Опубликовано: 9 октября 2021 / Обновлено: 10 октября 2021

Так ли ленивы дети: что скрывается за детской ленью?

Самосбывающееся пророчество

Один из часто встречающихся механизмов формирования паттерна поведения, который мы называем «ленью» — так называемый сценарий «самосбывающегося пророчества». Человеческая психика чрезвычайно зависима от социального взаимодействия: через общение с другими людьми мы не только усваиваем культурные ценности и нормы, но и познаем самих себя, отталкиваясь от обратной связи окружающих людей. Таким образом формируется представление о собственном «я» («я-концепция»), на котором базируются практически все поступки и действия личности.

Процесс формирования «я-концепции» непрерывен в течение всей жизни, но особенно важный его период — дошкольный и младший школьный возраст. В силу особенностей детского восприятия, замечания взрослых или сверстников о личности или характере ребенка часто принимаются им как объективные факты, без фильтрации и критического анализа. Такое некритичное восприятие, особенно в отношении негативных комментариев, при стечении ряда обстоятельств может сохраняться и во взрослом возрасте — на это влияют и личностные особенности, и условия воспитания.

Если окружающие манипулируют чувством вины ребенка или ранимого взрослого, формируя токсичное чувство стыда за проявления «лени»: «Как тебе не совестно без дела болтаться! Пошел бы матери помог (уроки выучил, денег заработал — нужное подставить)», — происходит реактивное искажение «я-концепции».

Что делать, если ребенок ленится?

Ленивый ребенок: что делать? Конечно, в каждой конкретной ситуации действенны будут различные меры – родители должны сами понять, что происходит с их ребенком! Сайт sympaty.net подскажет только то, над чем стоит подумать:

  • Урегулируйте график ребенка – оставьте ему достаточно свободного времени, не пытайтесь расписать и занять чем-то полезным каждую минуту! Чем младше возраст – тем больше времени для игр и развлечений должно быть! Постарайтесь сами почувствовать ту грань, за которой ребенок начинает утомляться и терять интерес к занятиям!
  • Подумайте о мотивации к полезным делам: ею должен быть, в идеале, не «кнут и пряник», а интерес! По возможности говорите ребенку, как интересно делать то-то и то-то, как весело, увлекательно и легко можно чем-то заниматься и т.п.
  • Отучая ребенка лениться, постарайтесь сами позитивнее и легче относиться к своим нужным делам и обязанностям! Ребенок все видит и делает выводы!

Надеемся, таким образом проблема детской лени в вашей семье будет решена!

http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/lenivyiy-rebenok-kak-priuchit-detey-k-trudu.htmlhttp://econet.ru/articles/u-menya-lenivyy-rebenok-chto-delat-sovety-psihologahttp://www.sympaty.net/20140106/rebenok-lenitsya/

Истинные причины лени

По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

  1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
  2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
  3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным дети флегматического темперамента кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба – скучные занятия.
  4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
  5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
  6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

Что может скрываться за ленью ребенка

Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

Так ли ленивы дети: что скрывается за детской ленью?

  • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая «медвежью услугу» ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
  • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
  • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками

Советы психолога для родителей, которые думают, что у них ленивый ребенок

  • Ленивый ребенок: в чем причина?
  • Советы родителям, считающим что у них ленивый ребенок

Дело в том, что некоторые родители просто не в состоянии воспитать в своих малышах силу воли, необходимую для того, чтобы выполнять даже простейшие обязанности. Далее вы найдете советы психолога о том, как можно решить эту проблему.

Ленивый ребенок: в чем причина?

Словарное определение прилагательного «ленивый» — праздный, не желающий работать. Так мы называем людей, которые не хотят выполнять свои обязанности. Ведь это подразумевает некие усилия и жертвы с их стороны. Вместо этого они предпочитают заниматься чем-то приятным и увлекательным.

К сожалению, часто родители ведут себя непоследовательно. Если вы не можете добиться от ребенка выполнения элементарных обязанностей, но при этом разрешаете, например, смотреть телевизор — не удивляйтесь, почему у вас растет ленивый ребенок.

Перед тем как вешать ярлык на ребенка, подумайте, всегда ли вы действуете правильно как родитель. Здесь существует 2 крайности:

  • Первый тип родителей позволяет детям делать что угодно.
  • Второй, напротив, отличается повышенной требовательностью.

Как вы наверняка знаете, любые крайности вредны, следует держаться золотой середины. Наши советы вам в этом помогут.

Так ли ленивы дети: что скрывается за детской ленью?

Понять в чем причина такого поведения

Если вы заметили, что ваш малыш стал лениться больше чем обычно и вас это беспокоит, необходимо установить причину. Запомните, что лень и вялость вовсе не являются синонимами низкого интеллекта. Эти вещи вообще никак не связаны.

Итак, прежде всего необходимо понять причины лени. Они могут быть медицинского характера, а могут быть связаны с семьей или социумом. Только тогда можно приступать непосредственно к исправлению ситуации.

Например, если причина кроется в низкой мотивации, важно говорить ободряющие слова каждый раз, как ребенок доведет хоть какое-то дело до конца. Причем совершенно не важно, порадует ли вас результат

Такой положительный стимул необходим для того, чтобы он с энтузиазмом брался за новые задания и выполнял их.

Так ли ленивы дети: что скрывается за детской ленью?

Коррекция поведения

Если спокойно поразмыслить о причинах появления лени, то скорее всего вы придете к выводу, что сами это позволили. Такой тип поведения является прямым следствием гиперопеки.

Поэтому стоит сменить тактику воспитания. Иначе лень прочно укоренится и ребенок вырастет ленивым взрослым. В идеале стоит поискать соратников в этом нелегком деле, чтобы совместными усилиями найти решение проблемы.

Например, будет полезно обратиться к успешному опыту других семей, почитать литературу на эту тему. В конце концов, обратиться за помощью к семейному психологу.

Стать примером для ребенка

Любой психолог вам скажет, что родители — основная ролевая модель поведения для своих детей. Так что на вас лежит огромная ответственность служить им живым примером правильного поведения. Ведь если вы сами не можете показать, как важна обязательность и дисциплина, то что уж говорить о детях.

Сперва малыши просто будут повторять за вами, а потом у них пробудится собственный интерес к самым разным занятиям и преодолению трудностей. Так, потихоньку, для лени в их жизни просто не останется места.

Поощрять

Если ребенок заслужил награду, он должен ее получить. Небольшой совет: старайтесь, чтобы это были полезные и действительно нужные ему вещи. Иначе ребенок начнет воспринимать вас как источник «легких денег».

В психологии это называется «положительное подкрепление«. Если вы будете последовательны, то рано или поздно даже самый ленивый ребенок четко уяснит: для того чтобы что-то получить, сперва нужно потрудиться.

Так ли ленивы дети: что скрывается за детской ленью?

Установить четкие правила и сроки исполнения заданий

Это действительно очень важно. Если вы хаотично раздаете задания и сами не помните, что поручили сделать, ребенку будет очень легко «отвертеться» от ответственности

Ведь, как мы уже говорили, ленивый ребенок — не значит глупый. Напротив, он пойдет на всевозможные ухищрения, лишь бы заморочить голову родителям и в итоге продолжать ничего не делать.

С другой стороны, часто такие дети начинают пытаться разжалобить родителей, чтобы они все сделали за них

Поэтому важно контролировать сроки выполнения заданий. Другими словами, если вы сказали убрать игрушки до обеда, то никаких оправданий просто не может быть

И, напоследок, стоит еще раз напомнить, что родители полностью ответственны за поведение своих детей. Не существует ленивых детей, есть лишь бесхарактерные непоследовательные родители. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос целеустремленным и трудолюбивым, следует начать с себя!опубликовано econet.ru.

https://youtube.com/watch?v=w8HleYIuVmc

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Как помочь ребенку найти занятие по душе

Так ли ленивы дети: что скрывается за детской ленью?

  • Сбор как можно большего количества информации об интересах ребенка. Стоит знать о том, какие мультики, игры и занятия предпочитает малыш. Необходимо провести анализ склонностей ребенка, наверняка они сосредоточены в какой-либо определенной области.
  • Лучше всего дать возможность ребенку попробовать свои силы в самых разных направлениях. Возможно, что придется выделить денежные средства, найти время, чтобы отвозить свое чадо в секцию, которая находится на определенном расстоянии от дома. Это позволит ребенку найти свое истинное призвание, что позволит обрести уверенность в себе и повысит его целеустремленность при выполнении каких-либо заданий.
  • Не стоит прибегать к критике, если ребенок отказывается от какого-либо увлечения, к которому первое время проявлял активный интерес. Каждый человек имеет право искать действительно свой путь, а данный поиск невозможен, если не пробовать себя в разных сферах деятельности. Придет время, и он непременно увлечется чем-либо одним.
  • Демонстрация искренней заинтересованности увлечениями ребенка. Это означает радость за его поведение, сочувствие при неудачах и похвалу за достижения. Можно присоединиться к деятельности ребенка и разделить его интересы.

Ощущая поддержку со стороны родителей, ребенку будет легче найти себя. Любимое дело будет способствовать уверенности в собственных силах, появлению здоровых амбиций. Главное, что он будет чувствовать, что его любят и понимают. Это послужит причиной возникновения благодарности и ответным желанием помощи близким.

Если же лень у ребенка вызвана нежеланием что-либо делать, можно воспользоваться проверенными рекомендациями от специалистов.

Боремся с детской ленью: советы родителям

  • Давать конкретное задание. Формулировка должна звучать максимально кратко и понятно «Сложи одежду в шкаф», «Поставь игрушки на место». Никаких лишних слов, лишь суть задания;
  • Учитывать эмоциональное состояние ребенка. К примеру «Можешь поиграть за компьютером полчаса, а потом садись за выполнение домашнего задания», а не «Быстро начал делать уроки!»;
  • Не бояться ребенку давать ощутить последствия поступка. Если вещи небрежно кинуть на стул, то они будут мятыми. Если не сделать уроки, можно получить двойку.
  • Отмечать достижения ребенка. «Ты смог выучить задание быстро и получил хорошую оценку»
  • Не забывать о поощрениях. «Какой ты молодец, смог быстро и правильно сделать уроки, мы можем пойти погулять».

Советы родителям

Так ли ленивы дети: что скрывается за детской ленью?

Процесс обучения ленивого ребенка труду не должен выглядеть как принуждение к чему-то необходимому, но не очень приятному

Начало этому важному делу может быть положено через игры и поощрения малыша за каждый его успех

Поручая ребёнку то или иное дело, важно учитывать его физические возможности, наклонности или предпочтения. Если малышу нравится мыть посуду или подметать пол, то не стоит его отговаривать или отмахиваться от него

Лучше подсказать ему, как это правильно делать и со временем он сможет оказывать существенную помощь в быту.

Любой процесс обучения не гарантирует моментальных «дивидендов». Малыш, воспринимающий помощь по дому, как игру, будет постепенно привыкать к порядку. Любовь и навыки к труду сумеют привить только любящие и терпеливые родители. Наградой за это им будет успешная адаптация ребёнка в социуме.

Воспитание детей Психология Семья

Лениться ребенка учат… родители!

Очень часто ребенок в лени берет пример с родителей. Само собой, если мама или папа все время лежит на диване и не являет собой образчик трудолюбия, то и от ребенка вряд ли стоит хотеть чего-то иного.

Но бывают парадоксальные, на первый взгляд, случаи – родители сами постоянно крутятся «как белка в колесе», не устают повторять, как важно трудиться, почему стоит избавиться от лени и т.д., а ребенок… смотрит, слушает и ленится!

Почему? А потому, что , очень тяжелое, неинтересное – но при этом ежедневно ими преодолеваемое!

Скажем, «я тоже ненавижу свою работу, мне тоже совершенно не хочется туда ходить и просыпаться в семь утра, но я героически несу эту ношу – так что и ты давай выполняй свои обязанности!». То же самое – насчет бытовых дел: «Да, мыть посуду скучно и противно, но я ради тебя это делаю!», «Я даже на выходных спины не разгибаю – все для чистоты и красоты в доме делаю, а ты чего расселся?!», и т.д.

Соответственно, ребенок делает вывод: «Труд и учеба тяжелы и противны, так зачем я буду сам себе нагребать такие неприятные дела – чтоб мучиться с этим всем так же, как мама?! Лучше я буду развлекаться и избегать жизненных тягот вовсе!».

Особенности характера ребенка

Для более глубоко изучения причин лени стоит обратиться к темпераменту детей. Почему и чем он важен в этом вопросе? Свойства нервной системы индивидуальны. Сангвиники и холерики с трудом выполняют длительные задания. Флегматики и меланхолики наоборот, с удовольствием выполнят скучные, для других деток, задания.Низкая самооценка и неуверенность в себе особенно часто проявляется в раннем возрасте. Боязнь не справиться не дает взяться за дело. Ругань мамы или учительницы за недостаточно хорошее выполнение задания мешает сосредоточиться. Необходимо чаще хвалить детей, а главное, верить в их силы. Как это правильно делать, читайте здесь.
Загруженность в учебе, дополнительных занятия, секции провоцируют переутомление дошкольников и младших школьников. В данной ситуации ребенок будет лениться, чтобы отдохнуть. Следует распределять время правильно.
Ребенок всегда будет избегать дел, которые ему не нравятся. И со стороны такое поведение ребенка может казаться ленью. Родителям необходимо найти ребенку занятие по душе и объяснить необходимость обязательных сфер деятельности.

Так ли ленивы дети: что скрывается за детской ленью?

Что такое лень

Толковый словарь В.И. Даля определяет лень как «отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству». Учёный явно не питал любви к лени и считал её пороком. 

Биологи дают более нейтральное определение, называя лень чрезмерной реализацией принципа сохранения жизненной энергии. А историки-антропологи считают лень одной из причин научно-технического прогресса. 

С точки зрения психологии, лень — это лишь симптом, а мотивы нежелания действовать лежат глубже. Лень даже подразделяют на несколько видов в зависимости от причины возникновения: недостатка мотивации, психофизиологических особенностей человека, банальной усталости.  

Самосбывающееся пророчество

Один из часто встречающихся механизмов формирования паттерна поведения, который мы называем «ленью» — так называемый сценарий «самосбывающегося пророчества». Человеческая психика чрезвычайно зависима от социального взаимодействия: через общение с другими людьми мы не только усваиваем культурные ценности и нормы, но и познаем самих себя, отталкиваясь от обратной связи окружающих людей. Таким образом формируется представление о собственном «я» («я-концепция»), на котором базируются практически все поступки и действия личности.

Процесс формирования «я-концепции» непрерывен в течение всей жизни, но особенно важный его период — дошкольный и младший школьный возраст. В силу особенностей детского восприятия, замечания взрослых или сверстников о личности или характере ребенка часто принимаются им как объективные факты, без фильтрации и критического анализа. Такое некритичное восприятие, особенно в отношении негативных комментариев, при стечении ряда обстоятельств может сохраняться и во взрослом возрасте — на это влияют и личностные особенности, и условия воспитания.

Если окружающие манипулируют чувством вины ребенка или ранимого взрослого, формируя токсичное чувство стыда за проявления «лени»: «Как тебе не совестно без дела болтаться! Пошел бы матери помог (уроки выучил, денег заработал — нужное подставить)», — происходит реактивное искажение «я-концепции».

Дети не могут быть ленивыми

Ребёнок по определению не может быть ленивым. Энергия, которая живёт им в первые годы жизни, огромна и всегда имеет импульс наружу. Ребёнку всегда будет интересно всё, особенно новое, то, с чем он никогда не сталкивался.

Энергия в нас исчезает постепенно, с возрастом. И если в зрелости нам уже мало чего хочется — это никак не передаётся новому поколению по генам.

То, что мы называем ленью в детях, совершенно не лень. Нам кажется, что если он не делает то, что должен делать — например, учить уроки, помогать по дому, ходить на кружки, то он ленив. А что на самом деле?

Что это, если не лень?

Так ли ленивы дети: что скрывается за детской ленью?

Есть всего три основных причины, по которым дети становятся «ленивыми».

Самая частая и банальная — ребёнку предлагают не то направление, которое ему подходит. Его темпераменту и, главное, его векторальному набору. Например, ребёнку с кожным вектором предложили заняться очень тщательным трудом, который требует усидчивости и даже упёртости. Или ребёнку со зрительным вектором не дали ничего красивого. Или ребёнку с анальным вектором предложили быструю игру, в которой он не успевает. А ребёнку со звуком не ответили на вопрос — «а зачем это надо?».

Другая причина как бы детской лени появляется тогда, когда ребёнка не вовлекли в занятие, не смогли правильно расставить акценты, не дали прочувствовать удовольствие от своих достижений. Ведь на самом деле всё, что мы требуем от ребёнка, предполагает развитие, а значит, усилие. Почти ничего не получается с первого раза, и надо научиться работать, трудиться. А ведь это тоже происходит очень по-разному и зависит от векторов. 

Рекомендации простые: ребёнка с анальным вектором надо уметь правильно похвалить, подметить его старательность, но ни в коем случае не перехвалить. Ребёнка с кожным вектором надо приучить к честному соперничеству — уметь принимать проигрыши, уметь после них подниматься и продолжать взлёты

Ребёнку со зрительным вектором важно показать, что красота есть во всем и прежде всего она внутренняя, не только внешняя. Звуковичку надо обязательно дать осмысленность в том, что предлагается делать. И третья причина — это потеря ребёнком чувства защищённости и безопасности от родителей

Когда мама и папа ругаются за стенкой, когда мама плачет, а папа убегает пить пиво (или наоборот, сейчас уже и так бывает), когда мама всё время на работе, или наоборот, сидит дома и унывает от однообразной домашней работы, которая не даёт развития, то не очень-то ребёнок может и хочет заниматься балетом или рисованием, учить математику или следовать чистоте. 

И третья причина — это потеря ребёнком чувства защищённости и безопасности от родителей. Когда мама и папа ругаются за стенкой, когда мама плачет, а папа убегает пить пиво (или наоборот, сейчас уже и так бывает), когда мама всё время на работе, или наоборот, сидит дома и унывает от однообразной домашней работы, которая не даёт развития, то не очень-то ребёнок может и хочет заниматься балетом или рисованием, учить математику или следовать чистоте. 

Конечно, единицы великих делали именно так — достигали большого через тернии к звёздам, будучи детьми из неблагополучных семей, но это единичные истории. Современный ребёнок слишком уязвим, у него очень тонкая душевная организация, поэтому необходимо обеспечить ему максимальный душевный комфорт и только после — ожидать трудолюбия.

Ситуацию можно изменить

Если вы хотите помочь ребёнку вырасти счастливым, преодолейте его «лень» вместе с ним

Сыновья стали выполнять домашние дела 

Синдром дефицита внимания, нарушения аутистического спектра, задержка психического развития – сняты

На бесплатные занятия Юрия Бурлана регистрируйтесь здесь!

Автор Виктория РомановаКорректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий