Пустые похвалы
Как часто мы говорим своему малышу: «Моя умничка», «Мой золотой». Эти фразы настолько прочно вошли в наш обиход, что мы даже не контролируем их произнесение. А что они значат для ребёнка?
Детей обязательно нужно хвалить, но не захваливать. Похвала должна быть конкретной: в нужный момент за конкретные действия. В противном случае ребенок перестает её воспринимать и не реагирует даже тогда, когда ей, действительно, есть место.
Совет: Всегда мотивируйте похвалу:
— Какой же ты красавчик, ты сам быстро и правильно оделся на прогулку.
— Ты умничка, сама вспомнила про волшебные слова и вовремя их сказала.
Являются ли ваши методы воспитания правильными? Разберем самые частые ошибки родителей. |
5. Упреки
Родителям свойственно время от времени упрекать своих детей. Мы иногда реагируем обидой на детские капризы и позволяем себе упрекать детей: «У тебя пока своего ничего нет», «Мы с отцом для тебя сутками работаем», «Я из-за тебя образования не получила».
И вот ребенок уже считает себя виноватым. Чувство вины, которое родители поселяют в душе ребенка, еще никому не помогало стать успешным и счастливым.
Совет: Замените упрек просьбой:
— Сложи аккуратно свои вещи, у нас с папой нет возможности в ближайшее время купить новые.
— У тебя, конечно, есть собственное мнение, только постарайся учесть и наш жизненный опыт.
6. Фразы о беспомощности ребенка
Наблюдать, как ребенок долго завязывает шнурки, неправильно протирает пыль или криво режет колбасу, не очень приятно. Поэтому родители позволяют себе сказать: «Дай я сам сделаю, у тебя все равно ничего не получится».
И мы оказываем своим детям медвежью услугу, делая что-то за них. Чего мы этим добьемся? Во-первых, того, что ребенок сам так ничему не научится. Во-вторых, у него появится уверенность в своей неполноценности и никчемности. В третьих, мы «обрубаем» желание что-то делать. Зачем что-то делать, если родители все сделают за него, причем гораздо лучше, чем он сам.
Совет: Фразы о беспомощности детей замените уверенностью в них:
— Я верю, что ты научишься завязывать шнурки, сейчас нужно очень быстро это сделать, давай я помогу, а вечером вместе потренируемся.
— Я знаю, что ты справишься, просто стоит попробовать ещё раз.
— Я понимаю, что ты расстроился из-за того, что не получилось… Я могу показать, как можно сделать иначе, а ты сможешь повторить.
7. Неуважение к детским переживаниям
Каждый ребенок попадал в ситуации переживаний: ссора с другом, потеря любимой вещи, не получился рисунок, не взяли солистом. На фоне взрослых проблем детские волнения кажутся глупыми и пустыми.
Именно поэтому, чтобы успокоить ребенка, мы подбираем пустые фразы: «Не расстраивайся из-за ерунды», «Ничего страшного не произошло», «Мне бы твои проблемы». Отмахиваясь от малыша, мы должны понимать, что теряем его доверие и веру в себя. Ведь его переживания для взрослых не важны. В следующий раз он просто не расскажет нам о своих проблемах.
Совет: Разделите с малышом переживания и предложите варианты развития событий:
— Я понимаю, что ты очень сильно расстроился из-за ссоры, но думаю, что вы помиритесь, потому что вы – друзья.
— Ты переживаешь из-за плохого рисунка, но можно нарисовать новый.
— Я вижу, что ты очень расстроен, что не получилось прибежать первым. Давай потренируемся и я уверена, у тебя получится бегать быстрее.
Понаблюдайте за своим общением с ребенком. Сколько бесполезных фраз вы сказали ему за день? Стоит ли удивляться, что дети не слышат своих родителей, если мы сами не несем им никакой информации.
Как восстановить доверие ребёнка?
Чтобы ребёнок слушался или, по крайней мере, адекватно относился к требованиям взрослых, нужно восстановить максимально доверительные детско-родительские отношения и наладить эмоциональную связь.
Способы установить доверительные отношения:
Ребёнку важно понимать, что можно рассказать родителям о тревожащей его ситуации. Также маленькому человечку необходимо знать, что он может задавать вопросы взрослым, не боясь, что те рассердятся
Одновременно и родители должны без стеснения спрашивать, уточнять, рассказывая о нескольких способах решения проблемы.
Если вам нужно сообщить какую-то важную новость или попросить о чём-нибудь срочном, лучше не кричать, а подойти, приобнять – то есть создать физический контакт. Подобное действие покажет вашу высокую заинтересованность в этой ситуации, и у ребёнка будет меньше оснований отказать вам.
При общении нужно поддерживать зрительный контакт, однако взгляд должен быть мягким. Если родитель смотрит рассерженно, то ребёнок подсознательно ощущает угрозу, желание надавить на него, поэтому каждое обращение воспринимает как приказ.
Воспитание подразумевает не только требования, но и благодарности. Похвала, слова одобрения – лучший стимул для детей, ведь они их слышат от родителей. Кстати, материальное поощрение не так ценно для ребёнка, как искренняя мамина или папина благодарность.
Не следует забывать, что вы родитель, то есть старше и опытнее своего чада. Чрезмерно приятельские отношения нередко приводят к тому, что ребёнок перестаёт воспринимать вас в качестве защитника, главного человека в семье. То есть нужно проявлять большую гибкость.
Важно научиться правильно реагировать на любую проблему, рассматривать её со всех сторон, в том числе и с позиции ребёнка. В этом случае доверие обязательно вернётся, а, значит, и детям уже не нужно будет противостоять своим родителям.
Кризис или очередной переходной возраст
Все вышеуказанные советы действуют в обычной повседневной жизни, но у людей в разном возрасте случаются кризисы, когда им очень сложно, они требуют помощи. Чаще всего кризисы случаются именно в детстве. Существует кризис в возрасте 6 лет, когда ребенок категорически не слушается. Это не значит, что все дети проходят через этот кризис. Порой он может занять всего несколько дней, порой затянуться на месяцы. Чем правильнее отношение родителей к бунтарству чада, тем быстрее удастся пережить кризис. Необходимо научиться переживать кризисы и выходить из них именно в таком раннем возрасте ребенка, потому что в подростковый период это будет намного сложнее сделать. Дети развиваются не постепенно, а скачками. Ему самому сложно перестроиться из вчерашнего малыша, в сегодняшнего повзрослевшего всезнайку.
Проявления кризиса 6-ти лет
Задача родителей в некоторых вопросах поддерживать отрицания ребенка, искать альтернативу, если согласиться по каким-то причинам невозможно, но не потакать каждому детскому “восстанию”. Если ребенку предоставить полную самостоятельность, как он этого требует, то есть дать ему допуск к холодильнику, не стирать его одежду, не убирать за ним в комнате, не покупать ему сладостей, дать ему возможность окунуться во взрослую бытовую жизнь, то ему это быстро надоест и все вернется на свои места. Ваш сын или дочь не умеют читать мысли, поэтому им надо озвучивать то, что вы их слышите, но не можете сделать так, как они хотят по причинам таким и таким.
Причины кризиса у детей 6 лет
Этот возраст в жизни ребенка связан с окончанием садика и поступлением в школу. Вот и молочные зубы заменяются на постоянные. Этот период для детей является сложным. Появляются новые ценности, навыки, окружающий мир сильно меняется.
Ребенок не слушается в 7 лет
Жалобы на то, что ребенок 7 лет не слушается, довольно распространены, так как именно в этот период дети проходят свой третий по счету возрастной кризис, который относят к началу социализации в обществе сверстников. В 7 лет дети формируют свое социальное «я», психика и организм проходят через множество изменений. Ребенок в этот период может отличаться особенным непослушанием и агрессией, поэтому без советов психологов порой не обойтись.
Родителю стоит забеспокоиться, если ребенок чересчур часто:
- гримасничает и передразнивает;
- манерничает и излишне подражает взрослым;
- игнорирует просьбы и указания;
- без причины начинает злиться, психовать и устраивать истерики;
- до последнего отстаивает свою правоту, даже если не прав.
Если ребенок не слушается, родитель должен позаботиться о том, чтобы наладить связь. Не ругаться и не кричать, вызывая ответную агрессию, а договариваться и убеждать логическими доводами.
Что делать, если дети в 7 лет не слушаются?
- Поощряйте самостоятельность. 7 лет – тот возраст, когда родитель должен относиться к ребенку как к полноценному члену семьи. Пусть у него появятся обязанности по дому, за которые отвечает только он и никто больше. Так ребенок поймет, что вы относитесь к нему серьезно.
- Проявите понимание. У ребенка, как и у любого взрослого человека, меняется настроение, случаются эмоциональные подъемы и спады, неудачные дни. Если ребенок не слушается, возможно, у него выдался тяжелый день в школе, может быть, кто-то обидел или обозвал. Сыну иди дочке нужна ваша поддержка, а не нотации или указания, что нужно сделать.
- Договаривайтесь. В 7 лет дети уже достаточно развиты, чтобы осознавать ценность слов, поэтому не кричите, а приводите доводы, разговаривайте, убеждайте. Если даете обещания, обязательно выполняйте их, прививая ребенку мысли о том, что нужно всегда держать слово и выполнять обещания.
- Иногда нужно надавить. Родитель должен понимать, что в 7 лет ребенок еще не осознает полноценно моральные нормы поведения. Так, если мальчик ударил девочку или пытается фамильярничать со взрослыми, это может быть банальное непонимание, а не непослушание. Если объяснить ребенку, почему совершать подобные поступки плохо, не получается, надавите родительским авторитетом. Главное – уверенный, спокойный тон, который убедит ребенка послушаться.
- Откажитесь от наказаний. Ученые доказали, что ни физические наказания, ни психологическое давление, не несут педагогической ценности. Ребенок просто не воспринимает такие методы воздействия, так как взрослый по умолчанию сильнее и имеет большее влияние. Если ребенок не слушается, не нужно бить его или оскорблять. В противном случае, из него может вырасти человек, признающий лишь превосходство силы.
Таким образом, главный ключ к гармонии в семье и послушным детям – доверие, взаимовыручка и понимание между родителем и ребенком. От вас, как от родителя, потребуется недюжинное терпение, уверенность в своих силах и авторитете, однако результат вас приятно удивит, а ребенок, в конце концов, останется благодарен.
Причины детских капризов и реакция на них со стороны взрослых
Многие родители должны знать, что на протяжении дошкольного детства ребенок переживает кризисные периоды, каждый из которых имеет свои характерные особенности – это возраст 1 года, 3 лет, 5 лет и 7 лет. В эти периоды дети особенно ранимы, капризны и, по мнению родителей – непослушны.
Детское упрямство начинается с полутора лет
При проявлении ребенком негативных реакций родители должны постараться определить истинную причину их возникновения. Возможно малыш:
- плохо себя чувствует;
- нуждается в приеме пищи или сне;
- манипулирует родителями;
- капризничает с целью привлечения к себе внимания;
- оказался в незнакомой обстановке;
- испытывает страх перед, чем либо;
Этот список может быть еще продолжен, но мы перечислили основные причины детских капризов, приводящих к непослушанию. инфо
Детский негативизм – проявление осознания себя как личности
Взрослые должны помнить что, несмотря на то, что ребенок является частичкой своих родителей, он все же личность и имеет право на свои взгляды и желания. Родители должны научиться уважать мнение ребенка, и считаться с ним.
Совет психолога – не надо сразу вешать на малыша ярлык “плохого” ребенка
Мама, поиграй со мной…
Бывает так, что малыш не слушается потому, что ему не хватает родительской любви, заботы и внимания. Ребенок не терпит безразличия к себе, ему проще перенести наказание и неодобрение родителей, нежели чувствовать равнодушие с их стороны. Другими словами, если ребенку не хватает родительской любви, он будет компенсировать это непослушанием!
Постоянно отвлекая вас, он как бы «выклянчивает» у вас внимание к себе. Происходит это от того, что ребенок чувствует недостаток
- родительской заботы,
- внимания,
- ласки.
А «негативное» внимание получить гораздо проще, чем похвалу. К примеру, ребенок помогает маме вытирать пыль
Мама, воспринимая это как детскую игру, может и не заметить этот момент или воспринять его как должное, а, главное, не похвалить. Но если ребенок проливает компот на новый ковер, это не останется без внимания. И тут малыш понимает, как заполучить внимание к себе со стороны родителей. Конечно, это не очень приятно, но все же, внимание получено и цель достигнута!
Способ, который поможет найти выход из этой ситуации довольно простой, – нужно
- проводить больше времени с детьми,
- компенсировать недостаток внимания и заботы похвалой, интересом к жизни ребенка, совместной игрой, занимательными беседами.
Границы и правила – зачем они нужны
Прежде всего определим, что такое детское непослушание. Это – невыполнение ребенком требований и просьб взрослых членов семьи, и важнейшим аспектом в этом случае выступает система правил.
К нам обратилась мама 4-летнего Сережи. Первым запросом, который прозвучал для специалиста, был «Научите его слушаться, он не делает того, что я ему говорю!». В ходе дальнейшей работы мы выяснили, что именно он не хочет выполнять и как реагирует на просьбы и замечания взрослых. Оказалось, что мама предлагала ему чистить зубы не каждое утро, а только в выходные дни, когда они вместе отправлялись умываться по утрам, а пресечь длительный просмотр мультфильмов пыталась лишь во время визитов бабушки в гости. Отсутствие четкого свода правил вызывало протест малыша. «Почему я всегда могу смотреть телевизор, а сегодня мне запрещают сидеть за ним весь вечер?», — примерно такими могли быть мысли Сережи. Разумеется, запрет вызывает бурную реакцию.
Чтобы выполнять требования взрослых, ребенку необходим некий свод правил, которые регламентируют его деятельность. И правила, как это ни странно, должны соблюдаться в первую очередь взрослыми.
Молитвы от непослушания
В семьях верующих людей отношения должны строиться на послушании детей, на почитании родителей, но не всегда все складывается идеально, и тогда отчаявшиеся родители обращаются к Высшим Силам за помощью.
Нижеприведенная молитва помогает, если ребенок отбился от рук, хамит, перечит, убегает из дому, отказывается посещать школу. Желательно произносить молитву над церковной водой, а эту воду затем использовать для приготовления пищи для ребенка. Также заговоренной водой можно оросить одежду и кровать чада.
Текст молитвы на послушание:
Молитва помогает сделать послушным и мальчика, и девочку.
Как восстановить контакт с ребенком
Связь с малышом есть у каждого родителя от природы. Но эта связь может и разрушиться. Причем не всегда это является результатом крупного конфликта. Потерять контакт вполне можно и в результате дежурных ссор. Часто контакт начинает теряться с «первоклашками». Если ребенок 7 лет не слушается, что делать?
https://youtube.com/watch?v=9ioK1nGxxKk%3F
Попытаемся дать несколько советов по восстановлению контакта и доверия:
Обратите внимание, почему теряется контакт. Это может быть что-то совсем незаметное.
Не спешите показывать свою обиду и высказывать претензию
Подумайте, что именно вас раздражает в ситуации.
Говорите с ребенком. Слушайте его, а не только читайте нотации. Пусть ваше чадо предложит свой путь решения конфликта. Это может быть очень полезно не только для восстановления связи, но и для развития личности маленького человека.
После завершения конфликта и окончания бури эмоций, проведите время вместе, почитайте, погуляйте.
Следите за выполнение достигнутых соглашений. Это формирует уважение к вашим словам и повышение родительского авторитета.
Воспитание детей нельзя описать в одной статье. Помните, самый главный принцип: любите свое дитя и уважайте его – и вы поймете, как научить ребенка слушаться родителей.
Как добиться послушания от ребенка?
На самом деле вопрос состоит не в том, как заставить ребенка слушаться, а скорее в том, как наладить с ним контакт, чтобы не было ссор, криков и недопонимания. Если контакт будет установлен, то просьбы в помощи по дому, старательно учиться и тому подобное, будут услышаны и исполнены. Надо понимать то, что ребенок 6 лет, уже не такой, как в 2 или 3 года. Если в 2 года его психика была еще неустойчивой, он часто сам не знал, чего хотел. На почве голода маленькие дети тоже капризничают сильно.
Особенности дошкольного возраста 6-7 лет
Но в 6 лет это уже сформировавшиеся маленькие личности, у которых есть свой внутренний мир, своеобразное мышление и восприятие окружающего. Ребенок имеет свое мнение и если оно неверное, то это можно обсудить с ним без криков, угроз или прикладывания силы. Возможно, с первого раза родители не будут услышаны, но если набраться терпения, показать свою правоту примером, повторить несколько раз, но твердым уверенным тоном, то обязательно получиться добиться успеха.
Некоторые дети замыкаются в возрасте 6-7-ми “уходят” в себя
Стоит рассмотреть основные пункты, которые помогут добиться послушания ребенка:
- Необходимо наладить доверительные отношения в семье. Дети неглупы, особенно в 6 лет, поэтому им можно объяснить что, как, почему. Исключить гнев из общения, хоть это и нелегко. Если у мамы или папы плохое настроение, усталость или проблемы на работе вымотали, то об этом можно сказать ребенку, что сейчас нет настроения, и есть риск выйти из себя, разозлиться, отложить беседу и поучения на время, когда самочувствие будет лучше, но не затягивать с этим.
- О личных просьбах не стоит просить в требовательном тоне. Представьте себе, что от вас чего-то требуют. Такое отношение раздражает и выводит из себя не только детей, но и взрослых. Поэтому надо просить мягко. Если это не помогает, то не доводя до криков, добавить твердости голосу и физического контакта: взять ребенка за руки, посмотреть решительно в глаза, добиться полного внимания вашим словам. Это все должно происходить в дружеской форме, а не в виде угрозы или ультиматума.
- Не стоит забывать о похвале. Пусть существуют вещи, которые должен делать каждый человек, личные обязанности и тому подобное. Но семейные отношения были лучше, если бы отцу говорили спасибо за то, что встает каждое утро на работу, если бы маме говорили спасибо за уборку, готовку и заботу о семье, а детей благодарили за помощь, послушание, хорошую учебу.
- Ребенку необходимо поведать о том, что бывают экстренные ситуации, когда пререкания недопустимы. Привести несколько примеров. Чтобы научить ребенка слушаться, покажите это на собственном примере, ведь дети смотрят на родителей и учатся у них.
Ребенку надо пояснить, когда нельзя капризничать
Я тут главный!
В тех семьях, где стиль воспитания чрезмерно мягкий и родители не предъявляют жестких требований к ребенку, можно видеть так называемое соперничество с родителями на власть. Малыш стремится сам решать, как ему действовать и подчинить себе поведение взрослых. Внешне это может выглядеть забавно, но включаясь в «игру потакания», родители зачастую и провоцируют непослушание.
Возможен и другой вариант: родители тревожатся за своего малыша и начинают слишком усердно его опекать. Ребенок старается самоутвердиться, вырваться из-под чрезмерной опеки родителей, проявить себя, показать, что он личность.
Это повод обратиться к себе и пересмотреть способ взаимодействия с ребенком. Задать себе вопросы: «Не слишком ли много требований к ребенку? Замечаний? Критики?», «Не слишком ли часто я вмешиваюсь в самостоятельные дела малыша?».
В этом случае вы можете подумать о том, чтобы отвести для малыша сферу деятельности, в которой он будет проявлять самостоятельность
Важно не вмешиваться и предоставить возможность принимать самостоятельные решения. Придумайте для ребенка такие дела, в которых он может проявить себя и чувствовать себя взрослым
Выше описаны только основные причины непослушания. Можно также встретить и частные случаи желания отомстить родителю за нанесенные обиды, и непослушание, вызванное глубоким нарушением отношения к себе, и др.
Причины непослушания
Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.
Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:
Кризисный период. Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
Чрезмерное количество запретов. Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
Непоследовательность родителей. По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
Вседозволенность. В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
Разногласия в вопросах воспитания. Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
Неуважение детской личности. Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
Конфликты в семье. Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке
А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.
Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки
Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание.
Почему ребенок не слушается. Причина №2: нереалистичные ожидания взрослых
а) Например, вы считаете, что ребёнок должен сидеть смирно и ждать, а ему это физиологически сложно в этом возрасте. Ему хочется, двигаться, говорить и исследовать мир вокруг себя. И его неспособность «тихо сидеть и ждать» вы воспринимаете, как непослушание. А на самом деле – он просто не может по-другому в этом возрасте.
б) Или вам кажется, что ребёнок должен понимать, что мама занята важным делом и её не нужно трогать. А ребёнок всё равно просит с ним поиграть или задаёт кучу вопросов. Потому что в этом возрасте он не способен долгое время играть и заниматься самостоятельно и это естественно, что он подходит к вам. А вас это раздражает и вы думаете, что с ним что-то не так.
в) Вы выключаете мультики, а ребёнок начинает горько плакать. Вам кажется, что он не должен так реагировать, а ему сложно справиться со своими чувствами обиды и его реакция недовольства вполне естественна. Это не значит, что вы должны «идти на поводу» и снова включить мультики. Но и ругать, стыдить, а тем более наказывать ребёнка за бурное проявление чувств нельзя
Надо принять его чувства, приласкать, успокоить и переключить его внимание на что-то другое
Все приведенные выше примеры – не детское непослушание, а непонимание мамой детских потребностей и возрастных особенностей ребёнка.
Что делать?
Задача мамы – научиться лучше понимать своего ребёнка, найти информацию про возрастные особенности каждого периода, научиться задавать себе вопрос: «А умеет ли он уже делать то, что я от него хочу?», чаще идти навстречу и помогать ребёнку в том, что у него пока не получается.
Суть проблемы
Для начала родителям нужно осознать, что капризные, истеричные и непослушные дети — это далеко не мило. И если в 2 года надутые губки и приказной тон могут восприниматься как шарм и обаяние, то в 4 и 5 лет, когда это входит в привычку, такое поведение начинает раздражать всех окружающих.
Почему эта проблема так важна в психологии и педагогике?
Во-первых, детское непослушание портит личность самого ребёнка. У него стираются границы дозволенного, он не умеет вести себя в обществе. Это приводит к асоциальному и деструктивному поведению. В будущем это чревато одиночеством, изолированностью, аутизмом и прочими серьёзными последствиями.
Во-вторых, это вызывает нервные расстройства у родителей и провоцирует внутрисемейные конфликты. Когда оказывается, что прелестный капризный шалун вырос в непослушного и неуправляемого ребёнка, мать и отец нередко стараются сбросить с себя ответственность за собственные упущения в его воспитании и взвалить её друг на друга.
В-третьих, это приводит к социальным конфликтам: ребёнка — с его ровесниками, родителями, воспитателями и учителями; родителей — с ребёнком и теми взрослыми, которые сталкиваются с его непослушанием. Правила пребывания в детском саду и школе предполагают соблюдение определённых общественных норм в поведении, которые в данном случае попираются и приводят к негативным последствиям.
Если копать глубже, непослушные детки — проблема гораздо более масштабная, чем может показаться. Согласно статистике, именно из них вырастают члены неформальных группировок, аутисты, суицидники и преступники. Причина их асоциального и девиантного поведения в неприятии правил и законов общества, которое корнями уходит в детство.
Именно поэтому так важно своевременно увидеть проблему и как можно скорее решить
Никаких угроз и эмоциональных взрывов
Родители очень хотят, чтобы их дети были послушными и самостоятельными. Когда родители этого не получают, у них возникает разочарование и гнев. Отказ ребенка выполнить нашу просьбу пробуждает в нас не самые лучшие качества. Нас даже не останавливает, когда мы видим, что наша острая реакция ничем не поможет.
Ребенок должен понимать, что мы от него хотим. Если ему это не ясно, или мы выдвигаем перед ним нереалистичные требования, неизбежен его срыв. В этом случае велика возможность излишне эмоциональной реакции со стороны ребенка.
Нам необходимо научиться общаться с ребенком так, чтобы ему захотелось сделать то, о чем мы его просим.
Почему дети не слушаются?
Восприятие реальности у детей и у взрослых отличается. Взрослый человек живет сознанием и чувствами. А ребенок сначала ощущает, а только потом понимает. Малыш еще только набирает словарный запас и не может понять сложные конструкции ваших нравоучений. Поэтому нужно идти через чувства вашего чада.
Подстраиваться под него. Он обязательно уловит интонацию. И даже легкий оттенок недовольства в голосе будет считываться им бессознательно, он захочет исправиться.
А если воздействовать на маленького непоседу криком, то это все равно, что взять кувалду и стучать по айфону последней модели. Ничего кроме осколков детского сердечка вы не получите. И никакие программы послушания не войдут в такое раненое сердце.
Если человек счастлив, то он радуется чувственно, а не сознательно. У детишек это особенно ярко выражено.
Они просто сотканы из чувств и ощущений. Они ловят волну настроения мамы и отражают ее звонким заливистым смехом, радостными играми и, конечно же, начинают слушаться.
Им хочется продлить это радостное ощущение и все время кататься на этих облаках счастья и радости.
Не хочет слушаться или не понимает, что от него хотят?
У малышей преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому на них лучше всего действует личный пример взрослых. А если мама с папой от ребенка требуют одно, а сами делают другое, то ребенок, подражая взрослым, не выполняет словесных требований. Родители делают вывод: не слушается!
Если сказали один раз, второй, третий, а ребятенок все равно поступает по-прежнему, — родитель редко делает вывод, что его подход к воспитанию не работает! Вместо того, чтобы попробовать сменить тактику, мамы обычно начинают повышать голос, стараясь «достучаться» до сознания: «Ты неправильно себя ведешь, так нельзя!» Малыш же это слышит так: «Ты плохой и все делаешь ужасно!»
Психика современных детей сложна, но разобраться в ней можно. Малыш шагает по своим ступеням развития. У него огромное желание сделать следующий шаг в самостоятельность, но его часто одергивают запретами и замечаниями, а иногда и излишней гиперопекой. Чтобы не мешать его развитию, нужно освоить искусство запретов и ограничений.
Угрозы
Каждому родителю приходилось чем-то угрожать ребенку: от безобидного «не получишь мороженое» до угроз все рассказать отцу, выбросить все игрушки, не купить обновок.
Подобные фразы бесполезны, если они пустой звук и не становятся реальным делом. Причем, после двух-трех невыполненных угроз ребенок знает, что все ограничится только словами, поэтому дальше уже никак на них не реагирует.
А кроме того, угрозы о наказании, отложенном во времени, говорят о бессилии родителя здесь и сейчас!
Совет: Не обещайте того, что вы не сделаете (выброшу игрушки). Пригрозили сгоряча — выполняйте! Кроме того, наказание эффективно, если оно здесь и сейчас – по факту. Поэтому продумайте, как можно воздействовать немедленно:
— Нам нужно уходить, так как мне стыдно за твое поведение.
— Предлагаю пойти пешком, если ты не умеешь вести себя в транспорте.