Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 12 октября 2021

Сказки для новорожденных — что читать самым маленьким детям

Раздел 1. Зачем знакомить ребенка с книгой в раннем детстве?

Ответ на  этот вопрос достаточно ясен: чтобы малыш подружился с миром книг и стал грамотным читателем или, как говорил С.Я. Маршак, талантливым читателем!

 А вот теперь давайте попробуем разобраться в ответе на вопрос: кто же такой «грамотный и талантливый читатель» в раннем детстве? А в нашей взрослой жизни?

З. А. Гриценко – известный специалист в области детского чтения, отвечает на этот вопрос так: «это читатель, воспринимающий текст согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства, это читатель, умеющий обращаться с книгой, найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию».

Иногда считается, что чтобы воспитать грамотного читателя надо упражнять ребенка в технике чтения или заданиях по анализу текста. Но как раз наоборот! Талантливый читатель —  это не читатель – потребитель, желающий  выполнить задание, на которое ему указал взрослый,  и скорее заняться более интересным делом! Талантливый читатель – это читатель, для которого книга стала воротами в прекрасный мир искусства и самосовершенствования души!

Талантливый читатель:

имеет широкий кругозор,
у него яркая выразительная образная речь,  индивидуальный стиль речи,
он интересен сам себе как человек и умеет себя занять, найти дело по душе,
он обладает творческими способностями и умеет увидеть в литературном тексте то, мимо чего пройдут все остальные читатели – «потребители», проникнуть в авторский замысел,
у него хорошо развито мышление, воображение, память, внимание,
чтение развивает его душу, его самого как человека, учит использовать опыт предшествующих поколений для решения современных задач,
он умеет принять быстро верное решение, т.к. привык анализировать информацию, отличать главное и второстепенное, делать выводы, рассуждать и понимает свои цели в жизни.. И эти характеристики талантливого читателя закладываются как раз в раннем и дошкольном детстве

И эти характеристики талантливого читателя закладываются как раз в раннем и дошкольном детстве.

Талантливым и грамотным читателем детской книги ребенок не рождается, а становится благодаря нам – взрослым

И очень важно правильно отобрать круг детского чтения, начиная с самого рождения малыша и во время его роста и взросления. Ведь по словам известного художника Л

Токмакова «Пеленки, яблочное пюре, трехколесный велосипед – всё постепенно уходит, чтобы никогда не вернуться. И лишь детская книга даётся человеку на всю жизнь».

Общение малыша с книгой должно быть ежедневным. А вот количество времени очень зависит и от возраста ребенка, и от интересов его близких. Причем совсем не  обязательно читать малышу книгу. Слово может быть «живым», то есть устным, прочитанным ребенку наизусть.

Лучшие развивающие рассказы для детей до года

Когда родители спрашивают, какие детские сказки читать для самых маленьких новорожденных, специалисты говорят, что для первого знакомства идеальны сборники народных потешек и коротких сказок на ночь:

  • Детки от рождения и до 1 года хорошо реагируют на рифму, поэтому полезнее прочитать короткие и простые мини-стишки, потешки и песенки. Например, лучшим выбором будут авторские произведения К. Чуковского и А. Барто;
  • Из современных произведений для малышей от 0 до трехмесячного возраста подойдут сборники по типу «Читаем с малышом. Ладушки-ладушки». В таких иллюстрированных книгах собраны русские народные сказки, прибаутки, потешки, короткие стихи. Кроме этого, в них можно найти множество вариантов колыбельной песенки;

Сказки для новорожденных — что читать самым маленьким детям

Сборники сказок и стихов помогут родителям выбрать лучшие произведения для малыша

  • К 6 месяцам у ребенка появляется более заметный интерес к чтению, он будет способен выслушать больше, чем строка на книжном развороте. Поэтому можно вводить сказки с более сложным сюжетом: «Маша и медведь», «Три медведя». Современные сборники, такие как «Книга для чтения детям от 6 месяцев до 3 лет», включают в себя сказки, веселые стихи и успокаивающие колыбельные А. Барто, В. Луника, А. Толстого и других авторов. Красивые и яркие иллюстрации хорошо сочетаются с текстом и, непременно, понравятся малышу;
  • Малышу 9-10 месяцев уже можно почитать книжки с иллюстрациями и многократным повторением: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», которые при чтении он будет повторять вслед за мамой. Лучше, если это будет не толстый сборник, на который ребенку пока трудно реагировать, а несколько маленьких книжечек.

Сказка может стать доброй семейной традицией. Она поможет родителям не только познакомить кроху с окружающим миром, но и воспитать в нем положительные качества, успокоить и настроить на позитив. Это еще и прекрасное средство совместного общения взрослого и ребенка.

11. Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop), «Играем и учим цвета» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

С невероятными книжками Фелисити Брукс обучение малыша счету и умению различать цвета превращается в увлекательную игру! Здесь за множеством открывающихся окошек-клапанов ребенка ждут интересные сюрпризы. Любопытный малыш просто не может под них не заглянуть! Ну а сюрпризы под клапанами непростые, они и количества помогут малышу запомнить, и цвета (с вашей помощью, конечно). Еще с этими книжками хорошо тренируется память, т.к. малыш пытается вспомнить, кто за каким окошком спрятался, да и мелкая моторика, ведь пальчикам тут приходится хорошенько поработать.

Книги хорошо подходят для детей от 1,5 лет.

7. «Школа семи гномов». От рождения до года (Ozon, My-shop, Read)

Можно приобрести всю серию, а можно выбрать лишь некоторые экземпляры. На мой взгляд, наиболее полезные книги в этой серии следующие:

«Цветные картинки» (Ozon, My-shop, Read)

Картинки из этой книги подойдут для самого первого рассматривания (с рождения). Здесь на каждом изображении используется не более двух контрастных цветов, что помогает ребенку различить фигуры. Поначалу с книгой можно работать так: рядом с кроваткой малыша вывешивается одна картинка на расстоянии 25-30 см от глаз, каждые 2-3 дня рисунок меняется. Но книгой можно пользоваться и позже, месяцев в 6-9 детям очень нравится рассматривать простые яркие изображения, просто листая книгу вместе с мамой.

Пособие идеально для первого знакомства с книгами. На каждой странице изображена только одна картинка, ничего не отвлекает кроху от изучения предмета.

В этой книге помимо знакомства с изображением вы вводите еще и первые .

Первое знакомство с основными цветами.

Книга знакомит малыша с самыми простыми действиями. Также вводятся первые короткие и звукоподражательные слова, что на данном этапе, здорово способствует развитию речи.

Также знакомит малыша с основными действиями.

Еще в серии «Школа семи гномов. От рождения до года» заслуживают внимания книги «Квадратик и кружок», «Сложи картинку», но, по моим наблюдениям, интерес к ним у ребенка появляется только после года, поэтому о них вы можете прочитать в подборке книг от 1 до 2 лет.

Надеюсь, наша подборка книг до 1 года окажется для вас полезной и поможет при выборе литературы для ребенка. А какие книги больше всего любит читать ваш малыш? Расскажите!

Рекомендую также почитать

На этом прощаюсь. До встречи на страницах блога!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Как растет малыш в 9 месяцев

Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»

Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое»

Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.

Физическое развитие:

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие:

  • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
  • Понимает значение слова «нет»;
  • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
  • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
  • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

Наблюдаем за крутящимся мобилем

Еще одна игрушка, которая является неотъемлемым элементом всех красивых фотографий c лежащим в кроватке малышом, – это мобиль (Ozon, My-shop). Приспособление действительно полезное, правда, используется оно, наверно, не так часто, как это нам представляется перед покупкой. Первые 2 месяца новорожденные, как правило, на мобиль не обращают никакого внимания, т.к. он не попадает в их поле зрения (в те самые 25-30 сантиметров, на которых малышам удобно фокусироваться).

Потом, месяца в 3, наконец, наступает то «золотое время», когда ребенок начинает интересоваться крутящимися фигурками. И действительно, в этот период, заводя чудесную карусельку, можно получить несколько минут свободного времени, попить заветный чай, например.

Через n-е количество просмотров мобиль малышу надоедает, и, в общем-то, можно сказать, что к 5 месяцам уже исчерпывает себя. С одной стороны, кажется, что это совсем недолгий срок службы, но если разобраться, то в этом возрасте вряд ли что-то интересует малыша дольше.

Кстати, для тех мобилей, которые не отличаются излишней хрупкостью, позже начинается еще и «вторая жизнь». Ведь когда ребенок учится вставать в кроватке, он начинает с удовольствием хватать все эти игрушки на карусельке и мотать их во все стороны У нас был самый простой мобиль, поэтому он легко пережил всю нагрузку.

Я бы сказала, что мобиль – это не столько развивающая игрушка, сколько возможность получить свободную минутку для мамы.

С младых ногтей

Но ведь новорожденные еще совсем ничего не понимают, зачем им книжки? Для малышей первых месяцев жизни существуют очень специфические книжки. Их и книжками-то назвать можно с трудом:

  • Обычно они текстильные, чтобы ребенок не наелся бумаги, ведь все, что попадает в ручки, малютки тянут в ротик.
  • Почти всегда в них нет текста. Он просто не нужен. Назначение такой «литературы» — развивать другие сферы. Тактильное восприятие – в том числе.
  • По форме это скорее гармошка, чем книжка: малыш еще не умеет листать.
  • Даже если «странички» такой книжки разноцветные, то картинки на них – черно-белые (или с одной стороны черно-белые, а с другой — цветные). Это – для развития зрения. Ведь в раннем младенчестве человек не различает цветов, только контрасты. Картинки в таких книжках – не сюжетные, изображающие отдельные предметы.
  • Их можно без опасения стирать.

Такую «литературу» можно подвешивать в кроватке малыша с первых месяцев. Она имеет небольшой вес и размеры, удобно помещается в крошечных ручках. Но малыш сможет «читать» ее и немного позже, когда научится распознавать цвета.

Думай как ребенок, поступай как взрослый

У каждой мамы случались ситуации, когда возникало острое желание пожаловаться кому-нибудь на свое чадо – на агрессию, на ложь, абсолютное непослушание и пр.

С помощью этой легкой и понятной книги вы сможете не только разобраться в причинах непослушания малыша и посмотреть на ситуацию со стороны, но и понять, как правильно действовать.

Каждой причине – отдельная глава! Больше чадо не застанет вас врасплох!

Готовитесь стать родителями? Или карапуз уже делает первые шаги? Освобождайте место на книжных полках и получайте новые знания легко и с удовольствием.

Читайте так же:

  • 8 лучших книг по детской психологии – для родителей и педагогов
  • О проекте
  • Лучшие книги об отношениях между детьми и родителями – 12 бестселлеров
  • Методики преподавания английского языка с 2 лет
  • 8 причин читать своему ребенку вслух

Как чтение связано с развитием личности

Чтение художественной литературы является для ребенка не только развлечением, но и дверью в большой незнакомый мир, наполненный знаниями, мудростью и интересными открытиями. Вот лишь несколько причин, по которым надо читать детям с самого раннего возраста:

  • чтение способствует формированию образного мышления;
  • чтение развивает фантазию и воображение, творческие способности;
  • чтение обогащает словарный запас и тренирует память, учит ребенка грамотно формулировать свои мысли;
  • чтение формирует бережное отношение к природе и животным;
  • чтение знакомит с понятиями добра и зла, благородства и подлости. Книги помогают родителям решать задачи по воспитанию в детях способности сопереживать, делиться и помогать другим людям;
  • чтение развивает познавательный интерес и расширяет кругозор. Из книг ребенок узнает об окружающем мире, новых странах, технике, природе, животных.

Литературные произведения несут в себе мудрость, накопленную многими поколениями людей. Каждый положительный и отрицательный персонаж одинаково важен для формирования у ребенка способности анализировать поступки героев и делать выводы. Поэтому необходимо не только читать малышу, но и обсуждать вместе только что прослушанную им историю, внимательно рассматривать иллюстрации и обложку книги.

Требования к развивающим книгам для детей в возрасте до 2 лет

Выбирайте книги с красочными иллюстрациями, преимущественно на белом фоне. На каждом листе не более одного рисунка, хорошо знакомого ребенку: улыбающиеся лица, животные, деревья.

Лучше, если животные будут изображены максимально естественно – такими, какими они встречаются в живой природе – без шляп, очков и бус. В настоящее время в магазинах продается огромное количество детской литературы

Подбирая книжку, следует обратить внимание, соблюдены ли гигиенические требования к изданию: важен материал, из которого книга изготовлена. Само изделие должно быть крепким, плотным, и лучше всего моющимся

ИНТЕРЕСНО: книги по воспитанию детей для родителей

6. Жукова «Первый учебник малыша» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Такой учебник поможет ребенку пополнить его пассивный словарный запас, здесь вы найдете картинки с изображением одежды, игрушек, посуды, предметов обихода, а также простых действий (сидит, бежит, плачет, смеется и т.п.), различных необходимых понятий, например, «мокрый-сухой», «грязный-чистый» и т.п. Заявленный возраст аудитории читателей – от 6 месяцев, по нашему опыту книга становится интересна после 9 месяцев. Ранее больше подходят карточки с картинками или книжки с изображением одного-двух предметов на всю страницу – так малышу легче сконцентрироваться на чем-то одном.

Есть один небольшой недостаток. На мой взгляд, книга не очень хорошо выстроена по возрасту. Например, на одной странице изображены рисунки с предметами, которые малыш усваивает довольно рано, типа мыла и зубной пасты, а на следующей малышу уже предлагается найти отличия между двумя картинками – задание, которое он раньше двух лет выполнить скорее всего не сможет

Тем не менее, это не слишком портит впечатление от книги, на такие задания пока можно просто не обращать внимание. Учебник очень полезный, дети смотрят его с удовольствием!

Вот еще один очень похожий по своей сути учебник — «Моя первая книга» (Ozon, Лабиринт, My-shop).

Подробнее почитать о нем можно здесь.

Раздел 1. Зачем знакомить ребенка с книгой в раннем детстве?

Ответ на  этот вопрос достаточно ясен: чтобы малыш подружился с миром книг и стал грамотным читателем или, как говорил С.Я. Маршак, талантливым читателем!

 А вот теперь давайте попробуем разобраться в ответе на вопрос: кто же такой «грамотный и талантливый читатель» в раннем детстве? А в нашей взрослой жизни?

З. А. Гриценко – известный специалист в области детского чтения, отвечает на этот вопрос так: «это читатель, воспринимающий текст согласно авторскому замыслу, постигающий его смысловую и художественную сущность, видящий его как произведение искусства, это читатель, умеющий обращаться с книгой, найти нужную для себя книгу, извлечь из нее информацию».

Иногда считается, что чтобы воспитать грамотного читателя надо упражнять ребенка в технике чтения или заданиях по анализу текста. Но как раз наоборот! Талантливый читатель —  это не читатель – потребитель, желающий  выполнить задание, на которое ему указал взрослый,  и скорее заняться более интересным делом! Талантливый читатель – это читатель, для которого книга стала воротами в прекрасный мир искусства и самосовершенствования души!

Талантливый читатель:

имеет широкий кругозор, у него яркая выразительная образная речь,  индивидуальный стиль речи, он интересен сам себе как человек и умеет себя занять, найти дело по душе, он обладает творческими способностями и умеет увидеть в литературном тексте то, мимо чего пройдут все остальные читатели – «потребители», проникнуть в авторский замысел, у него хорошо развито мышление, воображение, память, внимание, чтение развивает его душу, его самого как человека, учит использовать опыт предшествующих поколений для решения современных задач, он умеет принять быстро верное решение, т.к. привык анализировать информацию, отличать главное и второстепенное, делать выводы, рассуждать и понимает свои цели в жизни.

И эти характеристики талантливого читателя закладываются как раз в раннем и дошкольном детстве

И эти характеристики талантливого читателя закладываются как раз в раннем и дошкольном детстве.

Талантливым и грамотным читателем детской книги ребенок не рождается, а становится благодаря нам – взрослым

И очень важно правильно отобрать круг детского чтения, начиная с самого рождения малыша и во время его роста и взросления. Ведь по словам известного художника Л. Токмакова «Пеленки, яблочное пюре, трехколесный велосипед – всё постепенно уходит, чтобы никогда не вернуться

И лишь детская книга даётся человеку на всю жизнь»

Токмакова «Пеленки, яблочное пюре, трехколесный велосипед – всё постепенно уходит, чтобы никогда не вернуться. И лишь детская книга даётся человеку на всю жизнь».

Общение малыша с книгой должно быть ежедневным. А вот количество времени очень зависит и от возраста ребенка, и от интересов его близких. Причем совсем не  обязательно читать малышу книгу. Слово может быть «живым», то есть устным, прочитанным ребенку наизусть.

Весенняя сказка

Никогда раньше с Ежиком не случалось такого. Никогда раньше ему не хотелось петь и веселиться без причины. А вот теперь, когда наступил месяц май, он целыми днями пел и веселился, и если кто-нибудь у него спрашивал, отчего он поет и веселится, Ежик только улыбался и начинал петь еще громче.
– Это потому, что весна пришла, – говорил Медвежонок. – Поэтому Ежик и веселится!
А Ежик достал из чулана скрипку, позвал двух зайцев и сказал им:
– Пойдите возьмите свои прошлогодние барабаны и возвращайтесь ко мне!
И когда зайцы пришли с барабанами через плечо, Ежик велел им идти позади, а сам пошел первым, наигрывая на скрипке.
– Куда это он идет? – спросил Первый Заяц.
– Не знаю, – ответил Второй.
– Нам бить в барабаны? – спросил он у Ежика.
– Нет, бить пока не надо, – сказал Ежик. – Разве вы не видите: я играю на скрипке!
И так они вошли в лес.
У опушки, перед высокой сосной, Ежик остановился, задрал мордочку и, не сводя глаз с Белкиного дупла, стал играть самую нежную мелодию, какую только знал. Она называлась: «Грустный Комарик».
Пи-пи-пи-пи-и!.. – пела скрипка. И Ежик даже прикрыл глаза – так ему было хорошо и печально.
– Зачем мы здесь остановились? – спросил Первый Заяц.
– Разве вы не понимаете? – удивился Ежик. – Здесь живет Рыжее Солнышко!
– А в барабаны нам бить?
– Подождите, – проворчал Ежик. – Я скажу когда…

Классика для малышей

Какое счастье, что книги, на которых выросли мы, до сих пор не теряют своей актуальности, а издательства вновь и вновь их переиздают.

Книги с иллюстрациями Ю.А. Васнецова, на мой взгляд, должны быть в каждой домашней библиотеке.

Есть замечательный сборник песенок, потешек, прибауток и сказок «Ладушки». Но я предпочитаю отдельные книги, до года у нас их было 5. В них минимум текста, но не картон, поэтому подходят для детей, не склонных к вандализму:

ЛабиринтОзонMy-shop

ЛабиринтОзонMy-shop

ЛабиринтОзонMy-shop

ЛабиринтОзонMy-shop

ЛабиринтОзонMy-shop

ЛабиринтОзонMy-shop

Агния Барто. В этом возрасте самые главные стихи Барто — из цикла «Игрушки». Но Антошка любил и стихи для детей постарше. До 1,5 лет предпочтительнее книжки-картонки, а потом уже можно и сборники покупать. Но мы сразу купили сборник, в продаже его больше нет, есть похожие. Антошка книги не рвет, поэтому сборник цел и невредим.

ЛабиринтОзонMy-shop

ЛабиринтОзонMy-shop

ЛабиринтОзон

ОзонMy-shop

ОзонMy-shop

ЛабиринтОзонMy-shop

Котик-коток (Лабиринт)

Большая книжка с вырубкой. Песенки, потешки и колыбельные в обработке К. Чуковского, О. Капицы, И. Карнауховой

Первая книга малыша (Озон, My-shop)

Этот сборник стихов, потешек и сказок рассчитан на детей с рождения и до трех лет. Купилась на положительные отзывы, но нас с Антошкой он совсем не впечатлил. Видимо, на вкус и цвет…

Серия «Читаем детям. Миньоны» (Лабиринт, Озон)

Какая же чудесная серия книг! Жаль, что я не знала о ней раньше. Не все книги мне нравятся и не все подходят детям до года, да и до двух тоже. Например, книга с первыми сказками — не очень удачный вариант: одна картинка на всю сказку — малышам неинтересно.  Но есть и такие книги, которые стоит купить. Формат небольшой, удобно брать куда-нибудь с собой.

Чему научился малыш в первый годик жизни?

Календарь развития ребенка от рождения и до года заполнен множеством событий. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.

Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

Если у вас еще остались вопросы, где взять понятные и простые шаги, что и как делать с ребенком до года, чтобы он рос спокойным счастливым и гармоничным, посмотрите курс Мой любимый малыш: главные секреты развития и воспитания ребенка до года.

Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.

  • Ребенок ходит на носочках: причины
  • Как развить самостоятельность у ребенка
  • Как научить ребенка кушать самостоятельно

Одиннадцатый месяц

  1. В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
  2. Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
  3. Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
  4. Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
  5. Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.

На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.

В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.

Подробнее: Что должен уметь ребенок в 11 месяцев>>>

Ожерелье

Забегали муравьи и давай стаскивать к ногам Иржика жемчужину за жемчужиной. Тот едва успевал нанизывать. Собрав всё ожерелье, Иржик понёс его королю. Пересчитал король жемчужины:

– Всё верно! Завтра будет тебе потруднее задача.

На следующий день король говорит:

– Купалась моя золотоволосая дочь и обронила в море золотой перстень. Достань его – у тебя день сроку.

«Эх, – подумал Иржик, окинув взглядом морские просторы, – золотую рыбу бы сюда!»

Вдруг на поверхности показалась золотая рыба и сказала Иржику:

– Видела я щуку с золотым перстнем на плавнике, уж я его добуду.

Когда рыба вернулась с золотым перстнем на плавнике, Иржик поблагодарил её и понёс находку во дворец.

– Ай да ловкач! – похвалил король. – Завтра приходи за последним заданием.

И загадал король принести ему живой и мёртвой воды. Пошёл Иржик куда глаза глядят… Вдруг слышит он свист крыльев и карканье над головой. Рассказал Иржик воронятам о своём горе – те воду и принесли. Взял её Иржик и пошёл к хрустальному дворцу. Вышел на опушку и видит: между двух деревьев чёрный паук сплёл паутину, поймал в неё муху и убил. Брызнул Иржик на паука мёртвой водой – тот сразу лапки сложил и упал на землю.

Тогда Иржик брызнул на муху живой водой. Та ожила, крылышками затрепетала, разорвала паутину и, улетая, прожужжала:

– Я помогу тебе узнать Златовласку.

Получив живую и мёртвую воду, король за руку повёл Иржика к круглому хрустальному столу, за которым на хрустальных креслах сидели двенадцать красавиц, как две капли воды похожих друг на друга: одинаковые платья, одинаковые белые покрывала на волосах.

– Ну, выбирай, – говорит король.

Иржик поднял глаза и слышит у самого уха свою муху:

– Жу-жу, я тебе подскаж-жу.

Иржик медленно пошёл вокруг стола, а королевны одинаково краской залились. Но муху не проведёшь:

– Не та. Не та. Не та. Вот она – Златовласка!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий