Что делать, если ваш ребенок боится громких звуков
Ребенок первого месяца жизни достаточно крепко спит и ночью, и днем: его сон не нарушается ни громкими звуками, ни речью, ни фоновым шумом. Однако со второго месяца жизни крохи ситуация может резко поменяться. Некоторые малыши начинают бояться звонка телефона, вздрагивать от жужжания кофемолки, плакать, слыша пение заводной игрушки. Родители, понимая, что их ребенок боится громких звуков, не могут выяснить причину этого и не знают, что делать.
Когда и почему возникает страх малыша?
Страх громких звуков проявляется почти у всех детей на раннем этапе их развития (развитие от рождения и до года). Мама может заметить что двух-трехмесячного малыша пугают смех, гул работающего пылесоса, громкий разговор и другие резкие звуки. Ребенок может вздрагивать при раздражающем шуме или плакать, заходясь в истерике.
Почему же все таки ребенок боится (или только начал боятся) громкого шума\звуков? Почти все страхи младенцев заложены самой природой. Исключение составляет боязнь конкретного пережитого малышом случая, например, боязнь воды после неудачного купания. Причина страха громких звуков — не в неправильном воспитании ребенка и не в недосмотре родителей. Это реакция естественно развивающейся нервной системы крохи. К подобным страхам ребенка относится боязнь остаться без мамы, страх перед незнакомыми людьми.
Боязнь шума и резких звуков чаще всего наблюдается у малышей недолго. Такой страх может сохраняться до года или двух лет. Если ребенок и после этого возраста продолжает бояться, возможно, его нервная система имеет проблемы, которые требуют консультации специалиста. Насколько сильно и долго малыш испытывает чувство страха при шуме зависит от поведения его родителей.
Как поступать родителям?
Мама и папа часто не могут понять, что делать если малыш боится. Некоторые родители способны закричать на ребенка или даже шлепнуть его. Однако с малышом до года такое поведение не допустимо, оно может лишь ухудшить ситуацию и превратить ее в настоящую проблему для ребенка в будущем.
Чтобы успокоить кроху и постепенно избавить его от страха громких звуков, родители должны:
- чаще разговаривать с ребенком спокойно и ласково, используя постоянную интонацию и силу голоса. Хорошо, если кроха может слышать мужские голоса: так он быстрее научится воспринимать непривычный для него баритон;
- услышав резкий или громкий звук, шум, вести себя, как обычно, не вскакивать или вскрикивать иначе ребенок посчитает, что опасность действительно есть;
- иногда включать малышу красивую мелодичную музыку;
- показывать крохе источник звука, напугавшего его. Например, вместе рассмотреть гудящий пылесос (читаем ребенок боится пылесоса — что делать?), дать подержать зазвонивший телефон, посмотреть в окно на сигналившую машину;
- научить ребенка издавать разные звуки: тихие и громкие. Увлекшись новой забавой, малыш станет спокойней реагировать на внешний шум;
- успокаивать и расслаблять кроху, напевая ему тихие песенки;
- не хранить абсолютную тишину во время сна ребенка. Лучше, если он будет засыпать в обстановке негромких звуков: при работающем телевизоре или спокойном разговоре. В этом случае резкое нарушение тишины, например, звонок в дверь, не напугает и даже не разбудит малыша;
- когда ребенок боится громких звуков постоянно, закатывает истерику каждый раз при резком шуме, плохо успокаивается, его необходимо показать невропатологу. Своевременное обращение к этому детскому специалисту поможет выявить нарушение в работе нервной системы крохи и найти способ успокоить его. Вместе с назначением врача можно применять ежедневные ванночки с успокаивающим сбором.
Смотрим видео по теме:
Для малыша, который боится громкого и резкого шума, самое главное — это спокойные родители и благоприятная атмосфера в семье. Взрослые должны понимать, что такая проблема у детей до 12 месяцев — не редкость, она не говорит об отклонении или нарушении развития ребенка
Чтобы кроха быстрее привык к шумному миру, важно окружать его улыбками, ласковыми взглядами, тихими песнями и спокойной речью
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Почему ребенок боится ходить
https://youtube.com/watch?v=pOjqBAXtilM
На приеме у врача
Первый специалист, к которому нужно обратиться в случае любого подозрения, сомнения, вопроса относительно развития слуха вашего ребенка, – обычный оториноларинголог в вашей районной поликлинике. Он проведет первичный осмотр и простые тесты. При выявлении действительно серьезных состояний – обязательно направит к сурдологу. В арсенале последнего – целая «батарея» тестов, включая:
- тимпанометрию;
- специальные методы детской аудиометрии;
- регистрацию отоакустической эмиссии;
- аудиограмму и т. д.
Конечно, чем старше ребенок, тем проще с ним договориться, чтобы он во время диагностики не крутился, не вырывался, не кричал. Некоторые малыши прекрасно себя ведут при участии сурдопедагога, тот помогает проводить обследования в игровой форме.
Для новорожденных и младенцев применяется, пожалуй, единственный объективный метод – КСВП. Подробнее о нем и о записи на это обследование – читайте здесь .
Как родители могут заметить снижение слуха у ребенка, особенно, если оно небольшое?
Если малыш в таком возрасте, что уже понимает обращенную к нему речь, отвечает, реагирует на слова взрослых, заподозрить нарушение слуха можно, когда:
Ваш сын или дочь перестает сразу откликаться на обращение взрослого. В этот момент мы зачастую думаем, что ребенок слишком увлечен или нарочно не хочет подходить. Стоит присмотреться повнимательнее: часто ли подобное повторяется и при каких обстоятельствах. Если постоянно, то это тревожный знак.
Ребенок часто переспрашивает – взрослые при этом могут подумать, что он так балуется или все время «витает в облаках».
Просит увеличить звук работающего телевизора
На это вообще мало кто обращает внимание, особенно, если в квартире живут еще бабушки, дедушки – им громкие звуки могут быть только в радость. А зря! Слух нужно беречь в любом возрасте.
Иногда сын или дочь сами могут пожаловаться, что болит ушко, они стали хуже слышать
Предложить в этом случае ребенку потерпеть, погреть больное место или закапать «чем там в прошлый раз врач говорил» чревато.
С младенцами – сложнее.
- Взрослым нужно стараться подмечать любые мелочи в развитии: реагирует ли ребенок на звуки и как именно.
- Никогда не пренебрегать профилактическими осмотрами специалистов. В рамках каждого должна проводиться проверка слуха.
Причин тугоухости – десятки. Обратимых случаев, к сожалению, немного. Но скорректировать снижение слуха и жить дальше полноценной жизнью можно и нужно.
Ребенок боится громких звуков
В первый месяц своей жизни новорожденные спят очень крепко и спокойно, они не просыпаются ни от резких звуков, ни от фонового шума. Но когда младенцу исполняется 2-4 месяца, ситуация резко меняется, – он начинает пугаться:
- телефонных звонков;
- шума бытовой техники (кофеварки, пылесоса, стиральной машины);
- громкого смеха или кашля;
- звуков, издаваемых заводными игрушками и т.д.
Грудничок может просто вздрагивать от шума, а может плакать и заходиться в истерике. Родителям не нужно паниковать и повышать голос. Это младенцев пугает еще сильнее.
Почему ребенок в 2-3 года боится громких звуков?
Дети на раннем этапе развития (в период от нескольких месяцев до 1-1,5 года) пугаются громких и резких звуков. Это нормальное проявление инстинкта самосохранения – слишком большое количество шума может стать причиной потери чувствительности ушей и ухудшения слуха. Не стоит нервничать и беспокоиться, когда двухлетние малыши испытывают страх от громкого шума, это нормальное проявление того, что их нервная система находится на этапе развития. Она более чувствительная, чем у взрослых. Такая фобия обычно проходит примерно в три года.
Если ребенок в 5-6 лет все еще боится громких звуков, то родителям необходимо проконсультироваться с врачом. Такие проявления свидетельствует о том, что нервная система малыша слишком чувствительная.
Причиной страха может стать и слишком эмоциональная реакция родителей на ситуации, в которые попадает маленький исследователь. Если мама будет все время кричать: «Не делай этого, не трогай, не лезь!», – это может вызвать сильный стресс. С детьми лучше говорить ласково и спокойно, давая им понять, что они защищены и ничего плохого не случится.
Как избавиться от страха: советы родителям
Самое главное – атмосфера в доме. Нужно, чтобы ребенок осознавал, что родители – это надежные люди, которым можно доверять. Они всегда будут рядом и дадут его в обиду. Тогда малышу будет легче приспособится ко всем проявлениям окружающего мира.
Психологи рекомендуют:
- часто говорить с детьми спокойным, ласковым и уверенным голосом. Хорошо если это будут делать оба родителя – чтобы младенец легко воспринимал разные звуки;
- малыша успокоит, если родитель на своем примере покажет, что бояться внезапного шума не стоит, будет вести себя спокойно и уравновешенно, не будет резко вскакивать, услышав шум;
- дайте детям самим воспроизвести какой-нибудь звук. Разрешите им посигналить в машине, поиграться с телефоном;
- можно использовать мелодичную негромкую музыку. На позитивное восприятие маминого и папиного голоса настраивают колыбельные, которые родители поют перед сном;
- используйте в играх образы животных, включите в задание воспроизведение громкого рычания, издаваемого львами, тиграми, медведями;
- не стоит прилагать все усилия к тому, чтобы в доме, где есть маленький ребенок, царила идеальная тишина. Пусть он засыпает, не обращая внимания на фоновые шумы, – тогда громкие звуки не покажутся ему такими резкими и пугающими.
Если ребенок боится громких звуков в 4 года, то чтобы благополучно справиться с его фобиями, родители должны к страхам относиться с пониманием. Малыша нельзя ругать или стыдить, намного лучше постараться отвлечь его с помощью интересной игры.
Где могут помочь избавиться от страхов?
Детей, которые в 7 лет еще бояться громких звуков и неадекватно реагируют на привычный шум, необходимо привести на консультацию к психологу. Специалист во время беседы сможет узнать причину возникшей фобии. Обращайтесь в центр психологической помощи «Инсайт». На консультацию можно записаться по телефону или на сайте.
Фаза быстрого сна
Человеческий сон только внешне выглядит как бездействие. На самом деле в спящем мозге происходят невероятно сложные процессы. Ритмы сна разделяют на две фазы – быструю (поверхностную), когда мы видим сновидения, и медленную (глубокую).
В быстрой фазе происходит переработка и усвоение знаний и впечатлений, полученных в состоянии бодрствования. В медленной фазе – сознание отстраивает все системы организма и закладывает информацию в долговременную память. У взрослых быстрая фаза сна гораздо короче медленной: примерно 20 мин. против 60 мин. Когда один цикл заканчивается, мы ненадолго просыпаемся, обычно не замечая этого.
У новорожденных детей структура сна совершенно иная: быстрая фаза преобладает над медленной, ведь знаний и навыков ему нужно усвоить несоизмеримо больше. Вот почему младенец большее время спит поверхностно, часто вздрагивает, совершает непроизвольные движения.
Подчас он сам себя будит и кричит, не умея заснуть вновь. Если в этот уязвимый момент ночного бодрствования успокоить ребенка: погладить по головке, покачать кроватку, спеть колыбельную, вы поможете ему пройти через фазу легкого сна, не просыпаясь.
Ситуация меняется после 3-4 месяцев. В этом возрасте структура детского сна становится похожей на взрослую, он меньше вздрагивает и овладевает навыком самостоятельно засыпать между циклами. Если малыш после 4 месяцев не только вздрагивает во сне, но часто просыпается ночью и выглядит при этом испуганно, стоит обратиться к детскому неврологу.
Возрастные особенности страха
Малыши до 2 месяцев могут вообще не реагировать на шумы, какими бы сильными они ни были, это особенности развития (что происходит на втором месяце жизни ребенка, узнайте из статьи: Что должен уметь ребенок в 2 месяца?>>>)
Есть перечень звуков, на которые большое количество детей испытывают непонятный страх. Непонятным он является с нашей точки зрения, а вот биологически все вполне объяснимо. Это – агрессивные звуки, которые могут сигнализировать об опасности.
Не смейтесь и не запугивайте еще больше, каждый раз объясняйте происхождение тревожащих звуков и обязательно успокаивайте. Дети боятся больше всего потерять маму, и любое волнение связано, прямо или косвенно, именно с этим.
Итак, вот список «тревожных» звуков для ребенка любого возраста.
- Шум бытовых приборов: пылесоса, миксера, фена;
- Громкие голоса, ругань, крики;
- Резкий сигнал автомобиля, звук заводящегося мотора, шум мотоцикла;
- Музыка с басами, включенная на полную громкость. Дочка моей подруги боялась вообще определенной песни и плакала только на нее;
- Салюты, петарды;
- Громкие стуки падающих предметов дома или у соседей;
- Жужжание насекомых;
- Некоторые музыкальные игрушки звучат по-настоящему зловеще;
- Гром;
- Собачий лай и другие голоса животных.
И помните, если ваш ребенок в 2 года боится громких звуков – не страшно. Главное: не ругать его за это. Вряд ли вы сможете уговорить его или своим примером показать, что стиральная машинка совсем не опасная. Отнеситесь с пониманием к маленькому человечку! С возрастом это действительно пройдет само собой.
Страхи до 3 лет – заложены в каждом человеке природой. Для чего? Для нормального развития нервной системы. Страхи у детей бывают разные, например, некоторые вдруг начинают бояться ложиться спать, читайте об этом подробнее в статье: Ребенок боится темноты>>>
Триггеры рефлекса Моро
Моро-рефлекс запускается при любых внезапных изменениях чувственной стимуляции. Есть много таких триггеров, но наиболее распространенными являются:
- Громкий шум.
- Внезапное прикосновение.
- Резкое изменение интенсивности света.
- Любое событие, которое выводит ребенка из равновесия, например, изменение высоты (при помещении в кроватку, например, из ванны).
- Изменение направления движения тела ребенка.
Некоторые из этих триггеров могут быть настолько незначительными, что родители их не заметят. Тем не менее, для ребенка, который до сих пор привык жить в утробе матери, даже самые незначительные изменения могут вызвать этот врожденный рефлекс.
Советы психолога: как справится со страхом громкого шума
Раз вы заметили проявления страха у своего любимого малыша, то уже сделали шаг к созданию спокойной атмосферы дома, стараетесь не травмировать ребенка нелюбимыми звуками и объясняли ему их причину. Но вам кажется, что этого мало, что можно сделать больше для любимого ребенка.
Ваш ребенок боится шума. Что делать, чтобы ему помочь?
- Покажите своим поведением, что опасности нет. Звук, хоть и громкий, но вполне обычный. Если есть возможность – продемонстрируйте источник шума в тот момент, когда он спокоен – выключенный пылесос, дрель или комбайн. Расскажите, как предмет работает, для чего он нужен. Если показать невозможно – салют или гром – включите видео, убавив звук, в замедленной съемке;
- Поиграйте в ролевую сказку:
Пусть ребенок сам будет в роли шумящего предмета. А вы делайте вид сначала, что боитесь. Потом пусть малыш скажет, что он – полезный предмет, расскажет про «себя», и почему не надо его бояться. Когда он сам проговорит это, то страх начнет отступать. А вы подыграйте – скажите что-нибудь типа: «Действительно, ничего страшного. Я совсем не боюсь!»
Сходите в лес и покричите;
Пусть ребенок кричит столько, сколько ему хочется. От собственного крика, во-первых, становится легче воспринимать другие громкие шумы, во-вторых, это – в принципе хороший психологический прием для борьбы со страхами. Если кричать – не вариант, пусть просто пошумит – прыгать, топать ногами, стучать по кастрюлям ложками – разрешается.
Дети с чувствительной нервной системой остро реагируют на повышение громкости. И в школе им потом тяжело от шумов. Просто не любят шум. Тут главное, чтобы дома было спокойно, и ребенок мог отдыхать от раздражителей;
Да и многие взрослые болезненно относятся к громким звукам. С этим ничего не сделаешь, можно только успокаивать нервы – травяные сборы очень хорошо помогают, ванны с морской солью плюс череда с ромашкой, лаванда, трава пустырника.
Ни в коем случае не высмеивайте страхи ребенка, какими бы они ни были;
Вы – его защита и опора, однажды посмеетесь, покажете, что его переживания не важные и глупые, и потеряете доверие надолго – а то и навсегда.
Включайте дома спокойную умиротворяющую музыку, чем мелодичнее – тем лучше;
Но только не на весь день. Это тоже утомляет, даже если тихо.
Укладывая спать, гладьте малыша по голове, напевайте колыбельную (о том, как правильно организовать процесс отхода ко сну, читайте в статье: Ритуалы перед сном>>>);
Каждый раз, когда он проявляет страх и беспокойство, обнимайте, нашептывайте успокаивающие слова.
Если кроха боится чего-то из бытовых приборов, купите это в игрушечном варианте
Неважно, мальчик у вас или девочка, игра с игрушечным пылесосом или стиральной машинкой захватит любого!. Важно! Тактильный контакт очень важен, даже на научном уровне доказано, что люди, которые получают несколько объятий в день, увереннее, успешнее, легче справляются с трудностями
У них в целом лучше настроение и больше вдохновения на что-то новое. А депрессивные и даже суицидальные состояния чаще у тех людей, которые долгое время вообще не получают объятий
Важно! Тактильный контакт очень важен, даже на научном уровне доказано, что люди, которые получают несколько объятий в день, увереннее, успешнее, легче справляются с трудностями. У них в целом лучше настроение и больше вдохновения на что-то новое
А депрессивные и даже суицидальные состояния чаще у тех людей, которые долгое время вообще не получают объятий.
Налаживайте контакт со своим ребенком. В этом вам сможет помочь курс Мама-главная!>>>
Когда вы являетесь опорой и авторитетом своему ребенку, ему будет в разы легче поверить вашим объяснениям и примерам.
- Ребенок боится темноты
- Почему ребенок не слушается?
- Как развить самостоятельность у ребенка?
Как младенцы реагируют на звуки
Новорожденные достаточно чувствительны к тому, что происходит во внешней среде. Громкие и резкие шумы, неожиданные звуки вполне могут вызвать судорожную готовность, которая не говорит о наличии какого-либо заболевания или других проблем со здоровьем. Наоборот, такая ситуация свидетельствует о своевременной и соответствующей норме развития слуха. Но некоторые спокойные дети вполне могут совершенно не реагировать даже на резкие звуки. Возможен вариант вплоть до того, что родители начинают подозревать глухоту, но на самом деле это просто особенности функционирования нервной системы определенного ребенка.
Со временем новорожденный привыкает к окружающей среде и перестает остро реагировать на определенные шумы. Обычно это происходит к одному-двум месяцам. К этому времени ребенок будет демонстрировать четкую реакцию на темп речи, прислушиваться к спокойному разговору, время от времени пытаться найти глазами источник звука. Для развития слухового аппарата ребенка желательно читать ему стихотворения и детские сказки, включать ритмичные песни, больше разговаривать с ним, делиться впечатлениями об окружающем мире и рассказывать о прошедшем дне.
Последствия стресса у детей и подростков
- Соматические последствия стресса. При длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические соматические заболевания. Распространенность психосоматических расстройств у детей и подростков составляет от 10 до 25%.
- Психические расстройства. Тревога и депрессия – наиболее частые последствия как экстремальных, так и затянувшихся хронических стрессов. Чувство тревоги в период стресса могут испытывать и здоровые дети. Однако хронический или экстремальный стрессы способствуют формированию патологической тревоги, которая всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма.
Почему ребёнок боится громких звукови неприятного гудения
Каждый детский страх проявляется чаще всего в определённом возрасте и вызывается характерными причинами. Новорождённый ребёнок, как правило, крепко спит днём и ночью: его сну не мешают громкие звуки, речь, фоновые шумы. Но уже со второго месяца жизни ситуация начинает меняться. Малыш вздрагивает и плачет от телефонного звонка, гула работающего пылесоса и других бытовых приборов, громкого разговора и смеха взрослых, пения магнитофона или заводной игрушки. Реакция может доходить даже до истерики, родители же часто не знают, что делать.
Громкие звуки нередко вызывают у младенца сильный плач
На самом деле причина подобного страха — не ошибки в воспитании и не недосмотр со стороны взрослых. Это совершенно нормальная реакция развивающейся психики: громкий звук ассоциируется у младенца с опасностью (похожее чувство кроха испытывает в присутствии незнакомых людей или когда боится остаться без мамы). Кроме того, продолжительный шум вызывает дискомфорт в органах слуха.
Если же после трёх лет фонофобия не проходит, а тем более сопровождается дополнительными страхами (ребёнок постоянно тревожен, избегает общения с людьми), то родителям уже необходимо обратиться за помощью к специалисту, чтобы избежать в дальнейшем серьёзных проблем с нервной системой.
Продолжительные громкие шумы небезопасны для детей. Они вызывают перенапряжение клеток мозга, которые становятся неспособными полноценно координировать работу организма. Это приводит к расстройству в функционировании различных органов, в частности печени и сердца. Кроме того, от резких звуков и неприятных гулов уши постепенно утрачивают чувствительность.
- Поведение родителей и родственников. Чересчур эмоциональная реакция близких людей (чаще всего мамы или бабушки) на поступки маленького исследователя, громкие окрики вроде «Не трогай!», «Не лезь туда!» способна спровоцировать стресс у ребёнка и обострить чувство опасности.
- Неожиданно услышанный резкий хлопок или взрыв, к которому была не готова психика малыша. Кто-то благополучно забывает о пережитом, у других же развивается устойчивая боязнь.
- Некоторые бытовые приборы издают очень неприятные громкие звуки: пронзительный звон будильника, гудение пылесоса, электрической мясорубки. Готовка и уборка в присутствии крохи часто вызывает его негативную реакцию.
- Увиденный эпизод из фильма ужасов (случайно или из-за беспечного поведения родителей, просматривающих подобный контент в присутствии своих отпрысков). Такое видео нацелено на то, чтобы пощекотать зрителю нервы. И характерное отличие ужастиков — пронзительный крик либо иной резкий звук в самый неожиданный момент. Мало кто из детей воспримет услышанное спокойно, большинству обеспечен плохой сон ближайшей ночью, а у кого-то разовьётся фонофобия. Кстати, причиной страха может быть и сцена катастрофы, сопровождающаяся грохотом.
- Неудачный опыт надувания воздушного шарика — тот лопнул с оглушительным звуком (либо ребёнок стал свидетелем такого происшествия). Подобная боязнь даже имеет своё название — глобофобия.
- Гремящие раскаты салюта во время праздника на городской площади. Слишком маленьких деток не следует брать на такие мероприятия.
- Детский страх может вызвать шум работающей дрели, перфоратора или иного атрибута ремонта.
- Агрессивно звучащие игрушки. Родителям следует быть внимательными при выборе забав для малыша, ведь современная индустрия готова привлекать покупателя различными способами, и это не только яркий цвет изделия.
- Гроза. Оглушительные раскаты грома являются настоящим стрессом для некоторых детей.
Громкий гул работающего пылесоса пугает ребёнка Дети, как и взрослые, часто панически боятся раскатов грома во время грозы Многие интерактивные игрушки способны издавать громкие пронзительные звуки Часто страх громких звуков провоцирует лопнувший шарик Многие малыши боятся громких звуков, которые сопровождают салют на празднике Страшные сцены по телевизору, сопровождающиеся истошным криком, надолго откладываются в детской памяти, вызывая страхи Предлагаем ознакомиться Развитие ребенка по месяцам до 1 года
Как проводится обследование?
ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями
Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.
Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.
Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент
Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)
В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.
При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:
1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.
2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).
3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.
4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.