Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Гипотонус у грудничка

Что такое ППЦНС?

Само словосочетание перинатальный период говорит о том, что перинатальное поражение ЦНС развивается у еще не родившегося или только появившегося на свет ребенка.Перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС) — это не один, а несколько диагнозов, которые подразумевают нарушение функций работы в головном мозге новорожденного ребенка и могут привести к стойким неврологическим последствиям в более старшем возрасте (например, ДЦП, ЗПРР).

Весь перинатальный период условно делится на три этапа:

–    с 28 недели и до момента родов длится антенательный период;

–    сам процесс родов называется интранатальным периодом;

–    неонатальный период это промежуток времени с момента рождения до 7 дня жизни включительно.

В современной медицине нет точного названия заболевания при поражении ЦНС плода, есть только сборное, его называют ППЦНС или же перинатальная энцефалопатия. Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных, проявляется нарушениями в работе двигательного аппарата, нарушением речи и психики.

С развитием медицины, перестали данный диагноз употреблять для детей старше одного месяца. По истечении месяца врач должен поставить точный диагноз ребенку. Именно в этот период невролог с точностью определяет, насколько сильно повреждена нервная система. Назначает лечение и следит за тем, чтобы оно было подобрано правильно.

Каковы причины и факторы риска ППЦНС?

Причины, по которым может развиться перинатальное поражение центральной нервной системы достаточно разнообразны, среди самых популярных:

–    соматическое заболевание матери, которое сопровождается хронической интоксикацией;

–     наличие острых инфекционных заболеваний или хронических очагов инфекции, в то время когда будущая мать вынашивала ребенка;

–    в случае, если у женщины нарушен процесс питания, или же она не созрела для беременности и родов;

–    нарушение маточно-плачцентарного кровотока во время беременности;

–    изменения в обмене веществ также влечет за собой расстройство нервной системы у будущего ребенка (повышение уровня биллирубина, неонатальная желтуха);

–    в случае сильного токсикоза, как на ранней стадии, так и на поздней, или появление иных проблем с вынашиванием ребенка;

–    окружающая среда выступает немаловажным фактором в развитии заболевания;

–    появление патологии во время родов — это может быть слабая родовая деятельность, ускоренные роды;

–    если ребенок рождается недоношенным, то и его организм не развит полностью, поэтому на данном фоне может появиться нарушение в работе ЦНС;

–    наибольшему риску развития поражений ЦНС подвержены малыши, у которых присутствует наследственный фактор.

Все остальные причины возникновения ППЦНС ситуативные и в большей степени предугадать их появление просто нельзя.
Выделяют несколько путей развития перинатального поражения ЦНС у новорожденных детей в зависимости от причины и последующей симптоматики, анализ которых позволяет поставить первоначальный диагноз:

–    Если четко зафиксирован недостаток кислорода, во время нахождения малыша внутри организма матери (гипоксия), то диагностируют гипоксическое поражение ЦНС.

–    Во время родов у младенца может быть повреждена тканевая структура (это может быть как головной мозг, так и спинной). В этом случае, уже идет речь о травматическом поражении ЦНС, в результате чего появляются изменения в работе головного мозга.

–    В случае нарушения обмена веществ могут появиться метаболические и токсико-метаболические поражения. Это может быть связано с употреблением во время беременности алкоголя, лекарственных препаратов, никотина.

–    Изменения в ЦНС при наличии инфекционных заболеваний перинатального периода.

Гипертонус у младенца, причины появления

Чтобы определить способы лечения, нужно знать, почему возник гипертонус у младенца. На процесс выздоровления оказывают вызвавшие гипертонус причины. Если на ребенка негативно влияет климат, экология, то без устранения этих факторов лечение эффективным не будет.

Причины, по которым возникает гипертонус у младенца:

  • осложненная беременность;
  • тяжелые роды и родовые травы;
  • несовпадение резус-фактора мамы и малыша;
  • угрозы прерывания беременности;
  • низкий уровень кислорода в крови;
  • плохая экология;
  • вредные привычки родителей;
  • высокое внутричерепное давление;
  • излишняя возбудимость;
  • перинатальные нарушения деятельности головного мозга.

Вызывают гипертонус причины разные. Задача родителей и врачей предотвратить негативные факторы во время беременности и в первые месяцы жизни малыша. Если же гипертонус не проходит, начинать лечение новорожденного.

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЁМЫ МАССАЖА ПРИ АСИММЕТРИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ТУЛОВИЩА И КОНЕЧНОСТЕЙ

внимательное наблюдение за малышом позволяет отметить малейшие признаки асимметрии мышечного тонуса, если туловище ребёнка чаще изогнуто в какую-либо одну сторону, это повод для беспокойства. При асимметрии тело ребёнка представляет собой как бы дугу с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса, ноги и таз повёрнуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда надплечье с этой стороны ниже, и голова нередко наклонена в эту же сторону, движения конечностей со стороны повышенного мышечного тонуса могут быть либо более, либо менее выражены, чем на другой стороне. Специальный массаж и лечебная гимнастика проводятся на фоне общеукрепляющих занятий по возрастным комплексам, основная задача- нормализовать тонус мышц всего тела ребёнка, то есть расслабить напряжённые и укрепить ослабленные мышцы. На стороне повышенного мышечного тонуса (вогнутая сторона дуги) применяются расслабляющие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание. На стороне пониженного тонуса делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приёмы. Массировать надо всё тело ребёнка (спину, грудь, живот, ручки и ножки), соблюдая вышеописанный принцип. Специальные упражнения обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приёмами массажа, так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц. Это делается следующим образом: положите ребёнка на живот выпуклым боком к себе, ближе к краю стола, обеими руками обхватите ребёнка со стороны спастически сокращённых мышц и, прижимая его к себе, проводите вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребёнком, при этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища, производя одновременно растягивание и вибрацию, ладони движутся, одна- к подмышечной впадине, другая- к ноге ребёнка и по ней вниз, к стопе. Голова малыша оказывается между вашим предплечьем и плечом и мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции, в этом положении можно носить ребёнка на руках. Кроме этого упражнения следует больше заниматься с той рукой и ногой, которые напряжены, расслабляя их, при движениях конечностей широко используется потряхивание. Повороты со спины на живот также могут способствовать выравниванию мышечного тонуса, если их выполнять чаще через вогнутый бок, задержите малыша во время поворота на несколько секунд, проведите пальцами вдоль позвоночника

Очень важно, чтобы во время сна в кроватке и на прогулке ребёнок лежал в строго симметричном положении (мысленно проведите прямую линию: нос- подбородок- грудина- пупок- лобок), сохранить это положение помогут укладки, простейший вариант которых- две скатки из пелёнок или одеял, расположенные по бокам от подмышечной впадины до ноги ребёнка

Задержка психо-моторного развития при мышечной гипотонии у детей

Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига — Гоффманна у ребенка 9 — 10 месяцев могут соответствовать возрасту 2 — 3 месяцев. Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций. Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов, врожденный паралич лицевого нерва), последние могут модифицировать характер задержки развития, определяемой гипотонией как таковой. Качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. При судорогах, врожденном или рано приобретенном слабоумии не столько гипотония, сколько задержанное психическое развитие является причиной отставания двигательного, моторного развития.

Лечение гипертонуса у детей

Лечение гипертонуса у детей начинается в возрасте шести месяцев. Терапию назначает невролог. Она комплексная, поскольку недуг затрагивает разные органы и системы организма.

Гипертонус у детей лечится медикаментозными методами:

  • полезен массаж;
  • хорошо помогают электрофорез и магнитотерапия;
  • целебное действие оказывают грязелечение и теплолечение парафиновыми ванночками и аппликациями;
  • помогают расслабить и укрепить мышцы, улучшить координацию движений лечебная физкультура, плавание, фитбол;
  • расслабляющее, успокаивающее и общеукрепляющее действие оказывают ароматические масла;

Что касается лекарств, то их назначают лишь в том случае, когда не помогают немедикаментозные методы. Это могут быть:

  • средства, расслабляющие мышцы;
  • мочегонные, снижающие количество жидкости в мозге;
  • витамины группы В.

Лечение гипертонуса у детей в медицинском центре «Консилиум Медикал» носит комплексный характер, при этом вас обучают технике массажа, дают развернутые консультации по всем вопросам, касающимся здоровья и развития малыша.

Заболевания которые могут сопровождаться нарушением тонуса

Снижается мышечный тонус при нервно – мышечных заболеваниях, таких как спинальная мышечная атрофия, полиомиелит, неонатальная миотоническая дистрофия, врожденные миопатии, синдром Гийен-Баре, миастении, ботулизме. Токсические нарушения нервно-мышечной передачи могут вызвать гипотонию у новорожденных. Например, если матери употребляли магния сульфат для терапии преэклампсии, то гипермагниемия может вызвать гипотонию. Прием аминогликозидов также может вызвать нарушения нервно-мышечного проведения.

Повышается мышечный тонус при заболеваниях головного мозга – инфекции, травмы, сосудистые заболевания, недоразвитие мозга – детский церебральный паралич.

Дистония – патологические позы, возникающие вследствие одновременного сокращения мышц – скручивание или перегиб тела по оси, нарушение речи – дизартрия. В зависимости от количества вовлеченных групп мышц дистония может быть генерализованной  (торсионная дистония) или фокальной (блефароспазм, спастическая кривошея, писчий спазм).

Дистония

Выявление нарушений мышечного тонуса требует наблюдения, сопоставления с наличием других симптомов нарушения развития. Следует обратиться к неврологу, который осмотрит ребенка, оценит его состояние, при необходимости назначит дополнительные методы обследования и проведет дифференциальную диагностику с перечисленными и очень серьезными заболеваниями. Используют ультразвуковые методы исследования – эхо-электроэнцефалографию, нейросонографию; компьютерную диагностику – магниторезонансную томографию; обследование мышц и нервов – электронейрографию. При подозрении на миастению придется обследовать вилочковую железу. При ряде заболеваний могут быть использованы молекулярно – генетические методы.

Если причина нарушения тонуса не установлена, говорят о ПЭП (перинатальная энцефалопатия).

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме

В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.

 Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ

не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны

Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок

Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание — сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость

При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос

На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь

Внимание концентрируется на вдохе.
Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха

Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий