Двенадцатый месяц
Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.
В год малыш чаще всего начинает ходить.
Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.
Читайте в статье, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>
- Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
- Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
- Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
- Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
- Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.
Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.
Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше
Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.
На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.
Понятие характера и темперамента
Темперамент – это особенности нервной системы человека, данные ему при рождении. Свойства темперамента видны в поступках, эмоциональном поведении. Темперамент, а также приобретаемый жизненный опыт являются тем фундаментом, который служит основанием для формирования характера.
Характер – это совокупность всех психических особенностей личности, особенно их проявление заметно в поступках и эмоциональном поведении малыша. На формирование характера у детей оказывают существенное влияние следующие обстоятельства:
- наследственность;
- воспитание в семье (личностный пример родителей);
- общение вне семьи (детский сад, школа).
С момента рождения начинается формирование характерных черт малыша, чьё дальнейшее поведение будет зависеть от окружающих его людей. Первоначальное наблюдение за родителями, как значимыми взрослыми в его жизни, переходит позже в копирование их модели поведения.
Если в семье все вопросы решаются с помощью крика, не стоит удивляться, что малыш демонстрирует агрессивное поведение. Яблоко от яблони недалеко падает – эта народная мудрость подтверждает, что все хорошее или плохое в характере человека берёт начало в семье.
Для формирования необходимых черт поведения необходимо с раннего детства воспитывать сильную гармоничную личность, выправлять недостатки характера, появившиеся из-за влияния окружающей среды. Дети 4—5 лет трепетно относятся к советам родителей. С детьми дошкольного возраста для формирования положительных свойств характера следует обсуждать поступки, действия, которые следовало бы совершить в различных ситуациях.
Что может формироваться с возрастом
Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.
Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет. Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию. Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.
Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:
- доброта или эгоистичность;
- коммуникабельность или замкнутость;
- отзывчивость или безразличие.
Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.
Затем показывают себя и другие качества:
- трудолюбие или лень;
- ответственность или безответственность;
- настойчивость или малодушие;
- аккуратность или расхлябанность.
В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих
Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект
В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.
После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.
Формируем характера ребенка правильно!
Для формирования такой волевойчерты характера, как настойчивость, важно учить ребенка преодолевать трудности. Если что-то не получается с первого раза, не следует моментально бросаться на помощь малышу, надо предоставить ему возможность самому, пусть и не с первой попытки, добиться результата
И пусть это будет всего лишь башня из кубиков, но для малыша это будет важная победа.
Интеллектуальную основу характера составляют любознательность, наблюдательность, быстрота ума
Чтобы эти черты были развиты на достаточном уровне, родителям следует поощрять природное стремление ребенкаузнать как можно больше об окружающем мире, не отмахиваться от бесконечных вопросов «как?» и «почему?», а давать на них подробные ответы.
Эмоциональные черты характера (к ним смело относим – впечатлительность, сострадание, влюбчивость) формируются, когда родители обращают внимание ребенка на соответствующие проявления чувств героев мультфильмов и сказок, учат его заботиться о домашних животных, проявлять сочувствие к пожилым или больным. Доброта и отзывчивостьнепременно должны стать обязательными чертами в характере маленького человека.
Решающее значение для того, какиенравственные черты характера будут превалировать у ребенка, играет система ценностей, принятая в его ближайшем окружении, то есть в семье
От того, как родители выполняют свои обязательства, насколько они честны по отношению к ребенку и окружающим, каковы их моральные ценности, в большей степени зависит и то, каким станет ребенок, будет ли он обладать такими чертами, как чувство долга, неприятие лжи, ответственность.
Детский коллектив помогает сформировать такиечерты характера, как коллективизм, ответственностьза общее дело, чувство «локтя». Общаясь со сверстниками, играя в коллективные игры, ребенок учится быть смелым, находчивым, нацеленным на победу, но при этом победа не должна быть достигнута любой ценой, он должен научиться уважать окружающих его людей.
Таким образом, важно, чтобы каждая из указанных черт характера развивалась с момента рождения ребенка. Где-то на примере родителей, где-то на примере детей из общего окружения
Тогда малыш будет развиваться гармонично и жизнь его будет более спокойной. Ведь сам по себе он будет более уравновешенным человеком.
Какие факторы влияют на развитие личности ребенка
На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.
Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.
Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.
Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.
Формируем характера ребенка правильно!
Для формирования такой волевой черты характера , какнастойчивость , важно учить ребенка преодолевать трудности. Если что-то не получается с первого раза, не следует моментально бросаться на помощь малышу, надо предоставить ему возможность самому, пусть и не с первой попытки, добиться результата
И пусть это будет всего лишь башня из кубиков, но для малыша это будет важная победа.
Интеллектуальную основу характера составляют любознательность, наблюдательность, быстрота ума
Чтобы эти черты были на достаточном уровне, родителям следует поощрять природное стремлениеребенка узнать как можно больше об окружающем мире, не отмахиваться от бесконечных вопросов «как?» и «почему?», а давать на них подробные ответы.
Эмоциональные черты характера (к ним смело относим – впечатлительность, сострадание, влюбчивость) формируются, когда родители обращают вниманиеребенка на соответствующие проявления чувств героев мультфильмов и сказок, учат его заботиться о домашних животных, проявлять сочувствие к пожилым или больным.Доброта и отзывчивость непременно должны стать обязательными чертами в характере маленького человека.
Решающее значение для того, какие нравственные черты характера будут превалировать у ребенка, играет система ценностей, принятая в его ближайшем окружении, то есть в семье. От того, как родители выполняют свои обязательства, насколько они честны по отношению кребенку и окружающим, каковы ихморальные ценности , в большей степени зависит и то, каким станет ребенок, будет ли он обладать такими чертами, как чувство долга, неприятие лжи, ответственность.
Детский коллектив помогает сформировать такие черты характера , какколлективизм ,ответственность за общее дело, чувство «локтя»
Общаясь со сверстниками, играя в коллективные игры, ребенок учится быть смелым, находчивым, нацеленным на победу, но при этом победа не должна быть достигнута любой ценой, он должен научиться уважать окружающих его людей.
Таким образом, важно, чтобы каждая из указанных черт характера развивалась с момента рождения ребенка. Где-то на примере родителей, где-то на примере детей из общего окружения
Тогда малыш будет развиваться гармонично и жизнь его будет более спокойной. Ведь сам по себе он будет более уравновешенным человеком.
Еще по теме «Характер ребенка: как избежать разочарования. 8 советов для родителей»:
Добсон «Непослушный ребенок»
Вот почему часто говорят, что ребенок сначала боготворит родителей, потом осуждает их, а потом жалеет. Ей-богу, не хотелось бы проходить Но это больше относится к формированию характера, то есть гораздо позже и в с определенной целью, а не из самодурства.
Детский стоматолог: чтобы ваш малыш не боялся похода к врачу
Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок столкнулся с дискомфортом при одной лишь мысли о встрече со стоматологом? Вряд ли такие найдутся! На сегодняшний день врачи проходят различные обучения, тренинги, изучают новые подходы и технологии. Что касается детских стоматологов — это сложный психологический труд. Доктор старается найти подход к каждому ребенку индивидуально, чтобы тот смог довериться ему и испытывать лишь положительные эмоции от посещения. Это поможет на протяжении всей жизни не избегать…
Откуда взялось поколение неграмотных? Практические советы для родителей.
Очень важно. Пожизненную неграмотность прививают с детского сада! К чему приводит отказ от академического подхода к школьному обучению. Практические советы для родителей
Как минимизировать вред от подобных реформ? Встреча с Людмилой Аполлоновной Ясюковой, руководителем лаборатории социальной психологии СПбГУ, главой центра «Диагностика и развитие способностей», более двадцати лет работающей школьным психологом. Видео:
Практические советы для родителей. Как минимизировать вред от подобных реформ? Встреча с Людмилой Аполлоновной Ясюковой, руководителем лаборатории социальной психологии СПбГУ, главой центра «Диагностика и развитие способностей», более двадцати лет работающей школьным психологом. Видео:
Что такое сломать ребенка и всем ли это надо?
Ребенок не собака, чтобы его ломать. А родитель не гестаповец. Бесят!!!! такие «мамочки». Рекорд — орал без остановки целый час по пути из сада домой (хорошо хоть в машине) Ну не психику же ему ломать ! Тогда проблем не оберешься! Характер сломать ? или что?
10 заповедей для родителей
Об этих правилах полезно помнить всем родителям. Не унижай ребенка! Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. Не угрожай! «Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы…
Мамам аутистов и сведущим (длинно)
[Cообщение удалено модератором на основании пункта правил: -спам, флуд, провокации, сообщения, носящие навязчивый характер После Предлагаю пообщаться родителям детей, больных аутизмом разных степеней Дети с аутизмом: чего не знают родители и специалисты.
НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ? — ребенку всё позволено!
«Сколько ребенка не учИ хорошим манерам- он будет поступать так, как поступают его родители ! А это не обиды нянь? То есть случаи подобные, но Чуть приувеличенные. Многие няни отличаются консервативным характером.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
Забота о младенце – нетрадиционный подход
Маленький ребенок, появившийся на свет, переживает самый сложный период – период новорожденности. После сильнейшего эмоционального и физического стресса, полученного во время родов, он попадает в совершенно иные для себя условия.
На данный момент его главная задача – как можно быстрее пройти процесс адаптации и успешно приспособиться к окружающей среде. Ваша задача, как мамочки – помогать своему младенцу в этом деле.
Именно «помогать», обеспечивая все потребности новорожденного. Не стоит думать, что ребенок – это абсолютно беспомощное существо, которое нуждается в ежеминутной опеке. Такое предположение не совсем верное.
но, в отличие от многих животных, способных в течение первых нескольких часов после рождения самостоятельно есть, передвигаться, новорожденный ребенок является одним из самых беспомощных живых существ на земле.
Да, защитные механизмы имеются, но вот большинство потребностей новорожденного удовлетворяются лишь за счет взрослого человека, мамы.
- В первый месяц младенец должен «подружиться» с бактериями, поэтому в его крови увеличено число лейкоцитов, которые уничтожают вредоносные микроорганизмы (когда малыш немного подрос эта задача уже переходит на родителей. Ознакомьтесь с нашим курсом Здоровый малыш>>>;
- У малыша повышенная частота пульса и дыхания, может колебаться температура тела;
- Повышенное количество эритроцитов и повышен гемоглобин, что способствует интенсивному насыщению кислородом;
- Ярко выражены все основные безусловные рефлексы;
- Наблюдается быстрый прирост мышечной массы и т.д. О том, как развивается малыш в первый год жизни, читайте в статье Развитие ребенка по месяцам до года>>>
Можно подумать, что новорожденный младенец может самостоятельно расти и развиваться, получая лишь питание и минимальный уход от родителей. Это не так. Потребность в безопасности, ласке, внимании, общении – присутствует у ребенка с первых дней жизни.
Будучи лишенным этого ребенок испытывает большой стресс и это отражается на его поведении: он дольше сосет грудь, с трудом засыпает, плачет при попытке спустить его с рук, очень чутко спит.
Если вы замечаете за своим младенцем такое поведение, значит вам нужно научиться мягкому уходу за ним. Уходу, который снижает уровень стресса у ребенка и превращает его в спокойного, улыбчивого и довольного жизнью малыша. Подробную пошаговую систему обучения такому уходу смотрите в видеокурсе Счастливое материнство>>>
Современные условия окружающей среды тоже не позволяют младенцу расслабиться, создавая новые трудности:
- он дышит пыльным воздухом;
- его кожа становится сухой и чувствительной;
- мы часто его кутаем, постоянно одеваем памперсы и ползунки, что может вызывать усиленное потение, появление раздражения на коже;
- в проточной воде полно вредных микробов;
- детские косметические средства могут содержать аллергены.
Поэтому в первый месяц жизни новорожденного необходимым условием для его здоровья и развития является ваша ежедневная родительская забота и уход
Важно делать это умело и осторожно, не вмешиваясь в естественные природные механизмы
Кризисы этого возраста
На протяжении всего периода раннего возраста ребенка родители сталкиваются с двумя возрастными кризисами, которые связаны с переходом ребенка к новому этапу развития – кризис 1 года и 3 лет. Каждый имеет свои определенные особенности.
Кризис 1 года.
В зависимости от темпов развития ребенка кризис может начать проявляться с 9 месяцев и продолжаться до полутора лет. Малыш уже хорошо ходит и чувствует себя независимым от родителей.
Характерными признаками являются:
- требование внимания к себе;
- упрямство;
- повышенное стремление к самостоятельности;
- бурная реакция на замечания родителей;
- капризы;
- противоречивость поведения.
Ребенок раннего возраста с каждым днем становится все более самостоятельным, но он все равно нуждается в похвале и поощрении. Кроме того, многие действия еще не до конца сформированы, и некая беспомощность может быть причиной плохого поведения малыша. Например, он хочет достать игрушку, но она находится высоко, он ее не может достать и начинает кричать и капризничать.
Способы, как преодолеть кризис:
- не наказывать его за проступки и капризы;
- создать такие условия, чтобы запретов возникало как можно меньше;
- если запреты касаются безопасности ребенка, каждый из них следует объяснять малышу;
- спокойно настаивать на своем.
Дети раннего возраста уже умеют использовать манипуляционный крик и плач. Нужно научиться правильно реагировать на такое поведение: дать малышу определенную самостоятельность
Некоторые моменты лучше превратить в игру или просто переключить внимание малыша на другое занятие или предмет
Кризис 3 лет.
Примерно в этом возрасте у ребенка возникает осознание себя как отдельной личности, это качественно меняет его психику и отражается на поведении.
Признаки кризиса:
- негативизм, то есть малыш стремится делать все не так, как ему говорят;
- упрямство;
- настойчивость;
- самостоятельность (причем даже если ничего не получается, он все равно делает сам);
- обидчивость;
- хвастовство.
Для того чтобы преодолеть кризис, следует проявить максимальное терпение, спокойствие и позитивное отношение к ситуации. Срывы на провокационное поведение ребенка только ухудшат ситуацию.
Не стоит сравнивать малыша с другими детьми, ругать за мелкие оплошности. Его лучше в этот период развития хвалить за достижения, одобрять его самостоятельные действия, даже если они взрослому кажутся элементарными
Говорить ему о своей любви к нему и о том, что им гордятся — это очень важно слышать каждому ребенку
По возможности обеспечить его самостоятельностью, к которой он стремится. Например, разрешить ему самостоятельно выбрать наряд на прогулку – даже если футболка не совсем подходит к штанишкам, следует надеть их, потому что самостоятельность и уверенность ребенка важнее, чем одежда не в тон.
Формируем характера ребенка правильно!
Для формирования такой волевойчерты характера, как настойчивость, важно учить ребенка преодолевать трудности. Если что-то не получается с первого раза, не следует моментально бросаться на помощь малышу, надо предоставить ему возможность самому, пусть и не с первой попытки, добиться результата. И пусть это будет всего лишь башня из кубиков, но для малыша это будет важная победа
И пусть это будет всего лишь башня из кубиков, но для малыша это будет важная победа.
Интеллектуальную основу характера составляют любознательность, наблюдательность, быстрота ума
Чтобы эти черты были развиты на достаточном уровне, родителям следует поощрять природное стремление ребенкаузнать как можно больше об окружающем мире, не отмахиваться от бесконечных вопросов «как?» и «почему?», а давать на них подробные ответы.
Эмоциональные черты характера (к ним смело относим – впечатлительность, сострадание, влюбчивость) формируются, когда родители обращают внимание ребенка на соответствующие проявления чувств героев мультфильмов и сказок, учат его заботиться о домашних животных, проявлять сочувствие к пожилым или больным. Доброта и отзывчивостьнепременно должны стать обязательными чертами в характере маленького человека.
Решающее значение для того, какиенравственные черты характера будут превалировать у ребенка, играет система ценностей, принятая в его ближайшем окружении, то есть в семье
От того, как родители выполняют свои обязательства, насколько они честны по отношению к ребенку и окружающим, каковы их моральные ценности, в большей степени зависит и то, каким станет ребенок, будет ли он обладать такими чертами, как чувство долга, неприятие лжи, ответственность.
Детский коллектив помогает сформировать такиечерты характера, как коллективизм, ответственностьза общее дело, чувство «локтя»
Общаясь со сверстниками, играя в коллективные игры, ребенок учится быть смелым, находчивым, нацеленным на победу, но при этом победа не должна быть достигнута любой ценой, он должен научиться уважать окружающих его людей.
Таким образом, важно, чтобы каждая из указанных черт характера развивалась с момента рождения ребенка. Где-то на примере родителей, где-то на примере детей из общего окружения. Тогда малыш будет развиваться гармонично и жизнь его будет более спокойной
Ведь сам по себе он будет более уравновешенным человеком
Тогда малыш будет развиваться гармонично и жизнь его будет более спокойной. Ведь сам по себе он будет более уравновешенным человеком.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»
Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое»
Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
- Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
- Ходит, держась за опору;
- Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
- Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
- Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.
Психоэмоциональное развитие:
- Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
- Понимает значение слова «нет»;
- Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
- Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
- Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.