Традиции тогда и сейчас
Многие «сегодняшние» родители часто говорят, как сильно они страдали из-за установленных когда-то ритуалов: в детстве они должны присутствовать дома во время обеда или ужина, никаких исключений не было или были очень редко. Такие традиции являлись «священными». И некоторые люди тогда поклялись себе:
– У меня не будет ничего подобного позже. Я откажусь от этих обычаев.
Внезапно многие из этих родителей замечают в настоящем отсутствие поддерживающих структур: все едят, когда хотят; все делают то, что им подходит; каждый живет своим делом. Единства в семье почти нет – а если да, то в отпуске. Затем вы попадаете в хаос, потому что члены семьи не привыкли общаться друг с другом. Традиции, которые существуют только для того, чтобы дать возможность кому-то проявить силу, и это происходило в предыдущих поколениях, излишни, они искажают смысл обычаев.
Но те ритуалы, в которых подчеркиваются семейные узы, где речь идет не о силе авторитета, а о «силе привычки», важны, потому что детям и подросткам они дают чувство безопасности.
Регулярно читать нотации
Еще одна типичная ошибка родителей — верить в особую силу воспитательных бесед. «Вот я ему говорю-говорю: прибирай игрушки/делай уроки вовремя/предупреждай, когда задерживаешься, а он все равно не делает», — часто сетуют мамы, и неудивительно. Нотации быстро превращаются в фон, на который можно не обращать внимания. Куда лучше ребенок учится не на словах, а на реальном опыте или на примере близких.
Чем в сотый раз повторять одно и то же, лучше проверить, все ли члены семьи сами соблюдают предъявляемые к ребенку требования. Понимает ли ребенок, как сделать то, чего от него хотят, или его надо сначала научить сортировать игрушки по ящикам/планировать время и т. д.? И, наконец, подумать, есть ли у чада мотивация делать то, что вы от него хотите. Что будет, если школьник вовремя сделает уроки: свободное время, чтобы поиграть, или дополнительные занятия? А что будет, если не вымыть за собой чашку: мама поворчит и вымоет сама, или добавит в раковину свою посуду и попросит помыть то и другое?
Стремление максимально оградить ребенка от проблем
Нужно как можно раньше приучать ребенка выполнять посильные задания самостоятельно. Если же делать за малыша все самим, то после не надо упрекать его, что он не умеет быстро одеваться и т.п.
Часто родители оправдывают себя тем, что дети, мол, намучаются в жизни. В результате такой гиперопеки у ребенка не разовьется:
- терпение, потому что он получает сразу все, что хочет;
- отвага и оптимизм при столкновении с неприятностями (во взрослой жизни ему от них не спрятаться);
- упорство и сила, поскольку в детстве все доставалось легко.
В такой ситуации нужно следовать правилу: ошибки учат быстрее. Можно тысячу раз говорить, что острые предметы могут поранить, а можно один раз позволить уколоть пальчик – и ребенок получит урок на всю жизнь.
СЛИШКОМ МНОГО СТРОГОСТИ
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»
Мнение родителей:
Дети должны слушаться старших беспрекословно — это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы
Не важно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею
Мнение психологов:
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем».
№3 Неровное отношение к детям
Зачастую родители свои проблемы и неприятности переносят на общение с детьми, что в корне неправильно. В одни моменты времени мы их целуем, балуем, покупаем все, что просят. Уже завтра можем кричать, злиться или просто замыкаемся, не обращаем на них никакого внимания. Разные «можно» и «нельзя» целиком зависят от нашего настроения.
В результате такого поведения дети делают простой вывод – неважно, что я сделал, все зависит от маминого (папиного) настроения. Они не видят вашей радости за их маленькие достижения, не осознают, что вы расстроены их проступками. Если вы не хотите вырастить психованную особь, начинайте контролировать свои эмоции
Отвыкайте срывать на младших свою злость, ведь они просто не знают, чего от вас можно ожидать в следующий момент времени. Скорее всего, малыш просто замкнется в себе, отстранится от вас. Вернуть доверие будет гораздо сложнее, чем сейчас вовремя успокоиться
Если вы не хотите вырастить психованную особь, начинайте контролировать свои эмоции. Отвыкайте срывать на младших свою злость, ведь они просто не знают, чего от вас можно ожидать в следующий момент времени. Скорее всего, малыш просто замкнется в себе, отстранится от вас. Вернуть доверие будет гораздо сложнее, чем сейчас вовремя успокоиться.
Читаем также: что делать, если я постоянно кричу на своего ребенка
Ошибка №3 – родители делают ребенка центром Вселенной
Очень часто родители полагают, что жизнь всей семьи должна вертеться вокруг ребенка. Домашние задания, прогулки в парке, посещение музыкальной школы или спортивного кружка – список потребностей ребенка почти бесконечен
Во многих семьях после рождения ребенка происходит полное переключение на его нужды, и в результате таких изменений страдают взаимоотношения между родителями, ведь внимание полностью переключается на нового члена семьи
Конечно же, детям нужна наша помощь, забота и внимание, но если абсолютно все будет сосредотачиваться только на них, то они могут вырасти эгоистичными и эгоцентричными. Гораздо лучше будет, если вы сможете создать в своей семье условия, в которых каждый ее член получает равное количество внимания. В таких семьях дети становятся более лояльными и приспособленными к жизни вне дома
В таких семьях дети становятся более лояльными и приспособленными к жизни вне дома.
Ошибка 1. Угрозы и обвинения
Такая методика воспитания, при которой присутствуют угрозы, запугивание и пристыжение – это большая ошибка, которая пустила свои корни еще в прошлом. Все прекрасно знают такую фразу «Как же тебе не стыдно!» и применяют ее в разговоре со своими детьми. Опускание глаз, вызванное чувством стыда, всегда отрезает желание проявлять свою инициативу и приостанавливает любую активность. Небольшая промашка совершенно этого не стоит! Ведь эти незначительные ошибки детей не смогут привести к каким-либо крупным проблемам.
Вместе с этим неприятным чувством большинство родителей часто применяют другое чувство – вину. Называя детей виноватыми, эти родители словно пытаются дать некий стимул для достижения целей. Однако, такое благостное намерение никогда не оправдывается и дети при этом замыкаются в себе. Применения чувства вины родителями приводит лишь к тому, что у ребенка совершенно пропадает заинтересованность в чем-либо, и он чувствует себя совершенно бесполезным и ни на что не годным, не способным.
Применение запугиваний и угроз не приведет также ни к чему положительному. Лишь немногие люди способны потом спокойно перебороть в себе чувство страха. В большинстве случаев, применение таких методов не дает толчок к действиям, а наоборот, парализует все ощущения и делает человека несамостоятельным.
Не нужно растить морального калеку и перестаньте запугивать своих детей. Многие родители говорят самую ошибочную фразу своему чаду о том, что больше не будут его любить. Для маленького ребенка это настоящий шок, вызывающий душевную истерику, а для более взрослого – психологическое давление, которое пробуждает делать что-то назло. Все равно вы не сможете выполнить эту угрозу, с возрастом малыш это поймет. Такая пустая и неоправданная угроза будет воспринята им как ложь и перестанет работать. Это грозит потерей доверия к вам, и ребенок просто начнет видеть во всех словах неправду.
Как не воспитать невротика, а вырастить психологически здоровую личность?
Здесь мы подошли к тому, о чем сказали ранее: к безусловной любви. Чтобы не воспитать невротика, у родителей должно быть тотальное принятие ребенка независимо от того, хорошо он себя ведет или плохо. Тут у многих родителей может возникнуть вопрос: а как же быть, если он себя плохо ведет? Не вырастет ли он при таком подходе антисоциальной личностью, и не помешает ли это ему в дальнейшем социализироваться в обществе?
Ответ на эти вопросы очень простой: необходимо отделять ребенка от его поведения. Если он сделал что-то не так, например, кого-то ударил, не послушался, устроил истерику и так далее, родители ни в коем случае не должны говорить ребенку, что он плохой. Вместо этого нужно сказать: «Я тебя люблю, ты хороший, ты любимый сын, но ты сейчас совершил нехороший поступок».
Есть определенные здоровые стратегии наказания и порицания, о них подробнее можно прочитать в книгах Юлии Гиппенрейтер, о работах которой мы говорили в начале статьи. Но одними наказаниями за плохое поведение невозможно воспитать полноценную, гармонично развитую личность. Обязательно нужно иметь в виду, что если родители невротики не будут меняться, не будут работать над собой, они никогда не воспитают психологически здорового человека.
Трудный возраст
Самый трудный момент в воспитании ребенка начинается к 12, 14, 16 годам, когда у родителей с подрастающими детьми происходит множество конфликтов. Они начинаются в тот момент, когда ребенок начинает раздражать родителей своими поступками. И самое удивительное, что это поведение, поступки, которые не нравятся родителям, на самом деле являются отражением поведения самих родителей. То есть, родитель невротик видит в ребенке какие-то собственные качества, которые он не принимает, и это его раздражает. Но и ребенок также видит их в своих родителях, и тоже злится, всячески стараясь быть непохожим на них.
Каждый из вас наверняка замечал, когда кто-то говорит: «Я не похож на своего родителя» и злится, когда ему говорят, что все-таки похож. Ведь если родители будут курить и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет курить. Если родители будут употреблять алкоголь, и говорить ребенку, что это плохо, он все равно будет употреблять алкоголь. Конечно, есть небольшая вероятность, около 5-10%, что он не будет курить или злоупотреблять алкоголем, но мы сейчас говорим о большинстве случаев. Потому и ребенок невротик – точная копия своих невротичных родителей.
В этом плане очень показателен эксперимент, который проводился в одном из детских садиков. Воспитатели накрывали стол, ставили чашки, устраивали детям праздник и наблюдали за тем, как они его будут отмечать. Дети садились за стол, брали чашки и начинали чокаться – то есть, они полностью копировали поведение своих родителей.
Подытожим вышесказанное
Чтобы вырастить психологически здоровую личность, а не невротика, родителям нужно не воспитывать ребенка, а, в первую очередь, заниматься саморазвитием. И уж тем более, не перевоспитывать – это бесполезно. Нужно начать с себя: проанализировать свое поведение, свои поступки. Если взрослые не уважают собственных родителей, постоянно кого-то осуждают, имеют вредные привычки – не стоит ожидать, что ребенок вырастит другим: он станет точно таким же.
Еще раз повторим: слова «воспитание» и «взращивание» – разные. Взращивая ребенка, родители не подавляют его потребности, желания, какие-то врожденные способности – наоборот, они дают ребенку возможность развиваться. Но при этом определенным образом родители управляют ребенком для того чтобы он социализировался, встраивался в среду без гиперопеки, чтобы он учился отвечать за себя и самостоятельно решать свои проблемы. И тогда в семье будет расти не невротик, а психологически здоровый ребенок, с которым у родителей всегда будут прекрасные взаимоотношения.
Родить ребенка с конкретной целью
Печальна и трудна жизнь детей, которым нашли «работу» еще до рождения, не важно, какая миссия им назначена: скрепить семью, воплотить в жизнь несбывшиеся мечты родителей, подавать стаканы с водой в старости. Даже если дети будут стараться, им никогда не оправдать все ожидания папы или мамы («Защитил кандидатскую, а когда докторская?», «Победишь на российских конкурсах, а когда поедешь на международные?»)
Но и родители будут разочарованы. По каким-то необъяснимым причинам, ребенку сложнее всего исполнять именно то, для чего его родили. Тот, кто появился на свет ради дружбы с братиком, чаще всего с этим братиком дерется. А дети, рожденные как «сувенир на память» от любимого, но недоступного мужчины, крайне редко на него походят, либо походят, но именно этим потом всю жизнь и раздражают.
Авторитетный тип воспитания
Авторитетный (или демократический) стиль воспитания предполагает теплые, дружеские отношения в кругу семьи. Эмоционально все члены семьи тесно связаны друг с другом. Родители уважают мнение детей, независимо от их возраста. Помогают, поддерживают, прислушиваются к словам маленьких членов семьи. Контроль присутствует, но лишь для того, чтобы направить ребенка в правильную сторону, а не навязывать свое, родительское, мнение.
Авторитетный тип считается самым благополучным и гармоничным. Мама с папой обладают необходимой выдержкой и знаниями, которые передают детям. Родительское мнение является авторитетным, но при этом дети могут иметь свою точку зрения. Как правило, авторитетные родители – это зрелые, уравновешенные люди, способные без агрессии учить, любить и поддерживать детей. Обычно у авторитетных взрослых вырастают счастливые, целеустремленные сыновья и дочери. В семье сохраняются доверительные отношения, даже когда дети сами становятся взрослыми и покидают семейное гнездо.
Инна, 31 год:
Ошибка № 8. Записали во все кружки
«Нечего бездельничать перед телевизором, пойдем на танцы, английский, каратэ, запишемся в секцию по плаванию» — так думают и действуют многие родители. И записывают ребенка во всевозможные кружки, возят из школы на танцы, с танцев к репетитору, от него на футбол и так далее.
Вы сами отдыхаете? Уверены, что да. Вот и ребенку нужно время, чтобы просто поваляться на диване, помечтать, подумать, посмотреть мультфильм, пообщаться с друзьями… Не нагружайте его чрезмерно! Да, дополнительные и развивающие занятия полезны, но если свободного времени при этом не остается — такая нагрузка принесет только вред.
К тому же, не сможет малыш уделять одинаковое внимание таким разносторонним занятиям, как, например, бокс и рисование, спортивное ориентирование и музыка. Пусть выберет что-то одно, что ему нравится, не забывая при этом об основной обязанности — школьных уроках
Жизненный пример
Так, например, Иван К., отец троих детей в подростковом возрасте от 10 до 15 лет, попал в ловушку желания делать все по-другому. Спустя годы его сын Александр, 13 лет, однажды спросил его, почему он всегда остается спокойным, не кричит и не волнуется. как и другие папы. Затем отец объяснил ему причины:
– Твой дедушка быстро закипал, кричал на нас и позволял только своему мнению иметь значение. Я никогда не хотел быть таким! Я не хотел говорить громких слов, я хотел, чтобы мы относились друг к другу с уважением!
Александр посмотрел на него и спросил:
– Так ты знал, когда дедушка злился?
– Конечно, – был бы его ответ. – Это нельзя было не заметить!
Казалось бы – намерения у мужчины благие. Однако, ловушка тут есть и она стала очевидна после этого разговора с сыном.
Несколько недель назад отец спорил с Александром о том, когда он должен быть вечером дома:
– Он хотел, чтобы его отпустили до 12 часов ночи, а я хотел, чтобы он вернулся не позднее десяти!
Сын не дал себя убедить «спокойно», одно слово приводило к другому, и в какой-то момент диалог стал выглядеть агрессивно:
– Ты будешь дома в десять! – яростно закричал отец.
– Почему так рано, папа?
Ивана разозлило, что сын осмелился продолжить разговор.
Тогда он взревел от гнева:
– Потому что я этого хочу!
А потом сын-подросток хладнокровно заметил:
– Папа, ты как дедушка. Только хуже!
Иван К. глубоко вздыхает:
– Думаю, он прав! Я не стал лучшим родителем, чем был мой отец.
Этот отрывок из разговора ясно показывает, что значит хотеть делать все иначе, чем ваши родители: вы попадаете в ловушку самооценки и в то же время отрезаете себя от ресурсов, которые так важны для отношений с вашими собственными детьми.
Причины невнимательности школьников
Важно понять, что именно мешает вашему ребёнку сосредоточиться на учёбе. Отыскав и устранив эту проблему, вы поможете ему победить невнимательность в школе и улучшить успеваемость
Перечислим несколько частых причин рассеянности у детей.
Причина 1: высокие нагрузки
Стремясь дать ребёнку максимально полное и разностороннее образование, родители порой буквально заваливают детей учёбой, а также записывают их в многочисленные кружки, клубы и секции. Высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости.
Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Помните, что ребёнок должен спать не менее 7-8 часов в сутки и посвящать достаточно времени отдыху и развлечениям. Для этого сформируйте для вашего школьника гармоничный режим дня.
Чтобы избежать переутомления, ребёнку необходимо регулярно делать паузы во время занятий. Одной из эффективных техник поддержки концентрации во время учёбы является «», позволяющий чередовать работу и отдых.
Причина 2: отсутствие мотивации
Если ребёнку скучно на уроке, он попытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, болтая с одноклассниками или просто витая в собственных мыслях.
Решение: лучший способ привлечь внимание к учёбе — сделать её интересной. Выбор эффективной мотивации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка — его возраста, типа мышления и интересов
Невнимательность детей в начальной школе чаще всего можно победить, разнообразив учебный процесс и введя в него элементы игры. Подростку прежде всего необходимо понимание, какую пользу принесут ему полученные знания.
Причина 3: слабое здоровье
Если ребёнок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снизиться.
Решение: укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его сбалансированным питанием с необходимыми витаминами и микроэлементами. Особенно полезны для улучшения внимания витамины группы B. Для хорошего мозгового кровообращения ребёнку нужно регулярно бывать на свежем воздухе. Занятия спортом положительно сказываются и на внимательности, и на общем состоянии организма. Подберите ребёнку спортивную секцию исходя из его способностей и интересов.
Причина 4: обстановка дома
Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе.
Решение: постарайтесь создать ребёнку оптимальные условия для учёбы. Прежде всего, ему необходимо удобно обустроенное рабочее место и отсутствие внешних раздражителей хотя бы на тот период времени, когда он занят подготовкой к занятиям.
Отрицательно сказывается на внимательности и рост психоэмоционального напряжения, вызванный возрастными кризисами, конфликтами, неуверенностью в себе, гиперопекой, болезнями (как физическими, так и неврологическими) и страхами. В этих случаях ребёнку может потребоваться помощь специалиста.
Причина 5: СДВГ
В отдельных случаях причиной невнимательности ребёнка может стать специфика развития психики, называемая синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Обращаться за медицинской помощью стоит лишь в тех случаях, если ребёнок:
- не воспринимает устную речь,
- не может последовательно выполнять задачу,
- часто теряет вещи,
- часто совершает непроизвольные физические действия и издаёт тревожные звуки,
- не может ждать.
Даже при наличии этих признаков, точную причину такого поведения может назвать только врач — это может быть как педагогическая запущенность, так и неврологические проблемы.
Дети с СДВГ очень подвижны, но быстро утомляются, им сложно долго удерживать внимание на одном деле и вести себя в рамках строгих школьных правил. Это связано с особенностями строения их нервной системы, так что перевоспитать ребёнка с СДВГ невозможно
Однако его проблемы с вниманием можно скорректировать при помощи грамотной работы педагогов и родителей.
<<Блок перелинковки>>
Важность бабушек и дедушек для растущего ребенка
Любой, кто общается с детьми и подростками, быстро осознает ценность бабушек и дедушек для следующего поколения. С бабушкой и дедушкой все не просто по-другому, или можно больше: старшие олицетворяют прожитую жизнь, рассказывают о том, какой она была раньше, а не только о том, что все было лучше.
Некоторые дедушки рассказывают, что они искали информацию в библиотеке, некоторые бабушки, вспоминают, как и бегали на танцы. Но они также могут поговорить о том, как выглядело детство без машины, телевизора или компьютера. Дедушка и бабушка – это корни, без которых у следующего поколения не вырастут крылья.
Для вас как родителей это означает осознать ответственность как «корень» для вашего собственного ребенка. Это возможно только в том случае, если вы боретесь с противоречивыми переживаниями, которые выходят на поверхность, когда думаете о собственном детстве, и ничего не прославляете, но и не осуждаете.
Ошибка №15 – эгоизм родителей
К сожалению, это самая частая ошибка многих семей. Очень часто родительский гнев и недовольство обрушивается на шумно играющего ребенка в тот момент, когда мать или отец хотят отдохнуть, т. к. они устали после работы или плохо себя чувствуют. В результате ребенок начинает чувствовать себя отверженным и никому не нужным. Попутно с этими переживаниями он прекрасно понимает, что, как и вы, имеет право на общение и игры с вами.
В таких ситуациях чрезвычайно важно не отдавать предпочтение своим эмоциям, а попытаться объяснить ребенку сложившееся обстоятельство
Приложите максимум усилий и научите его с пониманием относиться к тому, что маме или папе нужно дать просто отдохнуть, а потом она или он обязательно поиграют с ним и уделят ему внимание. Так вы сможете привить ребенку понимание и сострадание, и он с малых лет будет знать о том, что его родителям тоже необходимы его поддержка и забота