Снижение успеваемости
О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.
Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей.«Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.
8. Быстрая утомляемость
, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.
Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.
Лечение
Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение.
Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели.
Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.
Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма
Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком
Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
- гештальт-терапия;
- гипноз;
- БОС–терапия;
- групповые или семейные сеансы;
- игровая терапия.
Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:
- не каждому ребенку суждено стать отличником
- не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
- если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать.
С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.
Что делать, если ребёнок дерётся
Что делать, если ребёнок дерётся?
Если вы заметили, что ребёнок очень сильно дерётся, нужно срочно предпринимать меры, чтобы отучить его от «вредной привычки». При этом нужно учитывать его индивидуальные и возрастные особенности, каждая из которых потребует особого подхода. Но самое главное — постараться устранить первопричину такого поведения.
Заняться воспитанием
- Хотите отучить ребёнка драться? Как только он снова начинает махаться, не бойтесь показывать ему своё недовольство, но при этом умейте контролировать свои эмоции. Нужно снять его с рук, увести домой с улицы, прекратить игру.
- Не нужно читать маленькому ребёнку долгие и нудные лекции о том, что драться — плохо. Достаточно сказать ему об этом в 2-3 предложениях, коротко и ясно, чтобы он вас понял.
- Дома нельзя устраивать скандалы с кем бы то ни было из домашних.
- Постарайтесь объективно взглянуть на свои отношения с ребёнком. Перестаньте постоянно опекать его. Или наоборот: ежедневно показывайте ему, как сильно вы его любите и как много он для вас значит.
- В последнем, кстати, нуждаются все дети. Помните: если ребёнок вырос в заботливой, дружной семье, он никогда не будет драчуном.
Проводить с ним больше времени
- Постарайтесь больше времени проводить с ребёнком.
- Чаще берите его с собой в поездки.
- Ходите в кино.
- Дома вместе смотрите мультфильмы, заранее подбирая их сюжет. Главные герои должны помогать друг другу, делать что-то вместе, приходить к выводу, что ссориться и драться нельзя: гораздо лучше жить в мире и согласии.
- Гуляйте вместе.
- Посещайте зоопарки. Как утверждают психологи, наблюдение за животными рождает чувства умиления и сострадания.
- Среди компьютерных игр, в которые играет ребёнок, не должно быть тех, в которых много крови и стрелялок. Они должны быть развивающими, добрыми, снимать напряжение, способствовать сплочённости. С их помощью он должен понять, что решать проблемы нужно не кулаками, потому что есть много других способов. Поиграйте в такие игры на двоих вместе.
Попросите помощь у профессионала
- Попробуйте решить проблему с воспитателями. Спросите их профессионального мнения, что делать, если ребёнок дерётся в садике. Они расскажут о его поведении вне дома — это позволит понять, что с ним происходит и как ему помочь.
- Не стесняйтесь записаться на приём к детскому психологу: чем раньше начнёте действовать, тем быстрее трудность будет преодолена.
Так что прежде всего постарайтесь понять, почему ребёнок дерётся, чтобы научить его контролировать собственные эмоции. Ведь именно родители должны показать ему, что агрессию нужно подавлять, что всегда есть культурные и цивилизованные способы разрешения конфликтных ситуаций. Имейте в виду: если маленький человечек сжал кулачок — несмотря на свой возраст, он уже способен на сильные эмоции и чувства, которые вы должны направить в нужное русло.
Каковы же симптомы детского стресса?
Нужно сказать, что часто дети переживают события не так, как взрослые, например, ребенок, у которого умер дедушка, может активно играть и веселиться, а не плакать и грустить, но при этом симптомы стресса проявиться могут, например, в психосоматическом заболевании или ночном энурезе. Родители не всегда могут оценить «логику» такого поведения ребенка, поскольку воспринимают реальность с точки зрения взрослого.
Итак, признаки стресса у ребенка:
Навязчивые действия: кручение предметов, грызение ногтей, выдергивание волос и другие.
Нервные тики: пожимание плечами, потряхивание головой, моргание глазами, покашливание и другие.
Ночной и дневной энурез, энкопрез, психологический запор (недержание мочи и кала).
Возникновение заикания.
Психосоматические боли и заболевания на фоне стресса (боли в животе, боль в голове, частые болезни в период контрольных, экзаменов, адаптации в школе и садике и т.д.).
Апатия, хронически плохое настроение или наоборот раннее нехарактерная для ребенка неугомонность.
Появление различных страхов — объективных и необоснованных.
Ложь, которую нужно отличать от яркой фантазии, свойственной впечатлительным детям.
Детская агрессия, которая может быть направлена как на других людей или предметы, так и на себя.
Замкнутость, погружение в мир фантазий, нежелание контактировать с другими.
Повышенная раздражительность, тревожность, утомляемость, рассеянное внимание, плохой сон с ночными кошмарами, возврат привычек более раннего возраста (энурез, сосание пальца и т.п.)
Также стресс может сопровождаться и физиологическими симптомами — мышечное напряжение в шейно-воротниковой области, сухость во рту, изменение пищевых привычек (чрезмерный или пропавший аппетит), незначительное повышение температуры тела.
При появлении признаков стресса у ребенка важно вовремя выяснить причину и устранить ее, помочь ребенку справиться с травмой и нагрузкой на психику, а также скорректировать тип воспитания или детско-родительские отношения, если данные факторы привели к возникновению психоэмоциональных трудностей. Детские психологи в нашем центре используют проективные и игровые методики: сказкотерапию, песочную терапию, арт-терапию
Данные методы позволяют как провести эффективную психодиагностику, так и нейтрализовать последствия негативных событий для психики ребенка. Также специалист обязательно работает с родителями, чтобы помочь им создать благоприятную обстановку в семье и улучшить коммуникацию с ребенком, скорректировать воспитательный подход.
Если вы подозреваете, что у ребенка стресс, запишитесь на консультацию в наш центр: (812) 642-47-02. Квалифицированные психологи вам обязательно помогут!
Признаки стресса у детей
У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным
И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:
Стресс в возрасте до 2 лет:
- Малыш раздражителен.
- Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
- Наблюдается ухудшение сна.
Стресс у дошкольников:
- Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
- Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
- Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
- Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
- Возникают или усиливаются дефекты речи.
Стресс у младшеклассников:
Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
Появляются или усиливаются ночные кошмары.
Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно
На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
Родители замечают частые попытки обмануть их.
Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.
Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса. С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным
Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».
Острый и хронический стрессы у ребенка
Врачи отмечают, что существует несколько стадий посттравматического синдрома – острый и хронический. Острая стадия наступает в момент проживания стресса и длительность ее индивидуальна. В начале этого этапа ребенок проживает психическое напряжение и страх. Рядом могут быть другие люди, но субьективно человек остается один на один со страхом, злостью, отчаянием, беспомощностью. По окончанию приходит облегчение, происходит улучшение настроения, но вскоре временная эйфория трансформируется в вялость, усталось и заторможенность. В этот момент ребенку нужно помочь пережить негативные эмоции и почувствовать поддержку. Однако часто взрослые сами парализованы стрессом, и ребенку приходится справляться одному. Человек, не получивший поддержки во время острого стресса, переходит к стадии хронического стресса. Эта стадия предполагает длительную адаптацию после пережитого стресса, и если на этом этапе человеку не будет оказана адекватная помощь, то есть риск формирования посттравматического стрессового расстройства. Это влияет на развитие личности и физическое состояние человека. Для этапа хронического стресса характерны неожиданные поведенческие реакции, резкое изменение привычек и ритма жизни, нарушение концентрации внимания и сна, пищевого поведения, обострение соматических болезней, эмоциональные вспышки, перепады настроения и другие психологические симптомы.
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: обсессии
Обсессии (навязчивости) – мысли, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, действия, которые возникают вопреки желанию и воли человека, отличающиеся выраженным упорством. Человек понимает и осознает всю абсурдность, нелепость и чужеродность навязчивостей, но никак не может с ними справиться. Различают несколько видов обсессий:
1.Навязчивый счет – навязчивая потребность в подсчете различных предметов. Например, количество пройденных шагов, увиденных домов, ступеней, деревьев, прохожих, количество автомобилей одинакового цвета или одинаковых марок.
2.Навязчивые мысли (по-другому «умственная жвачка», «пережевывание мыслей», бесплодное мудрствование) – навязчивое стремление обдумывать бессмысленные вопросы, которые порой не имеют решения («Почему светит солнце? Почему зима названа зимой, а не весной? Почему собака лает? Почему снег белый?) или же постоянное «кручение» в голове одной и той же мысли, подчас негативной, с невозможностью избавится от нее.
3.Навязчивые сомнения – сомнения, которые проявляются в отсутствии уверенности в правильности или завершенности своих настоящих или прошлых поступков. Например, пациент по нескольку раз проверяет выключен ли свет в комнате, заперта ли дверь, правильно ли написано сообщение и т.д.
4.Навязчивые воспоминания – воспоминания, мучительно возникающие в сознании пациента, как правило, о каком-то неприятном или порочащем его событии и сопровождающиеся тягостным чувством стыда и раскаяния.
5.Навязчивые страхи – мучительное переживание страха, вызванного самыми различными предметами: страх загрязнения (мизофобия), боязнь кем-либо заболеть (нозофобия), страх за жизнь и здоровье родителей, за собственную жизнь (например, страх подавиться во время прима пищи, страх встретиться с героями фильмов ужасов и компьютерных игр).
6.Навязчивые влечения – навязчивое стремление совершить какой-либо бессмысленный, опасный или недостойный поступок. Например, желание выкрикивать непристойные слова, ударить или плюнуть в прохожего, навязчивое стремление совершить убийство или самоубийство (при этом действия никогда не совершаются).
В большинстве случаев, навязчивости сопровождаются тревогой и сниженным фоном настроения и для того, чтобы как-то предотвратить развитие объективно маловероятных событий, пациенты прибегают к компульсиям.
Фобии и стресс у детей причины
фобии и стресс у детей причины
- Родительское воспитание. Жестокость в семье или напротив, гиперопека могут привести к развитию фобий. К примеру, если мама или папа остро реагируют на плохую оценку ребенка в школе, может развиться фобия, связанная с посещением школы или ответом у доски.
- Кинофильмы, телевизионные передачи, изобилующие жестокостью, кровавыми сценами или фильмы ужасов. Немалую роль в развитии фобий и стрессов у детей играют «ужастики» и реалистичные передачи с демонстрацией насилия.
- Однократный и сильный испуг. К примеру, ребенка могла напугать большая лающая собака, после чего собаки стойко ассоциируются с опасностью, тревогой, ребенок начинает избегать встреч с собаками, обходить их стороной.
- Психические заболевания или расстройства. Фобии могут развиться, например, на фоне тревожного состояния.
- Непроработанные детские страхи. В норме любые страхи, возникшие в детстве, с взрослением ребенка должны проходить. Если этого не происходит, если в сознании ребенка страхи остаются необработанными, возникают фобии.
Как выявить ЗПРР ?
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.
Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).
В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.
ЗПР и ЗРР — в чем разница?
Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.
Истерический невроз у ребенка: общая характеристика
Истерический невроз по-другому называется еще детской истерикой. Это состояние характеризуется сильным нервным возбуждением и сопровождается неадекватным поведением ребенка с практически полной потерей самообладания. Чаще дети начинают истерить, когда хотят получить желаемое.
Многие родители знают, что остановить детскую истерику можно только одним действенным способом: игнорировать ребенка, пока он не успокоится. Однако нельзя слишком буквально воспринимать этот совет. Игнорирование эффективно только в разгар припадка. Когда ребенок успокоится, родители должны пользоваться специальными приемами и техниками, снижающими вероятность повторения детской истерики.
Однако, истерический невроз может стать следствием заболеваний нервной системы и наличия психических травм
В таком случае приступы нельзя игнорировать, важно обратиться за помощью к неврологу и психотерапевту
Избавление от расстройства
Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.
Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:
- психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
- физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
- психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.
Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:
- если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
- наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
- ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
- отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.
Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.
Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза
Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
- Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
- Нарастание внутреннего конфликта.
- Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
- Стрессовые ощущения.
- Нервно-психическое напряжение.
- Истощение психофизиологических ресурсов.
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Автор статьи
Файнштейн Татьяна Александровна
Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.
Врачебный стаж: 12 лет
Записаться на прием