Возрастные особенности ребенка 1-1,5 лет
Когда ребенку исполняется годик, он начинает развиваться более стремительно, чем до этого. И вместе с тем у ребенка в этом возрасте еще много несоответствий. Физически ребенок еще не в состоянии выдержать без сна целый день, он быстро утомляется. В то же время ребенок любит много и активно бегать, прыгать, правда, очень скоро устает и нуждается в отдыхе. Координация движений ребенка еще недостаточна, не смотря на то, что он хочет играть долго и много.
Ребенок в этом возрасте может выполнять просьбу взрослого что-то принести или подать, у него начинает быстро расширяться активный словарный запас. Ребенок в этом возрасте бросает соску, начинает есть ложкой. Правда, много проливает при этом.
Сколько спит ребенок от 0 до 1 года
0 – 1 месяц. Новорожденный спит большую часть суток — в среднем 19 – 20 часов. Просыпается он только для того, чтобы поесть, день и ночь не различает, сутки строятся по формуле: бодрствование – еда – сон.
1 – 3 месяца. Формула «бодрствование – еда – сон» сохраняет свою актуальность. Ночной сон становится более продолжительным, однако ожидать, что двухмесячный ребенок проспит 10 часов, не стоит. Максимальный ночной интервал без еды — 5 – 6 часов (чаще всего не более 4).
3 – 6 месяцев. Активность ребенка в часы бодрствования заметно возрастает и отнимает довольно много сил. Восполнить их может сосание грудного молока, которое, в свою очередь, опять требует некоторых усилий.
6 – 12 месяцев. Количество периодов дневного сна сокращается: малыш спит в светлое время суток 2 – 3 раза, к 1 – 1,5 годам — 1 – 2. Приемы пищи не связаны со сном, в течение дня их пять
Важно соблюдать правило: ребенок ест, пока не сильно устал, в противном случае он может отказаться от приема пищи и, уснув, долго не проспать.
Норма сна лишь приблизительный ориентир. Если у малыша отличное настроение, он бодр, позитивно настроен, предприимчив и с легкостью берется за любое начинание — отклонение на час в любую сторону вполне допустимо и нормально.
Но помните: по данным одного исследования, посвященного природе сна, даже один час регулярного недосыпания снижает эффективность функционирования мозга, внимательность, приводит к нарастанию усталости к вечеру. Излишний сон также не идет на пользу — приводит к вялости, неприветливости, заторможенности. Знание этого призвано напоминать родителям, чтобы они тщательно следили за объемом и качеством сна ребенка.
Какой распорядок должен быть у ребенка второго полугодия на время бодрствования?
Когда ребенок не спит, время бодрствования можно разделить на несколько больших промежутков.
9.1. Самостоятельное времяпровождение.
Если ребенок находится в хорошем настроении, то можно на какое-то время оставить его «наедине» с игрушками, манежем, кроваткой, комнатой. Пусть изучает мир в своем темпе, изучает то, что интересно ему и так, как интересно ему.
Оставить «наедине» не значит «бросить без присмотра». Всегда можно найти позицию, которая позволит и не вмешиваться в процесс, не попадать в поле зрения, и, в то же самое время, приглядывать за ребенком, страховать его и обеспечивать безопасность.
9.2. Общение.
Изучение этого мира и развитие ребенка требуют общения. Для начала – с родителями, братьями и сестрами. Возможно, с бабушками и дедушками. И, если есть, с домашними животными. Выделите время на это и полноценно общайтесь. Разговаривайте, прикасайтесь, дайте потрогать себя
Это действительно важно.
9.3. Развивающие игры и гимнастика.
В режиме дня нужно выделить небольшое время для активного физического и интеллектуального развития. Изучите методики, рекомендуемые для возраста вашего ребенка, и уделите этим занятиям немного времени. 5-15 мин несколько раз в день. Этого будет вполне достаточно.
9.4. Гигиенические процедуры.
Используйте для общения и развития гигиенические процедуры. Купание – прекрасный способ для изучения воды, плавающих и тонущих игрушек, мыльной пены, температуры, да и просто для веселья.
9.5. Прием пищи.
Как уже было сказано ранее, для кормления должно быть выделено четко определенное время. Максимально точное. Т.е. не промежуток «начинаем завтракать с 9 до 10», а «в 9», «в 12» и т.д
Это важно для нормальной и правильной работы желудочно-кишечного тракта.
По большому счету, в режиме дня ребенка нет ничего сложного. Правильный режим дня малыша требует лишь дисциплинированности родителей, внимательности к реакциям ребенка и верной интерпретации сигналов, которые транслирует ваш малыш.
Соколов Андрей Львович. Педиатр.
Отказ от дневного сна
Дневной сон для двухлетнего малыша очень важен, а если ваша кроха бунтует, его нужно убедить и уложить в кровать. Один раз пропустить дневной отдых – не критично, но если такая практика становится постоянной, пора что-то менять. Вот несколько возможных причин отказа от дневного сна:
- Вариант 1. Вы ездите в транспорте, и кроха всю дорогу дремлет. Вот и ответ. 15 минут дремоты достаточно, чтобы перебить дневную фазу сна. Замените езду пешей прогулкой;
- Вариант 2. Ребёнок перевозбуждается и не может успокоиться в кроватке. Действуем мудро и за полчаса до сна читаем, рисуем, слушаем классическую музыку, пьём теплое молоко, а вот от тяжелой пищи стоит отказаться;
- Вариант 3. Долго не может заснуть без укачивания. Причина ясна. Малыш долгое время засыпал в коляске, а сейчас ему предлагают заснуть в неподвижной кровати. Заведите новый ритуал. Что делать в этом случае, узнайте из статьи Ребенок спит только на улице>>>
- Вариант 4. Ребёнок болел, и сбился график. Нужно постепенно налаживать фазы сна, не исключено что нужно потратить не одну неделю.
Когда и как переводить малыша в отдельную кровать
ВОЗ не рекомендует совместный сон из-за потенциальной угрозы здоровью ребенка. А еще в кровати мало места — особенно папе, в первое время родителям страшно пошевелиться, и такая ситуация мешает отношениям между мужчиной и женщиной.
Единого мнения по вопросу, где лучше спать малышу, конечно, нет. Сторонники совместного сна не согласны с приверженцами раздельного сна, и у каждой стороны есть достаточно аргументов в защиту своей позиции.
Часть родителей считает, что при совместном сне ребенок легче засыпает, ощущает безопасность, кормить его ночью удобнее. Чтобы отселение малыша прошло легче, лучше делать это между 2 и 3 годами. После 3 лет совместный сон уже мешает ребенку решать задачи возраста — отделяться психологически от родителей, осознавая и переживая свои собственные эмоции, мысли, потребности и желания.
Экспериментируйте, чтобы выбрать свой вариант, который устроит и вас, и ребенка.
Ребенок засыпает в своей кровати, но остается в родительской после ночного кормления.
Сон в собственной кроватке (иногда со снятой боковой стенкой, чтобы она стала продолжением взрослой постели), плотно придвинутой к родительской
В этом случае важно помнить о безопасности и заблокировать колесики кровати.. Есть разные другие варианты, изобретенные мамами и папами в попытках научиться быстрее и легче укладывать своих чад
Но в одном сторонники всех подходов единодушны: рано или поздно ребенок оказывается в своей кровати, и до пенсии спать под бочком у родителей он не будет
Есть разные другие варианты, изобретенные мамами и папами в попытках научиться быстрее и легче укладывать своих чад. Но в одном сторонники всех подходов единодушны: рано или поздно ребенок оказывается в своей кровати, и до пенсии спать под бочком у родителей он не будет.
В случае совместного сна алгоритм перевода в отдельную кроватку такой:
- Купить игрушечную кроватку и начать вместе с ребенком укладывать в нее кукол и мишек, петь им колыбельные и рассказывать, как здесь хорошо;
- Купить настоящую кроватку — можно взять малыша в магазин с собой и выбирать вместе;
- «Поселить» в кроватке защитника — зайку, мишку, слоника;
- Начать использовать кровать для дневного сна;
- Если ребенок начал чаще просыпаться ночью, вернулся к практике ночных кормлений, плачет — отложить переход и попробовать позже.
Чтобы все прошло гладко, вам не стоит:
- Совмещать перевод в отдельную кровать с отлучением от груди;
- Переводить малыша в отдельную кроватку, когда он нездоров или восстанавливается после болезни;
- Совмещать этот процесс с важными изменениями в жизни ребенка — появлением братика или сестрички, началом посещения детского сада, переездом в новый дом, уходом из жизни старших родственников и т. д.
Сколько должен спать ребенок днем
Количество и продолжительность дневного сна ребенка зависит от его возраста.
Так, младенец в возрасте от 2 до 6 месяцев спит днем 6 часов, разбивая их на 3 раза: 1,5 часа, 3 и 1,5 часа. Есть детки, которые в этот возрастной период спят по 30 минут каждый час. Это очень неудобно для мамы, так как она находится постоянно в напряжении. Что делать? Определить причину такого сна малыша. Это могут быть: познавательная активность (все хочет видеть и слышать, поэтому сон тревожный); ребенку жарко, некомфортно; малыш обеспокоен, у него нет чувства безопасности (в семье крики, ссоры, мама тревожится, нервничает). Определив основу такого сна, изменить условия; выражен познавательный интерес — удовлетворить его по максимуму во время бодрствования малыша (играть с ним, общаться, носить на руках и показывать окружающий мир); соблюдать адекватный тепловой режим комнаты, обеспечить психологический комфорт мамы и малыша.
Ребенок в возрасте от шести месяцев до года спит днем 4 часа, разделив их на два раза. Это 1–1,5 часа в первой половине дня и 3–2,5 часа во второй половине дня. Но есть детки, которые уже в 8 месяцев переходят на одноразовый дневной сон. И отдыхают 4 часа подряд.
От года до трех днем ребенок спит один раз. Длительность дневного сна годовалого крохи составляет 3 часа, а ребенка 2–3 лет — 2 часа. Но эта норма относительна. Так как для ребенка, ведущего активный образ жизни, этого будет мало, ему потребуется на час больше времени для дневного сна.
Для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) дневной сон длится 2 часа. Есть дети, которые отказываются спать днем в этом возрасте. Родители спешат отнести их к «мало спящим», мол: «им хватает ночного сна». Но прежде, чем позволить ребенку не спать днем, нужно определить истинную причину. Это может быть: желание играть, в то время как все остальные дети в детском саду спят; это желание быть исключением; это способ руководить родителями и другими взрослыми хоть в мелочах. Не спать может ребенок, который на протяжении дня ничем не занят, пассивен. Дети, же, которые посещают детский сад, развивающие центры, спортивные кружки или просто активно проводят время на улице во время прогулки, не могут не уставать.
Отсутствие дневного сна у ребенка дошкольного возраста влечет:
- раздражительность;
- усталость физическую;
- утомленность психическую (во время сна ребенок переживает свои негативные эмоции, справляется с ними и освобождается от плохих воспоминаний, мыслей).
Чтобы выработать у ребенка привычку спать днем, нужно всего лишь:
Ваше позитивное мнение о дневном сне и настрой ребенка (родители рассказывают малышу, как важно днем отдыхать, что это делать нужно. Если родители сами не определили для себя приоритеты, то и малыш ищет пути избежать этого).
От вас зависит добровольность. Ребенок должен заинтересоваться, согласиться и получить удовольствие от отдыха.
Систематичность в вопросе дневного сна: если спать, то каждый день и в одно и то же время, то есть — режим
Вариант «сегодня спим — завтра по ситуации» портит ребенка и весь процесс воспитания.
Ритуалы отхода ко сну: полежать вместе с мамой/папой, послушать сказку, колыбельную.
Режим дня ребенка 3 лет
Ребенок этого возраста очень подвижен и физически довольно вынослив
В нем просыпается жажда знаний, интерес к окружающему миру и страсть к переменам: долго удерживать внимание на одном занятии малышу по-прежнему не под силу, он все время меняет виды активности
Важно грамотно организовать режим дня так, чтобы, с одной стороны, любознательный и предприимчивый кроха не заскучал, а с другой — чтобы избежать чрезмерного физического и умственного утомления
Обычно это возраст поступления в детский сад, а значит, ребенок включается в режим того дошкольного учреждения, куда он ходит.
Для мягкой адаптации к садику хорошо, если вам удастся узнать распорядок дня в том дошкольном учреждении, куда отправляется ваш малыш, и начать приближать к нему ваш график за несколько месяцев до реального поступления в детский сад.
Время утреннего подъема и дневного отдыха, часы кормления и развивающих занятий, а также прогулки на улице — по этим параметрам вы можете выстроить ваш день уже дома. Таким образом вы обеспечите малышу мягкое вхождение в новую для него социальную ситуацию и минимизируете последствия стресса, с этим связанного.
Детям, не посещающим дошкольные учреждения, педиатры советуют также придерживаться режима дня, установленного в детском саду, так как распорядок дня в нем составлен на основе физиологических, психологических и санитарно-гигиенических норм, рассчитанных на детей дошкольного возраста.
Сон. Бывает, что малыш отказывается от дневного сна ближе к 3 годам (а иногда и вскоре после двух). В таком случае дневное время нужно организовать так, чтобы ребенок провел его в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривая картинки в книжке): это позволит нервной системе отдохнуть и избежать переутомления.
Продолжительность суточного сна ребенка 3 лет — 11 – 13 часов.
Бодрствование. Каждый период бодрствования занимает 6 – 6,5 часов. Для малышей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна.Диапазон внимания ребенка 3 лет значительно расширился по сравнению с годовалым крохой: теперь малыш может заниматься одним и тем же делом 20 – 30 минут. Но по-прежнему необходимо следить за тем, чтобы виды активности рационально чередовались.Все прежде любимые игры сохраняются, а занятия художественно-эстетического цикла становятся более разнообразными: например, в дополнение к пластилину и краскам ребенок может начинать осваивать ножницы и делать аппликации, складывать простые модели оригами, стараться извлекать из музыкальных инструментов более ритмичные мелодии.
Прогулки. Двухразовые прогулки, к которым ребенок уже привык в предыдущие годы, сохраняются. Правда, из-за большей усидчивости теперь малыша может быть несколько сложнее вывести на улицу. Не сдавайтесь и смело идите гулять, особенно в ранее вечернее время. Эту прогулку желательно не пропускать: она особенно важна в связи с растущей к концу дня усталостью малыша. Свежий воздух снимет нервное напряжение и физически подготовит ребенка к легкому отходу ко сну, который будет более спокойным и продолжительным.
Игры и занятия. После 3 лет ребенок уже может включаться в развивающие занятия в пределах получаса
По-прежнему важно их правильное распределение в течение дня. Учитываются не только склонности и пожелания ребенка, но и своевременная смена видов деятельности
Такое переключение позволяет избежать переутомления и поддерживает бодрое и хорошее настроение крохи.
Питание. У малыша 4-разовое питание, 1 – 2 легких перекуса допустимы для детей, которые не могут выдерживать четырехчасовых перерывов между приемами пищи.
Молодые родители: как справиться с истерикой у ребенка
Наверняка вас предупреждали, что в этом возрасте дети часто закатывают скандалы. Тем не менее трудно не прийти в ужас, когда ваш хороший послушный малыш вдруг начинает вопить, брыкаться, сжимать кулачки и биться в истерике.
Но переживать не стоит, ведь ребенок закатывает истерики только потому, что пока не умеет справляться с трудностями или непонятными эмоциями вроде страха, беспокойства или гнева.
Но есть и хорошие новости! Иногда истерику можно предотвратить:
Когда вы просите о чем-то ребенка, делайте это спокойным и вежливым тоном. Если вам нужно, чтобы ребенок что-то сделал, избегайте командного тона. Малыш гораздо охотнее послушается, если вы будете говорить с ним дружелюбно и использовать формулы вежливости («спасибо» и «пожалуйста»).
Старайтесь не раздражаться, когда ребенок отвечает «нет». Ребенок в 2 года часто говорит «нет» на автомате в ответ на любую просьбу, поэтому отнеситесь к этому спокойно. Иногда малыш говорит «нет» даже в тех случаях, когда хочет сказать «да» (например, если ему предлагают мороженое), чтобы настоять на своем
В таких случаях просто спокойно повторите просьбу и не ругайте ребенка, когда он отвечает «нет».
Отвлекайте внимание. Ребенок пока не в состоянии на чем-то подолгу концентрироваться
Используйте это в своих целях. Если вы видите, что он вот-вот готов закатить истерику, быстро предложите ему чем-то заняться или отведите его в новое помещение. Например, в магазине можно просто продолжать идти дальше по павильону.
Поощряйте правильное поведение. Если ребенок сделал то, что вы просили, или просто хорошо себя вел, обязательно похвалите его и уделите ему побольше внимания. Достаточно просто посидеть с ним рядом, когда он играет или листает книжку.
Предугадывайте будущие истерики. Если малыш склонен закатывать истерики в магазинах, наверное, в следующий раз не стоит брать его с собой, если вам есть с кем его оставить. Со временем вам будет проще распознавать ситуации, в которых ребенок начинает скандалить, и вы научитесь их избегать или своевременно отвлекать малыша.
Не распыляйтесь по пустякам
Если ребенок не хочет делать что-то важное, что касается его безопасности, например отказывается пристегиваться в машине, то настоять на своем вы обязаны. А если он скандалит просто из-за того, что хочет надеть майку другого цвета, не обращайте на это внимания.
Предоставьте ребенку возможность выбора
Иногда истерики можно предотвратить так: предложите ребенку выбрать из двух приемлемых для вас альтернатив. Например, не стоит заставлять малыша в приказном тоне надеть куртку. Вместо этого можно предложить на выбор надеть две кофточки или куртку. Или же дайте ему выбрать, что надеть: джинсы или комбинезон.