Как разбудить ребёнка в садик
Новый режим дня в связи с началом посещения детского сада, требует большого внимания и понимания к малышу со стороны родителей.
Самой распространенной проблемой является нежелание ребенка вставать по утрам. Это рушит весь утренний график родителей, которые могут опоздать на работу, провоцирует ссоры в семье.
Разбудить ребенка утром обычно сложно, особенно зимой, когда по утрам темно, да и жалко будить сладко спящего малыша. А разбудив, часто сталкиваешься с капризами, упрямством и скандалами.
Стремитесь к тому, чтобы ребенок всегда засыпал в хорошем настроении, чтобы сон был спокойным. Плохо, если его наказали или отругали за какой-то проступок перед сном, и он переживает и не может уснуть. Еще хуже, если ребенок засыпает в слезах. Ребенок может видеть кошмарные сны, вздрагивать и вскрикивать. Такой сон совсем не приносит отдыха.
Родители обычно много внимания уделяют сну, но мало думают о том, что по-особому нужно не только укладывать ребенка, но и будить его.
И.П. Павлов представлял, что сон — это процесс торможения всего организма, тогда как бодрствование — активная часть жизни. Между этими двумя состояниями есть промежуточное, «просоночное», своеобразная инерция сна, когда мозгу требуется время, чтобы включиться в работу.
Будите малыша в садик заблаговренно, не в последний момент!
2) Создайте специальный ритуал для пробуждения. Это может быть: любимая музыка, аудиосказка, поглаживания (можно слегка пощекотать), ласковые слова, поцелуи, тихонько позовите малыша по имени. Спросите, как ребенку спалось и что снилось.
3) Приготовьте что-нибудь ароматное на завтрак, чтобы от запаха ребенок проснулся.
4) Некоторые родители ставят утром при пробуждении малыша какой-нибудь коротенький мультик, который малышу нравится, например «Свинка Пэппа» и «Лунтик». Это короткие, добрые мультильмы, которые помогают малышу проснуться и быть в хорошем настроении.
5) Можно помочь малышу сделать зарядку прямо в постели, поднимая и опуская его ручки и ножки, приговаривая, «Ручки просыпаются, раз-два, раз-два, ножки просыпаются, раз-два, раз-два».
7) Некоторых детей забавляет, когда вы набираете воздуха и выдыхаете с шумом им в животик. Получаются смешные звуки, а кроме того — щекотно. Но это подойдёт, если малыш уже более-менне проснулся.
— будить его резким командным голосом;— включать яркий свет;— использовать для пробуждения громкую музыку, будильник;
— будить в спешке и постоянно торопить ребенка.
Если с утра малыш в хорошем настроении, то и сборы в садик пройдут спокойно и без нервотрёпки.
И конечно, очень важно задолго до садика перевести малыша на садиковский режим дня, чтобы он ложился спать раньше и смог вставать ранним утром.
Больше о том, как подготовить заранее малыша к детскому саду, как правильно начинать приводить его в группу и как организовать новый распорядок жизни ребёнка вы узнаете на бесплатном вебинаре «Плюсы и минусы детского сада».
P.S. Получите БЕСПЛАТНО мою электронную книгу «КАК ВОСПИТАТЬ СЧАСТЛИВОГО РЕБЕНКА. 9 ПОДСКАЗОК РОДИТЕЛЯМ».
Вы узнаете ключики к взаимопониманию с вашим ребенком – с её страниц с вами будет говорить… ваш собственный сын или дочка!
Кликните, чтобы получить книгу
КОГДА…?
Сезон
Советует О. Жукова: «Как правило, детишек впервые отправляют в детский сад в начале нового учебного года, то есть в сентябре. И в этом есть сразу несколько плюсов.
Во-первых, даже если ребенок приходит в группу, состав которой в целом остался неизменным с прошлого года, проблема новичка, оказавшегося в уже сформировавшемся коллективе, оказывается не слишком острой. Ведь за лето малыши успели подзабыть друг друга, да и новеньких в сентябре всегда оказывается хотя бы несколько. Таким образом, всем приходится привыкать к садику и друг к другу заново, и новые дети не слишком выделяются в этом отношении среди всех остальных.
Во-вторых, летом почти все дети набираются здоровья. Ваш малыш проводил много времени на свежем воздухе, скорее всего, за городом, а может быть, купался в теплом море. Воздух, солнце, вода, физическая активность и витамины — все это, несомненно, укрепило его организм, повысило запас прочности перед предстоящим испытанием адаптацией
Если вы заранее решили закалять ребенка, то у вас была возможность начинать это важное дело именно тогда, когда полагается — то есть в начале лета, а не в ноябре
Наконец, в-третьих, в сентябре еще достаточно тепло, много овощей и фруктов. А время плохой погоды, мокрых ботинок и эпидемий гриппа и простуд еще не наступило. И это тоже обнадеживает: есть шанс, что малыш успеет приспособиться к новому образу жизни прежде, чем все вокруг начнут чихать и кашлять. Так что в интересах здоровья ребенка старайтесь планировать начало «садиковой» жизни именно на конец августа-сентябрь».
Возраст
Сейчас есть возможность отдать ребенка в садик даже в полуторагодовалом возрасте. Но если нет в этом острой необходимости, то с самостоятельностью лучше повременить. Оптимальный возраст для детского сада – 3 года. Попробуем разобраться, почему.
Желательно, чтобы ребенок более или менее умел разговаривать
Почему это важно? Краткого отчета воспитательницы в конце дня не всегда бывает достаточно. У малыша должна быть возможность делиться с вами радостями и тревогами, которые посетили его в ваше отсутствие
Психолог Е. Шерман советует: «Если ребенок еще маленький и не очень хорошо говорит, помогите ему высказать свои чувства, задавайте вопросы, на которые он сможет отвечать (словами или жестами) «да» или «нет».
В возрасте трех лет ребенку становится неполезно быть замкнутым в кругу семьи. Большое значение приобретает общение со сверстниками. Формируются навыки социализации.
Ребенок трех лет лучше владеет навыками самообслуживания, в частности, благодаря известному кризису этого возраста под названием «Я сам!». Хотя некоторые психологи не рекомендуют подвергать малыша воздействию сразу двух стрессовых ситуаций: возрастного кризиса и вливания в детсадовский коллектив. Психика его в этот период находится в крайней степени напряжения. Она становится ранимее, чем прежде, острее реагирует на различные обстоятельства окружающей среды. Поэтому, если есть возможность не устраивать трехлетке дополнительных испытаний, переждите этот кризис.
Главное, что никто не знает вашего малыша лучше вас. Если обстоятельства позволяют, руководствуйтесь своей интуицией.
Дневной сон – обязательное условие
Организм возрастом до 5 лет не приспособлен к тому, чтобы постоянно бодрствовать. С помощью дневного сна мозг сможет лучше усвоить то, что было принято в первой половине дня. После сна он намного лучше будет усваивать новую информацию. Чем ребенок старше, тем тяжелее его уложить днем.
Воспользуйтесь такими хитростями:
- Прогулки перед дневным сном на свежем воздухе (если, конечно, позволяет погода);
- Приглушите свет в комнате, задерните шторы, а также проветрите помещение;
- Мелкие повторяющиеся ритуалы (легкие поглаживания по спине, любимая игрушка, чтение книжки);
- Укладывайте малыша в одно и то же время. Перед этим старайтесь избегать активных игр, сильных эмоций, криков – ребенок должен быть в спокойном состоянии;
- Желательно, чтобы ребенок ложился в ту же кроватку, в какой спит и ночью.
Ошибка №1 — Исчезновение родителей
В детском садике есть все условия, чтобы малышу было уютно, весело и интересно. Здесь его окружают яркие цвета, разные игрушки, заботливые воспитатели и другие дети такого же возраста. Большинство малышей сразу же увлекаются игрой и забывают о родителях, с которыми они пришли. Взрослые этому только рады. Они видят, что у малыша все хорошо, поэтому потихоньку уходят, оставляя свое чадо воспитателям.
Ребенок беззаботно играет и резвится, зная, что рядом мама, которая всегда его защитит. Если же она незаметно уйдет, малыш, обнаружив ее отсутствие, забеспокоится. Представьте реакцию ребёнка, когда он, вспомнив о маме, вдруг начинает искать её и не находит: один, в незнакомом месте, вокруг чужие люди — для ребёнка это шок. Ведь потерять маму — это один из главных детских страхов.
Внезапное «исчезновение» мамы или папы часто приводит к тому, что малыш еще крепче к ним привязывается, причем и на физическом, и на психологическом уровнях. После пережитого стресса ребенку становится страшно отпустить родителей от себя хотя бы на одну минуту. В результате необходимость ходить в детский садик превращается в испытание для всей семьи. Малыш просто боится там оставаться. Ребенок не сможет там находиться один – будет плакать, бояться, постоянно проситься домой.
Избежать проблем с походами в детский сад не сложно — нужно только правильно прощаться с малышом каждое утро. Дети тонко чувствуют настроение своих родителей. Если его близкие люди будут спокойными, малышу тоже будет легче. По словам психологов, вначале отводить кроху в детский садик лучше бабушке, старшей сестре или брату. Иными словами, это должен быть тот человек, к которому малыш меньше привязан. В таком случае ребенок будет знать, что мама остается дома, ждет его, поэтому он сможет к ней вернуться.
Родители должны убедить малыша в том, что он остается в детском саду не навсегда, что его обязательно заберут оттуда и отведут домой. Прощаясь, скажите ребенку, что вы придете за ним, когда стрелки часов будут показывать определенное время. Будьте пунктуальны и не заставляйте малыша ждать. Если он будет оставаться в детском саду дольше остальных детей, наблюдая, как всех забирают домой, такая ситуация снова обернется для ребенка сильным стрессом. Поэтому приходите вовремя и не вынуждайте малыша думать, что вы его бросили.
Ты куда-то спешишь? Я – нет!
Проснуться с удовольствием можно лишь тогда, когда никуда не спешишь. Касается это особенно тех, кто не готов сразу вскакивать, а любит немножко понежиться в кровати. Для таких вариант: «Мы опаздываем!» совсем не подходит. Если хотите избавиться от ежедневных слёз по утрам и вечного: «Не хочу вставать!», придётся Вам перестроить свой режим и заводить будильник ещё минут на 10-15 раньше привычного. Зачем? А вот зачем!
Кто откажется от утренних обнимашек-целовашек, ещё валясь под тёплым одеялком? Продлите своё утро в постели, но уже в детской, пощебечите «ни о чём», постройте планы на день, в общем, вовлеките ребёнка в лёгкий разговор, чтобы он постепенно «включался», выходя из комфортного состояния неги в готовность обрадоваться новому дню.
А ещё можно устраивать потягушки и начинать зарядку прямо в постели. Это помогает проснуться быстрее.
Здесь важно правильно распланировать время, чтобы не бегать по квартире, мешая друг дружке, а без истерик и лишней суеты с дружелюбным настроем собраться с запасом времени
Да будет свет!
Говорят, для того, чтобы проснулся взрослый человек, достаточно включить свет. Не знаю, не экспериментировала на своих повзрослевших домочадцах, но почему-то не уверена, что мне за такой эксперимент скажут спасибо. Куда приятнее, когда просыпаешься медленно, а не вскакиваешь, не понимая, что происходит и куда бежим. Но это про взрослых. К детям это вообще неприменимо, не стоит испытывать неокрепшую детскую психику на прочность.
Если Вы намерены разбудить ребёнка и не поиметь с утра его истерику, «включать» доброе утро нужно постепенно. Сначала в ход пойдёт приглушённый свет от маленького светильника, потом можно подключить к пробуждению настольную лампу, а дальше уже и устроить хорошую освещённость, нажав на выключатель верхнего света.
Обычно к последнему подходу в детскую дети уже в стадии «поднять-подняли, а разбудить забыли», когда ещё не встали, но уже и не спят. Останется только слегка подтолкнуть: «Вставай, соня, нас ждут великие дела!».
А если ко всему этому процессу Вы подойдёте с маленькой долей творчества, добавив музыку из звуков утреннего пробуждения природы, то с большой долей вероятности при включенном верхнем свете под пение птиц, шум деревьев и морской прибой в детской постели Вы найдёте на капризулю, а улыбающегося новому дню малыша.
Кстати, среди полезных новомодных штучек сегодня – будильники, которые готовы Вас будить вполне ласкающими слух мелодиями, а не как в нашем детстве -звоном груды монет, падающих в медных таз.
Утром просыпаться пораньше
Если ребенок лег не поздно, то должен выспаться и проснуться без особых проблем
Важно, чтобы все было по графику. А он зависит от порядка, заведенного дома
Наблюдайте за ребенком: выясните, сколько часов дневного и ночного сна ему достаточно для того, чтобы быть бодрым и полным сил. Если вдруг будет нарушение распорядка (не успел поспать днем, были в гостях), нужно компенсировать этот сон ночным.
Что поможет ребенку легко проснутся:
- Плавное включение света – сначала неяркое освещение, а потом более яркое. Например, сначала включить настольную лампу, а уже ближе ко времени пробуждения, открыть шторы, включить свет.
- Помассажировать пальчики, погладить его по голове.
- Поцеловать, шепотом ласково спросить, как спалось, что ему снилось.
- Найдите интересный повод для того, чтобы побыстрее встать с кровати: ожидание приятных эмоций, вкусный завтрак, красивая одежда, отличная погода за окном.
- Негромко включите любимую веселую песенку (под которую можно сделать зарядку) или добрый мультфильм.
- Яркий желтый цвет также поспособствует пробуждению. Игрушка или яркая деталь в комнате отлично подойдут.
Используйте забавные стишки и побудки:
Почему ребенок не хочет вставать по утрам
Нарушенный распорядок дня (или полное его отсутствие)
Если ребенок поздно ложится, его организм не успевает за ночь отдохнуть. Поэтому утром ему тяжело подняться. Есть определенные нормы сна.
Малышу 2-3 лет нужно спать днем 2-2,5 часа, а ночью – 10-11. Ребенку до 7 лет дневной сон должен составлять 2 часа, а ночной – 10.
Психологические причины
Ребенок боится вставать, и подушка с одеялом– это своеобразная крепость. Для малыша предстоящий день (садик, указания и крики родителей) – это стресс, поэтому просыпается он не в настроении.
Если в доме холодно
Это особенно актуально осенью и зимой, поэтому в холодный сезон желательно утром включать камин, обогреватель, нагревать одежду на батарее – чтобы утренний подъем не был физически неприятным.
Утренние ритуалы
Чтобы облегчить такому ребенку-«совенку» переход от сна к бодрствованию, психологи рекомендуют вместе с ним придумать ритуал, облегчающий ранний подъем. Им может стать определенная последовательность приятных для малыша действий. Например, сначала включите на небольшую громкость музыку, которая нравится крохе, потом — приглушенный свет, затем нежно поцелуйте карапуза, произнесите ласковые слова, слегка помассируйте ему ручки и ножки. Когда «совенок» открыл глаза, укутайте его в халат, напоите теплым какао или компотом и неторопливо расскажите о планах на предстоящий день. Фантазия и игра воображения окажутся очень даже к месту. Таким образом, вы плавно и постепенно разбудите ребенка и настроите его на рабочий лад.
Ошибка №2 — «Длительное пребывание»
Распространенное заблуждение многих родителей — это убежденность в том, что малышу будет проще привыкнуть к детскому садику, если он сразу останется там надолго. Такое обращение с ребенком равносильно тому, чтобы бросить в воду человека, не умеющего плавать. Большинство психологов утверждают: малыш должен привыкать к детском саду постепенно.
Сначала просто приведите свое чадо в детский сад на площадку, где играют другие дети. Дайте ему познакомиться с новой обстановкой, воспитателями, увидеть других малышей, понять, как весело они проводят время. Если все прошло хорошо, попробуйте оставить малыша в группе на пару часов. Постепенно, каждый день, увеличивайте время пребывания ребенка в детском саду. Так адаптация к новым условиям пройдет мягко и плавно. В определенный момент ребенок привыкнет к детскому саду настолько, что сможет находиться там целый день без проблем.
Биологические часы
Биоритмы закладываются еще в то время, когда малыш находится в животе у мамы. В полной мере они проявляются к концу первого месяца жизни крохи и с этого времени определяют, когда карапузу удобно просыпаться, есть, играть, гулять и т. д. Таким образом, биологические часы являются не приобретенной привычкой человека, а его особенностью, закрепленной на генетическом уровне. В соответствии с биоритмами детей, как и взрослых, можно разделить на «сов», «голубей» и «жаворонков». «Жаворонки» рано ложатся спать и рано просыпаются, «совы» частенько заигрываются вечером допоздна, их трудно уложить вовремя в кровать, утром они просыпаются медленно и с трудом. «Голуби» легко приспосабливаются к усредненному режиму дня. Проблемы с утренним подъемом возникают именно у «сов».
Утренний подъем ребенка
Правильно разбудить ребенка ничуть не менее важно, чем его уложить спать. Со слов И.П.Павлова, сон является процессом торможения всех систем тела, а бодрствование – активным периодом жизни
Переход от одного состояния к другому происходит со временем, которое нужно мозгу на включение в рабочий режим.
Будить ребенка нужно спокойно, мягко, без лишней спешки. Для пробуждения используйте особый ритуал. Прекрасно подойдут объятия, поцелуи, легкая щекотка, прослушивание любимых песен. Поговорите о сновидениях, пообещайте вкусный завтрак. После всего этого у малыша появится рефлекс хорошего утреннего подъема.
Бодрость и заряд энергии на весь день принесет утренняя гимнастика не вставая с постели. Попробуйте вместе надувать живот на вдохе и втягивать на выдохе, можно в виде игры. Очень полезно по утрам делать растяжки, например, вытягивать руки вверх, а ноги вниз. После таких занятий ребенку необходим отдых в несколько минут и только потом подъем.
Проснуться быстрее и легче детскому организму поможет легкий массаж, особенно стоп и мочек ушей.
Вставать необходимо заранее, чтобы не спеша собраться и избежать лишнего стресса.
Существует три вида биологических ритмов организма:
- «Жаворонкам» свойственно вставать с постели на рассвете и уходят спать очень рано.
- «Совы » просыпаются ближе к обеду, спать ложатся ближе к полуночи.
- «Голуби» нет проблем, подстраиваются под любой распорядок дня.
Необходимо учитывать биологические ритмы при составлении детского режима.
Чего не нужно делать во время утреннего подъема?
Не стоит поднимать ребенка с постели резко и громко, чтобы не напугать его. Использование яркого света, будильника или громкой музыки тоже могут травмировать детскую психику. Не нужно постоянно подгонять ребенка, спешить.
Стоит ли водить малыша в ДОУ, если он плачет?
Лучше отказаться от посещения сада, если:
- Посещение садика не нужно никому из членов семьи, и при этом у мамы есть возможность оставаться с малышом дома.
- Трудная адаптация приводит к тяжелым психологическим проблемам у ребенка.
- Если ребенок еще привязан к материнской груди, это станет огромной проблемой при адаптации, т.к. разлучаться придется не только с мамой, но и с теми благами, которые малыш получает от маминой груди, которая к садиковскому возрасту воспринимается уже больше как источник успокоения.
- Если недавно в жизни ребенка произошли другие кардинальные изменения. Например, переезд или рождение братика/сестренки. Не успеет малыш адаптироваться к одной ситуации, как ему предложат новую.
Какие могут быть последствия?
В корне не правы те, кто считает, что слезы ребенка из-за детского сада – это просто капризы, и ничего плохого с малышом не случится, даже если он будет каждый день на протяжении нескольких часов плакать, пока его не заберут домой.
Такое длительное напряжение нервной системы способно привести к различным неврозам.
Они проявляются такими состояниями, как энурез, хождение во сне, обгрызание ногтей, тики, заикания.
Отдельная тема – психосоматические заболевания, которые выливаются, к примеру, в бесконечный кашель или насморк у детей. Родители водят чадо по педиатрам, аллергологам, иммунологам и т.д. и даже не догадываются, что проблема имеет психосоматическую подоплеку.
Для одних садик – это возможность социализироваться, научиться самостоятельности. Для других – источник стресса и психологических травм. Правы и те, и другие, т.к. все индивидуально.
Здравствуй, детский сад! Первые дни ребенка в детском саду
Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.
На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля — август или в самом начале учебного года), наихудший — конец осени, зима, начало весны — на этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Муниципальные садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе с другими детьми.
Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже «регрессировать» — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.
В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова «впал в детство», стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.
Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.
Общие советы и рекомендации
Все вышеперечисленное непременно должно помочь вам и вашему малышу. Однако имеется еще несколько общих советов, о которых тоже нужно знать и помнить.
- если крохе нравится его сад, но вам нужно переехать, постарайтесь не менять садик, лучше затратить больше времени на дорогу до сада, нежели вновь проходить адаптацию к группе и воспитателю;
- не ругайте малыша во время его истерик, это лишь усугубит ситуацию;
- не ссорьтесь при малыше, даже развод родителей не должен пагубно отразиться на его психике.
Учитывая всю изложенную информацию, вы наверняка сможете понять, почему малыш не хочет идти в садик. Первое, что нужно сделать – это сопоставить все факты и сделать правильные выводы. Если вам не под силу сделать это самостоятельно, или вы не понимаете, в чем кроется истинная причина, то лучше сразу ведите ребенка к психологу. Всего несколько индивидуальных занятий и вы не узнаете своего малыша. Возможно, и сами посмотрите на мир другими глазами.
https://www.youtube.com/watch?v=b40Yfbk-dIE