Что же делать?
Родителям надо помнить — неповиновение не означает, что ваше чадо хочет специально сделать вам что-то назло или причинить вред.
Правила для родителей:
- Не поддавайтесь на провокацию. Поведение ребенка часто вызывает волну негатива со стороны родителей. Но не стоит «распыляться» раньше времени. Постарайтесь разобраться в проблеме. Крик и осуждение приведут только к тому, что кризис затянется, а ребенок еще больше от вас отдалиться.
- Если ребенок не реагирует на вашу просьбу и упорно отказывается выполнять поручение, отступите. Через некоторое время, скорее всего, он все сделает, однако это уже будет выглядеть как самостоятельное решение: сделал сам, а не по указанию мамы.
- Помогите своему ребенку столкнуться с результатом своего непослушания. Не пришел вовремя за стол — пусть ест тогда, когда захочет. Только разогреть еду, а после и убрать со стола ему придется без родительской помощи.
- Одно из важных правил для родителей заключается в том, что разговаривать с ребенком надо как со взрослым. Объяснить, что он стал старше, и напоминать об ответственности за свои поступки.
- Если ребенок взял на себя дело по дому, не стоит превращать это в обязанность. Самостоятельно выбранное занятие ребенок начнет воспринимать как приказ и непременно захочет его нарушить.
- Установить определенные правила в доме, которые родители также должны соблюдать. Только тогда ваше чадо поймет, что правила — не принуждение.
- Когда ребенок говорит о своих поступках или тревогах, постоянно рассуждает об одной и той же ситуации, помогите ему. Разберите его проблему вместе. Так он научится анализировать и разовьет способность к самокритике. Иногда ребенок не слушается только потому, что не может самостоятельно высказать свое мнение.
Трудности в воспитании в 4 5 и 6 лет
Трудности в воспитании возникают тогда, когда родители не знают особенности детского поведения и постоянно требуют от ребенка определенных действий, достижений, не учитывают его личное мнение, не позволяют самостоятельно принимать решение, не слушают, постоянно критикуют, ругают и унижают.
В таком случае девочка или мальчик полностью закрываются, перестают доверять родителям, делают все наперекор и показывают свой характер, плохо учатся в школе, дальше проблемы во взрослой жизни.
Чтобы избежать трудностей в воспитании, нужно начинать применять методы психологии, прежде всего, стоит научиться вежливо просить, а не приказывать и требовать, правильно реагировать на истерики, развивать личность.
Что нельзя делать родителям? Как восстановить разрушенные связи?
Запрещается кричать на ребенка, заставлять делать что-то насильно. Если волной поднимаются отрицательные эмоции — продышите, успокойтесь, только после этого дайте малышу обратную связь. Ваш тихий спокойный голос даст ему понять, что с ним все хорошо, и он обязательно вскоре успокоится.
Нельзя наказывать ребенка едой, применять физические наказания. Хорошие результаты дает практика «посидеть и подумать», когда вы усаживаете малыша на заранее оговоренное время на стул и просите его подумать о ситуации. Пусть он начнет с размышлений на тему «это большая проблема, средняя или маленькая». Большие проблемы решаются со взрослыми, средние, пользуясь советами, маленькие — самостоятельно.
Бесполезно и вредно запрещать крохе слишком много: его природное стремление к развитию обязательно будет протестовать против таких жестких рамок.
Не следует сравнивать малыша с другими. Вообще. Он — уникальный, единственный, неповторимый, и у него свой путь развития.
Если вы проявили нетерпение, сорвались — обязательно извинитесь, скажите, что сожалеете о случившимся. Посоветуйте ему, когда он станет взрослым, так не делать. Маленькие дети удивительно быстро прощают родителей, так как очень сильно их любят.
Не нужно воевать с ребенком, вы сильнее, у вас есть прочная основа в жизни. Вы не можете быть с ним на равных, вы все-равно победите. Не заставляйте его срываться, чтобы перекричать вас и плакать от бессилия. То, что вы действительно должны сделать — это начать говорить очень тихо. Любящее сердце говорит негромко и внимательно слушает ответ. Поверьте, если малыш поймет, что вы слушаете, что вы готовы пойти ему навстречу, что его мысли, его заботы и страхи важны для вас, он не захочет кричать, доказывая свое право на существование в вашей жизни.
Не вините себя за то, что у ребенка не все так хорошо, как вам бы хотелось. Чувство вины перекрывает поток любви. Признайте свои несовершенства, но не позволяйте им управлять вами.
Ребенку не нужно внимание родителей целый день, если вы много работаете и заняты — не корите себя за отсутствие возможности быть рядом с малышом. Будьте с ним столько, сколько сможете
Но только с ним, посвятите ему 100 % вашего внимания
Не отвлекайтесь, дайте ему понять, что самое важное для вас сейчас — это сам ребенок. Дайте ему все тепло вашего сердца и любовь
В итоге ему достаточно будет 20 минут такого внимания — это лучше, чем целый день гиперопеки или (что сейчас чаще встречается) внимания мимоходом (между домашними делами, «посиделками» в соцсетях и т.д.).
Необходимо осознавать, что воспитание ребенка — это система, призванная сформировать у него лучшие качества для взрослой жизни. Родителям нужно чаще задаваться вопросами: «Чему научится малыш через эту ситуацию? Если он будет делать как я, как он себя поведет?»
Внимание и любовь родителей — это «топливо», жизненная энергия, которая необходима ребенку для развития. Если малыш в возрасте 4—5 лет закатывает истерики периодически, следует пересмотреть концепцию воспитания и поискать проблемы в семье
Возможно, будет необходимо посетить семейного психолога.
Чем психолог может помочь ребёнку и родителям?
Как и в случае с дошкольником, работа психолога заключается в установлении паттернов поведения и решении сопутствующих психологических проблем. Особенность работы со школьниками состоит в том, что они уже лучше понимают себя, могут давать оценку своим действиям и находить взаимосвязи.
Работа психолога с 8-летним Ваней и его мамой
На семейной терапии психологу удалось выяснить, что:
- Мама воспитывает Ваню одна.
- Истерики случаются обычно после общения с мальчиками. Они более грубые, часто обижают, с девочками ребёнок ладит куда лучше.
- Истерика возникала у Вани в моменты, когда нарушалось его личное пространство.
Работа с мальчиком включала в себя обсуждение неприятных моментов, выстраивание новой линии поведения в ситуациях, которые потенциально несли «опасность» или какой-либо дискомфорт. Мальчик научился адекватно реагировать на неприятные вопросы («а где твой папа?»). Маме же психолог посоветовал увлечь ребёнка каким-нибудь интересным занятием, чаще приглашать в гости его сверстников, желательно, спокойных и тактичных детей.
Также в ходе терапии мама Вани поняла свою ошибку: она слишком хотела вырастить из него настоящего мужчину, где-то недодала ласки, где-то наделила слишком большой ответственностью и всегда много требовала. При этом ей казалось важным, чтобы сын чётко выполнял её требования, даже когда он злился на неё, был чем-то недоволен или чувствовал себя уставшим. В семье почти не было места для обсуждения ситуаций и достижения договоренностей. В итоге мальчик не научился формулировать собственные желания, отстаивать своё мнение, реагировать на внешнюю агрессию. Всё это нашло отражение в проблемах с одноклассниками.
А избыточное напряжение в отношениях с мамой (ведь Ивану так важно было соответствовать всем её пожеланиям) привело к периодическим сильным эмоциональным выплескам, истерикам. Поэтому ещё одним важным пластом во взаимодействии с психологом была работа с чувствами: снятие накопившегося напряжение через игры и упражнения, обучение выражению эмоций приемлемыми способами, формирование навыков открытого диалога и высказывания своего недовольства.. Сейчас у Вани всё отлично
Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.
Сейчас у Вани всё отлично. Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.
Самые важные принципы воспитания
Тема детского воспитания — необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться.
К таким принципам можно отнести:
- Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие — как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
- Если малыш капризничает и ведет себя не правильно — не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке — толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты — плохой мальчик, ты — злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными — в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой — придется мне тебя наказать…». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе — хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня — неправильное…
- Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
- Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
- Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей — маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
- Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.
- Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы — раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора — хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
- Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
- Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом — ваша копия.
- Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение — всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
- Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки — не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать — что случится, если малыш поступит так-то и так-то…
Что делать родителям
Универсальных и быстродействующих средств утихомирить чадо нет. Чтобы наладить взаимоотношения, для начала разберитесь в причинах, вызывающих эту непокорность.
Провести беседу о сложившейся ситуации
Нужно вести себя спокойно. Поговорите с сыном или дочерью. Тёплый разговор позволит обсудить причину непослушания. Представьте проблему отвлечённой в форме сказки и так выведите чадо на откровенный разговор.
Установить правила поведения, закрепить обязанности
Для того чтобы у малыша был ясный ориентир, что нельзя, а что можно делать, установите чёткие правила. Эти законы должны распространяться на всех домочадцев. Не стоит вводить из слишком много, достаточно двух-четырёх. Они должны охватывать самые важные вопросы. Это подготовит чадо к принятию рамок.
Некоторые правила могут иметь исключения. Это поможет смягчить требования. В случае несоблюдения установленных договорённостей должно последовать наказание. Хорошо, когда оно заранее продумано и известно малышу. Это позволит избежать непоследовательности в воспитании или импульсивности в решениях.
Помимо правил эффективно работают закрепленные за детьми обязанности. Они должны быть посильными и понятными. Это приучает их к дисциплине, ответственности и позволяет проявить самостоятельность.
Слушать и слышать ребенка
Важно научиться понимать и принимать мнение дошкольника. Спокойный тихий разговор по душам поможет закрепить связь с крошкой
Не задавайте много вопросов, пусть он сам расскажет, что его волнует, что не нравится, и как бы он хотел, чтобы было на самом деле.
Но не потакайте капризам. До пяти лет у крох формируется модель поведения. Это ценное время, чтобы научить их спокойному общению, уважению к окружающим, развить эмпатию.
Постараться построить доверительные отношения
Откажитесь от авторитарной роли. Нащупайте тонкую грань между доверием и лидерством. Ребенок должен верить вам и не бояться ничего рассказать. Знать, что вы поддержите в любой ситуации.
Как правильно завершить конфликт
Если маленький капризуля плохо себя ведет, закатывает истерики и начинает проказничать, он понимает, что нарушает правила и чувствует, что он плохой. Нужно сделать так, чтобы он чаще ощущал себя хорошим.
Придумайте свой ритуал примирения. Малыш должен чувствовать, что вы понимаете, почему это произошло, знаете, что он сожалеет о своих капризах. Итогом любого конфликта должен стать грамотный компромисс.
Если ребенок устроил истерику в общественном месте, то есть несколько вариантов, чтобы успокоить его:
Переключите внимание. Предложит ему посмотреть на что-то интересное: видео со смешными щенками, фотографии необычных животных, его любимых мультгероев
Режим собеседника. Поговорите с крохой. Аккуратно и спокойно спросите, что он испытывает и почему. Если капризы были вызваны недостатком внимания, такой способ очень эффективно работает.
Игнорирование. Этот вариант подходит больше в случаях, когда вы находитесь с сыном или дочерью наедине. Они могут долго не успокаиваться. Проявите терпение.
Причины нежелательного поведения в возрасте 2-х и 3-х лет могут быть другими. У этого возраста есть свои особенности и их обязательно стоит учитывать. Чаще всего проблемы возникают именно из-за того, что родители не придают этому значения. Подробные материалы о проблемах в поведении в этом возрасте вы найдете по ссылкам.
Особенности возраста
Дети в возрасте 1 года очень любознательны, они не понимают отказов или запретов. Им тяжело понять, почему разрешено играть со своей игрушкой, а с телефоном нет.
Даже в 1 год он может сообразить, что брокколи невкусные, их можно выплюнуть; без мамы скучно – можно заплакать и она придет.
Если ребенок не слушается, капризничает и устраивает истерики, можно сказать, что у него кризис 1 года.
В 1 год дети минимально самостоятельны:
- Они что-то говорят, свободно передвигаются;
- С интересом исследуют окружающие предметы;
- Копируют поведение родителей – посмотрев на манипуляции мамы или папы, они осознают, какие именно действия нужно выполнить. Например, как надеть штанишки или сложить картинку;
- В возрасте 1 года дети уже пробуют самостоятельно есть ложкой, пытаются просунуть руку в рукав или ногу в штанину (читайте статью Как научить ребенка одеваться самостоятельно?>>>).
Если за столом ребенок не проявляет навыков самостоятельности, имеет плохой аппетит, кушает мало, посмотрите интернет-курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>
Помните! Освоение новых навыков порой приводит к изменению поведения. Ребенок может начать демонстрировать упрямство, отказываясь от выполнения просьб родителей.
Например, отодвигать тарелку с супом, не ходить купаться. Настойчивость родителей в этот момент может спровоцировать у ребенка топанье ногами, крик или плач и катание по полу.
Отчасти можно такое поведение объяснить кризисом 1 года, но есть и другие причины.
Советы родителям
Никогда не срывайтесь на крик. Успокоив ребенка, всегда объясняйте ему, что он неверно сделал и как надо было поступить.
Проявляйте интерес к ребенку. Всегда можно найти время поговорить и поиграть вместе с ним.
Для детей родители – эталон подражания. Не требуйте от малышей того, чего не делаете сами.
Если игнорировать изменение поведения, то детская непослушность, агрессия и истеричность будут лишь усиливаться, родители – нервничать и ругаться, и так по нарастающей.
Уважительно относитесь к маленькому человеку и его личному пространству.
Придумывайте привлекательные и интересные моменты совместного времяпровождения, превращая их в традицию.
Благодарите за все, что ребенок делает самостоятельно и для других.
Что делать:
Разговаривайте с ребенком;
Выслушивайте его;
Ищите компромиссы;
Переключайте внимание;
Занимайтесь совместной деятельностью;
Поддерживайте постоянный физический контакт;
Позволяйте проявлять себя;
Сохраняйте спокойствие;
Говорите «глаза в глаза».
Чего нельзя делать:
- Не пугайте;
- Не переходите на приказной тон;
- Не наказывайте, когда малыш кушает/занят/только что проснулся/помогает вам/при посторонних;
- Не пытайтесь добиться желаемого с помощью подкупа игрушками или лакомствами.
Причины непослушания
Если ребёнок в 5 лет не слушается родителей, на то есть несколько причин:
Низкая самооценка;
Малыш слышит постоянные упрёки и обвинения в свой адрес. Его настолько загнобили в семье, что он абсолютно не верит в себя и свои силы. Ему очень тяжело и он начинает протестовать.
Вседозволенность;
Родители не просто балуют своего ребёнка, они не прилагают никаких усилий для его воспитания, не умеют запрещать и наказывать.
Малыш растёт в условиях отсутствия каких-либо правил и рамок и, что называется, начинает «садиться на голову» родителям.
Разные подходы в воспитании родителей;
Если мама разрешает то, что категорически запрещает отец – малыш будет справедливо возмущаться и негодовать. Согласованность родителей в воспитании должна быть обязательно.
Подробнее смотрите в интернет-семинаре Мама и папа: воспитываем вместе!>>>
Чрезмерная опека;
В пять лет полным ходом идёт сепарация от родителей. Окончательно она наступит только после совершеннолетия, но пятилетка уже осознаёт себя личностью, отдельной от мамы и папы.
Безусловно, он ещё слишком мал, чтобы быть по-настоящему самостоятельным, но родители не должны перебарщивать с опекой и заботой. Читайте по этому вопросу полезную статью: Как развить самостоятельность у ребенка?>>>
Как и полностью этого лишать, повторяя к месту и не к месту: «Ты уже большой». Всё хорошо в меру.
Месть родителям;
Непослушанием дети мстят за несправедливые наказания, за отсутствие внимания, телесного контакта и недостаток любви и за конфликты в семье.
Недаром ведь говорят: «Если ребёнок не слушается, причина в вас, а не в ребёнке».
Для налаживания взаимоотношений со своим подросшим малышом, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>
А как же его воспитывать? Как сделать послушным?
В заключение хорошая новость: согласно теории привязанности, волшебная кнопка для остановки плохого поведения у детей все-таки существует. И она называется «укрепление связи». Нажимать на нее надо утром, днем и вечером раз по 15-20 в час, можно ночью. Можно во время припадка с криками и швырянием игрушек, хотя эффективнее, пожалуй, после него.
Учитывая, насколько хрупка и чувствительна психика у малыша, как глубоко он может переживать тревогу из-за любой мимолетной разлуки и потери, есть смысл выстроить для него систему эмоциональной безопасности, с упором на надежности вашей привязанности.
- Вот простые, но хорошо работающие советы для снижения тревожности: щедрое приглашение в свою жизнь. Обнимаем не меньше 20 раз в день, вместе готовим, накрываем на стол или наводим порядок.
- Второе: перебрасывание мостика при расставании. Разлука – это не навечно! Мама сейчас уйдет в магазин, мы помашем ей в окошко, а когда вот эта стрелка будет на вот тут, наверху, она позвонит в дверь и мы ей откроем. Так расставание становится менее непонятным и тревожным.
- Третье: метод, который я бы назвала «белые камушки». Их кидали Гензель и Гретель на пути из дома, и по ним они смогли вернуться домой. При расставании мы даем малышу что-то, что напомнит ему о значимом взрослом: маленькую фотографию, заколку, монетку. Если мы идем прогулку, возьмем с собой
Три в одном
Порой мы сами выдаем столько информации, что побольше списка дел в выходные дни. С той лишь разницей, что мы понимаем, некоторые дела мы рискуем забыть, поэтому записываем. Так чего же мы удивляемся, когда «список» забывает малыш?
Наши просьбы и ЦУ должны быть простыми и понятными, без лишних подробностей, которые зачастую можно оставить на усмотрение ребенка. Всеми такими деталями можно завуалировать инфу и сделать ее непонятной для карапуза.
Представьте! Если бы инструкция (любая, например, рецепт) содержала не только указания, что с чем мешать, как варить или запекать, но еще кучу подробностей. Как получают муку, сколько и как выращивать пшеницу, где изготавливали гайки для комбайна, что собирает урожай. И так по каждому ингредиенту. Скажите, что бы вы поняли?
Вот и дети не поймут, если много им говорить. «Многословие убивает мысль».
Совет! «Облегчайте» слова и просьбы, если хотите, чтобы они долетели до цели. Одна просьба – одно действие!
Фраза Не правильная : «убери в комнате, одень пижаму, почисти зубы и ложись в кровать». Правильно: «Убери игрушки с пола». Ребенок убрал, отчитался. Вы: «Молодец! Почисти зубы». И т.д.
Как правильно завершить конфликт, сложившийся в ходе непослушания ребенка
У каждого малыша после проявления непослушания остаётся чувство того, что он плохой.
Ваша задача убрать это ощущение.
Ребенок всегда должен себя чувствовать хорошим, любимым и нужным.
У вас должен быть ритуал примирения:
- Протяните свою руку малышу и скажите: “Давай мириться”;
- Это может быть “Мирись, мирись и больше не дерись”;
- Обязательно обнимите, поцелуйте и скажите, что любите его при любых обстоятельствах.
Так вы дадите понять малышу, что знаете, почему это произошло и что это нормально, понимаете, что ребенок жалеет о непослушании и постарается больше себя так не вести.
Главное, к чему вы должны прийти в конфликтной ситуации, сложившейся из-за того что ребенок в 3 года не слушается – это здоровый компромисс.
- Вам нужно дать понять малышу, что у вас тоже есть свои желания и вы прекрасно понимаете то, что хочет он;
- Вам нужно показать ребенку, что вместе с ним вы можете всегда найти способ, как разрешить ситуацию так, чтобы при этом было хорошо и вам и ему.
И, конечно же, любовь и терпение – это должно оставаться главным девизом для вас при любых обстоятельствах!
- Как объяснить ребенку, что нельзя?
- Медлительный ребенок
- Как не кричать на ребенка?
Мнение доктора Комаровского
Надо заметить, что не все специалисты придерживаются такого подхода. Например, российский психолог Е. Комаровский, отвечая на вопрос, что делать, если ребенок ведет себя плохо, рекомендует не потакать детским крикам, чтобы не приучать детей к манипулированию.
Он подчеркивает, что даже непослушных детей бить нельзя, при этом перечисляет более мягкие варианты наказаний за плохое поведение: поставить в угол, лишить сладкого.
Как вам статья?
Полезно, практично 66.67%
Нормально 25%
Есть что улучшить 8.33%
Проголосовало: 12
Это отличается от европейской практики, в которой распространен метод не наказаний, а естественных последствий, причем начиная с более старшего возраста.
С другой стороны, по мнению Комаровского, необходимо учить проговаривать эмоции словами, не нанося вред окружающим, и с последним утверждением нельзя не согласиться.
Ребенок 4 лет не слушается видео
Наказывать ребенка за плохое поведение нужно, вот только необходимо выбрать наиболее оптимальный способ
Нужно обращать внимание на ребенка и тогда, когда он хорошо себя ведет. В таком случае ему не придется привлекать ваше внимание непослушанием
Данное явление может быть последствием кризиса 3 лет. Малыш боролся за самостоятельность, получил ее и теперь не знает что с ней делать. Кроме этой причины, можно предположить еще несколько.
Недостаток внимания
В этом возрасте, очень важно установить с крохой близкие доверительные взаимоотношения. Самое главное — демократический стиль воспитания и отсутствие неуважительного отношения со стороны мамы и папы
Ребенок не слышит и не слушается из-за существования конфликтов в семье.
Недооценивание малыша. Очень распространенная ошибка родителей — критика и сравнение своего чада с другими детьми.
Появление нового члена семьи. При рождении второго ребенка, большая часть родительского внимания отдается ему, а вот старшему приходится ревновать маму и папу к младшему братику или сестричке. На фоне ревности, 4 летний ребенок не слушается и становится неуправляемым.
Незаслуженные замечания или даже наказания.
Как вести себя если ребенок не слушается
Очень важно понять маме и папе, что малыш уже взрослый, а значит относится к нему следует совершенно по другому. То, что крохе было нельзя в 3 года, становится разрешено в 4
Рассмотрим основные нюансы воспитания в возрасте 4-х лет.
- Запреты.
Чадо начинает усваивать нормы поведения и морали и для этого он должен не только знать, что дозволительно, а что запретно, но и осознавать, почему это нельзя. Одним словом, маме нужно объяснять, для чего это не стоит делать, ведь малыш уже взрослый и способен понимать какие последствия вызовут его действия.
Когда ребенок не слушается вообще, формулируйте запреты правильно. Они должны быть понятными и логичными.
- Наказания.
Если ребенок балуется, не слушается и нарушает запреты, к нему применяются наказания, равносильны содеянному.
Как правильно наказывать
- При выборе способа будьте справедливы.
- Не злоупотребляйте своим положениям родителя.
- Не ругайте и не наказывайте ребенка при посторонних.
- Принимайте решение на «холодную голову».
Если малыш в 4,5 года не слушается, к нему можно применить такие варианты наказания: исправление содеянного, лишение привилегий, наделение дополнительными обязанностями, извинения.
Даже если ребенок в 4 года не слушается, дерется и всячески капризничает, психологи не советуют наказывать за:
- любовь к познанию;
- особенности в поведении ребенка (психиатрические заболевания, неврозы и.д.);
- за любое проявления эмоций;
- индивидуальные особенности крохи (невнимательность, неспособность четко произносить слова и т.д.)