Критика: тщательно просеиваем каждое замечание
Родители, которые видят своего кроху не просто каждый день, а буквально каждую минуту, замечают то, как он взрослеет. Еще на прошлой неделе он не мог сам слезть с дивана, а сегодня уже делает это без труда. Пару недель назад боялся отпустить мамину руку, а вчера начал делать уверенные шаги. Мама и папа гордятся им и радуются новым успехам, пока…
Пока кто-нибудь не сделает критическое замечание и не даст понять, что радоваться в общем-то нечему. Что мы имеем в виду?
- «Твой все еще, что ли, пюре из банки ест? Я своему уже с 10 месяцев пельмени варю: вот так уплетает!» — говорит соседка, заставляя чувствовать маму именинника несколько отсталой от жизни.
- «Сколько-сколько она у тебя весит? 13 кг? Перебор! Толстая вырастет!» — заявляет вечно худеющая старшая сестра, которая почему-то не поинтересовалась ростом ребенка.
- «Машенька, вы все еще спите в подгузнике? Он у тебя никогда не научится ходить на горшок, если ты так все сама запустишь!» — хватается за голову бабушка.
- «Как это вы не ходите на развивашки? Мы уже с 11 месяцев ходим на лепку, танцы и записались на английский! Нужно заниматься ранним развитием, если хочешь вырастить целеустремленную личность!» — подливает масла в огонь подруга.
- «Ирочка, а почему он не говорит-то ничего? Вот ты в год уже стихи читала!» — говорит тетя, упуская тот момент, что Ирочке был не просто год, а год и 11 месяцев. И не то, чтобы читала стихи, а просто называла последнее слово в строчке.
Может быть, кто-то посмеялся сейчас или, наоборот, взгрустнул, вспомнив своих родственников. А может, кто-то из хвастунишек и критиков узнал себя. В любом случае, всем понятно, что одни и те же проблемы касаются чуть ли не каждую молодую семью.
А что же на самом деле должен уметь делать ребенок в возрасте 12 месяцев? Есть ли какие-то нормативы, и можно ли детей сравнивать между собой? В каких ситуациях стоит обращаться к врачу, а в каких просто подождать? Эти вопросы задают себе многие родители.
Начнем с того, что развитие ребенка после рождения не прекращается ни на мгновение: он «взрослеет» даже во сне. Малыш развивается физически (то есть, растет и набирает в весе) и нервно-психически (он овладевает новыми навыками). Оценкой того, как именно развивается ребенок занимается врач-педиатр, который ежемесячно осматривает ребенка, а также невролог, к которому малыш попадает на прием не менее 2 раз за первый год.
После осмотра в определенном возрасте специалисты делают заключение: соответствует ли развитие ребенка средним параметрам или нет. Если отмечается несоответствие, то доктора назначают ребенку дополнительные обследования при необходимости и дают ценные рекомендации по развитию малыша. В некоторых ситуациях назначается лечение.
https://youtube.com/watch?v=vc92GVDThG8
Когда ребенок должен стоять, вставать?
В 8 месяцев ребенок самостоятельно встает, держится у опоры и переступает с ножки на ножку. В 9 месяцев здоровый ребенок должен хорошо стоять у любой опоры. Если ребенка, мальчика, девочку держать за две ручки, то он уже уверенно переступает с ножки на ножку. В 10 месяцев ребенок в норме уже хорошо стоит, а также ходит у опоры, если держится за нее одной ручкой. Может с опорой спускаться и подниматься с невысокой лестнички. В 11 месяцев самостоятельно уверенно стоит, ходит, немного придерживаясь за опору, делает 3 – 5 шагов без опоры. В 12 месяцев (1 год) малыш самостоятельно без поддержи и опоры начинает ходить. Если Ваш ребенок укладывает в эти возрастные нормы, то никаких поводов для беспокойства у родителей быть не должно. Если ребенок отстает от этих показателей, то у него задержка моторного развития, которую нужно обязательно лечить.
Нужны ли ходунки
Большинство педиатров высказывают негативное мнение по поводу ходунков. Они аргументирует его тем, что ребенок начинает ходить тогда, когда у него подготовлены мышцы, а стимуляция приводит лишь к тому, что кости не выдерживают огромных нагрузок, результатом являются различные патологии, в том числе искривление ног. К тому же чем больше у ребенка до года двигаются мышцы, больше самостоятельных движений и больше он пытается узнать через собственный опыт, тем лучше он развивается, в том числе и умственно. Однако если дозировать использование ходунков (не больше получаса в день), то никакого пагубного воздействия они не окажут. Единственное — нельзя оставлять малыша в ходунках одного — большое количество травм у детей до года связано с использованием этого предмета.
Что делать, если ваш ребенок не ходит в полтора года?
Что же делать родителям, если их ребенку уже полтора года, а он так и не начал ходить самостоятельно?
Во-первых, родителям нужно набраться терпения, поскольку впереди предстоит достаточно сложный процесс выяснения истинной причины отказа ребенка передвигаться в вертикальном положении.
Во-вторых, для определения причины нужно привлечь следующих специалистов:
- педиатра, который осмотрев малыша и сделав выводы о его общем состоянии, выпишет направления к врачам более узкого направления;
- хирурга – врача, который профессионально оценит состояние мышечного корсета и суставов малыша;
- невролога – специалиста, который оценит психомоторное развитие ребенка, тонус мышц, его рефлексы и реакции на определенные раздражители. Если врач отметит какие-то тревожные признаки, то назначит определенную реабилитационную программу.
Обратите внимание
Очень важно показать малыша специалисту данного профиля в три месяца, чтобы убедиться, что кроха развивается согласно нормам, соответствующим его возрасту. ортопеда – специалиста наиболее узкого профиля, к которому, как правило, направляют хирурги или неврологи в случае подозрения у малыша каких-либо проблем с костями, суставами и мышцами
ортопеда – специалиста наиболее узкого профиля, к которому, как правило, направляют хирурги или неврологи в случае подозрения у малыша каких-либо проблем с костями, суставами и мышцами.
Как отмечают ортопеды, самыми распространенными проблемами являются:
- дисплазия тазобедренных суставов;
- гипертонус (постоянное напряжение) мышц;
- мышечная дистония.
Важно
Чтобы вовремя выявить и устранить возможные ортопедические проблемы, не следует пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста на протяжении первого года жизни ребенка. Поскольку впоследствии могут возникать проблемы с самостоятельным передвижением малыша.
Если походы по врачам окончены, и вы имеете на руках заключение о том, что ваш ребенок полностью здоров, но при этом он все равно не хочет ходить, тогда вам следует терпеливо продолжать заниматься с крохой с учетом вышеизложенных правил, и еще немного подождать. Проявляйте мудрость и смекалку, и ваш малыш очень скоро пойдет вам на встречу.
При этом не забывайте о простых радостях жизни: просто любите кроху, обнимайте, целуйте. Доброжелательный настрой и положительная атмосфера – это лучшая помощь и поддержка для вашего ребенка.
Токарева Лариса, педиатр, медицинский обозреватель
23,740 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
Если ребенок отказывается ходить?
При отказе малыша ходить самостоятельно, надо проконсультироваться со специалистами. Если у него нет проблем с опорно-двигательным аппаратом, а ребенок просто ленится, то родителям надо проводить интересные занятия, позволяющее крохе быстрее овладеть новым для него навыком. В ходе такого обучения он быстрее справится с этим заданием.
Папы и мамы всегда хотят, чтобы их дети пораньше начали ходить. Но раннее хождение не всегда является поводом радоваться, ведь детские мышцы еще слабые. А если малыш еще и пухленький, то это может привести к искривлению ног и неправильному формированию стоп.
Даже если ребенку уже исполнилось 1,5 года, а он еще не пошел, не стоит волноваться, важно обратить внимание на его общее состояние. Если он веселый и активный, то он сам начнет ходить, когда будет готов
Развиваем навык ходьбы
- Ходьба начинается с подъёма на пальчики, когда ребёнок держится за опору. В комнате обязательно должны быть предметы — диван, кресло, стулья, держась за которые ребёнок может подниматься, тем самым укрепляя ноги.
- Если ваш малыш уже уверенно стоит, то попытайтесь пройтись с ним по комнате, придерживая за обе ручки и несильно подтягивая вперед по направлению движения.
- Сделав первые самостоятельные шаги и случайно упав, юный скороход может испугаться и отказаться ходить вновь. В этом случае поставьте малыша на ножки у опоры, отойдите на 1-2 метрах, а затем, раскрыв руки как для объятий, позовите к себе, страхуя от случайных падений по мере необходимости.
Что делать, если ребёнок прогуливает
Если причина прогулов ясна, следует поговорить с ребёнком
Без криков и оскорблений — важно построить откровенный спокойный диалог. В конце концов, все мы в школьные годы хотя бы несколько раз пропускали уроки.
Задача родителя — разобраться в мотивах и помочь их устранить. Так, если ребёнок прогуливает из-за конфликта в семье, нужно объяснить, что его вины в происходящем нет, и мама с папой любят его, несмотря ни на что. Возможно, здесь потребуется помощь психолога.
Если у ребёнка проблемы с одноклассниками или преподавателями, нужно поддержать и предложить помощь в разрешении конфликта: «Мне жаль, что это случилось с тобой, но давай вместе придумаем выход»
При этом важно подчеркнуть, что в жизни нужно попробовать не всё, а прогуливать школу — вовсе не круто
<<Перелинковка2>>
Если ребёнок перегружен, пересмотрите его распорядок дня и устройте незапланированные выходные.
Если школьнику скучно на уроках или, напротив, ему недостаточно знаний, можно подобрать репетитора, записаться на дополнительные занятия, вместе разобрать тему. Например, наши курсы по школьной программе помогут подтянуть знания, а углублённые и олимпиадные курсы — узнать больше, чем дают на уроках. Чтобы познакомиться с нашей платформой, воспользуйтесь бесплатным пробным периодом.
Что делать не нужно
Мы попросили психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елену Петрусенко рассказать, какое поведение родителей может не решить, а усугубить ситуацию с прогулами в школе.
Вот несколько проигрышных линий поведения.
- Чтение моралей: «Вот я в твои годы…», «Учёба — это святое!»
- Подкуп: «Будешь ходить в школу регулярно, купим электросамокат»
- Самобичевание: «Я плохая мать (плохой отец), раз мой ребёнок прогуливает школу»
- Игнорирование проблемы: «Я в школе постоянно прогуливал, и ничего — как-то выучился!»
<<Форма бесплатного курса>>
Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
Совет 1. Создавайте настрой на учёбу
Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой.
Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.
Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом.
Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.
Совет 4. Отвечайте на все вопросы
Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием.
Совет 5. Формируйте правильное окружение
Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе.
Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube.
Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.
Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.
Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего
Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам.
Почему важно увлечь ребёнка занятиями
Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?
Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться.
Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.
Ребенок постоянно играет с гаджетами
Проблема родителей XXI века — огромное количество гаджетов, которые отвлекают детей от учебы. Ребенку интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься чтением или решением задач по математике. Иногда привязанность к гаджету становится настолько сильной, что ребенка невозможно оторвать от экрана и убедить сделать домашнее задание.
Чтобы справиться с проблемой, можно интегрировать обучение в смартфоны или компьютеры. Современные образовательные методы зашли настолько далеко, что появилось большое разнообразие телефонных приложений, компьютерных игр и занятий на основе VR-технологий, которые увлекают детей и одновременно занимаются их образованием. Например, для перехода на следующий уровень игры, ребенку нужно найти решение уравнения или ответить на вопрос по содержанию стихотворения. Атмосфера игры затягивает ребенка, и он на азарте проходит обучение до донца.
Индустрия 4.0
Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров
Оптимальный вариант — найти курсы, которые используют игровое обучение. Геймификация — один из самых эффективных методов повышения вовлеченности, а для детей игра — это в принципе естественный процесс. Мы в «Учи.ру» давно исследуем и находим эффективные инструменты геймификации образования, постоянно адаптируем и встраиваем в нашу платформу.
Главное помнить, что если ребенок отвлекается, ленится, не показывает интерес к учебе, то любое давление только усугубит ситуацию. Нужно создать атмосферу, в которой ребенок начнет делиться своими переживаниями, не будет бояться подойти с проблемами и будет знать, что всегда найдет поддержку в лице родителя. При таком типе доверительных отношений будет проще найти проблемные точки в обучении и зародить в ребенке желание хорошо учиться.
Что почитать по теме
- Статья «Мела» об игровых моделях в школьном образовании;
- Материал «Хабра» о том, как вовлеченность детей влияет на достижение поставленных целей и удовольствие от образования;
- Подборка воспоминаний успешных ныне ИТ-специалистов о своих школьных годах на vc.ru.
Материалы РБК Трендов:
- О том, как помочь ребенку с выбором будущей профессии;
- Как привить ребенку любовь к иностранным языкам;
- Отдельно — как привить ребенку любовь к чтению в целом;
- Почему цифровые технологии — это будущее школьного образования.
Что нужно, когда наступает время учиться ходить?
Существуют различные приспособления, которые призваны облегчить ребенку его первые шаги. Ни одно из них не является необходимым, и вопрос об их приобретении остается на усмотрение родителей.
Ходунки
Совершать ошибки и приобретать опыт, позволяющий не допускать их и минимизировать последствия — именно для этого мы и учимся. Правильно ходить — значит чувствовать баланс, виртуозно управлять мышцами своего тела, безопасно падать и быстро подниматься. Ходунки не дают такого опыта. Ребенок в них наполовину висит и наполовину сидит, а не стоит, и скорее катается, чем ходит. Они могут в определенной степени стимулировать развитие мышц ног и, конечно, помогают родителям немного ограничить активность постоянно ползающего по дому малыша. Однако крайне неверно считать, что в ходунках маленькие дети действительно учатся ходить. Обучение стартует только тогда, когда ребенок начнет передвигаться без страховки.
Если вы решили использовать ходунки, не забывайте, что ребенка нельзя надолго оставлять в них — постоянное нахождение в вертикальном положении создает слишком большую нагрузку на спину. А пока ребенок не научился сидеть, использовать это приспособление вообще запрещено.
Каталка
Каталка представляет собой небольшую четырехколесную тележку с ручкой, и делающий первые шаги малыш может опираться на нее во время ходьбы. Часто производители встраивают в каталку различные игрушки, например, погремушки, музыкальные кнопки, зеркало, превращая ее в настоящий развлекательный центр.
Эта развивашка выигрывает у детской коляски, которую малыши тоже очень любят катать, потому что ее ручки расположены на подходящей ребенку высоте. С другой стороны, легкая каталка может проскальзывать и слишком быстро укатываться вперед на паркете, ламинате и других напольных покрытиях, если ребенок сильно на нее опирается.
Обеспечьте малышу комфорт
Мальчики и девочки легко учатся ходить в трусиках Huggies
Эластичные манжеты вокруг ножек, мягкие широкие боковинки и поясок не сковывают движения, чтобы малыши не отвлекались от важного занятия
Поводок
Детский поводок напоминает шлейку для животных. Ситуация, когда малыш учится ходить в таком приспособлении, выглядит немного странно, и поэтому некоторые родители относятся к нему негативно. Делать выводы по одному лишь внешнему виду не стоит, а понять, нужен ли он вам, поможет ваша собственная спина.
На первых порах малыша нужно страховать от падений, и обычно родители ходят за ним в полусогнутом положении. Если от таких нагрузок у вас начинает болеть поясница, поводок может помочь справиться с этой проблемой.
Причины задержки самостоятельных шагов
Есть дети, которые начинают ходить намного позже, чем другие, хотя нет никаких медицинских проблем, объясняющих эту задержку. Наиболее распространенные причины, почему ребенок еще не хочет ходить:
Если малыш намного позже стал поворачиваться на животик, если он еще лежал, когда другие уже сидели, и не двигался с места, когда большинство ползало, то будет совершенно нормально, если ребенок 12 месяцев не ходит. Очевидно, что ритм его развития немного отличается
Единственное, на что нужно обратить внимание, – не слишком ли медленный этот процесс. Чтобы исключить возможные расстройства, нужно проконсультироваться у врача;
Есть дети с очень спокойным темпераментом
Они могут часами сидеть или лежать на одном месте, не стремятся достать далекую игрушку, а довольствуются той, что им ближе
Естественно, что вероятна такая ситуация, когда ребенку год, а он не ходит;
Осторожность – это характеристика детей, связанная с характером. Некоторые малыши – настоящие исследователи
Они бесстрашно пытаются ползти, вставать и ходить, когда еще не умеют. Могут падать, плакать, но не оставляют своих намерений. Другие, наоборот, более осторожны. Они не спешат расстаться с опорой, ходят всегда близко к мебели и стенам, предпочитают наклониться и ползти, чем сделать первый самостоятельный шаг;
Важно! Осторожным младенцам обычно требуется больше времени, чтобы пойти самим, но у них есть преимущество. Такой ребенок меньше падает, потому что, когда он пойдет сам, у него уже достаточно силы и чувства равновесия
- Возможно малыш при попытке самостоятельного шага упал и сильно ударился. Неудачный опыт заставил его испытать страх, и он переходит в группу осторожных детей;
Малыш упал
- Иногда анатомические особенности младенцев мешают им быть первыми, кто осваивает самостоятельную ходьбу. Это происходит, если они обладают избыточным весом, или высокий рост влияет на чувство равновесия;
- Часто случается так, что малышу, пытающемуся ходить, родители подают руку. Ребенок начинает ходить, используя точку поддержки. Некоторые дети быстро привыкают к этому, после двенадцати месяцев и даже старше не спешат расстаться с поддержкой. Они больше не ищут баланса и силы, необходимых для самостоятельной ходьбы;
- Иногда очень хорошо ползающие малыши не видят никакого смысла в медленной и неуверенной ходьбе. Если ползание для них – быстрый и удобный способ добраться туда, куда они хотят, зачем вставать, медленно ходить и падать через каждые несколько шагов.
Малыш уверено ползает
Помощь ребенку в освоении ходьбы
Родители часто забывают о том, что малыш должен освоить ходьбу самостоятельно, каждый ребенок на это «запрограммирован». Цель родителей – ничего не делать, кроме облегчения ему этой задачи и устранения препятствий для ее решения.
Хорошо помогает малышу поощрение исследования своего окружения. Все дети любопытны, и, если грамотно организовать пространство, то у младенцев появится много стимулов его изучать:
необходимо убрать все опасные предметы (маленькие игрушки с пола, на которые ребенок может наступить; вещи, способные перевернуться или поранить малыша);
затем разложить в разных местах яркие и интересные игрушки и предметы, способные захватить внимание младенца, через некоторое время он научится к ним подбираться.
Важно! Следует избегать держать малыша за ручку, чтобы заставить его ходить. Так он занимает неустойчивую, неуравновешенную позицию
Лучше пусть сам передвигается, опираясь на стены, диваны и кресла. Наступит момент, когда он самостоятельно захочет преодолеть пространство, где не на что опереться.
Ходьба с опорой на предметы мебели
В 10 месяцев
Десятимесячных малышей уже можно ставить на ножки, придерживая подмышками двумя руками. Дети очень активно реагируют на веселую музыку и вполне способны в этом положении ритмично двигаться с помощью мамы, отталкиваясь ножками. Многие будут делать это самостоятельно, держась за опору.
В 11 месяцев
Если в 11 месяцев ребенок еще не ходит, можно заняться с ним укреплением мышц стопы, совмещая игру с полезным занятием. Например, его можно поводить по пузырчатой упаковке.
Что еще может помочь ребенку в ходьбе
Сегодня в магазинах вы видите немало устройств, которые созданы, чтобы помочь ребенку начать ходить. Давайте изучим основные из них.
- Ходунки. Это круглые столики с мягким сиденьем на колесиках по периметру, в которых малыш может передвигаться, отталкиваясь ногами от пола. В передней части, прямо перед ним обычно размещена развивающая игровая панель. В некоторых западных странах набирает силу протест общественности против этих устройств (например, Канада запретила ходунки, в США сейчас идет активная работа в этом же направлении). К сожалению, немало несчастных случаев происходило с малышами, находившимися в ходунках. Большинства этих ситуаций можно было бы избежать, если бы взрослые соблюдали требования к организации безопасного пространства для ребенка. Но так или иначе, использование ходунков может замедлить развитие навыков ходьбы, так как малыш лишен возможности двигаться и тренировать мышцы. Но короткое пребывание в ходунках (в пределах 30 – 60 минут в течение дня) кажется приемлемым компромиссом.
- Вожжи-поводок. Это ремни, похожие на шлейку для собак. Можно рассмотреть этот вариант для использования в условиях сырой и грязной погоды. Для этого малыш уже должен уметь ходить, разве что не всегда держать баланс.
- Тележка-каталка. Тележка с высокой ручкой (как у коляски) на четырех колесах. Малыши толкают ее перед собой, и это придает им уверенности в собственных силах при ходьбе на определенном этапе. Не стоит их использовать для самого обучения ходьбе. В этом случае ребенок не научится правильно балансировать: вес тела будет переноситься на руки, центр тяжести смещаться, а это уже совсем другие исходные условия, чем при самостоятельной ходьбе.
Мы поговорили о первых шагах малыша, о том, как он к ним готовится и как вы можете ему в этом помочь. Создание благоприятных, стимулирующих и, главное, безопасных условий в доме, а также ваша любовь и поддержка — залог того, что обучение ходьбе пройдет для вас с ребенком максимально спокойно и захватывающе. Конечно, не стоит забывать о правильном питании: малышу нужен кальций, и он должен отлично усваиваться — предложите ему творожок «Агуша» с витамином К2. И еще раз напомним вам о самом главном: почаще хвалите ребенка! По степени преодоления и серьезности подготовки ходьба для малыша — это достижение, не сравнимое ни с чем другим во взрослой жизни. По достоинству оценивайте первые шажки ребенка.
Список использованной литературы:
- Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей. Ярославль: Издательство «Гринго», 1996.
- Федорова Дарья. Самое главное, чему стоит научить ребенка. Санкт‑Петербург: Издательство «Весь», 2015.
- Камарата Стивен. Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка. Москва: Издательство «Альпина Диджитал», 2015.
А бывают более серьёзные причины?
- Врождённые патологии опорно-двигательного аппарата могут повлечь за собой отставание в развитии, но, как правило, об этих проблемах родители знают с рождения.
- Одной из причин может быть гипоксия плода во время беременности, что влечёт за собой повреждение клеток головного мозга. Она может быть разной степени тяжести и проводить к отставанию в развитии.
- Иногда причиной является слабый тонус мышц. Или же наоборот – гипертонус.
Отсутствие навыка прямохождения в год также может быть вызвано недоразвитым опорно-двигательного аппарата. Дети с таким диагнозом должны находиться под наблюдением специалистов. Но врачи могут и «просмотреть» проблему. Родителей должно насторожить, если:
- В год малыш не ползает.
- Не встаёт на четвереньки.
- Плохо удерживает спинку в положении сидя.
- Не может самостоятельно сесть или делает это с трудом.
- Не стоит у опоры.
- Не делает вообще никаких попыток пойти или хотя бы встать на ножки у опоры.
Когда ваш карапуз активно передвигается по всей квартире, встаёт у опоры, пытается залезть на диван или стул, не имеет физических патологий, но никак не хочет идти ножками, причин для беспокойства быть не должно. Нужно просто подождать, возможно, немного помочь, но не более.
Чрезмерная нагрузка
Традиционная школа нагружает уже с младших классов: после пяти-шести уроков в день у школьника есть всего несколько часов на отдых, после которого нужно садиться за домашнюю работу. Если заданий много, школьники корпят над ними до позднего вечера. Перегруженный ребёнок не хочет делать уроки, оттягивает их выполнение. Иногда школьники и члены семьи вынуждены заниматься домашкой даже по выходным — печатать доклады, делать поделки, готовить проекты.
Что делать? Необходимо снизить нагрузку на школьника. Выходом может стать семейное обучение, где родители и школьники могут сами регулировать нагрузку. Так, в «Домашней школе Фоксфорда» ученики отмечают, что у них гораздо больше свободного времени, потому что расписание занятий сбалансировано, а подача материала более плотная, чем в обычной школе.
Почему дети в год-полтора отказываются ходить самостоятельно без помощи рук?
По мнению специалистов, на то, что ребенок отказывается самостоятельно ходить и не отпускает руку родителя, могут быть причины, как психологического, так и физиологического происхождения.
К основным психологическим факторам относятся:
- Страх падения. Это одна из самых распространенных причин, по которой физически здоровые детки отказываются делать самостоятельные шаги. Данная проблема обычно возникает после того, как малыш уже пытался сделать первые шаги, но упал и сильно ударился. В результате он выбирает для себя наиболее безопасный путь – ползание или хождение за ручку.
- Лень. В последние годы эта причина встречается все чаще, поскольку на рынке появляется все больше различных приспособлений для малышей, которые хоть и немного, но все же облегчают жизнь мамам на определенном этапе. Наибольшей популярностью у родителей пользуются ходунки, в использовании которых имеется достаточно много спорных моментов, но негативных все же больше. Так, при их использовании оказывается сильное давление на опорно-двигательный аппарат ребенка. Кроме того, из-за того, что в них малышу гораздо проще передвигаться, он начинает лениться ходить самостоятельно. Когда родители решают забрать ходунки у чада, чаще всего, он выбирает более безопасный и легкий способ передвижения – ползание.
Достаточно редко, но все же встречаются и физиологические факторы, способствующие более позднему появлению самостоятельных шагов малыша:
- Проблемы с моторным развитием, мышечная дистония и прочие подобные недуги. Это достаточно серьезный фактор, при наличии которого происходит задержка не только освоения самостоятельной ходьбы ребенком, но и других двигательных навыков.
- Мышечный корсет малыша еще недостаточно укреплен. Довольно часто встречается ситуация, когда мышцы ног и позвоночника ребенка к годовалому возрасту еще не успевают подготовиться к сильным нагрузкам, которые неизбежны при ходьбе. Когда малыш на интуитивном уровне почувствует уверенность в своем теле – он пойдет. В этом случае как нельзя кстати известная фраза: «Всему свое время».
Это основные причины нежелания ходить, которые выделяют специалисты. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и имеет право на свой собственный график развития. Так, даже в одной семье дети могут начать ходить в совершенно разное время.
Что же касается тех деток, которые минуют стадию ползания и сразу начинают ходить, психологи рекомендуют родителям все-таки постараться в игровой форме научить своих малышей ползать. Ведь согласно исследованиям, проведенным специалистами в области нейропсихологии, длительное ползание имеет несколько положительных последствий:
- у «ползающих» деток более гармонично развиваются полушария мозга;
- в будущем такие детки добиваются больших успехов в учебе и хорошо осваивают точные науки.
Кроме того, активное ползание благоприятно влияет на развитие спинных мышц малыша.