Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 12 октября 2021

Почему у новорожденного глазки бегают в разные стороны

Попадание инородного тела

Самой распространенной причиной, почему грудничок трет глаза, является попадание в них инородного предмета. Даже ресничка или песчинка могут вызвать неприятное ощущение дискомфорта. Не стоит забывать, что наличие самого маленького предмета в глазу малыша способно вызвать массу осложнений. Ребенок будет рефлекторно пытаться избавиться от инородного тела, начнет чесать глаза руками и сможет занести инфекцию. Поэтому родители должны постоянно следить за гигиеной рук малыша. Особенно осторожными нужно быть при играх с песком в детской песочнице. Попадание грязного песка может вызвать серьезные заболевания глаз, требующие медикаментозного лечения.

Если малышу в глаз попала песчинка или соринка, порядок действий для родителей следующий:

  • провести осмотр глаза и выявить место ее нахождения;
  • промыть глаз кипяченой водой или некрепким чаем.

Если инородное тело крупного размера или родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, то лучше как можно быстрее обратиться к окулисту. Своими попытками извлечь предмет можно причинить боль и только навредить ребенку, в то время как специалист справится с эти быстро и безболезненно.

Советы по профилактике

Чтобы нервные тики ребенка со временем не переросли в более серьезные психические нарушения, нужно предпринять все возможные меры, чтобы их не допустить. Для осуществления этого не нужно ничего сверхъестественного. Достаточно будет не забывать о том, что малыш видит поведение родителей и окружающих его людей, делает собственные выводы и оценивает происходящие события в силу своего уровня развития.

Психика ребенка в раннем возрасте неустойчива и ранима, поэтому любое выяснение отношений родителей на повышенных тонах – стрессовая ситуация, которая может повлечь за собой тикозные проявления. Именно в семье малыш должен чувствовать поддержку и понимание. Это его крепость, в которой он, в случае необходимости, может спрятаться от всех своих страхов. Если таких взаимоотношений нет, то риск развития тиков достаточно высок.

Дети, живущие в спокойной, доброжелательной обстановке, очень редко бывают подвержены нервным тикам. Чтобы не пришлось лечить последствия психического дисбаланса у ребенка, достаточно создать для него комфортные условия. Заключаются они в следующем:

  • избегание беспокойства и стрессовых ситуаций;
  • здоровый полноценный сон;
  • качественная и полезная еда, запрет на фастфуд и слишком сладкую и жареную пищу;
  • соблюдение режима дня, правильная организация отдыха;
  • дозированное использование компьютера и просмотр телепередач;
  • максимальное пребывание на свежем воздухе;
  • занятия в спортивных секциях, соответствующих интересам и темпераменту ребенка;
  • недопустимость переутомления.

В редких случаях воспитание подрастающего поколения обходится без наказаний. Они, безусловно, нужны, но в пределах разумного. Физическое воздействие сразу исключается. Допустимы лишь моральные методы влияния. Ребенок должен четко знать, за какой проступок он наказан и как нужно было поступить правильно. При этом следует заверить малыша, что на любовь к нему наказание никак не влияет. Только в такой ситуации он сделает правильные выводы и получит минимальное нервное потрясение.

Даже если появления нервных тиков у ребенка избежать не удалось, следует помнить, что это не самое страшное, что могло с ним произойти

Современная медицина в сочетании с родительской заботой и вниманием способны творить чудеса

Ранняя профилактика правильного развития зрительного аппарата у детей

Формирование глаз малыша начинается задолго до его рождения. 3-12 неделя — самый важный период внутриутробного развития, в это время происходит закладка самых важных жизненных органов и систем, и маленький человечек очень восприимчив к разрушающим действиям.

Нарушения в формировании органов зрения могут быть вызваны недостатком витамина А (слепота), избыточным введением сахароснижающих препаратов (недоразвитие зрительного нерва, врожденная катаракта). Даже прием аспирина может спровоцировать глазные патологии. Будущим мамам нужно быть особенно внимательным к своему здоровью.

Зрение — волшебный дар, данный нам природой. Берегите своего ребенка, внимательно следите за его развитием, регулярно посещайте офтальмолога, чтобы не получить проблем, которые не всегда удается решить.

Как лечить косоглазие у ребенка?

Для правильного формирования глаз и развития глазных мышц родителям следует заниматься с ребенком гимнастикой:

  • Посадите малыша на колени и показывайте ему какую-нибудь крупную и яркую игрушку, двигая ею в разные стороны.
  • Включите настольную лампу и закрепите на ней цветной шарик диаметром 1 см. Прикройте ладонью один глаз малыша. Двигайте лампой с шариком в стороны, задерживая его в разных точках на 20-30 секунд.
  • Подвесьте над детской кроваткой погремушки, до которых ребенок может дотянуться руками.
  • Меняйте расположение игрушек над малышом. Ему может понравиться одна из них и он будет постоянно смотреть на нее, что не способствует правильному формированию глазных яблок.

Все эти профилактические меры помогут новорожденному быстрее научиться двигать глазами синхронно. Гимнастика должна быть одобрена врачом. Он посоветует и другие специальные упражнения. К ним могут быть противопоказания. Зарядка для глаз не проводится при плохом самочувствии младенца. Также не делайте ее продолжительной. Ребенок не должен уставать. Однако гимнастика становится эффективной только в том случае, если она ежедневная.

По мнению некоторых докторов, несинхронность движений глаз у младенца — это естественное состояние. Изначально глазки двигаются только по горизонтали, а позже — по вертикали. В связи с этим не стоит сильно беспокоиться, что ребенок немного косит в первые месяцы своей жизни. Но профилактикой косоглазия заниматься следует всем родителям. Впоследствии оно может привести к серьезному нарушению зрения.

Вопросы и ответы

Вопрос:

Здравствуйте, у моего мужа врожденный наследственный нистагм, который передался ему от матери (болезнь передалась также единственному брату мужа). У мужа миопия (видит 3-4 строчки, очками корректируется немного, видит 6-7 строчек)

Скажите, пожалуйста, существует ли вероятность, что наши дети будут здоровы? Могут ли они не быть носителями данного заболевания? Есть ли какие-нибудь меры предосторожности, которые следует предпринять во время планирования беременности? Во время беременности? Сразу после родов?

Ответ:
Здравствуйте, врожденный нистагм может определяться несколькими генами, которые нследуются по разному. Так что точный прогноз дать сложно. Чаще всего это такой тип, который определяет вероятность передачи потомству — 50%. Если ген унаследуется — будет заболевание, если нет — то заболевания не будет и носителями дети тоже не будут. Никаких мер профилактики нет.

Вопрос:

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, нам не говорят ещё точного диагноза, но мы очень волнуемся и хочется хоть что- то узнать о нашей проблеме. У нас доченьке 4 месяца ставят вертикальную нистагму. Можно подробнее узнать о этом диагнозе и какие последствия. Заранее, огромное спасибо за ответ.

Ответ:
Здравствуйте! Нистагм — это не диагноз, а симптом (означает ритмичное движение глазных яблок), является симптомом неврологических отклонений. Ребенку необходимо пройти обследование у невролога, после чего при необходимости будет назначено лечение.

Вопрос:

Здравствуйте. У меня врожденный нистагм, с 16-ти лет на всех медкомиссиях в военкомате говорят, что я годен. Сегодня был у невропатолога, пожаловался на нистагм еще раз, она еще раз сказала что с этим ничего не сделать, спросил про армию, сказала что с врожденным нистагмом не берут. Вот из-за этой несостыковки возник вопрос: берут или нет с врожденным нистагмом в армию?

Ответ:
Здравствуйте. В зависимости от нарушения функций зрения и основного заболевания.

Вопрос:

Здравствуйте. Заметила, что ребенок начал делать непроизвольные движения глазами. Сходили к невропатологу сказали что это первые признаки эпилепсии. Назначили препарат Депакин хроно. Принимаем его уже год,состояние улучшилось, но я вот думаю может мы не то лечим? Ходили к окулисту, сказали нормально все. Но по признакам похоже на нистагм. Я запуталась и не знаю что думать. Подскажите пожалуйста, что делать?

Ответ:
Здравствуйте. Нистагм является признаком неврологического, а не глазного заболевания. Думаю, стоит еще раз проконсультироваться у грамотного невролога, сделать МРТ головного мозга, энцефалографию.

Вопрос:

Здравствуйте. Девочка, пять лет, врожденный горизонтальный среднеразмашистый нистагм, гипермитропия высокой степени- предложили операцию. Насколько необходима операция, какова вероятность успеха, есть ли другие методы лечения?

Ответ:
Здравствуйте. Нистагм – глазной симптом, но почти всегда его сущность связана с невропатологией. Существуют разные виды нистагмов. Слишком мало данных, чтобы давать вам советы. Ваш ребенок, вероятно с рождения наблюдается у докторов и их предложение в данном случае гораздо квалифицированней. Судить заочно, крайне сложно.

Кто находится в группе риска?

Выше мы рассмотрели случаи физиологического косоглазия, не требующие коррекции. Они исчезают сами по себе без специального лечения. Но бывают случаи, когда родителям нужно внимательней относиться к глазам своего ребенка и при подозрении на патологии, незамедлительно обращаться к детскому окулисту.

Почему у новорожденного глазки бегают в разные стороны

  • У кого-то у родственников есть глазные заболевания. Врачи отмечают, что склонность к близорукости передается по наследству. Даже если у одного из родителей или близких родственников есть проблемы со зрением, то ребенку обязательно это передастся. Генетически обусловленная слабость глазных мышц изменяет не только качество зрения, она может стать причиной патологического косоглазия.
  • На ранних этапах вынашивания, когда у эмбриона происходила закладка тканей, отвечающих за зрение, и их развитие, мать перенесла определенные заболевания. Это может быть цитомегаловирус, токсоплазмоз или герпес. Эти вирусные недуги могут негативно повлиять на развитие зрительных органов ребенка.
  • Сложные или ранние роды также могут дать толчок к неправильной работе систем новорожденного и привести к патологической асимметрии.
  • Вирусные, инфекционные и воспалительные заболевания на начальном этапе жизни малыша могут привести к косоглазию.

Изменение зрения в первый месяц

В первые недели своей жизни ребенок видит совершенно не так, как взрослый человек. У малыша глазное яблоко имеет приплюснутую форму и быстро растет. Сетчатка у него не полностью сформирована. Центрального зрения нет из-за отсутствия желтого пятна. Малыш не может видеть объемные предметы и оценивать расстояние к ним.

Обратите внимание! У ребенка иногда может развиваться так называемое младенческое косоглазие. Это происходит из-за слабости бинокулярного зрения или в случаях, если женщина во время беременности вела нездоровый образ жизни

Также в первые месяцы дети воспринимают окружающий мир в черно-белых тонах и не различают цвета. Первый цвет, который начинают видеть дети, – красный.

Анатомия

Анатомия и физиология, лежащие в основе ощущения баланса человеческого тела, сложны. Сюда вовлекаются многие системы, включая головной мозг, спинной мозг, глаза, уши и рецепторы в коже, суставах и мышцах. Нарушение любой из этих областей из-за травмы или болезни может негативно повлиять на чувство равновесия.

Внутреннее ухо, которое также называют лабиринтом , состоит из полукружных каналов вместе с мешочком и маточкой. В совокупности эта система внутреннего уха называется вестибулярной системой или вестибулярным аппаратом.

Внутреннее ухо также содержит улитку, которая является основной структурой, участвующей в восприятии слуха.

Три полукружных канала реагируют на и вращательные движения головы. Каналы расположены под углом 90 градусов друг к другу и заполнены жидкостью, называемой эндолимфой. Волосковые клетки расположены у основания каждого полукружного канала и выступают в эндолимфу. Движение головы вызывает движение эндолимфы в каналах, что, в свою очередь, заставляет волосяные фолликулы двигаться соответствующим образом и излучать импульсы о равновесии, которые поступают в головной мозг. Волосковые клетки в мешочке и маточке реагируют на линейное ускорение головы, например, при езде в лифте или при движении вперед.

Сенсорная информация из внутреннего уха передается в мозг через вестибулярную часть восьмого черепного нерва , которая также называется вестибуло-кохлеарным нервом. Улитковая часть нерва передает информацию о слухе. Определенные области мозга, в частности мозжечок и ствол мозга, а также части коры головного мозга, обрабатывают сенсорную информацию, поступающую из внутреннего уха. Когда и правое, и левое внутреннее ухо посылают одинаковую информацию в головной мозг, то тело сбалансировано. Когда тело или голова движутся, сенсорная информация от ушей не идентична, поэтому мозг воспринимает движение, и тело приспосабливается соответственно.

Уши работают в тесной связи с глазами, чтобы поддерживать равновесие . В основе этого лежит

вестибулоокулярный рефлекс (VOR). Это автоматическая функция глаз, которая стабилизирует изображения на сетчатке в ответ на движения головой . Этот рефлекс заставляет глаза двигаться в направлении, противоположном движению головы, чтобы глаза оставались неподвижными на наблюдаемой цели. Таким образом, точная информация из вестибулярного аппарата влияет на чувство равновесия.

Если одно внутреннее ухо поражено болезнью или травмой, то сенсорная информация, посылаемая в мозг, будет ложно указывать движение от этой вестибулярной системы. В этом случае глаза будут соответственно приспосабливаться и двигаться противоположно воспринимаемому движению несмотря на то, что голова на самом деле неподвижна. В результате возникают непроизвольные движения глаз назад и вперед. Это движение глаз называется нистагмом и, если оно присутствует, заставляет любого специалиста здравоохранения заподозрить вестибулярную проблему.

Существует еще два других рефлекса, вестибуло-шейный рефлекс и вестибуло-спинальный , которые также помогают организму сохранять чувство равновесия.

Вестибуло-шейный рефлекс работает в сочетании с поступающей вестибулярной информацией и мышцами шеи, чтобы стабилизировать голову. А работа вестибуло-спинального рефлекса заключается в создании компенсаторных движений тела в ответ на вестибулярный ввод, чтобы поддерживать равновесие и избегать падения.

Нарушение вдоль любой части анатомического пути, описанного выше, может повлиять на восприятие баланса или равновесия. Проблема с частью внутреннего уха или сенсорной информацией, передаваемой в мозг через вестибуло-хохлеарный нерв, называется периферическим вестибулярным расстройством.

Если проблема, влияющая на равновесие, связана с повреждением структуры внутри самого мозга, которая затем влияет на прием и интеграцию информации о балансе, это называется центральным вестибулярным расстройством.

Симптомы

Метеорологический хейлит – хроническое воспаление каймы губ, которое возникает из-за влияния внешних климатических факторов. Женщины реже сталкиваются с таким заболеванием, поскольку используют защитную помаду. К заболеванию склонны люди со светлой, сухой кожей, которые страдают от себореи, дерматитов, экземы.

В основном при таком заболевании наблюдается поражение нижней губы. Очаг поражения сопровождается неравномерной гиперплазией.

Хейлит – это патологический процесс, который сопровождается характерными симптомами. Поражение красной каймы нижней губы, приводит к ее отечности и воспалению. Эпидермис в этой локации становится сухим. Этот процесс приводит к образованию многих маленьких чешуек. Когда пострадавший человек обращается к врачу, начинает жаловаться на сухость и дискомфорт в области нижней губы.

Заболевание имеет хронический характер, который чередуется ремиссиями и обострениями. На это влияют климатические условия, резкая смена температуры воздуха.

Виды

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением

Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Ребенок медлительный, что делать? И что это значит?

Это значит, что на любую деятельность, особенно новую, на формулирование мысли и ответ, ему нужно больше времени. Фразы раздражения, типа, «быстрее», «сколько можно?, «ну давай уже..» только усугубят ситуацию. Из-за волнения процессы торможения в нервной системе станут еще глубже.

Также таким детям очень трудно переключаться. Многозадачность — это не их конёк

Здесь важно, чтобы у него было время и он никуда не торопился, а мог еще не просто делать, а готовиться к этой деятельности. Например, чтобы у ребенка была возможность подготовиться к новой теме в школе

Для этого, конечно, нужно родителю быть осведомленным в учебных планах преподавателя. Если родители вместе с ребенком делают уроки, то можно подготовить подобной фразой: «Мы справились с математикой. Сейчас немного отдохнем и через 15 минут приступим к русскому языку. А ты пока вспомни, что вы изучали на прошлому уроке.»

Важно медлительному ребенку дать этот запас времени, чтобы он успевал за учителем и не копил долги, так как догонять материал будет еще сложнее

И все же, ребенок очень медлительный, что делать? Как можно помочь и поддержать его?

Если такого ребенка будут принимать со всеми его особенностями — это уже большая поддержка и ресурс для него. Но существует еще определенный ряд навыков, которые помогут ему лучше справляться с общей школьной нагрузкой.

Медлительный ребенок рекомендации:

Помочь ребенку следить за временем (в случае школьника). Научить определять время по часам, составить режим дня и сформировать его так, чтобы было время и для уборки, и для игр, и для домашнего задания, для отдыха, а также время на подготовку.

Стараться самому следовать этому расписанию, и не прерывая резко ребенка, напоминать ему: «Через 10 минут пора выключать компьютер и идти делать домашнее задание», «через 15 минут заканчивай читать и приходи ужинать».

Различными способами поощрять его за организацию времени, за скорость выполнения. Например, с помощью словесной и телесной похвалы (обнять). « Отлично, как ты быстро справился!». Можно еще купить наклейки — звездочки, например. И договориться с ребенком, что если он все будет делать вовремя, то каждый день в календарик вы будете приклеивать звездочку. И когда наберется их определенное количество — он получит награду.

Подкрепляйте поведение ребенка положительными эмоциями. Это снизит напряжение и ребенку будет легче ориентироваться, следовательно и реагировать будет быстрее. Изначально обращаться к нему так, будто он все сделает вовремя и все успеет. Если так не происходит, поинтересоваться у него: «почему?»

Может в школе ему некомфортно, страшно, что-то пугает, а может быть он упустил что-то, не понял или просто устал.

Также очень важно всегда давать одно простое и ясное указание. Если есть какая-то сложная задача, необходимо разделить ее на более простые подзадачи

Например, «Вижу, что игрушки разбросаны, одежда валяется на полу и книги не на месте. Нужно навести порядок. Возьми, пожалуйста, книги и положи на полку». «Теперь убери все игрушки в ящик». « А сейчас аккуратно сложи одежду и положи ее в комод».

В какой-то момент может показаться, что как будто всему миру надо подстраиваться под такого малыша. Но задача взрослых, родитель это или учитель, помочь медлительному ребенку справляться с различными трудностями, подготовить его к взрослой жизни.

Факторы риска

Привести к развитию функциональных нарушений зрительного анализатора могут некоторые патологические состояния и неблагоприятные факторы:

  1. аметропия — отклонение преломляющей силы глаза от возрастных значений;
  2. косоглазие;
  3. ДЦП;
  4. нарушение психического развития;
  5. III и IV степень недоношенности ребенка;
  6. недостаточный вес новорожденного;
  7. наличие офтальмологических заболеваний у близких родственников (амблиопия, косоглазие, помутнение хрусталика).

Наличие вредных привычек у беременных женщин (курение и прием алкоголя) в несколько раз повышает риски развития дисфункций зрительной системы.

Развитие косоглазия в раннем детском возрасте: причины

Развиться косоглазие может в любом возрасте, как у взрослых, так и у детей. Причины такого состояния разные, в том числе и травматического характера. Оно появляется вследствие травм глаза, головного мозга, шейного отдела позвоночника или же на фоне стресса, инфекционных, воспалительных заболеваний.

Лечение косоглазия детей зависит от особенностей патологии. Болезнь может быть связана с нервной системой, инфекциями или травмой. По типу различают врожденное заболевание и приобретенное. Рано приобретенная патология развивается у детей от одного года до трех-пяти лет. Как вылечить косоглазие в домашних условиях? Прежде всего, необходимо знать причину патологии, а затем приступать к ее лечению.

Причины косоглазия детей до года:

  • физиологические — состояние связано со слабостью глазных мышц, лечение косоглазия детей при этом не требуется, так как оно обычно проходит к четвертому месяцу жизни младенцев;
  • наследственные — болезнь передалась по наследству, связана с врожденными патологиями строения органов зрения;
  • аккомодационные, нарушение рефракции — присутствует ярко выраженная аметропия, сильное различие в остроте зрения;
  • внутриутробные инфекции, родовые травмы;
  • менингит, энцефалит, опухолевые процессы.

С чего начинают лечение косоглазия детей? С постановки точного диагноза. Затем врачи составляют схему лечения, в которую входят: оптическая коррекция, окклюзия, упражнения для глаз, аппаратные методы терапии. Причины косоглазия детей от одного года и старше, обычно связаны с увеличенной нагрузкой на органы зрения. В группе риска дети, чьи родители имеют офтальмологические проблемы, а также часто болеющие малыши со слабым иммунитетом.

Причины косоглазия детей старше года:

  • неврологические патологии;
  • дальнозоркость, близорукость, астигматизм, анизометропия;
  • высокое внутричерепное давление;
  • инфекционные заболевания глаз;
  • длительное зрительное напряжение;
  • травмы, интоксикация.

Провоцирующим фактором для развития косоглазия у детей могут стать: испуг, травма, длительные вирусные, простудные болезни, которые сопровождаются высокой температурой. Вот почему важны постоянные осмотры у специалистов — врачи могут обнаружить патологию на раннем этапе, а ребенок своевременно получит квалифицированную помощь. Многие виды косоглазия у детей успешно корректируются методами, доступными для выполнения в домашних условиях.

Что такое косоглазие?

В этой статье

Чтобы понять, в чем причина появления косоглазия у новорожденного, разберемся в термине и особенностях данной патологии. Итак, косоглазие (страбизм) — это такое аномальное явление зрительных органов, при которой некоторые мышцы глаз неправильно работают. Отсюда идет и неверное расположение глазных яблок: они «смотрят» друг на друга или в разные стороны (в зависимости от типа косоглазия). Чаще всего патология выявляется у детей и считается абсолютной нормой до определенного возраста (трех лет). То есть до того момента, пока все мышцы глаз не научатся работать синхронно. Косоглазие обычно диагностируется в первые дни жизни

Очень важно начать лечение заболевания именно в раннем возрасте, пока мышцы не окрепли. Иногда патология встречается и у взрослых, но редко

В этом случае специалисты видят причину во внешних факторах. Или же это запущенная форма косоглазия, которую не лечили в детстве. Важно: так как приспособляемость с возрастом утрачивается, косоглазие у взрослых диагностируется вместе с раздвоением изображения. 

«Если у моего ребенка нистагм, можно ли ему заниматься спортом?»

Многие мамы интересуются, как быть, если у моего ребенка обнаружили патологию, можно ли ему заниматься спортом. Ребенку с диагнозом «нистагм» необходим здоровый образ жизни с устранением психотравмирующих факторов, иначе патология усилится.

Почему у новорожденного глазки бегают в разные стороны

Исключают стрессовые ситуации, которые отрицательно действуют на нервную систему.

Нистагм – ритмические колебательные движения одного или обоих глаз вокруг одной или нескольких осей. Движения могут быть маятникообразными (ритмичными) или толчкообразными (с разными по скорости фазами колебаний).

Нистагм представляет собой сложную форму патологии и весьма часто служит клинико-анатомической причиной слабовидения. Частота распространения нистагма, по данным разных авторов, составляет от 1 на 5000 до 1 на 20 000 населения. При обследованиях учащихся в школах для слабовидящих нистагм был выявлен у 6-44%. Таким образом, несмотря на относительную редкость нистагма, он часто сопутствует низкой остроте зрения и может быть как её причиной, так и следствием.

У здоровых людей бывает физиологический нистагм при рассматривании быстро движущихся предметов (железнодорожный или оптокинетический нистагм), при раздражении лабиринта среднего уха (лабиринтный или вестибюлярный). Нистагмоидные подёргивания возникают в норме и при длительном крайнем отведении глаз из-за утомления наружных мышц глаза. Патологический нистагм – диагностическая проблема для офтальмологов, отолорингологов, невропатологов и нейрохирургов, поскольку он может быть центральным (нейрогенным), периферическим (лабиринтным или вестибюлярным), глазным (фиксационным), может возникнуть на почве профессиональной деятельности (у шахтёра), после интоксикации (лекарственной, алкогольной). Следовательно, нистагм может быть симптомом, позволяющим заподозрить и выявить патологию среднего уха или мозговых структур. В таких случаях необходимо лечение основного заболевания. Нистагм может стать и основным заболеванием при патологии зрительно-нервного и глазодвигательного аппарата, тогда задача реабилитации пациента стоит перед офтальмологами.

Патологический нистагм обусловлен нарушением механизма зрительной фиксации и возникает при его врождённой патологии, передаваясь наследственным путём, или вследствие приобретённых поражений различных отделов головного мозга, регулирующих микродвижения глаз. Можно выделить следующие виды патологического нистагма: нейрогенный, врождённый, рано приобретённый, латентный, манифестно-латентный, нистагм при альбинизме, нистагм, вызванный лекарственными препаратами, алкогольный нистагм.

Нейрогенный (центральный) нистагм возникает в результате воспалительных, дегеративных, опухолевых и травматических поражений различных отделов центральной нервной системы, ведающих движениями (при поражении в области задней черепной ямки, мозжечка, вестибулярных ядер, медиального продольного пучка, подкорковых и корковых центров регуляций глазных движений). Проявления нейрогенного нистагма зависят от динамики основного заболевания.

Вестибулярный патологический нистагм, в отличие от физиологического вестибулярного, который является рефлекторным, индуцированным, всегда спонтанный и обусловлен нарушением центральной вестибулярной функции или заболеванием периферического вестибулярного аппарата. Этот вид нистагма обычно сочетается с головокружением и тошнотой.

Атрофия зрительного нерва у детей

Почему у новорожденного глазки бегают в разные стороныСразу после рождения малыш осматривается специалистами, в том числе и офтальмологом, для выявления врожденных заболеваний. Это необходимо сделать как можно раньше, чтобы предотвратить возможные осложнения. Одной из таких болезней является атрофия зрительного нерва. Говоря простым языком, атрофия – это отмирание волокон нерва и замещение их соединительной тканью, причем процесс этот необратимый. Иногда атрофия развивается самостоятельно, но, чаще всего, является следствием других заболеваний: интоксикаций (в том числе инфекционных), воспалительных процессов в головном мозге, патологии глазного яблока, опухолей, травм и др.

Глубокая степень умственной отсталости

Глубокая умственная отсталость является наиболее выраженной формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции не развиты. Сильно нарушена координация движений, отмечаются эмоциональные расстройства. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Когда проводится первый осмотр

У только что родившегося малыша зрительная система еще не сформирована, ее становление происходит на протяжении нескольких лет. В норме зрение у такого ребенка в два раза хуже, чем у взрослого человека. Как правило, исследование глаз у малыша выполняется впервые, когда ему исполнилось 3 месяца. Во время приема специалист:

  • проводит наружный осмотр зрительной системы;
  • устанавливает, может ли ребенок фиксировать взгляд на статичном предмете и отслеживать движущийся;
  • проводит скиаскопию — определяет рефракцию глаза;
  • определяет состояние глазного дна.

Возрастной нормой считается незначительное периодическое косоглазие. При этом малыш должен хорошо удерживать взор, отслеживать предметы. Подвижность глаз должна быть полной и одинаковой для обеих глазных яблок во всех направлениях.

Для определения остроты детского зрения выполняется скиаскопия. Офтальмолог направляет в глаз ребенка луч света и наблюдается за характером перемещения тени в зрачке. Врач поочередно подносит к глазу линзы и устанавливает, при какой тень перестает перемещаться. После проведения вычислений, устанавливает диагноз. Для получения уточненных результатов на протяжении 5 суток до обследования малышу проводят атропиновую терапию, капают капли в глазки.

Норма остроты зрения у детей в 3 месяца составляет +3,0 — +3,5 диоптрии, то есть дальнозоркость присуща практически всем здоровым малышам. Это объясняется небольшим размером глазного яблока. С возрастом он увеличивается и зрение ребенка нормализуется.

Офтальмоскопия проводится с целью осмотра глазного дна, также оценивается прозрачность хрусталика и других составляющих оптической системы глаза. Глазное дно у малыша и взрослого существенно отличается. У маленьких детей сетчатка бледно-розовая, диск нерва имеет сероватый оттенок и немного стушеванные контуры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий