Эдипов комплекс
Ребенок обращается к взрослому в поиске привязанности (Ференци), а Фрейд связал это с сексуальным желанием.
Если абстрагироваться от фрейдовской концепции Эдипова комплекса, как результата сексуального желания к одному из родителей и ревностной ненависти к другому, если допустить, что основной потребностью ребенка является получение внимания, восхищения и любви (нарциссическая потребность), а не сексуальное удовлетворение – мы получим совершенно другую картину Эдипова комплекса.
Эдипов комплекс, с этой точки зрения, возникает из неравномерности, перекоса количества и качества нарциссического удовлетворения ребенка родителями: когда один родитель больше любит, чем другой; когда один родитель меньше требует от ребенка, чем другой; когда один родитель балует ребенка, а другой строг; когда одному родителю интересно с ребенком, а другому не очень. Чем больше удовольствий и чем меньше фрустраций получает ребенок от одного родителя – тем больше он его любит. А другой родитель, препятствующий получению удовольствий – оказывается ненавистным. И это не зависит от сексуального влечения и пола родителя, но может влиять на половую ориентацию. Большинство детей больше всего любят своих бабушек, которые их балуют – ведь бабушкам легко баловать своих внуков, т.к. ответственность за их воспитание лежит на их родителях.
Эдипов комплекс – это убежище для ребенка, куда он сбегает от тягот воспитания, когда он ищет защиты у одного родителя от другого. Если родители выстраивают симметричную стратегию жесткого воспитания или просто безразличны к ребенку, то такого убежища он не находит – тогда происходит эдипальная катастрофа (но иногда такие переживания бывают неизбежны, см. ).
Триангуляция
Гармоничной триангуляцией можно считать, когда мать может общаться с ребенком без отца, отец может общаться с ребенком без матери, и родители могут общаться без ребенка, и все вместе – втроем. Если все эти конфигурации ни у кого в этом треугольнике не вызывают сильной ревности – значит триангуляция оказывается успешной. А успешной она оказывается, если в треугольнике не возникает устойчивых диад, когда двое дружат против третьего (чаще такими диадами бывают мать-ребенок и отец-мать).
В современном психоанализе, при исследовании переживаний ребенка, делается акцент не только на эдипальных составляющих, когда ребенок хочет исключить из диадных отношений второго родителя, который оказывается лишним, но и на триангулярных взаимодействиях – когда ребенок чувствует себя лишним. При этом фокус внимания смещается с филогенетических прафантазий на переживание ребенком чувства исключенности из отношений родителей, ощущения ребенка, что его собственная любовь отвергается, потому что она плоха (Фэйрбейрн). Ревность рассматривается как естественная реакция на исключенность из отношений, которая неизменно произрастает в любом любовном треугольнике, не являясь дериватом агрессивного инстинкта или инстинкта смерти, как считалось ранее в классическом психоанализе (и как, до сих пор, считают современные кляйнианские психоаналитики).
Говоря иначе: не сексуальный инстинкт ребенка и не ревностная злобность порождает у него Эдипов комплекс, а неизбежность формирования парных взаимодействий внутри триангулярных отношений, из которых ребенок исключен. Причинами пренебрежительного отношения родителей к ребенку может служить и отсутствие их эмпатии, и возрождение эдипальных травм самих родителей. В конце концов, родители могут просто устать даже от психически здорового ребенка, который для взрослого человека нередко оказывается чрезмерно активным. И особенно родители устают от не вполне психически здорового ребенка, который гиперактивен и истеричен. Надо всегда помнить, что родителем быть тяжело, поэтому родитель должен общаться с ребенком ровно столько, сколько он его выдерживает. В помощь обязательно следует привлекать бабушек, тёть и нянь (убедившись предварительно, что они способны общаться с ребенком должным образом).
На самом деле, нормальный ребенок больше всего хочет, чтобы и мама, и папа были рядом, и уделяли внимание только ему, а вовсе не исключить из взаимоотношений третьего. Успешность триангуляции зависит оттого, насколько родители понимают эту повышенную потребность ребенка быть в центре внимания, в соответствии с его возрастными особенностями
Но это не значит, что нужно удовлетворять все желания ребенка, например, систематически спать втроем. Диалектика воспитания состоит не только в удовлетворении всех потребностей ребенка, но и в многих его желаний, иначе ребенок вырастет психопатом, неспособным выдерживать любые запреты и уважать границы других людей.
Способность находиться в триангулярных отношениях очень важна для взрослой жизни. Триангулярные отношения существуют повсюду. Так, например, Ваш друг общается не только с Вами, но и с другим своим другом и со своей девушкой – и если это будет вызывать невыносимую ревность, Вы не сможете дружить. Ваш начальник имеет отношения не только с Вами, но и с другими сотрудниками Вашего отдела, и если это будет вызывать невыносимую ревность – Вам будет очень тяжело работать в коллективе. Между прочим, дети, выросшие в семье матерей-одиночек, хуже адаптируются в рабочем коллективе, где всегда присутствует начальник-отец – образ эдипальной фигуры. И, конечно, рождение собственного ребенка не должно ввергать семью в ревностную конкуренцию.
Причины возникновения у мужчин и мальчиков
Гипервнимание, избалованность, неадекватное проявление нежности, слишком активные ласки в области гениталий, вызывающие ответную сексуальную реакцию.
Существенный недостаток внимания, нещадные наказания, деспотичное отношение к мальчику со стороны родителей в первые годы жизни.
Болезненный стресс, угнетающая атмосфера, целенаправленные действия родителей, способствующие подавлению собственных побуждений мальчика или взрослеющего мужчины.
Рождение ещё одного ребёнка, появление нового объекта повышенного внимания родителей и окружающих ребёнка людей.
Ссоры, конфликты между родителями, перерастающие в обращение за одобрением или защитой к ребёнку.
Развод, смерть одного из родителей, и вследствие этого, воспитание мальчика только матерью. Неполная семья может стать слишком негативным опытом в развитии личности в силу её изначальной неполноценности
Взрослый мужчина, не получая положительного примера семейной жизни, основываются в дальнейшем только на своих собственных навыках, основанных на жизни в неполной семье.
Подростковые панические атаки: причины, проявления
Подростковый возраст — с 10 до 17 лет. В это время организм активно растет, меняется физиология, психика.
Важный этап в жизни ребенка — половое созревание. Пубертат меняет все — тело, внешность, восприятие себя, окружающего мира. Повышение гормонального фона вызывает резкие перепады настроения. Ребенок старается казаться взрослым, но не готов принять на себя ответственность. Такое противоречие отражается на состоянии подростка. Он переживает, негатив накапливается, появляются внезапные выбросы неконтролируемых эмоций. Подростка одолевает приступ паники, признаками которого являются:
- спутанность мыслей;
- несвязность речи;
- двигательное беспокойство;
- головная боль;
- затрудненное дыхание, ощущение недостатка воздуха;
- скачки давления;
- учащенное сердцебиение;
- дрожь, озноб;
- повышенное потоотделение;
- тошнота;
- затрудненное глотание;
- онемение рук и ног;
- бледность или покраснение кожи;
- сухость во рту;
- учащенные позывы к мочеиспусканию.
Количество симптомов и признаков панической атаки у подростков — от 2 и более. К ним добавляется боязнь смерти, чувство страха, ощущение остановки сердца. Состояние длится 10-15 минут, возникает раз в неделю/месяц или несколько раз в сутки. В период между приступами ребенок может чувствовать себя нормально или, наоборот, у него меняется поведение, наступает депрессия, нарушается сон, болят мышцы.
Игнорировать эти признаки нельзя. Паника провоцирует нервный срыв, заболевание эпилепсией, болезни сердца, сосудов. Особо тяжелые случаи приводят к суициду. По официальным данным Росстата, за последний год из 2000 самоубийств более трети приходится на возраст 12-16 лет. Родители не понимают своих детей, навязывают им свое мнение, оказывают эмоциональное давление на ребенка, не хотят вникать в ситуации, не стараются помочь. В придачу к этому — загруженность в школе, усталость, проблемы в общении. Детская психика не может справиться с этим самостоятельно, что приводит к плачевному результату.
Происхождение названия
Название «Эдипов комплекс» взято из трагедии Софокла «Царь Эдип». Согласно мифическому сюжету, древнегреческий царь Лай получил предсказание, что умрет от руки своего сына. Испугавшись, Лай велел своему слуге убить младенца. Слуга пожалел ребенка и передал его пастуху, а тот, в свою очередь, правителю своего царства. Царь сделал мальчика своим приемным сыном и дал ему имя Эдип. Повзрослев, парень узнал о пророчестве и поспешил покинуть королевство, чтобы не подвергать опасности своего отца. На своем пути он встретил старца, между ними завязался спор, и Эдип убил его.
Эдип последовал в Фивы, где народ назначил его царем. Предыдущий правитель был убит неизвестным человеком, поэтому парень женился на его жене – одинокой царице. Через некоторое время выяснилось, что Эдип и был тем страшным убийцей царя (своего родного отца), не ведая того стал мужем собственной матери и отцом их общих детей.
Когда страшная правда всплыла на поверхность, Эдип ослеп от горя и переживаний. Его мать повесилась по аналогичной причине.
Происхождение и закрепление названия
Название такого явления построена на древнегреческом мифе о царе Эдипе и одноименной драме Софокла, в которой Эдип, вопреки своей воле и не понимая этого, убивает своего отца Лая и женится на матери Йокаста. Понимание эдиповой ситуации как ключевого фактора это образование невротических заболеваний. Этот ответ возникла у Фрейда во-время самоанализа, который он провел после смерти своего отца; это понимание пришло на замену некой теории соблазна.
Вперще Фрейд вспоминает о драме Софокла в одном из писем своему другу Вильгему Флис в 1897 году, в котором он пишет: «Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу … И теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа »Первое подобное рассуждение о явлении встречается в фундаментальной работе Фрейда« Толкование сновидений »(1899). Однако термин «Эдипов комплекс» Фрейд выводит только в 1910 году в небольшой работе «О особый тип выбора объекта у мужчин»:
«Мальчик, который начинает снова желать свою мать и ненавидеть отца как соперника … Попадает, как мы говорим влиянию Эдипова комплекса. Он не прощает матери, что она вступала в половые сношения не с ним, а с его отцом, и расценивает это как акт неверности ».
С тех пор срок тесно вошел в использование среди психоаналитиков классического направления.
Мифологический комплекс
Наверное, ни одна ситуация так не оправдывает народную мудрость: «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад». Психотерапевты и сексологи знают, что неадекватная реакция, возникающая в экстремальных состояниях психосексуального стресса, может разрушить все границы, в том числе и запрет на интимную близость с родителями. Хотя, казалось бы, это заложено в нас на уровне инстинкта еще с древнейших времен, когда сожительство с матерью рассматривалось не как возможный поступок свободной воли, а как жуткое предопределение судьбы.
Напомним, что в мифологическом изложении этот тягчайший грех воплотился в судьбе несчастного Эдипа. Его отец – царь Фивский Лай – был проклят богами за свои прегрешения, и жрица бога Аполлона предсказала, что он погибнет от руки собственного сына. Когда у Лая и его супруги Иокасты появился младенец, отец приказал бросить новорожденного в лесу на съедение диким зверям. Однако сердобольный раб не исполнил приказания. Пожалев младенца, он тайно передал его рабу коринфского царя, пасшего стада своего господина.
Когда Эдип вырос, то волею судеб оказался на троне убитого им же (правда, в честной схватке) собственного отца, а еще в постели своей матери. Не зная до поры до времени, кем Иокаста ему приходится, Эдип женился на ней и родил четверых детей, которым одновременно приходился и братом, и отцом. Судьба этих детей была ужасна. Но еще ужаснее была судьба порочной пары. Узнав, кем ему приходится Иокаста, Эдип ослепил себя и отправился в долгие скитания, ну а его мать (и по совместительству жена) лишила себя жизни!
Казалось бы, что может быть лучшим предостережением для потомков. Тем не менее сюжет, многократно обыгранный со времен Софокла, все чаще находит воплощение в современных реалиях. И здесь мы даже не рассматриваем случаи психических заболеваний, алкогольной или наркотической деградации личности либо умственной неполноценности, которые являются наиболее частыми причинами современных инцестных проявлений. Речь идет о ситуациях, когда кровосмешение возникает у умственно полноценных людей, когда отец живет с дочерью, сын с матерью, братья с сестрами… Они-то и требуют особого внимания и особого анализа.
Эдипальные переживания с точки зрения классического психоанализа
Если мыслить психоаналитически ортодоксально, то в соответствии с фрейдовской концепцией все развитие детей (включая девочек) происходит вокруг переживаний, связанных с пенисом (или с его отсутствием).
В соответствии с классическим описанием Эдипова комплекса, мальчик отказывается от своих сексуальных притязаний на мать из-за страха кастрации, что приводит к гибели Эдипова комплекса (см. подробнее ).
Надо подчеркнуть, что Фрейд вел речь о страхе потерять анатомический орган пенис, а не о . Страх отсечения яичек, безусловно, существует у мужчин, об этом свидетельствуют не только психоаналитические исследования, но и множество распространенных мужских шуток на эту тему (см. ). Теме значения пениса для мальчика в эдипальном периоде посвящена статья .
В благоприятном варианте развития, по мнению Фрейда, в результате страха кастрации мальчик сублимирует свои сексуальные притязания в десексуализированные формы, которые определяют развитие его личности через достижения. Достижения формируют его успешность в жизни, что позволяет создать собственную семью, дав, наконец, возможность реализовать сдерживаемое столько времени сексуальное желание (по крайне мере, так считал Фрейд, и сам жил по этой схеме, см. ).
В неблагоприятном варианте, когда страх кастрации чрезмерный, его мысленная (идеаторная) составляющая в бессознательное, а чувственная (аффективная) составляющая остается в виде тревоги (беспредметного страха). Излишняя тревога «цепляется» за любые ситуации, могущие вызывать страх неудачи, усиливая эти страхи, которые мешают развитию личности, блокируют достижения и лишают способности вступать в конкуренцию – развивается кастрационный комплекс и невроз.
После рождения, и мальчики, и девочки привязаны к матери. Мальчик не меняет своей привязанности в эдипальный период. По мнению Фрейда, когда девочка обнаруживает отсутствие пениса не только у себя, но и у своей матери – это отвращает ее от «дефектной» матери, в результате чего у девочки возникает влечение к отцу (а, точнее, к его пенису). Получается, что если для мальчика страх кастрации знаменует собой конец Эдипова комплекса, то для девочки депрессивное переживание утраты пениса дает начало Эдипову комплексу (см. подробнее ). Страх кастрации для мальчика является мотивом выйти из эдиповой конкуренции, но девочке уже нечего терять, поэтому Фрейд считает, что «девочка попадает в эдипову ситуацию как в какую-то гавань» (“”). Из этого Фрейд делает вывод, что женщина никогда не расстается со своим кастрационным комплексом и бессознательно никогда не отказывается от желания заполучить себе пенис, о чем он пишет в своей книге, в которой подводит итог всей своей практики – “”.
В благоприятном варианте развития, по мнению Фрейда, «девочка переходит символическим путем от пениса к ребенку, ее Эдипов комплекс выражается до сохраняющегося в течение долгого времени желания получить в подарок от отца ребенка, родить ему ребенка» (“”). В конце концов, девочке также как и мальчику, приходится отказаться от эдипальных притязаний. По мнению Фрейда, с устранением страха кастрации отпадает и весьма веский мотив, и преодоление Эдипова комплекса девочкой является результатом воспитания, внешнего запугивания, угроз утраты родительской любви (там же). И девочке приходится отказаться от притязаний на отца и ждать пока она вырастет и сможет заполучить себе ребенка от мужа (суррогата отца).
В неблагоприятном случае кастрационный комплекс девочки формирует у нее комплекс неполноценности и, иногда, ненависть к мужчинам – счастливым обладателям пениса – порождая феминизм, женский гомосексуализм и клиническую депрессию. За любым неврозом женщины, по мнению Фрейда, стоит бессознательное желание заполучить себе пенис. По мнению Фрейда, счастье женщина может найти только в семье, – это мнение соответствует социальной реальности викторианской эпохи, в которой жил Фрейд.
::
Вывод: таким образом получается, что с точки зрения классического психоанализа, вторым компонентом Эдипова комплекса в своем нормальном проявлении является страх кастрации для мальчиков и депрессивное переживание кастрированности для девочек (о чем и пишет Чарльз Бреннер в , но почему-то избегает такой четкой формулировки).
Патогенез
В основе патогенеза лежит нарушения ранних детских механизмов определения личной сексуальности и генитальности, страха потери любви и поддержки, а также отношение и факторы окружающего мира
При этом возникает стремление индивида оставаться ребёнком и испытывать привязанность к оберегающей фигуре, не столь важно – к отцу или матери
Пиковые значения будущего расстройства личности предопределены 3-5 годами жизни пациента. Затем наступает этап некоторого угасания и дальнейшего возрождения в пубертатный период, который и определяется выбором индивидуального эротического объекта.
Если не происходит естественного разрешения и формирования нормальной сексуальной ориентированности, то это чревато невротическими заболеваниями — различными неврозами, психозами и зависимостями, а также сексуальными отклонениями.
Есть ли выход?
Если в подобных случаях ситуация затягивается, то она, увы, чаще всего заканчивается весьма неблагоприятно, вплоть до опасности расширенного суицида (когда страдающий юноша убивает мать, а потом и самого себя). Поэтому основной рекомендацией здесь может быть следующая: мать, набравшись душевных сил, должна попытаться зацепиться за любую возможность, способную помочь ей разорвать порочный круг, прервать эти кровосмесительные отношения. Этому может в немалой степени поспособствовать и появление у нее адекватного любовника, а еще лучше – брачных отношений. Тогда все еще может встать на свои места.
Оправданна также надежда на военную службу сына или учебу вдали от дома, тогда связь может быть расторгнута естественным путем
Но, пожалуй, самое главное – необходимость обратить внимание на особенности психики молодого человека, который оказался склонным к весьма необычным эмоциональным проявлениям в психотравмирующей стрессовой ситуации
И конечно же, лучше всего при самых первых проявлениях эдипова комплекса обращаться за советом и помощью к соответствующему специалисту. Это можно сделать, даже не раскрывая главной интимной тайны, ведь опытный специалист – психолог, психотерапевт или суицидолог – наверняка и сам многое поймет и проведет необходимое лечение в деликатной форме.
Что такое Эдипов комплекс
В 1897 году Фрейд впервые описал свое детство: нежные чувства к матери и ревность к отцу. Переживания он сравнил с древнегреческим произведением Софокла. В честь трагедии «Царь Эдип» комплекс получил название.
Теория Фрейда
Комплекс Эдипа, как психологическое явление, был представлен Фрейдом в 1910 году. Он считал, что данное явление одинаково влияет на детей разных полов. Дети испытывают неосознанное влечение к родителю противоположного пола. Во втором родителе они видят соперника и пытаются его устранить. Позже, ученик Фрейда Карл Густав Юнг вывел отдельный термин «комплекс Электры». Кратко два этих явления можно описать так:
мальчики в 3-5 лет стремятся завлечь внимание матери, ревнуют к отцу и видят в нем соперника;
девочки склонны больше внимания уделять внимание папе, применять на себя материнские обязанности.
Как выражение философского наследия Фрейда, комплекс получил большее значение в исследованиях психологов нового поколения.
Комплекс Эдипа в философии
В детской психике заложена потребность быть похожим на родителя. Это врожденный инстинкт в формировании целостного «Я» – идентифицировать себя в окружающем мире. А весь мир ребенка до 4-6 лет – дом и родители.
Мальчик стремится быть как отец. При этом он хочет взять на себя роль папы во всех отношениях, включая собственную мать. Ребенок не оставляет без внимания, что с определенного возраста родители не разрешают спать с ними. Возникает противоречие, конфликт. То же работает во взаимоотношениях дочки с матерью.
Причины возникновения
З. Фрейд писал, что феномену Эдипова комплекса в равной степени подвержены все люди без исключения. Романтическая любовь сына к матери – это вполне естественное явление, с которым сталкиваются мальчики в возрасте приблизительно трех-шести лет.
В цивилизованных и развитых обществах есть строгий запрет на инцест. В племенном строе африканских народов комплекс может перерасти в полноценные любовные отношения между матерью и сыном. Такая связь там не порицается.
Комплекс может развиваться даже у детей, воспитанных в детском доме. Они стремятся встретиться с бросившими их родителями, увидеть братьев и сестер. На этой почве развивается влюбленность к кровным родственникам.
В теории психоанализа есть точка зрения, что все страдания человека связаны с проблематикой комплекса Эдипа. Чувство ревности, ненужности, исключенности из социальной группы заставляют человека испытывать негативные эмоции.
Феномен может развиваться и по вине родителей.
Разрешение спать в одной постели с мамой и папой
С самого детства малышу важно объяснить, что он должен засыпать в своей кроватке, а утром не приходить в комнату к родителям.
Демонстрирование обнаженного тела. Матери считают, что маленькие дети не понимают, что конкретно они видят
При сыне нельзя обнажаться и демонстрировать тело в интимных подробностях, он должен понимать, что такое стыд и границы.
Поцелуи ребенка в губы. Проявлять свою любовь к малышу можно через объятия и нежные поцелуи в щеку. Сын должен с детства усвоить, что в губы целуют только любимого человека, но не родственника.
Детские психологи рекомендуют не отталкивать малыша, а мягко ему объяснять разницу между любовью мамы к папе и мамы к сыну. При правильном подходе к шести-семи годам комплекс проходит, мальчик понимает, что он не может жениться на матери, ему придется подождать своего времени.
В будущем это может повлиять на развитие комплекса Мадонны и блудницы у взрослеющего парня.
У мужчин и мальчиков
В раннем возрасте мальчики проявляют любовь к матери, предлагая свою помощь, обнимая и целуя ее. Они часто приходят в постель к родителям и занимают место отца в ней, постоянно ищут материнских одобрения и похвалы, а на наказания, исходящие от мамы, реагируют остро и порой неадекватно (впадая в истерики, демонстрируя негативизм).
Отца в это время они воспринимают как конкурента, избегают его общества, отрицательно относятся к физическим контактам с ним.
Взрослые мужчины подчас сохраняют в себе черты эдипова комплекса, бережно относясь к матери и игнорируя общение с отцом. Также сильный пол может культивировать любвеобильное отношение к дочери в семье, и быть более равнодушным к жене и сыновьям.
Такие эмоции и поведение находятся на грани нормы и патологии, а вот сексуальные отношения с противоположным полом, стремление приобрести женскую сущность — это крайние проявления эдипова комплекса у мужчин.
Выводы
Первым элементом эдипова конфликта является не только и не столько инстинктивный либидозный (сексуальный) инстинктивный импульс, как считалось в классическом психоанализе, сколько нарциссическая потребность ребенка быть в центре внимания и получать любовь и внимание обоих родителей для себя. Объект желания – это объект потребности (Пишон Ривьер)
Многими школами современного психоанализа введение понятия агрессивного инстинкта или инстинкта смерти видится излишним. Агрессивность человека является составляющей инстинкта самосохранения. Маленький ребенок реагирует агрессией на агрессивные факторы окружающей среды (см. ), для отстаивания своих личностных прав, так как они ему видятся (см. ), и в других случаях, когда испытывает дискомфорт. Агрессивные реакции маленького ребенка могут казаться гипертрофированными и неадекватными, но это обусловлено незрелостью психики маленького ребенка, и требует от родителей эмпатии и толерантности. В целом, агрессия ребенка является проявлением его психического здоровья, в то время как ее полное отсутствие свидетельствует о серьезных нарушениях личности (см. ). Чрезмерная агрессивность ребенка также свидетельствует о личностных нарушениях и является следствием триангулярных перекосов и огрехов воспитания.
примечания
Британский психоаналитик развил эту идею Фрейда до концепции объектных отношений, в которой важно не влечение, а привязанность. Британский психоаналитик Мелани Кляйн развила альтернативную очень мрачную концепцию привязанности младенца к груди, которая основывается на зависти и ненависти
Психоаналитик Джон Боулби подвергает критике, излагаемую здесь концепцию формирования привязанности у младенца и с иронией описывает ее так:
Среди прочих Боулби приводит следующий аргумент:
Конечно, Боулби абсолютно прав, первая привязанность появляется не из желания есть – просто, как правило, первым человеком, в адрес которого у младенца развивается привязанность, бывает мать, которая вступает с ним во взаимоотношения в процессе кормления и после него. Как выразилась Мелани Кляйн, психика ребенка формируется соска груди его матери (или соски). Конечно, если кормящий объект будет это делать безучастно и механически, и сам не привяжется к младенцу – привязанность не возникнет и со стороны младенца. В этом случае хорошо, если у него будет альтернативный объект, который будет оказывать ему достаточно внимания и привяжется к нему (например, бабушка или отец). А если такой человек вообще на найдется, младенец вообще не будет развиваться, и не сможет вообще ни к кому привязаться даже в более старшем возрасте: см. и .
Только привязанность порождает привязанность. И способность привязываться формируется в первый год жизни ребенка.
, не только со стороны психоаналитиков, о том, что дети воспринимали половой акт родителей как насилие отца над матерью, когда поза полового акта была миссионерской или сзади (и в этом есть элемент реальности, ведь агрессивные составляющие присутствуют в половом акте). Но создается впечатление, что Фрейд ничего не знал о существовании позы наездницы, которая нравится многим женщинам именно потому, что в этой позе они могут символически и физически доминировать над мужчинами. Некоторые мужчины поэтому эту позу не любят.