Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Спокойствие, только спокойствие, или агрессия у ребенка

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ

Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость — это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Тем не менее она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств и поэтому требует преодоления.

Как и в случае с агрессивной вспышкой, приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами.

Спокойствие, только спокойствие, или агрессия у ребенка

Если же ребенок уже вспылил, то урезонить его не удастся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснения взрослого

Взрослый не должен уступать ребенку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это лишь ложной принципиальностью и самоутверждение

Злиться — это нормально

Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.

Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.

Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта

Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично. 

Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя. 

Агрессия развивается вместе с малышом

По мере роста ребёнок продолжает исследовать мир другими способами. Его действия становятся более осознанными. Он начинает социализироваться и усваивает правила поведения. Но в его картине мира пока нет полного понимания своих границ и границ окружающего мира, в том числе и других людей. Поэтому ребёнок совершает действия, которые позволяют ему получить эти знания.

Его поведение может казаться достаточно агрессивным. Взрослый должен понимать, что, проявляя физическую агрессию по отношению к предметам, людям, животным, малыш устанавливает границы, и мягко сообщать ему, какие способы не годятся для этого.

Не стоит ругать ребёнка за сломанную машинку или куклу. Такое поведение является способом исследования. Изучения устройства предметов.

Если малыш бьёт своего брата или сестричку, других детей или взрослых, стоит для начала разобраться, что стоит за его поведением. Это может быть ревность по отношению к родителям, попытка защитить свою территорию, охрана своих границ при угрозе.

Дети от 4 лет – до школьного возраста

С ростом и развитием малыша совершенствуется речь и чувство контроля над своими эмоциями и действиями. К этому возрасту дети умело начинают управлять своими действиями, как правило, реже дерутся, хотя некоторые дети продолжают физической силой выяснять отношения. Хотя некоторые продолжают отбирать игрушки, драться и кусать сверстников.

Спокойствие, только спокойствие, или агрессия у ребенка
Агрессия у школьников часто направлена на сверстников

К возрасту 4-5 лет дети начинают вести активную полемику. Они пытаются унизить достоинство непонравившего ребенка при помощи слов, начинают обзываться и ругаться. Почему из уст маленького человечка можно услышать нецензурную брань? Такое поведение обычно ребенок впитывает из семейного общения

Очень важно не выяснять отношения при ребенке

Что означает агрессия ребенка в разном возрасте

3 года. В этом возрасте агрессия для ребенка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет еще более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймет, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.

4–5 лет. В этом возрасте ребенок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.

5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими.
Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым». Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.

Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать «семейными установками». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Другие статьи по теме:

надо ли наказывать детей?
Почему дети в садике часто болеют?
что делать, если ребенок боится чужих
Нужны ли карманные деньги детям?
Нужен ли особый подход к ребёнку ясельного возраста?
Какие методы воздействия эффективны для детей ясельного возраста?
почему ребенок не слушается
Что делать родителям гиперактивного ребенка
Когда отдавать ребенка в садик?
что делать если ребенок обманывает
Почему ребенок не хочет учиться?
Как рассказать ребенку, откуда берутся дети?
Помощь ребенка по дому
Ночные страхи у детей
Почему дети – эгоисты?
Что делать, если ребенок стесняется?
Родительский контроль за безопасностью и здоровьем ребенка
Ребенок не играет с игрушками
Как научить ребенка засыпать самостоятельно
Детско-взрослый разговорник

ОТСТАВАНИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано следующими причинами:

  • педагогической запущенностью;
  • задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью центральной нервной системы;
  • общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости.

Практический психолог, работающий с дошкольниками, должен уметь дифференцировать указанные типы отставания детей в психическом развитии, поскольку в его компетенцию входит коррекция только педагогической запущенности и легких форм задержки психического развития. Более сложные случаи требуют комплексной медицинской, дефектологической и психотерапевтической помощи.

Важно знать всем

Ребенок нуждается в похвале со стороны взрослых, прежде всего со стороны родителей. А это значит, что нужно хвалить своего малыша, когда видите что он трудится и пытается вести себя правильно. Такие выражения как: »Я очень горжусь, что ты поделился с товарищем игрушками, вместо того, чтобы снова драться с ним», »Мне очень приятно было видеть как ты себя вел», или же »То, как ты поступил сегодня, было очень хорошо» и тому подобное могут творить чудеса. Помните, когда ребенок видит удовлетворение, то он намного лучше воспринимает похвалу.

А когда будете говорить с ребенком о его поведении, то делайте это отдельно, без каких-либо свидетелей. Не употребляйте во время разговора эмоциональные слова, такие как »стыдно», »позор» и тому подобное.

И естественно, долгом каждого родителя является устранение таких ситуации, в которых может проявляться агрессия у ребенка. К примеру, если вы видите, что ваш ребенок после посещения детского садика стал агрессивным, то нужно разобраться в чем проблема и что привело к такому поведению. Ведь вполне вероятно, что с ним там плохо обращаются или обижают.

На сегодняшний день в борьбе с агрессивным поведением ребенка отлично работает сказкотерапия. Если вы видите у вашего ребенка проявление агрессии, то можете вместе с ним сочинять сказку, где главным героем будет малыш. И, как все герои, он в сказке должен вести себя правильно, чтобы заслужить похвалу окружающих и завоевывать титул героя. Конечно, проводить сказкотерапию лучше всего когда ваш ребенок находится в спокойном состоянии.

К тому же нельзя забывать, что ребенок должен иметь возможность осуществить эмоциональную разрядку, так что запишите его на какой-нибудь активный спорт, пусть он играет в активные игры и тому подобное, тут вариантов много.

Также важно, чтобы у ребенка формировались такие чувства и качества как сочувствие, сопереживание, доверие. А все это прививается в них в детстве, при помощи и участии родителей и воспитателей, учителей

Ведь как бы важна не была роль родителей, все же нельзя недооценивать и роль педагогов в воспитании детей.

Катастрофа XXI века

На сегодняшний день каждый человек, даже не являющийся специалистом в области психологии и педагогики, может с легкостью заметить, какими быстрыми темпами вырастает количество агрессивных детей. Естественно, этому способствуют много факторов:

  • Социальные условия;
  • Пробелы в семейном воспитании;
  • Родовые патологии, приводящие к повреждению мозга;
  • Безразличные к проблемам ребенка родители и учителя;
  • Средства массовой информации, фильмы и компьютерные игры, в которых идет активная пропаганда насилия.

На самом деле причин очень много

Однако, проблема столь серьезна и актуальна, что сегодня нужно обратить на это особое внимание

Ведь при рождении у ребенка всего 2 способа реагирования на разные стимулы: удовольствие или неудовольствие. И когда малыш сыт, чист и у него нет никаких болей, то ребенок проявляет только положительные эмоции – это может быть улыбка, спокойное наблюдение за окружающими и даже спокойный сон. В тех случаях, когда у малыша есть какой-то дискомфорт, то у него появляется недовольство: он начинает плакать, кричать и тому подобное.

Медикаментозное лечение аргессиии

Основное лечение агрессиипсихопатииА эффективное лечение агрессии зависит от рационального применения лекарственных препаратов самых разных групп: нейролептической, противосудорожной, психостимулирующей, ингибиторов МАО, серотонинергической, а также лития.
Агрессивность в редких случаях еще относится и к признакам психоза, развивающегося на фоне психопатии.
Это происходит в тех случаях, когда перед больным возникает препятствие, которое он не может преодолеть в силу своей не способности адекватно реагировать на внешние раздражители. В данном случае, лечение агрессии возможно употреблением нейролептиков, которые уменьшают интенсивность проявления психоза. Они устраняют агрессивность благодаря неспецифическому седативному действию. 

В результате приема нейролептиков во время неадекватного поведения количество вспышек агрессивности и других форм неконтролируемого поведения заметно уменьшается, особенно уличностей, склонных к шизофрении.
Лечение агрессии такими препаратами в конкретно данном случае является эффективным.
При проведении независимого исследования было выяснено, что психопатически агрессивные люди испытывают острый дефицит серотонина.

В терапии агрессии у таких личностей широкое применение получили серотонинергические лекарственные средства.
Например, такой препарат, как фенфлурамин показан при наличии суицидальных мотивов в поведении, а флуоксетин – при пограничных психопатиях, которые сопровождаются импульсивным поведением и самоуничтожением.
Часто у агрессивно настроенных людей, имеется порочность в развитии или приобретенное органическое поражение нервной системы, что проявляется неспособностью адекватно воспринимать внутренние и внешние раздражители.

В таких случаях широкое применение получили психостимуляторы.
Когда агрессивность в поведении сопровождается эпилептическими отклонениями на ЭЭГ, а также имеются соответствующие анамнестические данные, в лечении используют противосудорожные средства. На смену старого препарата фентоин, получил широкое применение карбамазепин, который тормозит приступы агрессивности, суицидальные мысли, а также помогает поддерживать контроль над собой.
При эмоциональной неустойчивости, склонности к агрессивному поведению применяют препараты лития.
Такие состояния считаются предшественником пограничных психопатий. Его эффективность была доказана опытным путем, в результате применения в закрытой группе людей, находящихся в местах лишения свободы.

Препараты, которые обычно не рекомендуют при проявлениях агрессии.
Не рекомендуется применение антидепрессантов трициклического ряда.

Достоверно доказано, что использования их при наличии в поведении человека импульсивности и агрессивности различного генеза, как проявления любого из видов психопатий, только будет способствовать интенсивности нарастания и проявления симптомов данных патологических состояний.
У людей с таким заболеванием при назначении препаратов данного ряда, например, амитриптилин, может усилится асоциальное агрессивное поведение, и проявятся мысли о суициде.

Поэтому, необходимо сначала точно установить истинные причины развития психопатии с проявлением агрессивности. Для этого врач должен внимательно и всесторонне обследовать человека и постоянно проводить контроль за лечением, отмечая все изменения в поведении, настроении и мыслительных процессах

Особенно важно проводить наблюдение в начале лечения, когда происходит адаптация организма к назначенным препаратам и существует повышенный риск возникновения непредвиденной реакции пациента на применяемый препарат.

В любом случае, лечение должно подбираться только индивидуально и только на очной консультации у опытного врача-психотерапевта после тщательной диагностики состояния человека.

В клинике Роса имеются все средства и условия для лечения различных видов психопатий, которые проявляются как с выраженной степенью агрессии, так и проявлениями враждебности или повышенной раздражительности.

Кое-что напоследок

Детская агрессия, это реальная проблема, которая, если не искоренить вовремя может стать причиной многих бед в жизни ребенка.

Поэтому, если вы перепробовали все методы о которых говорилось выше и все равно не достигли никаких результатов, тогда необходимо обратиться к специалисту. Психолог поможет найти решение этой проблемы и сможет наладить контакт с ребенком, налаживая при этом и отношение ребенка как к родителям, так и к окружающим.

Важно помнить, что каждый ребенок – это зеркальное отражение своих родителей. Так что, если ваш ребенок становится агрессивным, злым, вечно строит конфликты тогда стоит пересмотреть самого себя и задать себе вопрос: а не являюсь ли я такой/таким? Честно ответив самому себе на этот болезненный вопрос вы уже не будете делать поспешные выводы насчет своего ребенка

Иногда, когда родители меняются сами, то и сам ребенок начинает вести себя более спокойно, сдержанно.

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх — это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет

Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками

Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии.

‍Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

‍Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

‍«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату. 

Как помочь подростку

Основная тяжесть оказания помощи в таких ситуациях ложится на родителей или близких.

Прежде всего необходимо понимание причин таких нарушений поведения. Если налицо семейные проблемы (конфликты, гиперопека или гипоопека, психические расстройства у членов семьи), то нужно заняться «оздоровлением» атмосферы внутри семьи. Здесь помогут и совместное времяпровождение, и занятия семейной психотерапией, советы психолога и т.д. 

Если нет видимых и объяснимых причин — то следует обратиться на консультацию к врачу психиатру чтобы исключить заболевания, требующие лечения. В случае если подросток отказывается идти на прием к врачу, имеет смысл сходит на прием к доктору без него.

Как вести с ребенком 2, 3, 5, 7 лет, который проявляет агрессию: советы психолога

Если в поведении ребенка появилась агрессия, нужно правильно на это реагировать. Помогут справиться с агрессией у ребенка 7 лет советы психолога. Специалистами разработан ряд рекомендацией, направленных на коррекцию девиантного поведения.

Кроме того, агрессивность устраняется физической нагрузкой. Если мальчик часто проявляет злость, можно попробовать отдать его в спортивную секцию, где он сможет выплескивать накопившуюся энергию. Можно предложить маленькому бунтарю изобразить свои эмоции на бумаге или вылепить из пластилина. Это отвлечет его от злости. Но самое главное — быть понимающим и спокойным взрослым, который умеет быть твердым и знает, когда нужно пойти на компромисс.

Не реагируйте на незначительную агрессию детей

Если маленький мальчик или девочка проявляет агрессию, но она не несет угрозы ни для ребенка, ни для окружающих, и вызвана объективными причинами, следует поступить таким образом:

сделать вид, что ничего не произошло;
показать понимание детских чувств;
попробовать переключить внимание ребенка на другой объект, занять чем-то интересным.

Агрессия может накапливаться, поэтому иногда необходимо просто выслушать ребенка

Маленьким детям нужно внимание взрослого, поэтому в некоторых случаях игнорирование — эффективный способ коррекции поведения

Оценивайте поведение ребенка, а не его личность

В разговоре с детьми в момент вспышки злости нужно отвечать спокойно доброжелательным, но твердым голосом, чтобы показать маленькому бунтарю, что родители против его поведения, а не против него самого. Не нужно делать акцент на том, что он поступает таким образом не первый раз.

Необходимо выразить свои чувства, отметить, что он плохо говорит с людьми. Можно спросить его, хочет ли он кого-то обидеть, чтобы дать понять, к чему приведет такое поведение. Можно констатировать поведение ребенка, сказав, что он ведет себя агрессивно. Или отметить, что он ведет себя не по правилам, сделав акцент на том, что агрессия ведет к нарушению правил.

Держите собственные негативные эмоции под контролем

Агрессивное поведение ребенка вызывает соответствующую реакцию со стороны взрослого, потому что выслушивать кричащую дочь или смотреть, как сын швыряет предметы, плачет и ругается, неприятно. Однако, следует помнить, что взрослые, в отличие от детей, могут контролировать свои эмоции.

Если сын или дочь проявляет агрессию, нужно постараться сохранять спокойствие и дружелюбие. Главная цель — гармония в семье, спокойный и послушный ребенок, а это невозможно без установления партнерских отношений. Маме, папе или учителю необходимо не повышать голос, не кричать, контролировать свои жесты. Сжатые кулаки и хмурый взгляд — это то, чего следует избегать в общении с детьми. Кроме того, стоит избегать оценки личности его друзей, а также применения физической силы.

Позаботьтесь о репутации ребенка

В момент пика агрессивности детям сложно признать свою неправоту. Неправильно думать, что пятилетний ребенок ничего не понимает: это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать собственную репутацию. Даже если маленький бунтарь не прав, не стоит осуждать его публично, показывать окружающим свое негативное отношение к нему. Нотации на публике не принесут результата, а только усугубят ситуацию и приведут к новой агрессии.

Кроме того, нужно учиться уступать. Когда выяснена причина агрессивной реакции, можно предложить ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации. При воспитании пятилетних детей это лучший вариант. В этом случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он это делает по-своему, что поможет скорее исчерпать конфликт.

Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей

Когда маленький ребенок проявляет агрессию, взрослому нужно пересилить себя и проявить в ответ неагрессивную модель поведения. В момент проявления злости со стороны ребенка необходимо выдержать паузу, не перебивать его и не спорить с ним. Иногда при чрезмерной агрессивности ребенку лучше какое-то время побыть одному, чтобы успокоиться. Нужно дать ему на это время. Самое главное — жестами, голосом и мимикой нужно выражать спокойствие.

Агрессия и аутизм

Современные исследования агрессии у лиц с РАС выявляют любопытные тенденции относительно факторов риска. Полученные выводы углубляют наши общие представления о проблемном поведении. Рассмотрим наиболее интересные из них:

  • Люди с РАС чаще склонны проявлять агрессию в отношении близких, осуществляющих за ними уход, по сравнению с нейротипичной выборкой и другими лицами с когнитивными нарушениями.
  • Аутисты обоих полов демонстрируют примерно одинаковую склонность к агрессии, что отличает их от остальной популяции. В то же время, обычные факторы риска (более низкий уровень интеллектуального развития, образования, речевых навыков) не повышают вероятность агрессивного поведения среди лиц с РАС.
  • Как и в случае нейротипичной выборки, возраст является фактором риска. Чем моложе лицо с РАС, тем выше уровень агрессии. Предположительно, созревание и обучение благоприятно влияют на поведение.
  • Наиболее склонны к агрессии те, у которых более выражена симптоматика. В зоне риска дети, интенсивно практикующие повторяющееся поведение, особенно это касается самоповреждения и ритуалов, а также повышенной чувствительности к нарушениям рутины. Также с агрессивными проявлениями при аутизме связывают более глобальные трудности социального взаимодействия.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что основные симптомы аутизма коррелируют с риском формирования проблемных форм поведения. Возможно, отсутствие понимания окружающих и дискомфорт, вызванный нарушением привычного положения вещей, способствуют развитию агрессивных видов реагирования у людей с РАС.

Рекомендации для родителей

Агрессивность детей от 1 до 3 лет считается нормальным этапом развития.

Ваша правильная реакция на такое поведение поможет быстро и благополучно пройти все возрастные кризисы.

Важно! В любом возрасте вам следует останавливать негативные действия, направленные против вас или другого человека. Если не понимает слов, то убирайте из зоны конфликта

Если ребенку 1 год

В 1 год ребенок еще не способен до конца осознать обращенную к нему речь. Чтобы минимизировать риски агрессии, вы можете:

организовать безопасное пространство для удовлетворения исследовательского интереса (подробнее читайте в статье Безопасность детей дома>>>);
переключать внимание на что-то другое;
объяснять и рассказывать, как пользоваться разными предметами;
делать вместе с ребенком, а не за него.

Старайтесь сокращать количество запретов. Да, это не так просто, но вполне реально.

Самое страшное в реакции родителей на агрессию ребенка — это физические наказания, крики, угрозы.

Подобное поведение только закрепляет негативное поведение малыша, и проблемы нарастают как снежный ком.

Чтобы научиться общаться с подросшим малышом и правильно формулировать свои запреты, смотрите интернет-курс Мама-главная>>>

Если малышу 2 года

В этот период делайте следующее:

  1. Укрепляйте взаимоотношения с ребенком;
  2. Чаще обнимайте, целуйте;
  3. Предлагайте альтернативы действий агрессивному поведению;
  4. Избегайте манипуляций в отношении;
  5. Выстраивайте границы дозволенного.

На заметку! Вам важно показать ребенку, что испытывать негативные эмоции — это нормально, но мы должны выражать их безопасным способом

Что делать в 3 года

В этом возрасте вы продолжаете работу по обучению ребенка распознавать, контролировать, сдерживать негативные эмоции. А также:

  • помогаете социализироваться;
  • проводите разъяснительные беседы;
  • устанавливаете четкие правила поведения.

Градация рекомендаций по возрастам весьма условна. Один и тот же метод воспитания по-разному действует на каждого ребенка. Вам придется использовать все доступные способы для того, чтобы перевести агрессию в мирное русло.

Счастливого материнства!

  • Сколько должен спать ребенок в 2 года?
  • Ребенок бьет детей в детском саду
  • Как заставить ребенка слушаться?

Первичная агрессия

Человек рождается с набором инстинктов и импульсов.
В том числе и с первичной агрессией.

Не будь её, младенец просто не смог бы выжить

Его плач, громкий призыв обратить на себя внимание – по сути агрессивен. С его помощью малыш вторгается в личные границы своей семьи, чем нарушает установленный до его появления порядок

Чуть позже он пробует кусать материнскую грудь – источник питания. Это первые неосознанные попытки внести свою агрессию в окружающее поле, проявить себя.

Затем развивается хватательный рефлекс, чем малыш с интересом и настойчивостью пользуется. Он хватает всё, что попадается ему на пути, не будучи способным осознавать, что причиняет боль. Матери, окружающим, домашним животным. Наносит урон предметам обстановки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий