Профилактика и устранение
Профилактика вредных привычек предполагает уничтожение их на начальном этапе.
Чтобы оказать сопротивление вредным привычкам у ребенка, для начала необходимо найти их источник появления. Это может быть окружающая среда или неправильное поведение родителей. Прежде всего, родителям следует чаще поднимать самооценку ребенка, развивать его самодостаточность
Постоянно надо акцентировать внимание ребенка на его достижениях. А самым надежным способом избавления от вредной привычки есть вознаграждение.
Уничтожение пагубной привычки невозможно без наказания
Оно не должно быть жестоким, но справедливым. Наказанием может служить любая работа по дому, которая не оставит времени на дурные мысли. Требуется также собственным примером доказывать ребенку, что без вредной привычки можно жить. Если же это не способствует отказу от привычки, желательно поставить в пример ребенку его кумира, который не одобряет вредных привычек. Нужно помнить, что родители, достигнут эффекта в воспитании ребенка только тогда, когда будут придерживаться единой точки зрения. При серьезной проблеме требуется обратиться к психологу, который найдет подход к ребенку и методы борьбы с вредной привычкой.
Важно не забывать, что ключевую роль в формировании детского характера играют родители. Благодаря им вырастает гармоничная, духовно-богатая, интеллектуально-развитая, творческая личность
Только родители смогут помочь ребенку справиться с вредной привычкой, побороть свои недостатки и приобрести репутацию в обществе. А воспитательный процесс должен быть направлен, прежде всего, на формирование человека, у которого в приоритете здоровый образ жизни.
Терпение и труд
Что делать, когда вы понимаете: у вашего ребенка появилась «дурная» привычка? Как говаривал Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» Прежде всего определимся с тем, как поступать ни в коем случае не нужно.
Нельзя ребенка ругать и наказывать, смеяться над ним, критиковать и резко одергивать, особенно в общественных местах: стыд, угрызения совести и тревога могут закрепить негативную модель поведения.
Еще один тупиковый путь — манипуляции и ультиматумы («Если я увижу, что ты это делаешь, я перестану покупать тебе конфеты / отберу айпад /не поведу больше в кино»). В большинстве случаев такие меры приносят больше вреда, чем пользы. Почему? Да потому что сила воли у маленького человечка развита еще недостаточно и четко контролировать свои действия он пока не может. Потому слова: «Так делать нельзя» и «Это нехорошо — не делай так больше» могут заставить малыша испытывать чувство вины и даже замкнуться в себе.
7 приемов эффективной борьбы с вредными детскими привычками
Начните с увеличения количества заботы и внимания, проявляемого к малышу. Не будьте с ним чересчур строгими и авторитарными. Не нагружайте сверх меры — ни умственно, ни физически. Не раздражайтесь на него, не запугивайте и не наказывайте. Напротив, постарайтесь обеспечить максимум позитивных впечатлений: от искреннего интереса и тактильного контакта («обнимашки» в постели при пробуждении и легкий массаж перед сном) до вкусной еды и теплых расслабляющих ванн с громадными шапками пены.
Боритесь с привычкой, а не с ребенком! Как правило, дурные привычки — близкие соседи некомфортного психологического состояния малыша. Постарайтесь понять, что лежит в основе привычки, и вам станет более-менее понятно, как с ней справиться. Если позволяет возраст, обязательно говорите с ним о том, что его тревожит, что ему не нравится, и пробуйте это устранить
Если кроха еще маленький, старайтесь непринужденно переключать его внимание, отвлекать, при этом спокойно и незаметно останавливая нежелательное действие. Выбирайте время и создавайте атмосферу для доверительных бесед, понятным языком рассказывая ребенку о естественных последствиях его «вредных» действий (в детском саду поедателя козюль наверняка будут дразнить, а с забиякой или ябедой — отказываться дружить)
Постепенно малыш должен понять как последствия вредной привычки, так и преимущества ее отсутствия и самостоятельно принять правильное решение. Конечно, здесь нельзя давить и торопиться.
Один из эффективных способов победить вредные привычки — это искреннее позитивное подкрепление поведения малыша в те моменты, когда он справляется с ними. Кроме словесного одобрения, можно, например, сделать и повесить на видном месте красивый листок, куда в случае успеха вы вместе будете крепить наклейки с его любимым персонажем из мультфильма. Дайте ребенку почувствовать, что вы гордитесь его маленькими победами!
Научите его выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение. Довольно часто именно потому, что они не умеют (или боятся) показывать свое раздражение, злость или нетерпение, дети, например, начинают обкусывать ногти. Устраивайте шуточные бои подушками, рвите газеты, месите тесто или пластилин, рисуйте ладошками абстрактные полотна — делайте что угодно, чтобы в игровой форме справиться со стрессом и агрессией.
«Забудьте» о вредной детской привычке: не говорите о ней вслух и не фиксируйте на нежелательном действии внимание ребенка («А ну-ка перестань!», «Опять за свое?!», «Немедленно прекрати!»). Поверьте, многие вредные детские привычки умирают в зачатке, если их игнорировать! Лучше почаще говорите малышу о его достоинствах.
По возможности подкрепляйте свое намерение практическими решениями. Грызет ногти? Коротко обстригайте их. Слюнявит рукава пижамы? Надевайте короткую футболку и оставляйте дверь в детской полуоткрытой, чтобы малыш мог видеть полоску света, или включайте ночник. Повторяет плохие слова? Введите кодовое слово (например, «ой!») — когда их накопится больше десяти, последуют «штрафные санкции». Насколько возможно, ослабьте «провоцирующие» элементы: спрячьте подальше смартфон или отдайте планшет «в ремонт», не покупайте много шоколада, сделайте некомфортным сидение за компьютером.
Все усилия будут напрасными, если вы сами являетесь носителями привычек, которые являются не слишком удачным примером для детей, будь то неаккуратность, невежливость или курение. В этом случае нужно первым делом разобраться со своими привычками. Стоит ли удивляться, что кроха изумленно смотрит на вас, когда вы ругаете его за то, что он разбрасывает свои вещи, если папа, приходя с работы, делает то же самое?
Хорошие, плохие и бесполезные
Когда вредные привычки являются — каламбур! — безвредными возрастными особенностями ребенка, в них нет ничего страшного, со временем он их перерастет. От шарканья ногами при ходьбе, ерзанья на стуле, прилюдного выпускания газов, ковыряния в носу, игры с волосами, драчливости, употребления ругательств и слов-паразитов («значит», «че», «прикинь», «ну» и др.) при правильном воспитании через некоторое время не останется и следа.
Будьте внимательны, когда такие привычки живут дольше нескольких месяцев: выходя за рамки допустимых по возрасту, они могут стать причиной падения самооценки и трудностей в общении, а некоторые к тому же просто опасны для здоровья. К примеру, сосание большого пальца вредит формированию прикуса, а ковыряние в носу чревато ранками, кровотечениями и даже повреждением тонкой носовой перегородки.
Есть и явно асоциальные привычки, например агрессивность или прикарманивание чужих вещей. Именно в таких случаях помогать ребенку избавляться от вредных привычек необходимо! Ведь он может и понимать, что делать так нехорошо, но не знать, как с этим справиться.
Что посеешь, то и пожнешь
Причины для развития этих своеобразных детских механизмов адаптации самые разные.
Вредные привычки могут быть:
результатом подражания (взрослым, другим детям и даже мультяшным героям или персонажам детских книг);
итогом стрессовых ситуаций (в семье, в общении со сверстниками) или недостатка внимания и понимания со стороны близких;
следствием психологических и неврологических проблем.
Одни дурные привычки, как бы странно это ни звучало, — неотъемлемая часть нормального детского развития. Привычка обзываться и отмахиваться («Иди ты!», «Сам дурак!»), бить и кусаться, как правило, отступает после кризиса взросления, когда кроха понимает, что есть более эффективные способы отстоять свою правоту и добиться желаемого. Бывает и так, что особенности поведения становятся способом справиться с нервозностью, страхом, неуверенностью в себе, внутренним беспокойством. Часто это последствия отсутствия ласки, внимания, эмоционального контакта с близкими людьми. Когда малыш оказывается предоставлен самому себе, он ищет способ справиться со своими переживаниями. Вот только спектр действий для его возраста невелик — и вот уже кроха сосет палец, обкусывает ногти, теребит мочку уха и даже выдергивает волосы.
Виды вредных привычек
Все вредные привычки делятся на две группы:
1. Паталогические – привычки, появившиеся в результате отсутствия родительского внимания и заботы, также могут быть вызваны из-за регулярного физического и чрезмерно жёсткого наказания:
- грызть ногти (губы, кутикулы);
- онанизм;
- выдёргивание волос;
- удары по собственным частям тела рукой или другим предметом (удары головой об стену);
- сосание пальцев или собственной одежды.
2. Непаталогические – привычки, перешедшие к детям от родителей. Они не приучают ребенка к гигиене и культуре и показывают плохой пример:
- ковыряние в носу;
- чавканье;
- шарканье ногами;
- использование слов-паразитов;
- сутулость;
- нецензурная речь.