Сегодня мы поговорим о важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.Что такое общая или крупная моторика?
Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки). Они также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).
Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день в школе. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с школьным распорядком (возможность удержаться несколько уроков сидя за партой, перемещаться по школе, носить тяжёлый школьный рюкзак).
Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.
Развиваем мелкую моторику
Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.
Массаж
Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:
- Разминание ладоней, кистей.
- Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
- Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.
Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.
Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.
Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:
- Прищепка
Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках. - Разминка с помощью Су-Джок
Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
Дети катают их по ладоням сверху вниз.
Пальчиковые игры
Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.
Ножки
Пальцы делают шагательные движения по столу
Очки
Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.
Идем за грибами
Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.
Стул и стол
Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.
Лодочка
Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).
Ножницы
Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.
Пальчиковые краски
Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.
Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.
Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.
Аппликация
Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.
Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.
В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).
Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.
Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.
Лепка
Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.
Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.
Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.
Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.
Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.
Занятия для развития
С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте . Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.
Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.
Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.
Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем , пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:
- лепки из соленого теста или специального песка;
- игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
- раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
- закручивания и откручивания крышечек;
- использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.
Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.
Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.
Более сложные занятия на моторику
- Спички, счетные палочки. Собираем, складываем в коробочку, стаканчик, строим домик из палочек. Усложненный вариант: ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (двумя указательными, двумя средними и т. д.).
- Пазлы и мозаика. Самые продвинутые игры-занятия на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственного мышления и речи. Сначала могут быть очень крупными, с малым количеством деталей (можно предлагать играть уже годовалому малышу). По мере взросления размер элементов уменьшается, а их количество растет.
Как видите, значительную часть перечисленных выше занятий довольно просто организовать, они не требуют больших материальных или временных затрат со стороны взрослого, а малышу приносят не только радость, но и несомненную пользу.
Нескучные упражнения для младенцев
Это моя игрушка!
Вариант занятия с ребёнком, который уже умеет хватать и держать предметы
Когда малыш лежит в кроватке, дайте ему в ручки мягкую погремушку и осторожно, слабо потяните её на себя. Пусть малыш попробует перетянуть игрушку к себе
Такое упражнение позволяет тренировать бицепсы, которые отвечают за сгибание рук в локте и повороты кистей.
Экспедиция за детскими сокровищами
Разложите по комнате или манежу любимые игрушки малыша и дайте ему свободу движений: пусть он сам пытается ползти к своим любимым зайчикам, кубикам и пирамидкам. Это разбудит у ребёнка интерес к самостоятельным движениям.
Разноцветные листочки
Упражнение подходит для крох, которые уже делают первые попытки по вставанию на ножки, держась за бортики кроватки. На стену, у которой стоит кроватка, приклейте несколько цветных стикеров — они должны быть недосягаемыми из положения сидя. Но малышу должно быть легко их доставать, поднимаясь на ножки. Карапузу наверняка понравится отрывать листочки со стены. Не оставляйте малыша со стикерами без присмотра.
Чистить вареное яичко
На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.
Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.
Ход игры: ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика.
«Весёлые шарики».
Цель: научить малыша различать цвета. Развить мелкую моторику пальцев.
Оборудование: обычные шарики, наполненные крахмалом, мукой, солью «экстра», пшеном.
Ход игры: ребенок щупает шары, тем самым развивая тактильно — кинестетическое ощущение.
«Сухой аквариум»
Цель: сформировать сенсорные способности. Развить мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.
Ход игры: дети должны найти среди крышек сухого бассейна запрятанную воспитателем игрушку.
«Фруктовые бусы»
Цель: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.
Оборудование: фруктовые бусы разных цветов и разноцветные нити.
Ход игры: дети нанизывают бусы на нить, тем самым изучая цвет и классификацию фруктов.
«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»
Цель: развивать мелкую моторику.
Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
«Игры с пластилином»
Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.
«Найди вторую половинку»— разрезные картинки.
Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.
«Шнуровки»— учить вкладывать шнурок в дырочку.
Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.
«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т. д.
«Игры с бусинками»
Оборудование: бусины, ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.
«Работа с мозаикой»
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.
«Игры-с-магнитами»
Игры с магнитами для детейвторого года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т. д.) или друг к другу.
«Игры с прищепками»
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка, цветочка, елочки и т. п., к веревке, к ткани и т. д.
«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.
«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы.
«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.
Выкладываем простые закономерности, длинные/короткие дорожки
С помощью таких простых материалов как кубики, мозаика (вот такого типа), счетные палочки можно решать первые логические задачи, а именно:
- Выкладывать длинные и короткие дорожки, сравнивать их, считать, сколько деталей в каждой из них.
- Выкладывать широкие и узкие дорожки, сравнивать их.
- Выкладывать дорожки заданных цветов. Эта задача становится гораздо интереснее с кубиками Никитина «Сложи узор» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Дело в том, что при игре с мозаикой или обычными кубиками ребенку достаточно просто выбрать красный или синий элемент из кучи. А если же он имеет дело с кубиками Никитина, у которых каждая грань окрашена в свой цвет, то ему нужно будет сначала найти соответствующую грань на кубике, а затем поставить кубик нужной стороной вверх. Вроде просто, да? Но двухлетнему малышу нужно будет немного поразмышлять:)
Выкладывать простые закономерности. Для начала попробуйте самое простое – чередование цветов 1 через 1. Вы начинаете – малыш продолжает. Если ребенку будет это интересно, переходите к закономерностям потруднее.
И никогда не забывайте, что любое занятие можно оживить, придумав простой сюжет. Например, в данном случае вы не просто строите с малышом закономерности, а выкладываете дорожку для игрушек, чтобы они могли попасть друг к другу в гости.
Сортируем крупу:
Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление. Но если честно, в отличие от Золушки, многим детям очень скучно отделять фасоль от гороха и раскладывать их по разным коробочкам. И тут на помощь мамам могут прийти сюжетные игры:
1. Накорми курочку, петушка, цыпленка (втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку):
2. Помоги зверям добраться до домиков – выложи дорожки «камешками». У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль), лисичке — камушки поменьше (горох), ну а белке – самые маленькие (гречка):
По такому же принципу можно играть в огород — помогать зайке высаживать семена на грядках (фасоль отдельно, гречку отдельно и т.п.).
Сортировка крупы в таких играх становится намного веселее, правда?
Рисование ватными палочками.
Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.
Многие дети двух лет любят брать кисточку и карандаш в руки вот так:
И всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно.
Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку если вы будете чаще рисовать ватными палочками, потому что ватную палочку дети обычно сразу берут в руки вот так (держат ее так как обычно взрослый держит ручку или карандаш):
Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику.
Что можно рисовать? Подключите фантазию!
Например, можно лечить кариес на зубах:
Смазывать ранки у слоненка зеленкой:
Можно украшать точками все что угодно (чашки, чайники, платье у куклы и т.п.):
Играем с пипеткой
Еще одна простая игрушка, которая всегда есть под рукой и которая способна надолго завладеть детским вниманием, — это пипетка. Если ваш малыш еще не знаком с этим приспособлением, то начать лучше с (можно купить в KoroBoom), и при этом просто переливать воду из одной посуды в другую
Ну а когда ребенок уже уловит последовательность действий (нажать – опустить пипетку в воду – разжать пальцы и т.д.), то можно уже и задачки посложнее предлагать. Например, разлить водичку по ячейкам при помощи маленькой пипетки.
В качестве ячеек идеально подходят детали лего. Водичку для этого развивающего занятия желательно подкрасить гуашью, так будет виднее, какие ячейки уже заполнены, а какие еще нет.
Для тех, кто уже совсем хорошо освоился, можно предложить продвинутый вариант – чередовать цвет водички при заполнении рядов ячеек.
Веселые упражнения для пальчиков
Пальчиковый театр (Ozon, My-shop, KoroBoom) сам по себе очень привлекает внимание детей, редкий ребенок не захочет примерить эти хорошенькие маленькие игрушки на свои пальчики. Между тем игра с такими пальчиковыми игрушками может быть очень полезной, ведь ее можно превратить в настоящую пальчиковую зарядку! Как это сделать? Для начала наденьте себе и ребенку по одной игрушке на указательные пальчики обеих рук (впоследствии можно будет подключать и другие пальцы)
Далее договоритесь с малышом, что сейчас зверушки будут делать зарядку, либо можно разыграть любой другой простой сюжет с включением следующих движений:
- Игрушки кланяются (пальчик сгибается в фаланге);
- Кружатся (пальчик поворачивается туда-сюда);
- Прыгают;
- Ходят;
- Спят;
- Обнимаются друг с другом;
- Встают на голову;
- Ползают;
- Катаются с импровизированной горки и т.д.
- Дети, как правило, выполняют движения обеими руками одновременно. Но, когда освоитесь, можно попробовать и усложненную версию – разные движения на разных руках. Например, зверушка на одной руке прыгает, а на другой – просто спит или смотрит на первого. Или совсем сложный вариант: один прыгает, другой кружится.
Для взрослого это все может и элементарно, а вот для ребенка 2-3 лет это задачка совершенно нового уровня, это же нужно понять, как вывернуть руку, чтобы зверушка на пальчике покланялась или прилегла Получается очень полезная работа для пальчиков в увлекательной игре.