Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 12 октября 2021

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Нужно учиться только на «отлично»

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Все советские дети должны были учиться на отлично

Многие советские люди помнят, как родители их ругали не только за принесенную из школы «двойку», но и за оценки повыше – «тройки». А что самое интересное, то это испытываемый родителями стыд за своего ребенка, если тот не учился хорошо. В наше время к оценкам несколько иное отношение. Мы понимаем, что талантливым во всем человек быть не может, как и успешным. Но у каждого ребенка есть свои уникальные способности. Главное, их увидеть и развить.

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Современные родители должны стремиться раскрыть таланты ребенка

Чтобы как можно раньше открыть у детей таланты, сегодня используются разные техники и методики. Да и на практике доказано, что высокие школьные оценки не являются гарантом благосостояния и счастья человека в его взрослой жизни.

Шумерские боги и мифы о них

Среди сюжетов об Энлиле был такой, где он изнасиловал богиню Нинлиль. За преступление Энлиля изгнали из сообщества богов в преисподнюю. Нинлиль сопровождала его в изгнании. Он оплодотворил её ещё трижды. Их старший сын Син стал богом Луны, остальные три — богами подземного мира.

Мудрейшим из шумерских богов был Энки, считавшийся покровителем мудрости и воды. Самая большая поэма, посвящённая ему, рассказывает об устроительстве Энки мирового порядка. Она прославляет его как кормильца людей и богов. На своей церемониальной ладье в сопровождении свиты Энки посетил известные жителям Междуречья земли — Мелухху (долина Инда), Дилмун (Бахрейн), Элам. Энки создаёт («называет по имени») болота, тростниковые заросли, дождь, море и облака. Он превращает холмы в поля, учит людей обращаться с домашним скотом и орудиями труда. Мудрый бог проводит границы между народами.

Он назначает богов ответственными за разнообразные явления: земледелие, скотоводство, охоту, ремёсла, письмо, акушерство и даже проституцию.

Инанна возмущается тем, что у неё не осталось функций. Тогда Энки назначает её богиней любви и войны. В тексте гимна он описывает её неукротимость как покровительницы конфликтов.

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Богом-героем был сын Энлиля Нинурта, появившийся в четырёх шумерских текстах и одном аккадском. Нинурта побеждает монстра из вулкана и его каменных союзников. Затем бог решает судьбы камней: «благословенные» будут полезны людям сами по себе, «проклятые» будут расколоты или стёрты в порошок.

Нинурта стремился получить силы старших богов. Он выследил и убил гигантскую птицу Анзу, похитившую силы его отца Энлиля. В аккадской версии герой не сразу согласился вернуть отцу его силы. Но в итоге уступил, за что потом удостоился похвалы от богов. В шумерской поэме «Нинурта и черепаха» герой после победы над Анзу хочет оставить полученные силы себе. Чтобы усмирить его, Энки создаёт гигантскую черепаху. Когда Нинурта схвачен чудовищем, бог мудрости укоряет его за самоуверенность.

В написанной в 12-м веке до н. э. вавилонской поэме о боге Мардуке «Энума Элиш» сюжет с Нинуртой был переосмыслен. Эа (Энки) призвал своего сына Мардука для борьбы с Тиамат. Перед битвой боги отдали свои силы Мардуку, который оставил их себе и после победы сделал центром мира Вавилон. Историю о соперничестве между сыном и отцом сменила новелла о том, как бог мудрости сделал сына верховным богом.

Особенности воспитания

Главной целью советской школы было воспитать полезного члена общества. В итоге человек должен стать жизнерадостным, здоровым, работоспособным, борцом за общественные идеалы, умелым строителем коммунистического общества. Государство берет на себя обязательство не только обучать подрастающее поколение, но и воспитать.

По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким гонениям.

В целом особенности воспитательного процесса сводились к следующему:

  • социализация или воспитание в коллективе;
  • физическая выносливость и забота о здоровье;
  • развитие таких качеств, как гуманность, дружелюбие, помощь пожилым и младшим, жертвенность;
  • научение трудовым умениям и навыкам.

Человек воспринимался как часть единой системы. Понятия о развитии личности, гибкости мышления, раскрытии творческого потенциала практически отсутствовало. Любое отступление от идеологии или нравственных норм строго порицалось со стороны общества.

Несмотря на сложные времена государство отличалось стабильностью. С раннего детства ребенок знал, кем хочет стать. Получив профессиональное или высшее образование, человек мог всю жизнь отработать на одном месте.

Школа

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Школа в советское время была призвана:

  • решать образовательные задачи;
  • формировать любовь к труду;
  • развивать у подрастающего поколения коммунистические взгляды и убеждения;
  • воспитывать в соответствии с законами высокой нравственности, патриотизма и интернационализма.

В конституции СССР от 1977 года было зафиксировано право граждан на бесплатное образование всех уровней: от начального до высшего. Лучшие ученики и студенты имели возможность получать льготы и стипендии от государства. Кроме того, после окончания профессионально-технического или высшего учебного заведения выпускникам гарантировалось рабочее место через систему распределения.

В 1980 годы общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней и подразделяется на основные ступени:

  • начальная школа с 1 по 4 класс;
  • неполная средняя с 5 по 9 класс;
  • полная средняя 10–11 классы.

Значительными изменениями школы советского периода стали такие моменты как:

  • совместное обучение мальчиков и девочек;
  • отмена физических наказаний (хотя в семьях побои практиковались регулярно);
  • вытеснение религии из процесса обучения.

Цели и задачи образования и воспитания распространялись и на внешкольную деятельность. Каждый школьник обязан был посещать кружок или секцию.

Дополнительное образование дети получали в таких учреждениях, как:

  • дома пионеров;
  • станции юных техников;
  • дома культуры;
  • школы искусств;
  • лагеря труда и отдыха.

Несмотря на жесткую идеологию, у школьников была возможность развития инициативы, творческих способностей, самодеятельности.

Воспитание и образование детей в Советском Союзе носило идеологический характер. Государство жестко контролировало выполнение базовых требований не только детскими садами, школами, внешкольными учреждениями, но и с родителями. Быт стандартной семьи в СССР был скромен, потому что страна жила в условиях дефицита товаров и услуг. Отсутствие гаджетов давало возможность детям много читать, заниматься спортом и творчеством.

Не пытайтесь победить хаос

Бесполезно отрицать хаос и также бесполезно с ним бороться. С рождением ребёнка он всё равно вас настигнет. Ведь дети не живут по законам взрослого. Они создают свои правила и способны изменить весь жизненный план родителя. Запаситесь терпением и примите беспорядок. Он теперь в вашей жизни надолго.

«С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах — это всё равно, что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то станете сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста».

«Пейте, дети, молоко – будете здоровы!»

Чем кормить ребенка? Этот актуальный вопрос в советское время решался просто. Большинство продуктов были хорошего качества, без вредных красителей и вкусовых добавок. Особых деликатесов на прилавках магазинов не имелось, покупались в основном самые элементарные продукты: хлеб, батон, молоко, яйца, мука, крупы, овощи. Ели много рыбы (она была дешевая), с мясом было сложнее. Колбасы выпускалось всего несколько сортов, ее доставали к праздникам, так как в свободной продаже почти не было. Еда была очень простая, ребята всегда ели с аппетитом.

Заглянем в современный супермаркет. Полки ломятся от обилия продуктов, но попробуйте накормить ими детей. Обычный суп или макароны они есть вряд ли будут. Их вкус испорчен чипсами, йогуртами, колой и прочей «химией». Состав колбасы и сосисок страшно себе представить. Молоко, мясо, птица – все содержит вредные вещества. А отсюда берут истоки аллергия, астма, экзема и прочие заболевания.

Не было эмоциональной связи с ребенком

Если рядом не было бабушек, готовых сидеть с малолетними детьми, то детей очень рано отдавали в ясли и сад. А первые годы жизни необычайно важны для формирования здоровой привязанности. Да и вообще, именно в этот период закладывается фундамент личности ребенка. Часто из-за отсутствия рядом надежной фигуры заботящегося взрослого, советские дети получали травмы развития (или так называемые инфантильные травмы), которые и догоняют потом людей во взрослой жизни.

Тут не до сантиментов. С одной стороны, родители были заняты выживанием. А с другой — у них самих полно травм и совсем нет ресурса, чтобы строить с ребенком эмоционально теплые близкие отношения. Но ребенку от этого не легче.

Да и вообще, эмоции были как будто под замком. Их нельзя было сильно проявлять: ни радоваться, ни грустить. А некоторые чувства были и вовсе запрещены. Например, за проявление зависти, обиды или гнева могло и прилететь. А про то, что плакать не стоит, особенно мальчикам — нам с вами хорошо известно.

Но ведь эти чувства не выжечь каленым железом, от них невозможно отказаться усилием воли. И уж если поймал себя на том, что их чувствуешь, то остается только ненавидеть себя за слабость…

По материалам:

«Ксюша – юбочка из плюша»

Как одевали детей в годы СССР? В школу все ходили в форме: девочки носили коричневые платья и черные фартуки (в будние дни), белые фартуки (по праздникам); мальчики – форменные брюки и курточку. Трудно было купить что-то красивое, изысканное. Джинсы были мечтой и мальчишек, и девчонок, их продавали из-под полы спекулянты или привозили из заграницы. И одежда, и обувь изготавливались из натуральных материалов, которые сильно мялись, быстро снашивались. Зимой носили тяжелые шубы из овчины или кургузые зимние пальто. Но комплексов по поводу одежды ни у кого не было: все существовали примерно в равных условиях.

Проблем с одеждой для сегодняшних детей нет. Красивые комбинезоны, курточки, джинсы всех мастей – чего только не встретишь в торговых центрах и на рынке. Дети порой определяют ценность человека по бренду одежды, которую он носит, – а это неприятная тенденция.

Так когда же проще воспитывать детей? Многие скажут – в советские годы. Но если современным родителям предложить вернуться в СССР, вряд ли кто-нибудь из них согласится: каждому свое время. Нужно лишь помнить одно: во все времена на первом месте в воспитании должны стоять нравственные качества.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Интим – неприлично и стыдно

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

В СССР не говорили об интиме с детьми 

В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми. В подростковом возрасте ребенок не мог прийти с интересующим его вопросом к родителям и открыто с ними побеседовать. Темы инфекций, передающихся половым путем, и контрацепции вообще не поднимались. Отсутствие знаний вызывало неуверенность и страх, устранить которые самостоятельно практически невозможно. Сегодня психологи доказали, что такой подход неверен, а раннее половое воспитание необходимо современным детям.

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Раннее половое воспитание необходимо подросткам 

Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

В СССР каждого ребенка стремились вырастить человеком 

Одним из постулатов СССР, да и традицией, было вырастить из ребенка «человека». Под этим подразумевалось отсутствие проявления с его стороны самостоятельности до определенного возраста. В современном мире этот принцип не соответствует устоям и пониманию становления общества.

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Такой подход к современным детям приведет к неприспособленности жизни

Если такие методы использовать по отношению к нынешнему ребенку, он вырастет абсолютно неприспособленным к дальнейшей взрослой жизни. К тому же, у него останется обида на своих родителей за детство, в котором все время учили, не считаясь ни с его желаниями, ни с мнением. Психологи утверждают, что даже малыши уже являются личностями, причем, с самого рождения. Неуважение его мнения, взглядов приведет к тому, что он станет зависимым от чужого мнения и во взрослой, самостоятельной жизни. А это ни к чему хорошему не приведет.

Обсуждение сексуальной безопасности!

В СССР эту тему обходили стороной и сексуальным воспитанием никто не занимался. Все родители просто делали вид, что их ребенка «это» никогда не коснется, а если и коснется, то он сам разберется. Сейчас детей стараются информировать о сексуальной безопасности не только дома, но и в школах.

Такое жесткое советское воспитание и стало отправной точкой для того, чтобы наши дети получили на капельку больше уюта, тепла и уверенности в том, что их любят. Конечно же, у современного воспитания тоже есть свои недостатки, но, возможно, именно они и делают его настолько подходящим, насколько этого требует суровый современный мир.

Режим дня

Режим важен для каждого, особенно для малыша, который только начинает познавать мир с его особенностями. Бодрствование и сон, прием пищи, игра и прогулка — базовые этапы дня ребенка.

Постепенно вырабатывается привычка совершать определенные действия в отведенные для этого часы. В этом и есть заслуга родителя, который прививает маленькому человеку способность ориентироваться во времени и пространстве, полезную для развития и поддержания физического и эмоционального здоровья.

Так, игровая деятельность постепенно перетекает в образовательную. Ребенок идет в детский сад с новым, усовершенствованным режимом дня, потом начинается школьная пора, за ней — студенчество. Этапы взросления предполагают дополнение пирамиды под названием распорядок, основы которой формируются в раннем детстве.

Особенности семейного быта

Советская семья рассматривалась как ячейка социалистического общества. Общественные организации могли бесцеремонно вмешиваться в личную жизнь. Женщина работала наравне с мужчиной. Едва родившись, ребенок попадал в ясли. Именно в тот период были организованы общественные столовые, прачечные — только бы не отвлекать женщину от строительства коммунизма.

Только после смерти Сталина значительно изменилось отношение к семье в лучшую сторону:

  • матерям разрешалось уходить в декретный отпуск с 8 месяцев;
  • разрешалось находиться с малышом до 1 года;
  • стали выплачивать пособия по беременности и родам;
  • строили новые детские сады и школы.

В Советском союзе царила эпоха дефицита товаров. Приобрести необходимые предметы быта было неслыханным счастьем. Мебель, бытовая техника, посуда, игрушки, продукты питания — все доставалось великим трудом. Но все товары отличались отменным качеством.

Автомобиль считался роскошью. Очереди на получение транспортного средства отстаивали годами. Зато большинство предприятий выдавало своим сотрудникам бесплатное жилье.

Как правило, советские дети очень много читали, выполняя завет Ленина «учиться, учиться и еще раз учиться». Детская литература находилась на высочайшем уровне — Носов, Чуковский, Драгунский, Успенский, Маршак, Барто — список можно продолжать до бесконечности.

Не придуманные истории

Был запущен специальный проект, в рамках которого женщинам предлагали поделиться историями о своем детстве, о бабушках и прабабушках. Это помогло понять, как протекал воспитательный процесс на самом деле:

  • «Я с 8 лет ходила за животными, в 10 уже была пастухом стада. Когда нужно было, присматривала за младшими братьями. Своих воспитывала также, дети не должны сидеть без дела. Младшему 8 лет, он моет посуду и метет пол, следит за своими вещами. Старшему 10 — может нарезать овощи на салаты, вместе со мной делает котлеты и пельмени. На огороде помогают по мере возможностей, учеба на первом месте».
  • «Прабабушке 12 лет было, ее отдали в город, нянькой в богатый дом. Помимо присмотра за малышом, ей приходилось быть еще и домохозяйкой с полным функционалом. Готовка, уборка, стирка и полоскание белья в речке. Так что, детей в те времена даже не приучали к труду, они учились в процессе работы.»
  • «Мне бабушка рассказывала о своем детстве, и действительно в 8 лет девочки умели все перечисленное и даже больше. Сложно сказать о качестве изготовленной пряжи или вкусе сваренного супа. Но пряла моя бабушка до самой смерти, а потом из этой пряжи вязала носки».
  • «Я считаю, что детей нельзя оставлять без заданий и обязанностей. Сама 1961 года рождения, жила не в деревне, но от этого меньше обязанностей не становилось. В 10 лет могла почистить и сварить картошку, нарезать салат и сходить в сад за братом, накормить и уложить спать. Мама приезжала с работы ночью, поэтому по мере необходимости ходила в магазин. Моей дочери 10 лет, умеет все тоже самое, просто я дома сижу, поэтому ей нет острой необходимости применять свои умения».
  • «У меня две бабушки. По отцовской линии бабушка жила в деревне, была старшим ребенком в большой семье. Учиться было некогда, вся помощь по дому была на ней. Умела все: шить и вязать, ткать и готовить, доить скотину, чистить хлев и смотреть за детьми. Вторая бабушка была из зажиточной семьи, закончила гимназию. Но после раскулачивания вышла замуж и переехала в деревню. Научилась всему, вырастила 8 детей.

Школа

Школа в советское время была призвана:

  • решать образовательные задачи;
  • формировать любовь к труду;
  • развивать у подрастающего поколения коммунистические взгляды и убеждения;
  • воспитывать в соответствии с законами высокой нравственности, патриотизма и интернационализма.

В конституции СССР от 1977 года было зафиксировано право граждан на бесплатное образование всех уровней: от начального до высшего. Лучшие ученики и студенты имели возможность получать льготы и стипендии от государства. Кроме того, после окончания профессионально-технического или высшего учебного заведения выпускникам гарантировалось рабочее место через систему распределения.

В 1980 годы общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней и подразделяется на основные ступени:

  • начальная школа с 1 по 4 класс;
  • неполная средняя с 5 по 9 класс;
  • полная средняя 10–11 классы.

Значительными изменениями школы советского периода стали такие моменты как:

  • совместное обучение мальчиков и девочек;
  • отмена физических наказаний (хотя в семьях побои практиковались регулярно);
  • вытеснение религии из процесса обучения.

Цели и задачи образования и воспитания распространялись и на внешкольную деятельность. Каждый школьник обязан был посещать кружок или секцию.

Дополнительное образование дети получали в таких учреждениях, как:

  • дома пионеров;
  • станции юных техников;
  • дома культуры;
  • школы искусств;
  • лагеря труда и отдыха.

Несмотря на жесткую идеологию, у школьников была возможность развития инициативы, творческих способностей, самодеятельности.

Воспитание и образование детей в Советском Союзе носило идеологический характер. Государство жестко контролировало выполнение базовых требований не только детскими садами, школами, внешкольными учреждениями, но и с родителями. Быт стандартной семьи в СССР был скромен, потому что страна жила в условиях дефицита товаров и услуг. Отсутствие гаджетов давало возможность детям много читать, заниматься спортом и творчеством.

Богиня Инанна — ближневосточная Афродита

Богиня Инанна была популярна в Шумере. Позднее в Вавилонии она будет почитаться как богиня Иштар. Она была женой бога Думузи — покровителя пастухов.

Самый большой рассказ о богах, насчитывающий 800 строк, посвящён Инанне и Энки. Инанна — покровительница любви и деторождения, Энки — бог мудрости и магии. Однажды Инанна покинула свой город Урук, чтобы навестить Энки в его городе Эриду. Во время пира захмелевший Энки даровал Инанне контроль над более чем сотней атрибутов шумерской жизни. Среди них оказались искусство писцов, музыка, архитектура, разум, а также поцелуи, проституция, семейные ссоры. Инанна убежала с ними в свой город.

Однажды богиня была изнасилована садовником Шукаллитудой. Инанна неоднократно пыталась покарать смертного, но каждый раз Энки помогал преступнику избежать наказания. Наконец, богине удалось убедить бога выдать Шукаллитуду. Инанна расправилась со смертным, но пообещала, что его имя не будет забыто.

Также популярен был сюжет о любви Инанны и покровителя пастухов Думузи. По одной версии мифа, пастуший бог соперничал за неё с богом-земледельцем Энкимду. По другой, — соперников у Думузи не было.

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

В «Сошествии Инанны в Подземное царство» богиня умирает. Она спускается в Нижний мир к сестре, которая убивает её. Смерть Инанны привела к прекращению рождения детей. Посланники бога Энки убедили богиню Нижнего мира вернуть Инанну. Она согласилась с условием, что та даст замену — только так можно покинуть преисподнюю.

Возвращаясь из Подземного царства в сопровождении демонов, богиня встретила покровителей шумерских городов. Увидев их в рубище, Инанна не позволила демонам забрать их в преисподнюю. Заменой стал Думузи, который не оплакивал смерть богини. Появлялся в мифах и сюжет о попытках Думузи спастись от преследовавших его демонов. В итоге сестра юноши Гештинанна согласилась полгода заменять его в Подземном мире. Отношения же Инанны и Думузи была темой любовной лирики шумеров.

Инанна почиталась не только шумерами, но и аккадцами. В аккадском мифе Энки, уставший от жестокого характера богини, сотворил её двойника с именем Раздор. Инанна увидела себя со стороны и пришла в ужас. После этого богиня отказалась от жестокости, а Энки повелел шумерам исполнять в её честь ритуальный танец.

Шумерские мифы о богах получили развитие в Аккаде и Вавилонии. Миф о сошествии в подземный мир Иштар повторяет текст о сошествии туда Инанны. Сюжеты из шумерского пантеона развивали и другие мифы.

Как перевоспитать избалованного ребенка

Наконец-то мы можем ответить на главный вопрос этой статьи

Важно следовать всем рекомендациям и действовать комплексно, и постарайтесь делать все плавно и постепенно. Отнеситесь к этому делу серьезно, не бросайте попытки перевоспитать ребенка на полпути, проявите твердость характера. Будьте уравновешены и справедливы, спокойны и терпеливы, не кричите на ребенка. Если малыш уже сильно разбалован и привык к своему состоянию, понадобится гораздо больше времени, чем в случае с детьми «испорченными» совсем недавно под влиянием определенных обстоятельств (например, как у меня)

Если малыш уже сильно разбалован и привык к своему состоянию, понадобится гораздо больше времени, чем в случае с детьми «испорченными» совсем недавно под влиянием определенных обстоятельств (например, как у меня).

  • Излагайте свои мысли и просьбы четко и ясно, понятным ребенку языком. Это должны быть именно просьбы, ни в коем случае не приказы. Аргументируйте свое решение, пусть оно и не нравится. В вашей речи должна чувствоваться твердость и непреклонность. Дайте малышу понять, что ваше решение окончательное и больше не подлежит обсуждению;
  • Дисциплинируйте ребенка. Составьте примерный распорядок дня, расписав время для подъема, принятия пищи, занятий, прогулок, развлечений и отбоя. Следуйте режиму ежедневно и поговорите об этом с ребенком. Поясните ему, какую пользу он получит, если станет соблюдать распорядок дня. Если он будет возражать, проявите твердость;
  • Будьте последовательны в своих действиях и поступках. Если дали обещание ребенку, обязательно его выполните, если наказали его либо что-то запретили – стойте на своем, пока не разрешится проблема;
  • Придумайте определенные обязанности по дому для малыша – насыпать корм собаке, заправлять кровать, вытирать пыль. Однако учитывайте возраст и развитие;
  • Если избалованность проявилась в общественном месте (к примеру, в магазине ребенок закатил истерику, требуя какую-то игрушку), сдержитесь и не кричите на малыша, не шлепайте по попе. Просто уведите его в тихое место и объясните спокойно, почему вы не купите то, что он просит. Если истерика не заканчивается, постарайтесь сохранять спокойствие, не реагируйте на провокацию, уйдите. Не нужно потакать ребенку, иначе он быстро сообразит, что родителями можно манипулировать. Оставайтесь непоколебимы. Дома проведите строгую и серьезную беседу, пригрозите, что в следующий раз не возьмете чадо с собой в магазин;
  • Учитывайте, что именно привело к нежелательному поведению. Ребенок становится избалованным по разным причинам, они могут быть очень индивидуальными. Вначале выясните, что спровоцировало проблему в вашем случае, а потом уже начинайте перевоспитание.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что дети – лучшее, что случается в жизни родителей. Не всегда все идет гладко, порой мы упускаем момент, когда малыш становится неуправляемым. Но все зависит от нас, взрослых. В любое время можно исправить ситуацию, взяв ее под свой контроль. Однако не забывайте, что ребенок – это индивидуальность с собственным характером, ломать который все же не стоит.

Читаем также:

  • Что делать, если ребёнок вас не слушается?
  • Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого
  • Как воспитывать детей: кнутом или пряником?
  • 10 советов как перестать кричать на своих детей
  • 10 секретов воспитания послушного ребенка: как научить детей уважать и слышать родителей

Второй этап (от 5 до 10 лет)

В этом возрасте малыш учиться подчиняться, и знакомится с жизненными правилами. Он становится более коммуникабельным, не боится знакомиться с незнакомцами. Он учиться понимать реакцию людей на его поведение, стремится к положительным эмоциям и избегает отрицательного отношения.

Развивается его логика, интеллект, мышление. Не бойтесь давать ребёнку новые знания, ставьте перед ним интересные задачи и объясняйте всё, о чём он вас спрашивает.

Рейтинг: от мужчин каких профессий легче забеременеть

Начиная с 5 летнего возраста, переставайте сюсюкать с детьми. Иначе вы можете вырастить инфантильную личность, неспособную к труду.

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Система образования и воспитания

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

В советскую систему образования и воспитания входили ясли, детский сад и школа. Каждое из учреждений претерпевало немало изменений. Что-то осталось неизменным и в сегодняшней России. Советская система образования и воспитания имеет свои плюсы и минусы. Чтобы сделать правильные выводы на будущее, нужно знать, как воспитывали детей в СССР. Кто-то ругает советскую систему, другие — вспоминают с умилением, но равнодушных нет.

Ясли и детский сад

Ясли существовали еще в дореволюционной России, но их было всего 19. Крупный расцвет ясельных групп пришелся на эпоху Советского Союза. Подобные дошкольные учреждения принимали детей от 2 месяцев до 3 лет, поскольку женщина должна была работать. Ясли входили в государственную систему здравоохранения.

Там осуществлялись:

  • присмотр за детьми;
  • работа по охране здоровья;
  • мероприятия по физическому и психическому развитию детей;
  • учебная деятельность.

Ясли имели 4 возрастные группы:

  • груднички до 9 месяцев;
  • ползунки от 9 до 14 месяцев;
  • средняя от 14 до 24 месяцев;
  • старшая от 2 до 3 лет.

С 1959 года в СССР формируются единые дошкольные учреждения — ясли-сады. Перед поступлением в детский сад ребенок проходил врачей и медицинское обследование. В учреждении находился медицинский работник, следящий за здоровьем детей. Детский сад классически подразделялся на семь групп: три ясельные и четыре детсадовские.

Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Последние делились по возрастному принципу:

  • младшая 3–4 года;
  • средняя 4–5 лет;
  • старшая 5–6 лет;
  • подготовительная 6–7 лет.

Режим и учебная деятельность зависели от возраста. Министерством образования была разработана программа занятий:

  • музыка;
  • рисование;
  • лепка;
  • математика;
  • конструирование;
  • аппликация;
  • знакомство с окружающим миром;
  • физическая подготовка.

Особенностью работы детских садов было то, что все они существовали за счет государства. Мебель, игрушки, книги закупались и обновлялись регулярно. Родители лишь частично компенсировали оплату питания в зависимости от доходов семьи. Малообеспеченные и многодетные семьи освобождались от оплаты.

Необходимо соблюдать строгий режим

Еще с младенчества детей приучали есть по часам, спать по часам, гулять по часам. Между кормлениями не поощрялось давать лакомства: конфетами и пирожными угощали лишь в исключительных случаях. Медицинские работники контролировали молодых матерей, соблюдается ли режим дня ребенка, соответствует ли его прибавка в весе установленным нормам.

Режим питания строго соблюдался в детских дошкольных учреждениях, школах, пионерских лагерях. Вспомните фильм Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где медсестра каждую неделю проверяла вес пионеров, отдыхавших в лагере, а потом на счетной машинке выводила общий результат. Считалось, что чем больше поправляется ребенок, тем здоровее будет. Для школьников выпускались специальные бланки, где по часам и минутам предлагалось расписать свой режим дня.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий