопочками в шкафу. Упорядочивать и сортировать игрушки. До блеска натирать тряпочкой мебель.
Важно знать: если такой ребенок упрямится и не хочет убирать, разводит грязь — значит, в его воспитании допущены оплошности. Чаще всего проблема в том, что малышу не дают достаточно времени, торопят или обрывают на полдороге
А еще именно у таких деток навык чистоты связан напрямую с физиологией очищения организма. На горшке им тоже нужно намного больше времени, чем остальным. Если давать ребенку возможность очистить свой организм до конца, до точки и не торопить его, то принцип чистоты будет для него главенствующим во всем.
Если маленький «вождь» на попытки приучить его к порядку реагирует вспышкой гнева — просто смените тон. Подчиняться такой ребенок никогда никому не будет — это его природа. В вопросе, как детей приучить к порядку дома, в этом случае нужно опираться на то, что такой ребенок сам желает помочь слабому. Сам хочет взять на себя ответственность за группу людей. Просто объясните, что у вас не хватает сил заботиться обо всем. Что без его помощи по дому никак не обойтись. Попросите проследить, чтобы все члены семьи соблюдали порядок, и он с радостью откликнется.
Как приучить детей к порядку и чистоте
Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки
Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь»
Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.
Как маленького ребенка приучить к порядку
Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка
При этом важно учесть:
Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный — не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.
Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем — устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте — намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.
Если ваш ребенок — природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет — за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно — тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия — основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.
ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.
Как учесть особенности сына или дочки
Конечно, внимательные родители смотрят на особенности характера своего школьника. Одному ребенку нужно больше внимания, другой быстро научится справляться сам. Одному важна поддержка, он расцветает от вашей похвалы за красиво решенную задачу, другой не терпит контроля и предпочитает набивать свои собственные шишки, а уроки, вообще, учит на переменах или сразу после школы.
Но даже если ребенок демонстрирует чудеса самостоятельности и докладывает о полном порядке в школьных делах, стоит держать руку на пульсе. Заглядывайте в бумажный или электронный дневник, на родительских собраниях спрашивайте: «Как мой?» Очень часто картина в глазах ребенка сильно отличается от мнения учителя.
И наоборот, если детка не уверен в своих знаниях, просит вашей помощи и переживает перед каждой контрольной, поговорите с учителем: возможно, он убедит вас, что ребенок хорошо справляется, а вы передадите эту уверенность сыну или дочке. Тогда можно будет понемногу «отдать вожжи» ученику.
Фото: https://ru.depositphotos.com
Как научить школьника в 9–11 лет и старше убирать за собой
Как приучить ребенка к порядку в комнате и навыкам опрятности, если ему 9 лет и более, если в раннем возрасте навык аккуратности так и не сложился? Способ напрямую зависит от того, как ребенок себя ведет. Обычно по поведению уже можно сказать, в чем причина проблемы:
Ребенок упрямится, разводит грязь, бесконечно откладывает дела на потом? Значит, от природы это обстоятельный и медлительный человек. Причем с раннего детства его ритм жизни не совпадал с родительским: мама требовала делать все быстрее, не копаться и, вероятно, срывала с горшка. Если вы хотите изменить ситуацию — запаситесь терпением и вернитесь на шаг назад. Применяйте рекомендации для более раннего возраста. Главное — создать ребенку комфортный, неторопливый ритм. Дайте больше времени на выполнение любой задачи. Не торопите, не подгоняйте, не обрывайте в речи и во время любого начатого процесса — дайте довести его до конца. Ваше понимание и поддержка играют для такого ребенка решающее значение.
Ребенок разбрасывает все вокруг, мельтешит, попытки убраться бросает на полпути? Это амбициозный шустрик, который просто испытывает дефицит дисциплины. Опять же, вернитесь на шаг назад и создайте ребенку нужные условия для развития: режим, структуру в пространстве и времени, систему правил и ограничений.
Ребенок часто вспыхивает гневом, норовит сбежать из дому? Это юный «вождь», который противится чрезмерному давлению. Опасная ситуация: тут уже не до уборки. Что делать — описано выше. Более подробно можно почитать в статье Вождь краснокожих. Коллизии воспитания неслабонервных. Часть 1
Зачем нужно учить детей выполнять домашние обязанности
Для начала, давайте выясним, зачем взрослым так необходима детская помощь по дому.
Разумеется, вариант, когда измученная мама до работы убирает в квартире, вечером в гордом одиночестве готовит еду на всю семью, а ночью развешивает стирку или гладит вещи, неприемлем хотя бы с точки зрения справедливости.
С точки зрения педагогики и психологии посильная помощь родителям по дому формирует в ребенке ответственность, самостоятельность и отзывчивость.
Ребенок учится уважать чужой труд, в нем меньше проявляется подростковый эгоизм, он не чувствует себя гостем, которого, почти как хорошая прислуга обслуживают родители, и не требует от них такого поведения.
Дети, которые знают, из чего приготовить суп и как постирать собственное белье, вырастут самостоятельными взрослыми, способными построить партнерские отношения, а также им будет легче адаптироваться во время обучения в ВУЗе в другом городе, вдалеке от родителей.
Также не забывайте о том, что во взрослой жизни ребенку обязательно пригодится умение структурировать свои дела и находить время на обязанности по дому.
Читай также: Психология мальчиков: особенности развития в 6-9 лет