Про лень и усталость маленького ребёнка
Жил-был малыш, и однажды встали у него на пути лень и усталость. А поскольку никаких «нурофенов» от этих болезней ещё не придумано, то придётся бороться с ними старинными народными средствами, надёжными и проверенными.
Причины детского безделья
У каждого эмоционального состояния, как и у каждой ситуации, есть своя причина и следствие. Например, накопившаяся злость – это показатель того, что человек вынужден жить не так, как хочется, а раздражение – ответная реакция организма на перегрузки. И если негативные состояния затягиваются во времени, последствия могут стать непредсказуемыми.
В чём же кроются причины детской лени, если практически все младенцы (патологии – исключение) от рождения активны, настойчивы и любознательны? А благодаря методикам раннего детского развития, к пяти годам малыши успешно овладевают грамотой, устным счётом и даже иностранными языками. И к тем же пяти годам, детские психологи насчитывают несколько типов лени:
- Физическая лень. Может быть спровоцирована болезнью, недомоганием, усталостью, авитаминозом.
- Лень от неорганизованности. Ребёнок реально не знает с чего начать, и тем более – как это закончить.
- Скука. Причиной скуки является однообразие и монотонность. Ребёнку явно не хватает новых интересных впечатлений и ощущений.
- Лень, как тормоз перед трудными задачами. Тут возможны два варианта.
- Ребёнок может вообще ничего не делать, боясь неудачи или критики.
- Ребёнок делает что угодно, только не то, что нужно.
Умом ребёнка не понять
Порой, когда маленький ребёнок заявляет, что он устал, для некоторых родителей это является настоящим сюрпризом: «Как устал? Ты же ещё ничего не сделал! Два дня назад ты целый день носился по парку, как угорелый, и хоть бы хны! А тут сложил три кубика и устал!»
Вот тут нужно понять главное, что маленькие дети живут не умом, а ощущениями. Они очень хорошо чувствуют внутреннее состояние и настроение взрослых. Им невдомёк, чем вы занимались на работе, но когда вы приходите оттуда, выжатый как лимон, и вас уже ничего не интересует, то именно это состояние для малыша называется «мама устала».
И когда ему самому становится скучно, неинтересно, и непонятно, зачем и кому это нужно, он вам интерпретирует своё состояние, как усталость. Но если в этот миг предложить ему игру, обучение в игровой форме, пойти в гости или на прогулку, то от его «усталости» не останется и следа.
Усталость у ребёнка начинается там, где заканчивается интерес. В отличие от взрослых, которые в повальном своём большинстве, живут разумом, целью, чувством долга и словом «НАДО!». Но и им было бы полезно знать, что когда мы что-то делаем без удовольствия, то мы теряем энергию. При этом в нашем организме накапливаются токсины, и запускается процесс старения. Зато любимая и интересная работа, и особенно хобби, дают мощный прилив сил. Не зря восточная мудрость гласит: «Если ты не можешь делать, что ты любишь, попробуй полюбить то, что ты делаешь!»
Как приучить ребенка к труду: рекомендации педагогов и психологов
Психологами и педагогами написано огромное количество книг, как правильно воспитывать детей. Есть в них и главы, посвящённые развитию, как личности и роли в социуме. Ленивый ребенок, ничего не умеющий делать, вряд ли легко найдёт своё место в жизни.
Личный пример
Всему в своей жизни, и хорошему, и плохому, дети в первую очередь учатся у родителей. Поэтому трудолюбие родителей – лучшая наглядная «картинка». Порядок в доме и чётко распределённые бытовые обязанности приучат малыша постепенно втягиваться в общий процесс.
Благодарность как награда
Вряд ли на белом свете найдётся много людей, которые не любят похвалу. Ни лесть, ни лицемерие, а заслуженную похвалу. Малышу, который нуждается в любви и ласке родителей, будет особенно приятно, если его самостоятельность и даже незначительную помощь по дому будут поддерживать благодарностью и похвалой.
Однако словесную похвалу не стоит заменять какими-то материальными благами (карманные деньги, подарки). Как, впрочем, не стоит приучать малыша к труду угрозой последующего наказания. В семье, где господствует любовь и взаимоуважение, ребёнок скорей поймёт, что его помощь по дому – это вклад в общее семейное дело.
Работа по плечу
Приучая ребёнка к работе, не стоит нагружать его сверх нормы. Первые «задания» должны быть не очень длительными и вполне могут проходить под присмотром мамы или папы. В начале процесса родителям будет лучше делать всё совместно с малышом. Терпеливо и настойчиво приучать собирать игрушки, складывать свои вещи и заправлять кроватку.
На первых порах (особенно молодым родителям) понадобится огромное терпение и выдержка. Не всё будет получаться идеально. Но ведь навыки приобретаются с опытом. Процесс обучения должен происходить исключительно в доброжелательном ключе.
Поощрение инициативы
Иногда ребёнок, которому надоело играть в одиночестве, сам приходит к маме на кухню или к папе, занятому ремонтом по дому. Не все взрослые любят таких «помощников», но этим моментом следует воспользоваться с пользой для всех. Дети иногда вызываются помогать взрослым.
И в это время родителям важно не гнать от себя малыша, а поручить ему какое-то несложное дело. Значимость этого момента состоит в том, что кроха будет вовлечён в какой-то полезный процесс. А это уже будет одним из шагов вперёд в деле приучения ребенка к труду
А это уже будет одним из шагов вперёд в деле приучения ребенка к труду.
Домашние обязанности
Приучив ребёнка к первой самостоятельности, неплохо было бы закрепить за ним какую-нибудь домашнюю обязанность. Это будет дисциплинировать его, и воспитает в нём чувство личной ответственности. Физические нагрузки для каждого ребёнка сугубо индивидуальны. Но есть вещи, к которым необходимо приучать детей, начиная с трёхлетнего возраста. Дошкольник должен уметь:
- собирать разбросанные игрушки;
- умываться и чистить зубы;
- одеваться и раздеваться;
- складывать личные вещи;
- ухаживать за домашними животными;
- застилать кровать;
- поддерживать порядок в детской комнате;
- выполнять мелкие поручения старших.
Дети школьного возраста должны быть приучены:
- готовиться к урокам;
- содержать личные вещи и обувь в порядке;
- помогать поддерживать порядок в доме (выносить мусор, подметать, пылесосить, мыть посуду, полы);
- разогревать пищу;
- заботиться о младших сестрах и братьях.
Механизм прокрастинации
С точки зрения психологии, мы сами запускаем механизм прокрастинации. Американец Нейл Фьоре описал то, как это происходит, в книге «The Now Habit». Он предлагает рассмотреть одну и ту же задачу при разных обстоятельствах.
Допустим, на земле лежит доска шириной 30 см, по которой вам нужно пройти не оступившись. Скорее всего, вы легко сможете это сделать. Нет никаких причин откладывать на потом эту простую задачу.
А теперь предположим, что доска находится на большой высоте и под ней пропасть. Ее ширина не изменилась, и ваши навыки остались прежними, но первый шаг почему-то сделать уже сложнее. Все дело в угрозе — теперь слишком многое поставлено на кон. У вас есть причина медлить и сомневаться.
Чуть изменим ситуацию: пусть доска по-прежнему останется над пропастью, но к вам приближается пожар. Если он будет достаточно близко, вы пробежите это расстояние, даже не заметив.
Похожим образом мы поступаем и с рабочим делами — возводим их на высоту, как будто это не рядовая задача, а проверка на прочность. Неудивительно, что появляется тревога и стремление тут же заглушить ее болтовней с друзьями или серфингом в сети.
Прокрастинатор включается в работу, только когда сроки по-настоящему горят. И вовсе не потому, что у него не хватает способностей для решения задачи. Просто во время «пожара» он перестает оценивать, медлить и сомневаться.
Виды прокрастинации
Теперь поговорим о том, как победить прокрастинацию, не доводя до «пожара», но вначале перечислим ее основные виды. Это классификация психолога Ноа Милграм, в которой он выделил 5 типов откладывания дел на потом.
Милграм и соавторы выделяют следующие типы:
- бытовая прокрастинация — это привычка затягивать повседневные дела, которые легко отложить до завтра. Например, уборку комнаты или разбор сезонных вещей в шкафу;
- невротическая прокрастинация — проявляется в повышенной тревожности, которая выступает фоном жизни, в постоянном страхе перемен;
- академическая прокрастинация — касается исключительно учебных и рабочих задач, а точнее, привычки откладывать их до последнего момента;
- прокрастинация в принятии решений — невозможность сделать выбор и остановиться на одном варианте, даже когда все обдумано до мелочей;
- компульсивная прокрастинация — сочетание нерешительности и привычки тянуть время, которое проявляется во всех сферах жизни.
Все эти виды психолог Ноа Милграм объединил в две большие группы: одна из них связана с «медленным стартом» при решении задач, а вторая — с оттягиванием момента, когда нужно сделать выбор. В первом случае имеет смысл тренировать силу воли и учиться правильно распределять время на дела. Но если проблема в принятии решений — тут нужно работать с уверенностью в себе.
Почему ребенок ленится: лень как протест
Я не оправдываю лентяев (в том числе и детей-лентяев). Постоянная лень может создать проблемы с учебой, а в перспективе и вовсе негативно отразиться на формировании личности ребенка!
Но прежде чем думать, как отучить ребенка лениться, надо понять – почему он ленится в данном конкретном случае, что дало толчок к появлению лени?
И лучше бороться с первопричинами, чем заставлять ребенка что-то делать «из-под палки»: угрозой наказания, нотациями, криками и т.д. Да, заставить в большинстве случаев можно – но целью-то является появление реальной внутренней мотивации у ребенка!
Перед тем, как решать, что делать, если ребенок ленится, нужно понять одну бесспорную истину: лень – это защитная реакция психики! И проявляется эта защитная реакция тогда, когда от ребенка хотят большего, чем то, на что он способен без ущерба для психического и физического развития и т.д.
Невероятно распространенная ситуация: мать приводит к детскому психологу «патологического лентяя», который не интересуется ни одним из пяти кружков, куда его водят, ни школой, ни домашними делами — а в изредка выпадающее свободное время норовит просто побездельничать, расслабиться перед телевизором или компьютером и т.п. С ребенком беседуют – и оказывается, что он и впрямь ничего не хочет и мечтает только о блаженном ничегонеделании или играх! Мать ахает и охает, что у него же такие разносторонние способности, он такой умненький, так хорошо начинал учиться, и… откуда взялся этот ленивый ребенок?! Что делать?!
Психолог предлагает разгрузить график ребенка – потому что чем он младше, тем больше свободного, никак не регламентированного времени у него должно быть!
Мама ужасается: а как же скрипка? изостудия? карате?! Неужели лентяя можно исправить… разрешив ему лениться?!
На самом деле – именно так! При чрезмерной нагрузке на детскую психику, переутомлении, у ребенка «срывает предохранители» — и срыв проявляется в виде тотального равнодушия к ранее интересовавшим его занятиям, в виде лени!
Почему ребенок ленится
Любая черта характера имеет под собой какое-то основание. Психологи советуют внимательно отнестись к своему малышу, проанализировать его поведение и разглядеть истинные причины, заставляющие его лениться.
Возможно, «неповоротливость» малыша объясняется его природной заторможенностью, лежащей в основе индивидуальных особенностей личности.
Флегматичный темперамент ребенка не позволяет ему все делать быстро, а родителям это представляется нежеланием. Подгонять, а тем более ругать, таких детей нельзя – можно их только стимулировать быстрейшим наступлением результата.
Медлительность – не всегда плохо, такие дети отличаются собранностью, упорностью, тщательностью и кропотливостью на занятиях чем-либо. В таком случае лучше такой «ленивый» ребенок, чем деятельный друг-одноклассник, который не может сосредоточиться ни на одном из своих многочисленных дел.
Мотивация – горючее для активности даже у взрослых, а у детей – тем более.
«Правильно стимулировать» не включает в себя материальную заинтересованность, иначе ваши отношения с ребенком рискуют скатиться в пошлую сферу рынка на всю оставшуюся жизнь. На то они и родители, что должны постараться превратить обыденную домашнюю рутину в интерес для малыша, а не нудную повинность.
Критически следует пересмотреть загруженность ребенка обязательными занятиями.
В последнее время модно во что бы то ни стало вырастить преуспевающего вундеркинда, не приняв в расчет ни способности ребенка, ни его интересы. Беспрерывная череда «школа – секция – иностранный язык – танцевальный кружок» приводят рано или поздно к неминуемому физическому и психологическому истощению. Банальная усталость и проявляется нежеланием что-либо делать.
Повысить уверенность в своих силах.
Если от природы ребенок не уверен в себе, стеснителен и зажат, психологически зависим от старших, то он элементарно может бояться, что не справится с делами, а вовсе не ленивый, как считает мама
Чтобы такие дети не ленились, поможет только постепенное повышение уверенности в своих силах и постоянное внимание к его успешности, пусть, для начала, и в маленьких начинаниях
Наиболее распространенная ошибка родителей заключается в том, что своим поведением они сами атрофировали у него способность к самостоятельности.
Конечно, у него это становится установкой – «мне не обязательно это делать самому – мама сделает». Такую установку поменять сложно, но необходимо, иначе это чревато образованием в будущем привычки, что кто-то должен сделать его работу за него.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Причины невнимательности школьников
Важно понять, что именно мешает вашему ребёнку сосредоточиться на учёбе. Отыскав и устранив эту проблему, вы поможете ему победить невнимательность в школе и улучшить успеваемость
Перечислим несколько частых причин рассеянности у детей.
Причина 1: высокие нагрузки
Стремясь дать ребёнку максимально полное и разностороннее образование, родители порой буквально заваливают детей учёбой, а также записывают их в многочисленные кружки, клубы и секции. Высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости.
Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Помните, что ребёнок должен спать не менее 7-8 часов в сутки и посвящать достаточно времени отдыху и развлечениям. Для этого сформируйте для вашего школьника гармоничный режим дня.
Чтобы избежать переутомления, ребёнку необходимо регулярно делать паузы во время занятий. Одной из эффективных техник поддержки концентрации во время учёбы является «», позволяющий чередовать работу и отдых.
Причина 2: отсутствие мотивации
Если ребёнку скучно на уроке, он попытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, болтая с одноклассниками или просто витая в собственных мыслях.
Решение: лучший способ привлечь внимание к учёбе — сделать её интересной. Выбор эффективной мотивации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка — его возраста, типа мышления и интересов
Невнимательность детей в начальной школе чаще всего можно победить, разнообразив учебный процесс и введя в него элементы игры. Подростку прежде всего необходимо понимание, какую пользу принесут ему полученные знания.
Причина 3: слабое здоровье
Если ребёнок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снизиться.
Решение: укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его сбалансированным питанием с необходимыми витаминами и микроэлементами. Особенно полезны для улучшения внимания витамины группы B. Для хорошего мозгового кровообращения ребёнку нужно регулярно бывать на свежем воздухе. Занятия спортом положительно сказываются и на внимательности, и на общем состоянии организма. Подберите ребёнку спортивную секцию исходя из его способностей и интересов.
Причина 4: обстановка дома
Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе.
Решение: постарайтесь создать ребёнку оптимальные условия для учёбы. Прежде всего, ему необходимо удобно обустроенное рабочее место и отсутствие внешних раздражителей хотя бы на тот период времени, когда он занят подготовкой к занятиям.
Отрицательно сказывается на внимательности и рост психоэмоционального напряжения, вызванный возрастными кризисами, конфликтами, неуверенностью в себе, гиперопекой, болезнями (как физическими, так и неврологическими) и страхами. В этих случаях ребёнку может потребоваться помощь специалиста.
Причина 5: СДВГ
В отдельных случаях причиной невнимательности ребёнка может стать специфика развития психики, называемая синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Обращаться за медицинской помощью стоит лишь в тех случаях, если ребёнок:
- не воспринимает устную речь,
- не может последовательно выполнять задачу,
- часто теряет вещи,
- часто совершает непроизвольные физические действия и издаёт тревожные звуки,
- не может ждать.
Даже при наличии этих признаков, точную причину такого поведения может назвать только врач — это может быть как педагогическая запущенность, так и неврологические проблемы.
Дети с СДВГ очень подвижны, но быстро утомляются, им сложно долго удерживать внимание на одном деле и вести себя в рамках строгих школьных правил. Это связано с особенностями строения их нервной системы, так что перевоспитать ребёнка с СДВГ невозможно
Однако его проблемы с вниманием можно скорректировать при помощи грамотной работы педагогов и родителей.
<<Блок перелинковки>>
Причины и пути решения
1. Характер
Некоторые дети — с рождения интроверты, другие настолько непоседливы, что в силу особенностей характера не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Родителям не стоит корить себя за неправильные воспитательные меры, прежде надо разобраться в характере ребенка.
Медлительных и слегка апатичных детей бесполезно через силу заставлять ходить в спортивную секцию или театральный кружок, им больше подойдут занятия в художественной школе, требующие созерцания. Правильно подобранный ритм — и ребенок уже не будет казаться ленивым.
2. Переутомление
В погоне за успехом малыша родители нередко забывают, что детям все дается гораздо сложнее, чем взрослым. Мультизадачность и легкое переключение с одного дела на другое — нетипичные качества даже для опытного взрослого, что уж говорить о ребенке. Мальчик, который успел сходить в школу, сделать домашнее задание и поиграть в футбол, скорее всего, не сможет сосредоточиться на дополнительном занятии по геометрии и будет казаться ленивым и отстраненным.
Важно не только правильно распределять время, физическую и интеллектуальную нагрузку, но и дать ребенку возможность отдохнуть
3. Конфликт
Нередко дети неожиданно для родителей отказываются учить какой-либо предмет или ходить на дополнительные занятия, которые раньше казались им интересными. Прежде, чем записывать ребенка в ленивцы и заставлять его продолжать, стоит узнать, как складываются его отношения с одноклассниками и учителями.
Если выяснится, что безразличие к некогда интересному занятию появилось после того, как ребенка, по его словам, незаслуженно наказали или обидели, важно показать, что родители — на его стороне. Но при этом не надо перебарщивать с обвинениями в адрес учителя или одноклассников — так легко перейти черту уважения, которое должно оставаться у ребенка
4. Мотивация
Интерес к предмету или занятию не появляется на ровном месте. Ребенку нужно показать, как конкретные знания пригодятся ему в жизни. Делать это лучше всего на своем примере, а не заставлять, приправляя все фразой «Вырастешь — поймешь».
Вовлеченность ребенка, некий игровой процесс, а также награда в виде новых достижений — неотъемлемый атрибут борьбы с ленью.
5. Борьба со страхом
Дети сталкиваются с риском стать «неудачниками» гораздо чаще, чем кажется. Переломные моменты подстерегают буквально на каждом шагу — начало учебного года, смена школы или класса, новые предметы, новые секции. Каждый раз ребенок закономерно опасается, что у него ничего не получится, и поэтому не хочет даже начинать.
Такой тип лени можно побороть, отмечая даже незначительный прогресс
Важно помнить, что для школьника необходимо признание не только учителей и одноклассников, но и родителей — уверенность дома выливается в уверенность «на чужой территории»
В целом борьба с ленью не должна зацикливаться на принуждении, которое зачастую вызывает только еще большее сопротивление, особенно у подростков. Для успешного решения этой проблемы в первую очередь нужно найти ее причины, которые всегда индивидуальны, и бороться именно с ними. Ведь именно в осознании того, что каждый ребенок индивидуален, кроется решение очень многих проблем.
Может ли прокрастинация быть полезной
Прокрастинатор — это человек, который чувствует стресс от важной задачи и стремится избежать провала, оттягивая момент, когда нужно включиться в работу. Как и все в нашем организме, такое поведение существует, потому что имеет определенный смысл и даже пользу
Отложить дела в состоянии стресса, чтобы успокоиться и перезагрузиться, — это не самое плохое решение. Так мы защищаемся от ошибок, которые могли бы совершить, и берем восстановительную паузу.
Вместе с тем у психологических защит есть одно свойство: когда они становятся чрезмерными, то уже не помогают, а приводят к жизненным неудачам, что касается и прокрастинации. Поэтому не стоит ругать себя за любую попытку отвлечься от дел — небольшой перерыв идет только на пользу и помогает разгрузить мозг. Все дело в мере.
Интересно!
В Великобритании есть малоизвестный оригинальный праздник — Неделя прокрастинации, которая начинается с 1 марта. Приверженцы этого праздника утверждают, что период ничегонеделания помогает им снять стресс от гонки за успехом и вновь ощутить радость жизни.
Причины детской лени
Раздражающий и вызывающий недовольство родителей фактор – детская лень – имеет вполне объяснимые причины. Чтобы понять, почему ребенок ленивый и у него отсутствуют наклонности к физическому труду, следует внимательно проследить и проанализировать поведение малыша.
Отсутствие мотивации
Ребёнок, который на протяжении длительного времени с удовольствием занимается любимым занятием, отказывается воспринимать просьбы о помощи или участии в домашней работе.
Психологические особенности характера
На этот фактор влияет темперамент малыша. Спокойного и медлительного маленького флегматика запросто можно принять за ленивого ребенка. А он, в силу своих особенностей просто медленно переключается с одного занятия на другое. Бесполезно предъявлять претензии и к детям-холерикам. Они могут бурно выражать своё несогласие, так как предпочитают заниматься только тем, что им интересно. Просто к таким детям нужен особый подход.
Неспособность оценить собственные силы
Неуверенность в себе внутренне сковывает и порождает страх перед чем-то новым. Такие дети обычно психологически зависимы от своих родителей, не способны на самостоятельные шаги и проявление инициативы.
Обычная усталость
Ребёнок, из которого родители стараются воспитать всесторонне развитую личность, может испытывать физическое переутомление. Поэтому родителям не стоит записывать одновременно во все кружки (вокальные, танцевальные, спортивные) сразу. Любые нагрузки должны быть соразмерны физическому и психологическому состоянию малыша.
Излишний контроль со стороны родителей
Чрезмерная любовь к крохе вызывает у родителей необоснованную жалость к нему. Им кажется, что малышу трудно самому одеваться, кушать, убирать за собой игрушки. Некоторые дети до школы не способны сами себя обслуживать. А ведь первый шаг к развитию трудолюбия – это научить малыша самостоятельности.
Чтобы приучить ребенка к труду, родителям вовсе не следует воспитывать его в спартанских условиях. Достаточно будет постепенно выполнять элементарные вещи. Для начала – самостоятельно обслуживать самого себя. А впоследствии – оказывать посильную помощь семье и окружающим.
Watch this video on YouTube
Работа в наказание
Таким методом воспитания, когда ребёнка в наказание за какую-либо провинность заставляют выполнять какую-то работу, грешат многие родители. Провинился – иди мой посуду, убирай комнату или чисти картошку. Неудивительно, что в результате труд для ребенка становится синонимом слова «наказание». Стоит уйти от этой практики. В противном случае труд и работа для вашего сына или дочери действительно станут «наказанием» и будут восприниматься в штыки – желание что-либо делать будет отсутствовать, и это неминуемо приведет к развитию лени.
В заключение хотелось бы остановиться на небольших хитростях, которые помогут родителям побороть в ребенке чувство лени.
Любую работу проще выполнить, когда тебя сопровождает музыка. Включите понравившиеся ребенку мелодии, когда он работает – это позитивно скажется не только на результатах работы, но и на настроении ребенка.
Используйте с детьми всех возрастов во время выполнения каких-нибудь дел игровые моменты. Способность превратить нелюбимое занятие в игру побуждает детей к деятельности.
Всегда актуален дух соперничества. Соперничество способно не только развить в детях лидерские качества и желание добиваться своих целей, но и умение правильно спланировать деятельность.
Неплохо в борьбе с ленью показал себя «Дневник выполненных дел» – тетрадь или блокнот, в который записывается всё, что выполнил ребенок за день. В отдельную колонку можно записывать и дела, которые не были сделаны. Так ваши сын или дочь будут видеть не только положительные результаты и гордиться своими успехами, но и сделают выводы и будут стараться исправить свое поведение.
Бороться с детской ленью сложно, но реально. Однако гораздо проще не бороться с уже укоренившейся привычкой, а побороть «зло» на ранней стадии. И здесь важную роль играют свобода действий (делать то, что нравится самому ребенку) и свобода выбора (выбирать с оглядкой на собственное мнение). Ведь теми делами, которые приносят удовольствие, никогда не лень заниматься.
Со временем к ребенку придет осознание важности тех дел, которые ему необходимо выполнять, и проявления лени будут все реже и реже. Владимир Мануленко. Владимир Мануленко
Владимир Мануленко
Личный пример – ваша тактика воспитания?
Немецкий сатирик Себастьян Брант еще в XV веке написал строки: Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Пройдя этот психологический тест, вы узнаете, способствует ли ваш личный пример воспитанию в ребенке тех качеств, какие вы хотите в нем видеть.
Пройти тест