Причины боязни горшка
Как приучить ребенка, который боится горшка? Прежде всего, следует разобраться, что вызвало такую реакцию. Ребенок отказывается сидеть на горшке по различным причинам.
Не следует забывать о таком явлении, как кризис одного года. Распространена ситуация, когда малыш до этого возраста терпеливо выполнял требования мамы, но потом вдруг ребенок перестал проситься на горшок. Многие дети в год протестуют против любых действий родителей, в том числе и против попыток усадить их на горшок.
Другой причиной, по которой ребенок игнорирует горшок, может быть сильное увлечение игрой, в процессе которой он просто не замечает, что ему надо в туалет, и не контролирует свои потребности. В этой ситуации, чтобы ребенок и в дальнейшем не перестал писать в горшок, ругать его ни в коем случае нельзя.
Способность быстро освоить горшок зависит от пола. Девочки обучаются этому легче и быстрее, а вот мамам мальчиков нужно запастись терпением.
Говоря о причинах неудач, вспомним о поспешности и несвоевременности. Часто мама просто спешит, ориентируется не на возможности малыша, а на окружение. То и дело родственники и знакомые рассказывают о том, что в этом возрасте давно пора, а их ребенок не какает в горшок. И тогда в угоду своим амбициям, родители навязывают крохе то, до чего он попросту не дозрел и совершенно не готов принять. Это частая причина того, что ребенок отказывается от горшка.
Ребенок плачет на горшке, если боится. Малышам свойственно опасаться новых предметов. Может быть, горшок куплен недавно, и кроха еще не привык к нему? Причиной боязни может стать агрессивно-настойчивое поведение мамы в процессе приучения. Часто впечатлительный ребенок отказывается какать на горшок, когда его громко ругают, то есть реакция на порицание совершенно противоположная той, которую хотела получить мама.
Причина может быть и физиологической — например, запор. Твердый кал причиняет болевые ощущения малышу, и тогда горшок будет долго ассоциироваться с болью
В этой ситуации важно вовремя определить, почему ребенок боится горшка, и устранить причину запора. Если этого не сделать, ситуация усугубится, а запор станет психологической проблемой
Неудачи в этом деле могут преследовать родителей в случае отсутствия тесного эмоционального контакта с ребенком. Упорное высаживание малыша по часам без учета его желания может привести к тому, что ребенок будет отказываться садиться на горшок.
Размышляя о том, что делать, если ребенок боится горшка, маме следует подумать:
- не поспешила ли она со сроками начала приучения;
- привык ли малыш к горшку, который только приобрели;
- нет ли запора у крохи;
- не слишком ли агрессивны и навязчивы действия мамы при ознакомлении с горшком;
- не вызывают ли слова и действия старших боязнь и тревожность малыша.
Подгузник всегда и везде
Зачастую применение всевозможных подгузников превращается для родителей в маниакальную идею. Потом с ребенка резко снимают то, что всегда помогало ему оставаться в комфорте, и требуют резко сменить привычки. Так не бывает. Ребенок, привыкший постоянно справлять нужду в подгузник, дольше приучается к горшку.
Чтобы осознать, что подгузника больше нет, ребенку иногда требуется до полугода. Поэтому чаще снимайте подгузники, а если вы беспокоитесь о коврах, ламинате и мебели, сшейте чехлы, застелите клеенкой. В идеале малыш должен оставаться сухим даже в ночное время, использование подгузников, конечно, препятствует этому приучению.
Вот несколько советов, как правильно приучить малыша к горшку:
на первом этапе приучения важно «донести горшок до ребенка, а не довести ребенка до горшка».
форма горшка должна быть простой, устойчивой и широкой без изображения животных и т. п. Избегайте сложных фасонов и конструкций;
купите восемь пар штанишек большого размера, чтобы ребенок мог легко снимать и надевать их;
в период приучения к горшку надевайте на ребенка короткие маечки, которые не надо поднимать вверх, чтобы не замочить
Одежда малыша должна быть без сложных застежек и бретелек;
заведите таблицу успехов ребенка и отмечайте в ней звездочками, как часто ребенок справился с задачей и сходил на горшок самостоятельно. Хвалите его за успехи;
знакомьте ребенка с горшком задолго до того, как Вы начнете приучать его. Не разрешайте играть с горшком, учите на нем сидеть;
когда идете в туалет, не стесняйтесь брать ребенка с собой, объясните, что туда мама будет делать «пи-пи», а ребенок в это время может сесть на свой горшочек. Потом мама говорит, что уже сделала «пи-пи» и надо одеть трусики и штанишки. Помогите ребенку надеть трусики;
научите ребенка различать сухое и мокрое. Научите выбирать между сухим и мокрым полотенцем, чтобы вытереть руки;
определите, какими словами будете описывать действия («пи-пи» и «ка-ка»), уточните, как в садике, в который будет ходить ребенок, называют эти процессы;
НИКОГДА НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕДОВОЛЬСТВО ИЛИ ГНЕВ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕЧАЯННО ПРОМАЗАЛ. Дети очень восприимчивы и могут понять Вашу реакцию как неприятие и осуждение. Многие начинают отказываться ходить на горшок. Не давите на ребенка: он подумает, что сделал что-то плохое, и будет стараться сдерживать работу кишечника.
Не спешите
К сожалению, спешка к горшочкам не приводит ни к чему хорошему. Особенно удивляют такие восклики родителей, как ребенок 2 года не ходит на горшок, что делать?-ничего не делать, так как дети до 5 лет вполне себе могут ходить в подгузниках.
Но какова бы ни была причина, попытка подтолкнуть ребенка к овладению горшком, пока он не готов, на самом деле контр продуктивна. Исследования показали, что если родители начинают слишком рано, процесс просто занимает больше времени и встречает больше сопротивления. Поэтому постарайтесь не напрягаться, даже если кажется, что ваш малыш — последний из его сверстников в игровой группе, который овладевал искусством контроля над мочевым пузырем. Возраст, в котором он прекращает использовать подгузники, не имеет ничего общего ни с его умом, ни с вашими родительскими навыками, и попытка поощрения незначительных тренировок до того, как он будет готов, на самом деле является бессмысленным упражнением.
Если процесс, кажется, не работает, и ваш ребенок должен идти в школу или посещать детский сад, который не будет принимать их, пока они не будут полностью обучены горшку, то, возможно, стоит начать приучать малыша к горшку.
Популярные методики приучения ребенка к горшку
Как правильно приучить к горшку – тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного “горшочного” метода.
А перед тем, как перечислять методики, хотим поделиться рассказом молодой мамы про приучение к горшку:
https://youtube.com/watch?v=CFsUiFt7gxo
Методика приучения за 3 дня (быстрая)
Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:
- у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит “по большому” примерно в одни и те же часы);
- ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
- малышу еще не исполнилось 2 лет.
Активный этап приучения занимает три дня.
День 1. Убираем подгузник дома.
Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался “делать дела” – мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.
День 2. Убираем подгузник на прогулке.
Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести “дорожный” горшок (надувной или складной).
День 3. Закрепление.
Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня “дружбы” с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.
Садимся на горшок за 7 дней
Приучение к горшку за неделю – это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.
- В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
- Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
- Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он “сделать дела”. Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок – чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
- В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте “режим” использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.
Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, – иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.
Что делать, если ребёнок боится какать
Психологический запор – проблема деликатная. К её решению следует подойти с большой ответственностью. Прежде всего, родителям нужно уяснить, что психологическая задержка опорожнения не проходит с помощью наказаний и применения силы. От этого проблема будет только усугубляться.
Необходимо обеспечить малышу психологический комфорт, показать, что вы с уважением относитесь к его страхам, ни в коем случае не смеяться и не говорить, что это глупости. Ребёнок должен понять, что вся семья на его стороне и помогут ему побороть фобию.
Перед родителями стоят две задачи:
- Нормализовать стул ребёнка, сделать так, чтобы опорожнение было безболезненным.
- Убедить ребёнка в том, что всё будет хорошо. Старайтесь успокоить его расслабить, обнимите, скажите, что какать полезно и нужно. Здесь нужно запастись терпением, не ругать и не срываться на малыша.
В первую очередь нужно нормализовать кал, не допустить боли и неприятных ощущений при дефекации, которые так испугали малыша. Стул должен быть мягким и безболезненным. Со временем ребёнок поймет, что какать – это хорошо, после этого животику становится легче, ничего не болит и перестанет бояться похода в туалет. Какова бы не была причина запора – без специального лечебного стола проблему с дефекацией не решить, именно питание определяет частоту хождения в туалет по большому.
«Сказкотерапия» и ещё пара советов родителям
Если ребёнок в том возрасте, когда хорошо воспринимает речь, то попробуйте увлечь его сказкой, когда посадите кроху на «домашнего друга». Сядьте рядом и начните повествование о точно таком же мальчике (или девочке), который очень любил носить чистые и сухие штанишки, а поэтому сильно любил своего пластикового друга – весёлый горшочек, который всегда помогал аккуратному ребёнку оставаться в сухости и чистоте.
Вообще «сказкотерапия» поможет вам во многих сложных случаях, надо лишь соблюдать несложные правила.
- Действия и проблемы сказочных персонажей должны совпадать с действиями и проблемами ребёнка.
- Персонажи и ребёнок должны быть максимально сближены по возрасту.
- Не перегружайте свою речь непонятными для ребёнка терминами и длительными объяснениями.
- Речь в сказке должна идти о том предмете или действии, которое сейчас волнует малыша.
- Зло проблемы в сказке должно преуменьшаться, оставляя кроху в уверенности, что оно обязательно победимо.
- Решение проблемы должно быть только положительным!
- Рассказывать такие сказки нужно, когда ребёнок настроен позитивно и готов слушать вашу придумку с удовольствием.
- Если малышу надоел ваш рассказ, не настаивайте на продолжении, вы сможете это сделать в следующий раз.
Один из способов избавиться от боязни горшка у детей — «сказкотерапия».
К теме о детском саде можно добавить пару советов по вопросу, что делать, если ребёнок боится горшка, чтобы таковой попросту не возник.
Перед тем, как определять ребёнка в младшее дошкольное учреждение, стоит его навестить, лично познакомиться с воспитателем и няней, составить своё мнение о них и об общей обстановке в детском саду. Не постесняться пройти не только в спальню и актовый зал, но и в санитарную комнату – туалет.
Придя домой, обязательно скорректируйте с малышом уже полученные навыки чистоты с требованиями детского сада. При необходимости «познакомьте» ребёнка с унитазом и туалетной бумагой той марки, которой пользуются в детском садике.
Чем ближе психологический контакт родителей и детей, тем меньше проблем возникает в вопросах воспитания. Часто для преодоления сложной ситуации на первое место при борьбе с трудностями выходят не только забота и любовь, а прежде всего – титаническое терпение с лёгкой улыбкой на устах.
Если проблема настигает в садике
Дома справиться со страхами помогает и доброжелательная атмосфера, и ласковое отношение родителей. А что делать, если малыш большую часть дня проводит в садике? Как уже было сказано, причиной страха перед горшком может быть реакция воспитателей на «аварии».
В этом случае вам просто необходима консультация психолога и серьезный разговор с педагогом, на попечении которого находится ваш ребенок. Еще одна причина боязни ходить в туалет в садике может заключаться в том, что крохе неудобен и непривычен горшок.
Чтобы решить проблему, поговорите с воспитателем, спросите, можно ли приобрести для вашего малыша такой же горшок, как у вас дома, или хотя бы такого же цвета. Обычно садики только рады, когда родители что-то покупают в группу.
Как и в любой проблемной ситуации, запаситесь терпением и держите в узде негативные эмоции. Помните, что это не навсегда, что нет ни одного взрослого, который не умел бы ходить в туалет. И ваша кроха обязательно победит свои страхи, ей только надо немножко в этом помочь.
Методы лечения энуреза
Лечение энуреза необходимо, если непроизвольное ночное мочеиспускание наблюдается у детей старше 5-ти лет и если речь идет о повторении эпизодов энуреза на протяжении нескольких месяцев (единичный случай – еще не заболевание).
Хотя лечение энуреза требует времени и терпения, оно в подавляющем большинстве случаев достигает цели.
Медикаментозное лечение энуреза проводится
- при дефиците антидиуретического гормона (назначаются его синтетические аналоги);
- при повышенном или пониженном тонусе мочевого пузыря.
Может быть также назначена физиотерапия, массаж, лечебная физкультура.
Громадное значение имеет правильное отношение родителей к проблеме. Ребенку нужно обеспечить психологический комфорт. Если энурез обусловлен стрессом, это стрессовое состояние необходимо снять.
Что делать родителям, если у ребенка ночной энурез
Очень важно правильно реагировать на случаи «мокрой кровати». Ругать ребенка за это нельзя
Если ребенок почувствует, что родители рассержены или раздражены, у него может выработаться комплекс вины, что только усугубит проблему. Если ребенок достаточно большой, он и так будет переживать. Ребенку нужно внушить уверенность, что ничего фатального не произошло, что проблема – временная, и через какое-то время всё будет в порядке. Ни в коем случае нельзя обсуждать случившийся «конфуз» при посторонних, особенно при детях-сверстниках.
- не поите ребенка прямо перед сном. Вечер желательно планировать так, чтобы последнее употребление жидкости было не позднее, чем за 2 часа до того, как ребенку отправляться в кровать. И уж тем более нельзя пить на ночь сильногазированные напитки или напитки с мочегонным действием (например, клюквенные или брусничные морсы);
- следует внимательно относиться к вечерней трапезе. В идеале ужин должен быть не позднее, чем за 3 часа до сна. Не стоит давать на ужин кашу с молоком или фрукты (в них много воды);
- чтобы сон ребенка был оптимальным, необходимо избегать эмоциональных перегрузок, особенно в вечернее время. Перед сном полезно погулять;
- ребенок, отправляясь в кровать, должен обязательно посетить туалет;
- рядом с кроватью стоит поставить горшок, а в комнате оставить включенным ночник. Ребенку проще встать ночью, если горит свет.
Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.
Оцените, насколько был полезен материал
Спасибо за оценку